Гештальтпсихология и перспективы развития психологии

Гештальтпсихология и перспективы развития психологии.

Статьи по теме
Искать по теме

Подобно организменным биологам, гештальтпсихологи видели свою школу как третий путь, помимо механицизма и витализма. Гештальт-школа внесла значительный вклад в область психологии, особенно в сферу обучения и понимания природы ассоциаций. Несколько десятилетий спустя, в 60-е годы, холистический подход к психологии породил соответствующую школу психотерапии, известную как гештальт-терапия, которая придает огромное значение интеграции индивидуальных переживаний в значимые целостности.

Маслоу серьезно изучал гештальт-психологию, которая исследует восприятие, познание и другие виды сложных проявлений человеческого разума комплексно, целой системой. Он восхищался Максом Вертхаймером, чья работа о продуктивном мышлении была тесно связана с работами Маслоу о познании и креативности. Для Маслоу, как и для представителей гештальт-психологии, основным элементом эффективного мышления и творческого решения проблем является способность воспринимать и осмысливать, скорее, нечто целое или его модели, а не отдельно взятые части.

Психологи Гештальт особенно интересуются не буквальными вещами или ситуациями, а отношениями между ними. Например, цыплят можно заставить клевать на том сером круге, который светлее. Когда им затем дадут еще два круга, один из которых будет светлее двух предыдущих, то они начнут клевать в том, что будет светлее первого.

Гештальт-терапия представляет собой анализ внутренней структуры реального переживания вне зависимости от степени контакта. Мы смотрим не столько на то, что воспринимается, вспоминается, делается, говорится и так далее, сколько на то, как вспоминается то, что вспоминается, и как говорится то, что говорится: с каким выражением лица, каким тоном, каким голосом, как синтаксически, в какой позе, с какими эмоциями, оговорками, с уважением или неуважением к другому человеку и так далее. Работая с согласованностью и разлаженностью этой структуры восприятия здесь и сейчас, можно изменить динамические взаимоотношения фигуры и фона, усилить контакт, повысить осознавание и насытить поведение энергией. Важнее всего то, что достижение сильного гештальта само по себе целительно, потому что фигура контакта является творческой интеграцией опыта. С начала существования психоанализа присущее гештальту "ага-переживание" занимало особое место. Но всегда оставалось загадкой, почему "простое" осознавание (например, воспоминание) должно излечивать невроз. Однако следует отметить, что осознавание – это не размышление о проблеме, оно само по себе является творческой интеграцией проблемы. Можно понять и то, почему обычно "осознавание" не помогает: ведь, как правило, осознаётся вовсе не гештальт (структурированное содержание), а просто содержание, вербализованное или всплывшее в памяти. Оно не черпает энергию из существующей органической потребности или из окружающей сред.

Описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важный психологический факт – факт гештальта – продолжает привлекать исследователей. Его теоретическое осмысление с помощью принципа изоморфизма справедливо расценивается как откровенный физикализм и не может претендовать на объяснение. С позиций, отражающих достижение современной психологии в области экспериментальных исследований и теории, намечается новый подход к объяснению этого факта. Так, анализируя фундаментальные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая "авторитетность и притягательность этого направления", был сделан вывод о том, что ключом к пониманию выявленных в них закономерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический механизм гештальта, в частности в области восприятия. Им выступает, по мнению А. А. Митькина, опыт субъекта. Автор опирается на современные исследования восприятия в зарубежной науке, а также усматривает связь выдвинутого им тезиса с учением о фазности восприятия Н. Н. Ланге, отдельными высказываниями И. М. Сеченова. Более конкретно эти психологические механизмы раскрываются в исследованиях по планомерному формированию симультанного опознания, проводимых в контексте теории планомерного формирования умственных действий и понятий.

Следует особо отметить, что гештальт-терапия более эффективна при функциональных стадиях развития соматических заболеваний, поскольку органические изменения во внутренних органах диктуют необходимость медикаментозного лечения в сочетании с менее фрустрирующими формами психотерапии. Высокая степень фрустрации во время сеансов гештальт-терапии нежелательна для таких пациентов, у которых внутреннее эмоциональное напряжение и без того велико, поскольку она может спровоцировать обострение органической соматической патологии. Гештальттерапия может применяться в этих случаях лишь с особой осторожностью. Более целесообразно проводить гештальт-терапию при ранних стадиях соматических заболеваний.

Основой гештальтпсихологии на мой взгляд является понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Гештальтпсихология эффективна и должна прогрессивно развиваться в в силу того, что она содержит глубоко гуманистический подход к борьбе с депрессиями и неврозами. А именно депрессии и неврозы являются очень частым явлением в современном обществе в силу все более ускоряющегося темпа жизни. Депрессия становится одной из самых распространенных психических болезней современности. Почему так происходит? Весь ритм современной жизни агрессивен по отношению к человеческой психике. У каждого из нас есть один шанс из пяти в течение жизни заболеть депрессией. Есть категории людей, которые больше подвержены этому заболеванию. Опасность депрессии в том, что нередко тяжелые случаи депрессии заканчиваются попыткой свести счеты с жизнью. Именно мягкий и гуманный подход используемый в гештальтпсихологии позволяет сделать ее одним из самых эффективных способов борьбы с депрессивными состояниями. Это также делает гештальтпсихологию очень перспективным направлением.

Литература

1. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-ва МГУ, 1990

2. Перлз Ф. Теория гештальттерапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004

3. Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост.- М.: Владос 2008

4. Шульц Д., Шульц С. История современной психологиим Шульц Д., Шульц С. История современной психологии – М.: Кнорус 2005