Рыночная экономическая система как основа предпринимательства и среда маркетинга

Рыночная экономическая система как основа предпринимательства и среда маркетинга.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Общая характеристика рынка

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой лежит функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей как общества в целом, так и его отдельных индивидов.

Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Современное рыночное хозяйство сложилось под воздействием факторов, взаимосвязь которых можно отразить следующим образом: с одной стороны, совокупность таких факторов, как мировая экономика, государственное регулирование и рыночная инфраструктура напрямую оказывают воздействие на формирование оптимальных воспроизводственных пропорций (optimum производство - распределение - обмен - optimum потребление). С другой стороны, влияние социальных факторов и социализированного товарного производства нельзя недооценивать.

Рынок позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей, ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких размерах, какими методами, направляет тем самым общее экономическое развитие.

Условия, необходимые для возникновения рыночных отношений:

- превращение товарного обмена из эпизодически повторяющейся процедуры обменных операций в регулярное явление прочно связано с распространением частной собственности, которая обеспечивает право распоряжения (продажи) и одновременно создает личную, кровную заинтересованность в удешевлении производства товаров, улучшении их качества и потребительских свойств;

- переход от случайного обмена (то есть реализации излишков) к обмену как процедуре систематически повторяющейся и жизненно необходимой, связан с разделением труда в обществе;

- создание рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Сама по себе рыночная инфраструктура включает 3 элемента, а именно:

- рынок товаров и услуг, который в свою очередь требует создания и функционирования товарных бирж, предприятий оптовой и розничной торговли, аукционов, ярмарок, выставок и посреднических фирм;

- рынок факторов производства (труд, земля, средства производства и предпринимательская инициатива), который в свою очередь требует создания и функционирования экономических ресурсов. В последнее время, из рынка факторов производства выделяется рынок труда, для оптимального функционирования которого требуется создание и функционирование бирж труда, информационных центров, юридических контор, рекламных агентств, юридических фирм;

- финансовый рынок (денежный рынок, фондовый рынок и рынок инвестиций), который в свою очередь требует создания и функционирования банков, страховых компаний, фондов и фондовых бирж.

Признаки рынка:

- Свобода экономического выбора и принятия всех видов управленческих решений. Это означает, что покупатели и продавцы реализуют свободу экономического выбора по собственному усмотрению, без чьего-либо вмешательства. Фридрих фон Хайек (1899 – 1990), основоположник современного либерализма считал рыночную экономику и свободное общество синонимами. Он особо отмечал "опережающую события" деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов.

- Повсеместное распространение материальной заинтересованности как предпринимателей, так и наемных рабочих, является мощным импульсом для развития экономики. В этой связи Адам Смит, основоположник классической экономической теории, говорил, что "Рынок – это оптимальная система, позволяющая сообществу, члены которого преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных обстоятельствах совокупных результатов". В связи с этим, творчество А. Смита для индустриальной экономики сопоставимо с изобретением колеса.

- Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Рынок и конкуренция неразрывными нитями связаны между собой. Без конкуренции нет и не может быть рынка. Конкуренция – это характерная черта отношений между продавцами или между покупателями. Продавцы соперничают между собой за наиболее выгодного поставщика материалов, полуфабрикатов или изделий; за рынок сбыта; по поводу технологических приемов изготовления продукции или других мотивов. покупатели конкурируют между собой, преследуя цель нахождения или привлечения лучшего поставщика уже готовых товаров или услуг, по поводу приобретения товара лучшего качества по более низкой цене. Так, ярким примером конкуренции покупателей служат аукционы. В то же время продавец и покупатель не конкурируют, не соперничают друг с другом, а ищут взаимоприемлемые условия для заключения сделки.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товара. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, конкурентная борьба проявляется в виде двух основных методов:

- Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества;

- Развитие товарного производства обусловило изменение форм конкуренции в зависимости от степени воздействия фирм на условия реализации своей продукции на рынке, то есть использование неценовых методов конкурентной борьбы.

