Аномалии личности

Аномалии личности.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие психологического здоровья и аномального развития личности

Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие "психологическая культура" включает в себя: "заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям".

Основу психологической культуры составляют:

1) самопознание и самооценка;

2) стремление к познанию других людей;

3) умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения.

Все три компонента присутствуют в структуре психически здоровой личности, т. е. личности, обладающей психическим здоровьем.

Психическое здоровье – "состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека".

Условием психического здоровья является благополучие, ощущаемое человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном).

Противоположным состоянием психическому здоровью является психическая болезнь. Промежуточным – пограничные расстройства.

К основным критериям психического здоровья относят:

1) саморегуляцию поведения в соответствии с выбранными целями;

2) адекватность поведенческих реакций силе внешнего раздражителя;

3) соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту;

4) социальную адаптивность;

5) наличие здоровой рефлексии.

Основным способом поддержания психического здоровья в массах является психопрофилактика.

Психологическое здоровье – "динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи".

Таким образом, ключевым словом для описания психологически и психически здорового человека является понятие "гармония", а центральной характеристикой – саморегулируемостъ, понимаемая как возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Аномальным же следует считать такое развитие, которое не согласуется, подавляет самоосуществление, ведет к извращению его сути. Иными словами, аномальным, отклоняющимся от нормального, является такого рода развитие, которое ведет человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности. Условиями и одновременно критериями такого развития следует считать: отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой вещи (центральное системообразующее отношение); эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви; причинно обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельствам характер жизнедеятельности; отсутствие или слабую выраженность потребности в позитивной свободе; неспособность к свободному волепроявлению, самопроектированию своего будущего; неверие в свои возможности; отсутствие или крайне слабую внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни.

Свойства психически устойчивой личности

1. Оптимизм.

Жизнерадостные люди наиболее психически устойчивы, что позволяет им более легко переносить неприятные ситуации в случае их возникновения.

2. Контроль.

Экспериментально установлено, что люди с высоким уровнем локус-контроля, видящие большинство событий как результат их собственного воздействия и, следовательно, обладающие чувством контроля над собственной жизнью, отличаются более высоким уровнем стрессоустойчивости.

3. Самооценка.

Наличие адекватной самооценки позволяет индивидуумам низкое количество событий интерпретировать как стрессовое, а в случаях подобной интерпретации более легко с ними справляться, поскольку, считая себя способными, они проявляют высокую активность по их разрешению.

4. "Неустойчивое равновесие".

Достижение состояния равновесия между стремлениями к достижению и избеганию, стабильности и риску, непредсказуемости и контролю способствует развитию личности в процессе индивидуации и предохраняет от саморазрушения.

Факторы риска нарушения психического здоровья

Неблагоприятно воздействующие факторы на развитие индивида возможно разделить на две большие группы: 1) объективные; 2 ) субъективные.

Дефицит общения – физическое или психологическое отсутствие матери.

Переизбыток общения – постоянное присутствие матери возле ребенка, вызванное ее психологической несостоятельностью как личности и ощущением пустоты, которую она стремится заполнить ребенком.

Формальное общение – психологическая невключенность матери в процесс ухода и воспитания. Как правило, является следствием нарушенных супружеских взаимоотношений.

Неравномерное общение – проявляется в непредсказуемом (в восприятии ребенка) чередовании двух разнонаправленных циклов: чрезмерной общительности и психологической холодности (или физическом отсутствии). Обычно демонстрируют матери, в силу объективных причин не имеющие возможности уделять ребенку достаточно времени (учеба, работа) и стремящиеся восполнить недостаток внимания чрезмерным проявлением любви и ласки в возникающие свободные промежутки времени.

Характеристика психолого-педагогических условий формирования психически здоровой личности

Пек М.С. писал: "Мы прекрасно понимаем, отчего у людей возникают психические заболевания. Что мы не можем понять, так это то, почему люди переносят душевные травмы достаточно неплохо".

Данная мысль достаточно ярко отражает существующее положение вещей. Однако возможно выделит ряд условий, определив их как благоприятные в смысле воздействия на становление личности и рассматривая в вероятностном плане.

Для формирования психически здоровой личности необходим опыт индивидуальных побед как над ситуациями, так и над самим собой.

И как писал Гершензон в работе "Тройственный образ совершенства": "...личность сочетает в себе покой и движение: она – живое, т.е. само себя восстановляющее равновесие действующих и непрерывно растущих сил. Личность – поистине микрокосм, потому что в ней не только воплощается достигнутое совершенство бытия, но и осуществляется его гармоническое развитие к предельному совершенству".

