Формирование исследовательских умений у младших школьников общеобразовательной школы.
Формирование исследовательских умений у школьников
- Сказкотерапия как метод активизации ресурсов, потенциала личности
- Организация проектной деятельности на уроке
- Понятие о педагогической технологии
- Метод проектов как способ экологического воспитания младших школьников
- Авторитет учителя и его виды
- Лингвокогнитивные основы билингвального образования
- Опыт как способ формирования исследовательской деятельности младших школьников
Содержание исследовательской деятельности школьников
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся: развитие познавательной активности школьников (Н.Ф.Талызина, Г.И.Щукина); формирование научного стиля мышления (Л.П. Богоявленский, П.Я.Гальперин) и творческой активности учащихся (Р.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, А.М.Матюшкин). Разрабатывались идеи проблемного, исследовательского обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин); технологии развития умений исследовательской деятельности в рамках изучения отдельных дисциплин (А.Г.Иодко, Г.А.Дзида), рассматривались вопросы развития исследовательской инициативы в детском возрасте (А.Н.Поддьяков), формирования исследовательской культуры учащихся (Г.В.Макотрова). В отечественной психологии существует опыт изучения познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.), который показывает возможность и необходимость формирования исследовательских умений в младшем школьном возрасте. Ученые указывают на физиологические предпосылки успешного развития самостоятельной исследовательской деятельности, и подчеркивают, что исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития и является естественным и необходимым для детей.
Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Интеграция информативного (традиционного) и активного (исследовательского) обучения позволяет повысить мотивацию школьников к учению, приобщить их к интеллектуально-творческой деятельности, воспитать учебную самостоятельность (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Савенков А.И. и др.).
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность – это "специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности".
Савенков А.И. считает, что "Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления"
Желание к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.
В настоящее время заложенное в нас природой исследовательское поведение становится особенно ценным и выделяется уже не как узкоспециальная личностная особенность, а как стиль жизни современного человека. По справедливому утверждению ряда учёных, стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в жизни человека, а также роль и место поисковых методов обучения. Этим объясняется стремление современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребёнка в школе к познавательной, что выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению исследовательских методов обучения.
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у учащегося специфического личностного образования – исследовательских способностей. Поэтому важно вести целенаправленную работу по формированию способов и приёмов исследовательской деятельности, мотивировать стремление к поиску (поисковая активность), оценивать его результаты.
Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др. Поэтому на первой ступени обучения определена функция исследовательской деятельности: сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стеореотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём "проб и ошибок", озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.
Учебно-исследовательская деятельность рассматривается в литературе с позиции теории деятельности. Отмечено, что она имеет определенную структуру: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат, но эти компоненты имеют специфическое предметное содержание, отличающееся от любых других видов деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам организации познавательной деятельности младших школьников и их возрастным особенностям (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин), а также анализ учебно-исследовательской деятельности с позиции общей теории деятельности позволяют выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:
1. Цели учебно-исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
2. Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы – это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие – похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества – стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата (продукта), овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования – использование полученных знаний и умений для самообразования.
3. Субъекты учебно-исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
4. Объектами учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
5. Средства учебной исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).
6. Процесс учебно-исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание таблиц и схем; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
7. Результатами учебной исследовательской деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения.
Таким образом, учебно-исследовательскую деятельность младших школьников можно определить как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
Педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок или механизмов по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучая педагогический опыт, учителя чаще всего задают вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Прежде всего надо познакомиться с его теоретическими положениями, которые были обозначены выше. Следующей задачей для педагога можно определить – знакомство с педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников.
В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы необходимо выделить следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.
3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.
Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских методов обучения.
