Повышение эффективности предпринимательской деятельности организации

Повышение эффективности предпринимательской деятельности организации.

Статьи по теме
Искать по теме

Сущность, цели и задачи предпринимательской деятельности

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. В России первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений. Постепенно в науке стало отпочковываться особая область познания – теория предпринимательства. Основоположником теории предпринимательства считается Р. Кантильон. В дальнейшем теория предпринимательства получила свое развитие в трудах К.Бодо, А.Смита, Д. Риккардо, К. Маркса и других ученых – экономистов. В работах этих ученых уделялось большое внимание на повышение предпринимательской деятельности. Основными, из которых признаны:

- ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы – факторы производства. К ним относятся, прежде всего естественные ресурсы – земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы – машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов – это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п. За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса – предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства – земли, капитала, труда, способствует росту производства товаров и услуг и повышению эффективности предпринимательской деятельности.

- организаторская. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода.

- творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники [16. C. 74].

Предпринимательство характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью действий процедур, выполняемых предпринимателем.

В осуществлении бизнеса участвуют три ведущих действующих лица: непосредственно предприниматель, те, кто снабжает его ресурсами предпринимательской деятельности в виде факторов предпринимательства, собственники этих факторов, лица, приобретающие продукт предпринимательства в виде товаров и услуг, то есть покупатели (рис. 1).

Повышение эффективности предпринимательской деятельности организации

Рисунок 1- Принципиальная схема предпринимательства

Общая схема предпринимательства выглядит следующим образом. Предприниматель приобретает за имеющиеся у него или привлекаемые, например, в кредит деньги Mf необходимые ему для осуществления предпринимательских процессов средства, факторы F в виде природных и трудовых ресурсов, средств производства. Затем эти ресурсы преобразуются в товары и услуги С, которые необходимы потребителям. Продукция предпринимательской деятельности G продается покупателям, а предприниматель в итоге получает денежную выручку М куда входит и его прибыль. Предприниматель прилагает значительные усилия, чтобы эта прибыль была получена, то есть, чтобы сумма вырученных от продажи товаров денег М была больше денежных затрат Mf. Это базовое условие прибыльности, успешности бизнеса.

Логическая формула схемы предпринимательства представляется в виде цепочки:

Mf-> F – G -> Mg. (1)

где, Mf – кредитные деньги

F – факторы производства

G – продукция

Mg – денежная выручка

Для точности картины, учитывая расходы ресурсов, необходимо помнить о налогах и вынужденных платежах, которые следует вносить в государственную) казну. Эти затраты надо приплюсовать к М, хотя они и не связаны непосредственно с приобретением факторов предпринимательства. Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование "бесплатными" природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги – это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом [20. C. 94].

Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый в качестве товара, разнообразен. Это все, в чем нуждается покупатель и что может предложить ему предприниматель: жилье, постройки, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, ценные бумаги, бытовые услуги, строительные и другие работы, то есть все то, на что есть спрос, за что потребители готовы платить.

Таким образом, реализуя свои функции, предпринимательство создает экономические блага для удовлетворения личных интересов и общественных потребностей.

Анализ предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной системой хозяйствования показывает, что существует две модели предпринимательства (эти модели классифицируются по объекту приложения предпринимательской инициативы):

- классическое предпринимательство;

- инновационное предпринимательство. [27. C. 173].

Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние факторы (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции. Выше перечисленные виды предпринимательства могут быть отнесены к данной модели.

Инновационное предпринимательство – модель предпринимательской деятельности, связанная с такой важной функцией в деятельности предпринимателя, как новаторство. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продуктов, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики (труда, земли и капитала), путем нового их сочетания. Таким образом, новаторская функция становится основополагающей. Предприниматель отвечает требованиям времени, которые кратко можно выразить следующим:

- ускорение темпов научно-технического прогресса;

- сменяемость моделей (2 – 3 года);

- готовность удовлетворить будущие запросы потребителя уже сегодня;

- тесный контакт с потребителями для внедрения и распространения новшеств (продуктов, услуг, технологии, новой организации производства или труда).

Анализ приведенных определений показывает, что в них присутствуют как бы два момента: во-первых, это новая идея, продукт, услуга, во-вторых, это внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама производственная система, она переходит в новое качественное состояние.

Сущность и содержание внутренней среды организации

Внутренняя среда – это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных. Если предприниматель представляет фирму, то все факторы, непосредственно определяющие ее, и будут внутренней средой. Фирма воспринимается предпринимателем как системная структура. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы.

Такое понимание фирмы дает возможность определить управление ею, как деятельность по воздействию на одну или несколько переменных и подстройку под это других переменных. Четкое представление о внутренних переменных – важный элемент деятельности предпринимателя.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто "данное", что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Организация, по определению, это по крайней мере 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50 процентов предопределяют успешность решения.

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

- ее максимизацию;

- получение "удовлетворительной" прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается "удовлетворительной", если будет учитываться степень риска;

- минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

- удовлетворение потребителя или пользователя услуг;

- позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;

- условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;

- публичная ответственность и имидж организации;

- техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

- минимизация издержек производства.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1 процента от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20 процентов в следующем году. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих, отношение к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих функциональные различные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управления (рис. 2).

Повышение эффективности предпринимательской деятельности организации

Рисунок 2 – Высокая и плоская структура управления

Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни "высота" структуры не показатель величины самой организации.

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда. Руководители всегда должны, ставить перед собой вопрос: каковы, их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Два важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или даже дней. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере переходя управленческой работы от низшего уровня к высшему.

Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.

Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность предприятия, требует тщательного изучения и классификации.

Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого положения люди для менеджера являются "предметом номер один". Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий

Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент, осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.

