Выявление и поддержка одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Выявление и поддержка одаренных детей в учреждениях дополнительного образования.

Понятия "одаренность" и "одаренный ребенок"

Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно [3,С.17].

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе "Концепция творческой одаренности" [9]. и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье "Творческая одаренность в развитии познавательных структур" [16]., Юркевич В.С. [19] в "Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога"

В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков[14], В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская [12] и другие. Их работы посвящены вопросам изучения особенностей психического развития одаренных детей и вопросам диагностики одаренности.

Часть ученых утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения. Есть и третья, сторонники которой вместо понятия "одарённый ребёнок" часто употребляют выражение "ребёнок с признаками одарённости", или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость – это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Необходимо, отметить, что понятие "одаренный" очень близко понятию "способный". Ю.Д. Бабаева указывает, что "… слово "способность" имеет в русском языке, по меньшей мере, два значения: природное дарование и возможность, умение что-нибудь делать" [1, С.39].

К.К. Платонов утверждал, что "одаренность – это генетический обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующей при её отсутствии" [11, С.28].

Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн характеризует одарённость как: "…взятую в её единстве совокупность всех данных человека, от которого зависит продуктивность его деятельности…в неё включается не только интеллект, но и все другие свойства и способности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента…"[13].

Это направление было развито в трудах Б.М. Теплова, подчёркивающего, что переход от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности может быть осуществлено через другое, более синтетическое понятие, каким, по его утверждению является одарённость. Он определял данное понятие как: "… то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности" [15,С.9-20].

Дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому одной из важных задач является выявление детей с признаками одарённости.

Российские психологи попытались обобщить современное состояние знаний в области психологии одаренности и определили одаренность как "системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми" [12,С.3]

По мнению профессора И.А. Савенкова Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [14,С.17].

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "хочу" и "могу". Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Это проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Выделяют следующие виды одарённости:

- одарённость в практической деятельности;

- одарённость в познавательной деятельности;

- одарённость в художественно-эстетической деятельности;

- одарённость в коммуникативной деятельности;

- одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Проблемы детской одаренности

Работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Одаренных детей отличает ряд особенностей:

Во-первых – высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность – непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В – третьих, большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы "одаренный ребенок". В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание "одаренный ребенок" в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – "одаренный", на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческого потенциала[4,С.29].

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей). Наиболее часто встречаются проблемы: общения, социального поведения; дислексия или слабое развитие речи; проблемы эмоционального, физического развития; саморегуляции; отсутствие творческих проявлений; трудности в профессиональной ориентации.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Система дополнительного образования детей в России – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение, развитие личности. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей [18, С.13].

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни [2, С.95].

Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к дополнительному образованию [8, С.26].

Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка [10,С.8].

Под дополнительным понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно [5, С.8-10].

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения дополнительного образования. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач дополнительного образования и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже на начальном этапе образовательного маршрута ребенка на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное образование в настоящее время стало частью системы общего образования, сегодня оно реализуется в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы, других организациях.

Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью (и некоторыми видами специальной одаренности, например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования сформулированы с учетом выделения наиболее общих психологических особенностей интеллектуально одаренных детей, а также целей обучения, предъявляемых обществом к этой категории детей. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.

Программы обучения для одаренных детей должны:

- включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на стыке разных типов знаний;

- предполагать изучение проблем "открытого типа", позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

- в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

- предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

- включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала, подготовки специальных учебных пособий, организации исследований, создания "рабочих мест" при лабораториях, музеях и т.п.;

- обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

- способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка [17,с.23-20].

Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.

В обучении одаренных применяются четыре основных стратегии к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение. Это стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный тип стратегии обучения эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать "насильственной" или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных программ.

4. Проблематизация. Этот тип стратегии обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся. При обучении в этом случае используются оригинальные объяснения, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ.

Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных программ.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.

