Приемы вербального общения

Приемы вербального общения.

Статьи по теме
Искать по теме

Громкость и высота звука. Если встречаются малознакомые люди, то лидера, как правило, первоначально выбирают из тех, кто громче и больше говорит. Окружающим обычно кажется, что, если человек громко говорит, значит он уверен в себе, в своей позиции.

Вместе с тем громкий голос сам по себе не является эффективным средством воздействия на других людей. Если повышенный тон переходит определенный допустимый предел, то это воспринимается собеседником как покушение на его личное достоинство и вызывает негативную реакцию. В конфликтной ситуации повышение тона вообще недопустимо – фактически это одна из частых причин того, что деловые разногласия по поводу конкретного вопроса перерастают в разрушительный межличностный конфликт.

Темп речи. Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; когда говорят о личных трудностях; когда хотят в чем-то убедить собеседника.

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Ритм речи и назализации. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Если речь человека прерывиста, с запинками, назализацией (э... э...э...), насыщена словами-паразитами ("значит", "так сказать" и т.п.), то он кажется слушателям некомпетентным в предмете разговора. А иногда люди думают, что собеседник запинается и сбивается в своей речи, потому что настроен их обмануть.

Пауза. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, это значит, что он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Умение держать паузу – порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

Интонация – это не только модуляции высоты тона (вопросительная интонация, повествовательная интонация) и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания (логическое ударение), это также способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.).

Важно помнить, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как вы говорите, существует расхождение, люди будут больше доверять тону вашего голоса. А это расхождение – признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

Психологически подготовленный к общению человек – это тот, который хорошо усвоил, что, где,, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению должное впечатление или влияние.

Ниже перечислены типичные ситуации общения и даны примеры того, как в этих ситуациях ведет себя индивид, обладающий развитыми коммуникативными способностями.

Социальные ситуации общения, вызывающие у людей наибольшие психологические трудности, и примеры умелого обращения одного партнера к другому в подобного рода ситуациях:

1. Обращение к другому человеку с какой-либо просьбой. Прямое высказывание своей просьбы в вежливой форме без каких бы то ни было колебаний, смущения и извинений перед партнером. "Я был бы искренне признателен, если бы Вы помогли мне решить этот вопрос".

2. Отказ в просьбе, обращенной лично к вам. Прямое недвусмысленное высказывание, содержащее вежливый и аргументированный отказ выполнить просьбу. "Искренне сожалею, но не смогу выполнить Вашу просьбу по той Причине, что...".

3. Высказывание одобрения, комплиментов в адрес человека. Прямое, искреннее высказывание с добрыми чувствами и улыбкой на лице, свидетельствующей о безусловно положительном отношении к данному человеку или совершенному им поступку. "Мне нравится Ваш поступок"; "Я Вами восхищен"; "Мне в Вас особенно нравится...".

4. Осуждение человека, высказывание в его адрес неодобрения, критика его поступка. Прямое, недвусмысленное, но вежливое заявление, определенно указывающее на то, что Вы недовольны данным человеком, не одобряете его поступков. "Я не могу, к сожалению, согласиться с Вами"; "Я не одобряю Ваш поступок и делаю это по той причине, что...".

5. Выражение понимания позиции другого человека, но без ее принятия и одобрения. Высказывание, в котором выражено понимание позиции другого человека, признание за ним права придерживаться ее, но без ее принятия и одобрения. "Мне понятна Ваша позиция, в ней есть своя логика"; "Я могу понять, почему Вы так поступили, но согласиться с этим не могу, поэтому намерен Вас критиковать".

6. Обращение к кому-либо с просьбой высказать свое мнение. Открытое и прямое высказывание, содержащее просьбу к другому лицу высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, не скрывая личной позиции и оценки. "Я хотел бы знать, что лично Вы думаете по данному вопросу".