Принципы, подходы и методы к оценке эффективности предпринимательской деятельности

Для поиска лучших предпринимательских решений в системе предпринимательства наряду с имитационными и экспертными моделями применяются оптимизационные модели. Процесс, при котором осуществляется выбор варианта (в данном случае – совокупность решений и мероприятий в области предпринимательства), лучшего из всех возможных, называется процессом оптимизации, а сам такой выбор – условием оптимальности.

Принцип оптимизации решений весьма распространен в теориях управления, планирования, прогнозирования, планово-проектной, производственной, коммерческой деятельности. Однако его использование имеет обычно упрощенную (усеченную) форму и связано с выбором лучшего из имеющихся вариантов.

Выбор такого рода не имеет полного соответствия условию оптимальности. Он отвечает так называемому условию рациональности, когда круг рассматриваемых вариантов ограничен и наилучший вариант может оказаться за его пределами.

Между имитационными и оптимизационными моделями нет четких разграничений: все они имеют целью выбор наилучшего (оптимального) из всех возможных вариантов. Различие проявляется лишь в методах их построения (имитационные модели предусматривают воспроизведение течения процесса, оптимизационные – использование аналитических методов).

Сам процесс оптимизации воспринимается при этом как свойство, присущее всем проблемно-ориентированным моделям, являющееся залогом их осуществимости. Оптимизация, в этом смысле, представляется базовым элементом проблемно – ориентированного, осуществимого моделирования, основным его содержанием. Именно оптимизация придает процессу моделирования целеустремленную и реализационную форму. Именно она обуславливает его способность к решению основной задачи – определения реальных путей достижения целей, стоящих перед системным образованием.

При моделировании предпринимательской деятельности свойство оптимизации особенно важно. Собственно, выбор оптимальной модели предпринимательства – это наиболее характерный пример его проявления, когда условие оптимальности позволяет реализовать комплексный подход к изучению разнонаправленных процессов и явлений, разнокачественных факторов и характеристик, обеспечить взвешенную, полностью согласованную их оценку.

Свойство оптимальности проявляется в вариантности процесса моделирования. Вариантность (вариантный метод, вариантный подход) есть процесс разработки предварительных проектов модели, по которым принимают решения соответствующие распорядители. Иными словами, вариантный метод – это подготовка проекта модели в неоднозначном исполнении, показывающего многообразие решений в поисках оптимума и обеспечивающего возможность выбора одного из вариантов.

Возможность выбора абсолютно необходима для оценки принципиальных решений. Предложения, оказавшиеся в основе управленческого решения, должны всегда содержать ряд вариантов – различных направлений действия для достижения поставленной цели, среди которых распорядитель, принимающий решение, может выбирать. "Безальтернативное предложение фактически является не продуманной рекомендацией, а ультиматумом".

В отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем эффективность. Ему посвящено множество научных трудов и исследований. Даны общие и множество частных трактовок этого понятия, рассмотрены основы его формирования и предложены различные методы измерения. Иногда этому понятию придавался и типично лозунговый характер.

Дискуссии в этом направлении не прекратились и с началом кардинальных экономических преобразований, когда на первый план были выдвинуты иные, казалось бы более актуальные вопросы.

В общем представлении эффективность (в переводе с латинского – действенный, производительный, дающий результат) характеризует развитые системы, процессы, явления.

Эффективность выступает как индикатор развития. Она же – его важнейший стимул. Стремясь повысить эффективность конкретного вида предпринимательской деятельности и их совокупности, мы определяем конкретные меры, способствующие процессу развития и отсекаем те из них, что ведут к регрессу.

Эффективность, в этом смысле, всегда связана с практикой. Она становится целевым ориентиром управленческой деятельности, направляет эту деятельность в русло обоснованности, необходимости, оправданности и достаточности.

Эффективность – качественная категория. Связанная с интенсивностью развития предпринимательства (динамической качественной категорией), она отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех его элементах, и исключает механистические подходы.

Столь широкое трактование эффективности не противоречит узконаправленному ее пониманию. Широко известные показатели эффективности предпринимательской деятельности производства: его результативность, интенсивность функционирования системы, степень достижения цели и уровень организованности системы и т. д. Это свидетельствует о многогранности категории эффективности с одной стороны, и с другой – сложности ее представления в показателях и измерителях.

Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательства рассмотрим взаимоотношения между двумя важнейшими экономическими категориями – эффект и эффективность.

Очевидна единая направленность этих категорий. И эффект, и эффективность отражают рост и развитие экономического объекта, то есть его способность к прогрессивным количественным изменениям, отраженным в объемных показателях, и к прогрессивным качественным изменениям, дополняющим количественные и связанным, как правило, со структурной динамикой объекта. Причем наиболее сильна взаимосвязь этих категорий с понятием развития с присущими ему качественными изменениями, так как именно с их помощью чаще всего достигается желаемый результат, тогда как экономический рост может быть вызван увеличением ресурсов, и, в принципе, не отражает необходимости использования интенсивных факторов.

Вместе с тем между категориями "эффект" и "эффективность" наблюдаются существенные различия. Эффект является отражением результата деятельности, то есть, того состояния, к которому стремится экономический объект. Понятия "эффект" и "результат" можно воспринимать как тождественные и использовать как ориентир при построении конкретной управленческой системы. Такое управление, получившее в международной практике наименование "управление по результатам", направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает изменение качественных характеристик.

Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но рассматривает условия, при которых он достигнут. Эффективность определяется соотношением результата (эффекта) и затрат, обуславливающих этот результат. Эффективность, поэтому, есть сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее возможность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения. Эффект, таким образом, представляет собой один из компонентов, соотносимых между собой в процессе решения задач оптимизации.