Работа по выявлению и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

Организация работы с одаренными детьми

Работа по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей является одним из приоритетных направлений работы ДЮЦ и осуществляется она поэтапно:

1. Выявление одаренных детей;

2. Развитие творческих способностей на занятиях;

3. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

На первом этапе педагог проводит диагностику потенциальных возможностей: наблюдение за учащимися во время урочной и внеурочной деятельности, тестирование, анкетирование, что позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. На детей с признаками одаренности формируется "Портфолио".

Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

На втором этапе работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача педагога – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ обучающихся, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, туристские походы, процедуру итоговой и промежуточной аттестации и пр. Одним из таких мероприятий является традиционный ежегодный фестиваль "Радуга талантов", в рамках которого проходит большой отчетный концерт и выставка, где представлены лучшие исполнители и творческие работы. В туристско-краеведческой направленности выявление наиболее одаренных детей происходит при проведении походов разной категории сложности.

Третий этап предполагает создание условий для всестороннего развития одаренных детей. С этой целью в ДЮЦ внедреняются новые технологии, ежегодно обновляются дополнительные общеобразовательные программы, создан банк данных одаренных детей, введена система оценочной деятельности обучающегося и педагога – "Портфолио", осуществляется работа по подготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми, обновляется материально-техническая база. В ДЮЦ действует система поощрения одарённых детей и их родителей (законных представителей): публикации в СМИ, Благодарственные письма и грамоты по результатам участия в мероприятиях различного уровня.

Однако в достижении результатов по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей есть ряд проблем, требующих решения:

- совершенствование учебно-материальной базы учреждения;

- оптимизация учреждения дополнительного образования для удовлетворения потребностей одаренных детей;

- обеспечение участия детей в мероприятиях различного уровня и различных сфер деятельности;

- повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми;

- система стимулирования работы педагогов и одаренных детей.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

Главным звеном в работе с одаренными детьми, несомненно, является педагог, который должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с детьми данной категории, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Работа с педагогическими кадрами, в данном контексте выступает как одно из основополагающих. Рассматривая кадровый потенциал, как основной компонент качества образовательной деятельности с одарёнными детьми, методическая служба ДЮЦ осуществляет обучающую работу с педагогическими кадрами, направленную на развитие творческой личности педагога как субъекта профессиональной деятельности, способной к выбору собственных педагогических целевых ориентиров и установок в контексте инновационных подходов в работе с детьми, имеющих признаки одарённости.

Педагогу, работающему с детьми, необходимо обладать такими качествами личности, как:

- быть доброжелательным, чутким;

- разбираться в психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

- иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора;

- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих знаний.

В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой ДЮЦ были проведены обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: "Особенности одаренных и талантливых детей", "Организация исследовательской работы в системе дополнительного образования", "Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на занятии в учреждении дополнительного образования", "Психологическое здоровье обучающихся и педагога – основа их успешного взаимодействия", а так же создан банк методических разработок по данной теме.

В целях диагностики было проведено анкетирование педагогов по теме "Одарённые дети", которое позволило выявить уровень их знаний и практических навыков. Большинство педагогов нашего учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в ДЮЦ является совместная продуктивная и творческая деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.

Принципы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как "одаренного" либо как "неодаренного" на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты "одаренных" и "неодаренных" коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного педагогический коллектив ДЮЦ придерживается следующих принципов выявления одаренных детей:

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

- экспертная оценка продукта деятельности детей (творческих проектов, рисунков, изделий декоративно-прикладного творчества, стихотворений, технических моделей, и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (музыкальных работников, наиболее опытных педагогов, профессиональных хореографов, и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

- выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных занятий по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические "преграды", и т.п.;

- многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

- диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);

- использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

- анализ реальных достижений детей и подростков в различных конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, выставках, фестивалях, профильных сменах и т.п.;

- анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть "пропущен" одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Навешивание ярлыков типа "одаренный" или "ординарный" недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Методы и формы обучения одаренных детей

Перед педагогом дополнительного образования стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы педагога дополнительного образования должны способствовать решению обозначенной задачи. Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

По наблюдению педагогов ДЮЦ, применительно к обучению одарённых детей, ведущими являются методы творческого характера – проблемные, исследовательские, проектные, поисковые.