Проведенный анализ проблемы исследовательских умений учащихся (В. И. Андреев, С.П. Арсенова, Г.А. Дзида, А.Г. Иодко, В.В. Успенский и др.), организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей, а также принятое определение исследовательской деятельности младших школьников, позволило выделить пять групп исследовательских умений младших школьников
1. Умения организовать свою работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста можно определить как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Руководствуясь научными положениями А.И.Савенкова, его методическими разработками, организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Эта работа в школе проводится только с теми детьми, которые проявляют интерес, имеют развитые познавательные способности.
Прежде чем организовывать исследовательскую работу в начальных классах, необходимо у младших школьников сформировать необходимые представления и умения. Перечень необходимых представлений и умений можно составить, исходя из структуры исследовательского умения и исследовательской работы.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.
Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, формирование исследовательских умений:
1. Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение; умение видеть противоречия).
2. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
3. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
4. Специальных исследовательских умений и навыков( выбор, формулировка темы, умение сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подобрать методы исследования, подготовить доклад, оформить и защитить работу).
Рассмотрев теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности.
2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.
3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Ее организация в начальной школе предполагает формирование системы исследовательских умений (поисковых, информационных, организационных, умений оформлять и представлять результат своего исследования, оценочных умений).
4. Процесс формирования исследовательских умений учащихся начальных классов строится на основе следующих педагогических условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования; развитие мотивации к исследовательской деятельности; деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечению систематичности процесса формирования исследовательских умений школьников. Важным является также и характер обучения: оно должно быть проблемно-исследовательским, направленным на личностное и интеллектуальное развитие детей.
5. Учебное исследование детей младшего школьного возраста должно осуществляться при помощи и поддержке педагогов и родителей. Задачей педагога – научного руководителя является не только руководство исследованием младшего школьника, но и установление тесного контакта с его родителями, разъяснение, в чем может заключаться их помощь. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
Таким образом, одним из способов в реализации задач новых стандартов, как раз является обучение детей навыкам исследовательской деятельности, поскольку она помогает:
- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
- утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
- найти себя, что будет способствовать самоопределению;
- реализовать себя, что способствует самореализации;
- научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
Условия формирования исследовательских умений у младших школьников
Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств:
- проблемное обучение,
- поисковые методы
- частично-поисковые методы
- метод проектов.
Использование практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др.
Прибегая к частично-поисковому методу, учитель организует деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. У младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения.
Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ произведения, провести эксперимент и т.д.
Главным условием эффективности этого метода является самостоятельность учащихся на всех этапах исследования, которая заключается в проведении соответствующих познавательных действий:
- наблюдение и изучение фактов и явлений; выдвижение гипотез; составление плана исследования и его осуществление;
- формулирование результатов исследования; контроль и проверка полученного результата, оценка его значимости.
Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Проект предполагает создание образовательных ситуаций, которые:
- сталкивают младших школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями;
- побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;
- предоставляют возможность исследовать эти предположения;
- предоставляют учащимся возможность представить результаты своего исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (от одного урока до нескольких).
Современные исследователи метода проектов (Гузеев, В.В.; Матяш, Н.В.; Пахомова, Н.Ю.; Полат, Е.С.; Чечель, И.Д.), считают что его использование в комплексе позволяет решать образовательные задачи (получение знаний по предметам), развивающие (умение ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять её продукты и др.), воспитательные (умение работать сообща, принимать мнение товарища и др.).
Многие авторы указывают, что выполнение проектов развивает у детей произвольность психических процессов, вызывает повышенную познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью и усвоению её структуры.
В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе решения той или иной проблемы.
Исследовательские умения, нарабатываемые школьниками в ходе выполнения проектов, в отличие от "накопительно-знаниевого" обучения, формируют осмысленное исполнение различных умственных и практических действий.
Фактор использования специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как существенный индикатор познавательной потребности, поскольку самостоятельно организованная учебная деятельность увеличивает качество изучения школьных дисциплин.
Учителя отмечают, что метод проектов позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность вцелом.
Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов. Прежде всего это изменение роли учителя. Являясь организатором, координатором и консультантом проекта, учитель формирует ряд исследовательских умений: ставить и выявлять проблемы, уточнять неясные вопросы, формулировать и проверять гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать обобщения и выводы и др.
В ходе работы над проектами нужно поддерживать детскую любознательность, а не блокировать её высказываниями типа "Ты сделал не так", "Много будешь знать…". В то же время учитель должен совершенствоваться в накопленном опыте: принимать участие в конкурсах в качестве научного руководителя проекта, посещать курсы повышения квалификации и мастер-классы по данной тематике, интересоваться новыми публикациями, участвовать в обсуждении применения метода проектов на методических объединениях и педагогических советах, посвящённых проблемам ученических исследований.
Рекомендуется оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки:
"Как составить план?",
"Как провести анкетирование?",
"Как провести наблюдение?"
Таким образом школьники научатся планировать свою деятельность, использовать методы исследования, записывать результаты наблюдений и др.
Овладение исследовательскими умениями будет эффективнее, если правильно организовать работу с родителями. Они должны стать помощниками и консультантами при выполнении проекта: так же, как и учитель, помогать в поисках источников информации, координировать весь процесс, поддерживать и поощрять детей, оказывать им помощь в изготовлении продукта и др. Полезно пригласить родителей на защиту проектов, чтобы они участвовали в обсуждении, задавали вопросы и т.п.
Тогда ученик будет получать необходимую поддержку не только в стенах школы, но и дома.
Одним из условий развития исследовательских умений является обучение младших школьников умениям проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, представлению продукта своей деятельности). Такая работа должна проходить систематически и целенаправленно в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности.
На уроках создаются педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации и др. Этими ситуациями могут быть работа в группе, оказание помощи товарищу, выполнение заданий повышенной сложности, решение задач разными способами, рецензирование или комментирование работ своих товарищей, выступление на конференциях и др.
Младшие школьники помимо осознания результатов своей деятельности приобретают:
- речевые навыки,
- опыт отстаивания своей точки зрения,
- умения сотрудничать,
- работать с информацией,
- логично выстроить своё выступление.
Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно используются познавательные и занимательные задания.
Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа: "Найди причину события …" (например, почему заяц белый или трава пожелтела).
Для развития умения классифицировать – "Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть, …", "Раздели на группы", "Найди общий признак у предметов" и др.
Умения наблюдать хорошо развивают задания, заставляющие ребёнка разобраться в сплетённых линиях:
"Узнай, кто где живёт?",
"Что изображено на рисунке?" и др.
Способности к умению анализировать зрительные образы тренируют задания с намеренно сделанными ошибками:
"Что перепутал художник?",
"Найди отличия у предметов".
При ответе на поставленные в задании вопросы следует приучать школьников начинать со слов:
"Я думаю…";
"По моему мнению…".
Это формирует у детей умение выражать собственные мысли.
Познавательные задания помогают развивать мыслительные операции, делать выводы. Разбор решений таких заданий становится началом общей дискуссии, в ходе которой дети учатся прислушиваться к мнениям товарищей, приводить свои аргументы.
На уроках литературного чтения школьники учатся писать аннотацию к прочитанному произведению, на уроках окружающего мира – статью для энциклопедии. Такая работа помогает сформировать умения выделять главное и второстепенное, логично излагать свои мысли.
Важным педагогическим условием развития исследовательских умений является использование системы стимулов. Учителю необходимо поощрять учеников, подмечать оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы и др. Для этого он должен суметь организовать учебный диалог, который будет стимулировать учащихся, развивать их творческий потенциал, воспитывать характер, углублять опыт, подчеркивать индивидуальность. Если процесс обсуждения, контроля со стороны учителя "пущен на самотёк" или речь идёт о том, что работу "надо переделать", то такой подход может полностью отбить у детей желание принимать участие в исследованиях.