Эффективность предпринимательской деятельности выражается с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат.

Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется.

С формальных позиций нет противоречий между использованием того или другого метода расчета. Однако с содержательной точки зрения между ними можно заметить существенные различия. Эти отличия проявляются в процессе моделирования деятельности, то есть предвидения будущих процессов, событий, явлений. Модель предпринимательства, как любая проблемно-ориентированная модель, всегда обращена в сторону определенного желаемого результата и строится, исходя из стремления его достигнуть. Ее конечная цель – достижение определенного результата. Однако если оперировать отношением показателей затрат к результату, можно столкнуться с ситуацией, когда прироста результата не произойдет, хотя затраты на его достижение на том же уровне будут снижены. Это обстоятельство может рассматриваться как следствие качественных изменений, происходящих в структуре экономического объекта, а в процессе их оценки будет зафиксировано повышение эффективности деятельности объекта.

Такое изменение объекта, в принципе, соответствует прогрессивным тенденциям, но признать его полностью исчерпывающим для решения поставленных задач вряд ли возможно. Важна комплексная ориентация на рост и развитие предпринимательской деятельности, сочетающая необходимость увеличения как объемных, так и качественных показателей.

В практической деятельности используется показатель эффективности, базирующийся на отношении результата и затрат, как более полно отражающий целевую ориентацию исследуемого объекта, при этом не исключается принципиальная возможность использования обратного соотношения, способного давать итоговые характеристики динамики объекта, но не позволяющего наглядно представить "вектор" наиболее существенных процессов.

Предпринимательская деятельность ООО "ЮгПром", стремится наращивать свои конкурентные преимущества и, обеспечивая их с помощью устойчивости своих рыночных позиций, используя в качестве целевых ориентиров, широкую совокупность результирующих показателей: прирост объема продаж и прибыли, овладение большим целевым сегментом, приспособление характеристик производимого товара к потребностям потребителей целевого рынка. Такие ориентиры, для предприятия наиболее экономичны, способы их достижения, требуют полного и наглядного отражения при обосновании оценочных критериев, адекватных поставленным задачам и способам их решения.

Поскольку результат деятельности всегда связан с ее целью, то стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния определяет ее целенаправленное поведение. Это состояние и есть цель объекта.

Трактовка цели предполагает ее объективную обусловленность. Она проявляется в четкой определенности, в направленности развития, вызванной объективными материальными причинами. Объективность цели проявляется и в том, что она "переходит" в объект в процессе предметной целесообразной деятельности человека.

Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует, то деятельность является нерациональной.

Совпадение результата и цели особенно важно с позиции выбора наиболее успешных решений. Такое совпадение свидетельствует о том, что выбранные условия соответствуют "стандартам рациональности", а анализ ситуации достаточно полный и обоснованный. Более точно определить значение таких понятий, как "успешная деятельность", "деятельность, соответствующая принципам рациональности" помогает понятие эффективности, как отражающее возможность получения результата (или уже полученный результат) при определенных условиях осуществления деятельности.

Это обстоятельство помогает выделить основной принцип измерения эффективности – принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности. Распространяя этот принцип на систему предпринимательства и ее специфичную область – строительство, важно подчеркнуть необходимость такого построения методической базы для оценки эффективности предпринимательских решений, когда моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания. Предпринимательству, базирующемуся на современной маркетинговой концепции, всегда присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности.

Предпринимательская деятельность, как известно, агрегирует в себе три аспекта: производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом разумеется, ставятся задачи поиска единонаправленных целей, или, в крайнем случае, установления разумного компромисса.

Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой стратегии (рис.3)

Повышение эффективности предпринимательской деятельности организации

Рисунок 3– Схема взаимодействия цели и конечного результата деятельности

Такой подход обуславливает второй принцип оценки эффективности предпринимательства – доступность использования нескольких критериев оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости использования критериев, а не об их необходимости. Совокупность критериев используется в тех случаях, когда нет возможности для применения единых или обобщенных оценок. Процесс установления целей осуществляется в рамках разработки стратегии маркетинга и функционирования системы предпринимательства. Стратегия представляет собой обоснованную программу действий, ориентированную на достижение определенной цели. Отличительная черта стратегии – наличие цели. Ее присутствие позволяет трактовать стратегию как совокупность концептуальных положений, изложенных в приемлемой для практики форме. Цели, а значит и конечные результаты, требующие отражения в показателе эффективности, бывают двух видов: качественные и количественные. В зависимости от применяемой стратегии и внешних условий могут выдвигаться как количественные, так и качественные цели.

Однако в системе предпринимательства к процессу целеполагания предъявляются особые требования. Они обусловлены интеграцией целеполагания в единый планово-управленческий цикл. В этом цикле целевые установки составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями. Они же закладываются в основу контроля полученных результатов, где осуществляется процедура сравнения целей и результатов. На этапе контроля количественные оценки дают более точные и обоснованные результаты. Качественные оценки также пригодны, в принципе, для проведения процедур контроля, но позволяют получать менее точные и надежные результаты. Безусловно, любые качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью баллов или индексов. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, которую можно сократить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить. Поэтому при оценке эффективности предпринимательства следует отдавать предпочтение количественным оценкам, используя их как для характеристики цели, так и для характеристики результата.

