Кадровые инновации на кризисном предприятии.
Кадровые инновации на кризисном предприятии
- Система мотивации и стимулирования деятельности персонала
- Система мотивации труда персонала
- Кадровый менеджмент как средство повышения мотивации персонала
- Повышение эффективности управления персоналом в организации
- Эффективность научной организации труда
- Управление мотивацией персонала
- Методы управления персоналом в ресторанном бизнесе
Управление инновациями в кадровой работе – это обеспечение эффективных масштабов и темпов обновления в кадровой работе в соответствии с текущими и перспективными целями организации, современными закономерностями развития научно-технического прогресса, требованиями и стандартами государства и профсоюзов в соц. области, развитием рынка.
Главные задачи Управления инновациями в кадровой работе:
а) создание инновационного потенциала рынка труда и рынка образовательных услуг;
б) создание эффективной многоуровневой системы инновационного управления кадрами в рамках государства, региона, отрасли, отдельной организации для формирования и эффективного функционирования качественно нового кадрового потенциала;
в) сохранение элитной части. кадрового потенциала страны путем реализации инновационно-кадровых мероприятий
1. Кадровая политика в условиях кризиса на предприятии
С точки зрения Т.Ю. Базарова, "Кадровая политика – составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, действием рынка труда".
Кадровая политика рассматривается как "система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации"
Кадровая политика неразрывно связана с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований, интегрирует управленческие знания, накопленный прошлый и настоящий отечественный и зарубежный практический опыт работы с персоналом. Кадровая политика определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала организации, но не сводится к ней. Она отражает тенденции изменения интересов и потребностей, установок, ценностей и мотивации сотрудников организации, которые определяют деятельностную активность человека. В условиях кризиса кадровая политика вынужденно трансформируется. Особенности ее реализации связаны с ограниченностью финансовых средств; неизбежностью организационных мер, связанных со свертыванием ряда программ социального развития и сокращением численности персонала; повышенной социально-психологической напряженностью в коллективе.
Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, научному предвидению будущего, реальностей его достижения. Данная политика должна выявить проблемы, слабые и сильные стороны развития кадров, и на основе данного анализа определить приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Менеджеру по кадрам необходимо знать разнообразие признаков политики и уметь их использовать в различных ситуациях.
Важным условием выработки эффективной кадровой политики является обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом организации. При этом необходим всесторонний критический анализ прошлого опыта.
Основное идеологическое кредо кадровой политики в условиях кризиса – выживание с наименьшими потерями кадрового потенциала и обеспечение максимально возможной социальной защиты персонала.
Задачи кадровой политики в условиях кризиса должны быть направлены на решение следующих проблем:
1. Формирование команды адаптивных менеджеров, способных разработать и реализовывать программу выживания и развития предприятия.
2. Сохранение ядра кадрового потенциала организации, т.е. менеджеров, специалистов и рабочих кадров, представляющих особую ценность для предприятия.
3. Реструктуризация кадрового потенциала предприятия в связи:
- с организационными преобразованиями в ходе реструктуризации предприятия;
- с реализацией инновационных инвестиционных проектов;
- с диверсификацией производства;
- с реорганизацией предприятия.
4. Снижение социально-психологической напряженности в коллективе.
5. Обеспечение социальной защиты и трудоустройства высвобожденных работников.
Основные черты антикризисной кадровой политики:
- единство и многоуровневость;
- реалистичность и созидательность;
- рациональность;
- духовность, нравственность, гражданственность;
- демократичность;
- законопослушность и правомочность.
Антикризисная кадровая политика должна быть единой для всей организации, но в то же время многоуровневой, охватывающей дочерние фирмы, филиалы, все группы персонала, все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.
Кадровая политика управления персоналом на предприятии должна быть реалистичной, созидательной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение высокопрофессионального персонала.
Существенной чертой антикризисной кадровой политики управления является ее рациональность и превентивность, носящие упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов.
Антикризисную политику управления персоналом должны отличать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и гражданственность, проявляющиеся в деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников организации. Это не альтруизм, а трезвый экономический расчет. Это наиболее перспективное вложение инвестиций, которые обязательно окупятся.
В условиях формирования социально ориентированной экономики в России кадровая политика должна быть демократичной по целям, социальной базе, механизму и принципам управления персоналом.