Учителю следует учитывать особенности темперамента детей при организации рабочих групп, учить их слушать друг друга, уметь работать в команде. Нужно помочь учащимся обрести уверенность, что любое их мнение заслуживает того, чтобы его высказать и выслушать. Главное – ученик должен поверить в себя.
Активная познавательная позиция играет немаловажную роль в формировании исследовательских умений.
Она заключается в том, что сам учащийся обладает определённым набором проявлений:
- эмоциональным настроем,
- волевыми качествами,
- "интеллектуальной зрелостью",
- осознанием цели своей деятельности,
- навыками своевременной коррекции своих действий,
- учётом прежних ошибок и желанием самосовершенствоваться.
Только в этом случае каждое следующее исследование будет носить качественно новый уровень: возрастёт степень самостоятельности учащегося, широта применения им исследовательских умений.
Любая учебная работа ребёнка, в том числе исследовательская, должна быть доведена до результата. Им является не только индивидуальное признание завершённости работы учителем, но и публичное представление результатов исследования и их коллективное обсуждение. Для подведения итогов существует много форм: семинары, конференции, защиты исследовательских работ и др.
В ходе защиты младший школьник учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими точками зрения на проблему и учится доказывать свою.
Оценка итогов детских исследований является ответственной и сложной работой. Можно предложить каждому члену жюри бланк для отметок с чётко обозначенными критериями: название темы, её познавательная ценность, оригинальность собранного материала, исследовательское мастерство, структура и логика работы, стиль изложения и ответы на вопросы.
В ходе защиты отметки ставятся по трёхбалльной системе:
3 – высокий уровень,
2 – средний,
1 – низкий.
Победитель определяется по результатам среднеарифметических расчётов.
Однако старается каждый ученик, и потому наиболее удачным способом оценивания мы считаем распределение детских исследований по номинациям:
"За лучший эксперимент",
"За самую глубокую проработку проблемы",
"За оригинальную тему" и др.
Следующее педагогическое условие – учёт возрастных особенностей.
Учитель должен понимать, что темы для исследований младших школьников должны быть достаточно близки с темами по учебным дисциплинам. Продолжительность выполнения исследования не должна быть слишком долгой, так как у детей может наблюдаться слабая концентрация внимания, чрезмерный уровень фантазии в процессе работы над проектом, что приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к работе вообще.
Для педагога главный результат учебно-исследовательской работы – не просто проработанная тема, склеенный из бумаги макет или сообщение, подготовленное ребёнком.
Педагогический результат – это прежде всего:
- бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы;
- новые знания;
- исследовательские умения, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта.
Метод проектов, как способ формирования исследовательских умений у младших школьников общеобразовательной школы
Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Поэтому так важно не смешивать понятия " проект как результат деятельности" (определенное ее оформление) и " проект как метод познавательной деятельности".
Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и организацию процесса достижения результата, разрешающего эту проблему.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Обучение в сотрудничестве является неотъемлемой частью метода проектов. Все учащиеся могут принять активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.
Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проекта.
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, оформление конечных результатов.
Крупных проектов по каждому предмету в течение года может быть 2-3. Проект требует тщательной подготовки.
На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, мини-проекты (2-3 урока). Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Роль учителя.
Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему, а также возможные гипотезы их решения. Он так же определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся в работе над проектом, какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести, что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно готовая информация, инструменты, приборы), какими методами они предположительно могут воспользоваться и какая при этом может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, поиск в Интернете).
Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако вся информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но, ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования он не должен давать в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло.
Работа над проектом проходит в несколько этапов:
1-й – погружение в проект;
2-й – организационная деятельность;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.