Концепция маркетинга предполагает к использованию различные виды стратегий (а вместе с ними и цепочку "цели – результаты"). Наибольшее распространение получили так называемые наступательные стратегии. Среди целей, присущих наступательным стратегиям, можно выделить: увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении), овладение определенным сегментом рынка, занятие определенного положения в конкурентной среде, прирост объема производства и производительности тру да, достижение количественно выраженного социального эффекта.(см. таблицу 1)

Таблица 1– Зависимость показателя результата предпринимательской деятельности

Стратегия предпринимательства

Цели выдвигаемые в рамках стратегии

Наименование показателя результата

Внедрение на рынок сбыта

Овладение определенной долей рынка

Занимаемая доля рынка

Вывод нового товара

Овладение определенной долей рынка

Занимаемая доля рынка

Усиление рыночной активности

Овладение определенной долей рынка

Занимаемая доля рынка

Повышение конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность

продукции

Увелечение прибыли

Прибыль

Укрепление конкурентной позиции

Повышение конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность

продукции

Расширение производства

Увелечение прибыли

Прибыль

Углубленное проникновение на рынок

Диверсификация продукции

Занимаемая доля рынка

Конкурентоспособность

продукции

Для того чтобы выделить основные из них с точки зрения специфики и задач развития предпринимательства, необходимо обратиться к некоторым особенностям развития рыночной среды, которая представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему, где субъекты реализуют свои взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенную долю рынка (сегмент). Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций бизнес – субъекта, то есть характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе. В условиях стратегической устойчивости появляются дополнительные возможности для реализации всего круга задач, установленных в рамках маркетинговой концепции и способствующих увеличению прибыльности и доходности предпринимательской деятельности. Таким образом, целевые приоритеты ориентируются в сторону необходимости управления рынком, с помощью которого бизнес – субъект укрепляет свои рыночные позиции и получает дополнительные возможности для повышения совокупного результата своей деятельности в течение периода, обусловленного стратегией.

Третий принцип оценки эффективности предпринимательства – в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя, реализуя принципы маркетинга как рыночной концепции управления. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, характерному для маркетинговой концепции, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

Четвертым принципом оценки эффективности предпринимательской деятельности является ее взаимосвязь с жизненным циклом продукции.

На стадии разработки и внедрения продукта, как известно, прибыль не образуется (она появляется лишь в конце стадии внедрения). Прибыль имеет при этом мотивационный характер, то есть формирующий мотивы, в силу которых решаются задачи по сокращению длительности этих стадий, по повышению качества разрабатываемого и внедряемого продукта, обеспечению его соответствия потребностям целевого сегмента, а также сокращению затрат на исследование продукта, его апробацию, подготовку рынка и внедрению в рыночную среду. В силу этого обстоятельства, для оценки эффективности предпринимательства на этих стадиях требуются специфические показатели, ориентированные на стратегические задачи, охватывающие весь планируемый жизненный цикл продукции, начиная от формирования идеи и заканчивая снятием продукции с производства.

На стадии роста, когда появляются реальные доказательства соответствия товара требованиям целевого сегмента, целесообразно использование показателя прибыли, что обусловлено логикой жизненного цикла товара. Вместе с тем, на этой стадии необходимо решать задачи по увеличению рыночной доли и завоеванию новых рынков или сегментов, так как увеличение темпов роста объема продаж и прибыли свидетельствует о достаточно высоком и широком рыночном признании. Оценка степени достижения этих целей, инновационных по сути, имеет в своей основе стратегические соображения и смыкается с задачей более полного овладения рынком. Поэтому на стадии роста возможно сочетание нескольких методов и показателей оценки эффективности, охватывающих самостоятельные направления предпринимательской деятельности.

На стадии зрелости в системе оценочных показателей очевидно доминирует показатель прибыли. Являясь индикатором стадийных изменений в жизненном цикле продукции, он отражает саму суть стадии зрелости – стабилизацию роста прибыли, детерминируемую такими факторами, как признание продукта потребителем, сокращение себестоимости продукции, работ, услуг, вследствие совершенствования производственного цикла, потенциальный характер конкуренции. Однако в конце стадии, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения показателя прибыли, становятся актуальными задачи обновления ассортиментного ряда продукции и разработки новых продуктов (работ, услуг). При этом возрастает значение стратегических задач – поиск новых идей, их разработка, испытание, продвижение на строительный рынок и т. д., а оценка эффективности вновь тяготеет к использованию показателей рыночной устойчивости предприятия.

На стадии спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей: быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий, с учетом возможности возобновления спроса на продукцию. Результат предпринимательской деятельности на этой стадии может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению. В случае использования стратегии быстрого ухода с рынка необходимо анализировать результаты деятельности по другим компонентам ассортиментного ряда, определяющим совокупный результат деятельности фирмы. При ориентации на возможное возобновление спроса показатель прибыли дополняется аналитическими характеристиками в отношении степени вероятности возобновления спроса, риска, обусловленного его неопределенностью и прогнозируемой длительностью периода, предшествующего новому "всплеску" спроса.

Для измерения показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы. Показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение между емкостными показателями, характеризующими деятельность исследуемого предприятия и его основных конкурентов.

При формировании совокупности маркетинговых затрат необходимо учесть затраты:

- на маркетинговые исследования;

- на разработку инновационных решений;

- на подготовку рынка;

- на организацию маркетинговой деятельности;

- на разработку комплексного плана маркетинга;

- на установление, укрепление и эффективное использование коммуникативных связей;

- на организацию и стимулирование сбыта;

- на рекламу и коммерческую пропаганду;

- на проведение мероприятий по укреплению имиджа.

Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской деятельности. Они агрегированы многими факторами и могут, по сути, называться обобщающими. Однако предпринимательство, как было отмечено выше, включает в себя ряд относительно самостоятельных видов деятельности: производственную, финансовую, коммерческую, коммуникативную, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на конечные результаты и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность функционирования всей предпринимательской системы. Каждая из видов деятельности образует собственные результаты, на базе которых могут быть исчислены соответствующие показатели, отражающие эффективность предпринимательской деятельности в организации.

