Опыт как способ формирования исследовательской деятельности младших школьников

Опыт как способ формирования исследовательской деятельности младших школьников.

Статьи по теме
Искать по теме

Теория и практика образования показывают, опытная деятельность в начальной школе закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т. к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – "исследовательское обучение". Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.[23; 77]

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Он входит в арсенал методов обучения, применяемых педагогом, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Подчеркнем, что доминирование исследовательского метода в обучении не означает полное исключение иных методов, оно предполагает лишь его преобладание.

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальных классов характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия.

Учебно-исследовательская деятельность школьников – специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. В отличие от научного исследования, целью которого выступает открытие объективно нового и значимого для науки знания, в учебном исследовании ученик делает открытие "для себя". В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.

Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Интеграция информативного и исследовательского обучения позволяет повысить мотивацию школьников к учению, приобщить их к интеллектуально-творческой деятельности, воспитать учебную самостоятельность. [31; 18]

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность – это "специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности". [Цитата по13; 45]

Савенков А.И. считает, что "Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления". [30;78]

Желание к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у учащегося специфического личностного образования – исследовательских способностей. Поэтому важно вести целенаправленную работу по формированию способов и приёмов исследовательской деятельности, мотивировать стремление к поиску, оценивать его результаты.

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др. Поэтому на первой ступени обучения определена функция исследовательской деятельности: сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.[2; 56]

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём "проб и ошибок", озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

Учебно-исследовательская деятельность рассматривается в литературе с позиции теории деятельности. Отмечено, что она имеет определенную структуру: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат, но эти компоненты имеют специфическое предметное содержание, отличающееся от любых других видов деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам организации познавательной деятельности младших школьников и их возрастным особенностям, а также анализ учебно-исследовательской деятельности с позиции общей теории деятельности позволяют выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:

1. Цели учебно-исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.

2. Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы – это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие – похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества – стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата, овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования – использование полученных знаний и умений для самообразования.

3. Субъекты учебно-исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.

4. Объектами учебно-исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты.

5. Средства учебной исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними и внешними.

6. Процесс учебно-исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание таблиц и схем; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.

7. Результатами учебной исследовательской деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения. [2; 66]

Таким образом, учебно-исследовательскую деятельность младших школьников можно определить как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Педагогические условия организации исследования младших школьников

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок или механизмов по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Изучая педагогический опыт, учителя чаще всего задают вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Прежде всего, надо познакомиться с его теоретическими положениями, которые были обозначены выше. Следующей задачей для педагога можно определить – знакомство с педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников.

В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся.[23;68]

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации ис следовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы необходимо выделить следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.

3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности. [6;50]

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских методов обучения.

Проведенный анализ проблемы исследовательских умений учащихся такими педагогами как Т.Г.Зуева, В.В.Краевский и др. подтвердили, что исследовательские умения детей младшего школьного возраста можно определить как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. [4; 23]

Руководствуясь научными положениями А.И.Савенкова, его методическими разработками, организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Эта работа в школе проводится только с теми детьми, которые проявляют интерес, имеют развитые познавательные способности.

Прежде чем организовывать исследовательскую работу в начальных классах, необходимо у младших школьников сформировать необходимые представления и умения. Перечень необходимых представлений и умений можно составить, исходя из структуры исследовательского умения и исследовательской работы.[31;19]

В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез, как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

Рассмотрев теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1. Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности.

2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Ее организация в начальной школе предполагает формирование системы исследовательских умений.

4. Процесс формирования исследовательских умений учащихся начальных классов строится на основе следующих педагогических условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей при организации учебного исследования; развитие мотивации к исследовательской деятельности; деятельность педагога по созданию творческой образовательной среды и обеспечению систематичности процесса формирования исследовательских умений школьников. Важным является также и характер обучения: оно должно быть проблемно-исследовательским, направленным на личностное и интеллектуальное развитие детей.

5. Учебное исследование детей младшего школьного возраста должно осуществляться при помощи и поддержке педагогов и родителей. Задачей педагога – научного руководителя является не только руководство исследованием младшего школьника, но и установление тесного контакта с его родителями, разъяснение, в чем может заключаться их помощь. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Опытная работа на уроках окружающего мира в современной школе в рамках проектной деятельности

Окружающий мир – один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Интересен он тем, что учитель и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности. Во всех образовательных программах закладываются навыки исследовательской деятельности через проведение экскурсий, демонстрацию опытов и полевые практикумы.

