PR-деятельность в социальной сфере

PR-деятельность в социальной сфере.

Статьи по теме
Искать по теме

Несмотря на то, что социальный PR приобретает популярность в последнее время, это направление еще недостаточно развито.

Проблема заключается в его специфике. В чем же состоят отличия социального PR? В первую очередь отмечены трудности работы в этой сфере, которые связаны с неоднозначным восприятием населением социальных проблем. Здесь необходимо тонко преподносить информацию, использовать нестандартные приемы, находить индивидуальные подходы в каждом случае. Это требует не только больших физических и умственных затрат, высокой квалификации, но и огромных терпения и выдержки.

Также сложности PR-деятельности в социальной сфере обусловлены и непривлекательностью этой тематики для СМИ, низкий бюджет, трудности привлечения спонсоров, отсутствие внимания со стороны властей. Помимо перечисленного социальный PR отличается от коммерческого широтой целевой аудитории, целями и задачами.

Знание социальной психологии необходимо для планирования PR-кампаний.

PR в социальной сфере: сущность, роль и необходимость.

Социальная сфера характеризуется системой социальной защиты населения: бесплатной медициной, широкими государственными программами поддержки наиболее незащищенных граждан, культуры, науки, образования, социального продвижения.

Определив что такое PR и дав определение социальной сфере вообще, можно перейти к детальному рассмотрению социального PR.

Социальный PR оптимистичен и устремлен в будущее. Он помогает в создании благоприятного имиджа компаний, организаций как коммерческих, так и некоммерческих (НКО), в ориентировании отдельных субъектов в обществе. Связи с общественностью регулируют отношения в обществе, помогают социальным организациям донести нужную информацию до социума и получить в ответ доверительное отношение.

Социальный PR тесно связан с коммерцией и политикой, поскольку от них зависят жизнь и благосостояние граждан.

Отделы по связям с общественностью организаций, обслуживающих социальную сферу жизни граждан обеспечивают:

- понимание и восприятие общественностью миссии организации;

- формирование каналов общения с людьми, которым предоставляются услуги;

- создание и поддержание условий для привлечения средств;

- мотивацию людей, начиная от членов советов и наемных работников до волонтеров и чиновников, работать для реализации миссии организации;

- формулирование и распространение идей, которые соответствуют миссии организации.

Социальные службы не могут игнорировать социальный PR, понимая его влияние на эффективность их деятельности. В связи с этим работа с общественностью должна занимать важное место в маркетинге социальных услуг. Стратегической целью усилий по связям с общественностью является ознакомление публики с деятельностью третьего сектора, создание у нее верного представления о том, чем живут социальные службы и некоммерческие организации (НКО). Взаимоотношения социальных служб и СМИ также является одной из сложных задач. Несмотря на то, что в любой газете есть отдел социальных проблем, журналисты не часто пишут об НКО, поскольку плохо знают их работу.

В России социальным пиаром занимается лишь много агентств. Это объясняется:

- расширением объема оказываемых социальных услуг;

- усложнением задач, решаемых в социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);

- отсутствием конкуренции, в основном этими проблемами занимается государство и немного – общественные благотворительные организации.

Нужно создание необходимого механизма реализации идеи социальной помощи. Этому и призван помочь пиар.

К социальному PR можно отнести решение разных социальных проблем посредством различных акций.

Отношения с общественностью – это двусторонние взаимодействия и связи, разворачивающиеся в процессе действительного общения между совместно действующими социальными организациями и разнообразными социальными группами, общественными организациями, контактными (целевыми) аудиториями в условиях повседневной жизнедеятельности.

Установление двустороннего общения как консенсусной коммуникации в рамках социальной ответственности обуславливает потребность:

для организации – добиваться благоприятного отношения к себе со стороны общественности посредством распространения разъяснительного материала у своей деятельности в интересах общественности;

для общественности – добиваться реализации права общественности знать все, относящееся к общественной жизнедеятельности в рамках деятельности социальной организации.

Главной задачей пиара является формирование доверия.

Социальный пиар призван устанавливать гармонию в отношениях организации и социума, сформировать доверительные отношения у населения и правительства, ведь это признак мирной жизни страны. Организации и инициативные группы берут на себя эти функции. Им необходимо уметь работать со своим окружением, доводить до каждого свою благородную миссию.

