Формирование и управление финансовыми ресурсами предприятия

Формирование и управление финансовыми ресурсами предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Назначение и классификация финансовых ресурсов

В процессе управления финансовой системой предприятия решаются вопросы получения финансовых ресурсов, управления финансовыми ресурсами и их использования. Основой деятельности производственного предприятия является производство, и соответственно движение денежных средств обусловливается движением материальных ресурсов. Другими словами, отраслевые особенности предприятия, его размеры, продолжительность производственного цикла изготовления продукции определяют структуру и способы финансирования конкретного вида предпринимательской деятельности.

Финансовые ресурсы предприятия – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства [15, с. 13].

Финансовые ресурсы предприятия образуются в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов путем получения денег за проданные товары, производимые ими, а также мобилизации средств на финансовом рынке (продажа своих акций, получение дивидендов, взятие кредитов и т. д.). Все это находит свое отражение в наличии огромного количества потоков денежных средств, финансовых зависимостей, образующих финансовые отношения. Их участниками являются:

- государственные органы, владеющие, распоряжающиеся и распределяющие государственные денежные ресурсы, возникающие в результате платежей и налогов и формирующие государственный и местный бюджеты;

- предприятия, учреждения и организации всех отраслей и сфер экономики и предпринимательства, получающие денежные средства от потребителей их продукции и расходующие последние на приобретение факторов производства, уплату налогов и накопления;

- население (семьи и индивиды), получающие деньги от государства, предприятий, предпринимателей в виде зарплаты, пенсий, стипендий, пособий, дарений и расходующие их на приобретение потребительских товаров и услуг и на накопление [14, с. 245].

В условиях рыночной экономики финансисты оперируют чаще понятием "капитал", являющимся для финансиста-практика реальным объектом, на который он может постоянно воздействовать с целью получения новых доходов фирмы. В этом качестве капитал для финансиста – объективный фактор производства. Таким образом, капитал – это часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

В такой трактовке принципиальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом фирмы состоит в том, что на любой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу фирмы. При этом равенство означает, что у фирмы нет никаких финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот. Однако это вовсе не значит, что чем ближе размер капитала приближается к размеру финансовых ресурсов, тем эффективнее фирма работает.

В реальной жизни равенства финансовых ресурсов и капитала у работающей фирмы не бывает. Финансовая отчетность во всем мире строится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом обнаружить невозможно. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы как таковые, а их превращенные формы – обязательства и капитал.

Принимая во внимание изложенное, можно сделать следующие важные выводы:

- если строго следовать ранее сделанной посылке, что все налоги и сборы, являясь частью финансовых обязательств фирмы, могут взиматься исключительно из ее доходов, то в качестве доходов в данном контексте можно использовать лишь вновь созданную стоимость фирмы за определенный промежуток времени, а вернее, ее валовой доход. По общепринятым в международной финансовой практике стандартам доходы любой фирмы в зависимости от вида ее деятельности принято разделять на доходы от операционной (основной), инвестиционной и финансовой деятельности;

- в практической деятельности люди сталкиваются, как правило, не с сущностными категориями, а с их превращенными формами, поэтому в стандартной финансовой отчетности из практической целесообразности отражаются именно они [29, с. 69].

Различные авторы предлагают различную классификацию финансовых ресурсов предприятия в зависимости от того, какой фактор ложится в основу анализа, так Бланк И.А. предлагает следующую классификацию:

1. По титулу собственности формируемые предприятием финансовые ресурсы подразделяются на два основных вида – собственные и заемные. В системе управления финансовой безопасностью предприятия, такое разделение финансовых ресурсов носит определяющий характер.

Собственные финансовые ресурсы характеризуют общую стоимость денежных средств предприятия и их эквивалентов, принадлежащих им на правах собственности, то есть составляющих часть его собственного капитала.

Заемные финансовые ресурсы характеризуют привлекаемый предприятием капитал во всех его формах на возвратной основе. Все формы заемных финансовых ресурсов, формируемых предприятием для осуществления предстоящей хозяйственной деятельности, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

2. По группам источников привлечения по отношению к предприятию выделяют финансовые ресурсы, привлекаемые из внутренних и внешних источников.

Финансовые ресурсы, привлекаемые из внутренних источников, характеризуют собственную их часть, формируемую непосредственно на предприятии для обеспечения его развития. Основу собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников, составляет чистая прибыль предприятия.