Эти показатели не могут претендовать на роль обобщающих характеристик, так как касаются лишь отдельных элементов единого целого, но могут с успехом использоваться в качестве дополнительных составляющих.

Для производственной подсистемы могут быть предложены следующие дополнительные показатели:

- эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи;

- производительность труда;

- рентабельность;

- показатель эффективности производственных связей;

- система показателей, отражающих эффективность управления производством;

- показатель эффективности управления кадрами;

- система показателей, характеризующих эффективность использования производственной и маркетинговой информации и другие.

Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с помощью относительных показателей, составляющих объем реализации продукции и затрат на организацию ее сбыта и продвижению на рынок, а также показателей, характеризующих согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость элементов сбытовой сети, к ним относятся:

- показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;

- система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью;

- показатель надежности выбора посредников;

- система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации;

- показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга;

- длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта);

- показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.

Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы может быть использована совокупность важнейших показателей и параметров, представляемых в финансовых отчетах предприятия. Характеризуя финансовые результаты деятельности, можно использовать, например:

- доходы от основной деятельности;

- себестоимость реализованной продукции;

- чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний;

- чистый налог до налогообложения и др.

Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности. Говоря об эффективности коммуникативной подсистемы, необходимо подчеркнуть, что под ней понимается в данном случае не вся система рыночных коммуникаций (эффективность использования различных коммуникативных связей оценивается в разных подсистемах), но коммуникации между производителем и потребителем. В этой подсистеме могут быть использованы следующие дополнительные показатели эффективности:

- эффективность рекламной деятельности (экономическая и социально-психологическая);

- эффективность стимулирования сбыта;

- система показателей, характеризующих работу выставок и ярмарок;

- эффективность использования различных средств рекламного воздействия;

- эффективность изучения мотиваций;

- система показателей, отражающих информационные составляющие;

- эффективность использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и его продукции.

Особого внимания заслуживает показатель имиджа предприятия. Он может быть использован в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но в ряде случаев и применительно по всей системе предпринимательства. Например, если бизнес-субъект ориентируется на концепцию социально-экономического маркетинга и предлагает осуществлять свою деятельность в длительной перспективе, он может выстраивать целевые установки, исходя из необходимости укрепления доверия потребителей, приобретения необходимого социального статуса и общественного признания. В этом случае оценка результата его деятельности может производиться с помощью характеристик, отражающих его имидж. Недостатком такой оценки является неизбежная условность результирующих показателей – баллов, индексов, полученных с помощью экспертного метода. Но она может быть снижена за счет полного использования норм и правил, присущих экспертному моделированию.

Предлагаемый подход позволяет решить широкий ряд практически значимых задач, например:

- выбирать оптимальные стратегические ориентиры;

- обосновать цели и задачи предпринимательства;

- прогнозировать результаты деятельности;

- анализировать рыночные возможности предприятия и характеризовать его позиции в конкурентной среде;

- сочетать результирующие характеристики, реализуя принципы взаимодополняемости целевых характеристик;

- использовать принцип стратегической гибкости и адаптивности производственных систем.

К ним относятся: инвесторы, заказчики, подрядчики, проектно-изыскательские организации, научно-исследовательские институты, предприятия промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, предприятия (заводы) – изготовители технологического, энергетического и др. оборудования, население.

3. Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность лиц, зарегистрированных в установленном порядке, направленную на систематическое получение прибыли, от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, осуществляемых на свой риск.

Предпринимательской деятельности содержит два одинаково важных и взаимосвязанных аспекта: внешний (удовлетворение потребностей потребителей) и внутренний (получение прибыли). Актуальность использования ресурсов на предприятии обусловлена рядом факторов, среди них: необходимость расширения предпринимательской деятельности, путем развития производства в регионах с достаточно низким уровнем цен на материальные и трудовые ресурсы; распределение территориальных рисков дела.

Современный экономический менталитет давно перешагнул за пределы традиционных представлений о системе предпринимательства, интерпретирующих предпринимательскую деятельность как прямую функцию реализации собственности, ее основную производственную функцию: действия, направленные на возрастание капитала и присвоение прибыли или инициативную деятельность граждан в сфере производства товаров и услуг с целью получения максимально возможной прибыли. Появились и получили развитие новые представления, в которых предпринимательство рассматривается как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях и спросе конечных потребителей и удовлетворения спроса путем организации инновационного процесса производства и распределения продуктов, обеспечивающих максимум производительности в каждой стадии непрерывного воспроизводственного цикла. В такой трактовке делается акцент не на максимизацию прибыли, а на потребителя – носителя спроса, на присущих ему потребностях, удовлетворение которых, благодаря высокому уровню организации предпринимательства, обуславливает возможность повышения экономических результатов хозяйственной деятельности.

Таким образом, концепция предпринимательства тяготеет к маркетинговой трактовке, решающей основные задачи, стоящие перед предпринимательской единицей, с помощью управления динамичными естественно-рыночными процессами. При этом, поиск путей повышения эффективности предпринимательской деятельности увязывается с возможностями, предоставляемыми современным маркетинговым подходом.

Сервисные услуги следует отличать от услуг, предоставляемых непроизводственной сферой. Услуга непроизводственной сферы представляет собой особый вид товара и формируется в рамках определенного цикла, который может рассматриваться как производственный. Следует иметь в виду, что и при оказании материальных, духовных услуг всегда имеются элементы производства и воспроизводства. Сервисные услуги являются, по существу, продолжением производственного цикла, с помощью которого обслуживается процесс потребления уже произведенного продукта. Сервисное производство выступает как дополнительный элемент, который при определенных условиях может доминировать в цепочке "производство – потребление".

