Развитие личности

Развитие личности.

Статьи по теме
Искать по теме

История исследований личности

Экспериментальной наукой психология личности стала в первые десятилетия нашего века. Своим появлением она обязана таким великим ученым как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Не смотря на это, теоретические исследования в области психологии личности начались задолго до этого времени. В истории соответствующих исследований можно выделить три периода развития: философско-литературный (берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.), клинический и собственно экспериментальный.

В первые десятилетия девятнадцатого века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры, наряду с философами и писателями. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного пациента находящегося в клинических условиях. Врачи стали тщательно изучать историю жизни больного для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. Уже тогда делались общенаучные выводы о природе человеческой личности. А не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний. Этот период стал называться клинический. Философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность вплоть до начала XX в..

В первые десятилетия прошлого столетия изучением личности стали заниматься и более профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание по большей степени лишь на исследование познавательных процессов свойств и состояний человека. Они хотели придать этим исследованиям экспериментальный характер. Для этого они вводили в свои исследования математико-статистическую обработку данных, целью которой была точность проверки гипотез, а также получения достоверных фактов, на основе которых затем можно строить экспериментально проверенные теории личности.

Одна из главных задач экспериментального периода стала разработка в исследованиях личности надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении стали основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения. Первые определения личности были достаточно широкими, так как они должны были включать в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным. Если говорить более подробно то личное должно было включать и биологию, психологию, а также поведение, культуру данного человека. отчасти такое понимание личности сохранилось и на сегодняшний день, только с небольшими дополнениями.

Расширение толкование личности имеет свои достаточно обоснованные доводы. С уверенностью можно сказать что, если мы признаем, что личность это понятие, характеризующее человека и его деятельность в целом, то к нему обязательно должно быть отнесено и все то, что сделано самим человеком. Принадлежит этому человеку, касается его лично. В социальных науках такое понимание достаточно обосновано. В психологии, существует много других понятий, наполненных научно-конкретным содержанием. Поэтому данное определение представляется слишком широким.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, "нормальны". Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой "Гамлета" без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица –личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущение, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом–Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и. обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В. результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие,, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название "теория черт", а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Развитие психики

Для более полного и правильного понимания процесс психического развития, нам необходимо рассмотреть основное содержание данного процесса. Этимологически слово "психика" (греч. душа) имеет двойственное значение. Это значение с одной стороны это сущности какой-либо вещи, тогда мы получаем следующее определение. Психика – это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, некое виртуальное сжатие природы. А так же включает отражение объективного мира в его связях и отношениях (в форме и образах).

Психическое отражение это не зеркальное, пассивно механическое фотографирование окружающей действительности. Это отражение сопряжено с выбором, поиском. В процессе психического отражения поступающая информация подвергается довольно своеобразной, специфической обработке. Таким образом психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это "субъективный образ объективного мира".

К нервной системе психику свести нельзя. Психические свойства это результат нейрофизиологической деятельности мозга. Эти свойства содержат в себе не внутренние физиологические процессы, при помощи которых возникает психическое, а характеристики внешних объектов. После того как поступит сигнал в головной мозг происходит его преобразования. Подобные сигналы воспринимаются человеком как события, которые разыгрываются не вне его самого, а во внешнем мире. Мозг порождает мысль подобно тому, как печень производит желчь. У этой теории есть недостаток, заключающийся в том, что происходит приравнивание психики к нервным процессам, но при этом теряются качественные отличия между ними.

В психологии психические явления сравниваются с организованными совокупностями таких процессов, а не с отдельным нейрофизиологическим процессом. Психика -это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Отсюда следует, что психика формируются у человека только прижизненно, по средствам усвоения им культуры, созданной предками. В психологии есть утверждение, о трех составляющих которые включает в себя психика. Перечислим эти составляющие – внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Представим это графически.

Так какие же особенности характеризуют психическое отражение.

- оно дает возможность живым существам правильно без искажений отражать окружающую действительность. То что отражение правильно подтверждается практикой и наукой;

- только в процессе активной деятельности человека формируется психический образ;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

- преломляется через индивидуальность человека;

- носит опережающий характер.

Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит ряд этапов, которые мы изобразили в виде таблицы следующим образом.

Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Развитие личности

Большинство психологов согласны с мыслью о том, что личностью человек родиться не может, он становиться ее в процессе жизнедеятельности. На вопрос, каким законам подчиняется развитие личности, многие психологи отвечают по-разному. Эти разногласия касаются понимания таких вопросов как: движущие силы развития; роли общества, а в частности различных социальных групп для развития личности; закономерности и этапы развития; какую роли в этом процессе играют кризисы развития личности; а также вопросов касающихся возможностей ускорения процесса развития.

В каждой теории можно найти особенное представление о развитии личности. Так развитие как адаптация рассматривается в рамках психоаналитической теории. Теория черт основной акцент делает на том, что все черты личности формируются в процессе жизни.. Эти черты, теория черт, рассматривает как процесс их зарождения, преобразования и стабилизации.

В последнее время, где-то на протяжении десятилетия, начинает усиливается склонность к интегрированному, целостному рассмотрению личности. Такое рассмотрение учитывает все позиции, теории и подходы ученых. Здесь зарождается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности. В таком случае акцент осуществляется в рамках разнообразных подходов. Одну из таких концепций, которая принадлежит американскому психологу Э. Эриксону можно считать наиболее интегрированной.

Э. Эриксон в своих воззрениях на процесс развитие придерживался генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Такая предопределенность получила название так называемого эпигенетического принципа. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2–3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность "погружению в себя" (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э. Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он,– это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям,– важнейшая задача воспитания.

Выводы

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение..

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит' от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник.–М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теории личности: Учебник. – М.: "КСП+", 1997

3. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в:. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.)

5. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.