Информационно-коммуникативная модель связей с общественностью в социальной сфере

Деятельность службы связей с общественностью носит информационно-коммуникативный характер, заключающей в себе передачу параметров, обмен информации в процессе двустороннего общения социальной организации, ее общественности как условия установления и поддержания отношений взаимопонимания, доброжелательности между ними. Непрерывный характер отношений с общественностью можно представить в виде информационно-коммуникативных моделей, отражающих цикл двустороннего общения, психологические механизмы, которые работают в ситуации коммуникации. Эту модель можно представить следующим образом:

PR-деятельность в социальной сфере

(схема 1)

Основные виды коммуникаций, которые применимы к сфере социальных услуг:

- реклама;

- поддержка (стимулирование) пользования услугой;

- работа с общественностью;

- личное участие.

- Опыт стран с развитой социальной сферой показывает, что значение маркетинга возрастает. Это объясняется:

- расширением объема оказываемых социальных услуг;

- усложнением задач, решаемых в социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);

- отсутствие конкуренции, так как в основном этими проблемами занимается государство и немного – общественные и благотворительные организации.

В связи с этим, нужно создание необходимого механизма реализации идеи социальной помощи. В России эти обстоятельства имеют место, но ситуация усложняется недостаточным финансированием социальных услуг.

Функции коммуникации социальных услуг:

- информационная: какие услуги есть, где они оказываются, есть ли выбор (варианты);

- формирование новых поведенческих установок (отказ от курения, антиалкогольная пропаганда и другие элементы здорового образа жизни);

- создание положительного имиджа социальных служб и НКО, и наоборот, преодоление отрицательного образа организации у клиентов;

- консолидация усилий социальных учреждений и спонсоров в решении социальных проблем;

- формирование каналов "обратной связи" между социальными организациями и клиентами для контроля действия системы и внесения необходимых корректировок.

Объем работы советников по PR зависит от характера и численности организации, в которой они трудятся. В некоммерческой организации рамки деятельности пресс-секретаря или менеджера по связям с общественностью шире, чем где бы то ни было. Как правило, нет разделения труда: такой сотрудник делает все сам – от составления текста до готового макета.(12)

При планировании компании по связям с общественностью последовательность действий, как правило, таково: анализ ситуации, постановка задач, поиск целевой аудитории, но которую рассчитана кампания, выбор каналов коммуникации и методов PR, составления бюджета, оценка результатов, полученных благодаря акции коммуникационной программы.

Стратегическая цепь усилий по связям с общественностью – ознакомить публику с деятельностью третьего сектора, создать у нее верное представление о том, чем живут благотворительные организации.

Цели PR-программы могут быть такие:

- рассказывать аудитории, что такое некоммерческие организации;

- проинформировать об истории и направлениях деятельности организации, ее месте в некоммерческом движении России;

- собрать средства на осуществление своих программ;

- привлечь внимание властей к своей инициативе;

- сообщить нуждающимся в помощи социальных служб и других некоммерческой организации о том, что они могут для них сделать;

- найти добровольцев.

Задачи, нужно выполнить, чтобы добиться поставленных целей, имеют количественные характеристики, например:

- выпустить 2 раза в месяц пресс-релиз, посвященный деятельности организации;

- провести "день открытых дверей" для журналистов;

- принять участие в слушаниях Комитета по делам общественных организаций и религиозных объединений;

- опубликовать статью в центральной газете, имеющей наибольшее число подписчиков в данном регионе;

- организовать интервью с руководителями организации на студии кабельного телевидения и т.п.

Аудитория, для которой предназначены сообщения, распространяемые PR-специалистами, включает в себя тех, чьи интересы представляет организация, реальных и потенциальных спонсоров, представителей местной администрации, жителей горда и района, другие некоммерческие организации и т.п.

Выбор каналов, по которым будет передаваться информация, зависит от поставленных задач, времени, на которое рассчитана кампания, финансовых возможностей, а главное – от того, насколько совпадает целевая аудитория и аудитория СМИ.

Аспекты планировании PR-стратегий: цели, задачи, аудитория (ее характер), выбор каналов передачи информации.

Практическая значимость PR в социальной сфере.

Гуманитарное направление деятельности связи с общественностью необходимо организациям. Руководители начинают осознавать значимость PR для своей работы. "Имидж", "репутация", "доверие"- все эти понятия формируюсь в рамках социального PR.