Кроме того, конкуренция играет ключевую роль в техническом прогрессе, а именно: внедрение новой техники, новых, ранее не использовавшихся, технологий распространяется впоследствии на другие предприятия. Что касается рыночных методов конкуренции, то с давних времен ключевой была ценовая конкуренция, то есть привлечение покупателя пониженными ценами либо, без изменения издержек производства, путем установления монопольной цены на продукцию. В то же время нельзя недооценивать неценовые методы конкурентной борьбы, в частности, нельзя пренебрегать рекламой, улучшением условий поставки, комфортностью, послепродажным обслуживанием. Важным направлением неценовой конкуренции остается соперничество в техническом уровне, новизне и качестве продукции, ее потребительских свойствах.

Таким образом, конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами:

множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, кому и как реализовывать свою продукцию;

множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого приобретать (покупать) продукцию;

эквивалентный обмен по стоимости;

стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения на рынке;

стихийное регулирование воспроизводственных пропорций (это пропорции, складывающиеся на стадиях воспроизводственного цикла: производство, обмен, распределение и потребление);

свободная конкуренция, свободный "перелив" капитала из одной отрасли производства в другую.

2. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но при этом встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

В настоящее время к субъектам рыночного хозяйства относят:

1. Домашнее хозяйство.

2. Предприятия или фирмы.

3. Банки.

4. Государство.

Связь "производитель – потребитель" является одной из основных в системе рыночных отношений. Исходя из этого, общую модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства можно представить следующим образом (см.: схему на рис.1).

Схема взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Рис.1. Схема взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

- Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

- Самостоятельно принимает все виды управленческих решений;

- Является собственником какого-либо фактора производства;

- Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятия или фирмы – это экономическая единица, которая:

- Использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

- Стремится к максимизации прибыли;

- Самостоятельно принимает все виды хозяйственных и управленческих решений.

Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.

Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей.

Объектами рыночного хозяйства в настоящее время выступают:

- Товары и услуги;

- Факторы производства (труд, земля, средства производства, предпринимательский капитал и инициатива);

- Деньги, капитал, ценные бумаги;

- Государственные льготы и субсидии;

- Социальные выплаты.

3. Виды рынков и их классификация

В настоящее время рынки можно классифицировать самым различным образом (см.: данные табл.1).

Таблица 1.

Виды и классификация рынков.

По экономическому положению объектов рыночных отношений

- рынок товаров и услуг

- рынок средств производства и производственных видов деятельности

- рынок труда

- рынок инвестиций

- рынок финансовый и денежный

- рынок ценных бумаг

По географическому положению

- местный рынок

- региональный рынок

- национальный рынок

- мировой рынок

По степени ограничения конкуренции

- монополистический рынок

- олигополистический рынок

- свободный рынок

- смешанный рынок

По отраслям

- автомобильный рынок

- компьютерный рынок

По характеру продаж

- оптовый рынок

- розничный рынок

Задание: самостоятельно подготовить характеристику классификационных групп или видов рынков по предложенной выше табл.1.

4. Понятие, содержание и виды рыночных структур в современном рыночном хозяйстве

Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка, а именно: количество фирм в отрасли; тип производимого продукта; возможности для входа в отрасль и выхода из неё иных фирм; способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут влиять на поведение фирм.

Важной характеристикой рынка является его конкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем в большей степени конкурентным считается рынок.

Необходимо различать два термина: конкурентность рынка (она характеризует рыночную структуру) и конкурентную борьбу (степень соревновательности фирм отрасли друг с другом). Например, с повышением конкурентности рынка, снижается потребность фирм в соревновании, а в условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба: в отрасли действует огромное число фирм, и их влияние на рынок товара столь незначительно, что отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. И напротив, в отрасли, где действуют несколько крупных фирм, и каждая их этих фирм в состоянии активно воздействовать на рынок, влиять на изменение ценовых характеристик товара, то конкурентность такого рынка незначительна, и фирмы отрасли ведут активную конкурентную борьбу.

Поскольку на рыночную структуру оказывают влияние много факторов, то теоретически рыночных структур может быть большое количество. Однако, многие экономисты считают возможным упростить анализ, полагая, что рыночную структуру определяют четыре основных фактора, а именно:

1) количество фирм, производящих продукцию;

2) тип производимого продукта;

3) контроль над ценой;

4) степень сложности входа в отрасль.

С учетом этих факторов, выделяют четыре теоретически возможные рыночные структуры: совершенная (чистая) конкуренция; чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция (см.: данные нижепрведенной табл.2).

