Психологическая природа и коррекция тревожности и агрессии у подростков

Психологическая природа и коррекция тревожности и агрессии у подростков.

Статьи по теме
Искать по теме

Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии

Термин "агрессия" несет в себе такие понятия, как "нападение", "враждебность" и т.д., и он используется для обозначения перечисленных действий, которые возникают вследствие страха или разочарования; желания вызвать страх у окружающих или обратить их в бегство; стремления добиться признания своих идей или осуществления собственных интересов.

Агрессия – это один из механизмов психологической защиты. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ее отсутствие приводит к пассивности, зависимости, неумению отстаивать свои интересы, отсутствию собственных идей и целей. Однако ее чрезмерное развитие отражается на всем облике личности и характеризует человека как конфликтного, неспособного к сознательной кооперации с социумом. Сама по себе агрессивность не делает человека сознательно опасным для общества, так как связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, и сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В психологической науке нет единого базового определения термина "агрессия". Свою трактовку этого понятия предлагают многие авторы (Э.Фромм, А.Басс и др.).

Понятие "агрессивность" – предмет изучения психологии личности. Здесь также существует целый ряд определений, отражающих разные стороны данного свойства (Н.Д.Левитов, Р.С.Немов, А.А.Реан и др.). Отсутствие единой терминологии – не единственная проблема, с которой сталкиваются исследователи агрессивности. Расхождения касаются и вопроса ее происхождения в человеческой природе. Этот научный спор имеет богатую историю: приверженцы одних взглядов трактуют агрессивность как черту личности; другие ищут ее физиологическую подоснову; третьи – генетические корни; четвертые объясняют ее социальными факторами, особенностями внутриутробного развития и др. (А.Бандура, Л.Берковиц, К.Лоренц, З.Фрейд и др.). Современные концепции связывают агрессивность со структурой мотивационной сферы личности и содержанием ее ценностной системы.

Как структурный элемент личности агрессивность имеет собственные параметры и взаимодействует с другими ее компонентами, например, с целенаправленностью, коммуникативностью, интересами и т.п. (А.И.Крупнов, Ю.Б.Можгинский, Т.Г.Румянцева и др.).

Агрессивное поведение – результат влияния биологических и социальных предпосылок развития данного конкретного индивида в данных конкретных условиях.

Проблема агрессии и агрессивности уже долгое время является одной из центральных в социальной психологии. Неслучайно в большинстве современных зарубежных учебников по социальной психологии содержится глава, посвященная данной теме. Существует большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессии, закономерности формирования и проявления агрессивного поведения и т.п. Тем не менее, большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения: до сих пор нет общепризнанной теории агрессии, и, что самое главное, – не решен вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) агрессивное поведение.

Соответственно, мы полагаем, что исследования агрессии и агрессивности более чем актуальны в наше нестабильное время и в нашем обществе.

В нашем житейском сознании агрессивность представляется в виде "злонамеренной активности", и никакой деструкции в себе не несет. Здесь стоит оговориться, что агрессивность – это свойство личности, характеризующееся наличием как деструктивных (разрушительных), так и конструктивных (созидательных) тенденций. Исходя из этого, агрессивные проявления можно разделить на два типа: первый тип – мотивационная (состояние возбуждения, которое побуждает организм к агрессивному действию) агрессия, как самоценность, и второй тип – инструментальная агрессия, как средство для достижения какой-то цели или следствие научения, а, возможно, и подражания агрессивным действиям [4, с.118].

В психологической науке дано более 250 определений агрессий, мы остановимся на некоторых из них, наиболее четко и точно объясняющих сущность этого понятия.

Д.Майерс в своем учебнике "Социальная психология", который воспитал не одно поколение американских студентов, где идет обзор широкого аспекта теорий, гипотез и экспериментов, рассматривает агрессию как "физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда".

В виду того, что проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны, то весьма полезным окажется разграничение и деление подобного поведения на типы, виды. А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил агрессивные действия на 3 школы [17, с.95]:

- физическая-вербальная;

- активная-пассивная;

- прямая-непрямая.

На сегодняшний день существует большое количество теорий агрессивного поведения человека, наиболее известными из которых являются теории агрессии З.Фрейда [69], К.Лоренца [41]. У каждой из существующих теорий имеется свой взгляд на агрессию и отношение к ней, что позволяет выделить в них схожие черты и разделить на четыре основные категории по принципу взгляда теории на понятие "агрессия". Эти основные категории рассматривают агрессию как:

1. Врожденный посыл или задаток. Агрессия рассматривается как врожденная форма поведения, зарождаемая на инстинктивном уровне. Сторонники теорий, относящихся к данной категории, рассматривают агрессию как запрограммированное на генетическом уровне свойство человека. Агрессия уже находится в человеке, и может найти свое проявление в течение всей человеческой жизни. По мнению сторонников данных теорий, агрессию невозможно искоренит, максимум – ослабить ее влияние.

2. Эмоциональные и познавательные процессы. Данная теория основана на убеждении, что человек способен управлять своей агрессией на основании навыков, накопленных с жизненным опытом. Для того, чтобы научиться управлять уровнем своей агрессии, человек должен научиться реальному представлению потенциальных опасностей и адекватно оценивать угрожающие факторы.