Например, намерение объединить Пожарную службу и Службу спасения, было призвано сформировать доверие у населения к новой службе. Известно, что население испытывает гораздо большее доверие к государственной службе спасения. (13)

Социальный PR может помочь создать и поддержать позитивный имидж компании, используя специальные технологии, в том числе благотворительность, долгосрочные социальные программы.

Хочется еще раз акцентировать внимание, что вопрос улучшения имиджа волнует не только коммерческие организации, но и некоммерческие организации (НКО). Социальные службы не могут игнорировать данный феномен. Он включается в предметное поле теории социальной работы. Чтобы влиять на мнение людей, необходимо обладать максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят и как они поступают в различных обстоятельствах.

Некоммерческие организации широко используют методы из арсенала PR, в том числе, проведение публичных акций, семинаров, конференций, "круглых столов", но пока эти программы не являются частью единой программы по связям с общественностью.

PR нужен третьему сектору, чтобы сформировать общественное мнение в России по отношению к некоммерческим и благотворительным организациям. Ведь, несмотря на то, что идея благотворительности стала приемлемой в обществе, люди практически ничего не знают о деятельности таких организаций. Имидж НКО пока не сформировался ни среди граждан, ни среди предпринимателей, которые являются потенциальным источником средств существования третьего сектора. Если обычные граждане относятся к нему нейтрально, то у бизнесменов – часто негативное мнение, основанное на личном опыте и сложившееся представление о том, на что лучше тратить деньги. Пока они охотнее финансируют разовые или нестандартные проекты, которые помогают привлечь внимание СМИ.

Например, "Столичный банк сбережений" подарил пятьдесят килограмм золота на восстановление храма Христа Спасителя. Он также известен тем, что взял шефство над азиатским слов, взяв его на пожизненное содержание.(14)

Связи с общественностью помогают некоммерческим организациям решать проблему сбора средств. Пока во многих НКО фандрайзер часто выполняет функции пресс-секретаря. Конечно, фандрайзер – своего рода "взаимоотношения с инвесторами", однако фандрайзер поневоле становится специалистом по связям с общественностью. На Западе – процесс обратный. Например, создание калифорнийского музея-заповедника "Черепаший залив" началось с того, что на работу был принят пресс-секретарь, разработавший программу по связям с общественностью: PR-кампания помогла заповеднику собрать миллион долларов.

Добровольцев привлекают также с помощью методов PR. Не секрет, что НКО существуют благодаря помощи волонтеров. В отличие от США, ежегодно от пятидесяти до семидесяти миллионов человек жертвую свое время на работу в НКО, у нас эта цифра намного меньше.

Актуальность овладения технологиями связей с общественностью связана еще с одним фактором. Сегодня НКО приходится считаться с тем, услугами PR-агентов государственные организации или частные компании, чьи интересы расходятся с интересами третьего сектора. Например, руководство скоростной ж/д магистрали Москва – Санкт-Петербург, строительству которой пытаются воспрепятствовать российские экологические организации, пригласило к сотрудничеству одно из PR-агенств, члена Российской ассоциации по связям с общественностью, чтобы сформировать в свою пользу благоприятное общественное мнение.

Итак, со временем становится очевидно, что гуманитарное направление деятельности связи с общественностью необходимо организациям, коммерческим и некоммерческим, и не менее важно, чем другие.

Социальный PR как помощь в решении социальных проблем. Долгосрочные PR-кампании.

В качестве примера работы с общественностью можно назвать перечень ряда социальных дней, устанавливаемых государством, международными организациями:

- 1 октября – День пожилого человека

- 10 ноября – День молодежи

- 13 ноября – Международный день слепого человека

- 14 ноября – День борьбы против диабета

- 16 ноября – День отказа от курения

- 17 ноября – Международный день студента

- 19 ноября – Всемирный день иммигранта

- 20 ноября – Всемирный день приветствий

- 3 декабря – День инвалидов

- 10 декабря – День прав человека

- 16 декабря – Всемирный день детского телевидения

- 22 декабря – День беременных женщин (15)

По каждому из этих событий может быть разработана специальная программа, которая призвана обеспечить усиление внимания общества к конкретной социальной проблеме, услуге и к организации.