Финансовые ресурсы, привлекаемые из внешних источников, характеризуют ту их часть, которая формируется вне пределов предприятия. Она охватывает привлекаемый со стороны как собственный, так и заемный капитал. Состав этой группы источников формирования финансовых ресурсов предприятия, довольно многочисленный.

3. По временному периоду привлечения выделяют следующие виды финансовых ресурсов:

- финансовые ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе. Они состоят из собственных финансовых ресурсов предприятия, а также из заемных их видов, привлекаемых на срок более одного года. Совокупность собственного и долгосрочного заемного капитала, сформированного предприятием, характеризуется термином "перманентный капитал". Финансовые ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе, являются основным объектом управления процессом их формирования в системе финансовой безопасности предприятия.

- финансовые ресурсы, привлекаемые на краткосрочной основе. Они формируются предприятием на период до одного года. В управлении финансовой безопасностью они используются обычно для удовлетворения временных хозяйственных потребностей предприятия.

4. По уровню удовлетворения финансовых потребностей предприятия совокупный объем сформированных финансовых ресурсов подразделяется следующим образом:

- финансовые ресурсы, недостаточные для полного удовлетворения финансовых потребностей предприятия. Такой уровень формирования финансовых ресурсов не позволяет в полной мере обеспечить реализацию главной цели управления финансовой безопасности – создать достаточный потенциал устойчивого роста предприятия в предстоящем периоде.

- финансовые ресурсы, полностью удовлетворяющие финансовые потребности предприятия. Такое состояние формирования финансовых ресурсов характеризует полную их сбалансированность с объемом финансовых потребностей предприятия.

- финансовые ресурсы, превышающие финансовые потребности предприятия. Такое состояние формирования финансовых ресурсов проявляется в ряде случаев при создании нового предприятия, в частности, акционерного общества (когда капитал формируется с учетом финансовых потребностей отдаленной перспективы), или на последних стадиях его жизненного цикла (когда инвестиционная активность предприятия снижается). Значительный избыток финансовых ресурсов над потребностью в них отнюдь не свидетельствует о более высоком уровне защищенности финансовых интересов предприятия, так как в этом случае реализуются угрозы потери стоимости капитала от инфляции, во времени и т. д. [9, с. 231].

Профессор Поляк Г.Б. предлагает следующую классификацию финансовых ресурсов, которая представлена в приложении 1.

Предложенная классификация строится на основании источников поступления финансовых ресурсов предприятия [22, с. 86].

Таким образом, можно сказать, что финансовые ресурсы предприятия образуются в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов путем получения денег за проданные товары, производимые ими, а также мобилизации средств на финансовом рынке. Финансовые ресурсы предприятия – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. В процессе управления финансовой системой предприятия решаются вопросы получения финансовых ресурсов, управления финансовыми ресурсами и их использования.

Порядок формирования, распределение и использование финансовых ресурсов

Основной целью формирования финансовых ресурсов предприятия является полное удовлетворение его финансовых потребностей, обеспечивающих предусмотренные темпы его устойчивого роста в предстоящем периоде.

С учетом этой цели процесс формирования финансовых ресурсов предприятия строится на основе следующих принципов:

1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия. Процесс формирования объема и состава финансовых ресурсов предприятия подчинен целям обеспечения устойчивого его роста на всех этапах стратегического периода. Обеспечение этой перспективности формирования финансовых ресурсов предприятия достигается в процессе долгосрочного планирования их объема и состава.

2. Выделение в общем объеме финансовых ресурсов инвестиционной их части. Общая потребность в инвестиционных ресурсах предприятия основывается на расчетах объемов инвестирования, обеспечивающего реализацию, как корпоративной его стратегии, так и функциональных его стратегий, а также стратегий отдельных бизнес-единиц.

3. Обеспечение оптимальной структуры источников формирования финансовых ресурсов с позиций финансовой безопасности предприятия. Оптимальная структура источников формирования финансовых ресурсов обеспечивает финансовое равновесие предприятия в процессе его стратегического развития.

4. Минимизация стоимости привлечения финансовых ресурсов по каждому из источников их формирования. Такая минимизация способствует снижению средневзвешенной стоимости капитала предприятия, а соответственно и росту уровня его финансовой рентабельности.

Реализация этих принципов составляет основное содержание процесса управления формированием финансовых ресурсов предприятия в системе обеспечения его финансовой безопасности [22, с. 51].