В народном хозяйстве развитие сервисного производства также может составить основу для наиболее эффективных предпринимательских решений.

Оказывая услуги по эксплуатации машин или оборудования, предприятие формирует качественно иной продукт, который не просто предназначен для удовлетворения потребностей в продукции, но обеспечивает весь процесс удовлетворения этой потребности. Дополнительные качества этой продукции будут оцениваться потребителем в ходе ее продвижения на рынок и могут сформировать устойчивые потребительские предпочтения.

Предприятие может использовать услуги по техническому обслуживанию, эксплуатации, текущему и выборочному капитальному ремонту в качестве самостоятельных компонентов ассортиментного ряда. При этом создаются условия для реализации преимуществ стратегии дифференциации и диверсификации продукции с помощью более глубокого проникновения на рынок.

Поиск резервов повышения эффективности предпринимательства может быть обращено в сторону современного направления, реализуемого в рамках концепции и получившего название benchmarking (бенчмаркинг). Бенчмаркинг, называемый в некоторых научных школах (например, во французской) "бенчмаркетинг", представляется "как способ оценки стратегий и целей работы с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное положение на рынке". C его помощью реализуется функция по всестороннему обоснованию стратегии предпринимательства с учетом опыта партнеров и конкурентов, добившихся наибольших успехов на отраслевом, межотраслевом национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг находится в тесной зависимости от процесса формирования эффективности предпринимательской деятельности. Имея целью обеспечение конкурентоспособности и создания предпосылок для оценки результатов предпринимательства, он создает своеобразную аналоговую базу, которая может быть использована как эталонный объект углубленного предметного исследования.

При обосновании наиболее эффективных предпринимательских стратегий, используя принципы бенчмаркинга, исследуются следующие аспекты:

- структура конкурентной среды и соотношения результатов деятельности главных конкурентов;

- негативные стороны деятельности предприятия и причины, обуславливающие отставание от конкурентов;

- возможные направления совершенствования деятельности предприятия с целью полной или хотя бы частичной компенсации негативных факторов;

- способы внедрения передовых стратегий, используемых лидерами производственно-рыночной среды.

Бенчмаркинг близок по содержанию к понятию маркетинговой разведки, используемой для анализа неочевидных, скрытых от глаз наблюдателя, рыночных процессов и явлений. Различия заключаются, в первую очередь, в используемых методах и приемах. Особенность бенчмаркинга состоит в его попытках собрать конфиденциальную и полуконфиденциальную информацию о деятельности различных субъектов рыночной среды. Данные такого рода позволяют получить более широкое представление о характере деятельности лидеров конкурентной среды и причинах их успеха. Не касаясь этических аспектов проблемы, важно подчеркнуть возможности получения с помощью бенчмаркинга наиболее полных аналитических данных, их агрегирование, обобщение и использование в процессе построения модели эффективного предпринимательства.

В форме сравнительного анализа, то есть по методу бенчмаркинга, затрагивают не только производственные и коммерческие, но и психологические аспекты. С его помощью на предприятии возможно создать особый психологический климат, когда весь штат сотрудников будет стараться следовать лучшим примерам. Бенчмаркинг обогащает культуру предпринимательской деятельности такими ценностями, как способность к саморазвитию, повышению профессионально-квалификационного уровня, общей культуры, решая задачи эффективного использования и воспроизводства собственного потенциала фирмы. Следует отметить, что применение бенчмаркинга наиболее целесообразно для малого и среднего предпринимательства, ибо изучая опыт производственной, маркетинговой, коммерческой, финансовой деятельности, управленческие решения, применяемые лидерами конкурентной среды, малые средние предприятия получают возможность исследования и адаптации этих решений к собственным задачам и условиям. При этом усиливается действие коммуникативных факторов, так как в процессе бенчмаркинга удается создать устойчивые коммуникативные связи между группой малых предприятий и крупных, которые могут быть использованы и в других направлениях предпринимательской деятельности.

Поиски путей повышения эффективности предпринимательской деятельности ООО "ЮгПром", могут быть обращены в сторону совершенствования управленческих функций. Следует отметить, что центр тяжести управленческих решений приходится на менеджеров среднего звена, где аккумулируется оперативная информация. Близость к высшему руководству позволяет им легко ориентироваться в целях и задачах предприятия. При этом особенно важным является подбор менеджеров среднего звена и делегирования им достаточного объема полномочий для полноценной работы. В мировой практике сложилась устойчивая тенденция к децентрализации маркетинговых функций при более централизованной инвестиционной, финансовой, производственной и технической политике, например, в строительной отрасли, где разграничение этапов строительства и видов работ определяет целесообразность децентрализации управления отдельными видами работ, вплоть до выделения специализированных производственных подразделений в самостоятельные предпринимательские структуры. В результате чего можно достичь заинтересованности работников выделенных малых и средних предприятий в результатах труда и экономии материалов. Здесь же возможно разделение функций и выделение отдельных видов действий в центры ответственности. Таким центром ответственности, в частности, может быть центр управления затратами предприятия.

Система контроля эффективности предпринимательства строится в соответствии с особенностями целевой ориентации предприятия и используемых результирующих показателей и характеристик. Назначением контроля является:

- оценка достигнутых результатов предпринимательской деятельности;

- оценка структурных результатов деятельности (производственной, коммерческой, финансовой, коммуникативной);

- оценка ситуационного управления, его способности адекватно реагировать на изменения внешней среды;

- оценка конкретного вклада управленческого персонала и сотрудников малого предприятия в обеспечение конечного результата;

- формирование обратной связи в целях информирования и поощрения персонала;

- выявление и оценка факторов, препятствующих достижению планируемых результатов.

