Дизайн и разработка фирменного стиля

Дизайн и разработка фирменного стиля.

Статьи по теме
Искать по теме

Появление фирменного стиля

Элементы фирменного стиля используют в практике рыночной экономики еще с древнейших времен. Эти элементы были вначале примитивны. Так, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом. Покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов.

Эволюция коммуникационных технологий прошла за последние полвека следующие этапы:

1. Идеология маркетинговых коммуникаций сводится к формированию образа марки. Фирменный стиль выступает формальным выражением этой идеологии. Компании активно демонстрируют и подчеркивают свою индивидуальность.

2. На смену образу марки приходит понятие имиджа. Во главу угла коммуникационных стратегий ставится корпоративная философия. Фирменный стиль занимает подобающее положение необходимого инструмента.

3. После осознания недостаточности формальных элементов свое развитие получили технологии брэндинга, объединяющие инструменты маркетинга и менеджмента. Элементы и инструментарий фирменного стиля участвуют в формировании брендов. Без использования элементов фирменного стиля не может быть сформирован ни один бренд, однако не каждая торговая марка в итоге проводимой маркетинговой деятельности становится брендом.

Понятие фирменного стиля

Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. [6]

Основными функциями фирменного стиля являются:

1. Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам.

2. Доверие. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.

3. Реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.

Цель фирменного стиля – закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

При стабильно высоком уровне других элементов комплекса маркетинга фирменный стиль приносит его владельцу следующие преимущества:

– помогает потребителю ориентироваться в потоке информации и найти товар фирмы, которая уже завоевала его предпочтение;

– позволяет фирме выводить на рынок свои новые товары с меньшими затратами;

– повышает эффективность рекламы;

– снижает расходы на формирование коммуникаций как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности его компонентов;

– помогает достичь необходимого единства не только рекламы, но и других средств маркетинговых коммуникаций фирмы (например, паблик рилейшнз: проведение пресс-конференций, выпусков престижных проспектов и т.п.);

– способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;

– положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.

Если же подытожить все преимущества, которые дает использования фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.

Основные элементы и носители фирменного стиля

Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:

1. Товарный знак

2. Фирменная шрифтовая надпись (логотип)

3. Фирменный блок

4. Фирменный лозунг (слоган)

5. Фирменный цвет (цвета)

6. Фирменный комплект шрифтов

7. Постоянный коммуникатор (лицо фирмы)

8. Фирменная одежда

9. Другие фирменные константы

Товарный знак

Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, фирменный знак; англ. trademark) является центральным элементом фирменного стиля. Не совсем корректным является определение торгового знака как "торговой марки".

Торговый знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.

Основные функции товарного знака следующие:

– облегчать восприятие различий или создавать различия;

– давать товарам имена;

– облегчать опознание товара;

– облегчать запоминание товара;

– указывать на происхождение товара;

– сообщать информацию о товаре;

– стимулировать желание купить;

– символизировать гарантию.

Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов товарных знаков:

1. Словесный товарный знак характеризуется лучшей запоминаемостью. Он может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип). Словесный товарный знак – самый распространенный тип товарных знаков. Примерно 80% всех регистрируемых товарных знаков относятся к этому типу. Значение brandname настолько велико, что разработкой имени товара занимается целое направление брендинга, именуемое семонемикой (от греч. Semon – знак и nemeon – назначать). Еще одно название этого процесса – нейминг (naming).

2. Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, характерная изогнутая линия как товарный знак фирмы Nike, производящей спортивный инвентарь; стилизованная ладья, вписанная в овал, – АвтоВАЗ и т.п. (Приложение 1).

3. Объемный – зарегистрированный в трехмерном измерении знак, например, специфической формы бутылка "Coca-Cola", флаконы духов также обеспечены правовой защитой.

4. Звуковой товарный знак в недавнем прошлом был характерен для радиостанций и телекомпаний (например, вступительный такт музыки к песне "Подмосковные вечера – товарный знак радиостанции "Маяк"). В последнее время данный вид товарного знака все шире используется в рекламной практике фирм, работающих в других сферах бизнеса. Например, могут использоваться оригинальные музыкальные фразы в корпоративной рекламе. Так, фирменный видеоклип растворимого кофе "Nescafe" фирмы Nestle ("Нового дня глоток!") содержит два зарегистрированных звуковых товарных знака: основную музыкальную фразы и ритмичное постукивание ложечкой о чашку. Очень сильный коммуникационный заряд несет шаг фирмы "Zippo", зарегистрировавшей в качестве звукового товарного знака щелчок зажигалки.

5. Комбинированные товарные знаки представляют собой сочетание приведенных выше видов товарных знаков, например, комбинация логотипа и объемной скульптурной группы "Рабочий и колхозница" В. Мухиной – товарный знак киностудии "Мосфильм".