Отметим, что в последние несколько лет, а именно с приходом В. В. Путина на пост президента государство стало больше акцентировать внимание на PR в социальной сфере. Интересные долгосрочные социальные программы являются не только национальными проектами и PR одного политика, но и идеальной почвой для проведения различных социальных PR-проектов. Такой прочный фундамент в решении проблем НКО наводит на оптимистический настрой в отношении развития связей с общественностью в социальной сфере.

Так, например, прошлый год был годом семьи, акцентировалось внимание общественности на проблеме усыновления детишек из детского дома, создания семьи.

PR-деятельность в социальной сфере

(один из существующих символов года семьи)

Чтобы рассматривать социальный PR, используемый для освещения проблемы "молодой семьи", нужно определить, что же планировало государство предпринять в помощь категории граждан, подходящих под данный национальный проект.

Итак, в 2008 году работа с молодой семьёй была выделена в качестве приоритетного направления государственной молодёжной политики. Учитывая это, деятельность управления по делам молодёжи была направлена на решение задач восстановления духовно-нравственного потенциала семьи, повышения ее общественного престижа, формирование социальной среды, благоприятствующей материнству и детству.

Поддержка молодых семей в жилищной сфере являлась одной из главных целей реализации государственной молодежной политики. Например, в Кировской области, социальную поддержку в сфере ипотечного жилищного кредитования по состоянию на 01.01.2009 получили 2.269 молодых семей области на общую сумму 178,3 млн. рублей, в том числе в отношении 1262 молодых семей продолжено исполнение обязательств по выплате компенсации 50% аннуитетных платежей.

Деятельность по укреплению института семьи осуществлялась также и через поддержку в муниципальных образованиях общественных объединений – клубов молодых семей.

Заметим, что основная задача, поставленная нашими политиками, государством – это ничто иное как социальный PR, направленный на создание положительного имиджа "семьи", периода времени. Поясним нашу точку зрения. Для того чтобы в обществе относились положительно к какому-либо явлению, объекту это явление, объект нужно выделить, показать в белом свете. Чтобы человек стремился к чему-то, это "что-то" нужно вознести в величайшую ценность, требующую к себе уважения. Так и происходит в нашем примере. Посредством различных фестивалей, рекламы, государство доносит до социума необходимость восстановления культурных и моральных ценностей. Возводит "семью" в возвышенную необходимость нормального общества.

В 90-е года с запада "повеяло" новой модой, которая подействовала на неподготовленный народ отрицательно. В итоге, стерлись на время рамки дозволенного моралью. Сейчас государство посредством грамотного PR пытается исправить ошибки, допущенные многими людьми.

Год молодежи как пример долгосрочной социальной программы.

К социальному PR так же можно отнести объявление 2009 года годом молодежи.

PR-деятельность в социальной сфере

(один из существующих символов года молодежи)

Внимание общественности устремлено на молодое поколение, подающее надежды. Действительно, проблема бесплатного образования, и, вообще, развитие и перспективы молодежи волнуют, пожалуй, большую часть населения. На наш взгляд, приемлемы PR-статегии направленные на спонсирование услуг, связанных со сферой образования.

Целью объявления "года молодежи" является привлечение внимания общественности к проблемам молодежи, привлечение добровольцев, волонтеров к помощи НКО.

На фоне социальной политики В.В. Путина был разработан проект "Россия-2020".

Этот проект включает в себя три этапа:

Этап 1. Год молодежи – год твоих возможностей" (2009-2010 гг.)

Старт проектных направлений. Отработка механизмов реализации и поддержки молодежных проектов. Формирование актива и создание долгосрочной программы проекта "Россия-2020"

Этап 2. "Новое поколение" (2010-2015 гг.)

Расширение аудитории проекта до 5-7 млн. человек. Развитие профильных сообществ в рамках проектных направлений. Эффективная профори ентационная сеть на всей территории страны. Персональные карьерные траектории для лучших. Проект становится генератором молодежного кадрового резерва страны.

Этап 3. "Россия-2020" (2015-2020 гг.)

Эффективное использование молодежного кадрового резерва для усиления управленческого и экономического потенциала страны. Воплощение положений "Стратегии 2020".

Главная задача первого этапа проекта, осуществляемого в 2009 году,- дать молодым людям страны возможность реализовать свой потенциал, подготовиться к революционным изменениям и в результате, занять достойное место в обществе.

По итогам года молодежи:

1. Каждый участник проекта получит навыки эффективной работы в кризиснох условиях.