Успешное развитие предприятия при прочих равных условиях зависит от мобилизации всех источников получения финансовых средств.

Источники формирования средств предприятия представлены в приложении 2.

Из них наиболее важными для предприятия с точки зрения их величины и самостоятельности являются финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств, а также заемные средства. При этом важно отметить, что каждый источник, приведенный приложении 2, характеризуется спецификой своего образования. Так, например, получение прибыли связано со многими обстоятельствами. Условно их можно разделить на четыре основные группы.

Первая группа – это выбор производства таких товаров и оказания услуг, которые пользуются спросом у населения (миссия предприятия).

Вторая группа – это умелое использование производственных и хозяйственных факторов, обеспечивающих выпуск товаров с издержками производства ниже общественно необходимых и высокого качества.

Третья группа связана с умением эффективно осуществлять сбыт продукции и снабжение производства сырьем, материалами и т. д. по приемлемым ценам.

Четвертая группа включает в себя факторы экономического роста на основе расширения производства, внедрения новых технологий, техники и освоения новых продуктов, позволяющих обеспечивать получение прибыли.

Потребности в финансовых средствах, как показывает практика, возникают в краткосрочном и долгосрочном планах. Основными их источниками являются собственные и заемные средства.

Практика выработала две формы их обеспечения. Одна представляет собой собственные средства, включающие в себя: уставный капитал, резервный фонд, фонды накоплений, целевые финансовые поступления, средства от других организаций и частных лиц, поступления от сдачи имущества в аренду, нераспределенную прибыль прошлых лет, прибыль отчетного года. Вторая – заемные средства, включающие в себя долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы банков и организаций.

Вместе с тем практика свидетельствует о том, что собственные средства, как правило, используются на расширение производства, модернизацию оборудования и на долгосрочную перспективу. Наиболее предпочтительным источником подобного финансирования является нераспределенная прибыль. Но если этих средств не хватает, то прибегают к заемным средствам. Основными формами их получения являются кредиты, ссуды, лизинг и т. д.

В ходе текущей деятельности финансовые средства могут понадобиться на пополнение запаса на складе или оплату непредвиденных расходов. Эти потребности носят, как правило, краткосрочный характер. Их финансирование осуществляется преимущественно за счет заемных средств в форме взятия кредита. На практике различают две основные его формы – коммерческий и банковский кредиты.

Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме продавцами товаров их покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. В развитых странах коммерческий кредит составляет 20-30% всех кредитных сделок. В России в силу нестабильной экономической среды и недостаточного количества эффективно-хозяйствующих субъектов рынка он получил несколько ограниченное распространение.

Банковский кредит предоставляется в виде денежных ссуд коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями (различные инвестиционные фонды, финансовые компании и т. д.).

Кредиты выдаются, как правило, под залог или гарантии. Наиболее распространенной формой обеспечения кредита являются банковские гарантии, товарораспорядительные документы, товары, недвижимое имущество, наличные депозиты и векселя.

Если заемщик не в состоянии выплатить ссуду, залог может перейти в собственность ссудодателя. Под залог могут быть выставлены счета дебиторов. В данном случае деньги, полученные в уплату за товар, отправляются в банк на счет ссудодателя. Положительной стороной данного вида финансирования является более низкий процент за получение кредита по сравнению с необеспеченным займом.

Особый вид обеспечения банковского кредита – залог недвижимости. В этом случае выдаваемые ссуды называются ипотечным кредитом [12, с. 198].

Помимо вышеназванных кредитов в практике финансирования предприятий применяются такие формы, как: кредитная линия, аккредитив, факторинг, автоматически возобновляемый кредит, кредит с платежом в рассрочку, факторинг.

Кредитная линия. Банк дает фирме определенную сумму до определенной величины на повторяющейся основе и на короткий срок (как правило, до одного года) при условии, что у банка есть свободные средства. Цель кредитной линии заключается в ускорении процедуры займа денег, чтобы фирме не приходилось каждый раз подавать новую заявку на рассмотрение. Обычно банк начисляет комиссионные проценты, на свои обязательства, предоставив предприятию денежные средства в объеме неиспользованной кредитной линии.

