Функции маркетинга.
Функции маркетинга
1. Маркетинг как процесс.
Маркетинг как процесс означает приведение всех ресурсов кампании в соответствии с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.
Процесс маркетинга начинается с изучения требований покупателей, выявления их потребностей, с изучения самих покупателей и завершается приобретением товара покупателями и удовлетворением его выявленных потребностей. На любом рынке имеется множество потребителей, которые могут заинтересоваться продукцией или услугой предприятия (компании). И здесь главное – определить среди них свою группу, т.е. провести сегментацию рынка. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в этой области, но общим является изучение: во-первых, структуры потребителей – по количеству, если это отдельные покупатели, и величине, если это фирмы, по возрасту и полу, образовательному цензу, социальному положению, а во-вторых, – запросов потребителей – объем закупок, реакция на появление новых товаров и на изменение цен.
С помощью научно-технических исследований и благодаря изучению рынка эти обобщенные потребности превращаются в возможности реализации товара. Одновременно изучаются компании-конкуренты: товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на будущее в плане конкуренции продукции.
Известно, что тщательно налаженная система материально-технического снабжения оказывает существенное влияние на сроки производственного процесса, сокращает накладные расходы, что снижает себестоимость продукции, а это очень важно для установления оптимальной цены на продукт.
Есть две задачи описываемой маркетинговой функции, тесно связанные между собой: внедрение научно-технических достижений и повышение конкурентоспособности продукта. Общее понятие "конкурентоспособность" раскрывается через такие показатели, как качество продукта (соответствие определенным стандартам) и полезность его для потребителей, с одной стороны, и суммарные затраты потребителя (цена изделия и затраты на его эксплуатацию в период срока службы), с другой стороны.
Затем необходимо изучить товарную структуру рынка, чтобы определить существующий ассортимент и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие намерено предложить, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требования к качеству товаров.
На этапе планирования ассортимента происходит выявление и определение таких сочетаний характеристик самого продукта, его цены и упаковки, которые позволили бы воспользоваться возможностями реализации. Изделие изготавливается или моделируется, затем испытывается с тем, чтобы выяснить его эксплуатационные качества, а также проверяется на потребителях в момент пробных продаж, для того чтобы определить реакцию потребителей в отношении данного товара. Затем принимают экономическое решение в отношении конструкции, оформления, упаковки, цены, условий продажи и поставки. Далее составляется план маркетинга данного изделия, в который включаются все необходимые сведения о самом изделии, о рынке, о конкурентах, о целях фирмы в области маркетинга и задачах по реализации изделия, а также о средствах, при помощи которых эти задачи должны быть решены.
В общем виде план маркетинга является основополагающим документом, который конкретно устанавливает: кто, что, когда, где и каким образом должен делать.
В плане маркетинга должны быть отражены взаимосвязи с производственными подразделениями для определения объема и графика выпуска продукции. Кроме того, в сроки, указанные сбытовым отделом или подразделением предприятия, должны быть определены достаточные запасы готовой продукции; должна быть разработана детализированная программа рекламных и иных мероприятий по стимулированию сбыта; должны быть определены денежные ассигнования на рекламу, средства ее распространения, круг потребителей, а также её интенсивность и периодичность. Вместе с тем, в плане маркетинга необходимо предусмотреть льготы для первых покупателей, а также определить границы использования купонов, премий и презентаций. В плане маркетинга устанавливаются задания по распределению к продаже изделия по зонам сбыта, а также по отдельным сбытовым агентам. Кроме того, предусматриваются транспортные средства, разрабатываются графики поставок продукции. И, наконец, в плане маркетинга должны быть произведены расчеты издержек и определен бюджет маркетинга изделия.
Следующая стадия процесса маркетинга состоит в выполнении разработанного плана путем координации и интеграции работ по распределению, продаже, рекламе и стимулированию сбыта. В функции торгово-распределительной сети входит выполнение установленных компанией заданий по распределению и реализации продукции; квалифицированное обслуживание клиентов при оптовой, розничной и прямой продажах; обеспечение наличия постоянных товарных запасов для удовлетворения предполагаемых потребностей, а также предоставление информации по оценке текущей конъюнктуры и ожидаемому развитию рынка. И, наконец, контроль фактического хода продаж в сравнении установленными заданиями.
