Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами трудовой деятельности

В настоящее время в России остро стоит проблема эстетического воспитания детей. Именно эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится трудовая деятельность. Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте развивается склонность к познанию окружающего мира и творческому созиданию. Именно поэтому эстетическое воспитание с использованием трудовой деятельности в ДОУ очень важно и требует глубокого изучения.

Понятие и сущность эстетического воспитания

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке. Многие ученые обращали внимание на роль эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Так Э. В. Ильенков говорил об эстетическом воспитании как развивающем способность воображения и, в конечном итоге, чувство красоты, без которого невозможно представить себе человеческую жизнедеятельность: "Эстетическое воспитание связано, прежде всего, с развитием способности воображения, понимаемого не как способность выдумывать то, чего нет, а как способность (умение) видеть то, что есть, то, что находится перед глазами. А это – умение не врожденное, а благоприобретаемое, умение, имеющее свои уровни развития. При этом способность видеть то, что есть на самом деле, встречается ничуть не чаще, чем способность тонко и глубоко мыслить. Человек, лишенный воображения, – точнее, с неразвитым воображением, – видит в окружающем мире лишь то, что он уже заранее знает, – то, что словесно зафиксировано в его сознании, в его психике. Вот с этой-то стороны эстетически развитая способность воображения как раз и связана с тем самым таинственным чувством красоты, которое всегда доставляло столько хлопот теоретической эстетике и философии".

Рассмотрим точку зрения Б. Т. Лихачева, который утверждает, что в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:

  • чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
  • теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
  • необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:
  • идейно – нравственное и художественное воспитание,
  • обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
  • развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.

Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б. Т. Лихачев видит цель как становление нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту. Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Т. е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается "глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям".

А. Ф. Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира.

Часто можно столкнуться с тем, что "эстетическое" в контексте педагогики творчества понимается как имеющее отношение только к теории искусства, как некая обслуживающая отрасль. В. Т. Кудрявцев критикует современное эстетическое воспитание и "обслуживающие ее психолого-педагогические теории". Он считает, что современные теории эстетического воспитания утратили философскую глубину.

Значимость искусства как воспитательного элемента состоит в том, что оно учит не простому потреблению, а декодированию смыслов, заложенных в произведении искусства. Подобного рода эстетическое воспитание целиком зависит от таланта педагога, способного учить ребенка раскрывать глубинный смысл, замысел автора, природу явлений, их взаимосвязь в искусстве и реальной жизни, т. е. учить его мыслить, рассуждать, анализировать, а не сводить обучение только к механицизму, к муштре. Это сложная задача, так как мы имеем дело с необычными элементами коммуникации, такими, как музыкальный звук, движение, изображение, художественное слово и т. п.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимыми средствами формирования духовного мира детей являются: литература, скульптура, народное творчество, живопись, мир природы. Они пробуждают у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Они также тесно связаны с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Цель и задачи эстетического воспитания

Как и любая деятельность – эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую и конечную цели.

Ближайшая цель эстетического воспитания состоит в формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.

Конечная цель эстетического воспитания заключается в воспитании, обучении и подготовке всесторонне развитого и всесторонне подготовленного человека.

Определяют следующие задачи эстетического воспитания:

Во-первых, формирование эстетической культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания, которое выступает как важная составная часть воспитания. В ней подразумевается передача подрастающему поколению всего накопленного человеком опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни.

Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей – основа формирования широких интересов, потребностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность.

Во-вторых, задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развитие способностей эстетического воспитания таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это – задача развития эмоционально-чувственной сферы жизни человека, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитуемого с внешним миром.