Важнейшие невербальные компоненты, входящие в структуру коммуникативных умений и навыков:

1. Зрительный контакт с собеседником. Человек во время разговора смотрит непосредственно в лицо (чаще в глаза) собеседника. Количество времени, затрачиваемого на зрительный (лицевой) контакт с собеседником во время разговора.

2. Доброжелательное выражение лица, улыбка. Сохранение в течение всего разговора с человеком внимательного и доброжелательного выражения лица. Широкая, открытая улыбка, искренний, неподдельный смех в подходящие моменты беседы. Время разговора, в течение которого у беседующего человека сохраняется доброжелательное и внимательное выражение лица. Частота улыбок в ходе беседы.

3. Сила голоса. Человек говорит своим обычным голосом, не слишком тихо и не очень громко, с расчетом на то, чтобы его мог хорошо слышать собеседник, но не обязательно слышали окружающие. Сила голоса соответствует содержанию и тону разговора, не раздражает, собеседника. Оценка по пятибалльной школе: 5 - слишком громкий голос; 1 - слишком тихий голос. Нормальную силу звучания голоса должен определить собеседник.

4. Гладкость (плавность, непрерывность) речи. Человек произносит речь плавно, не прерываясь, не делая ненужных пауз, порождающих излишнее ожидание и напряженность у собеседника. Говорит в одинаковом темпе, не ускоряя речь, если в этом нет необходимости. Частота пауз в речи и употребление ненужных слов (междометий) в среднем за минуту разговора.

5. Эмоциональный тон речи. Достаточно выразительный голос

с необходимыми экспрессивными компонентами. Оценка по пятибалльной шкале: 1 – слишком невыразительная, неэмоциональная речь; 5 – чрезмерно эмоциональная речь.

Люди, общаясь друг с другом, как правило, стараются, чтобы их общение проходило как можно более гладко. Соответственно при совершении речевых актов они соблюдают определенные правила, служащие этой цели. В совокупности такие правила составляют общий принцип коммуникации, обеспечивающий вербальную коммуникацию:

БУДЬ ЯСНЫМ, ЧЕСТНЫМ, ЭФФЕКТИВНЫМ, ТОЧНЫМ

На практике, безусловно, часто одно или несколько правил коммуникации нарушаются, но это не означает отмены самого принципа. Если бы он отменялся, объяснял Грайс, то человек, отменивший его, нарушил бы основное положение своего коммуникативного сообщества.

Если нарушение замечено, то к какому бы правилу оно ни относилось, по самой интеракции будет нанесен удар. Выводы о нарушении какого-либо правила можно делать на основе условий, которые не были соблюдены в представлении рассматриваемого речевого акта. Постулат "Будь ясным" относится к условиям узнаваемости речевого акта: говорящий должен таким образом формулировать речевой акт, чтобы слушающий смог распознать выраженную им коммуникативную функцию и пропозицию. Это не означает, что говорящий обязательно выражается непонятно, но означает, что он обязан сделать все возможное, чтобы слушающий смог правильно его интерпретировать. Если условия узнаваемости не соблюдаются – речевой акт является непонятным. Поэтому первое коммуникативное правша следующее:

НЕ СОВЕРШАЙ НЕПОНЯТНЫХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

Постулат "Будь честным" относится к условию ответственности, которое является частью условий корректности речевого акта: мысли говорящего правдиво отражаются в выражаемых речевых актах. Если речевой акт служит, например, советом, то можно предположить, что говорящий искренне считает приемлемой выражаемую пропозицию; если речевой акт – директив, то говорящий искренне желает, чтобы слушающий совершил поступок, о котором "met речь, и т.д. Второе правило коммуникации:

НЕ СОВЕРШАЙ НЕИСКРЕННИХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

Постулат "Будь эффективным" относится к подготовительным условиям, которые также являются частью условий корректности: речевой акт не должен быть ни избыточно информативным, ни бессмысленным. Например, совершение сложного речевого акта аргументации является излишне перегруженным, если говорящий знает, что слушающий уже убедился в той точке зрения, которая отстаивается. И совершение речевого акта является бессмысленным, если говорящий заранее знает, что ни при каких условиях с помощью аргументации невозможно убедить слушающего переменить мнение. И в том и в другом случае совершение речевого акта аргументации будет потерей времени и, следовательно, окажется неэффективным.