3. Необходимость (потребность), порождающаяся внешними стимулами и факторами. Данная категория рассматривает агрессию как потребность, которая реализуется под непосредственным действием внешних стимулов. Основу данной категории составляет "фрустрационная теория агрессии", предложенная Джоном Доллардом, американским психологом и антропологом. Фрустрационная теория гласит, что фрустрация всегда приводит к агрессии в любой ее форме, а агрессия, в свою очередь, всегда является естественным результатом фрустрации. Доллард утверждал, что чем сильнее человек предвкушает удовольствие и чем сильнее препятствие, тем сильнее может быть агрессивная реакция. Сторонники данной теории утверждают, что человек в состоянии не просто блокировать негативное влияние агрессии, но и вовсе искоренить его в себе, так как агрессия не является врожденным качеством и возникает под действием внешних факторов [40, c.168].

4. Актуальное выражение социального. Агрессия является приобретенной в стадии развития моделью социального поведения. Агрессивные реакции находят проявление после участия человека в схожей ситуации в обществе либо пассивного наблюдения за ситуацией со стороны, вследствие накопления и дальнейшего применения накопленного опыта. Лучший пример данной категории – маленький ребенок, который, словно губка, впитывает от своих родителей как хорошее (чувства сострадания, добро), так и плохое (злость, агрессия). Став однажды свидетелем проявления агрессии в семье, ребенок запомнит модель поведения агрессора, и в будущем будет действовать согласно данной модели поведения.

Агрессия настолько широкое понятие, что она может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Попытаемся выделить основные из них:

1. Злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами. У человека, увлекающегося потреблением алкоголя сверх нормы, постепенно начинает расшатываться нервная система, что приводит к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации. Употребление наркотических средств даже в самом малом количестве вызывает привычку и мощную потребность человека в наркотиках, а вследствие несвоевременного получения очередной дозы у "человека" начинается "ломка", вызывающая сильнейшее проявление агрессии по отношению ко всем людям без разделения на друзей и врагов.

2. Проблемы в личной жизни. К данной причине относится как отсутствие постоянного партнера, так и проблемы в сексуальной жизни. Когда человек никак не встретит спутника (-цу) жизни, он чувствует себя одиноким. Чувство одиночества гложет человека изнутри, он не понимает, почему не может никому понравится. Со временем чувство одиночества вызывает депрессию, а после переходит в агрессивное состояние. Человек начинает злиться на самого себя и на других людей, проявляя агрессию при каждом упоминании своей проблемы другими людьми. От проблем в сексуальной жизни мужчин чаще всего страдают их спутницы, так как мужчина, ощущая свое бессилие, способен искать виновного, и, как ни странно, находит рядом с собой, обвиняя женщину в том, что она не способна завести его, что она поправилась и т.д.

3. Детские психические травмы. Нередко ребенок заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями вследствие грубого отношения родителей друг к другу и к ребенку. Детская психика в сотни раз ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими родителями, имеющими выяснять взаимоотношения при ребенке. Строгое воспитание также является существенной причиной агрессивности, так как, повзрослев, у бывшего ребенка появляются свои дети, которых он воспитывает так же, как его воспитывали родители. Если вы воспитываете своего ребенка агрессивными методами, все ему запрещаете и наказываете ударами за каждую провинность – ждите такого же отношения к своим внукам.

4. Увлечение просмотром триллеров и квест-играми. Если человек большую часть времени проводит за просмотром триллеров и фильмов ужасов, это негативно сказывается на его психике. Особенно справедливо это по отношению к подрастающему поколению. В США известны случай, когда после просмотра очередного триллера школьник в классе открыл огонь из боевого пистолета по одноклассникам и учителям. Современные игры также перенасыщены актами насилия. А ведь некоторые игроки способны ставить себя на место главного героя игр, стремясь подражать ему они стирают грань между жизнью и виртуальной реальностью.

5. Отказ от отдыха, недосыпание. Человек, отдыхающий всего лишь 2-3 часа в сутки, не успевает возобновить свои силы, которых не хватает для обеспечения сопротивляемости стрессовым ситуациям. В результате при наступлении данных стрессовых ситуаций человек теряется, начинает злиться на других людей, не в состоянии спокойно оценить ситуацию.

Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином "anxiety", что переводится на русский как "беспокойство", "тревога" [10, c. 165].

Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M.Прихожан. Тревожность рассматривается как характерная черта депривационного синдрома, спектр проявления которого очень широк – от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких нарушений интеллекта и личности [56, c.43].

Ч.Спилбергер дает следующее определение тревожности: под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся [66. с.51]:

- различной интенсивностью;

- изменчивостью во времени;

- наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения;

- сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы.

Ю.Л.Ханин определяет ситуации, в которых возникает тревожность, следующим образом [66, с.129]:

- ситуации межличностного общения и группового взаимодействия;

- ситуации, в которых имеется возможность и опасность получить физическую травму;

- новые и незнакомые условия, неожиданные обстоятельства;

- выполнение монотонной рутинной работы.

В психологическом словаре понятие "тревожность" определяется как "индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям эмоционального дискомфорта, неблагополучия, предчувствие грозящей опасности".

Майк Кордуэлл предлагает такое определение: "Тревожность – чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительной физиологической активацией" [32, с.62].