Антикризисная кадровая политика должна опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Правовая культура руководителей, принимающих управленческие решения по кадровым вопросам, должна быть законопослушной.
Черты антикризисной кадровой политики носят относительно обособленный характер. В деятельности менеджеров по кадрам, линейных руководителей, специалистов они пересекаются, интегрируются и образуют известную системную целостность.
2. Понятие и виды кадровых инноваций
Инновационная восприимчивость управленческих нововведений в бизнес-организациях осложнена особенностями функционирования социального механизма внедрения. Взаимодействие его структурных компонентов привели к тому, что привлечение сотрудников в качестве "агентов" изменений вызвало затруднение в связи с нехваткой квалифицированных кадров (69,9%), что свидетельствует о недостаточной гибкости кадровой политики организации. Непонимание сотрудниками целей изменений (50,6%), приверженность старым стандартам работы (44,6%), страх потерять место (24,4%) свидетельствует о том, что социально-адаптационный фон в организациях скорее не способствует, а оказывает противодействие изменениям, что является следствием непродуманной политики внедрения субъектами инноваций, отсутствия с их стороны должного комплекса адаптационных мер или их качества в отношении персонала. Негативная оценка сотрудниками хода изменений говорит о недостаточности сопутствующих изменениям процессов, что повлекло за собой определенные неудобства в процессе внедрения. Возникающие сложности, связанные со структурными преобразованиями, свидетельствуют о неподготовленности или несоответствии организационной структуры внедряемым новшествам.
Кадровые инновации – целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических. структур (организаций и их подразделений) в условиях конкуренции на рынках товаров, рабочей силы и образовательных (профессионально-квалификационных) услуг. Кадровые инновации можно классифицировать по следующим признакам:
1. По фазам участия работников в профессиональном образовательно-трудовом процессе (цикле).
Профессионально-образовательные нововведения, т.е. нововведения в профессиональной подготовке кадров в вузах, колледжах, др. учебных центрах. Этой сферой нововведений занимается инновационно-образовательный менеджмент.
Нововведения, связанные с поиском и отбором кадров, т.е. с формированием нового и эффективного кадрового потенциала. В данную подгруппу входят новые методы поиска кадров на рынке труда и внутри предприятия. Эти нововведения – предмет инновационно-кадрового маркетинга.
Кадровые инновации в процессе труда. В данную подгруппу входят новые методы работы с кадрами в период освоения новой техники и видов труда, аттестации кадров, новое распределение трудовых функций и полномочий в сложившейся кадровой структуре, методы продвижения и перемещения работников, разработка новых должностных характеристик и инструкций, совершенствование работы с элитными кадрами.
Нововведения, связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров. В эту группу входят кадровые инновации в формах и методах переподготовки и повышения квалификации персонала, совершенствование методов определения потребности в данной сфере, новые методы включения кадров в процесс труда после переподготовки и повышения квалификации, создание здесь новых структур и т.п.
Нововведения в сфере сокращения персонала и ликвидации кадрового балласта. Сюда входят совершенствование методов определения несоответствия кадров необходимому уровню, формирования банков данных о кадровом балласте, совершенствование методов работы с кадровым балластом, сокращения и увольнения кадров. При этом под кадровым балластом понимается наименее продуктивная и наименее перспективная в сфере труда часть кадрового потенциала, отстающая по своим профессионально-квалификационным качествам от потребностей развития научной, производственной, административной и др. деятельности, а также избыток кадров на предприятии, в организации по сравнению с потребностями в них на каждом данном этапе.
2. По объектам нововведений и инновационного менеджмента в кадровой работе.
- Кадровые инновации в отношении отдельных работников (напр., работа с элитными специалистами и новаторами); это элитный менеджмент.
- Нововведения в кадровых системах научных, научно-образовательных и инновационных структур и их подразделений (это как бы кадровые нововведения "в квадрате" – новое в инновационных структурах).
- Кадровые инновации, связанные с обеспечением (кадровым сопровождением) целевых научных и научно-технических программ и проектов (набор и подготовка кадров для разработки и реализации программы или проекта).
- Кадровые инновации в действующих предприятиях и организациях.
- Кадровая деятельность на вновь создаваемых и реконструируемых организациях.