Преимуществами в данном случае являются: достаточно легкий и незамедлительный доступ к финансированию в условиях стесненного денежного рынка, возможность использовать заемные средства в нужном объеме, немедленное возвращение долга при поступлении ожидаемых средств. Целесообразно пользоваться кредитной линией и тогда, когда предприятие работает по большим конкретным проектам в течение длительного времени и рассчитывает получать незначительные или не получать вовсе денежные средства до окончания работ. Недостатки кредитной линии объясняются необходимостью предоставлять имущественный залог и дополнительную финансовую информацию для банка-кредитора. Осуществляя заем по кредитной линии, предприятие иногда имеет компенсационный остаток (счет без начисления процентов) для конкретного банка. Этот остаток бывает в количестве процентного дохода с займа и, следовательно, увеличивает стоимость предоставленной ссуды. Компенсационный остаток может распространиться и на неиспользованную часть кредитной линии, тогда в данном случае размер процентной ставки уменьшается [25, с. 138].

Аккредитив – документ, выпущенный банком и гарантирующий оплату переводного векселя клиента на определенную сумму в течение указанного периода. Фактически кредит банка заменяется кредитом покупателя, при этом риск продавца снижается до минимума. Оплата может быть произведена по предоставлении доказательств произведенной отгрузки или после выполнения других условий. Аккредитивы используются преимущественно в международной торговле.

Существуют различные виды аккредитивов, например товарный, обычно выставляемый в пользу третьей стороны, или подтвержденный, который предоставляется корреспондентским банком и гарантируется выставляющим банком. Преимущества такого вида финансирования состоят в том, что компании не требуется производить авансовые выплаты за отгрузку товара, используя средства, которые могут быть применены в другом коммерческом деле.

Автоматически возобновляемый кредит – соглашение между банком и заемщиком, в котором банк обязуется предоставлять ссуды до определенной общей суммы в течение соответствующего периода, при этом векселя являются краткосрочными (обычно 90 дней). Когда ссуда выплачена, денежные средства в объеме, равном выплаченной сумме, снова могут заимствоваться на условиях того же соглашения. Преимущества такого кредита – это возможность немедленного кредитования и минимальные ограничения (по сравнению с кредитной линией), а основной недостаток – ограничения, налагаемые банком.

Кредит с платежом в рассрочку требует ежемесячных выплат процентов и основной суммы ссуды. Когда сумма ссуды достигает определенного (небольшого) предела, предприятие может получить возможность повторно финансироваться по более низкой процентной ставке. Преимущество этого вида ссуды в том, что она обычно точно соответствует сезонным финансовым потребностям предприятия. Ссудный процент по кредиту может оплачиваться как при наступлении срока платежа (обычный процент), так и авансом (дисконтирование ссуды). Когда он выплачивается авансом, сумма заемных средств уменьшается, а реальная процентная ставка увеличивается.

Факторинг – это один из наиболее дорогостоящих источников финансирования. Смысл его состоит в том, что предприятие продает свои дебиторские счета с большой скидкой. Уровень скидки зависит от длительности дебиторской задолженности (невозвращение долгов) [25, с. 147].

К внутренним счетам финансирования относят обычно ускорение инкассо дебиторских счетов и сокращение расходов.

Привлеченный капитал, как свидетельствует зарубежная практика, – это средство, поступающее на предприятие за счет займа ссудных организаций или через продажу долговых обязательств. Долгосрочные ссуды обычно дороже, чем краткосрочные, так как в долг идет более значительная сумма, а дата возврата денег удалена во времени. Долгосрочные ссуды, как правило, выдаются под определенное обеспечение (недвижимость, оборудование, ценные бумаги). Если фирма не в состоянии получить деньги у финансовой организации, она может выпустить в продажу облигации. Последние являются долговой распиской фирмы.

Собственный капитал создается за счет продажи акций. Новые акции, как свидетельствует опыт зарубежных стран, обычно выпускаются по более высокой стоимости, чем старые. Считается, что предприятие на протяжении какого-то времени добивается устойчивой эффективности своей работы, поэтому стоимость его акций должна быть выше первоначальной. Поскольку дивиденды не вычитаются из налогооблагаемой прибыли, последняя уменьшается на сумму дивидендов, а, следовательно, может сложиться такое положение, что выгоднее будет брать кредит. Однако получить кредит на большую сумму денежных средств не всегда удается. Из вышеизложенного следует, что существуют различные источники финансирования. В связи с этим задачей руководства предприятия является поиск таких источников финансирования, которые обеспечивали бы получение денежных средств по самой низкой стоимости, а их использование приносило бы наибольшую прибыль. Распределение финансовых ресурсов предприятия представлено на рис. 1.

