Формирование пространственных представлений у дошкольников средствами математического моделирования.
Формирование пространственных представлений у дошкольников
- Система работы ДОУ по активизации речи у детей
- Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
- Роль игрушки в развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
- Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ в ДОУ
- Организация самостоятельной деятельности ребенка
- Организация зоны природы в ДОУ, как форма экологического воспитания дошкольников
- Роль музыкального руководителя ДОУ в эстетическом воспитании
Основные программные направления развития ребенка
1. Физическое развитие
- Формировать представление о здоровом образе жизни.
- Внедрять в программу работы здоровьесберегающие технологии.
- Совершенствовать двигательные навыки.
- Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании.
- Воспитывать потребность в движении на основе "мышечной радости".
- Формировать представление о своем теле.
- Формировать умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
- Использовать разнообразные средства повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности.
2. Социальное развитие
- Формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.
- Ознакомление с культурными ценностями России и других стран.
- Формирование интереса к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и
культурой.
- Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им
нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.
- Развитие речи и форм речевого общения.
3. Познавательное развитие
- Формировать умение выбирать необходимую информацию.
- Формировать умение обобщать способы и средства своей деятельности.
- Развивать способности видеть общее в едином.
- Развивать устойчивый интерес к познанию окружающего мира.
- Формировать начала экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
- Познакомить детей с особенностями труда в природе.
- Формировать культуру быта.
- Формировать представления о связях между явлениями и предметами.
- Дать представление о профессиональном труде людей как способе обеспечения жизненных потребностей человека.
- Способствовать овладению ребенком элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины.
- Дать представления о грамматических правилах построения устной и письменной речи.
- Обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи как общекультурным средствам общения.
- Формировать элементарные математические представления.
- Развивать конструктивное мышление через конструирование из строительного материала, различных видов конструкторов, конструирование из бумаги и природного материала.
4. Художественно-эстетическое развитие.
- Формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства.
- Приобщать детей к высокохудожественной литературе.
- Развивать художественные способности ребенка (музыкальные, литературные, изобразительные).
- Развивать детское творчество в различных видах детской деятельности.
- Формировать умение интегрировать различные художественные виды деятельности.
План общей беседы с родителями
Вопросы к родителям:
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.
2. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.
3. Какой ребенок по счету в семье?
4. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?
5. Как долго находится в данной группе детского сада?
6. Какие болезни перенес ребенок?
7. Какие травмы перенес ребенок?
8. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?
9. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?
10. Единодушны ли все взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?
11. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?
12. Кого в семье ребенок больше всего слушается?
13. С кем чаще капризничает?
14. Кому чаще жалуется на обидчиков?
15. С кем чаще делится своими впечатлениями?
16. Какие навыки самообслуживания имеются у ребенка (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)?
17. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, в накрывании на стол, ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?
18. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, занятия.
19. Какие из перечисленных занятий выполняются ребенком успешнее всего: рисование, лепка, пение, танцы, сооружение построек из кубиков, придумывание игр, рассказывание сказок (историй), игра на компьютере?
20. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду).
21. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?
22. От каких дурных привычек Вы хотели бы отучить своего ребенка?
Формирование пространственных представлений у дошкольников
С середины XX в. в самых различных областях человеческой деятельности стали широко применять математические методы. Возникли такие новые дисциплины, как "математическая экономика", "математическая химия", "математическая лингвистика" и т. д., изучающие математические модели соответствующих объектов и явлений, а также методы исследования этих моделей.
Математическая модель – это приближенное описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Основная цель моделирования – исследовать эти объекты и предсказать результаты будущих наблюдений. Однако моделирование – это еще и метод познания окружающего мира, дающий возможность управлять им.