Автор отмечает, что симптомы тревожности могут присутствовать во многих психологических расстройствах, вводит такие понятия, как тревожные расстройства (фобии, посттравматические стрессы, одержимо – навязчивые расстройства), тревожные реакции (общий адаптационный синдром, предложенный Г.Селье), объективная тревожность. Последняя понимается как состояние тревожности, возникающая каждый раз, когда мы считаем, что подвергаемся реальной опасности и это побуждает к немедленным действиям для спасения жизни. Этот подход созвучен мнению А.И.Захарова.

А.И.Захаров дает следующее определение тревоге – "это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности" [20, с.49].

Определение, данное А.И.Захаровым, наиболее точно подходит под определение тревожности как состояния.

Данные Б.М.Теплова указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанное им предположение об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д.Небылицина: он находит преимущество в скорости замыкания условной связи у представителей слабой нервной системы, в то время как у лиц с сильной нервной системой условные связи могут образовываться как быстро, так и медленно. Отсюда он выводит предположение о более высоком уровне тревожности субъектов со слабым типом нервной системы [74, с.284].

Л.А.Тейлор приходит к заключению, что склонность субъекта к тревоге обусловлена типологическими особенностями динамики образования условных рефлексов. В рамках этого подхода, а также подхода Айзенка тревожность сближается с повышенной эмоциональностью и чувствительностью к эмоциогенным ситуациям, при которой тревожность или невротичность выступают как одно из проявлений эмоциональной возбудимости [74, с.284].

Состояние тревожности весьма изменчиво и чаще всего способствует осознанию личностью своего положения в окружающем мире. Таким образом, тревожность – индивидуально-психологическая особенность личности, выражающаяся в склонности человека к переживанию состояния тревоги, неадекватного ситуации, либо наличие низкого порога его возникновения.

Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром.

Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Выделенный психологами другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние.

Ситуативную тревожность порождают некоторые конкретные ситуации, которые объективно вызывают беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Оно может быть разным по интенсивности и динамичности.

Ситуативную тревожность можно рассматривать в трех аспектах, которые существенно влияют на результативность значимой (соревновательной, исполнительской, управленческой, производственной) деятельности: межличностная ситуативная тревога, внутригрупповая ситуативная тревога и деятельностная (предрабочая, рабочая, послерабочая, оптимальная) ситуативная тревога. Говоря о межличностной и внутригрупповой ситуативной тревоге, отметим, что обе категории касаются эмоциональных переживаний человека в конкретный промежуток времени и позволяют зафиксировать интенсивность выраженности ситуативной тревоги, возникающей в процессе реальных, прошлых или отражаемых контактов с конкретными партнерами или группой людей. Деятельностная ситуативная тревога представляет собой эмоциональные переживания, испытываемые человеком при выполнении конкретной задачи (до, во время или после выполнения).

Ввиду возможности изменения имеющегося нервно-психического состояния, для нас наибольший интерес представляет именно ситуативная тревожность или тревожность как состояние.

Кроме выделения типов и видов тревожности психологи считают необходимым говорить и об уровнях тревожности.

Нельзя считать нормальным отсутствие каких-либо проявлений тревожности. Н.Ф.Лукьяновой и Е.Н.Лобовой показано, что полное отсутствие тревожности, точно также как и завышенная тревожность, находятся в ряду причин, приводящих к дезорганизации деятельности. Заниженная тревожность вызывает недооценку стрессовых ситуаций и излишнюю уверенность в своих возможностях, что, в конечном итоге, выливается в ошибки в профессиональной деятельности. В некоторых работах доказывается, что определенный уровень тревожности может выступать в роли положительного фактора в эмоциональных условиях деятельности человека, поскольку ее можно рассматривать "не только в роли неблагоприятного нервно-психического фона, но и в роли стимулятора потребности в саморегуляции" [27, с.195].

Выделяют две группы признаков проявления тревоги [27, с.201]:

- первые – внутренние, соматические признаки, возникающие у человека под влиянием волнения (учащенное сердцебиение, сухость во рту, ком в горле),

- вторые – внешние поведенческие реакции (теребят одежду, волосы или какой-то предмет, кусают ногти, сжимают кулаки и другие невербальные жесты).

Возникающая внутренняя неудовлетворенность требует от человека поиска выхода. Появляется соблазн избежать тревогу, уйти от боли. Выделяют четыре способа такого бегства.

1. Разрыв связи между состоянием тревоги и ситуацией, вызывающей ее через создание ложно-иллюзорного мира, где нет чувства тревоги. Так как переживать смутное и неопределенное чувство тревоги мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом. Страх прост, ясен и связан с конкретной ситуацией. Так как причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется. Страх перерабатывается и сменяется [72, с.301]:

- ритуальными действиями;

- уходом в фантазии, которые проживаются в жизни;

- появлением односторонних увлечений, которые так захватывают, что не оставляют места никаким другим интересам.

2. Типичный способ бегства от тревоги – агрессивность. Унижая других, агрессивный человек избавляется от собственного чувства неуверенности, от сознания своей униженности, неспособности жить так, как хотелось бы. Чаще всего у таких людей в глубине души тревожная рассеянность, внутренний конфликт.

3. Апатия, вялость, безынициативность, отсутствие живых эмоциональных реакций мешают увидеть те конфликты, переживания, которые породили тревогу.

4. Последний, также распространенный способ ухода от тревоги – превращение ее в заболевание. Соматические признаки тревоги, углубляясь, могут стать симптомами серьезных заболеваний, расстройств. Такое расстройство может быть не только проявлением тревоги, но и заменять ее. Эмоциональное состояние приходит в норму, но за счет ухудшения физического здоровья. Все эти способы неконструктивны и ведут в тупик, из которого самому очень трудно выбраться. Ведь ни один из этих способов не дает полного освобождения.