Продвижение товара может осуществляться с помощью прямых и непрямых каналов сбыта. При этом прямые каналы связаны с продвижением товаров (услуг) без участия посредников, т.е. напрямую – через отдел сбыта предприятия или филиал сбыта непосредственно потребителю. В данном случае эти организации сами осуществляют маркетинговую программу по сбыту, поддерживают контакт с потребителем, следовательно, исключены торговые наценки и комиссионное вознаграждение, которые полагаются торговым предприятиям и посредникам. Следует отметить, что здесь задействуются ограниченные целевые рынки.
Непрямые каналы организуются через торговлю (магазины, палатки) или посредника. Организация сбыта через оптовую или розничную торговлю является оптимальной в том случае, если предприятие не занимает господствующего положения на рынке, а торговец обладает большим опытом и возможностями в области торговли, а также имеет влияние на рынке. Организация сбыта товаров через посредников предусматривает продвижение и продажу продукции через торговых представителей, дилеров и маклеров, дистрибьютеров и различных агентов.
При осуществлении сбытовых функций маркетинга особое внимание уделяется транспортировке, под которой понимается физическое перемещение продукта от места производства к потребителю. Кроме того, необходимо перемещать ресурсы для производства товаров от мест их добычи или получения к предприятию. Транспортировка обеспечивает полезность продукта по местоположению, во времени и по форме (иными словами продукт должен иметь требуемую форму, быть там, где он нужен и тогда, когда он нужен).
Транспортировка осуществляется, как правило, по сегментам. Транспортировка товаров может осуществляться грузовиками или другими транспортными средствами, принадлежащими производителю или через специальные транспортные агентства. В рамках транспортировки может производиться перегрузка товаров. Но, так как это достаточно дорогое мероприятие, поэтому система, используемая для транспортировки продукта от компании-производителя к посреднику или покупателю, должна быть надежной и безопасной. Иногда имеют место кражи, а поскольку товары передаются от одного агентства к другому, то порой трудно определить, на каком этапе это произошло. В связи с этим маркетинг должен обеспечить надежность системы транспортировки.
Для своевременного удовлетворения запросов потребителя продукт должен храниться там, где он легко доступен и при этом заказ на его поставку может быть оперативно выполнен. При этом, система хранения должна удовлетворять трем требованиям: безопасность, надежность и экономичность. В частности, помещения, где хранятся продукты, должны иметь специальное оборудование. Например, дорогостоящие товары нуждаются в более тщательной охране, чем менее ценные. Портящиеся продукты (мясо, овощи, рыба) требуют специальных приспособлений для долгого хранения. Кроме того, склад должен быть расположен таким образом, чтобы посредник мог оперативно реагировать на заказы клиентов.
В сбытовые функции маркетинга входят также сортировка товаров и установление норм (стандартов). Многие продукты закупаются просто по стандартам или по общепринятой системе их идентификации. Если они не удовлетворяют этим нормам, то не будут приняты рынком. Таким образом, важно, чтобы рынок имел систему определения норм и сортов (качества продуктов). Например, при производстве сельскохозяйственных продуктов существует определенная система требований к качеству зерна и других видов продовольствия. В этом случае агромаркетинг будет определять свой продукт в рамках принятой в отрасли системы стандартов. Тогда при заключении контракта потребитель может быть уверен, что продукт, который он закупает, соответствует принятым стандартам.
На рынке именно цена – один из определяющих факторов действий потребителя. При формировании ценовой политики руководство предприятия должно учитывать влияние конкурентной структуры рынка на конкурентоспособность товаров и устанавливать на свой продукт такие цены, чтобы овладеть запланированной долей рынка, обеспечить выживаемость предприятия и получить намеченную прибыль.
Большинство неудач отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке связано с отсутствием маркетингового подхода.
Понимание маркетинга как процесса позволяет сформулировать функции маркетинга, из которых наиболее важными являются:
- проведение исследований национального и мирового рынков, выявление рыночных сегментов в них;
- изучение потребителей и формирование их потребностей;
- исследования по новым товарам или услугам и определение их жизненного цикла;
- планирование товара или услуги, а также определение сбытовой и ценовой политики предприятия;
- проведение исследований и определение ассортиментной политики предприятия;
- координация и стимулирование продвижения и сбыта товаров;
- реклама и обеспечение положительного образа предприятия;
- организация, планирование и управление маркетингом;
- формирование рыночной стратегии и тактики;
- отслеживание изменений и формирование внешней среды;
- изучение деятельности конкурентов.
Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них. Структурно они выглядят следующим образом.
Аналитическая функция
1. Изучение рынка как такового.
2. Изучение потребителей.
3. Изучение фирменной структуры.
4. Изучение товара (товарной структуры).
5. Анализ внутренней среды предприятия.
Производственная функция
1. Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.
2. Организация материально-технического снабжения.
3. Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Сбытовая функция (функция продаж)
1. Организация системы товародвижения.
2. Организация сервиса.
3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
4. Проведение целенаправленной товарной политики.
5. Проведение целенаправленной ценовой политики.
Функция управления и контроля
1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.
2. Информационное обеспечение управления маркетингом.
3. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).
4. Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).
2. Аналитическая функция маркетинга
Изучение рынка как такового. Это первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать наше предприятие. К примеру, каждый из национальных рынков стран–членов ООН и все вместе в принципе составляют внешний рынок для отечественного предприятия. Но, по крайней мере, нецелесообразна и, конечно, для бюджета предприятия расточительна попытка выйти с товаром на все рынки сразу.
Необходимо провести аналитическую работу с целью выбора из множества потенциальных рынков таких, которые могут быть наиболее интересными и приоритетными для предприятия и его товаров, на которых с минимальными усилиями и затратами можно достичь коммерческого успеха.
Целью изучения рынков является проведение так называемого ранжирования, т.е. выстраивание национальных региональных рынков и рынков зарубежных стран в определенном порядке: по мере убывания интересов предприятия к этим рынкам в зависимости от условий реализации на них товаров и услуг.
Ранжирование проводится с учетом основных (главных) и дополнительных критериев. При этом, основными критериями являются:
а) емкость рынка. Чем больше объемы ввоза товара, аналогичного или близкого по характеристикам товару, предлагаемому предприятием, тем выше вероятность его реализации на данном рынке.
Емкость рынка – это объем реализуемого в регионе (стране) товара, аналогичного тому, который производит предприятие, в течение одного года, рассчитанный на основе данных национальной промышленной и/или внешнеторговой статистики (в физических единицах или по стоимости);
б) инвестиционная политика. С точки зрения долговременного результата коммерческой деятельности, предпочтение следует отдать тем рынкам, где проводится интенсивная и рассчитанная на ряд лет инвестиционная политика в отраслях, потребляющих определенные виды изделий, интересующие предприятие;
г) импортное регулирование (в случае внешнеэкономических операций). Экспортера привлекают прежде всего страны с наиболее либеральным режимом ввоза товаров из РФ, импортное регулирование в которых имеет минимум тарифных и нетарифных ограничений;
д) географическое положение. Для многих видов машин и оборудования этот критерий не играет существенной роли. Однако при поставках крупных партий одинаковых изделий, а также сырьевых товаров показатель удаленности рынка от границы или выходных портов РФ может оказать существенное влияние на выбор рынка для реализации продукции;
е) стабильность правового режима. Это важный критерий ранжирования рынков, особенно развивающихся стран и граничащих с Россией регионов, поскольку долговременного коммерческого успеха в прямом вывозе товаров и в случае производственного кооперирования в соответствующей стране или регионе можно добиться только в условиях стабильности режима власти и политической ситуации в регионе. Предпочтительными для экспортера являются рынки стран, правительства которых имеют соглашения об экономическом сотрудничестве с РФ и проводят по отношению к России дружественную политику.
Для более детальных и углубленных исследований рынков как таковых с целью их ранжирования используются дополнительные критерии ранжирования:
- динамика развития отраслей производства, потребляющих планируемые предприятием для продажи изделия;
- прогноз развития основных конъюнктурообразующих факторов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- острота конкуренции на рынке и т.п.
Второй подфункцией аналитической функции маркетинга является изучение потребителей. На любом рынке действует, как правило, множество потребителей различного вида продукции. Например, компании различных форм собственности и масштабов производства от мелких мастерских до крупнейших корпораций с миллиардными годовыми оборотами, если речь идет о машинах и оборудовании производственного назначения.