2. Будет создана база конкурентоспособных проектов.

3. Будет сформирован управленческий актив проекта "Россия-2020"( htt//www.project.godmol.ru )

Воплощением в жизнь данного проекта занимаются инициативные группы.

Из пречисленных выше задач проета "Россия-2020", и "года молодежи" как его сотавляющей, можно сделать вывод, что данный проект создан для решения проблем связей с общественностью НКО, нехватки волонтеров (молодые люди, участвующие в проекте становятся ими).

Приведем пример PR-проектов, разработанных на "почве" года молодежи.

Итак, проект "Дарю тебе жизнь. Студенты для России" (начал реализовываться в 2008г. и рассчитан до 2011г.) включает в себя:

проведение массового фотоконкурса, проведение фотовыставок конкурсных работ собранных в рамках проекта.

проведение благотворительных концертов в пользу сбора средств для детей из отделения Пензенского онко – диспансера.

передача выставки в подарок госпиталю; а также проведение тематических выставок, в том числе "Посмотри в какой России ты живешь".

С 2008 года реализуются проекты:

фотоконкурс"2008 год семьи. Дорогие мои старики" (фотоконкурс проведен, на его реализацию был выигран грант в размере 28810рублей, сейчас продолжаются проводиться выставки фотографий.) Цели проекта: Пропаганда семейных ценностей.

-Проведение массового фотоконкурса среди студентов, учащихся и рабочей молодежи.

-Организация досуга молодежи (активное вовлечение молодежи в творческий процесс.)

-Открытость и позитивный пример.

-Достояние широкой общественности уникальности и талантов молодежи города и области.

-Привлечение внимания к людям старшего возраста, повышение престижа семьи, родителей, старших родственников.

-Пропаганда семейных ценностей, культа семьи.

-Профилактика правонарушений.

-Возрождение уникальных семейных традиций.

"Дарю тебе жизнь. Подари жизнь ребенку"

Предполагаемое время реализации с 2009 по 2011г.

-Для сбора средств в поддержку детей из детского онко – диспансера.

-Предоставляем возможность талантливой молодежи (музыкантам) помочь детям выступить на благотворительных мероприятиях.

-Дается понять людям, приходящих на мероприятия, а также людям, принимающим в них непосредственное участие, всю важность проблемы и необходимость помощи по улучшению и обеспечению условий жизни детей.

"Посмотри, в какой России ты живешь" проект; фотовыставки для госпиталя.

Реализованные цели::

Проведение выставок привлекло внимание к пожилым людям.

Проведение различного рода многочисленных мероприятий, выставок, акций, направленных на привлечение внимания общества к проблеме. Обращения взора членов общества на существующую проблему через различные печатные издания, а также интернет. Использование СМИ и опубликование статей для обеспечения людей информацией о проблеме, о путях решения ее и способов помощи.

Будут переданы фотографии в дар госпиталю, которые помогут показать тем, кто там проходит лечение участие и поддержку людей.(18)

Государственные программы, в том числе "год молодежи", являются хорошей почвой для социального PR, выгодного государству, НКО, социальной сфере, коммерческим организациям.

Эффективность проведения социальной PR-кампании

Эффективность проведения PR-кампании напрямую зависит от соблюдения цепочки этапов управления связей с общественностью.

Основные этапы управления связей с общественностью можно представить в следующем виде:

1. Предварительная стадия.

- Предварительное исследование социальной конъюнктуры.

- Анализ соответствия предполагаемых целей предпочтениям групп общественности.

- Разработка целей связей с общественностью.

2.Разработка концепции и стратегии управления связей с общественностью.

- Социально-экономическая диагностика.

- "Сегментация" социального поля: поиск "мишеней" для пропаганды и агитации.

- Разработка концепции управления связей с общественностью и их стиля.

- Разработка "осей" связей с общественностью и ее стратегии.

3 Разработка тактики управления связей с общественностью и их реализация.

- "Пробные замеры"- опросы респондентов и мониторинг.

- Разработка плана PR-кампании:

А) выбор наиболее эффективных средств коммуникации и их приоритеты, в том числе выбор средств массовой информации и способов их использования;

Б) разработак плана-графика PR- кампании.(20)

Так выглядит идеальное планирование связей с общественностью. Однако в реальных условиях PR- деятельность далеко не всегда включает в себя все эти этапы в полном объеме. Очень часто упускается предварительная стадия. Недостаточно проводится сегментация, в результате чего эффективность, проводимой PR-кампании снижается.