Формирование и управление финансовыми ресурсами предприятия

Рис. 1. Распределение финансовых ресурсов предприятия

Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:

- финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

- реальные и финансовые инвестиции;

- образование денежных фондов специального назначения;

- платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

- погашение кредитов и ссуд;

- благотворительные цели [14, с. 125].

Таким образом, можно сказать, что финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности, а основным направлением использования финансовых ресурсов предприятия является финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Методы управления финансовыми ресурсами предприятия

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:

- выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизация рыночной стоимости фирмы;

- приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

- рост объемов производства и реализации;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

- обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия [11, с. 37].

Таким образом, управление финансовыми ресурсами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его развития.

Управление финансовыми ресурсами предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

На первом этапе изучается общий объем формирования финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного и заемного капиталов темпам прироста имущества и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных и заемных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного и заемного капиталов за счет различных источников.

На третьем этапе анализа оценивается достаточность финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в отчетном периоде.

На четвертом этапе, проводится оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных и заемных финансовых ресурсов [29, с. 93].

Основными методами, связанными с оценкой и последующим управлением финансовыми ресурсами являются методы экономического анализа и в частности финансовый анализ. На основании финансового анализа текущего состояния ресурсов предприятия проводится разработка рекомендаций, которые позволили бы оптимизировать их структуру.

Финансовый анализ проводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности, что позволяет более эффективно управлять финансовыми потоками. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные [17, с. 52].

1. Дескриптивные модели – это модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним можно отнести построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, систему аналитических коэффициентов, аналитические записи к отчетности.

Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией в предыдущем периоде или за более длительный промежуток времени. В зависимости от вкладываемого смысла горизонтальным анализом также называют сравнение статей актива и пассива баланса и сравнительный анализ статей форм отчетности одного предприятия с другими предприятия данной отрасли.

Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией ряда предыдущих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем.

Вертикальный анализ – это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением изменения каждой позиции по сравнению с предыдущим периодом.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет соотношений отдельных показателей позиций отчета с позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Относительные показатели подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических методов исследования. Он может быть прямым (собственно анализ) и обратным (синтез) [23, с. 107].

2. Предикативные модели – это модели прогностического характера, которые используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа, модели ситуационного характера.

3. Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с, ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов и к анализу отклонений фактических данных от их нормативов.

Любая из форм финансового анализа осуществляется по следующим основным этапам:

- отбор и подготовка к аналитическому исследованию необходимой исходной финансовой информации;

- аналитическая обработка отобранной исходной финансовой информации, формирование аналитической информации;

- интерпретация полученной аналитической информации;

- оценка результатов проведенного анализа;

- подготовка выводов и рекомендаций проведенного анализа.

В целом, ключевыми проблемами предприятий в области управления финансовыми ресурсами являются:

- управление финансовыми потоками;

- дефицит денежных средств;

- составление финансового плана, бюджетирование;

- освоение системы управленческого учета;

- антикризисное управление;

- разработка финансово-экономической стратегии;

- управление затратами;

- оргструктура финансовой службы и др. [27, с. 68].

Управление финансовыми ресурсами фирмы, ввиду многовариантности его проявления, на практике невозможно осуществлять без профессиональной организации этой работы.

Долгое время в отечественной практике финансовые службы предприятий не имели самостоятельного значения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий. Реальные последствия имела только работа бухгалтерии, то есть было целесообразным объединять финансовую работу с бухгалтерской в рамках одной службы – бухгалтерии.

Такая практика организации финансов существовала и существует до сих пор на большинстве российских предприятий. Но руководителю предприятия следует принять во внимание, что одновременно быть хорошим бухгалтером и хорошим финансистом человек не может.

Главное в работе бухгалтера – способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.

Совсем другое требуется от финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой трансакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде.

Сопоставляя особенности двух профессий, не следует забывать об очень тесной взаимосвязи между ними, которую кратко можно выразить так: если бухгалтер фиксирует денежное значение осуществленных трансакций, отображая их в итоговом документе – балансе, то финансист формирует эти значения из множества неизвестных. В сущности, все функции по поиску значений этих неизвестных и есть финансовая работа.

Сегодня предприятие при организации адекватной времени финансовой работы сталкивается с большими трудностями. Опыт успешно работающих фирм показал, что кратчайший путь разрешения этой проблемы находится в руках руководителя предприятия. Сегодня признание получили два подхода к реорганизации финансовой службы фирмы:

1. Если руководитель – профессиональный финансист, он сам координирует реорганизацию финансовой службы. Это оптимальный вариант, но в отечественной практике это скорее исключение, чем правило.