В-третьих задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетически творческих способностей. Главное состоит в том, чтобы воспитывать, развивать такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного создателя, творца эстетических ценностей, которые позволяют ему не только наслаждаться красотой мир, но и преобразовывать его по законам красоты.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность

Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

К общим вопросам эстетического воспитания детей относятся:

  • организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок,
  • использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др.),
  • привлечение детей к художественной деятельности,
  • учет интересов, наклонностей детей.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов. Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка, поэтому его знания, развитие художественных способностей является первоочередным условием осознания ребенком себя как наделенной творческим потенциалом личности, воспитание в себе ответственности за свой талант, как Божий дар, стремление, преодолевая жесткие испытания, неповторимо реализовать свой талант. История мировой культуры знает много примеров, когда все это ребенок начинал осознавать в раннем возрасте. Поэтому каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, и его воспитанники вынашивают такие мечты.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Средства эстетического воспитания в дошкольном возрасте

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекая его к анализу через непосредственное включение в совместную деятельность.

Природа является и условием, и средством эстетического воспитания, она олицетворяет собой гармонию – основу красоты: разнообразие красок форм, звуков в их сочетании.

Искусство также выступает и условием и средством эстетического воспитания (изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр). Приобщение к нему зарождает в детской душе поистине эстетическое восприятие действительности, вызывая эмоциональные переживания – сострадания и сочувствия.

Условием и средством эстетического воспитания ребенка является и его художественная деятельность, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. В ней, как правило, присутствуют необходимые и взаимосвязанные воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Рассмотрим отдельные методы. Показ как метод используется при первичном знакомстве детей с предметом эстетической действительности. Для педагога важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было максимально сосредоточено на нем. При этом очень важным является эмоциональность педагога, показ им своих чувств и отношения к объекту.

Практические методы, к которым относятся показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и др. связаны с формированием умений и навыков художественной деятельности и, как правило, используются воспитателем в изобразительной деятельности и музыкальном воспитании детей.

Формы организации. Самостоятельная художественная деятельность и называется самостоятельной, поскольку возникает по инициативе самого ребенка. Она направлена на удовлетворение его потребностей сделать что-то самостоятельно. При этом руководство взрослого человека является опосредованным. Задача педагога заключается в том, чтобы, не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость.

Театрализованные игры и игры-драматизации, которые проходят под непосредственным руководством воспитателя (праздники, физкультурно-массовые развлечения и др.) также являются одной из форм эстетического воспитания дошкольников.

В руководимой воспитателями разнообразной эстетической деятельности дошкольников чаще всего применяется комплекс художественно-эстетических средств. Б.Т. Лихачев выделил следующие средства: природа, труд, общение, искусство, в частности, литература, живопись, музыка, игра и т.д. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания представленную на рисунке 1..

Согласно информации представленной на рисунке 1, эстетическое воспитание является многогранным явлением, реализуемым при помощи различных средств, каждое из которых представляет собой совокупность целого комплекса методик и научных разработок. Соответственно трудовая деятельность как способ эстетического воспитания в ДОУ играет большую роль.

Основные средства эстетического воспитания в педагогике

Основные средства эстетического воспитания в педагогике

Б.Т. Лихачев подчеркивает, что чрезвычайно большие возможности предоставляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа.

Однако существуют и другие классификации средств эстетического воспитания. Так, по мнению А.Г. Парфеновой средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

1. Эстетика быта.

Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

2. Произведения искусства.

Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева), произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др..). Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т.п.).

3. Природа.

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, "Времена года" П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.).

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.

4. Специальное обучение.

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т.п.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

Факторы, стимулирующие развитие самостоятельной деятельности

Факторы, стимулирующие развитие самостоятельной деятельности

6. Праздники.

С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов, которые классифицируют по различным критериям:

1. По главной педагогической цели.

К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

2. По общей и специальной направленности.

К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;

3. Методы обучения художественной деятельности.

Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий), словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей);

4. Методы развития художественно-творческих способностей детей.

Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо, широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:

  • игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;
  • песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;
  • демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;
  • рассказы-рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит труду, в частности труду учебному, являющимся основным видом труда школьника. Труд – умственный и физический – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде. Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Важно развивать способность видеть прекрасное в созидательном труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную эстетическую обстановку трудовой деятельности. Правильно организованный труд учителем всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Наибольшее удовлетворение и наслаждение вызывают у человека продукты его труда, слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде.

Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего гражданина, потребителя товаров и эстетически развитого члена общества.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Итак, различными способами эстетического воспитания важно пробудить у детей стремление утверждать красоту дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки в классе, квартире, в школе. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития детей являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение детей к ним.

Трудовая деятельности детей как средство эстетического воспитания

Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Я. А. Коменский и другие авторы, писавшие о трудовом воспитании, не показали, какое значение имеет труд для развития личности человека. Впервые этот вопрос был раскрыт Марксом и Энгельсом, которые подчеркивали важность соединения обучения с производительным трудом.

В опыте Роберта Оуэна, попытавшегося соединить работу детей на фабрике с обучением в школе, К. Маркс усмотрел "зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с преподаванием и гимнастикой не только как одно из средств увеличения общественного производства, но и как единственный способ приобщения детей к труду."

Психолого-педагогические основы трудового воспитания раскрыты в трудах П.Р. Атутова, СЛ. Батышева, Г.Н. Волкова, Ф.И. Иващенко, А.И. Кочетова, A.C. Макаренко, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина и др. Вопросы воспитания на народных традициях и средствами народного искусства рассмотрены в исследованиях АЛ. Бугаевой, Г.Н. Волкова, Н.М. Конышевой, Б.М. Неменского, М.А. Некрасовой, ТЛ. Шпикаловой и др. Определенный вклад в изучение народного творчества, путей реализации в образовательном процессе регионально-национального компонента внесли следующие ученые: Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, А.Г. Корнилова, КД. Неустроев, Т.Т. Саввинов, В.В. Акимов, Н.Г. Аммосова.

Ю.К Бабанский писал, что "трудовое воспитание осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности."

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – "Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…". Кроме того важность труда подчеркивали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание. В светский период считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Учеными-педагогами были определены ведущие задачи трудового воспитания:

  • научиться трудиться с радостью;
  • приучать работать качественно.

Современный этап отличается, "забвением" этой проблемы труда как способа эстетического воспитания. Однако невнимание к данному вопросу сулит лишь проблемы в развитии детей. Так как только труд способен расширить восприимчивость дошкольников к эстетической стороне жизни.

Обратимся к вопросу детского труда в системе эстетического воспитания. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что детский труд не создаёт общественно значимых материальных ценностей и носит воспитательный характер. Кроме того, труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. Важной чертой детского труда является его близость к игре.

В процессе труда дети приобретают трудовые, но не профессиональны навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого. Самостоятельными.

Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения и носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Задачи трудового воспитания дошкольников широко изучены в современной педагогике. В настоящее время выделяют две группы задач:

Помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью:

  • овладение трудовыми навыками и умениями;
  • овладение структурной деятельностью.

Развитие личности ребёнка в труде:

  • развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;
  • формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;
  • воспитание отношения к труду, – заложение основ трудолюбия.

Воспитывать уважение к людям и профессии.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя. Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.

Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.

Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Труд в природе обладает большими возможностями для решения задач нравственного, умственного и эстетического развития личности.

Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Умственный труд – улучшение качества труда (постиранное бельё, почищенная клетка), решение житейской задачи, собственное "открытие", обдумывание последовательности предстоящей деятельности всё это результат умственного труда.

Несомненно, важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.

Связь игры с трудом выражается на первых этапах в том, что дети 2-3 лет в игре отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Для воспитания интереса у младших дошкольников к самообслуживанию, для упрочнения трудовых навыков широко используются игровые приёмы, игры, занятия с показом действий, упражнений. Упражнения переносятся так же в игры детей с куклами (дети кукол одевают, причёсывают и т. д.) В младшем возрасте разнообразная трудовая деятельность связывается с играми детей. Например: уборка игрушек, мытьё игрушек, стирка кукольного белья и т. д. Дети 5 лет могу уже многое делать для своих игр. Часто труд может быть организован в форме игры.