Задача состоит в том, чтобы из большого числа потенциальных покупателей определенных типов машин и оборудования выбрать такую группу, которая при оптимальных коммерческих усилиях экспортера легче и быстрее, по сравнению с другими группами, станет покупателем предлагаемой продукции. Определение таких групп, называемое в маркетинговой терминологии сегментацией рынка (потребителей), позволяет экспортеру сосредоточить усилия на наиболее эффективных направлениях движения к коммерческому успеху, к завоеванию определенной доли рынка. К тому же сегментация потребителей создает нормальную основу для эффективной концентрации бюджета предприятия, предусмотренного для продвижения товаров на выбранных рынках, проведения рекламных и других мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Сегментация потребителей особенно необходима при продвижении на внешние рынки товаров широкого потребления и культурно-бытового назначения (телевизоры, холодильники, радио- и видеосистемы, пылесосы, стиральные машины), а также такого товара длительного пользования, как легковые автомобили.
Она обычно проводится по следующим критериям.
Для товаров производственного назначения по:
- величине фирм-покупателей;
- объему закупок;
- специфике (специализации) основного производства;
- деловой репутации руководителей фирм-покупателей;
- требовательности руководства фирм-покупателей к качеству и техническому уровню закупаемой продукции.
Для товаров индивидуального потребления по:
- месту жительства покупателя (сельская местность, большой город, небольшой город или поселок);
- возрасту и полу;
- уровню индивидуальных (семейных) доходов;
- образовательному цензу и социальному положению в обществе;
- реакции на новые товары (новаторы, быстро адаптирующиеся, консерваторы, ретрограды и т.п.).
Одинаковых, типовых подходов к сегментации покупателей не имеется. Каждое предприятие в зависимости от товара и особенностей его потребления в состоянии разработать собственные правила сегментации. Успешно проведенная сегментация позволит получать хорошие коммерческие результаты. При этом рекомендуется комбинировать похожие сегменты на разных рынках, что дает определенные преимущества. Можно относиться к комбинации сегментов как к единому рынку и иметь в связи с этим заметную экономию средств, предназначенных для проведения маркетинговых мероприятий, особенно по формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама, связи с общественностью, ценовая политика и др.).
Третьей подфункцией аналитической функции маркетинга является изучение фирменной структуры рынка. Для того чтобы ответить на вопросы: какие участники рыночных отношений и каким образом они действуют на интересующем нас рынке; какие фирмы и организации могут оказать содействие предприятию в продвижении его продукции на выбранных рынках; кто и как может противодействовать коммерческой работе, рекомендуется провести систематизацию и изучение участников рыночных отношений.
Исследование обычно проводят по трем группам фирм.
1. Фирмы-контрагенты (фирмы-покупатели).
2. Фирмы-конкуренты.
3. Фирмы-посредники.
Фирмы-контрагенты – это реальные и потенциальные покупатели продукции, которую уже поставляют или намерены поставлять на данный рынок предприятия и фирмы. Каждый поставщик заинтересован в том, чтобы иметь как можно больше покупателей (потребителей) своей продукции. Однако, покупатели существенным образом отличаются друг от друга. Поэтому через сегментацию фирм-покупателей предприятие вправе выбрать наиболее интересных, прежде всего, с коммерческой точки зрения. При этом критерии выбора фирм-покупателей практически полностью совпадают с критериями, которые обычно применяются при сегментации покупателей (потребителей) товаров производственного назначения, индивидуального потребления и культурно-бытового назначения. В любом случае основное внимание следует обращать прежде всего на солидные фирмы, характеризующиеся крупными закупками интересующей предприятие продукции на долговременной основе, на фирмы с безупречной деловой репутацией и устойчивым финансовым положением.
Нормальные условия работы на рынке создаются обычно тогда, когда есть возможность поставлять продукцию не одной, а нескольким фирмам-потребителям (конечным пользователям). Альтернативные варианты реализации продукции создадут дополнительные возможности для коммерческого маневра, получения более благоприятных условий сделок, проведения гибкой ценовой и товарной политики.
В том случае, когда предприятие выступает в роли заказчика определенной товарной продукции и услуг, всегда следует изыскивать реально возможные альтернативные варианты удовлетворения потребности. Конкуренция среди поставщиков – есть основа для получения предприятием оптимальных условий закупки.