- Кадровые инновации в масштабе отрасли, региона, страны. Нововведения в работе кадровых служб.
3. По степени радикальности, масштабности и темпам реализации следует различать.
- Кадровые инновации эволюционного и модифицирующего характера, связанные с постепенным и частичным обновлением кадров.
- Кадровые инновации радикального (реформистского) характера, направленные на коренное и масштабное обновление кадров.
- Системные и масштабные кадровые инновации (кадровые реформы – это крупномасштабные кадровые инновации, направленные на кардинальное изменение (обновление) кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития социально-экономических систем и структур.
- Локальные, частичные кадровые инновации.
- Экспресс-нововведения в кадровой работе, осуществляемые в сжатые сроки (связаны обычно с экстремальной ситуацией в кадровой работе).
4. По отношению к элементам механизации управления персоналом.
- Нововведения в области оценки развития персонала.
- Нововведения в области прогнозирования и программирования развития персонала.
- Нововведения в области финансово-ресурсного обеспечения развития персонала.
- Нововведения в области мотивации развития персонала.
3. Принципы и методы формирования кадровой политики кризисного предприятия
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. Принципы управления персоналом отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.
Рис 1. Классификация принципов кадровой политики управления персоналом
К группе общих (базисных) принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности, равных возможностей, уважения человека и его достоинства, командного единства, горизонтального сотрудничества, правовой и социальной защищенности.
Принцип системности. Кадровая политика по управлению персоналом предполагает, что менеджеры по кадрам и линейные руководители рассматривают кадровый потенциал организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников. Данная система направлена на формирование и эффективное использование человеческого капитала организации.
Принцип равных возможностей отражает объективные тенденции, происходящие в социально-политической и экономической жизни государства. При административно-командной системе в России существовал приоритет классового подхода при отборе и расстановке управленческих кадров.
В странах с развитой рыночной экономикой все активнее утверждается принцип равных возможностей представителей всех социальных, классовых, национальных групп при подборе и расстановке кадров. Д. Мерсер пишет, что "в корпорации IBM утвердился принцип – постоянному сотруднику компании предоставляется право на равные с другими условия. Культ одаренной личности, профессиональные качества являются главным критерием оценки сотрудника при его повышении в должности".
Принцип уважения человека и его достоинства. Данный принцип определяет образ мышления руководства, при котором потребности и интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов организации. Характерно поощрение достижений сотрудников и их личного вклада, создание возможностей для творческого роста, защиту прав и достоинства личности.
Принцип командного единства. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды. Функции каждого члена команды достаточно гибки и, как правило, уточняются в процессе управления с учетом складывающейся ситуации. В то же время сотрудники команды сохраняют свою самостоятельность и самобытность.
Принцип горизонтального сотрудничества. Данный принцип связан с передачей прав и ответственности на низовой уровень управления. Это возможно в стабильных, преуспевающих компаниях, с хорошо развитой сетью горизонтальных связей, характеризующихся высокой степенью сложности. Обычная вертикально ориентированная структура с сильными элементами бюрократизма плохо справляется с этой задачей. В ряде крупных международных корпораций данная проблема решается благодаря наличию корпоративной культуры, которая способствует распространению контактов "через границы" подразделений. Последние годы данная проблема решается за счет модернизации информационных сетей через доступ к совместным терминалам.
Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип предполагает строгое соблюдение законов и других правовых актов, норм административного, гражданского, трудового, хозяйственного права.
В качестве специфических принципов, определяющих управление кадровым потенциалом организации, можно назвать принцип оптимизации кадрового потенциала организации, принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия, принцип комплиментарности управленческих ролей и т.д.
Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового потенциала предприятия. Ядро кадрового потенциала образуют совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с из модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином фрагменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли, а именно способностях к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлекательного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурсами. Эти способы очевидны и уязвимы с течением времени для конкурентов
Принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия. Повышение уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей, составляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.
Принцип комплиментарности управленческих ролей ситуации на предприятии. В зависимости от взаимодействия профессиональной и политической составляющих кадрового состава организации выделяют: управленцев, организаторов, администраторов и руководителей.
К частным принципам относятся принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, подготовке и переподготовке персонала.
Легко советовать, но трудно руководить эффективно, элегантно склоняя людей к вашей точке зрения и заряжая их стимулом к достижению поставленной Вами цели.
