Информационное воздействие в массовых коммуникациях

Информационное воздействие в средствах массовой коммуникации

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности информационного воздействия средств массовой информации и коммуникации

Интенсивное развитие средств массовой информации (СМИ) – закономерный процесс развития современного общества. СМИ являются динамично развивающейся системой, дающей не только положительные результаты, но и негативные последствия.

СМИ – совокупность специальных средств информации, использование которых основано на применении массового информационно–психологического и информационно – управляющего воздействия на сознание, подсознание человека и направленно на программирование его психологического состояния.

Основными средствами информационно–психологического воздействия, являются:

– многотиражные печатные издания (листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени);

– стационарные и подвижные телецентры;

– многотиражная кино, видео и аудио продукция (кинопленки, видеокассеты, аудиокассеты);

– стационарные и подвижные станции звуковещания;

– компьютерные телекоммуникационные сети (глобальная сеть "Интернет");

– предметы повседневного обихода широкого пользования (майки, мячи, футболки, обувь с соответствующими информационными надписями);

Задача СМИ дать информацию для самостоятельного суждения людей.

Это способствует росту духовности в обществе, побуждает к активной общественной деятельности, облегчает самореализацию личности и, в конечном счете, стабилизирует общественную жизнь.

СМИ играют основную роль среди средств информационно–психологического воздействия.

В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

Сегодня чаще всего рассматривается разработка новых способов и форм социального взаимодействия, современных информационно-коммуникативных технологий, их необходимость и влияние на социальное управление, на развитие общества и личности. Без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование общества.

Вместе с тем информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом. Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми, выдвинув отношения конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений. Это отразилось на всех уровнях социального взаимодействия – от межличностного общения, до массовой коммуникации. Отношения конкуренции наряду с позитивным их влиянием привели также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия.

Манипулирование людьми использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.

Информационное воздействие на психику человека или другими словами информационно-психологическое воздействие оказывается на людей в течении практически всей жизни. Этому воздействию человек подвергается в различных ситуациях, в которых на человека воздействуют средства массовой коммуникации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя коммуникация по типу "средство массовой информации – человек". Их можно обозначить как масс-коммуникационные ситуации. Это – ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами.

Массовая коммуникация осуществляется с использованием специальных средств подготовки и передачи информации. Эти средства – СМИ (средства массовой информации) или масс-медиа.

Функции СМИ можно разделить на три основные группы:

1. Удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности.

2. Удовлетворяющие потребности определенных социальных групп.

3. Удовлетворяющие потребности общества в целом как целостной социальной системы.

При реализации потребности в отвлечении человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают психологически изолироваться от окружающей обстановки.

Удовлетворение потребности в развлечении помогает эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность, получить определенную психоэмоциональную стимуляцию для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и основной, подавляющей функцией времяпровождения.

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой информации необходима человеку для реализации следующих целей:

1. Ориентировки в современной ситуации и социальной среде.

2. Развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом.

3. Решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать или как ухаживать за садовыми растениями).

4. Повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).

Одной из важнейших функции является обеспечение социального контроля в обществе. Осуществляется это посредством публичного информирования о деятельности различных социальных субъектов, органов власти и управления, экономических структур, происходящих важнейших событиях в общественно-политической, социально-экономической и в других сферах жизни общества. СМИ проводят собственные расследования, публично информируя об их результатах.

Деятельность СМК должна способствовать конструктивному диалогу различных политических сил в обществе и таким образом снижать конфронтационность и повышать интеграционные процессы. Если это осуществляется в деятельности СМИ, то таким образом ими реализуется важнейшая социальная функция – интеграционная.

В противном случае средства массовой информации начинают выступать как деструктивная сила в обществе и практически утрачивают роль демократического института.

Они трансформируются в информационное оружие, которое активно используется различными политическими силами в проведении информационно-психологических операций, направленных на общество или различные социальные группы.