Избыточно информативным является совет, в котором говорится, что брат и сестра снова вместе, если информация направлена человеку, которому это давно было известно. Если некто, не обладающий специальными техническими знаниями, говорит человеку, совершенно не интересующемуся техникой, что машина приводится в рабочий режим с помощью поворота левого рычага, то он дает бессмысленный совет.

Избыточно информативный директив совершается, если говорящий уже намеревался совершить желаемое действие или если оно уже было совершено. Избыточно информативные и бессмысленные советы могут быть охарактеризованы сходным образом, при условии, что действие в этом случае совершает сам собеседник.

Экспрессив является избыточно информативным, если само эмоциональное состояние говорящего уже понятно; он также является бессмысленным, если слушатель не проявляет никакого интереса к чувствам говорящего.

Если собрание уже продолжалось какое-то время, высказывание "Собрание считается открытым" является избыточно информативным декларативом; если же президент футбольного клуба объявляет парламент открытым, то декларатив – бессмыслен.

Нарушение требований эффективности не всегда может иметь одинаковые импликации для разных типов речевых актов. Но эффективность, по меньшей мере, заключается в попытке избежать избыточной информативности и бессмысленности, поскольку нарушение подготовительных условий (независимо от того, ведут они к избыточной информативности или бессмысленности) всегда включает в себя тот или иной вид неэффективности. Итак, третье и четвертое правила коммуникации:

НЕ СОВЕРШАЙ ИЗБЫТОЧНЫХ И БЕССМЫСЛЕННЫХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

Постулат "Будь точен" относится не к условиям отдельных речевых актов, а к отношениям между речевыми актами. Для того чтобы выполнить это требование, речевой акт, как в вербальном, так и в невербальном контексте должен быть достаточным дополнением к уже совершенному акту. Это требование выполняется только в том случае, если последовательность речевых актов является приемлемой для данного контекста. Поэтому пятое правило коммуникации заключается в следующем:

НЕ СОВЕРШАЙ РЕЧЕВЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ НЕ СВЯЗАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ С ПРЕДЫДУЩИМИ РЕЧЕВЫМИ АКТАМИ

Что представляет собой "соответствующая последовательность" или "соответствующая реакция", точно определить трудно. В любом случае каждый речевой акт нацелен на достижение коммуникативного эффекта, заключающегося в том, что слушающий понял речевой акт, а также на достижение интеракционного эффекта, заключающегося в том, что слушающий принимает речевой акт. Речевой акт, выражающий то, что другой речевой акт был понят или принят, является релевантным. Это относится в равной степени и к выражению непонимания или неприятия речевого акта.

Релевантным является также выражение причин приемлемости или неприемлемости. Например, реакция на высказывание не обязательно должна быть приемлемой в том смысле, что она подходит слушающему, кроме тех случаев, когда эта реакция наиболее тесным образом связана с желаниями и ожиданиями слушающего.

Не всегда можно точно определить, какое правило коммуникации.было нарушено. В одних случаях правила соблюдаются более строго, чем в других. Некоторые дискуссии, например, подчиняются жесткому регламенту, и здесь будет легче определить, что является уместным, а что нет (пятое правило), нежели определить уместность высказывания в разговоре, происходящем за кружкой пива. Будет также легче определить степень эффективности (правила третье и четвертое) в формальной дискуссии, ограниченной во времени. Остается только надеяться, что такое качество, как честность (второе правило), присутствует во время заседания кабинета министров чаще, чем это бывает в баре.

Литература

Леонтьев А.А, Психология общения. М.: Проспект, 1999. 341 с.

Михайлов Л.А. Психология общения. СПб, Питер, 1999. 274 с.

Рогов Е.И. Психология общения. М.: Валдос, 2001. 326 с.