Развитие творческих способностей учащихся и их интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения, в котором творческая сущность активно сочетается с самостоятельной постановкой проблем и поиском их решения. Учащиеся в ходе достижения заданной цели ставят и ищут решения многих промежуточных задач и проблем. Поэтому педагогами ДЮЦ этот метод широко применяется в различных видах деятельности: туризм и краеведение, декоративно-прикладное и техническое творчество.

Исследовательская деятельность учащихся способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Учащиеся ДЮЦ ежегодно участвуют в областных и муниципальных научно-практических конференциях, где имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступить перед аудиторией, отстоять свою точку зрения. Одним из новых методов работы является проектный метод, который можно охарактеризовать как "обучение через делание", когда учащийся включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Учащиеся ДЮЦ являются активными участниками и призерами мероприятий разного уровня, где были представлены проекты различной тематики: "Книга памяти", "Мой двор, моя забота", "Путешествие по Сибирскому Тракту", "Найди свой родник", "Живопись как средство самовыражения" и др.

В ДЮЦ используются разнообразные организационно-педагогические формы обучения одаренных детей:

- индивидуальное обучение или в малых группах по программам творческого развития в определенной области (Дополнительные общеобразовательные программы "Туристскими тропами", "Юный художник", "Русские узоры", Калейдоскоп", "Батик", "Краеведение", в которые, наряду с более сложными и дополнительными материалами, включены разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.);

- работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог дополнительного образования);

- каникулярные сборы, некатегорийные многодневные туристские походы в Кузнецкий Алатау и по Юргинскому району;

- мастер-классы для педагогов и учащихся, творческие лаборатории, мастерские;

- организация творческих фестивалей, выставок;

- детские научно-практические конференции;

- спортивно-туристские соревнования;

- конкурсно-игровые мероприятия;

- интеллектуальные марафоны, викторины;

- тематические проекты;

- индивидуальные творческие задания.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и форм работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

С целью создания условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности творческой группой методистов ДЮЦ разработана подпрограмма "Одаренные дети", сроком реализации 2013-2016 г.г.

Задачи программы:

- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области научно-технического, художественного, декоративно-прикладного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

- проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одарёнными детьми;

- внедрение новой оценочной деятельности обучающегося и педагога – "Портфолио".

На занятиях творческих объединений специально проектируется среда деятельности и развития одарённых детей, она включает компоненты структуры: системность, интегрированность, многообразие, личностную ориентацию, направленность на развитие творческого мышления. Используются технологии обучения, развивающие творческое начало, стимулирующие мышление, предоставляющие свободу выбора вида деятельности. Модель свободного развития позволяет реализовать определённую свободу педагогу и ребенку в выборе деятельности в соответствии с интересами, наклонностями и способностями. Немаловажную роль играет и создание ситуации успеха, как мощного двигателя развития творчески одаренных детей. Создание ситуации успеха зависит от создания творческой атмосферы; чёткой организации последовательности художественных операций; самостоятельного поиска решения поставленной задачи; достижения цели на каждом занятии; коллективного обсуждения темы, хода творческого процесса; смены характера деятельности учащихся, индивидуального темпа по усвоению материала, средств и методов; подведения итогов занятия в форме конкурса, самопрезентации, ролевой игры. Совокупность условий обеспечивает личностное саморазвивающее начало, позволяет выстроить ребёнку собственную образовательную траекторию.

Оценка деятельности обучающегося и педагога – "Портфолио"

Технология портфолио, заимствованная педагогикой из политики и бизнеса, сейчас успешно приживается в дополнительном образовании и является, среди прочего, реальным примером безотметочной технологии обучения.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся и педагогов.

Идея портфолио или папки индивидуальных достижений учащихся и педагогов становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше учреждений применяют его в своей практике.

Преимущества технологии портфолио:

- позволяет педагогу индивидуально подходить к каждому учащемуся, который обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;

- предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного учащегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;

- позволяет самим учащимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;

- расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности.