Контроль эффективности представляет собой достаточно сложную, интегрированную деятельность, имеющую разветвленную внутреннюю структуру. Структура системы контроля включает два компонента – горизонтальную и вертикальную структуру.

Вертикальная структура охватывает последовательность процедур контроля, соответствующую единой логике планово – управленческого цикла. Выделяется стратегический контроль, оценивающий стратегические альтернативы или обоснованные решения; тактический контроль, анализирующий эффективность принятия тактических решений, и оперативный контроль.

- Стратегический контроль направлен на оценку степени достижения основной (генеральной) цели предпринимательской единицы, а также стратегических целей, ставящихся в рамках товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политик. Он охватывает достаточно длительный промежуток времени (5, 10, 15 лет) и является основным видом контроля итоговых результатов предпринимательства.

- Тактический контроль оценивает эффективность мероприятий, проводимых в течение непродолжительного отрезка времени (как правило 1-1.5 года) и может рассматриваться как контроль промежуточных результатов процесса реализации стратегии.

Этот вид контроля особенно подходит для предпринимательства ООО "ЮгПром", так как направлен, характер и результаты деятельности предприятия в значительной степени подвержены влиянию изменений рыночной конъюнктуры, неизбежных на занимаемых ими сегментах. Цель тактического контроля – своевременная реакция на изменение конъюнктурных условий, особенно на появление лимитирующих и ограничивающих факторов.

Оперативный контроль призван оценивать промежуточные результаты деятельности в течение очень коротких промежутков времени. Оперативный контроль есть, по существу, постоянный контроль, который можно характеризовать как мониторинг промежуточных результатов.

Горизонтальная структура системы контроля включает структурно-функциональные результаты предпринимательской деятельности. Она предусматривает оценку результативности в производственной, коммерческой, финансовой и коммуникативной сферах, образующих единую систему предпринимательства. В рамках горизонтального контроля рассматриваются дополнительные показатели эффективности, которые не позволяют охарактеризовать совокупную деятельность предпринимательской единицы, но показывают возможность контроля и поиска своевременных мер воздействия на отдельные структурные элементы с целью достижения единого результата.

Являясь неотъемлемой частью процесса управления организацией, контроль выполняет две функции:

– Первая – достаточно пассивная, она предусматривает простую фиксацию величин достигнутых показателей и характеризует степень их отклонения от запланированных в ту или иную сторону.

– Вторая функция связана с активной деятельностью по анализу причин возникновения таких отклонений и разработке мероприятий по преодолению негативных тенденций или использованию благоприятных внешних факторов. Эта функция не ограничивается поверхностными объяснениями, но требует углубленных аналитических действий, раскрывающих закономерности течения конкретных рыночных процессов и прогнозных разработок. В основу реализации этой функции закладываются данные фиксации результирующих показателей.

Анализ причин, обусловивших появление тех или иных результатов, имеет целью выявление и оценку будущих направлений развития по сравнению с исходным уровнем. Его результатом является система выводов, создающих основу планирования и прогнозирования деятельности малого предприятия. Обоснованность принимаемых решений зависит от полноты итоговых выводов, качества и уровня проводимого анализа. Для повышения степени обоснованности решений важно классифицировать выводы по их временному влиянию и степени значимости. При этом важно рассматривать каждый из полученных результатов и совокупный, интегрированный результат.

В процессе контроля следует использовать определенную совокупность оценочных показателей, выстроенную в соответствии с задачами контроля, обусловленными их положением в структуре контрольных процедур (горизонтальной и вертикальной). Например, на стратегическом уровне, когда оценивается результативность деятельности в длительном периоде и формируются предпринимательские решения на будущий период, могут быть использованы следующие показатели:

- степень достижения планируемых результатов;

- степень использования ситуационных факторов;

- эффективность методов и техники управления;

- эффективность стиля управления и внутренних коммуникаций и другие.

Обобщая вышеизложенное, важно подчеркнуть, что контроль эффективности предпринимательской деятельности имеет в своей основе результирующие показатели и характеристики, соответствующие целям предпринимательства. Он является итоговым звеном в последовательных действиях по постановке целей, разработке и реализации мероприятий, направленных на их достижение, по контролю полученных результатов, по обоснованию выводов и рекомендации на перспективу. Контроль достигает успеха в том случае, когда его результаты вызывают адекватную реакцию со стороны действующих управленческих структур.

Внедрение функций контроля в процесс управления предпринимательством позволит повысить уровень обоснованности принимаемых решений, обеспечивая их соответствие динамичным условиям внешней и внутренней маркетинговой среды.

Повышение инновационной эффективности предпринимательской деятельности

Инновация – это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация – это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее – в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты – не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Благодаря данным внедрениям, на предприятие будут развиваться новые технологии, будет совершенствоваться работа цехов, появится усовершенствованное оборудование.

1. Инновационная стратегии предприятия. Инновационной стратегией предприятия является развитие предприятия, достижение максимального эффекта, который будет выражать в максимизации прибыли, улучшении всех финансово-экономических показателей компании. Данный этап можно рассматривать как конкретное направление повышения уровня развития предприятия.

2. Вероятность технического успеха. Предполагается использовать широко распространенные технические средства, системы, оборудование. Таким образом, с технической стороны успех гарантирован.

3. Стоимость и время разработки инноваций. Представленный этап необходимо основательно финансировать. Для его реализации потребуются затраты на заработную плату сотрудников отдела по инновационному развитию, затем предстоит производить закупки нового усовершенствованного оборудования, приведение оборудование в состояние готовности, проведение монтажа, дополнительных услуг, связанных с внедрением новых систем и технологий. Времени на отработку технологии потребуется много.

4. Наличие научно-технических ресурсов. Для реализации этапа требуется проводить научные исследования.