Доказано, что в качестве общей методологии математического развития ребенка дошкольного возраста может быть рассмотрено моделирование. Являясь специфической опосредованной формой мышления, моделирование, будучи сформировано в специальном обучении, выступает впоследствии как универсальная, общая интеллектуальная способность ребенка, а для дошкольника – и как основное средство продуктивной интеллектуальной деятельности. В математике использование этой методологии требует построения сенсорно воспринимаемых ребенком адекватных моделей изучаемых понятий, а также построения системы моделирующих действий ребенка, связанных не только с изучением предлагаемой ему модели, но и позволяющих ребенку самому построить модель этого понятия, и через процесс ее построения осознать основные свойства и отношения изучаемых математических объектов. При таком подходе к формированию начальных математических представлений учитывается не только специфика математики – науки, изучающей количественные и пространственные характеристики реальных объектов и процессов, но и происходит обучение общим способам деятельности с математическими моделями реальной действительности и способам построения этих моделей.
Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Таким образом, можно считать, что данный подход будет обеспечивать формирование и развитие математического мышления ребенка.
Данный методический подход к обучению математике на дошкольном этапе является преемственным и способствующим математическому развитию ребенка на дошкольном и начальном школьном этапах обучения, поскольку ориентирован на эффективное достижение тех же целей, что и процесс обучения математике в школе.
Сформулированные принципы позволяют разработать содержательную базу процесса математического развития ребенка, обеспечивающую преемственные связи дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования в едином контексте математического развития ребенка.
Методологическим обоснованием концепции моделирования является выбор в качестве ведущего метода обучения детей математическому содержанию моделирования, с преимущественным использованием на каждом возрастном этапе того вида моделирования, который более всего соответствует возрастным особенностям развития мышления и других познавательных процессов. В возрасте 3-5 лет – это конструирование (вещественное моделирование), в возрасте 6-7 лет – это сочетание конструирования с графическим моделированием с постепенным перенесением акцента на второе.
Такой подход к выбору ведущего метода обучения обеспечивает эффективное развитие приемов умственной деятельности у ребенка (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и др.), развитие практико-ориентированной интуиции в применении математических знаний, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и таких качеств математического мышления как гибкость, критичность, активность, целенаправленность и др.
Тесная взаимосвязь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления. Под конструированием понимается вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию имеется в виду формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию – научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т. е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-7 лет.
При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности, как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.
Рассматривая конструирование как частный, специфический вид такого общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, как моделирование, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений. С другой стороны, возможность воплощения изучаемого понятия или отношения в вещественной модели (макете, конструкции) позволяет сформировать у ребенка адекватное представление об абстрактном объекте на наглядно-действенном уровне и наглядно-образном уровне, что является наиболее соответствующим его возможностям и потребностям. При реализации конструктивного подхода к математическому развитию дошкольников необходимо привести конструктивную деятельность ребенка в соответствие с требованиями к построению учебных моделей понятий и этапами формирования умственных действий.
Наиболее удобным математическим содержанием для реализации данной задачи является материал геометрического характера. Этот материал позволяет построение двухэтапного использования конструктивной деятельности ребенка с геометрическими образами (вещественного и графического).
Планы-конспекты занятий по формированию пространственных представлений у дошкольников средствами математического моделирования
Занятие 1.
Тема: Создание наглядной объемной модели "песочные часы"
Цель применения: научить детей измерять время при помощи модели песочных часов; активно включаться в процесс экспериментирования.
Структура модели: модель объемная, трехмерная. Для создания модели требуются следующие материалы:
- пластиковые бутылки с узким горлышком (2 штуки);
- пластиковая прокладка, диаметр которой должен быть по диаметру горлышка бутылок (1 штука);
- клейкая лента;
- песок;
- клей.
Действия по изготовлению модели:
1. Вырезать из пластиковой бутылки донышко и горлышко, которые будут необходимы при изготовлении модели"
2. Соединить донышко и часть бутылки, где расположено горло; закрепить их. Должен получиться "стаканчик".
3. Затем стаканчики соединяются в области горлышек, между которыми закрепляется пластиковая прокладка с просверленным посередине небольшим отверстием. Чтобы закрепить горлышки между собой, необходимо воспользоваться клейкой лентой.
В итоге должна получиться модель песочных часов.
Чтобы можно было измерять время, необходимо открыть крышечку донца одной из бутылок и насыпать туда песка ровно столько, сколько его необходимо, чтобы за 1 минуту песок из одного отсека часов перешел в другой. Сделать это нужно путем экспериментирования.
Описание работы с моделью: с помощью модели песочных часов можно сначала провести познавательное ознакомительное занятие. Показать детям картинки с изображением разных песочных часов, потом продемонстрировать модель, рассказать о происхождения песочных часов, зачем они нужны, как ими пользоваться, как они работают. Затем вместе с детьми можно проводить эксперименты: например, эксперимент, доказывающий точность часов. После с детьми можно использовать модель при измерении времени.
Таким образом, моделирование является важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и развивающие цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий, рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение изучаемого материала, формирование представления о структуре, взаимосвязях и отношениях сложных явлений или процессов.
Занятие 2.
Формирование представления о геометрических фигурах
Программное содержание: закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам; сравнивать предметы по количеству; совершенствовать навык ориентировки в пространстве (слева на право, вверху, внизу); упражнять в различении основных цветов; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в счете до 5.
Ход
Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним на занятие обещала прийти замечательная гостья, но почему-то она задерживается. Может быть, случайно в другую группу заглянула? Выходит встречать, быстро переодевается и входит в группу в костюме Царицы Математики:
- Здравствуйте, ребята! Я, Царица Математики, приглашаю вас в своё царство, царство великой науки – Математики!
Дети идут за ней и останавливаются перед дверью, запертой на замок.
- Попасть в мое Царство не легко. Видите, какой огромный замок весит на двери? Чем же его открыть?
Проводится игра "Подбери ключ к замочку"
- Сколько было ключей? (много).А к замочку подошел только…(один).
Входят в группу.
- Ой, как некрасиво получилось, пригласила гостей, а в Царстве такой беспорядок! Наверное, это проказница Двойка озорничала! Дети, может быть, вы поможете мне навести порядок?
Дети из картинок, лежащих на полу, выбирают сначала изображение предметов круглой формы и прикрепляют их на ту страницу "Чудесной книги", где прикреплен круг, затем выбирают предметы квадратной и треугольной формы и прикрепляют их на соответствующие страницы книги.
Царица Математики подводит детей к столам, на которых лежат карточки с гномиками (активизируется зрительный и слуховой анализаторы):
- Вот здесь живут мои друзья гномы. Гномики большие труженики. Каждое утро они ходят в пещеру большой горы и добывают там разноцветные камни. Для работы им нужны топорики. Вон сколько их! А всем ли гномам хватит топориков? Как узнать?
Дети правой рукой слева на право под каждым гномом раскладывают топорики, используя приём приложения.
- Что можно сказать о количестве гномиков и топориков? (их поровну, топориков столько, сколько гномиков).
Далее Царица математики предлагает посчитать, сколько гномиков. А топориков? По сколько гномиков и топориков?(по 5).
От лица гномиков, она дарит детям разноцветные колпачки и фонарики. Проводится игра "Разноцветные фонарики".
- После работы гномики возвращаются домой. Наступило утро. Стало светло. Погасли синие фонарики (дети с синими фонариками приседают), погасли желтые (красные, зеленые…) фонарики. Но вот наступил вечер, стемнело, фонарики зажглись (дети встают) и гномы с фонариками пускаются в пляс.
Дети пляшут под любую веселую мелодию. Игра повторяется.
- Ребята, а вы хотите посмотреть что ещё есть в моём царстве? (подводит детей к теремку).
В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
Шел треугольник из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
Входит "треугольник" – переодетый ребенок группы.
- Что бы мог рассказать о себе треугольник, если бы умел говорить? (у треугольника три угла, три стороны). Захотел Треугольник зайти в теремок, да не смог.
Из теремка звучит голос(в записи): "Поиграй с детьми, тогда впущу".
Треугольник загадывает загадки, дети находят и называют отгадки.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат).
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (треугольник).
Треугольник благодарит детей за помощь, за смекалку и скрывается в теремке. Царица математики делит детей на две команды: красных и зеленых.