В то же время, трудность выполнения многих образовательных задач связана с невозможностью успешной демонстрации некоторых природных явлений в классе из-за того, что в младшем школьном возрасте ещё плохо развито абстрактное мышление. Здесь на помощь приходит компьютер, как средство обучения.

Например, чтобы дети в третьем классе усвоили понятие "сеть питания" на уроке по теме "Невидимая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу", нужно организовать исследование по изучению и составлению пищевой сети в дубраве. Совместно с учителем дети ставят задачу урока и составляют план исследования. Для сбора информации можно "совершить" прогулку в дубовый лес, используя интерактивную панораму. После увиденного, работая в паре на компьютере, обучающиеся моделируют цепи питания. Во время проверки они отражаются на экране, что помогает детям наглядно увидеть сеть питания и самостоятельно сделать вывод о взаимосвязях в дубовом лесу.

Современные учителя начальных классов постепенно приходят к пониманию целесообразности проведения учебных исследований и опытов педагогам учебные исследования представлялись как конгломерат универсальных истин, скопище фактов в школьных учебниках, а научный метод познания они видели как "моделирование законов науки в школьных лабораториях"[9; 66]. Отсутствие публичных высказываний такого рода очень радует, хотя ряд объективных проблем, препятствующих организации исследовательской деятельности младших школьников, еще остался.

Одной из наиболее значимых причин, препятствующих организации учебной исследовательской деятельности младших школьников, учителями начальных классов отмечена недостаточность педагогических методик по этой проблеме. [11; 21]

Для организации опытной деятельности учащимися необходимо использования метода проектов. Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

В современной педагогической науке существуют различные трактовки метода проектов. Так, Е.С. Полат определяет метод проектов как "способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом". [26;11] Более того, Е.С. Полат отмечает, что о методе проектов можно говорить как о целой педагогической технологии, которая включает в себя совокупность других методов обучения, главным образом творческих. [26;11]

М.Л. Сердюк придерживается сходной точки зрения о методе проектов как системе обучения, "при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов". [16; 34]

На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами проведено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Важно подчеркнуть, что исследовательская работа учащихся- это обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Так ряд ученых рассматривают классификацию на персональные или групповые проекты. Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалвриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат, считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".[26;12]

К преимуществам персональных проектов относят следующее:

1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

2. у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

3. учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

4. формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

3. на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Теперь рассмотрим классификацию проектов по доминирующей деятельности учащихся на основе книги И. С. Сергеева. Так практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.[20; 62]

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [11; 21]

Итак, проектная деятельность невозможна без опытно-исследовательской деятельности младших школьников. Опытная деятельность позволяет расширять кругозор младших школьников, формировать интерес к предмету окружающий мир.

Разработка план-конспект уроков по окружающему миру с использованием исследовательской деятельности

I Урок-исследование "Вода в природе"

Цель урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, формировать представления учащихся о трех состояниях и круговороте воды в природе, рассмотреть, воспитывать бережное отношение к воде, формировать коммуникативные навыки учащихся при работе в группах.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

– знать о составе воды;

– знать особенности чистой воды;

– ориентироваться в причинах загрязнения водоемов и меры по сохранению чистоты воды;

– понимать необходимость бережного отношения к воде.

2. Метапредметные:

– сравнивать свои выводы с текстом учебника;

– проверять правильность выполнения задания;

– формулировать правила перехода воды из одного состояние в другое;

– сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;

– работать в паре.

3. Личностные:

– осознавать значение круговорота воды в природе;

– осознавать важность бережного отношения к воде.

Оборудование: Доска, мел, учебник для 3 класса А.А. Плешакова "Окружающий мир". Часть 1., учебник для 3 класса А.А. Плешакова "Окружающий мир", ватман, DVD-проигрователь и телевизор.

Тип урока по ФГОС: урок-исследование.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Работа по теме урока

3. Опытная работа

4. Физкультминутка

5. Обмен информацией.

6.Домашнее задание

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организацион-

ный момент.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы начинаем работу нашей лаборатории по исследованию воды. В работе примут участие: химики, экологи, медики, журналисты. У каждой группы есть лист для записи наших исследований (Приложение 1).

Здравствуйте. Да у нас есть эти листы на каждой парте.

2

Работа по теме урока

1) "Мозговой штурм".