Достижения учащихся нужно не оценивать, а документировать. Важно достигнутые успехи сделать непосредственно зримыми: учащийся сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс.

Помня о том, что с портфолио будут знакомиться другие люди, важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Здесь необходима аккуратность и привлекательность не только по содержанию, но по форме подачи материалов.

Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что всё время демонстрирует прогресс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперёд. Таким образом, постоянная работа над собой не позволит ученику останавливаться на достигнутых успехах.

Портфолио как форма работы с одаренными детьми

Под портфолио понимается способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения. При этом портфолио обычно определяется как коллекция работ и результатов ребенка, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания. Иными словами портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле, которые, как правило, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках учреждения дополнительного образования, так и за его пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Опыт использования портфолио показывает, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)

- деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа.

1. "Портфолио документов" – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Преимуществом данного варианта является механизм определения образовательного рейтинга учащегося.

2. "Портфолио работ" представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки учащегося с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущества данного варианта Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Данный тип портфолио может быть педагогически весьма значимым, поскольку есть много учащихся, для которых "портфолио работ" дополнительная форма выражения успешности, "состоятельности" его образовательной карьере. Примерный вариант записей в "портфолио работ".

- Исследовательские работы.

- Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

- Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.

- Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.

- Другие формы творческой активности: участие в театральной деятельности, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

- Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат.

- Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.

- Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

- Другое.

3. "Портфолио отзывов" – включает в себя характеристики отношения учащегося к различным видам деятельности, представленные педагогами и родителями, а также письменный анализ самого учащегося своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч. Преимущества данного варианта – эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки учащегося, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Примерный перечень документов "портфолио отзывов":

- заключение о качестве выполненной работы;

- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

- отзыв о работе в творческом объединении, о выступлении на научно-практической конференции;

- резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений;

- эссеучащегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

- – другое.

Оценивание профессионального развития педагогов посредством портфолио

Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма и результативности деятельности. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение деятельности педагогического работника в образовательном учреждении. Портфолио педагога дополнительного образования включает в себя набор материалов, которые демонстрируют умения педагога дополнительного образования определять стратегию и тактику ведения образовательного процесса и предназначено для оценки уровня профессионализма педагога дополнительного образования. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом.

Структура портфолио представлена разделами. Оценивание экспертом разделов портфолио педагога дополнительного образования следует соотнести в соответствии с разработанным профессиональным стандартом в совокупности шести основных компетентностей: компетентность в области личностных качеств, компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности, компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности, компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений, компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности, компетентность в организации педагогической деятельности.

Оформление портфолио должно отвечать следующим требованиям:

- структуризация материалов и логичность материалов;

- объективность и достоверность;

- целостность, тематическая завершенность представленных материалов; наглядность результатов работы; нацеленность автора на самосовершенствование;

- системность самомониторинга;

- аккуратность и эстетичность оформления.

Структура портфолио обычно содержит следующие разделы:

1. общие сведения;

2. самообразование педагога дополнительного образования;

3. достижения педагога дополнительного образования;

4. методическая работа;

5. распространение передового опыта;

6. достижения учащихся;

7. внеклассная работа.

Рассмотрим более подробно структуру портфолио педагога дополнительного образования.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге – методический паспорт

Данный раздел включает материалы, отражающие личностные характеристики и достижения педагога в различных областях: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование; трудовой и педагогический стаж работы, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; другие документы. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Основополагающие материалы педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

В этот раздел помещаются:

- образовательная программа педагога дополнительного образования или образовательный проект, который объединяет несколько программ реализуемых педагогом;

- воспитательная система и план воспитательных мероприятий;

- план мероприятий работы с родителями;

- план индивидуальной работы с одаренными детьми;

- план-конспекты занятий по программе или развернутое тематическое планирование.

Раздел 3. Результаты педагогической деятельности.