Наличие альтернативных вариантов сделок особенно важно при осуществлении закупочных операций. Только в условиях конкуренции покупатель может получить максимально благоприятные возможности для закупки товаров (имеются в виду цены, сроки поставки, качество продукции, гарантии, условия платежа (кредита) и др.). Обычно переговоры о закупке товаров ведутся с несколькими фирмами, что позволяет достигать оптимального уторговывания (улучшения для покупателя) условий импортных сделок.
Важную информацию об условиях проведения сделок можно получить в результате изучения фирм-конкурентов. Предприятие должно заимствовать наиболее сильные стороны их деятельности. Если в процессе изучения будут обнаружены недостатки и упущения в работе конкурентов на рынке, то эти знания позволят сделать технические и коммерческие предложения более привлекательными для покупателя по сравнению с предложениями конкурентов.
Изучение фирм-посредников позволяет на основе объективных данных выбрать наиболее эффективного коммерческого посредника, который в состоянии обеспечить предприятию поддержку в коммерческой деятельности на выбранном рынке. При выборе коммерческого посредника (агента) для реализации продукции предприятия рекомендуются следующие критерии.
1. Посредник не должен представлять на выбранном рынке другую 'иностранную или национальную фирму, изготавливающую аналогичную продукцию.
2. Посредник должен располагать соответствующими торговыми, демонстрационными и складскими помещениями.
3. Торговый и технический персонал посредника должен обладать необходимыми знаниями и опытом работы с соответствующей продукцией.
4. Финансовое положение и деловая репутация посредника должны быть безукоризненными.
Помимо коммерческих посредников, которые могут выступить в качестве коммерческого агента, заметную пользу при подготовке выхода на рынок может принести изучение других посреднических фирм и организаций, образующих в совокупности рыночную инфраструктуру. Это вся система банков и других финансовых институтов, транспортно-экспедиторские службы, рекламные агентства, страховые компании, фирмы, занимающиеся консультационным и информационным обслуживанием участников рыночных отношений и т.п.
И, наконец, помимо фирменной структуры, важно изучить нормативно-правовые акты государственных и иных властных органов, определяющих режим ввоза в страну или регион, и правила эксплуатации интересующих нас товаров. Изучение таких в основе своей неуправляемых факторов внешней среды часто оказывает воздействие на коммерческие и технические мероприятия, так как если предприятие не в состоянии приспособить к ним свое техническое и коммерческое предложение, то оно не может без риска начинать поставку продукции.
Четвертой подфункцией аналитической функции маркетинга является изучение товарной структуры рынка. Для того, чтобы выяснить, каким образом удовлетворяется потребность в продукции, подобной той, которую предполагает поставлять предприятие на выбранном рынке, необходимо изучить товарную структуру рынка, технический уровень и качество обращающихся на рынке товаров, систему товародвижения и сервиса конкурентов, особые требования к товарам, действующие стандарты, нормы, правила технической безопасности. В конечном счете, надо прийти к заключению о том, какие изделия и примерно в каком объеме могут быть реализованы на выбранных рынках (сегментах). При этом, добросовестно проведенное изучение товарной структуры рынка позволяет избежать значительных финансовых потерь при продвижении продукции, особенно на новые рынки.
Завершающей, пятой, подфункцией аналитической функции маркетинга является анализ внутренней среды предприятия. Такой анализ предполагает:
- изучение организационной структуры предприятия с точки зрения ее конкурентоспособности на целевых рынках;
- оценку НИОКР и их соответствия уровню НИОКР у конкурентов;
- анализ интеллектуального потенциала сотрудников, и их способность быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде;
- анализ творческих возможностей коллектива, наличия "генераторов новых идей", новаторов;
- оценку технологического уровня производства, сравнение с возможностями конкурентов;
- изучение потребности рынка в высококачественных, экологически чистых и общественно полезных товарах и технологиях.
Анализ внутренней среды предприятия, по существу, представляет собой оценку конкурентоспособности предприятия в настоящий момент времени и на перспективу.