Какие Вы знаете формы пребывания воды на земле?

Какая бывает вода?

А сейчас, прошу внимание на экран. Как вы думаете, почему воду назвали "возницей природы?"

Каждая группа называет формы пребывания воды на Земле: океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, и записывает их маркером на ватмане.

Каждая группа должна назвать как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д.

Ответы детей: Она связывает все, что есть на Земле в единое целое. Без воды не было бы жизни на Земле.

3

Опытная работа

3) Работа в исследовательских листах.

1) Что такое вода?

2) Какая она бывает? (Ответы детей на вопросы)

4) Опыты по выявлению свойств воды.

1. "Вода прозрачная"

Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

2. "У воды нет запаха"

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

3. "У воды нет вкуса"

Предложить детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать для сравнения сок. А морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Может ли ее пить человек?

4. "Вода – жидкая, может течь"

Дети берут 2 стаканчика – один с водой, другой – пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Почему вода льется?

5. "В воде одни вещества растворяются, а другие нет".

Дети кладут в один стакан с водой обычный песок и пробуют его размешать ложкой, Что получается? Растворился песок или нет? В другой стакан с водой дети кладут ложку сахарного песка и размешивают.

Что произошло? В каком из стаканов песок растворился? Затем другие учащиеся размешивают акварельные краски (у каждого своя) в стаканах с водой. Почему вода стала цветной?

5) Работа в исследовательских листах.

Учащиеся делают выводы и записывают свойства воды.

6) Видеофрагмент "Капля воды".

Какую химическую формулу имеет вода?

7) Работа в исследовательских листах.

Где можно наблюдать воду в твердом состоянии? В жидком состоянии? В газообразном? Что такое круговорот воды? Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Краска в ней растворилась

Записывают в исследовательских листах H2O

 Учащиеся отвечают на вопросы.

4

Физкультминутка

Вы хорошо потрудились. Теперь отдохнем минутку.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

Учащиеся встают и делают легкую разминку.

5

Обмен информацией

Вода способствует переносу питательных веществ по организму, помогает восстанавливать клетки и ткани. Пить воду следует не спеша, маленькими глотками. Давайте попробуем это сделать.

Понравилось ли вам пить воду именно так, правильно?

Послушаем сообщение группы "экологи" о воде. Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет. Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Как люди охраняют воду от загрязнений? Как каждый человек должен беречь воду?

Как можно решить экологические проблемы реки?

Каждый юный исследователь пьет воду из своего стаканчика мелкими глотками.

Ответы детей

Доклады и ответы детей

На ватмане записываются предложения детей.

Подведение итогов и домашнее задание

Что нового о воде вы сегодня узнали на уроке?

Как вы себя чувствовали, работая в группах? Покажите сигнальными карточками.

Если урок понравился, покажите карточку с солнышком. Если урок не очень понравился, то – карточку с месяцем. Все – молодцы! Спасибо вам за урок!

Ответы учащихся

Итого 45минут

II. Тема: "В царстве грибов"

Цель урока: Ознакомить учащихся с царством грибов и научить их ориентироваться в разновидностях грибов произрастающих на територии России.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

– знать о наличии царства грибов;

– знать строение гриба;

– находить и перечислять части гриба;

– знать съедобные и несъедобные грибы;

– различать грибы-двойники;

– знать грибы, занесённые в Красную книгу.

2. Метапредметные:

– сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;

– сравнивать свои выводы с текстом учебника;

– классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

– проверять правильность выполнения задания;

– формулировать правила сбора грибов;

– сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;

– работать в паре;

– создавать модель гриба.

3. Личностные:

– осознавать значение грибов для леса;

– осознавать важность правильного сбора грибов и их охраны;

Оборудование: Доска, мел, учебник для 3 класса А.А. Плешакова "Окружающий мир". Часть 1., учебник для 3 класса А.А. Плешакова "Окружающий мир", плакаты, Красная книга России, пластилин.

Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока

3. Актуализация знаний.

4. Самостоятельная творческая работа

5. Физкультминутка.

6. Обмен информацией.

7. Работа в парах

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание

Ход урока:

  Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап.

Приветствие:

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Важнее без сомненья нет предмета-"Окружающий мир" – предмет  ведь этот.

Школьники стоят возле своих парт и хором приветствуют учителя.

2

Целеполагание.

На доске размещен яркий плакат с изображением растений и животных. Учитель: На какие группы можно разделить эти объекты природы?