В работах В.С.Мерлина тревожность рассматривается как одно из свойств темперамента. Автор понимает тревожность как склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, направленное на какой-либо предмет и явление [29, с.81].

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Нейротизм, рассматриваемый Г.Айзенком в качестве одной из важнейшей детерминант человеческого поведения, также относится к числу свойств личности, связанных со склонностью к восприятию ситуации как угрожающей. Высокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он также может выступать предиктором возникновения страхов [29, с.81].

Взаимосвязь агрессивности и страха имеют более сложную природу. Во-первых, они состоят в отношении взаимной детерминации, т.е. агрессивность может вызывать разные формы страха, а страх может провоцировать агрессивное поведение. Во-вторых, существуют разные формы агрессивности, связанные с формированием страхов различными психологическими механизмами. А.Басс совместно с А.Дарки выделяет несколько видов реакций, характеризующих проявление агрессивности и враждебности [65]..

- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

- Косвенная агрессия – не явная, окольным путём направленная на другое лицо.

- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малом возбуждении.

- Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил и обычаев.

- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

- Подозрительность – настороженное отношение к окружающим в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что они планируют и приносят вред.

- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

- Чувство вины выражает убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, причиняет зло, в связи с чем человека тревожат угрызения совести.

К.Изард и другие исследователи эмоций отмечают наличие связей между гневом и страхом [23, с.48]. По данным Я.Ю.Копейко, связь между агрессивным поведением и уровнем тревожности у мужчин является позитивной, а у женщин – негативной. Автор объясняет это тем, что агрессивное поведение мужчин имеет более непосредственный характер и обусловлено контролирующей функцией суперэго. У женщин агрессивное поведение является некоторым защитным механизмом более связанным с силой-слабостью эго [72, с.302].

А.Кемпински считает, что иногда беспокойство концентрируется на каких-либо незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная расти, превращаются в огромную проблему, одновременно возбуждая агрессию. В связи с этим чувство страха и агрессия часто появляются вместе [26, с.119].

Так как переживать смутное и неопределенное чувство тревоги мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом. Страх ясен, он связан с конкретной ситуацией (например, боязнь темноты). К тому же, если чувство тревоги угнетает, оно невыносимо, то страх-заменитель может мобилизовать, дать большее чувство безопасности. Поскольку причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется. Страх перерабатывается и сменяется ритуальными действиями; уходом в фантазии, которые противопоставляются жизни; появлением односторонних увлечений, которые не оставляют места никаким другим интересам. Здоровое увлечение соединяет личность с миром, с друзьями. Тревожное состояние способствует созданию замкнутого мирка, становится самоцелью человека, единственным способом утвердить себя, не вспоминая о жизни.

Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов развития личности. Глобальная перестройка организма ведет к общей нестабильности, обусловливает многочисленные аффективные реакции, влечет изменчивость эмоционального поведения.

Анализ исследований подростковой тревожности последних лет позволяет трактовать тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Тревожность выделяется как личностное образование, которое может достаточно длительно сохраняться.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием подросткового возраста. По выражению Л.С.Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного" [13, с.96].

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания, поступки и неблагоприятные личностные проявления.

Обладая настойчивым чувством взрослости, подросток не имеет реальной возможности утвердить себя среди взрослых – возникает противоречие между желанием и возможностями, несущее за собой целую вереницу отрицательных эмоциональных состояний, в том числе и тревожность. Следует отметить, что тревожность может настолько парализовать социальную жизнь подростка, что он достаточно часто отказывается от большинства форм групповой активности.

Именно в подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием [57, с.103], а высокий уровень тревожности способствует развитию астении и психосоматических заболеваний [11, с.59]. При этом отмечается преобладание эмоциональных расстройств у девочек – депрессия, страхи, тревожные состояния; для мальчиков – нарушения в поведении.

Как отмечает А.М.Прихожан, при этом работа по снижению тревожности должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте являются специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования, могут явиться ее прямой или косвенной причиной [58, с.132].

Тревожность рассматривается как показатель "преневротического состояния", ее роль чрезвычайно высока в нарушениях поведения, таких как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Решение проблемы повышенной тревожности требует своевременного ее выявления при помощи разработанной диагностической программы с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке подростков к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.

Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

В настоящее время детская и подростковая агрессия и родственные ей формы поведения являются важнейшими проблемами исследования, хотя тема агрессии общезначима и актуальна уже на протяжении многих десятилетий.

В течение последнего столетия было проведено множество конкретных теоретических и практических исследований, в которых с самых разных точек зрения изучалось рано проявляющееся агрессивное поведение у детей и подростков.

Теоретический анализ работ по проблеме детской и подростковой агрессивности показал, что в зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко: создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, направленные на выявление причин и факторов, способствующих развитию агрессивного поведения у детей и подростков. В частности, изучаются:

- связи между отношением родителей к агрессивным действиям своих детей и агрессивным поведением со стороны детей;

- взаимосвязь легитимного насилия и девиантного агрессивного поведения;

- взаимосвязь агрессивного поведения детей и подростков с уровнем интеллекта;

- гендерные различия в качестве и количестве агрессии у детей и подростков и т.д.