Целями такого исследования являются:
- выбор направлений развития предприятия на основе социально-этических принципов;
- выявление резервов;
- выработка политики реновации и выживания в условиях конкуренции;
- создание стратегических планов развития на основе прогнозных исследований рынков и товаров;
- адаптация внутренних возможностей предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
Методами изучения внутренней среды предприятия выступают:
- ситуационный анализ,
- метод мозговой атаки,
- экспертные оценки по методу "Дельфи",
- внутреннее анкетирование,
- конференции,
- аналитическая работа с помощью привлеченных со стороны экспертов и специализированных организаций.
3. Производственная (созидательная) функция маркетинга
Организация производства новых товаров (товаров рыночной новизны).
Последовательное и комплексное исполнение руководством предприятия через оперативные и функциональные подразделения аналитической функции создает нормальные условия для принятия решений о разработке и постановке на производство таких товаров, которые будут приняты рынком, т.е. востребованы потребителями. При этом предприятие ориентируется не только на выбранные национальные рынки вообще, но и выделенные на этих рынках сегменты покупателей (потребителей).
Четко проведенная сегментация потребителей позволяет целенаправленно организовать производство конкурентоспособных (для выбранного сегмента рынка) товаров в требуемых рынком количествах с соблюдением оптимального графика отгрузок. Особое внимание обращается на организацию производства товаров "рыночной новизны", которые либо открывают перед потребителями возможности удовлетворения совершенно новой потребности (это так называемые пионерные товары), либо поднимают на качественно новую ступень удовлетворение уже известной потребности, либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей удовлетворять на определенном уровне известную потребность. Производство товаров рыночной новизны – ключевой фактор коммерческого успеха еще и потому, что позволяет предприятию занимать на рынке в течение определенного периода монопольное положение и получать более высокую, по сравнению со средней по отрасли, норму и массу прибыли.
Товар – сердцевина всей маркетинговой деятельности, и если он не в состоянии удовлетворить пожелания потребителей, то никакие усилия по его реализации не приведут к положительным коммерческим результатам. Наиболее эффективным методом оценки "продаваемости" товара являются пробные продажи на выбранных рынках. В первую очередь это относится к товарам индивидуального потребления. Значительно реже пробные продажи проходят товары производственного назначения в основном из-за сложности организации рыночного тестирования и высокой его стоимости. Новые товары производственного назначения, особенно машины, оборудование, приборы и т.п. рекомендуется передавать на безвозмездной основе для испытаний у потенциальных потребителей. Результаты таких испытаний дают бесценную информацию для предприятия-изготовителя, позволяющую довести новое изделие по техническому уровню и качеству до уровня самых строгих требований рынка.
Полученные в результате рыночного тестирования и пробной эксплуатации данные позволяют до начала серийного производства товара внести в него необходимые улучшения и приспособить к конкретным требованиям рынка. В случае полного провала пробных продаж, что случается довольно часто, товар во избежание финансовых потерь в серию не сдается.
Организация материально-технического снабжения.
Известно, что материально-техническое снабжение – наиболее существенный элемент обеспечения производства. Развитые рыночные отношения практически исключают материально-техническое снабжение через каналы распределения из централизованных фондов. Исключение может составить только обеспечение сырьем, материалами и комплектующими изделиями по твердым ценам при исполнении государственных заказов. Во всех остальных случаях предприятие обеспечивает свои потребности посредством закупки необходимых материально-технических ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка.
Система материально-технического снабжения, которая в западной литературе часто определяется понятием "закупочная логистика", оказывает существенное воздействие на накладные расходы и тем самым на себестоимость готовой продукции. Идеальным представляется положение, когда предприятие вообще не имеет развитого складского хозяйства и заготовительного производства. Избыточные запасы могут резко понизить скорость оборота капитала, ухудшить финансовое положение и конкурентные позиции компании. Поэтому многие предприятия на Западе, в США и особенно в Японии активно переходят на систему снабжения, получившую название "точно в срок", когда поставщик и заказчик согласовывают суточные и даже почасовые графики поставки комплектующих изделий и материалов.
Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
В маркетинге следует понимать качество в таком контексте, который включает в себя и то, что обычно понимается под техническим уровнем выпускаемой продукции. В свою очередь качество и технический уровень продукции – наиболее существенные элементы, определяющие конкурентоспособность, особенно машинотехнической продукции. Что касается организационно-коммерческих параметров конкурентоспособности, то они в той или иной мере представлены как составляющие сбытовой функции маркетинга (сервис, ценовая политика, оптимизация системы товародвижения и т.п.).