Манипулятивные возможности средств массовой информации хорошо известны исследователям, политикам, специалистам в области рекламы и имиджмейкинга, заказчикам всевозможного рода рекламной продукции.

Существуют три основные группы причин обусловливающих манипулятивный характер СМИ:

1. Причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации, искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями.

2. Причины, вызванные политическими, социально-экономическими и организационными условиями, в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации.

3. Причины, обусловленные самим процессом функционирования средств массовой информации. Для того чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию СМИ при подаче материалов и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами.

Принципы отбора материалов СМИ часто препятствуют созданию информационной картины мира адекватной реальности:

1). Приоритетность. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы.

2). Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремальных событиях – голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях – доминирует над освещением явлений повседневной жизни. Этим объясняется склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям.

3). Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о новых политических партиях и их лидерах.

4). Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте – типичное явление для СМИ в рыночном обществе.

5). Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях.

"Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть", – вот так образно раскрывают роль и значение информационно-психологического воздействия на людей немецкие политологи.

Информационное воздействие средств коммуникации на человека представляет одновременный учет информационного и психологического аспектов.

Способы воздействия на человека условно можно разделить на две группы:

– способы информационно–психологические воздействия;

– способы информационно–управляющие воздействия.

Расширение информационной среды поставило ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации, то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей – тот эффект, который СМИ оказывает на "потребителей информации".

В общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что показывает ему телевидение.

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации, то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более глубинных целей. Информация воздействует на население.

Это воздействие может быть осмыслено как информационное насилие.

Информационное насилие – это, прежде всего, избыточность информации. Если говорить об информационном перенасыщении городского пространства, которое проявляется, в частности, в наружной рекламе, население становится заложником навязчивых и агрессивных реклам и масс-медиа, жители городов испытывают стресс и подавленность.

Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций, лишая его критического подхода к окружающему миру. Избыток информации препятствует критическому суждению, так как ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, сбивает человека с толку, не даёт возможности самоопределиться – ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении.

Проблема информационной насыщенности имеет еще один аспект. Экстенсивное размещение информации в большей мере закончено: везде, где возможно разместить рекламу, она уже есть (в газетах и журналах, внутри городского транспорта и на кузовах автомобилей, на стенах домов и асфальте). Теперь носителем информации становится сама информация. Для большой части англоязычного Интернета характерно наличие ссылок на электронный магазин, причем часто границы между текстом и рекламой размыты. Поиск необходимой информации становится все более и более затруднительным: с одной стороны, можно отметить рост объема доступной информации, с другой – низкое качество значительной ее части.

Неспособность определить, какая информация действительно важна, а какая нет, приводит к тому, что по поводу даже самых обычных жизненных вопросов становится все труднее выработать самостоятельное суждение.

Важно отметить, что информация и знание – понятия не тождественные. Знание предполагает опыт, а информация – чаще всего нет. Информация, как правило, передает человеку вторичный опыт до того, как он вообще получил первичный, т.е. человеку что-то объясняется раньше, чем он успел это пережить.

Телевидение способно моделировать поведение потребителей информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Психологами отмечено, что насилие, лавиной обрушивающееся с экрана, становится нормой досуга не только взрослых, но детей и подростков.

Из СМИ потребитель мало узнает о приземленных, обыденных вещах.

СМИ, потенциально способные формировать и корректировать убеждения, мнения, поведение людей, на самом деле реализуют эту возможность в искаженном виде. Борьба за рейтинги выводит на экраны фильмы и программы, формирующие модели поведения, которые нельзя назвать образцовыми: если возникла проблема, то решить её можно только с применением силы, если хочешь отдохнуть – купи пива. Образ успешного человека в современной России сильно деформирован.

Сущность внушающего воздействия на человека средств коммуникации заключается в том, что внушение это процесс психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации.

