Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников

В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Низкий уровень сформированности коммуникативных умений как ключевой единицы коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры и коммуникативных способностей приводит к возникновению конфликтных ситуации, что препятствуют их общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации.

Понятие социально-коммуникативных навыков

особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Термин "коммуникация" – образован от латинского слова communicatio, от communico – делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией понимается:

  • путь сообщения, связь одного места с другим;
  • общение, передача информации от человека к человеку.

В современной науке под коммуникативными качествами принято понимать способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия.

Еще Б.Г. Ананьев отмечал, что общительность включает в себя отношения человека к другим людям, его способности, мотивы и результат общения, таким образом, общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим благополучность общения.

В.Н. Панферов говорил о том, что положение личности в той или иной группе определяется коммуникативными особенностями, информационно-коммуникативной активностью. Именно эти особенности отмечаются в свободных характеристиках лидеров и авторитетов. Лидеры и авторитеты чувствуют свою роль в группе и чаще удовлетворены своим положением в ней.

Способность к общению и результативность также зависит от склада характера, индивидуальных свойств личности, важнейшими из которых являются организаторские и коммуникативные качества. Уровень развития таких качеств как: деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, сила воли, позволяют определить насколько грамотно человек способен строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности.

Создание условий для жизнедеятельности детей дошкольного возраста предполагает необходимость обозначить основные направления "социального развертывания" ребенка, обусловленные личностными и возрастными особенностями. "Социализация" как понятие широко употребляется в работах современных философов, социологов, психологов, педагогов. Концептуальные разработки ученых освещают научно-практические идеи в контексте отечественной истории педагогики и школы. В этих работах социализация рассматривается как двусторонний процесс. "С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит.

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения детей. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Только в общении и через отношения с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Достаточно широко в работах Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой, Н.В. Клюевой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др. представлены результаты исследований по проблеме общения дошкольников как с взрослыми, так и со сверстниками.

Свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией.

С.В. Никитина, Н.Г. Петрова, Л.В. Свирская выделяют пять ключевых компетентностей, которыми может овладеть выпускник детского сада. Одной из них является коммуникативная. В литературе нет единого мнения относительно понятия "коммуникативная компетентность". Она рассматривается как ориентация на объект общения (Г.М. Андреева), как ситуативная адаптивность (Ю.Н. Емельянов), как владение языком (М.А. Хазанова) и др.

Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения:

  • владение средствами общения;
  • умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы;
  • умение слышать, слушать и говорить.

К социальным навыкам относят следующее:

  • умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми);
  • умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

В рамках формирования социально-коммуникативных навыков в ДОУ в числе основных направлений работы можно выделить:

  1. Необходимость учить детей грамотному построению речевого высказывания;
  2. Важность развития связно монологической речи;
  3. Развитие диалогической формы речи;
  4. Формирование коммуникативных навыков;
  5. Обучение детей навыку осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);
  6. Знакомство с языком эмоций;
  7. Обучение детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми.

Оказание помощи ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку. Для возникновения и развития этих важных способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить педагог детского сада. Главная задача педагога наладить отношения между детьми, привлечь их внимание к субъектным качествам друг друга, вызвать интерес детей друг к другу.

Характеристика дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам:

  • речи и общению со взрослыми и сверстниками,
  • различным формам познания и включению в различные виды деятельности.

Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие как личность и ее структурные, субъект общения, познания и деятельности, способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

В дошкольном, возрасте происходят главные события в жизни ребенка. Важно подчеркнуть, что это возраст кризисный и он характеризуется некоторыми особенностями, переводящими ребенка в другую возрастную группу.

Дошкольный возраст начинается с кризиса трех лет. Кризис трех лет – это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов[14, c.10].

В обобщенном виде симптомы являют собой слаженную систему признаков, характеризующих изменение восприятия ребенка:

  • Отказ подчиняться требованиям взрослого. Но это не связано с его непослушанием.
  • Осознание ребенком своей личности.
  • Частое выражение протеста против действия взрослых.
  • Обесценивание позиции взрослого.
  • Стремление к самостоятельности, настаивание на своем.

Из характеристик мы видим, что кризис трех лет, прежде всего, имеет социальные корни, выраженные в попытке изменить уровень взаимоотношений ребенка и взрослых.

Стремление ребенка к самостоятельности к "вхождению" во взрослую жизнь ознаменовывается тем, что в этом возрасте взрослые становятся для ребенка образцами действий. Именно от них и зависит как ребенок, да и его окружение перенесут этот кризис. С ним не надо бороться, надо лишь учитывать специфические механизмы, действующие на становление ребенка в дошкольном возрасте.

Его потребности в отличие от младенческого возраста круто меняются. Главными у ребенка дошкольника становятся потребности в активном движении, активном общении и активном впечатлении.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает "почемучек", задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперировать разными предметами, "додумывая" их роль в игре. Вместо сабли – палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо лошади, швабра, поскольку имеет "лохматую" часть, похожую на гриву.

В игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность. В игре рождается смысл действий одного играющего для другого играющего.

Правила для ребенка в игре очень важны, поскольку он получает удовольствие от правильности своих действий. Это новый вид удовлетворения потребности в этом возрасте, новая форма удовольствия – сделать по правилам.

Ролевая игра аккумулирует появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет, как правило, требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести.

Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Конечно, еще большую роль играет узнавание при повторном восприятии, какого либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка появление способности к воспроизведению. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.

Еще в раннем детстве у ребенка начинает формироваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов.

В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение бурно развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, "что такое хорошо и что такое плохо". Естественно в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется в своих поступках на его поступки.

Поведение у детей в этом возрасте остается по-прежнему неустойчивым. Ребенок еще очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он подражает, не заботясь о правильности своего поведения. К концу этого периода уже могут проявить зачатки произвольного поведения, которое характеризуется устойчивостью, неситуативностью, умением ребенка соотносить внешние стимулы и внутреннюю позицию.

Важным моментом в развитии средних дошкольников является возникновение своего личного сознания и нахождение своего места во взрослом мире, стремление к положительно оцениваемой взрослыми деятельности. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или воспитателями. И уже, конечно, он стремится к высокой оценке своего труда.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка.

Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.

У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших новообразований в развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными.

Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

При обследовании детей седьмого года жизни необходимо обратить внимание не только на уровень развития познавательной деятельности, но и на предпосылки к учебной деятельности. В настоящее время параллельно существует трехлетнее и четырехлетнее начальное обучение. Поэтому обследование должно быть ориентировано на обоснованное определение условий школьного обучения.

Готовность к школьному обучению включает в себя необходимый уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений об окружающем мире.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Литература

  1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  2. Митин Р.Г. Введение в психологическое консультирование. – Саратов.: Слово, 2012
  3. Немов, Р.С. Психология.- М.: ВЛАДОС, 2010.- Кн. 2
  4. Панферов В.Н. Методологические последствия изучения социальной перцепции / Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3- С. 142-153
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. – М.: Академия, 2009
  6. Рожков М. И.Социальные пробы как фактор социализации учащихся // [Электронны ресурс] Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/1994/socialnie.pdf
  7. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Хрестоматия по курсу "Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе". – Москва, 2004. – С. 6 – 31.
  8. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Издательский центр "Академия", 2000