Учитель: Какое название дали биологи этим группам?

Учитель помещает на доску схему: "Живая природа: царство животных царство растений", изготовленную самостоятельно с  учетом учебного материала представленного в учебнике для 3 класса А.А. Плешакова "Окружающий мир". Часть 1.

Учитель:  А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?

Чего не хватает в нашей модели природы?

Учитель: К какому царству можно отнести грибы?

Учитель: Нет, не верно. Мы не можем отнести грибы к царству растений. Давай те подумаем почему.

Учитель: Все верно, учёные выделили грибы в отдельное царство по причинам отличия грибов от растений. Итак, хором, к какому царству можно отнести грибы.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учитель: Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.

Учитель: Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

Учитель: Как Вы думаете, почему  грибы определили в отдельное царство?

Учитель: Значит, что мы ещё узнаем?

Учитель: Что вы ещё знаете о грибах?

Учитель: Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?

Учащиеся внимательно смотрят на плакат и отвечают учителю:

Эти объекты природы можно разделить на две группы: растения и животные.

Учащиеся: Учёные биологи назвали их царствами: царства растений и царства животных.

Учащиеся отвечают: Грибов.

Учащиеся: Их можно отнести к царству растений.

Учащиеся: Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.

Учащиеся: Их можно отнести к царству грибов.

Учащиеся: Тема сегодняшнего урока: Царство грибов.

Учащиеся: Мы узнаем, какие бывают грибы.

Учащиеся: У них особое строение.

Учащиеся:  Сегодня мы узнаем строение гриба.

Учащиеся: Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Учащиеся: Мы будем учиться классифицировать грибы.

3

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, какие грибы вы знаете?

Учитель: Что общего строении все грибов?

Учитель: Что такое грибница,  какую роль она выполняет?  Найдите информацию в учебнике на с. 112.

Учитель: Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?

Учащиеся: шампиньоны, дубовики, белый гриб, вешенки, опята....

Учащиеся:  У гриба есть шляпка, ножка и  грибница.

Учащиеся читают текст учебника и ищут ответ на поставленный вопрос. Затем, учащиеся дают верный ответ на базе прочитанного.

Учащиеся сравнивают грибы и растения

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.

4

Самостоятельная творческая работа

Учитель: Теперь, изготовим модель гриба. Достаем пластилин.

Учитель: Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?

Учитель: Назовите части гриба.

Учитель: Чем ваши  модели гриба отличается от настоящего гриба?

Учитель идет вдоль парт и смотрит на то, что слепили дети.

Учитель: Какие разные модели грибов у вас получились! Расскажите, кто какой гриб слепил.

Учащиеся лепят гриб из пластилина.

Учащиеся: Чтобы знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.

Учащиеся: Шляпка, ножка, грибница.

Учащиеся: Размером, формой цветом, запахом…

Дети называют грибы.

5.

Физкультминутка

Учитель: Вы хорошо потрудились. Теперь отдохнем минутку.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.

Учащиеся: Встают и делают легкую разминку.

6.

Обмен информацией

Учитель: Разложим ваши грибы в корзинки.

Учитель:  У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы?

Учитель:  Какое действие мы будем осуществлять?

Учитель: А вы, ребята, (обращаюсь к "грибникам") проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.

- Проверим, правильно ли вы распределили грибы?

Учитель: Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его. 

Учитель: Что нового узнали о группах грибов?

Учитель:  Ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов?

Учитель:  Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный.  Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить  грибы-двойники.

Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.

Учащиеся: Съедобные или несъедобные

Учащиеся: Мы будем классифицировать.

(Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки)

Учащиеся: Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу. 

И т.д.

Учащиеся читают текст на с. 100 в Атласе-определителе, 3 абзац.

Учащиеся: Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный!

Учащиеся: Уметь классифицировать грибы по определённому признаку.

Учащиеся:  Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.

7.

Работа в парах

Учитель:  Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?

Учитель:  Встречаются ли эти грибы в нашей местности?

Учитель:  Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы? С кем вы ходите в лес? Как вы собираете грибы?

Учитель: Теперь, обсудите с соседом по парте правила сбора грибов.

Учитель: Какие правила вы сформулировали?

Учитель: А теперь ознакомьтесь с теми правилами, которые указаны в учебнике и назовите то, что Вы забыли упомянуть.

Учитель: Что может случиться, если не соблюдать эти правила?