Интеллектуальная активность сознания внушаемого в процессе внушения значительно ослаблена, а восприятие информации и формирование настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. Внушение по способу воздействия бывает открытым и закрытым. Открытое внушение имеет конкретную и четко обозначенную цель, отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия. Закрытое внушение характеризуется замаскированностью цели и не имеет прямой направленности на истинный объект воздействия.

К механизмам внушающего воздействия можно отнести пропагандистский миф, стереотип и имидж.

Имидж – образ, который создается специально путем навязывания

эмоциональных и идеологических мыслительных связей. Процесс имиджмейкинга (формирование имиджа товаров или услуг, фирмы, личности, моды, идеологии) состоит из системы взаимосогласованных акций, направленных на определенную категорию населения и ставящих следующие задачи:

– позиционирование, т.е. создание и поддержание устойчивого, понятного имиджа;

– возвышение имиджа при снижении имиджа конкурентов;

– позиционирование своего объекта на фоне конкурентов.

Имиджмейкинг применяется не только в различных коммерческих проектах, но и для организаций социального управления, положение которых определяется отношением к ним общества, отдельных людей или групп, а также для лиц, по каким–либо причинам заинтересованных во влиянии на других. К этой категории можно отнести отдельные личности (политики, телеведущие, лидеры общественных и религиозных движений), социальные группы (военные, студенты, пенсионеры), партии, телерадиокомпании, общественные движения.

В сфере социального управления внушение и убеждение часто используются с целью получения социального эффекта, где имидж внушающего играет не последнюю роль. Если внушение в сфере социального управления происходит постоянно (с помощью СМИ), то какое-либо решение, принятое подвергшимся внушению человеком, рано или поздно будет казаться ему собственным.

В социуме информационные воздействия направлены на формирование массового и индивидуального сознания. Они достигают эффекта, когда изменяют психологические свойства, состояния и модели поведения, деятельности личности и общества в нужном направлении.

Информационно–психологические воздействия могут оказывать влияние на все компоненты сознания: психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психологические состояния и психические свойства личности.

СМИ – наиболее эффективное средство инфицирования. Они соответствующим образом могут перепрограммировать общественное сознание в угоду и по заказу определенных политических групп.

Способ инфицирования использует психический вирус, обладающий следующими свойствами:

– психический вирус как информационная конструкция, оформленная в виде идеи, при активизации способен заражать объект;

– уровень агрессии вирусоносителя по отношению к объекту должен превышать некоторую пороговую величину;

– заражение должно снижать эффективность функционирования человека.

Внедрение психических инфекций осуществляется с помощью так называемых психологических комплексов, которые включают:

– психические комплексы, навязанные внешним источником (СМИ);

– психические комплексы, возникшие внутри объекта и из–за невозможности удовлетворения собственных потребностей (голод, холод, одиночество и т.п.);

– смешанные психические комплексы (первое и второе вместе).

Закон информационного усиления говорит о том, что коммуникатор

искривляет информационное пространство в сторону обсуждаемого объекта, меняя его приоритетность и усиливая для массового сознания.

Существует инструментарий единства интерпретации ситуации социумом за счет коммуникативных потоков, в частности это проявляется в восприятии событий через СМИ.

Можно привести некий набор факторов, способствующих к обращению к мнению другого лица:

– человек не в состоянии самостоятельно оценивать обилие происходящих событий;

– сообщения СМИ приводят факт вместе с его интерпретацией (далеко не каждый человек может отделить факт от интерпретации);

– эту интерпретацию за человека делает тот, кто является для него наиболее авторитетным (журналист, эксперт, политик и др.);

– статус слушателя (зрителя) зачастую не позволяет ему приобрести статус свидетеля, у которого может быть сформировано свое собственное мнение вне вводимой интерпретации;

– в большинстве случаев читатель (зритель) далее не заинтересован в альтернативных мнениях, поскольку тогда процесс выбора интерпретации возлагается на него;

– аудитории СМИ предъявляют людей, которые недосягаемы обывателю в реальной жизни (звезды, лауреаты);

– как более мощный аппарат по порождению сообщений СМИ заполняют информационное пространство полностью, не позволяя реально конкурировать с ним отдельному человеку, которому приходится выбирать между уже готовыми интерпретациями событий.