Обусловленность и определенность потребности, которую должен удовлетворять товар (услуга), приводит изготовителя продукции к необходимости комплексного изучения предполагаемых рынков сбыта, их ранжирования и сегментации потребителей. Очевидно, что отвечать требованиям качества может только такой товар, который уже в момент разработки (создания) ориентирован на конкретных потребителей.
4. Сбытовая функция (функция продаж)
Организация системы товародвижения.
Эта подфункция маркетинга включает в себя все то, что происходит с товаром в промежутке времени после его производства и до начала потребления. Система товародвижения обеспечивает предприятию (и потребителю) создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества (имеется в виду сохранность во время транспортировки), на которое рассчитывает потребитель.
В подфункцию товародвижения помимо транспортно-экспедиторских услуг входит организация оптимального складского хозяйства и создание реализационной сети как оптовой, так и розничной.
Товародвижение может оказывать заметное воздействие на размеры и структуру затрат, особенно на накладные расходы. Для таких товаров, как металлы, химикаты, удобрения, некоторые нефтепродукты расходы, связанные с организацией товародвижения, могут составлять до 25% выручки от экспорта, в пищевой промышленности – до 30%. Хотя по машинам и оборудованию затраты на товародвижение заметно ниже, но и они существенно влияют на размеры получаемой прибыли.
Организация сервиса.
Сервисом называют подфункцию маркетинга предприятия, которая обеспечивает комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией машин, оборудования и другой промышленной продукции. В результате правильно организованного сервиса, сопровождающего товар на всем протяжении его жизненного цикла у потребителя, обеспечивается постоянная готовность техники к высокоэффективной работе.
Необходимость сервиса вытекает прежде всего из стремления производителя сформировать стабильный рынок для своего товара. Ведется эта деятельность по принципу: "Вы покупаете и используете наше изделие – мы делаем все остальное". Высококачественный сервис высококачественного товара непременно вызывает расширение спроса на любой товар, способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж.
Предприятие должно быть заинтересовано в том, чтобы товары, особенно машинотехнические изделия, до полной амортизации у потребителя не вызывали у последнего отрицательных эмоций, не приносили ему финансовых потерь, убытков. В противном случае предприятие теряет свое лицо на конкурентном рынке, не имеет перспектив повторных продаж изделий, которые не смогли удовлетворить конечного пользователя.
Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
Товарная политика, особенно на региональных и внешних рынках, предполагает определенные целенаправленные действия администрации предприятия, построенные на таких принципах, благодаря которым обеспечиваются эффективное с коммерческой точки зрения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж.
Разработка и проведение товарной политики должны базироваться на хорошем знании рынков (внешней среды) и возможностей предприятия (внутренней среды), т.е. на материале, который можно получить только в результате осуществления полномасштабной аналитической функции маркетинга.
Проведение целенаправленной ценовой политики.
Цены и ценообразование на товарных рынках являются существенными элементами маркетингового комплекса. Через цены реализуются конечные коммерческие результаты, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия, организации его маркетинга. В конечном счете цены, обеспечивающие предприятию запланированную прибыль, свидетельствуют о конкурентоспособности его товарной структуры, всего комплекса товаров, услуг и сервиса в пользу покупателей.
Целенаправленная ценовая политика в маркетинге состоит в том, что предприятие устанавливает на свои изделия такие цены и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, получение намеченного объема прибыли) и решение оперативных задач, связанных с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, деятельностью конкурентов и т.п.
5. Функция управления и контроля
Данная функция включает следующие подфункции:
- организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
- информационное обеспечение управления маркетингом;
- коммуникативная подфункция маркетинга (т.е. организация системы коммуникаций на предприятии);
- организация контроля маркетинга.
Подфункция планирования.
Одна из основных целей маркетинга – установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Реализация всех функций материально-технических ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка.
Система материально-технического снабжения, которая в западной литературе часто определяется понятием "закупочная логистика", оказывает существенное воздействие на накладные расходы и тем самым на себестоимость готовой продукции. Идеальным представляется положение, когда предприятие вообще не имеет развитого складского хозяйства и заготовительного производства. Избыточные запасы могут резко понизить скорость оборота капитала, ухудшить финансовое положение и конкурентные позиции компании. Поэтому многие предприятия на Западе, в США и особенно в Японии активно переходят на систему снабжения, получившую название "точно в срок", когда поставщик и заказчик согласовывают суточные и даже почасовые графики поставки комплектующих изделий и материалов.
