Патопсихология

Патопсихология.

Статьи по теме
Искать по теме

Также большой вклад в развитие методологии и практики патопсихологии внесли исследования А. Ф. Лазурского, введшего в психологию метод естественного эксперимента, который первоначально использовался в педагогической психологии, а затем стал применяться и в клинической психологии. Существенное влияние на становление патопсихологии оказали и работы Г. И. Россолимо, который предпринял прогрессивную на тот момент попытку введения в патопсихологию метода тестов как наиболее объективного метода исследования психики в нормальном и патологическом состоянии.

И хотя психометрический, исключительно количественный подход в дальнейшем был признан несостоятельным для решения задач патопсихологии, предложенный автором прием графического изображения "психологических профилей" до сих пор успешно используется в практике психодиагностического и патопсихологического исследования.

Несмотря на большое значение вышеперечисленных работ для развития патопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики, в качестве ее фундаментальных теоретических основ выступают исследования выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского и его последователей (в первую очередь, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии).

Идеи Л. С. Выготского о природе и генезисе психики, сформулированные в 20-30-е гг. XX в. в рамках культурно-исторической теории развития высших психических функций, стали основополагающими для развития базовых отраслей отечественной психологии, таких, как общая психология, психология развития и возрастная (детская) психология, педагогическая психология.

Л. С. Выготский ввел в обиход современной психологии в качестве основного понятие высших психических функций (ВПФ). Согласно культурно-исторической теории происхождения человеческой психики, разработанной Л. С. Выготским, ВПФ являются продуктом исторического развития и имеют сложное строение.

Хотя они возникают на основе элементарных психических функций, функционирование которых в большей степени определяется биологическими факторами, ВПФ социальны по природе, формируются прижизненно путем усвоения общечеловеческого опыта. Однако высшие психические функции не возникают путем одномоментного присвоения уже готовых данных в социальном опыте форм психического реагирования.

Они развиваются, закономерно проходя через ряд этапов и становясь сложными психическими процессами, имеющими определенную структуру. Развитие высших психических функций осуществляется в процессе обучения, воспитания и общения с носителями культурно-исторического опыта.

Л. С. Выготский указывал, что всякая ВПФ в онтогенезе появляется дважды: сначала в качестве "экзопсихического", внешнего психического качества, организующего жизнедеятельность субъекта, носителем которого первоначально является взрослый, включенный в совместную деятельность и общение с ребенком. Затем в процессе интериоризации эта психическая функция присваивается ребенком и становится его внутренним, "эндопсихическим" багажом.

Все высшие психические функции (к которым относят произвольные формы познания и регуляции, отвлеченное мышление и др.) имеют опосредованное строение. В качестве самого универсального орудия, опосредующего человеческое познание и поведение, выступает слово.

Слово может замещать предметы и явления при их отсутствии, опосредуя тем самым протекание любого психического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Включение речи в структуру психических процессов переводит их на новый, более высокий уровень.

Таким образом, в отечественной психологии сложился взгляд на высшие психические функции как на развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризируются, превращаясь в умственные действия.

В формировании ВПФ ведущая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся осознанными и произвольными.

Такое понимание природы и сущности ВПФ позволило Л. С. Выготскому выдвинуть целый ряд положений, значимых для патопсихологических и нейропсихологических исследований в нашей стране. Так как мозг человека имеет принципиально иную организацию, нежели мозг животного, а развитие ВПФ не предопределено морфологической структурой мозга, то и нарушения психики имеют сложную природу и структуру. Поэтому особенности нарушения психики по Л. С. Выготскому определяются:

- характером локализации нарушения (в связи с этим принято выделять общий и частный дефекты);

- временем поражения (поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического онтогенеза);

- системным характером нарушений, в которых выделяются первичные (биологически обусловленные) и вторичные (являющиеся производными от первичных, затрудняющих социальное развитие функций) нарушения.

Представления о природе, генезисе ВПФ нашли свое логическое развитие в теории деятельности А. Н. Леонтьева. Согласно этой теории деятельность как особая форма активности человека представляет собой единство ее внешней (практической) и внутренней (психической) сторон. Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет такое же строение, как практическая деятельность.

Таким образом, изучая внешнюю практическую деятельность, можно раскрыть закономерности психической деятельности. Данное положение легло в основу разработки методологии патопсихологического исследования. Б. В. Зейгарник неоднократно указывала, что понять закономерности нарушений психической деятельности можно, лишь изучая практическую деятельность больного, а корректировать нарушения психической деятельности – управляя организацией практической деятельности.