5. Предлагаемый этап будет использоваться в будущем во все возрастающем объеме и с последующей проработкой изменений. Так как информационные технологии имеют способность устаревать, при этом предприятию необходимо будет переоснащение.

6. Представленный этап требует вложения капитала, покупки нового усовершенствованного оборудования, затрат как капитальных, так и текущих. Проект не противоречит другим инновациям в программе предприятия.

7. Стоимость маркетинговых исследований. Дополнительные маркетинговые исследования потребуются для выявления мнения как потребителей, так и сотрудников предприятия о введении новых технологических и информационных систем. Их величина будет не высокой.

8. Согласованность с финансированием других проектов предприятия. Этап требует большого количества ресурсов. Может оказать влияние на финансирование других инновационных проектов.

9. Соответствие проекта критериям финансовой эффективности принятым на предприятии. Внедрение инновационных мероприятий позволит улучшить показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

10. Наличие на предприятии персонала необходимой квалификации. Как уже говорилось, на предприятии рекомендуется внедрение в существующую организационную структуру отдела инновационного развития. По этой причине необходимо будет принять на работу персонал, специализирующийся именно в данной сфере, имеющий умения и навыки инновационного менеджмента. Для реализации проекта потребуется персонал высокой квалификации.

11. Согласованность с имеющимися мощностями предприятия. Этот этап предполагает использовать новое оборудование. Необходимо произвести закупки основного оборудования, систем, информационных технологий. Таким образом полностью произойдет переоснащение предприятия новым оборудованием.

12. Издержки производства. К ним относят: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизация оборудования и транспортных средств, текущий уход и ремонт оборудования, энергетические затраты на оборудование, услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест, заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование, расходы на перевозку готовой продукции, прочие расходы, связанные с использованием оборудования.

Также к издержкам производства относят общецеховые расходы на управление:

- расходы по производственному управлению;

- затраты, связанные с подготовкой и организацией производства;

- содержание отдела инновационного развития;

- содержание инвентаря;

- затраты на обеспечение нормальных условий работы;

- затраты на профориентацию и подготовку кадров.

Таким образом, в совокупности затраты на производство составляют большую часть, тем более в начальный период оснащения производственно-технологических мощностей.

Внедрение мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности, позволит:

Существенно снизить финансовые затраты и сроки на сбор, первичную обработку, экспертизу и отбор наиболее перспективных предложений сотрудников за счет автоматизации большинства рутинных операций.

Снизить трудозатраты экспертов на обработку предложений за счет проведения первичной оценки предложения автоматизированными способами и выявления заведомо бесперспективных на текущий момент предложений от специалистов и рабочих завода.

Снизить риск принятия неверного решения за счет вовлечения широкого круга компетентных специалистов в процесс первичной оценки предложений и использования суждений коллектива.

Увеличить число специалистов и рабочих, вовлеченных в инновационный процесс предприятия.

Литература

1. В.П. Грузинов, В.Д.Грибов Экономика предприятия. 2009 п.7 89 с

2. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. -М.: Информационно – внедренческий центр "Маркетинг", 2010–16 74 с

3. Экономика предприятия. /Под ред. Сафронова Н.А. -М.: Юристъ, 2010

4. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов. /Под ред. Пляцека В.В.-изд-во "Проспект", 2011– 322 с

5. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.- М. Наука, 2013– 243 с

6. Дудинов В. Предпринимательство: сущность, психология риска, способы оценки./ Международный сельскохозяйственный журнал,№2. 2013г

7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право./ М., 2009 г. – 201 с

8. Козлов М.П. Предпринимательская деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях. / Экономика 2009г– 304 с

9. Крутик А.Б., Пименов А.Л. Введение в предпринимательство. – СПб.: Политехника, 2010г. – 231 с

10. Организация сельскохозяйственного производства/ Под редакцией Б.И. Яковлева – М.ВО, Агропромиздат,2012г. – 82 с

11. Предпринимательство: Учебник./ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара М.: Юнити, 2011г. – 171 с

12. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях.2010г. – 301 с

13. Системный анализ и принятие решений: учебник. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 396 c.

14. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 311 c.

15. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие / О.Н. Соколова. – М.: КноРус, 2013. – 173 с.

16. Якобсон А.Я. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А.Я. Якобсон. – М.: Омега-Л, 2014. – 176 c.

17. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов. /Под ред. Пляцека В.В.-изд-во "Проспект", 2012– 189 с

18. Экономика предприятия. /Под ред. Сафронова Н.А. с. 44,п.1 ст.2,см. гл. 4. П. 2 гл. 4.П. 3 гл. 4 П. 4 гл. 4 П. 6 гл.4.2012

20. Экономика предприятия. /Под ред. Сафронова Н.А. с. 58,П. 4 гл. 4.2013г. – 214 с

21. Предпринимательское право: понятия и субъекты Лаптев, 2013г – 97 с

22.В.П. Грузинов, В.Д.Грибов Экономика предприятия. Изд. второе. Москва "Финансы и статистика", 2012г. – 136 с

23. Международный сельскохозяйственный журнал,№2. 200г. Жилинский С.Э. Предпринимательское право.2012 г. – 201 с

24. О предприятиях и предпринимательской деятельности. – М.: Наука, 2009г. – 224 с

25. Козлов М.П. Предпринимательская деятельность сельскохозяйтсвенных товаропроизводителей в современных условиях. / Экономика.2010– 416 с

26. Организация сельскохозяйственного производства/ Под редакцией Б.И. Яковлева – М.ВО, Агропромиздат,2011г. – 130 с

27.Организация сельскохозяйтсвенного производства// Под редакцией Ф.К. Шакирова–М.: Колос, 2009.