Таким образом, под гармонизацией личности на пути ее экзистенциального развития понимается стремление личности к равновесному (гармоничному) состоянию себя с собой и миром, которое не является изначально ей данным, но к которому она стремится как к высшей точке развития (проявления) в результате своего существования в мире. И это стремление является изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни.

Основными условиями формирования, психически здоровой личности являются следующие составляющие:

- индивидуальные качества личности (оптимизм контроль, самооценка, "неустойчивое равновесие"), приобретаемые как в процессе воспитания субъекта, так и, самостоятельного осмысления субъектом бытия и себя в нем;

- социально обусловленная ситуация развития (наличие положительного эмоционального фона в родительской семье, биофильная ориентация значимых взрослых, способность взрослых, занимающихся непосредственно воспитанием ребенка предъявлять ему требования, соответствующие его индивидуальным и возрастным особенностям

- характер взаимоотношений ребенка с матерь;

- характер супружеских взаимоотношений в родительской семье.

Соответственно, основные психопрофилактические меры на всех уровнях необходимо предпринимать в данных четырех на правлениях.

Алкоголизм как вид аномального развития

Путь, ведущий к раннему алкоголизму, имеет свои внутренние закономерности, свою достаточно жесткую психологическую цепь развития, составленную из определенных звеньев, этапов (предыстория злоупотребления, включение в асоциальную компанию, привыкание к алкоголю, развитие иллюзорно компенсаторной деятельности, изменения смысловой сферы и др.). Значительную роль играют здесь внешние предпосылки такого развития (нарушения микросреды, микрокультуры) и нередко отягощенные, измененные по сравнению с нормой условия протекания психических процессов (неблагоприятная наследственность, травмы, нарушения работоспособности и т. п.).

Вместе с тем внутренняя логика аномального развития отнюдь не является единственно возможной для таких детей при данном стечении условий и предпосылок. В каждом из звеньев аномального развития при учете психологической специфики момента возможен поворот в благополучное русло и избежание тем самым роковых последствий асоциального пути и, в частности, раннего алкоголизма. Стоит, однако, помнить, что, чем дальше уходит становление личности асоциального типа, чем в большей степени приобщается подросток к иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельности, тем более сложными для воспитания и более проблематичными становятся такие повороты. Что же касается самого раннего алкоголизма, если он все же возникает, то на этой стадии меры психологической профилактики, разумеется, полностью исчерпывают себя, уступая основное место мерам медицинского воздействия. Бороться с алкоголизмом как болезнью уже поздно – его надо лечить. Основное направление борьбы, что видно из всего предшествующего материала,– это поиск причин аномального развития и путей их искоренения. Ключевым периодом в отношении раннего алкоголизма является младший школьный и в особенности подростковый возраст, причем особой специфики именно "антиалкогольного" воздействия здесь по большей части нет, точнее, она растворяется в общих проблемах и задачах воспитания личности и профилактики многих других видов аномалий. Конечно, нужны особые и строгие меры по изоляции от алкоголя и наркотиков, надо вовремя информировать ребенка об их пагубности, вреде для здоровья и т. п. Однако подлинный психологический иммунитет к пьянству, алкоголизму, наркомании дают не сами по себе эти меры и знания (хотя, они являются необходимым условием), а воспитанная в человеке нравственная, активно-творческая позиция, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни, адекватных способов их реализации.

Выводы

Болезнь не уничтожает личность как таковую, но глубоко извращает, деформирует ее. В результате образуется собственно аномальная личность, т. е. не способная ни к творчеству, ни к позитивной свободе, ни к вере, ни к ответственности, ни к любви – словом, не способная ориентировать, направлять и организовывать жизненное развитие как процесс приобщения к родовой человеческой сущности.

Оно в основном заключается в том, что человек здоров настолько, насколько он избегает крайностей невроза или психопатии, насколько он, даже имея в себе зачатки, признаки, скрытые процессы, относящиеся к этим страданиям, не дает им разрастись дальше положенной черты, границы (чаще всего эта граница, с теми или иными оговорками, усматривается в мере адаптивности, приспособленности к окружающему). Иными словами, здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.

Поэтому правильнее, на наш взгляд, сформулировать общее представление об аномалиях, имея в виду, что лишь в крайних своих вариантах они переходят в выражение патологические явления.

Проблемы аномального развития настолько тесно взаимосвязаны с реальной жизнью, многосторонни, "целостны", что их возможно наиболее глубоко отразить только в достаточно целостной теоретической концепции.

Литература

1. Братусь Б. С. Аномалии личности.– М.: Мысль, 1988.– 301, [2] с.

2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002.– 512с.

3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр "Академия",2001. – 208 с.