Учитель: Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы?

Учитель: Учёные – биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112. Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса.

Учитель:  Какие меры принимаются  по охране природы в России?

Учитель: Эти грибы занесены в Красную книгу России.

Учитель:  С какой целью их занесли в Красную книгу?

Дети делятся на пары. Затем, читают текст, выделяют  отличительные признаки грибов-двойников.

Учащиеся:  Да, встречаются.

Ответы детей по парам с опорой на информацию из учебника. Каждая пара называет один гриб-двойник.

Дети поднимают руки.

Ответы детей.

 

 

 

Учащиеся обсуждают и формулируют правила.

Называют правила.

Сравнивают правила.

Ответы детей.

Учащиеся:  Грибы исчезнут.

Ответы детей.

Ответы детей.

Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.

Учащиеся: Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли.

8.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, подведём итог урока.

Учитель: Какие цели ставили в начале урока?

Учитель: А теперь оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.

 Учитель:  Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока.

Учитель: Что полезного узнали на уроке? Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?

Учащиеся: Называют цели урока.

Прорабатывается каждая цель.

Дети оценивают, проговаривают каждую цель, поясняют почему так оценили.   

Ответы учащихся.

9.

Домашнее задание.

Учитель: А теперь запишем домашнее задание. Вам нужно выполнить задание 1 на странице 116.

Найдите интересную информацию о грибах. В этом вам поможет и  атлас-определитель.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Итог: 45 минут

Литература

1. ФГОСТ НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

Научная литература:

2. Выготский Л.С. Психология – М.: Эксмо, 2012

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010

4. Зуева Т.Г. Формирование универсальных учебных действий при изучении химии: Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012.

5. Игнатова И. Б. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ /Теория и практика общественного развития №1, 2011. Краснодар, ООО Издательский дом "ХОРС", 2011. – С.164-168

6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 2007.

7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008

8. Осипова Г.И.Опыт организации исследовательской деятельности школьников – М.: Прогресс, 2008

9. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М.: АРКТИ, 2005

10. Педагогический энциклопедический словарь – М.: Российское энциклопедическое изд-во, 2012

11. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике:на основе сравнительного анализа.автореф. дисс на соискание степени к.п.наук – Екатеринбург, 2007.

12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов – М.: ВЛАДОС, 2012.

13. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 2012

14. Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2009.

15. Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2012

16. Сердюк М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2002

17. Стернберг В.Н. Теория и практика "метода проектов" в педагогике ХХ века: дис. канд. пед. наук. Владимир, 2002

18. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей – Ярославль: Академия развития, 2013

19. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Академия, 2011

Периодические издания и интернет-источники:

20. Бондаренко А. И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе / Начальная

21. Варакина Л.В. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.61 – 63

22. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции "Формирование смысложизненных ориентаций учащихся" // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал: 10 номеров в год. – 2012. – № 1. – С. 16-25

23. Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Нач. школа плюс До и После.-2007.-№9 – С.67-69

24. Каменная В. А. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС второго поколения // Завуч начальной школы. № 3, 2013 С.53- 61

25. Петунин О. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС // Инновации в образовании, № 1. 2014. – С. 20-26.

26. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. №9. С. 9-17.

27. Попова И.Н Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование№ 1, 2013. С.219 – 226

28. Савенков А.И. Методы организации продуктивного педагогического взаимодействия // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 58.

29. Савенков А.И. О методах и формах исследовательского обучения в истории педагогики // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 1. – С. 45.

30. Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников в процессе изучения природы // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 1. – С. 78.

31. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2007. – № 3. – С. 14-24.

32. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10

33. Яннова И. Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских.- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2007-2008.

Приложение 1.

Лист юного исследователя

1. Что такое вода? _____________________________________________________________

2. Какая она бывает? _____________________________________________________________

3. Свойства воды

опыт

№ 1_____________________________________________________________

опыт

№2 _____________________________________________________________

опыт №3_____________________________________________________________

опыт

№4 _____________________________________________________________

опыт №5_____________________________________________________________

4. Какую химическую формулу имеет вода? _____________________________________________________________

5. В каких трех состояниях существует вода в природе?

_____________________________________________________________

6. Нарисуйте схему круговорота воды в природе _____________________________________________________________

7. Какое значение вода имеет для человека?

_____________________________________________________________

8. Почему чистой воды на Земле остается все меньше?

_____________________________________________________________

9. Как человек должен беречь воду?