Противодействие негативным информационно–психологическим воздействиям имеет огромное значение, как для отдельного индивидуума, так и для общества в целом.

Противодействие угрозам информационно–психологической безопасности бывает техническое и организационно–правовое.

Целью противодействия информационно–психологическому воздействию является нейтрализация деструктивного информационно–психологического воздействия.

Фактически это контрпропаганда, которая служит развитию иммунитета к деструктивному информационно–психологическому воздействию.

Очевидно, что социально значимой становится экология информации – освоение норм реакции человека на информационное пространство.

СМИ не только меняют представление людей о собственном мире, они закладывают определенные модели поведения. Проблема эскалации насилия и терроризма тоже порождена в большей мере средствами массовой коммуникации. От того, какие стереотипы поведения молодежь примет за идеал, будет зависеть, что будет считаться культурой десятилетия спустя и в каком мире человек будет жить.

Виды средств информационного воздействия

Основные виды средств информационного воздействия можно объединить в следующие группы:

- печатная продукция;

- электронные средства информации;

- радиопрограммы;

- телепрограммы.

У печатной продукции существует ряд преимуществ.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всеми сообщениями, включенными в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска. Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь при себе и обращаться к информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих слушать радио или смотреть телепередачи. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Преимуществом радиопрограмм является, то, что носителем информации оказывается только звук (включая и паузы).

Радиосвязь (использующая радиоволны – эфирное вещание, осуществляемая по проводам – проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, получение сигнала происходит в момент передачи (или при передаче на очень большие расстояния с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей речи, музыки и шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира.

Недостатком радио может служит тот факт, что радиовещание в определенном смысле принудительно – передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более просматривать, как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

Хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно. Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Преимущества телевидения заключаются в том, что на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий (прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио.

На телевидении аудио и видео могут выступать на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд. Телевидение давно уже считается серьезной силой в обществе.

Недостатком телевидения может служить тот факт, что человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы.

Не имея обратной связи, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.

Несомненная роль в телевизионном внушении принадлежит тщательному планированию передач. Передачи, следующие одна за другой, не могут быть одинаковыми по идее и настроению. Обязательно одна будет серьезная, а затем – легкая и веселая.

Методы гипнотического воздействия на человека с помощью телевидения широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие.

Результатом использования телевнушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире.

Преимущества электронных средств информации следующие:

- глобальность – предоставляет немедленный доступ к информации со всего мира;

- децентрализованность – отсутствие контроля, который существует в других электронных СМИ

- открытость – имеет низкие барьеры к доступу, низкую стоимость создания и распространения информации;

- безграничность – имеет неограниченную возможность держать информацию;

- интерактивность – позволяет общение одного человека с другим, одного человека со многими людьми, а также множества людей с одним человеком;

- инфраструктурная независимость – не связана ни с одной инфраструктурой, кроме телефонной системы;

- подконтрольность пользователю – пользователь может контролировать, какая информация достигает его компьютера и какая информация выходит из его компьютера.

Недостатками электронных средств информации служат:

- некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, пропагандируют насилие и экстремизм. В качестве негативных последствий компьютерных игр можно назвать следующие – сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности.

- с развитием технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим явлением. Распространение систем виртуальной реальности набирает обороты и в производственной сфере деятельности человека. Все большее количество вовлекающихся в общение с виртуальной средой людей порождает и другую тенденцию – к виртуальной аддикции (нехимической психологической зависимости человека от систем виртуальной реальности).

Необходимо разработать правовую концепцию использования систем виртуальной реальности, чтобы исключить возможность их использования, к примеру, в преступных целях (зомбирование, контроль над сознанием, эксперименты на психике).

- физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц, сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна.

Средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.