Еще одним важным как для общепсихологической теории, так и для методологии и практики патопсихологии является положение о сложном строении деятельности (как внешней, так и внутренней). Как известно, деятельность (как и любая другая форма поведения) побуждается потребностью, представленной субъекту в качестве переживания дискомфорта, напряжения, ведущего к поисковой активности.

В ходе поиска происходит встреча потребности с предметом, способным ее удовлетворить, т. е. появляется мотив. Именно мотив, т. е. "опредмеченная потребность" порождает специфически человеческую форму активности – деятельность. Причем, если содержание потребности не осознается субъектом, то мотивы могут быть осознаваемыми или не осознаваемыми. Как известно, для человека характерно многообразие потребностей (как естественных, так и культурных). Таким образом, человеческая деятельность полимотивированна.

С появлением мотива начинает осуществляться деятельность. А. Н. Леонтьев рассматривал деятельность как совокупность действий, которые вызываются мотивом и направлены на достижение цели. Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата деятельности. Основной единицей деятельности является действие, которое также носит целенаправленный характер и осуществляется при помощи определенных способов (операций), соотносимых с конкретной ситуацией.

Такую структуру имеет как внешняя, так и внутренняя деятельность, хотя форма выполнения входящих в нее действий различна: практическая деятельность имеет предметный характер, а в психической деятельности действия (операции) осуществляются с участием образов предметов.

Длительное время деятельностный подход был главенствующим в отечественной психологии. И хотя на современном этапе ее развития на смену естественнонаучной детерминистской парадигме все в большей степени приходит гуманистическая парадигма, опирающаяся на феноменологическое, описательное понимание психики, в области патопсихологических исследований деятельностный подход сохраняет свое право на существование.

ВЫВОДЫ

Сложившаяся в отечественной патопсихологии традиция рассматривать психические нарушения именно как нарушения психической деятельности весьма продуктивна в плане решения задач, которые чаще всего приходится решать патопсихологу на практике. Речь идет, в первую очередь, о получении экспериментальных данных, необходимых для постановки дифференциального диагноза.

Как известно, многие психические расстройства, имеющие различную этиологию, патогенез и динамику, могут иметь сходство на симптоматическом уровне. Например, нарушения интеллекта в детском возрасте, такие, как умственная отсталость и задержка психического развития, в клиническом плане могут быть весьма схожи, но относятся к различным нозологическим группам заболеваний.

Отграничить их друг от друга, особенно в случае выраженной задержки и легкой степени умственной отсталости, руководствуясь только клиническими или педагогическими (и даже психодиагностическими количественными) критериями, бывает очень сложно. Это связано с тем, что при описательном или сугубо психодиагностическом подходе анализу подвергаются только внешние поведенческие корреляты психики, за которыми могут стоять совершенно разные механизмы и содержательные характеристики.

Рассмотрение же психики как особого вида деятельности, включающей и внешние и внутренние компоненты, позволяет выявить своеобразие нарушений ее структуры при различных нозологиях.

Таким образом, культурно-историческая концепция формирования высших психических функций и деятельностный подход стали теоретической базой патопсихологии, определив методологию и технологию проведения патопсихологических исследований.

Однако нельзя утверждать, что патопсихология просто заимствовала из других областей психологии теоретические идеи, ничего не давая взамен. Сама патопсихология имеет не только практическое, но и важное теоретическое значение, позволяя расширять рамки научного познания психики. На это в свое время указывал В. М. Бехтерев, отмечая что изучение ненормальных проявлений психической сферы освещает задачи психологии нормальных лиц. Л. С. Выготский положил в своих работах начало экспериментальному исследованию распада мышления, а сами данные патопсихологического исследования использовал для построения своей теории о ВПФ.

Многие другие отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Л. Ф. Божович и др.) также использовали при разрешении своих теоретических проблем данные патопсихологических исследований. Так, например, А. Н. Леонтьев исследование об опосредованном характере высших форм памяти построил на клиническом материале, используя данные изучения памяти больных корсаковским синдромом. Другой известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов также прибегал к клиническому материалу для доказательства роли социально-психологических факторов в возникновении личностных расстройств, указывая, что "ломка личности" не является прямым следствием заболевания. Тем самым он подтвердил положение о социальной природе личности. Таким образом, можно сказать, что многие психологи использовали исследование патологии как один из методов исследования психики и личности.

Рисунок – Место патопсихологии в медицинской психологии.