Планирование цепи управления связей с общественностью выглядит так:

1. диагностика групп общественности;

2. определение полных ресурсов;

3. разработка формализованных целей;

4. анализ социальной структуры и определение целевых групп;

5. разработка программы;

6. разработка концепции политики связей с общественностью;

7. разработка стратегии управления связей с общественностью;

8. разработка плана PR-кампании;

9. разработка графика мероприятий при поддержке связей с общественностью;

10. разработка плана контроля над исполнением графика мероприятий связей с общественностью.

Игнорирование каких-либо пунктов планирования управления PR неизбежно приводит к спаду эффективности проводимой PR-кампании.

PR-деятельность в социальной сфере ориентирована прежде всего на привлечение внимания к социально незащищенным группам населения.

Каждый третий опрошенный (27%) считает, что с помощью PR-программ можно повысить лояльность общественности к тем, кто нуждается в помощи и поддержке, а также привлечь материальные средства для решения их проблем. Использование PR-инструментов позволит представителям социально незащищенных групп почувствовать себя более востребованными (18%) и снизить агрессивность в их среде (16%).

Какие же PR-инструменты здесь наиболее эффективны? Большинство PR-специалистов считают, что востребованными являются организация специальных мероприятий (77%) и социальная реклама (63%). Треть опрошенных отметили проведение семинаров для прессы, а примерно каждый десятый – выпуск информационного бюллетеня.

Диаграмма 1. Наиболее эффективные инструменты для проведения PR-кампаний в социальной сфере

PR-деятельность в социальной сфере

Перечисленные инструменты эффективнее всего использовать для помощи молодежи (60%) и детям группы риска – сиротам, безнадзорным, из неблагополучных семей и т. д. (50%). Следует отметить, что приоритет молодежной группы здесь обусловлен возрастным составом участников исследования. (В опросе приняли участие 300 респондентов. Основная их возрастная категория, как обычно, 22-25 лет (31%). Каждый четвертый в возрасте 26-30 лет, чуть меньше (22%) – 18-21 год. Доля ответивших старше 30 лет также составляет 22%. (20)

При проведении социальной PR-кампании следует помнить, что деятельность в этом направлении требует нестандартных подходов. Наиболее востребованными инструментами являются организация специальных мероприятий и социальная реклама, которые должны привлекать внимание к проблемам молодежи, детей из неблагополучных семей и сирот, малообеспеченных и тяжелобольных людей.

Выводы

Главной задачей пиара является формирование доверия. Социальный пиар призван устанавливать гармонию в отношениях организации и социума, сформировать доверительные отношения у населения и правительства, ведь это признак мирной жизни страны.

Социальный PR занимает в формировании имиджа социальных служб и некоммерческих организаций; формировании национальной идеи, стереотипов, традиций, если не главную, то значимую роль. PR в социальной сфере способствует укреплению имиджа компании и в конечном итоге реальной общественной поддержке, кроме того, посредством долгосрочных программ удается наладить отношения с властными структурами.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект-Пресс 2009г.

2. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. – 1996

3. Блэк. С. Паблик Рилейшнз. М., 2002..

4. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание., 1988.

5. Капитонов Э. А. Организация службы связи с общественностью. Ростов н/Д. – 1997.

6. Каплип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2000.

7. Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. М., 2009.

8. Манвелов Н. В спонсорстве главное – успеть к раздаче слонов. // Капитал. – 1996

9. Манн И. Б. Маркетинг на 100%:ремикс: Как стать хорошим менеджером по маркетингу, М. 2007г.

10. Мелеховский В.М. Социальный маркетинг. – Ярославль, – 1997

11. Н. Манвелов. В спонсорстве главное – успеть к раздаче слонов. // Капитал. – 1996. – 7 – 13 февр. – с.21

12. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

13. Социальная психология А.Ц. Пуни, В.Я. Слепов, СпБ, 1999.

14. Узнадзе Д.П. Психологические исследования. – М, 1966

15. Шейнов В.П. Пиар "белый" и "черный: технологии скрытого управления людьми- М. 2006г

16. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. Спб., 2002

17. Э. А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. Ростов н/Д. – 1997. С. 11