Методы формирования кадровой политики в условиях кризиса на предприятии направлены на преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала. М. Армстронг считает, что организация, работающая успешно, отличается от остальных тем, что специально принимает меры, чтобы пережить изменения спокойно. Минимальная цель управления изменениями – смягчить их воздействие на организацию и ее служащих.
Армстронг убежден, что "самая главная цель управления изменениями – добиться согласия на их осуществление".
Он ссылается на мнение Р. Кантера о том, что и изменения – "это процесс анализа прошлого для того, чтобы понять, какие действия потребуются для будущего".
Для достижения результата Бир предлагает систему шести шагов:
1. Проанализируйте проблему вместе с коллективом и подвигните его тем самым к изменениям.
2. Выработайте сообща представление, как организовать процесс достижения таких целей, как конкурентоспособность, и руководите им.
3. Поощряйте согласованность при выработке нового видения, компетентность при проведении его в жизнь и сплоченность в продвижении.
4. Распределяйте процесс обновления на другие подразделения, не подталкивая сверху.
5. Воплощайте процесс обновления в официально проводимой политике, системах и структурах.
6. Отслеживайте процесс обновления и приспосабливайте стратегии к проблемам, возникающим в ходе его выполнения.
Считая, что методика, предложенная Биром, существенно повышает эффективность работы, Армстронг далее предлагает свои рекомендации по управлению изменениями. Он рекомендует следующие этапы стратегии для достижения согласия:
1. "На первом этапе проводятся встречи с человеком или людьми, которых могут затрагивать предполагаемые изменения, чтобы предупредить их об этом.
2. На втором этапе сообщают информацию о целях изменений, о том, каким образом предполагается их проводить и как они повлияют на тех, кого затронут.
3. На третьем этапе изменения вносятся и начинают работать.
Неизбежно появятся задержки, препятствия, непредвиденные осложнения, отрицательные реакции со стороны тех, кто окажется лицом к лицу с реальными переменами. Важно ответить на эти реакции таким образом, чтобы учесть разумные замечания или привести разумные объяснения, почему изменения должны произойти как запланированы.
Когда изменения внесены, нужно, чтобы они прижились и по мере их осуществления стала очевидна их ценность.
Т.Ю. Базарова в работе "Управление персоналом развивающейся организации" выделила четыре основные метода: принудительный, адаптивный, кризисный, управление сопротивлением. Каждый из данных методов имеет свои преимущества и недостатки, а также специфические условия применения. На наш взгляд, в реальной ситуации вполне возможно сочетание данных приемов. Сравнение данных методов приведено в таблице 1.
Принудительный метод проведения организационных изменений предусматривает использование силы и власти для преодоления сопротивления. Это процесс нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического реагирования.
Таблица 1.
Сравнение методов преодоления сопротивления
Метод |
Условия применения |
Преимущества |
Недостатки |
1 Принудительный |
Большая срочность |
Быстрота изменений |
Большое сопротивление |
2. Адаптивный |
Небольшая срочность |
Слабое сопротивление |
Медленность |
3. Кризисный |
Угроза существования |
Слабое сопротивление |
Жесткий дефицит времени. Риск неудачи |
4. Управление сопротивлением |
Средняя срочность |
Слабое сопротивление |
Сложность |
5. Сочетание приемов |
Сочетание |
Адаптивность к условиям |
Сложность в управлении |
Наибольшие трудности в использовании этого метода в следующем:
- отсутствие до начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его существование, в результате чрезвычайно высок риск неудачи нововведения;
- неспособность предвидеть источники и силу сопротивления. Возникает замешательство, увеличиваются расходы, происходят отсрочки. В этом случае изменение изначально обречено на провал;
- неспособность устранить первопричину сопротивления;
- преждевременные структурные перемены. В результате – замедление темпов изменений;
- игнорирование указаний по внедрению изменений. В результате – саботаж изменений;
- непонимание необходимости повышать компетентность и созидать новый управленческий потенциал. В результате – изменения приносят в жертву текущим производственным проблемам, снижается качество стратегических решений.
Для повышения эффективности принудительного изменения необходимо провести анализ настроения персонала и выявить потенциальные источники сопротивления или, напротив, поддержки.