Информационное обеспечение маркетинга.
Внешняя среда – основной источник маркетинговой информации, на базе которой следует принимать управляющие решения. Не вдаваясь в детали теории и практики комплексного изучения факторов, определяющих состояние и динамику развития деятельности предприятия, подчеркнем лишь одно обстоятельство: в процессе систематизации и анализа данных крайне важно разделить все факторы внешней среды на управляемые, полууправляемые и полностью неуправляемые. Методологически этот процесс должен предшествовать разработке любых тактических и тем более стратегических линий поведения предприятия, поскольку он на многоальтернативной основе позволяет высшему звену управления остановить свой выбор на наиболее перспективных для предприятия рынках. Это будут рынки, где предприятию проще приспособиться к неуправляемым факторам, с одной стороны, и с меньшими затратами и усилиями изменить управляемые и полууправляемые факторы в свою пользу, – с другой.
Помимо экзогенных (внешних по отношению к предприятию) факторов, определяющих развитие различных процессов и явлений вокруг предприятия, существуют эндогенные (внутренние) факторы, учет которых необходим для управления сложными производственными системами в условиях рынка. К таким важным факторам относится состояние и отчетность по портфелю заказов, объемам продаж, уровню складских запасов, финансовому положению предприятия и др. Предприятие, будучи заинтересованным в быстром и четком выполнении заказов и своевременной оплате отгруженных товаров покупателями, должно постоянно анализировать и совершенствовать внутреннюю информацию, характеризующую ход выполнения цикла "заказ–изготовление–отгрузка–оплата".
Коммуникационное обеспечение управления маркетингом.
Коммуникативная подфункция в маркетинге обеспечивает предприятию активное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду и поэтому она органически связана с формированием спроса и стимулированием сбыта.
Во многих работах западных и отечественных маркетологов коммуникационное обеспечение управления производством и сбытом часто недооценивается, когда речь идет о функциях маркетинга. Коммуникационная система в других работах представлена только в виде каналов для передачи рекламных посланий и другой информации, направленной на потребителя, на сообщение потребителю сведений о товаре. Такое толкование коммуникативной подфункции маркетинга и самой коммуникационной системы не совсем правильно, особенно на современном этапе конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Очень важными становятся, например, мероприятия по связи с общественностью, направленные на повышение престижа предприятия и социально-этического содержания его деятельности.
Многие крупные заводы для решения этих задач должны создавать специальные структурные подразделения (отделы, бюро, службы). В их обязанности входит поддержание контакта с общественностью, рынком, покупателями, правительственными органами, прессой. Кроме того, подобные службы могли бы воздействовать на внешнюю среду: коммерческих посредников, торговый персонал, руководителей филиалов, отделений и представительств за рубежом. Коммуникационная система предприятия, очевидно, должна не только обеспечить оперативную отправку руководящих материалов и использование соответствующих каналов связи, но и отвечать за точные формулировки и однозначное толкование этой управляющей информации теми, кому она адресована.
Контроль с помощью ситуационного анализа.
Контроль – заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия и реализации решения. Конечно, это вовсе не означает, что контроль как элемент всего процесса управления маркетингом не должен применяться и на других стадиях цикла управления. Контроль позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Первыми шагами создания службы маркетинга на предприятии должны являться следующие.
- Необходимо кардинально перестроить, переориентировать предприятие на подчинение производства маркетингу.
- Сформировать структуру маркетинга, которая будет собирать и анализировать информацию для принятия управленческих решений и проводить мероприятия по активному маркетингу. Эта служба должна непосредственно подчиняться генеральному директору или коммерческому директору.
- Осуществить мероприятия по:
- определению профиля потребителя, составлению базы данных по постоянным клиентам-предприятиям;
- составлению базы по конкурентам с их количественным описанием;
- составлению базы данных по поставщикам сырья и комплектующих;
- определению тенденций рынков продукции;
- формированию клиентской и ассортиментной политики, политики ценообразования и конкурентной борьбы;
- составлению плана-графика мероприятий по продвижению товаров и предприятия на рынок.