Во многих публикациях по педагогической науке всё чаще затрагивается вопрос об изучении агрессивности у подростков. В подростковом возрасте у ребёнка происходит кризисный перелом: первое проявление сексуально окрашенных переживаний связано с чувством страха, ужаса перед чем то неизведанным, непонятным; дискомфорт и чувство неполноценности подросток переживает в глубине своей души и это может выразится "не только в страхе перед миром, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям" [3,c.280]; ребёнок по-другому начинает воспринимать окружающий мир, происходит переломный кризис самосознания, переориентация ценностей, обостряется чувство индивидуальности. И эти первые самостоятельные итоги на пути осознания ребёнком через внешнюю действительность своего внутреннего "Я", может быть связано с проявлением агрессивности, насилия, страха, причины которых могут корениться, связываться и с переживаниями, связанными с прошлым душевными травмами, которые при этом могут и не восприниматься; и с обидой, которая формирует в подростке злость (например, на несправедливость родителей, учителей); и с неудовлетворенностью взаимоотношениями с одноклассниками, друзьями, детьми противоположного пола и т.п. Можно утверждать точно, что агрессия и её проявления в поведении подростков, вытекают в большинстве случаев из столкновения различных социальных факторов (семья, школа, общество сверстников, информационно-культурная среда и т.д.) с субъективным восприятием их ребенком.

Согласно когнитивно-генетической теории Ж.Пиаже в умственном развитии человека выделяется четыре главные стадии, каждая из которых делится на ряд фаз [14, с.307-310]: переходный возраст (12-15 лет) характеризуется тем, что у детей созревает способность абстрагировать мысли, мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Вступление в фазу формальных операций вызывает у подростка особое тяготение к общим теориям, склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, любви, счастья. Отсюда – и тяга к новым, ярким, образным впечатлениям, стремление узнать максимум информации.

Основоположник психодинамической теории американский учёный Э.Эриксон делит жизненный цикл человека на 8 фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития. Четвёртая фаза, соответствующая подростковому возрасту, "отвечает" за чувство предприимчивости, способности добиваться поставленной цели [14, с.35]. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность, формируются эстетические предпочтения, закладывается отношение к труду.

Но наряду с этой "индивидуальностью", существует ряд психологических особенностей ребенка, которые позволяют охарактеризовать его, когда он находится на определенной возрастной ступени своего психического, физиологического, умственного, эмоционального развития, и которые характерны не только для одного, индивидуального ребенка, а присущи всем нормально развивающимся детям рассматриваемой возрастной категории.

Ученый К.Бюллер отдельно выделяет и отдельно рассматривает биологическое и культурное созревание, отмечая при этом, что они отличаются и по содержанию, и по срокам и связаны с особенностями протекания психических процессов. Он выделяет позитивную и негативную фазы. Первая наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, у него появляется новый мир ценностей, потребность в уединении, мечты, он по-новому воспринимает искусство. Негативная фаза начинается в пубертатный период и заключается в чувстве тревоги, раздражительности, диспропорции в физическом и психическом развитии. Это и период абстрактного бунта (против всех и всего), и меланхолия, и испытывание противоположных чувств [9, с.89 – 93].

Ещё раз заострим внимание на том, что подростковый возраст является самым трудным и противоречивым в жизни каждого человека. Дети в этом возрасте необузданы и драчливы, они неудовлетворены собой и враждебно относятся к окружающему миру, к этому присоединяется ещё и ряд новых внутренних влечений "к тайному", необычному. Непослушание, занятия запрещёнными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому всему присовокупляется разочарования. Всюду воспринимается прежде всего отрицательное, и наиболее обычной формой поведения становится агрессивная самозащита. Следствием этого становится – снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное к ним и влечение к различного рода ассоциальным поступкам.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким проявлением насилия. Семенюк Л.М. установила, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: 11лет и 13 лет [62, С. 113].

Сравнение степени выраженности различных компонентов насилия в межличностных отношениях у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямому физическому и прямому вербальному насилию, а у девочек – к прямому вербальному и к косвенному вербальному. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно выражение насилия в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербального насилия в любых его формах – прямого или косвенного.

Для подростков с повышенным уровнем агрессивности характерны следующие особенности [61, с.119]:

- Восприятие большинства ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

- Повышенная чувствительность к негативному отношению по отношению себе (требовательность, категоричность, повышенный тон или наоборот – игнорирование, воспринимается как агрессия и вызывает ответное агрессивное поведение).

- Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение (склонны оценивать агрессию, как единственное средство самовыражения и защиты своих интересов).

- Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

- Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

- Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию (характерно: избегание, отрицание, преувеличение, уменьшение значимости проблемы, подмена "причины и следствия", а так же "застревание").

- В отношениях с другими проявляют низкий уровень эмпатии.

- Слабо развит контроль над своими эмоциям.

- Слабо осознают все свои эмоции, кроме гнева и кайфа (бедная эмоциональная палитра).

На возникновение насилия в межличностных отношениях подростков влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Подростки, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к насилию. Подростки получают информацию о насилии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков, одноклассников.

Один из самых спорных источников получения информации о насилии и обучения насилию считаются средства массовой информации [2, С. 291]. СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. То, что СМИ оказывают огромное влияние на личность и формируют общественное мнение, непреложный факт. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и интернету.

Влияние видео-культуры на социальное воспитание личности нельзя оценить однозначно. С одной стороны, коммерциализация СМИ приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов программ помогает в занятиях молодежи, в расширении кругозора детей и подростков, открывая совершенно новые горизонты знания.

Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. Бесконечный показ трупов, перестрелок, ограблений и т.п. уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как увлекательное зрелище.

Огромное значение, по мнению многих авторов, имеют социально-экономические причины. Жестокие преступления подростков – новое явление в преступном мире. Чем они моложе, тем более порочны, бесчеловечны, абсолютно не боятся наказания, закона. Обычно это ребята из неполных или так называемых неблагополучных семей. Эти эмоционально травмированные молодые люди зачастую сами являются жертвами физического или сексуального насилия. Жизнь их бесцельна, прошлое не имеет никакого смысла, а будущее – надежды. Потрясают не только необъяснимо зверские преступления, но и отсутствие какого-либо раскаяния.

Подростки, которые живут в агрессивном, враждебном и жестоком доме или районе, часто берут пример со старших, тех, кто уже прошел этот разрушительный путь. Дети должны стать жестокими, чтобы быть принятыми в это сообщество, стать своими.

Еще один серьезный фактор современной жизни – различные молодежные группировки, которые отличаются большой степенью агрессивности, зачастую связаны с криминалом, ведут постоянную борьбу за контроль над территорией. Некоторые такие объединения, например, бритоголовые, отличаются ненавистью ко всему чужому, не похожему на них.

Молодежные банды становятся растущей проблемой в обществе. Молодые люди вступают в группировки по разным причинам. Одни не знают, чем заняться после школы, других приводят старшие братья, для некоторых – это игра, о последствиях которой они не задумываются [5, С. 39].

Таким образом, подростки наблюдают примеры насилия в собственной семье, на улице. А определенные телевизионные программы, сайты, кинофильмы, видеоигры, музыка закрепляют образцы подобного поведения в сознании.

Когда наказание – это единственный способ воспитания, когда дети регулярно подвергаются физическому, а то и сексуальному насилию, или наблюдают такое насилие в семье (например, отца к матери), то не удивительно, что они проявляют насилие по отношению к другим.

Итак, насилие в межличностных отношениях подростков формирует не какой-нибудь один фактор или ситуация, а сочетание многих факторов. Некоторые факторы касаются индивидуальных особенностей ребенка, некоторые формируются социальной средой.

Каждому педагогу так необходимо знать и учитывать психологическую основу агрессии и применять её в педагогических целях, с помощью составленных им педагогических и социальных характеристик, в которые входят все социально-культурные факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения ребенка.

Коррекция тревожности и агрессии у подростков

В современных условиях более существенное внимание воспитателей привлекает личность, индивидуальность. В связи с этим новый, более глубокий смысл приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от коллектива участников того или иного воспитательного мероприятия. Селиванов В.С. считает что "индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальный учет особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношений каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой – адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента…" [15, с. 306].

Профилактика агрессивных и тревожных состояний у подростков сочетает в себе как симптоматическую (работа в классе), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы.

Согласно отечественным исследованиям, коррекция может быть направлена на:

- оптимизацию социальной ситуации развития ребенка;

- развитие видов деятельности ребенка;

- формирование возрастно-психологических новообразований.

Коррекционную работу с агрессивными и тревожными детьми, говорят психологи, целесообразно проводить в четырёх направлениях:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Таким образом, основные усилия специалистов в области преодоления эмоциональных расстройств должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и тревожности и на поиск позитивных способов работы с гневом.

В качестве примера можно привести следующие этапы такой работы:

- представить детям практически приемлемые методы для выражения подавленного гнева;

- помочь им подойти к реальному восприятию чувства гнева, которое они могут сдерживать;

- дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует;

- обсуждать с ними проблему гнева: что заставляет их гневаться, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.

Современные тенденции подростковой среды, связанные с эгоцентризмом, тотальной информатизацией общества, повышением уровня меркантильности современной молодежи актуализируют внедрение в учебный процесс целенаправленной работы с подростками их родителями и педагогами по обсуждению темы насилия в подростковой среде.

Часто дело усугубляется тем, что страх показаться слабым не позволяет подросткам рассказать о возникшей ситуации психологу, родителям, классному руководителю и тем более самим же сверстникам.

Рекомендации для педагога по работе с родителями

Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минует их внимание.

Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют "давать сдачи" обидчику, отстаивать свои права и пр.

Задача педагога в данном случае – быть наставником и советчиком для родителей. Рекомендуется ежемесячно проводить специальные семинары и -еженедельно – индивидуальные встречи. Для проведения групповых занятий в рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов (врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе, классе. Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог. В ряде случаев можно ограничиться коротким телефонным разговором, главное – поддерживать с родителями постоянный контакт.

Необходимо убедить родителей в том, что если они не в состоянии самостоятельно корректировать приступы подростковой агрессии у своего ребенка, стоит проконсультироваться со специалистами, которые могут оказать им индивидуальную помощь или результативно вмешаться в жизнь целого коллектива.

В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.

Родители должны обеспокоиться, если ребенок:

- не приглашает домой друзей и постоянно проводит свободное время в полном одиночестве;

- не имеет близких приятелей, с которыми можно проводить досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

- одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, поскольку боится, что никто не придет;

- по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

- у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

- просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

- выпрашивает или крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, приобретение алкоголя, наркотиков;

- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами. Книги, тетради, школьная сумка находятся в плохом состоянии;

- выбирает нестандартную дорогу в школу.