Метод адаптивных изменений. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений, сформирован соответствующий образ мышления. Полезен когда опасности или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. Неэффективен в случае чрезвычайных событий во внешней среде.
Управление кризисной ситуацией. Когда наступает кризис, сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации первоначальной задачей высшего руководства является не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризисного положения свидетельствует возобновление сопротивления.
Когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:
1. Постараться убедить всех в неизбежности кризиса и принять предупредительные меры;
2. Не "зацикливаться" на неизбежности кризиса, готовить себя к роли "спасателя", когда кризис наступит;
3. До наступления кризиса можно создать искусственный, придумав "внешнего врага", угрожающего существованию администрации: поведение инициатора искусственного кризиса рискованно и может иметь серьезные этические последствия, ведь созданный искусственно кризис не обязательно должен превратиться в реальный. Преимущества данного приема состоит в том, что он существенно снижает сопротивление, формируется поддержка решениям, а это увеличивает шансы на успешный выход из реальной кризисной ситуации.
Управление сопротивлением (метод "аккордеона"). Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то метод "аккордеона" является промежуточным и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений подгоняется под имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности – к адаптивному методу осуществления изменений.
Метод эффективен в условиях, когда спонтанные явления во внешней среде не одиночные, а повторяющиеся, и администрации требуется создать постоянный управленческий потенциал стратегического характера для реагирования на изменения.
4. Примеры внедрения кадровых инноваций на кризисных предприятиях
Все кризисные предприятия много внимания уделяли улучшению производственной дисциплины и повышению заинтересованности в труде своих сотрудников. Многие из них также осуществляют повышение квалификации своих профессионалов.
На ОАО "ГАЗ" хорошие результаты дала контрактная система работы с профессионалами.
ОАО "Северсталь" только на обучение и переобучение персонала в 2004 г потратил около 7 миллионов рублей. Разработана фактически всеобъемлющая система повышения квалификации, карьерного роста, гибкого стимулирования труда. Создано новое структурное подразделение – дирекция по кадрам.
Чтобы повысить мотивацию к труду и усилить ответственность каждого за количество и качество труда, "Красный Октябрь" решил установить "зарплату без потолка". Был просчитан и распределен фонд заработной платы между цехами и отделами, и теперь каждый коллектив заинтересован выполнить возможно больший объем работ с наименьшими затратами.
ЗАО "Первомайская заря" исповедует принцип постоянного, непрерывного обучения и самообучения персонала – не только руководителей, но и менеджеров и специалистов всех уровней и категорий. Руководство быстро осознало необходимость "выращивания" сотрудников внутри фирмы и мотивации их труда.
На ОАО "Волжский оргсинтез" учатся все, и не только в стенах Волгоградского техниеского университета, но и за рубежом: химики, экономисты, специалисты по рекламе, маркетингу, менеджменту.
Выводы
Управление кадрами направлено на достижение эффективности и справедливости. Данные цели реализуются людьми, специально подготовленными для выполнения этих функций.
Для предприятия, находящегося в кризисном положении, изменения в кадровой политике означают возможности выхода из тяжелой ситуации.
Необходимо внедрять инновационные подходы к управлению персоналом, так как персонал является той основой, без которой не сможет работать ни одно предприятие.
Литература
Учебники и монографии
1. Базарова Т.Ю. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2005.
2. Басаков М.И. Управление персоналом. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. Л.Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2005.
4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби, 2006.
5. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – М.: "Экономист", 2004.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006
7. Ермолова Е.Ф. Управление персоналом в организации. – СПб.: ВЕХА, 2006г.
8. Ланкина В.Е. Менеджмент организации: учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2005.
9. Марченко О.И. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.
10. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005.
11. Самыгин С.И. Управление персоналом. – Ростов на дону: Феникс, 2006.
12. Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми. М.: МАУП, 2006.
Периодические издания
13. Колесников С.А. "Господин Директор! Есть ли у Вас план? Кадровый" // Кадровый менеджмент – 2006. – №8. – С. 22-27.
14. Петров Е.В. Системная работа с персоналом – залог конкурентоспособности предприятия // Сталь. – 2004. – №5. – С. 102-111.
15. Петрова И.О. Сущность технологий управления персоналом, их оценка и развитие на основе процессного подхода // Социология и управление персоналом. – 2006. – №8. – С. 125-131.