Патопсихология

Понятие

Определение

Аномальный

отклоняющийся от нормы, от общей закономерности, неправильность

Асинхрония

искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие

Беседа

получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации

Второй психологический критерий для различия нормального и аномального состояния психики

критичность к своему физическому или психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам деятельности

Высшие психические функции

развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризируются, превращаясь в умственные действия

Гнозис

познавание предметов и явлений, их смысла и символического значения

Деонтология

совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей

Деятельность

(по А. Н. Леонтьеву)

совокупность действий, которые вызываются мотивом и направлены на достижение цели

Дизонтогенез (дизонтогения)

различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости

Дисморфофобия

страх перед своей внешностью

Задачи психиатрии

установление структуры и степени снижения, динамики психических нарушений под влиянием лечения и др.

Заключительный этап исследования

анализ полученных эмпирических фактов, их обобщение и интерпретация

Индикаторы патологических изменений личности

изменения системы отношений человека к себе и окружающему

Лонгитюдинальное экспериментально-психологическое исследование

(от англ. longitudinal study, longitudinal design) – продолжительное онтогенетическое исследование одних и тех же индивидов (индивида, группы или случайной выборки)

Наблюдение

описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта

Нарушение психического здоровья детей

наличие различных проявлений психических расстройств (психических болезней и психических аномалий)

Нозология

учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней

Общий дефект

дефект, связанный с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых

Объект патопсихологического исследования в системе образования

дети, или уже имеющие психиатрический диагноз, или относящиеся к так называемой "группе риска", т.е. дети со стойкими нарушениями поведения, с низкими показателями успешности учебной деятельности, с не соответствующими возрасту показателями развития

Основные методы патопсихологии

экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности

Параклинические патопсихологические данные

данные, обнаруживающие изменения функционирования отдельных психических функций и выявляющие патопсихологические синдромы

Патогенез

механизмы возникновения и развития болезни

Патология

болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития

Патоморфогенез

морфологические изменения, возникающие при развитии болезней

Патоморфоз

учение об изменчивости болезней под влиянием различных факторов

Патопсихология

особый раздел психологии вообще и клинической психологии в частности, изучающий закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с нормой

Первый психологический критерий для различия нормального и аномального состояния психики

неадекватность, которая может проявляться в эмоциональных реакциях, поступках, поведении в целом, в речевых высказываниях, мимике и жестах

Праксис

координированное, сознательное произвольное движение или действие

Предмет патопсихологии

психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством

Предмет психиатрии

психические расстройства, сущность которых проявляется во всевозможных нарушениях психики

Предмет психопатологии

общие закономерности психического расстройства, типовые психопатологические процессы, природу этих типовых психопатологических процессов (делирий, аменция, галлюцинаторно-параноидное состояние и т.д.)

Ретардация

запаздывание или приостановка психического развития

Синдром

определённое сочетание признаков болезни, обусловленных единым патогенезом

Системогенез

процесс формирования функциональных систем и их отдельных частей в ходе фило- и онтогенеза

Социальная дезадаптация

частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды

Социальная депривация

психическое состояние, является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом

Сущность патопсихологического эксперимента

искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека

Третий психологический критерий для различия нормального и аномального состояния психики

непродуктивность деятельности, т.е. конкретная деятельность подменяется разговорами о ней, планированием и обещаниями

Цель

осознаваемый образ желаемого результата деятельности

Этиология

учение о причине возникновения болезней

Ятрогении

болезни и патологические состояния, вызванные действием медицинского персонала

Литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002.

2. Бизюк, А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии [Текст]: учеб. пособие / А. П. Бизюк; под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010.

3. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. – М.: Мысль, 1988.

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст]: собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5.

5. Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста [Текст] / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримуллина. // Серия: "Высшее профессиональное образование". – М.: Академия, 2008.

6. Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология // Избранные психологические труды [Текст] / Б. В. Зейгарник; под ред. М. Р. Гинзбурга – 3-е изд., испр. – М.: Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006.

7. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Б. В. Зейгарник – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007.

8. Зейгарник, Б. В. Принципы построения патопсихологического эксперимента патопсихология: Хрестоматия [Текст] / Б. В. Зейгарник; сост. Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2007.

9. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст] / Б. Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2004.

10. Клинические разборы в психиатрической практике [Текст] / Под ред. проф. А. Г. Гофмана. – М.: МЕДпресс-информ, 2009.

11. Клиническая психология [Текст] / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – 2-е изд. междунар. – СПб: Питер, 2007.