Существуют два правила, которые применимы для любой рыночной структуры:

- Правило 1. Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства этого количества товаров и услуг.

- Правило 2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам.

Таблица 2.

Сравнительная таблица рыночных структур

Основные черты рыночной ситуации

Рынок свободной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции

Чистая монополия

Олигополия

Монополисти­ческая конкуренция

Количество фирм, производящих продукцию

Множество незави­симых товаропро­изводителей

Одна крупная

Несколько крупных

Достаточно много

Тип производимого продукта

Стандартизирован­ный

Уникальный, нет близких заменителей

Стандартизи­рованный

Дифференцированный

Контроль над ценой

Цены определяются рынком

Практически полный контроль

Существует влияние ценового лидера

Влияние ограничено

Степень сложности входа в отрасль

Относительно легкий

Очень трудный

Трудный

Вход и выход возможны

Исторически развиваясь, рыночная экономика приобретает различные формы проявления, национальную специфику. Вместе с тем, можно выделить следующие разновидности рыночной системы:

1. Свободная рыночная экономика возможна там, где регулирующая функция государства сведена к минимуму, где отработаны рыночные стимуляторы, такие как: цены, прибыль, конкуренция.

2. Регулируемая рыночная экономика предполагает систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь через налоги, кредиты и прочие механизмы с целью поддержания экономического роста, ослабления кризисных и инфляционных процессов.

3. Социальная рыночная экономика направлена на поддержку населения, особенно тех его слоев, которые сами не в состоянии влиять на уровень своих доходов (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети). Однако, социализация экономики предполагает достижение относительно высокого уровня общественного благосостояния и общественного сознания.

4. Смешанная рыночная экономика означает наличие в стране весомой государственной или муниципальной собственности. Она, чаще всего, возникает при экстраординарных обстоятельствах, связанных с войной, структурным кризисом и т.п. В настоящее время, в развитых странах удельный вес государственной собственности незначителен (не превышает 10-12 процентов), и напротив, в развивающихся государствах, особенно с выраженным военно-бюрократическим уклоном достаточно высок.

Таким образом, главным критерием различий между разновидностями рыночной экономики выступает степень и формы государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. До сих пор, переходное состояние российской экономики не выходит за рамки государственно-капиталистического уклада (в этом проявляется особенность российской экономики в переходный к рынку период).

Чтобы государственное регулирование рынка состоялось, должен существовать сам рынок, то есть предмет регулирования. И главной задачей экономической политики государства в переходный период к рынку является необходимость способствовать формированию рыночного хозяйства, поощрять этот процесс, устраняя административные препоны.

5. Принципы рыночной экономической системы

В настоящее время к принципам рыночной экономической системы относятся следующие пять:

1. Свобода предпринимательской деятельности.

2. Государственное регулирование рынка и рыночных отношений.

3. Экономическая ответственность и риск предпринимателя.

4. Принцип рыночного ценообразования.

5. Открытость экономики.

Во-первых, основным принципом рыночной экономической системы является свобода предпринимательской деятельности. Речь идет об экономической самостоятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности. Экономическая свобода позволяет любому экономическому субъекту: реализовать свои способности, "желания"; активным образом, по собственному выбору участвовать в общественном производстве; быть товаропроизводителем или посредником; организовать своё дело.

Во-вторых, любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. В качестве инструментов регулирования рынка выступают:

- государственные программы;

- налогообложение;

- финансово-кредитная и банковская системы;

- трудовое законодательство;

- ценовые ограничения;

- антимонопольные меры правительства.

Переход от плановой экономики к рыночной системе приводит к замене методов централизованного директивного управления методами государственного экономического регулирования. При этом, экономические инструменты, с помощью которых реализуются методы регулирования, по большей части остаются те же, что и при директивном управлении, однако в административно-командной системе хозяйствования такие методы применялись лишь в целях прямого воздействия, а при государственном регулировании – преимущественно в целях косвенного воздействия. К таким инструментам можно отнести:

- налоги;

- государственные задания или заказы;

- цены;

- бюджетное финансирование;

- дотации, субсидии.