Действия каждого участника проектной работы на разных этапах можно представить в виде следующей таблицы 2.2
Таблица 2.2 " Системы действия учителя и учащихся
на разных этапах работы над проектом "
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания |
||
1.1. Выбор темы проекта |
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. |
Обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Предлагает учащимся совместно отобрать темы проекта. |
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. | |
1.2. Выделение подтем в теме проекта |
Предварительно вычленят подтемы и предлагает учащимся для выбора. |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. |
Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (то есть выбирает себе роль). | |
1.3. Формирование творческих групп. |
Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. |
Определяют свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задания для команд, отбор литературы. |
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. |
Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. |
Принимает участие в обсуждении. |
В группах, а затем в классе обсуждают формы предоставления результата проектной деятельности: альбом, натуральные объекты, научно-практическая дискуссия. |
2. Разработка проекта. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Осуществляют поисковую деятельность. |
3. Оформление результатов. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
В начале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация. |
Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов параллельный класс, родителей, других учителей). |
Докладывает о результатах своей работы. |
5. Рефлексия. |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. |
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. |
В ходе сотрудничества между учителем и учащимися в процессе реализации проекта происходит создание эмоционального фона с доверительной обстановкой, что способствует формированию исследовательских умений.
Выводы
Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Возможно выделение условий формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Развитие исследовательских умений дает:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:
- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
- применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.
Литература
1. Балакшина Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников.- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2007-2008.
2. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал "Директор школы". – М: "Сентябрь",2002, №2.
3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М. "Совершенство", 2005
4. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: науч.-метод. сб.: [материалы I общерос. науч.-практ. конф., Москва, 10-11 марта 2005 г.] / рук. проекта А. В. Леонтович, науч. консультант В. И. Слободчиков. – М.: НИИ шк. технологий, 2006.
5. Вдовина Е. А. Проект "Первые шаги в науку".- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2007-2008.
6. Гинзбург М.Р. Изучение учебной мотивации. М., 2003 г.
7. Зубова О. А Исследовательская работа в начальной школе.- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2007-2008.
8. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Нач. школа плюс До и После.-2007.-№9
9. Исследовательская деятельность школьника. // научно – методический журнал. 2007-2010г.
10. Коновалова М.Д., Шипова Л.П. Изучение личности младшего школьника – Саратов, 2001
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997
12. Леонтович А.В., "Исследовательская деятельность учащихся" /сборник статей/, М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
13. Меламуд, В. Э. Исследовательская деятельность учащихся как творчество / и О. Ю. Бурцева // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. – М.: Центр "Школьная книга", 2006. Научно-практический журнал "Завуч начальной школы" № 6 -2007 г.
14. "Новые педагогические технологии в системе образования" Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е. Полат, Москва АСАДЕМА, 2001г.
15. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях.- Издательство "Учитель",Волгоград,2006г.
16. Овчарова Р.В."Практическая психология в начальной школе" Москва "Сфера" 2002г.
17. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: "Малая академия наук" // Волгоград: Учитель, 2007.Савенков А.И."Методика исследовательского обучения младших школьников" Самара Изд-во "Учебная литература" 2007г.
18. Пермякова В. С. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов.- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2007-2008
19. Саломатова О. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.-Абакан,2006.
20. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал "Директор школы". – М: "Сентябрь",2003, №8.
21. И.С.Сергеев "Как организовать проектную деятельность учащихся" Москва Издательство "АРКТИ" – 2004 год.
22. Сластенин В., Исаев И. Методология и методы педагогических исследований. Учебное пособие М., Педагогика,2006
23. Сухомлинский В.А. "Проблемы воспитания всесторонне развитой личности" М. 1998
24. Управление начальной школой // научно – методический журнал 2010г.
25. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал "Директор школы". – М: "Сентябрь",1998, №7.
26. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А.,Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. // Волгоград: Учитель, 2009.
27. Юркевич, В. С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: науч.-метод. сб.: [материалы I общерос. науч.-практ. конф., Москва, 10-11 марта 2005 г.] / рук. проекта А. В. Леонтович, науч. консультант В. И. Слободчиков. – М.: НИИ шк. технологий, 2006.
28. Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обучение в современной школе" – Москва "Сентябрь" 1996год.
29. Яннова И. Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских.- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2007-2008.