Фирменная шрифтовая надпись (логотип)

Логотип – это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа.

Фирменный блок

Фирменный блок представляет собой традиционное, часто упоминаемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего, это изобразительный товарный знак и логотип, например, надпись adidas под фирменным рассеченным треугольником – фирменный блок фирмы "Adidas". Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает в себя и фирменный лозунг.

Фирменный лозунг (слоган)

Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.

Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: "Justdoit!"; Philips: "Изменим жизнь к лучшему!".

В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиента, например Johnson&Johnson: "Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!".

Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (RankXerox: "Мы научили мир копировать!") или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: "Это – Sony!").

Существует множество других подходов в разработке слоганов, соответствующих различным концепциям рекламного обращения: обещание выгод, лирический, фантазийный и т.д.

Фирменный цвет

Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно. При этом можно назвать стойкие ассоциации всей деятельности, связанной с морем и водой, с голубым цветом; авиации – с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки – с зеленым и т.п. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать бренд шоколада, принадлежащий компании Mondelēz International "Milka" – фиолетовый и белый; напиток "Coca-Cola" (Приложение 2).

Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак в цветовом исполнении, то только в этом цвете он будет защищен. При регистрации же товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

Фирменный комплект шрифтов

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматься как "мужественный" или "женственный", "легкий" или "тяжелый", "элегантный" или "грубый", "деловой" и т.п. Задача разработчиков фирменного стиля найти "свой" шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д.

Постоянный коммуникатор

Постоянный коммуникатор, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника при ее коммуникации с адресатом. Более распространены определения этого понятия как "лицо фирмы", "брэнд-имидж", "икона фирмы". Иногда фирма использует внешнюю привлекательность посредника. Однако привлекательная внешность – не единственный критерий. В некоторых случаях фирму-коммуникатора могут привлечь профессиональные качества человека, его компетентность. Тогда его черты проецируются на образ владельца фирменного стиля.

Фирменная одежда

Фирменный стиль в современной спецодежде должен не только указывать на принадлежность работника к фирме, но и соответствовать параметрам профессии.

Если говорить про банковских служащих, работников торговли, педагогов или врачей, то к их внешнему виду применяются требования, отличные от требований для производственных рабочих.

К деловому костюму предъявляется ряд требований: использование в одежде фирменного цвета, эмблем; соответствие современным тенденциям моды; цвет одежды выбирается не слишком светлым и не черным.

В ряде американских фирм пишут специальные кодексы, какую одежду можно носить. Главное требование – элегантность, консерватизм и чувство меры. При этом следует помнить, что элегантность – понятие интернациональное. Достижение единства в разнообразии и разнообразия в единстве – путь развития фирменного стиля в одежде.

Внедряя принципы корпоративной культуры, необходимо быть очень осторожным. Нельзя нарушать проявление индивидуальности сотрудника, особенности его личности. Поэтому попытка одеть всех в униформу и даже в строгие классические костюмы может привести к активному противостоянию сотрудников и снижению продуктивности труда. Прежде всего это касается творческих организаций и ряда других.

Другие фирменные константы

Перечень других фирменных констант постоянно растет, включая такие экзотические элементы, как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда ("байка") и многое другое. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди таких констант – различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.

Элементами фирменного стиля можно также назвать фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется.

Фирма может разработать оригинальные пиктограммы – абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию (например, в фирменном предприятии розничной торговли).

К элементам фирменного стиля можно с некоторыми оговорками отнести определенные внутрифирменные стандарты. Например, для американского производителя дорожной и строительной техники Caterpillar – это гарантийное обязательство доставки любой запчасти для своей техники в любую точку земного шара в течение 24 часов с момента получения заказа.

Основные носители элементов фирменного стиля

Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т.д.

2. Средства ПР: пропагандистские проспекты, журналы, оформление залов для пресс-конференции и т.д.

3. Сувенирная реклама: полиэтиленовые пакеты, авторучки, настольные приборы, сувенирные поздравительные открытки и другое.

4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки, фирменные конверты, фирменные папки-регистраторы, записные книжки, настольные блокноты, блоки бумаг для записей и т.д.

5. Документы и удостоверения: пропуска, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д.

6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.

7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.

Подводя итог главы, можно сделать вывод, что хороший фирменный стиль привлекает потребителей, предоставляя фирме возможность получения прибыли и появления постоянных клиентов, на которых основано долгосрочное благополучие фирмы.

Определение концепции фирменного стиля

Определение концепции фирменного стиля происходит на основе содержания заказа по разработке фирменного стиля организации. Наиболее распространенные пожелания заказчика при разработке фирменного стиля:

1. Фирменный стиль должен привлекать внимание/

2. Фирменный стиль должен соответствовать деятельности организации.