Третий принцип рыночной экономической системы – это экономическая ответственность и риск предпринимателя. Он означает, что каждый предприниматель несет ответственность за свою деятельность и за её конечные результаты. Кроме того, предприниматель организовывает бизнес на "свой страх и риск". Рынок все предприятия ставит в такое положение, что начало любого нового дела всегда сопряжено (связано) с определённой степенью риска.

В-четвёртых, принцип рыночного ценообразования означает, что цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, во взаимодействии спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций, поэтому только рыночные цены способны быть объективными, достоверными измерителями денежной стоимости продукции, товаров и услуг. Других измерителей, по крайней мере, существенных, – нет.

И, наконец, принцип открытости экономики. Данный принцип означает, что свобода предпринимательства распространяется и на внешнеэкономические связи. Открытость выражается в том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определённых условий и ограничений. Иностранным фирмам предоставляется возможность на равных началах с российскими предприятиями выступать на внутреннем рынке в роли не только товаропроизводителей, но и в роли владельцев собственности.

6. Преимущества и негативные стороны рынка

К достоинствам (преимуществам) рынка следует отнести:

- Эффективное распределение ресурсов;

- Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

- Свобода выбора и действий производителей и потребителей;

- Максимальное использование достижений научно-технической революции;

- Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Негативными сторонами рынка являются:

- Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- Рынок игнорирует зачастую потенциально негативные последствия принимаемых решений;

- Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

- Рынок не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

- Рынок не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке;

- Рынок подвержен нестабильному развитию с соответствующими рецессионными и инфляционными процессами.

Решение вышеперечисленных задач (нивелирование негативных сторон рынка) берет на себя государство, роль и функции которого в современном рыночном хозяйстве существенно изменились.

7. Государственное регулирование рыночной экономики.

Начиная с 20 века государство стало выполнять функции, присущие ему как экономическому субъекту – развитие государственной собственности и государственного предпринимательства. В связи с этим, важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике являются:

- Войны и национальная оборона;

- Инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов;

- Рост народонаселения;

- Урбанизация;

- Проблемы окружающей среды и эголитаризм (равенство);

- Национальные традиции.

В широком смысле слова государственное регулирование означает распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Вместе с тем, на государственное регулирование оказывают влияние социально-психологический фактор, включающий национальные ментальность (интересы) и традиции, степень рациональности ожиданий публики, доверия к действиям правительства и т.д.

Схема государственного регулирования в рыночной экономике

Рис. 2. Схема государственного регулирования в рыночной экономике

Государственное регулирование предполагает, прежде всего, принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, якобы, выражающей интересы большинства.

По мере совершенствования системы государственного регулирования определяются (вырисовываются) два противоположных начала:

с одной стороны, давление фискальной, директивной политики, проводимой чиновниками, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;

с другой стороны, меры индикативного, избирательного, воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект самостоятельно выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам.

Примечательно, что еще Вальтер Ойкен (1891-1950 гг.), рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, в работе "Основные принципы экономической политики" (вышла в свет в 1939 году во Фрастбурге, в России опубликована в 1994 году) пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной системой является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью. И денежная, и кредитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку.

Вместе с тем, сужение сферы государственного вмешательства ведет к процессу диффузии власти, выражающемся в ограничении государственной собственности на средства производства.

Функции государства в рыночном хозяйстве:

1. Обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; регулирование рыночного хозяйства при помощи экономических рычагов воздействия на поведение субъектов рыночных отношений (налоги, целенаправленное ограничение в политике цен, кредиты, штрафы, ориентация на государственные субсидии, таможенные пошлины и т.д.).

2. Антимонопольная политика и поддержание конкуренции.

3. Создание эффективных общих условий воспроизводства (развитие производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры).

4. Реализация государственной собственности путем развития предпринимательской деятельности в этом секторе экономики.

5. Компенсация негативных сторон рынка.

6. Стабилизация воспроизводства на макроуровне посредством регулирования экономической динамики путем инвестиционно-структурной политики, финансового и налогового контроля за уровнем производства, безработицы и инфляции.

7. Обеспечение принципа справедливости и социальных гарантий путем перераспределения доходов, осуществления трансфертных платежей.

8. Поддержка малого и среднего бизнеса.

9. Проведение фискальной политики, то есть изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета.