Система внутришкольного мониторинга

Система внутришкольного мониторинга для эффективного управления качеством образования в начальной школе.

Статьи по теме
Искать по теме

Категория "качество образования"

В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. Следует отметить, что проблема качества образования как научно-теоретическая проблема является достаточно сложной, комплексной. Для раскрытия данной проблемы необходимо обратиться к основным понятиям исследования – "образование" и "качество".

Понятие образование в педагогике трактуется весьма широко и неопределенно. В него вкладывают ценностные, процессуальные, результативные, системные аспекты функционирования социальных институтов общества, дополняя его различным содержанием. Образование рассматривается и на различных уровнях его организации – личностном, институциональном, региональном, государственном. Традиционно во многих словарях, концепциях образованию отводится роль формирования интеллекта. Например, в своей концепции Э. Гусинский дает следующее определение понятию образование: "Образование – процесс приобщения личности к культуре, приобретение грамотности в ее языках и ориентированности в ее текстах". Другое его определение: "Образование – процесс и результат становления, формирования и развития системы понятий, представлений о мире, дающий возможность в нем ориентироваться".

Как процесс и результат обучения и воспитания образование рассматривается и в других источниках. Так, например, педагогический словарь определяет данное понятие как "процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду".

В Законе РФ "Об образовании" сказано: "образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Обобщая различные определения понятия, можно сделать вывод, что "образование вообще" не есть нечто одномерное и качественно однообразно определенное. И если опираться на наиболее важные и принципиальные смыслы понятия "образование", то необходимо отметить, что, во-первых, это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур, организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, а тем самым обеспечивающая целостность общественного организма.

Во-вторых, это универсальный способ трансляции исторического опыта, общий механизм социального исследования, связывания воедино некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени.

В-третьих, это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущности сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а тем самым – и к саморазвитию.

В этих трех интерпретациях образование есть развивающее и развивающееся.

Обратимся к рассмотрению понятия "качество". В философском словаре представлено следующее определение: "Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета".

Согласно С.Ожегову, "качество – наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других; то или иное свойство, достоинство, степень пригодности".

В современных исследованиях качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

С.Е.Шишов и В.А.Кальней под качеством образования понимают "степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг" или "степень достижения поставленных в образовании целей и задач" ( 98, с. 159).

Понятие "качество" часто используется в весьма различных значениях.

Во-первых, понятие "качество" используется для того, чтобы охарактеризовать высокий уровень статуса и даже превосходства. Например, когда характеризуют эффективность физико-математической подготовки учащихся в физико-математической школе, то говорят о высоком уровне качества их подготовки

Во-вторых, понятие "качество" может быть применено для характеристики наивысших показателей и достижений в образовательной сфере. Например, говоря об успехах победителей олимпиад, мы подчеркиваем, что они имеют высокое качество предметной подготовки.

В-третьих, "качество" характеризует степень соответствия некоторой образовательной модели, образовательному стандарту, то есть характеризует степень соответствия цели образования.

В-четвертых, "качество" отражает и характеризует степень соответствия, степень гарантии того, что ожидает потребитель образовательных услуг (учащиеся, студенты, родители).

В-пятых, следует обратить внимание на то, что понятие "качество" многомерно и системно отражает процесс и результат образовательной деятельности с точки зрения того, что мы ожидаем в сравнении с тем, что мы реально имеем (2, с. 6).

Обобщая вышеизложенные признаки понятия "качество" применительно к образованию, мы за основу примем следующее определение, данное Андреевым В.И.: "Качество образования – это системная характеристика образования, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом" (2, с.7).

Наша позиция может быть представлена следующим образом: оценка качества образования должна производиться только на основе ясно и четко сформулированных и заранее предъявленных исполнителям требований к результатам их деятельности. Под качеством образования в нашем исследовании мы будем понимать соотношение цели и результата, то есть меру достижения цели.

Словосочетание "качество образования" в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 и 1996 гг.), нами приведено во введении трактовка из нового Закона РФ "Об образовании" (2012г).

В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Таким образом, исходя из выше сказанного, качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Понятие качество образования включает 3 блока:

- качество основных условий образовательного процесса

- качество реализации образовательного процесса

- качество результатов образовательного процесса.

Качество образования как объект управления

В связи с возрастанием требований к качеству образования как общемировой тенденции, на что ориентируют положения Болонской декларации, все более востребованной стала методология управления качеством.

При рассмотрении управления качеством образования оттолкнёмся от определения, данного Н.А.Селезневой и А.И.Субетто, согласно которому это "есть управление качеством по отношению ко всем субъектам и процессам в образовании" (20;37).

Осуществление управления качеством образования представляет собой сложную, многофункциональную задачу, решаемую одновременно на нескольких уровнях (общегосударственном, межотраслевом, ведомственном, региональном, уровне образовательного учреждения), с учетом адекватного изменения по различным направлениям (организационному, структурному, содержательному, кадровому, методическому).

В настоящий момент наблюдается одновременное принятие и попытка реализации всех вариантов толкования качества образования. Это не противоречит концепции, более того, параллельная реализация вариантов концепций сэкономит и время, и усилия по достижению более высокого качества.

Рассмотрим, как интерпретируется понятие "управление качеством" в работах различных авторов применительно к образовательному процессу.

Под управлением качеством С.Ю.Трапицын понимает целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность руководящего состава, преподавателей и обучающихся по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения его целей.

Цель управления качеством образования, как отмечают Т.И.Шамова и Т.М.Давыденко, в том, чтобы построить образовательный процесс как "систему с оптимальным набором элементом с точки зрения возможности ее корректировки по мере необходимости" (5;186).

Социальная обусловленность управления качеством следует из социально значимых целей и функций образовательного процесса, поскольку образовательная система входит в социальную надсистему более высокого порядка. Воспитательные и развивающие аспекты управления, активность и вовлеченность в управление субъектов образовательного процесса отвечает сущности менеджмента знаний.

Как следует из теории управления качеством, деятельность по управлению качеством может носить корректирующий и предупреждающий характер. Формулирование перспективности и опережающего характера управления качеством образовательного процесса актуализирует диагностическую работу по своевременной фиксации состояния процесса.

Управление качеством образовательного процесса, как любая деятельность, требует обозначения некоторых правил, алгоритмов, схем, иначе говоря, должна отвечать требованиям технологичности. Но при этом необходима гибкость в управлении, тем более это касается столь стохастической системы, как образовательный процесс.

Принцип адаптивности ориентирует на внесение соответствующих корректив с учетом условий конкретного образовательного процесса, всех его компонентов и участников. Менеджмент знаний смещает приоритеты в сторону гибкости управления. Однако без определенного уровня технологичности вообще нельзя говорить об управлении. Поэтому важной проблемой, и образовательная практика это показывает, становится поиск баланса между некоторой прописанной схемой и свободной траекторией развития образовательного процесса.

Реализация принципов результативности и эффективности управления обуславливает осуществление процедуры мониторинга по предоставлению информации для принятия управленческих решений. Необходима система критериев и показателей, на основании которых осуществляется сравнение вариантов решений. Обеспечение данных принципов требует формирования и измерения результатов процесса управления.

С.Ю.Трапицын указывает на относительное родство данных принципов с принципом оптимальности, указывающим на способ получения результатов управления. В образовательном процессе на каждом его шаге возникают ситуации, по которым возможны разнообразные решения.

Принцип оптимальности ориентирует на выбор наилучшего, способствующего повышению качества образования. Данный принцип в управлении качеством образования рассматривается также в плоскости оптимизации самого процесса управления. Оптимизация в таком случае сводится к поиску оптимального варианта управления в каждом из контуров и соотношения между ними.

Принцип оптимальности, заслуживает особого внимания при рассмотрении менеджмента знаний в образовательном процессе. Оптимальность управления качеством при наличии различных контуров управления и нескольких каналов информации при принятии управленческих решений определяет принцип выбора управленческих решений. Решающее значение будет иметь именно принцип оптимальности, поскольку все другие принципы только усиливают вариативность и разнообразие возможных управленческих решений. Принцип оптимальности задает критерии выбора среди них. Этот принцип, сформулированный еще Ю.К.Бабанским применительно к традиционному образовательному процессу, определяется как достижение максимальных учебных результатов при минимально необходимых для конкретных условий затратах времени и усилий (18; 52).

Выполнение образовательных стандартов обеспечивает единство образовательного пространства государства и гарантирует право обучающихся на получение полноценного образования. Средством отслеживания выполнения образовательных стандартов является мониторинг. Второй (вариативный) компонент не может быть оценен на основе количественных показателей, поскольку оценивается не результат, а направление развития образовательного учреждения, т.е. личностно-ориентированная составляющая качества образования.

Таким образом, рассмотрение образовательного процесса с позиций управления качеством позволяет заключить об актуальности применения информационного и персонифицированного подходов, выделенных в концепции менеджмента знаний, в системе мониторинга качества образования.

Сущность внутришкольного мониторинга в управлении качеством образования

Для того, чтобы хорошо управлять, руководителю нужно уметь работать с информацией. Мы считаем, что для получения объективных данных должна быть создана программа контроля, которая определяет его цели, содержание, методы, средства. Полученные данные должны служить основой для принятия управленческих решений, анализа и прогнозирования деятельности.

Эффективное управление любым сложным динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действенного управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

Понятие "мониторинг" пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды.

Наиболее точное и универсальное определение ему дано А.Н. Майоровым: "Мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития" (11).

Н. Е. Мухартова (16) указывает, что основными задачами при создании мониторинга как механизма комплексного управления качеством образованием в отдельно взятом образовательном учреждении являются:

- создание единой системы и пакета методик диагностики качества образования;

- выявление данных, обеспечивающих анализ состояния образовательного процесса;

- получение сравнительных данных о динамике развития образовательной системы, о её подсистемах и компонентах;

- организация, сбор, хранение, обработка и распространение информации о динамике качества образования.

Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Само понятие "информации" неразрывно связано с динамическими процессами взаимодействия ее источника и приемника, которое может быть реализовано лишь при наличии между ними связи, которую чаще называют каналом связи.

В соответствии с общими требованиями передаваемая информация должна быть:

- надежной, то есть получателю она должна доставляться с минимальными потерями и искажениями;

- эффективной, то есть за единицу времени получателю должно быть доставлено оптимальное для него количество сообщений.

Сущность нашего подхода к рассмотрению образовательного мониторинга можно определить, как рассмотрение его в единстве следующих аспектов: социальной сущности, педагогической принадлежности и системно-деятельностного способа его рассмотрения.

Социальная сущность образовательного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколением. При этом, естественно, содержание образования, как педагогическая модель социального заказа, будет в разных школах разное, что, тем не менее не отражается на построении этого мониторинга.

Образовательный мониторинг – категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления.

Любой сложный объект в наше время, которым безусловно является и образовательный мониторинг, не может рассматриваться иначе как с позиций системного подхода. Нельзя учитывать и того, что эта система функционирует в деятельности. Содержание образования передается учителями и усваивается учащимися в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Более того, и формирование этого мониторинга происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.

Обзор реальной картины формирования и функционирования образовательного мониторинга позволяет в рамках системного представления о нем выделить несколько уровней, иерархия которых предстает в следующем виде.

1. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению представленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого здесь вырабатывается соответствующая прогнозная информация в ее психолого-педагогической интерпретации.

2. Муниципальный уровень. Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента) лицеи, колледжи, гимназии, школы для детей с определенными отклонениями и т.п.). Вырабатывается прогноз о развитии системы образования на данной теории.

3. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа региона.

4. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

Рассмотрим образовательный мониторинг по характеристикам системы, то есть по составу, функциям и структуре.

Состав образовательного мониторинга является педагогической интерпретацией информации о деятельности педагогической системы. Исходя из этого переведем общие положения в педагогические категории:

1. Источники информации. Так как объектом наблюдения у нас является ребенок, учитель, родитель, то они и есть основные источники информации. На каждом уровне полученная от них информация соответствующим образом обобщается и тогда в роли источника выступает школа, муниципальное образование, регион.

2. Обработка информации. Проводится на каждом уровне с учетом его специфики для получения соответствующего обобщения и анализа.

3. Хранение информации. На каждом уровне сохраняется необходимая информация для сравнительного анализа и прогнозирования.

4. Распространение информации. Приемниками информации являются практически все уровни управления процессом обучения, при этом для каждого из них выделен свой уровень обобщения и анализа исходных данных о качестве образования.

Функции образовательного мониторинга определяется в первую очередь функциям его элементов. Она отражает связь между элементами мониторинга на каждом уровне его формирования. Рассмотрим в связи с этим структуру информации, которая поступает из источника, обрабатывается, хранится и распространяется на каждом уровне.

Применение мониторинга в системе образования позволит решить целый ряд проблем ее информационного обслуживания. А именно, обеспечит объективность, своевременность, надежность получаемых данных, что в свою очередь позволит своевременно и адекватно реагировать на те или иные изменения обследуемого объекта.

Типы и алгоритм проведения мониторинга

Два основных типа мониторинговых процедур – статистическая и динамическая. Первая анализирует статистику по одному из направлений, например, преподавания того или иного предмета по итогам внутришкольного контроля, полугодовых данных, тестов, контрольных срезов. Определить уровень статистики по каждому учителю, сравнить его со средним по школе и с нормативами. На основании проведенного анализа разработать ряд мер по устранению выявленных недостатков. Вторая процедура предполагает отслеживание динамических изменений по определенному направлению в сравнении по полугодиям, учебным годам, определение эффективности или отсутствия эффективности принятых мер по реализации выявленных недостатков.

К выявлению проблем по конкретному направлению привлекается социально-психологическая служба, методические объединения учителей-предметников или классных руководителей, родители и другие заинтересованные лица, вовлеченные в учебно-воспитательный процесс. Результаты разделяются на психолого-педагогические и функциональные. К первым относятся новообразования в системе знаний, навыков, поведения, направленности личности и т.д. Ко вторым – различные способы педагогического воздействия, мерой оценки которых являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы и ее желаемые результаты.

Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любой программы или плана. Сравнение результатов школы с эталонами и нормами необходимы для оценки о коррекции. Такое сравнение называется проверкой, соотношение достигнутой результативности с желаемым результатом оцениванием или оценкой, зафиксированный в баллах результат оценки отметкой.

Для обеспечения эффективности мониторинга становится ряд необходимых требований:

- полнота;

- адекватность;

- объективность:

- точность;

- своевременность:

- структурированность;

- непрерывность;

- релевантность (смысловое соотношение между полученными данными и информационными запросами);

- специфичность мониторинга каждого уровня

Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими и определяются различные виды мониторинга. На первом этапе необходимо поставить цель, объект мониторинга. Например, объектом может стать предмет, определенный класс, параллель классов, конкретный учитель, определенное направление.

Следующий шаг этап – отбор критериев, которые обеспечивают адекватность и полноту информации, затем выбираем инструментарий или

каналы наблюдения, которые включают:

- социологические исследования и опросы;

- экспертизу (инспектирование, аудит, анализ документов, оценку уроков, самоанализ и прочее);

- государственную статистическую отчетность;

- измерение на основе стандартизированных методов и средств (тестирование, анкетирование)

На втором этапе происходит отбор информации, который требует тщательной подготовки, наибольших временных затрат и разнообразия видов деятельности

Третий, аналитический, этап также важен. Обработка данных служит дальнейшему хранению и использованию информации в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Сопоставление полученных данных с запланированными показателями дает нам увидеть, насколько верны были наши управленческие решения, поможет наметить план по устранению выявленных недостатков. Эффективность организации внутришкольного мониторинга определяется степенью систематизации в управлении качеством образования.

Таким образом, традиционными функциями мониторинга являются: сбор информации, создание и пополнение банка данных, хранение, обработка и предоставление информации пользователям разных уровней.

При использовании системы мониторинга меняется объект управления: это не люди, а процессы, через влияние на которые можно достичь нужного результата. Поэтому остро встает вопрос об изменении стереотипов управленческого мышления, изменении управленческих структур, о создании службы мониторинга (технического обслуживания банка, аналитиков, организаторов), обеспечивающих как горизонтальные, так и вертикальные связи.

Ведущими направлениями управленческих структур должны стать новые функции, не свойственные современной системе управления: прогностическая, проектировочная, контрольно-корректировочная деятельность – то есть создание новых механизмов развития системы мониторинга на основе форм диагностического контроля и управления.

Выводы:

1. Качество образования – это системная характеристика образования, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.

2. Управление качеством – целенаправленная, комплексная и скоординированная деятельность руководящего состава, преподавателей и обучающихся по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения его целей.

3. Система мониторинга представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Выступая подсистемой управления, она является открытой, деятельностной системой. Функционирование системы мониторинга обусловлено степенью ее открытости, степенью эффективности информационного обмена между системой мониторинга и системой управления.

4. Организация, содержание и осуществление мониторинга качества образования должны быть подчинены практической реализации требований, вытекающих из принципов: целенаправленности, непрерывности, целостности и разносторонности изучения, согласованности действий субъектов мониторинга, адресности и гласности добываемой с его помощью информации.

Литература

1. "Закон об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. №273-ФЗ, ст. 2

2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2000. – 223 с.

3. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. – М.: Глобус, 2001. – 160 с

4. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2011.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

6. Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов // Педагогическое образование и наука.2002.-№1.с.33-35

7. Основы педагогического мастерства/Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1999.