Все это свидетельствует о том, что ребенок скорее всего подвергается насилию в школе (физическому или психологическому).

Школьник может выступать и в противоположной роли – агрессора. Об этом расскажут такие симптомы:

- ребенок вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

- как правило, физически более развит, чем сверстники, имеет проблемы с успеваемостью, воспитывается в неблагополучной семье;

- с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

- в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

- приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя, откуда они взялись;

- группируется со старшими подростками;

- имеет садистские наклонности;

- очень быстро переходит от довольства к злобе;

- в игре навязывает друзьям свои правила;

- злопамятен на мелкие обиды;

- игнорирует указания и легко раздражается;

- введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с матерью.

Агрессия часто возникает из-за слабого самоконтроля ребенка и фиксируется в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. Ученику, склонному к такому поведению, необходимо объяснить, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.

У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в состоянии бесконечной обороны. И то и другое отнимает время и силы. Такие люди менее успешны, а их успехи, достигнутые через агрессию, непрочны.

Что может помочь ребенку избавиться от агрессии или снизить ее уровень? Например, занятия спортом. В подростковом, юношеском возрасте физические упражнения, занятия различными видами спорта способствуют активизации умственной работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия эндорфинов. При этом резко сокращается выделение адреналина и "стрессовых" гормонов. Таким образом, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение.

Также очень важны и полезны беседы со школьниками – как индивидуальные, так и групповые. Большинство детей презирают "обидчиков", поэтому задача педагога – доказать агрессивному ребенку, что решение проблемы – в его интересах. Следующий шаг – обращение к чувствам школьников, моральная оценка действий "обидчиков". Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне "жертвы" и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними – вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми. Вот некоторые рекомендации:

- обсудите со школьниками, возможно ли в вашем образовательном учреждении проявление детского насилия, и что нужно сделать для его предотвращения;

- предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошел в школе. С их разрешения зачитайте рассказ и попросите дать определение насилию. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчеркивая наиболее реальные;

- ознакомьте школьников с материалами (видео, книги), которые содержат информацию о насилии;

- предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия должны себя вести, чтобы помочь "жертве", "обидчику".

Алгоритм работы с агрессорами и их "жертвами"

1. Поговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой агрессоров, и предложить письменно изложить случившееся.

2. Поговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента.

3. Объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное.

4. Собрать всю группу и предложить каждому ее члену рассказать другим, о чем шел разговор в индивидуальной беседе с педагогом.

5. Подготовить членов группы к встрече с остальными учащимися: "Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?"

6. Поговорить с родителями детей, состоявших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят.

7. Вести дневник с записью всех инцидентов, фиксацией письменных объяснений детей и принятых мер.

8. Обучить детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты (с помощью школьного психолога).

9. Потребовать от обидчиков письменных извинений перед потерпевшими.

10. Если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что такие ситуации не могут быть смешными.

Если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой "игре"

Для профилактики может быть разработана программа профилактики тревожности у подростков.

Задачи программы:

- Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности.

- Повышение уровня эмоциональной стабильности.

- Развитие уверенности в себе.

- Повышение самооценки.

План занятий:

- Вводное занятие: установление правил работы в группе, создание благоприятных условий для работы в группе.

- Основные занятия: активация процесса самопознания, развитие уверенности в себе, повышение мотивации к достижению успеха. Снижение тревожности.

- Подведение итогов (1 занятие): обобщение результатов работы.

Занятия проводятся два раза в неделю во внеурочное время. Каждое занятие занимало 40-60 минут.

Блок I. Снятие состояния психического дискомфорта, коррекция тревожности.

Задачи:

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- снижение тревожности;

- отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации;

- снижение страхов;

- повышение самооценки подростков.

Блок II. Формирование адекватной самооценки.

Задачи:

- повышение самооценки;

- развитие уверенности в себе;

- обучение умению отстаивать свою позицию;

- обучение навыкам принятия решений, критического мышления, навыка отказа сверстникам;

- обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Блок III. Снятие агрессивности, враждебности.

Задачи:

- обучение подростков способам выражения гнева в приемлемой форме;

- формирование адекватных форм поведения;

- эмоциональное осознание своего поведения;

- регулирование поведения в коллективе;

- обучение приемам ауторелаксации.

Блок IV. Формирование навыков.

Задачи:

- создание благоприятных условий для работы группы;

- развитие умения самоанализа;

- раскрытие качеств, важных для эффективного межличностного общения;

- освоение активного стиля общения.

Необходимо также отметить, что достаточно важным элементом в достижении полученных результатов, является проведение родительского собрания на тему: "Возрастные и психологические особенности подростков"

Цель:

Рассказать родителям об особенностях подросткового возраста.

Дать рекомендации о путях предупреждения и профилактики психоэмоционального неблагополучия подростков.

План:

- Трудный возраст и физическое состояние подростков.

- Подростковая психика, кризис подросткового возраста.

- Рекомендации.

Данный блок работы включает в себя следующие формы работы:

- анкетирование родителей,

- проведение совместного мероприятия, а именно КВН, консультации, практический семинар;

- беседы и лекции специалистов педагогов, психологов;

- привлечение родителей к развитию социальной компетентности школьников;

- повышение их собственной психолого-педагогической компетентности и стимулирование развивающего взаимодействия с детьми; совместные дела с детьми и учителями (участие в подготовке и оформлении концертов, театральных постановок, соревнований, участие в организации и проведении благотворительных акций, походов, определение и расширение области ответственности ребенка в семье),

- рекомендации взрослым по работе с детьми по профилактике и коррекции тревожности.

