Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников.

Статьи по теме
Искать по теме

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Воспитательный процесс в ДОУ в контексте организации зоны природы в ДОУ должен выявить роль создания зоны природы в детском саду в экологическом воспитании дошкольников.

Данный аспект экологического воспитания реализуется через следующие направления:

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

2. Организация опытных проверок и апробация их результатов на практике.

Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни.

Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

- неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

- морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

- появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

- специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие "экологические пространства": комната или кабинет природы, зимний сад.

На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда.

Работая в этих экологических пространствах, дети знакомятся с объектами природы, учатся ухаживать за ними.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания – методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Педагогический эксперимент, проведенный мною в д/c № 14 в старшей группе проходил в три этапа:

1) констатирующий этап

2) формирующий этап

3) контрольный этап

В педагогическом эксперименте принимали участие 20 дошкольников

Перед работой я решила провести диагностику уровня знаний детей по данному вопросу, для этого я использовала беседу. Работа проводилась индивидуально и по группам.

Предлагаемые вопросы и задания:

- Что относится к живой и неживой природе? (работа с картинками) (см приложение 4)

- Назови комнатные растения (работа с картинками) (см приложение 5)

- Что необходимо для роста и развития растений?

- Какие растения появляются первыми весной?

Из полученных данных был сделан вывод, что не все дети хорошо владеют материалом по данной теме. В результате этого я решила провести беседы и занятия, разработанные мною.

Перед проведением занятий и бесед я провела предварительную работу, а именно:

– Труд в уголке природы.

– Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.

– Рассматривание схем способов ухода.

– Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.

Мною отмечено, что при проведении занятия "Мой любимый цветок" дети с удовольствием рассказывали, какие цветы есть у них, как они ухаживают за любимыми цветами.

Все дети были активны, всем хотелось рассказать свою историю о своем цветке.

Дети рассказывали сказочному персонажу о своих комнатных растениях, о красивом цветущем растении – фиалке.

Была проведена игра "Кому что нужно?". Детям предлагались карточки, необходимо было выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло).

Так же использовалась исследовательско – поисковая деятельность. Нужно было определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяли, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т. п.

Игра "Как выросла фиалка". Дети на мольберте выкладывали последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок).

Я считаю, что мы достигли цели занятия, справились с заданиями все дети, небольшие трудности возникли в последнем задании, где детям было предложено выложить карточки с этапами роста фиалки.

После проведенных занятий я провела диагностику уровня знаний детей по теме "Растения". Мною отмечено, что дети отвечали уже более уверенно, были более активны при выборе ответа, рассуждали о возможности тех или иных вариантов.

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень знаний показали 35% дошкольников (в констатирующем эксперименте – 15%), средний уровень – 60% (в констатирующем эксперименте – 55%), низкий уровень показал только 1 ребенок – 5% (в констатирующем эксперименте – 30%).

Это позволяет сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий достаточно эффективен, задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.

По результатам диагностик констатирующего и контрольного этапов можно сделать вывод, что проведенная работа дала положительный результат.

Анализ результатов диагностики показывает, что при проведении нами работы уровень знаний детей повысился. Это позволяет сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс мероприятий достаточно эффективен.

Решение проблемы формирования экологических знаний и навыков у детей дошкольного возраста с использованием зоны природы в ДОУ невозможно без творческого подхода педагогов и родителей.

Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.

Постоянное наблюдение за объектами живой природы невозможно без организации зоны природы в ДОУ.