- Слушайте внимательно очень сложное задание: команде красных из ниточки красного цвета надо провести дорожку от самого большого квадрата до самого маленького. А команде зеленых надо ниточкой зеленого цвета провести дорожку от самого маленького круг до самого большого.
Дети выполняют задание.
- Ай, да молодцы! А сейчас переверните самый маленький квадрат. Кто на нем нарисован? (медведь). Переверните самый большой круг. Кто нарисован на нем?(пчелы). Сколько пчелок? (много, (можно пересчитать)). А медведь? (один).
Проводится подвижная игра "Медведь и пчелы".
- Ох и веселые у меня гости! Но пора прощаться, надеюсь, что вам понравилось в моем царстве и вы будите часто меня навещать.
Царица Математики провожает детей в группу, по дороге немного отстает, снимает с себя корону и мантию и входит в группу вслед за детьми:
- Весь сад обошла, а нашей гостьи не нашла. Да и вас я в группе не видела. Вы где были?
Дети делятся впечатлениями.
Анализ занятия
В ходе занятия использовались различные дидактические игры, опирающиеся на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы дошкольников. Участие самих дошкольников в организации игр способствовало более качественному усвоению материала. Факт усвоения материала проверяется и закрепляется в завершительной части занятия, что способствует развитию памяти дошкольников.
Занятие 3.
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета.
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.
В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.
"На что похож?"
Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.
"Будь внимателен"
На доске – круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.
"Найди фигуру"
Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).
"Перепутались"
Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).
"Найди домик"
У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.
"Поиграем с фигурами"
Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:
- Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?
"Раскрась"
Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.
Анализ занятия
В ходе занятия активизировались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, способствующие усвоить такие математические знания как геометрические фигуры, счет, ориентирование в пространстве. Использование дидактических игр способствовало активизации непроизвольного интереса детей, а следовательно и более качественному усвоению ими материала.
Занятие 5
Тема: Использование наглядной плоскостной модели "Счетный торт"
Цель применения:
- учить детей решать арифметические задачи и развивать познавательные способности ребенка;
- учить выделять математические отношения между величинами, ориентироваться в них.
Структура модели, модель включает в себя:
1. Пять наборов "сладких счетных частей", каждый из которых разделен на части (как на равные, так и на разные части). Каждый счетный торт в виде круга, имеет свой цвет, он вырезается из цветного картона, части также разрезаются.
Счетные торты, поделенные на меньшее количество частей, можно использовать в начале работы е моделью или в работе со старшей группой, в подготовительной группе в процессе работы с моделью как усложнение задания нужно использовать счетные торты, разделенные на большее количество частей.
2. Овалы, вырезанные из белого картона, которые обозначают "целое" (2 штуки) и "часть". В игровой ситуации они будут называться тарелочками, куда дети будут раскладывать куски счетного
3. Стрелки, символизирующие "вычитаемое" (2 штуки), "слагаемое" (2 штуки), "разность" (1 штука), "сумму" (1 штука); вырезаются из плотного картона и в процессе составления арифметических задач подставляются к соответствующим символам.
4. Знаки -, +, =, которые вырезаются из плотного картона.
5. Три листа плотного белого картона, на каждом из которых обозначено время: "было", "есть", "будет",
Описание работы с моделью: в арифметической задаче математические отношения можно рассматривать как "целое" и "часть".
Целое – это то, что было сначала и из чего вычли какую-то часть, получив в результате тоже часть, а также то, что получается, когда складывают две части. Так, если к 5 кускам (частям) торта прибавить еще 2, то 5 и 2 – это части, а то, что получается в результате их сложения – это целое, а 1 (вычитаемое) и 2 (разность) – части.
Сначала необходимо дать детям представления о понятии "целое" и "часть".
Положите перед детьми на тарелочку обозначающую "целое", счетный торт (все его части), скажите, что торт целый мама испекла и что мы его кладем строго на тарелочку, которая обозначает "целое". Теперь мы разрежем торт на две части, каждую из них назовем "часть". Объясните, что теперь, когда целое (целый торт) разделили на части (на 2 кусочка) то целого теперь нет, a есть только 2 части. Которые не могут оставаться на чужой тарелочке и их необходимо переложить на свои места – тарелочки, обозначающие "часть". Одну часть на одну тарелку, другую часть на другую тарелку. Затем соедините 2 куска опять вместе и покажите, что опять получилось целое. Таким образом, мы продемонстрировали, что соединение частей дает целое, а вычитание части из целого дает часть.
Проделав описанные выше упражнения, можно переходить непосредственно к математическим задачам. Например, мама испекла на Катин день рождения целый торт. Когда пришли гости, Катя разрезала торт на 6 кусков. И разложила их каждому в тарелку. Задание: найти целое и части, используя модель. Задание посложнее: торт разрезан на 6 кусков – один кусок Катя положила в тарелку Даше, другой – Маше, и еще один – себе. Нам нужно узнать, сколько частей осталось. В задаче необходимо выделить условие и вопрос. Условие – это "было 6 кусков, раздали 3" вопрос – "сколько осталось кусков торта?".
Теперь представим пример, наглядно, используя модель. Сначала торт был целый, кладем его на тарелочку, обозначающую "целое". Потом Катя разрезала торт и куски раздала по тарелочкам, на трех тарелках, обозначающих "часть", раскладываем куски; но оставшиеся кусочки теперь тоже являются частью, перекладываем их на такую же тарелку. Затем следует записать условие и решение задачи цифрами.
Аналогична проводить процедуру сложения чисел (частей, образуя целое).
Как усложнение в подготовительной группе можно познакомить детей с такими математически понятиями, как "вычитаемое" я "разность", "слагаемое" и, "сумма"; примеры решаются примеры решаются так же, только теперь при решении подставляются стрелки, обозначающие необходимый символ.
Модель позволяет использовать специальные "поля времени", что помогает решить задачу научить детей ориентироваться во времени и во временной последовательности действий.
Работа проводится следующим образом. Задаются условия задачи и вопрос. Например, было 5 кусков торта, мама испекла еще 3, сколько всего кусков торта? На временное поле "было" кладем тарелку, обозначающую "целое", на которую кладем 5 кусков торта. Это то, что было. Но мама испекла к этим 5 кускам еще 3, значит, на временное поле "есть" кладем две тарелки, обозначающие "часть", на них 5 и 3 куска торта, к тарелкам подставляем стрелки, обозначающие соответствующие символы "слагаемое" и "слагаемое", и между ними знак "+". С детьми решается пример, находится ответ – 8 кусков. На временное поле кладем тарелку, обозначающую "целое", на которую кладем 8 кусков и подставляем стрелку, обозначающую "сумму".
Аналогично можно решать любую задачу.
Занятие 6.
Тема: Наглядная плоскостная модель "Домик, где знаки и числа живут"
Цель применения:
– закрепить умения детей составлять числа из двух меньших; складывать и вычитать числа;
– дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании;
– учить или закреплять умение сравнивать числа (больше, меньше, равно).
Структура модели: модель представляет собой 4-этажный домик, на каждом этаже расположено разное количество окошек, где будут жить знаки и цифры, но так как домик волшебный, то поселяться в домик знаки и цифры могут только с помощью детей. Домик вырезается из плотного картона и художественно оформляется. С обратной стороны домика этажи закрываются специальными кармашками, таким образом, чтобы можно было с лицевой стороны вставлять карточки со знаками и цифрами.
Из плотной бумаги вырезаются карточки с цифрами и знаками.
Окна в домике располагаются следующим образом:
Описание работы с моделью: первый и второй этажи будут использоваться для решения задачи, которая состоит в том, чтобы дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании. Например: 4 = 1 + 1 + 1 + 1; 4 = 2 + 2.
Третий этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) составлять числа из двух меньших, а также вычитать числа. Например, 3 + 5 = 8 или 7 – 4 = 3 и т. п.
Последний, четвертый, этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) сравнивать числа между собой, с помощью знаков "меньше", "больше" или "равно".
Модель можно использовать в любых видах деятельности: на занятиях, в свободной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.
Занятие 7
Тема: Применение наглядной плоскостной модели "Солнечная система"
Для детей старшей и подготовительной группы.
Цели применения:
– дать (или закрепить) представления детей о геометрических телах и фигурах (сравнивая круг, шар с другими геометрическими телами и фигурами);
– научить детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученной группы (солнечная система);
– научить (или закрепить) умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру;
– развивать понимание пространственных отношений, определять местонахождение одних объектов относительно других;
– совершенствовать порядковый и количественный счет;
– закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний;
– закрепить умение решать арифметические задачи.
Структура модели: модель представляет собой наглядную плоскостную схему, на которой изображена солнечная система. В дополнение к схеме имеется специальная карточка, которая предназначается для взрослого, где запечатлена информация о солнечной системе (небольшой рассказ о солнечной системе, размеры планет). К модели прилагается комплекс смоделированных планет, их можно вырезать из картона и художественно оформить, при этом необходимо соблюдать пропорциональность их размеров друг к другу.
Описание работы с моделью: с целью закрепления представлений детей о геометрических телах и фигурах необходимо взять круг или шар (любая из планет солнечной системы) и другие геометрические фигуры или тела с целью их сравнения. Можно отметить наличие (или отсутствие) углов, сторон и сделать соответствующие выводы.
Для решения задачи, связанной с научением детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости группы (солнечная система), необходимо объяснить детям, что все планеты солнечной системы и само солнце, конечно, – это одна целая группа. А группой, системой она называется потому, что есть у этих планет и звезды Солнце нечто общее, что их всех вместе связывает. Что именно, попробовать выявить вместе с детьми. Возможный вывод: "У нашей звезды Солнце есть своя семья. В нее входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца, то есть все эти 10 космических тел объединены в одну группу потому, что они всегда вместе, это их и связывает".
Можно задать следующие вопросы (которые могут быть разнообразными, в зависимости от решаемых задач) и если дети затрудняются на них ответить, то попробовать найти правильный ответ всем вместе:
– как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (звезды состоит из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых жидких частиц и газов).
– какие вы знаете планеты солнечной системы?
– что вы можете о них рассказать? и др.
Чтобы закрепить умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру, необходимо воспользоваться вырезанными дополнительно планетами, которые в точности дублируют планеты солнечной системы, изображенные на плоскостной модели.
Пусть дети раскладывают их в ряд по мере увеличения размера планет или, наоборот, от самой большой планеты к самой маленькой.
Для развития пространственных отношений детей можно использовать следующие приемы: дать детям задание определить местонахождение одной планеты относительно другой, ориентируясь по схеме например, планета Земля находится левее планеты Юпитер и т. п.
Можно использовать условную мерку, например любую веревочку, линейку и т. д для измерения расстояний между планетами и звездой, между планетами и т. д. Планеты можно пересчитывать как в прямом, так и в обратном порядке. Используя схему и отдельно вырезанные планеты можно составлять разного вида задачи и решать их. Например, в солнечной системе крупных планет только 3, включая звезду, сколько тогда маленьких и т. п.
Занятие 8.
Тема: Использование наглядной плоскостной модели "От секунды до года"
Цель применения:
– дать детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год);
– закрепить представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет.
Структура модели: модель плоскостная представляет собой схему, где отображены связи между временными компонентами.
Описание работы с моделью: знакомить детей с моделью необходимо постепенно. Сначала работу нужно начинать с ознакомления с самими терминами. Что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит.
Далее даются более четкие, узкие представления. Например, секунда – это почти самая маленькая временная единица, но если их 60, то они будут составлять большую временную единицу – минуту, и таким образом проводить работу до тех пор, пока дети не усвоят все термины, все взаимосвязи временных отношений, начиная от секунды и заканчивая годом.
Литература
1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение,1985.
2. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста – М.: Центр педагогического образования 2008
3. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002
4. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе – М.: Учитель, 2011.
5. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие – Балашов: Изд-во "Николаев", 2005
6. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2006
7. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: методические рекомендации: учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России 2008
8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003
9. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. М.: Просвящение, 2010
10. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников М.: Просвещение, 1988