Сравнительно-аналитический метод разработки фирменного стиля позволяет создать дизайн-проект фирменного стиля путем анализа фирменных знаков организаций, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности.

Сравнительно-аналитический метод разработки фирменного стиля включает в себя анализ следующих элементов:

1. композиционное решение фирменных знаков,

2. выбор цветов и шрифта,

3. стилевое единство и оригинальность,

4. соответствие с детальностью организации.

По результатам анализа должен быть сделан соответствующий вывод:

- характер композиционного решения анализируемых фирменных знаков;

- оценка стилевого единства и соответствие деятельности организаций;

- сравнительный анализ вариантов между собой

- оценка ассоциативности с деятельностью организации,

- оценка композиции фирменного стиля разных анализируемых организаций.

Правила разработки фирменного стиля

Фирменный стиль – это знание о том, как организация будет выглядеть в глазах других людей. Определяя фирменный стиль, определяется уверенность в том, что это "действительно идет" той или иной организации.

Есть два условия для успешности фирменного стиля – это как можно чаще транслировать элементы фирменного стиля в окружающий мир и не вносить никаких изменений в фирменный стиль неограниченно долгое время.

Потому что фирменный стиль – это информация о компании, которая транслируется через элементы "внешнего вида" (как дорогой автомобиль подчеркнет престиж, а строгий костюм усилит впечатление о вашей компетентности). Вы можете выглядеть солидно, богато, спортивно, креативно, экстремально. Как угодно. Но после того, как ваш имидж определен, его нужно хранить и оберегать. Блондинка Мэрилин Монро должна оставаться блондинкой, а Фидель Кастро должен курить кубинские сигары, а не тоненькие дамские сигаретки.

Разработка фирменного стиля, как бы громко это ни звучало, – это процесс создания лица компании. Не случайно на Западе для обозначения графического имиджа фирмы используется слово "identity". Оно переводится как "своеобразие", "отличительная черта", "индивидуальность". Таким образом, разработка фирменного стиля – это формирование некого отличительного признака, выделяющего компанию из множества других.

Нельзя недооценивать значимость графического образа. Проведем параллель: когда мы знакомимся с человеком, мы в первую очередь обращаем внимание на его лицо, хотя бывают исключения. То же происходит с компанией. В первую очередь запоминается ее логотип. Человек заботится о своей внешности – компания тоже должна уделять внимание такому аспекту, как разработка фирменного стиля.

Есть три правила создания фирменного знака:

- простота – не стоит создавать логотип слишком сложным, он должен легко прочитываться и запоминаться независимо от его размера (как на визитке, так и на большом баннере);

- информативность – фирменный знак должен содержать ключевую деталь, вызывающую у аудитории те ассоциации и эмоции, которые ей выгодны;

- гармоничность – все элементы фирменного знака должны хорошо сочетаться друг с другом и, в общем, создавать единую, целостную композицию.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. [16]

Это обозначение, способное отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Кроме того, товарный знак выполняет вторую важную функцию – защищает товар от недобросовестной конкуренции и устанавливает юридический приоритет пользователя товарной марки. Выделяют пять основных типов товарных знаков: словесный, изобразительный, объемный, звуковой, комбинированный. [16]

Обязательно разработка фирменного знака и фирменного стиля предполагает, что у организации будет индивидуальный набор шрифтов. Либо создаются уникальные шрифты либо вырабатываются несколько из уже существующих. Во втором случае необходимо обратить внимание, чтобы шрифт не был интеллектуальной собственностью другой компании.

Так и разработка фирменного знака и фирменного стиля – только шаг на пути к успеху. Если фирма хорошо себя зарекомендовала, то ее уникальный стиль будет работать ей на пользу и привлекать внимание все больше клиентов. Ведь плохой фирменный стиль не привлечет клиентов, а отпугнет их и ухудшит репутацию компании. К тому же, если у конкурентов фирменный стиль на высоте, то можно сомневаться, все потенциальные клиенты уйдут к конкуренту.[19&]

Обязательный перечень носителей фирменного стиля:

- конверт;

- фирменная папка;

- фирменный бланк;

- визитная карточка (корпоративная и личная);

- блокнот;

- одежда сотрудников;

- календарь;

- изображение на борту транспортного средства фирмы.

Фирменный стиль помогает достичь определенного единства в рекламе, что повышает ее эффективность, создать запоминающийся образ компании.

Этапы разработки фирменного стиля организации

Разработка фирменного стиля – это серьезный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Первый тап − подготовительный. На этом этапе должны быть собрана и проанализирована информация об организации, деятельность организации, ее специфика и особенности. Так же нужно проанализировать фирменный стиль других похожих организаций.

На втором этапе определяется стратегия и концепция фирменного стиля с учетом пожеланий заказчика. Это сбор идей и образов фирменного стиля.

Третий этап заключался в выделении основной идеи фирменного стиля из всех вариантов и ее визуализация. На этом этапе нужно подобрать шрифты, графические объекты, цветовую гамму, создать эскизы.

Выбор цветового сочетания – немаловажная задача. Каждый цвет вызывает у людей определенные ассоциации и очень важно, чтобы они соответствовали роду деятельности компании.

Обычно в фирменном знаке используется два цвета, один из которых ахроматический. Реже – два контрастных цвета, еще реже – два однотонных цвета. Не желательно пользоваться слабонасыщенными цветами и сложными оттенками. При полиграфическом воспроизведении цвет может "поплыть", в маленьком масштабе цвета зрительно сольются.

Например выборе цвета остановливается на темно-бирюзовом, сером, серебряном и белом. Белый – символ света, чистоты, свежести, гасит раздражение. Он сочетается с любым цветом. Серый символизирует стабильность и гармонию, живет на границе черного и белого. Сине-зелёный (бирюзовый) – самый холодный из всех оттенков, используется при создании освежающей прохлады, цвет стерильности, олицетворяет жестокость и тяжесть, создает ощущение изоляции.

Далее нужно выбрать и проработать итоговый вариант фирменного знака. При создании нужно учесть выше перечисленные требования, он должен быть оригинальным, лаконичным, запоминающимся.

Обязательный этап – создание черно-белой версии. Знак обязательно должен корректно смотреться в черно-белом варианте, а еще лучше регистрировать знак сразу в этой цветовой гамме, так как правовая защита распространяется лишь на конкретные зарегистрированные цвета, в то время как подача знака в черно-белом варианте исполнения охватит любые варианты в цвете.

На следующем этапе нужно разработать элементы фирменного стиля организации: именная визитка, корпоративная визитка, бланк, конверт, блокнот, календарь, фирменная одежда, изображение на борту транспортного средства. Все должно быть выполнено в фирменной цветовой гамме с учетом требований к разработке фирменного стиля.

Визитные карточки, бланки, блокноты, конверты. Эти элементы обращены к клиентам компании, партнерам, спонсорам и т.д., то есть для внешнего общения. Они должны быть информативными, но лаконичными, привлекать внимание, но не эпатировать. И главное – визитные карточки, бланки, конверты обязаны быть выполнены в соответствии с корпоративными стилем конкретной организации. Во-первых, это повышает узнаваемость организации, во-вторых, говорит о ее стабильности и серьёзном отношении к своему делу.

Литература

1. Випперфюрт, А. Вовлечение в бренд: Как заставить покупателя работать на компанию [Текст] / А. Випперфюрт – СПб.: "Питер Пресс" ООО, 2007.- 383с.

2. Гольман, И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация [Текст] / И.А. Гольман – М.: Гелла-принт, 2002. – 400 с.

3. Дегтярев, А.Р. Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет[Текст] / А.Р. Дегтярев – М.: Фаир-Пресс, 2006. – 256 с.

4. Добробабенко, Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки [Текст]/ Н. С. Добробабенко. - М., 1989.

5. Лесняк, В. Графический дизайн (основы профессии) [Текст]/ В. Лесняк – М.: Индекс Маркет,2011. – 416с.0

6. Манн, И.Б. Маркетинг на 100% [Текст] / И.Б. Манн – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 236с.

7. Музыкант, В.Л. Реклама в действии: стратегии продвижения [Текст] /В.Л. Музыкант – М.: Эксмо, 2009. – 236с.

8. Ньюман, М. 22 непреложных закона рекламы [Текст] /М. Ньюман – М.: АСТ, 2008. – 318с.

9. Ромат, Е.В. Реклама [Текст]/ Е.В. Ромат – СПб.: Питер, 2002. – 544с.

10. Середа, К.Н. Справочник по рекламе [Текст]/ К.Н. Середа – М.: Феникс Ростов, 2010. – 301с.

11. Сидоров, С.А. Психология дизайна и рекламы [Текст]/ С.А. Сидоров – М.: Современная школа, 2009. – 254с.

12. Туэмлоу, Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи [Текст]/ Э. Туэмлоу – М.: Астрель, 2006. – 298 с.

13. Эйри, Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера [Текст]/ Д. Эйри – СПб.: Питер, 2012. – 208с.

14. Виды товарных знаков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tm-patent.ru/kindatm.html

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, глава 76 от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ

16. Подорожная, Л.М. Фирменный стиль: его функции и основные элементы.

17. Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность. Понятие фирменного стиля, его составные элементы.