Лингвостилистическая специфика функционирования каламбура в англоязычном публицистическом тексте.
Каламбур в англоязычном публицистическом тексте
Роль каламбура в реализации общей направленности газетно-публицистического текста проявляется в следующем:
- Каламбур является одним из стилистических приемов, обладающих рядом лингвистических, структурно-семантических, функционально-стилистических особенностей.
- Каламбур, как и любой стилистический прием, является носителем определенной информации.
- При создании каламбура в него заранее закладывается информация, обусловленная многими факторами, в том числе и особенностями функционального стиля, в рамках которого этот прием функционирует.
- В публицистическом тексте каламбур выполняет воздействующую и апелляционную функции, а также функцию привлечения внимания читателя.
- Жанр публицистического текста предполагает тот или иной вид каламбура, определяет ведущий компонент в семантической структуре каламбура и механизм построения этого стилистического приема.
Каламбур – стилистический оборот речи, основанный на комическом использовании разных значений одинаково или сходно звучащих (графически оформленных) слов, а также на разных значениях одной и той же из названных единиц.
Рассмотрим различные подходы к классификации каламбура
I. Классификация с т.з. механизма его построения:
1. Общелексические каламбуры (основанные на лексемах общеязыкового фонда) строятся:
- на многозначности слова
- на омонимии
- на корневой игре
- на этимологической основе
- на частях слов
- на антонимии
2. Каламбуры, построенные на "особой лексике" (сюда относим игру слов, в основе которой лежат термины, имена собственные и аббревиатуры):
- на смешении терминологического значения слова с нетерминологическим
- на именах собственных
- на аббревиатурах
3. Фразеологические каламбуры.
II. Классификация с т.з. стилистических функций каламбура, его роли в тексте и/или вне текста:
1. Связанный с контекстом стилистический оборот или фигура речи, каламбур, как часть узкого контекста, всецело зависящий от последнего.
2. Самостоятельное произведение, миниатюра, родственная эпиграмме, переводится как законченное целое, например, загадка.
3. Каламбурный заголовок статьи, фельетона, заметки, юмористического или сатирического рассказа
4. Каламбур в виде подписи к карикатуре или рисунку.
Определим постоянные и переменные компоненты информации в семантической структуре каламбура.
В семантической структуре каламбура выделяются четыре постоянных и два переменных компонента информации:
Постоянные:
- предметно-логическая;
- экспрессивно-стилистическая;
- ассоциативно-образная;
- функциональная;
Переменные:
- фоновая
- социально-локальная.
Проанализируем связь каламбура и контекста.
Учитывая характер взаимосвязи каламбура и текста произведения, а также роль этого приема в развитии структурно-семантической организации произведения, контекстуальные каламбуры можно подразделить на два основных вида:
а) доминантные,
б) ограниченного действия.
В зависимости от того, вводят ли каламбуры последующий за ними контекст или резюмируют содержание предшествующего, они подразделяются на интродуктивные и резюмирующие.
Публицистический стиль является разновидностью функциональных стилей.
Система жанров газетно-публицистического стиля включает в себя:
- Статья
- Заметка
- Репортаж
- Интервью
- Очерк
- Фельетон
Функции газетно-публицистического стиля:
Информационная;
Воздействующая.
Проанализируем особенности функционирования каламбура в различных жанрах газетно-публицистического текста.
Говоря о каламбуре, следует подчеркнуть, что жанр газетно-публицистического текста предполагает тот или иной вид каламбура, в частности в фельетоне – это доминантный каламбур. В статье и очерке может быть представлен интродуктивный, резюмирующий каламбур и каламбур ограниченного действия. Очень часто можно встретить интродуктивный каламбур в заголовках статей, выполняющих функцию привлечения внимания. Нередко автор статьи может употребить каламбур ограниченного действия, который не играет ведущей роли в формировании основной темы статьи и не служит ключом к пониманию авторского замысла, а является лишь эстетически мотивированным приемом. Чаще всего такой каламбур используется в интервью или репортаже. В заметке в силу ее стилистических и функциональных особенностей, каламбур практически не употребляется.
Следует также отметить, что в семантической структуре каламбура, используемого как стилистический прием в газетно-публицистическом тексте, ведущими являются чаще всего фоновый, ассоциативно-образный или экспрессивно-стилистический компоненты. Из этого следует, что каламбур, используемый в публицистическом тексте, должен, прежде всего:
1) опираться на факты, составляющие основной фонд сведений социальной культуры общества или на факты, содержание которых связано с современными событиями и явлениями массовой культуры;
2) воздействовать на читателя с помощью яркой ассоциации или образа;
3) оказывать эмоциональное воздействие на читателя, вызывая эмоционально-оценочное отношение к проблеме или явлению.
Благодаря этим трем компонентам в семантической структуре каламбура и реализуются воздействующая, апелляционная, информативная функции и функция привлечения внимания.
Это не исчерпывает возможностей изучения стилистического приема каламбура, т.к. его функциональный потенциал – очень велик. Он не ограничивается использованием данного стилистического приема только в художественном и публицистическом текстах.
Представляет большой интерес и требует дальнейшего изучения проблема конвергенции каламбура с другими стилистическими приемами. Данное явление часто наблюдалось в ходе анализа языкового материала. Общеизвестно, что при конвергенции стилистических приемов происходит как усиление яркости и образности, так и наложение функций, выполняемых этими приемами, а значит, этот вопрос актуален как для общей стилистики, так и для функциональной.