Состав раздела:

- диагностика достижений обучающихся (ЗУН и творческая и проектная деятельность);

- сведения о сохранности контингента обучающихся;

- сравнительный анализ деятельности педагога за 3–5 учебных лет на основании диагностических мероприятий, участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, слетах, выставках и т.д. на разных уровнях; аналитические справки посещения занятий;

- список победителей олимпиад, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

- реализация проектной и социальной деятельности обучающихся;

- список творческих работ, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету деятельности;

- мониторинг диагностики развития личностных качеств, уровня общей культуры и воспитанности обучающихся; сведения о поступлении в учебные заведения по направленности деятельности педагога;

- отзывы о работе педагога; материалы прессы; отчет о проделанной работе за учебный год.

Материалы данного раздела представляются в динамике за 3 – 5 лет.

Раздел 4. Научно-методическая деятельность.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессиональном росте педагога:

- участие и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;

- создание учебно-методических пособий с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; работа в методическом объединении; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

- участие в педагогических конференциях на муниципальном, областном, региональном и международном уровнях; проведение научных исследований;

- разработка авторских (модифицированных) программ;

- статьи и другие опубликованные материалы;

- наставническая деятельность педагога; другие документы.

Раздел 5. Социально-педагогическая деятельность педагога.

Раздел содержит материалы:

- сценарии воспитательных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий;

- волонтерская деятельность и сотрудничество с детскими и юношескими общественными организациями;

- оздоровительная деятельность;

- досуговая деятельность;

- организация работы в школах и других ОУ;

- организация работы с родителями и классными руководителями обучающихся;

- другие материалы.

Раздел 6. Учебно-материальная база.

В этом разделе помещается:

- список литературы по предмету образовательной деятельности;

- список наглядных пособий;

- наличие технических средств обучения и оборудования, необходимых для успешной реализации программы;

- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы контроля знаний, мультимедийные пособия и т. п.);

- аудио- и видео-пособия;

- наличие дидактического материала;

- план по развитию материально- технической базы кабинета;

- другие документы по желанию педагога.

Структура портфолио может варьироваться по инициативе педагога.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей и направления деятельности работы педагога.

Важно, чтобы педагог дополнительного образования проанализировал свою деятельность, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов

Литература

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 336с.

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. – Ростов Н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. – 352 с.

3. Брюно Ж. [и др.] Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] / Брюно Ж. [и др.] // Психологический журнал. – 1995. – № 4. – 73 с.

4. Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий Одаренные дети [Текст]/ Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий //М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

5. Верба И. А. Внешкольная работа [Текст] / И. А. Верба // Дополнительное образование. – 2005. – № 7. – С. 8 -10.

6. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1998 – 320с.

7. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности [Текст] / Грабовский А. И. // Педагогика. – 2003. – №8. – С.13-18.

8. Казанкина М. Г. Нравственное воспитание личности дошкольника в коллективе [Текст]: учебник для вузов / М. Г. Казанкина. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 53 с.

9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности [Текст]/ Матюшкин А. М. // Вопросы психологии. – 1989. – № 6.- С. 29-33.

10. Общее и дошкольное образование [Текст]: сборник нормативных правовых документов/ под ред. В. М. Филлипова – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448 с.

11. Платонов К.К. Занимательная психология [Текст]/ Платонов К.К.// – Издание 5-е, исправленное. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 288 с

12. Рабочая концепция одаренности [Текст]/ Д.Б. Богоявленская – Москва, 2003.- С. 3-4

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.

14. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе [Текст]/ Савенков А.И. – Екатеринбург: У-фактория, 2004. -273 с.

15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий

16..Чистякова, Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур [Текст] / Г.Д. Чистякова // Вопросы психологии. – 1991. – №6. – 103 с.

17. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса [Текст]/ Щебланова Е.И. // Психологическая диагностика. – 2004. – № 11. – С. 3-20.

18. Фанзова Ф.Р.Выявление и развитие одарённости в условиях дополнительного образования [Текст]/ авт.-сост. Фанзова Ф.Р. – Омск.-56с.

19. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога[Текст]/ Юркевич В.С. // Школа здоровья. – 1997.- №1.- с.59.

20. Юркевич В.С., Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность.