Формирование экологической культуры у школьников при изучении экономической географии мира.
Формирование экологической культуры у школьников при изучении экономической географии мира
- Сказкотерапия
- Метод проектов в обучении иностранному языку и его интеграция в процесс обучения
- Основы педагогического мастерства
- Способы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время
- Формы работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач
- Педагогические основы обучения народно-сценическому танцу
- Методы обучения речевому взаимодействию
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе.
1. Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы.
Сегодня всех волнуют проблемы экологического кризиса, резкий рост числа заболеваний, опустынивание, загрязнение рек, Мирового океана. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.[1]
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Экологического образования и воспитания – это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности [1]. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.[14].
Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: – широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; – приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; – формирование экологического сознания. Экологическая культура включает определённые идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля". Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
- внешкольные воспитательные учреждения;
- воспитательная работа в летний период;
- средства массовой информации;
- самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности.
В школе в начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, естествознания расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется у учащихся абстрактное мышление, они осознают необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений "Человек – природа", последствия этих отношений. Практически во всех разделах программы географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия "географическая оболочка", "жизненная среда", "биосфера", "ноосфера". Это также единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.
Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности.
2. Экологизация географического образования в школе
Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому – резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы.
Взяв тему своей методической работы "Формирование экологической культуры на уроках географии", хочу поделиться опытом работы в этом направлении. География и экология находятся в очень тесной взаимосвязи, именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать системно-логическое отношение к действительности. На уроках географии ребенок может размышлять над глобальными проблемами, видеть мир как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых пространственных и временных составляющих, и поэтому любое вторжение в этот мир не останется без последствий, которые часто могут быть трудно предсказуемыми. Экологизация географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе известной формулы "природа человек – производство", привлечь учащихся к миру социальной экологии и геоэкологии; организовать обучение географии более интересным, используя творческие методы обучения, особенно проблемный, показать возможность применения экологических знаний на практике, широко используя краеведческий материал. Практически все курсы географии имеют в настоящее время экологическую направленность.
Анализ содержания школьных программ и государственного стандарта географического образования позволяет выделить следующее.
Экологическая проблематика в курсах географии | |
VI класс |
Природа и человек. |
VII класс |
Взаимодействие природы и общества. Значение природных условий в жизни людей. Изменение природы под воздействием деятельности человека. |
VIII класс |
Человек и природа. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. Региональная экологическая обстановка. |
IX класс |
Человек и природа. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий. Экологическая обстановка в России и её регионах. |
X класс |
Взаимодействие общества и природы. Экологический фактор размещения производства. Население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и окружающая среда. Охрана окружающей среды и экологические проблемы крупных районов мира. Глобальные экологические проблемы. |
Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
Курс географии можно разбить на 3 этапа:
I – курс начальной географии, 6 класс – формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция). В курсе "Физическая география. Начальный курс" (6 класс) экологические уроки можно проводить при изучении каждого раздела. Учитывая возраст детей, предлагается самый различный материал: экологические сказки, былины, песни, легенды. Элементы серьезных экологических докладов.
II – география природы, 7-8 классы – формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности – систематический познавательный поиск по типу научного исследования. В курсе "География. Материки и океаны" (7 класс) учитель выбирает уроки экологического направления и вносит их в календарно-тематическое планирование. Ставится задача – углубить следующие экологические знания учащихся: сохранение разнообразия природы планеты, бережное отношение к природной среде, применение законов природы в целях эффективного использования ресурсов Земли. Природные богатства и вопросы охраны природы рассматриваются в процессе изучения каждого природного компонента, каждой природной зоны или страны. В учебных программах 7-8 классов можно найти темы, которые позволят учителям дать уроки интегрированного обучения III – природопользование и геоэкология – 9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. В курсе "Экономическая и социальная география мира" (10–11 класс) особое внимание уделяется теме "Глобальные проблемы человечества". Здесь готовится конференция, на которой учащиеся не только выступают с докладами, но могут высказать свою точку зрения, поспорить, послушать, что знают другие по этому поводу. По возможности на конференцию приглашаются специалисты – экологи, ребята из экологического кружка. В условиях общеобразовательных школ экологическое образование в лучшем случае осуществляется через экологизацию содержания всех предметов.
Ведущая педагогическая идея – совершенствование экологической грамотности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного социально- ориентированного подхода к организации процесса преподавания географии.
Основные виды деятельности школьников:
- усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция);
- игровая деятельность;
- учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) в ее основных разновидностях;
- систематический познавательный поиск по типу научного исследования;
- дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) деятельность.
Данные виды деятельности различны на разных этапах изучения курса географии.
I этап – курс начальной географии, 6 класс.
На данном этапе основным направлением работы по формированию культуры природопользования является усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы. Необходимо сформировать у школьников основные представления о Земле как о единстве целого ("Земля – планета людей"), состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). На этом же этапе развиваю познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
В результате такой работы обучающиеся должны:
- иметь представление о географической науке как науке о Земле и обществе;
- знать и понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- приводить примеры влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменения природы в результате воздействия на неё человека;
- знать особенности природы своей местности;
- применять в повседневной жизни правила поведения в природе.
На первом этапе предпочтение отдаётся такому виду познания, как формирование географических общеземлеведческих знаний. Основной вид деятельности обучающихся на данном этапе – это усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция). Однако по завершении работы на данном этапе предполагается переход к следующему виду деятельности – учебно-поисковому.
Основные формы работы: урок, экскурсия, практические работы.
Через все уроки географии в 6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы "Горные породы" рассматриваются вопросы о стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа.
II этап – география природы 7-8 классы.
На данном этапе необходимо формировать определенную систему предметных знаний, развивать навыки исследовательской деятельности, формирующей умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы.
В результате школьники должны:
- знать и понимать основные зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям, стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей, сохранение качества окружающей среды;
- уметь сравнивать объекты, процессы и явления, моделировать, прогнозировать и проектировать, выявлять причинно-следственные связи, давать анализ физической карты и карт компонентов природы;
- приводить примеры изменения природы материков и их частей в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять значение международного сотрудничества в деле охраны природы всей Земли;
- иметь представление о природоохранном законодательстве России, выполнять правила поведения в природе;
- знать экологические проблемы своей местности.
Основными формами работы на данном этапе являются урок, исследовательская работа, внеклассная работа по предмету. Преобладающий вид деятельности обучающихся – систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
Так, изучая в 7 классе тему "Типы климата", ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод?
Ответы учащихся по мере необходимости надо корректировать. При этом подчеркивается, что влияние человека на климат, в отличие от многих других компонентов природы (почвы, растительности, животного мира и др.), является в основном не прямым, а косвенным.
На уроках в 8 классе при изучении темы "Климат" немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Можно провести мониторинги: "Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах", "Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы".
3. Формирование экологической культуры при изучении экономической географии
Одной из главных особенностей экологического образования в курсе "Экономической география" является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и общества на уровне глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов, требующих совместных действий всех государств. Содержание курса направленно на раскрытие особенностей современного мира, характеризующегося сложными диспропорциями между разными странами, глубокими противоречиями взаимодействия природы и общества, что позволяет показать учащимся серьезные трудности и большие возможности позитивного решения общечеловеческих проблем. Основными формами для раскрытия содержания таких вопросов в старших классах являются лекции, семинары, творческие работы. Вот некоторые темы семинаров, предлагаемые учащимся 11 классов: "Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления", "Сырьевая проблема и вторичные ресурсы", "Проблема здоровья и долголетия человека".
Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей природы в процессе трудовой деятельности человека. Ребятам предлагаются разнообразные творческие работы.
Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды, особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Например, по теме "Биосфера как планетарная организация жизни", ученики чертят схемы круговорота веществ, чтоб наглядно увидеть участие веществ в поддержание жизни на Земле. Такая работа направлена на понимание того, что все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровья человека. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.
На третьем этапе основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды
По завершении данного этапа школьники должны:
- знать и понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений.
- уметь обобщать картографические, статистические, геоинформационные материалы, анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления стран, определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России и мира.
- использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемерно использовать знания материала курса наук естественного цикла. Применять географические знания для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды;
- пропагандировать экологические знания и умения в школе, среди общественности, вносить свой посильный вклад в общественно полезную деятельность по охране природы своей местности.
Преподавание предмета немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют:
- проиллюстрировать изученный материал конкретными хорошо запоминающимися примерами;
- осуществить индивидуальное, личностно- ориентированное обучение, поскольку учащиеся работают по одному или в малых группах, и учитель может общаться с каждым персонально;
- реализовывать самостоятельное обучение: ребенок ищет ответ на поставленный вопрос, работает с литературой сам, собирая необходимые сведения;
- освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов;
- показать красоту природы, создать "точку удивления" и сформировать эстетическое отношение к природе.
В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащегося, представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Такой подход к обучению давно закрепился в зарубежной школе и получил название "реального" обучения. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме "хорошо – плохо".
Для каждой темы можно продумывать систему дифференцированных и творческих заданий, направленных на анализ деятельности людей, ее результатов и последствий для природы. Например: творческое задание на уроке: заполнить таблицу: создание системы водохранилищ на Волге.
Положительные аспекты (хорошо) |
Отрицательные аспекты (плохо) |
№1 №2 и т.д. |
№1 №2 и т.д. |
Такие задания можно выполнять по подавляющему большинству тем, связанных с хозяйственной деятельностью человека. Задания такого рода помогают формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Выводы
На уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. "Урок- "клеточка" педагогического процесса. И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка; его знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе. Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников либо на проблемы малой родины, либо – большой, при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества. Географические знания необходимы всем жителям Земли независимо от национальности, религиозной принадлежности, взрослым и детям. Знание географии необходимо, чтобы и более разумно, и более грамотно управлять процессами, происходящими в окружающей среде, для устойчивого развития регионов и всей планеты в целом. Отмечалось, что большинство проблем экологического окружающей среды требует немедленного решения, а главным объектом экологического образования должны быть дети: именно им принимать решения в будущем. С возрастанием ответственности при решении глобальных проблем человечества, которые изучают в курсе экономической географии, с изменением, так стремительно происходящем на политической карте мира, роль географического образования возрастает. Экологизация географического образования имеет исключительно важное значение для повышения уровня экологической культуры школьников. Таким образом, всё сказанное выше говорит о необходимости экологизации географии, которая осуществляет идею непрерывного и комплексного экологического образования.
Литература:
1. Об организации работы по выполнению послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. № 29, 2006.
2. Примерная программа основного образования по географии. Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне.
3. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. ОД в О № 22, 2006.
4. Экологическое образование школьников/ Под ред. И.Д. Зверева. М., 2006.
5. Медведев В.И. Экологическое сознание. 2002.
6. Пономаренко Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания // Образование. – 2007. – № 5. с. 138–140