2. Руководитель, понимающий задачи и функции современной финансовой службы фирмы, но, не будучи профессиональным финансистом, не знающий тонкостей этой профессии, привлекает стороннюю организацию для постановки и внедрения на практике необходимой модели организации финансовой работы [26, с. 262].

Независимо от выбранного подхода к реорганизации финансовой службы, фирма стремится к созданию некой стандартной модели организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям. Принципиальная схема этой модели показана на рис. 2. Приведенная схема нетиповая, а состав ее элементов может варьировать в зависимости от вида компании, ее размеров и прочих факторов.

Формирование и управление финансовыми ресурсами предприятия

Рис. 2. Организационная структура управления финансовыми службами

Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера.

Тем самым подчеркивается исключительная важность этой функции. Вне зависимости от организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

Таким образом, управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Основными методами, связанными с оценкой и последующим управлением финансовыми ресурсами являются методы экономического анализа и в частности финансовый анализ. На основании финансового анализа текущего состояния ресурсов предприятия проводится разработка рекомендаций, которые позволили бы оптимизировать их структуру.

Обобщая все вышеизложенное можно сказать, что финансовые ресурсы предприятия – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. Они образуются в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов путем получения денег за проданные товары, производимые ими, а также мобилизации средств на финансовом рынке.

Основным направлением использования финансовых ресурсов предприятия является финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Управление же финансовыми ресурсами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его производственного развития.

Литература

4. Акимов В.В., Мерзляков В.Ф. Экономика отрасли. Строительство. – СПр.: Инфра-М, 2010. – 304 с.

5. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 2008. – 231 с.

6. Безбородова Т.И. Анализ финансовой отчётности. – Пенза: Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, 2008. – 207 c.

7. Бочаров В. Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 192 с.

8. Бочаров В. Финансовый анализ. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с.

9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

10. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. – М. Финансы и статистика, 2009. – 720 с.

11. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2009. – 327 с.

12. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2010. – 576 с.

13. Гладкий А. Бухучет и финансы для руководителей и менеджеров. – М.: Кнорус, 2009. – 240 с.

14. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия). – М.: Омега, 2010. – 472 с.

15. Иванова Е.Н. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия. – СПб.: Дашков и К, 2010. – 794 с.

16. Карлик. А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятий: Учебник для вузов. – М. – ИНФРА-М, 2010. – 464 с.

17. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 627 с.

18. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: Дис, 2009. – 381с.

19. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. 9-е изд., испр., измен. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 912 с.

20. Левин Д.Н. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2009. – 169 с.

21. Мальцев В.А. Финансовое право. Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 368 с.

22. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 640 с.

23. Попова Р.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 208 с.

24. Савчук В.П. Финансовый анализ деятельности предприятия. – М.: Кнорус, 2008. – 346 с.

25. Скоун Т. Управленческий учет. – М.: Юнити, 2008. – 237 с.

26. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика. – М: Перспектива, 2010. – 656 с.

27. Сысоева С.В. Большая книга директора магазина. – М.: Дашков и К, 2010. – 416 с.

28. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия. – СПб.: Академия, 2009. – 384 с.

29. Толпегина О.А. Анализ финансовой отчётности: Учебное пособие. – М.: МИЭМП, 2009. – 196 с.

30. Черненко А.Ф., Илышева Н.Н., Башарина А.В. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия. – М.: Кнорус, 2009. – 210 с.

31. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 312 с.

32. Ширяев Р., Финансовое состояние предприятия. – М.: Экономист, 2009. 543 с.

33. Агафонова М.В. Особенности и методика оценки стоимости финансовых ресурсов // Планово-экономический отдел. – 2012. – №5 – С. 39.

34. Гарифулин А.Ф. Финансирование инвестиций посредством лизинга // Справочник экономиста. – 2011. – №9 – С. 62.

35. Горицкая Н. Управление финансами // Финансовый директор. – 2009. – №11 – С. 57.

36. Лытнев О.Н. Финансовые ресурсы предприятия // Финансовый менеджмент. – 2011. – №6 – С. 81.

37. Солдатов В. Модель управления финансовыми ресурсами // Экономика предприятия. – 2010. – №9 – С. 16.