Следует также учитывать, что максимальная поддержка всего педагогического коллектива и администрации школы, способствует достижению полученных результатов. Психологом могут быть проведены семинары и тренинги на темы: "Учитель – экспериментатор – это...", "Тренинг педагогической эффективности", где были раскрыты пути формирования механизмов взаимодействия участников образовательного процесса с позиции индивидуального обучения, актуализация личного опыта в общении с учащимися и способов эффективной профессиональной саморегуляции.

На педагогическом совете школы обсуждаются следующие темы:

- "Проблема построения содержательных форм общения со сверстниками и взрослыми у тревожных подростков",

- "Поиск подростком своего места в различных системах межличностных отношений",

- "Участие подростка в совместной общественно-значимой деятельности".

Активное взаимодействие педагогов с подростками и их родителями способствует преодолению нежелательных негативных проявлений слишком агрессивных и тревожных детей.

Литература

1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. М.: Академия, 2008.

2. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002.

3. Антье Э. Агрессивность. – М.: Фаир-Пресс, 2006.

4. Астапов.В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se.,2008

5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.

8. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.

9. Бютнер К. Жить с агрессивными подростками. М.: Издательство: Педагогика, 1991.

10. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошк. воспитание. – 2003. – № 8. – С. 55-59.

11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001.

12. Востокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. – 2000. -№2.-С. 12-19.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.

14. Голенищева E.JI. Психологические детерминанты агрессивного поведения младших школьников. СПб.: СПбАППО, 2005.

15. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000.

16. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением: методология психологического исследования и практики // Российский психиатрический журнал. – 2000. – № 2. – С:19-31.

17. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социологические исследования. – 2003. – №4. -С. 95-98.

18. Дубинко H.A. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. – М., 2000. – №1. -С. 53-57.

19. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60-72

20. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия "Психология ребёнка". – СПб., 2000.

21. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1993.

22. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 4. – С. 22-27.

23. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во Московского университета, 1980.

24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2010.

25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008.

26. Кемпински А. Меланхолия. – СПб., 2002.

27. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях: монография. М.: Независимая фирма "Класс", 2001.

28. Ковальчук A.B., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2004.

29. Колосова C.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004.

30. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Шк. психолог. – 2000. – № 25.

31. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. – М., 2005.

32. Кордуэлл М. Психология А-Я. М.: Гранд, 2003.

33. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / сост. О.П.Рожков. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т; ВоронежМОДЭК, 2007.

34. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2005

35. Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М.: МГУДТ, 2007.

36. Крупнов А.И., Шляхта Н.Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2003. – №1. – С. 66-72.

37. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003.

38. Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков // Нар. образование. – 2005. – № 8. – С. 193-195.

39. Лапин А.Д. Коррекция повышенной тревожности у детей// Московский психологический журнал. – № 9. – 2005. – с.76-81.

40. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Вопросы психологии. – 1972.-№ 6.-С. 168-171.

41. Лоренц К.З. Агрессия (Так называемое "зло"). М.: Прогресс, 2001.

42. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

43. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. М.: Школа-Пресс, 2005.

44. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 24–32.

45. Масагутов P.M. Детская и подростковая агрессия (психопатологические и социально-психологические аспекты). Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002.

46. Мельникова М.Л. Когнитивная составляющая агрессивного поведения подростков // Образование и наука. – 2008. – №8. – С.56-64.

47. Механизмы человеческой агрессии: Сборник научных трудов / Отв. ред. Ю.М.Антонян. М.: ВНИИ МВД России, 2000.

48. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2007.

49. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. М.: Смысл. "Академия", 2008.

50. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – М.: Когито-Центр, 2008.

51. Морева Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 31-34.

52. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001.

53. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – СПб.: Питер, 2007.

54. Немов Р.С. Психология Кн. 2 Психология образования. – М: "Владос" ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.

55. Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия // Начальная школа. – 2007. №1. – С. 32 – 36

56. Прихожан А.М. Психология тревожности. М.: "Питер", 2007.

57. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – Москва-Воронеж, 2005.

58. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001. – С. 143-156.

59. Причины и коррекция детской агрессивности: Метод, указ. для студентов факультетов психологии / М-во образования РФ, Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, каф. педагогики и пед. психологии; сост. Е.В.Драпак. -Ярославль: ЯрГУ, 2001.

60. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2004.

61. Регуш Л.А. Психология современного подростка. СПб: Речь, 2005. –С. 27–28.

62. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

63. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.

64. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: "Феникс", 2003.

65. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17).

66. Спилберг Ч.Д. Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. CпБ., 2005.

67. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб.,2001.

68. Тарасова Л.Е. Опыт коррекции агрессивности младших школьников // Проблемы социал. психологии личности. – Саратов, 2008.

69. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.

70. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2006.

71. Фурманов И.А Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007.

72. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения – 2003. – СПб., 2003. – С. 301-302.

73. Чижов С.Ю. Детская агрессивность. – Ярославль: Академия развития, 2005.

74. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004, с.283-299.

75. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: пробл. возраст, и пед. психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.

76. Ярошенко Р.Д. Психологические тесты. – Спб.: 2003.