У детей 6-7 лет большой интерес вызывает именно тот труд который организован в форме игры: "мастерская по починке и изготовлению игрушек" и т. д. Однако у детей 6-7 лет возможно воспитывать серьёзное отношение к труду, умение отличать труд от игры, осознавать необходимость труда, поступаться игрой, если нужно выполнить поручение.

У детей 6-7 лет появляется интерес к труду, если они понимают необходимость работы. Не смотря на то, что трудовая деятельность у дошкольников находиться на начальной стадии развития, она должна быть:

  • осмысленной
  • радостной
  • творческой.

Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:

  • инициатива
  • товарищеская взаимопомощь
  • хорошее выполнение работы
  • доведение её до конца.

Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить, что любой труд должен быть, прежде всего, целесообразным, необходимым, понятным, интересным и, конечно, выполняться детьми с удовольствием.

В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия. Кроме того, труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

Без сомнений, труд должен быть

  • посильным
  • доступным
  • хорошо организованным
  • дозированным по объему и во времени.

Воспитателю необходимо учитывать особенности физического развития детей. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.

В детском саду используются формы организации труда детей представленные на рисунке ниже.

формы организации труда детей

Формы организации труда детей

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-то из своих сверстников. Поручить значит обязать ребёнка выполнить какую либо работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения.

Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой 1974г.

Трудовые поручения по форме организации могут быть:

  • индивидуальными
  • подгрупповыми
  • общими

По продолжительности:

  • кратковременными
  • длительными
  • постоянными
  • одноразовыми

По содержанию:

  • соответствовать видам труда.

Дети 2-3 лет – с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Воспитатель привлекает к хозяйственно-бытовому труду, через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребёнка, что то сделать, сразу же при необходимости даёт советы, каким способом лучше выполнить поручение. Поручения в младшей группе: используются для:

  • поддержания труда
  • желание трудиться
  • обучение трудовым навыкам, умениям
  • формирования у детей уверенности в своих силах и способностях
  • удовлетворения потребности в общении со взрослыми
  • подготовки к другим формам труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги. Дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений. Овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Учатся доводить дело до конца. Видеть результаты своих трудовых усилий.

В старших группах поручения более сложны по:

1. содержанию

2. выполнению

3. по степени ответственности за результат.

Очень важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребёнка чувство ответственности. Воспитатель даёт общее поручение для 5-6 чел. Дети должны уметь согласовывать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценивать качество выполнения.

Для будущих школьников очень важно научиться самостоятельно продумывать организацию своего труда, последовательность выполняемых поручений. Воспитатель может тактично помочь советом, подсказкой, при этом обязательно показать, что ребёнок и сам в состоянии подумать, как будет выполнить поручение – с чего начать и т. д. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведения дела до конца.

В рамках использования труда в процессе эстетического воспитания большую роль играет правильная организация дежурства детей в ДОУ. Казалось бы, дежурство мало влияет на эстетическое воспитание, но это заблуждение. Итак, дежурство – предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурства как форма организации труда детей была впервые исследована З.Н. Борисовой в 1953г. Виды дежурст в ДОУ представлены на рисунке.

Основные виды дежурств

Основные виды дежурств

Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь няне, когда она накрывает столы к еде. Сначала воспитатель "дежурит" с 2-3 детьми и каждому даёт одно поручение. Начиная с 3х лет дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи, накрыть на стол. Затем задание усложняется: один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы, другой раскладывает ложкии т.д.

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка, доставить своим трудом радость другим детям, поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при – рисовании карандашами, красками, при лепке, – конструировании и аппликации. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте.

Дежурство в уголке живой природы должно быть организованно так, что бы в течении всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты.

Желательно, что бы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно "поговорить с животными, с рыбками и с растениями". Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Продолжительность дежурства бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

После того как поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов. Переходим к более сложной форме – общему, коллективному, совместному труду. Эта форма организации исследовалась Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайковой.

Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретённые трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую то часть работы самостоятельно.

Общий труд вводиться в средней группе.

Совместный труд, вводиться в старшей и подготовительной группах.

Совместный труд – предлагает взаимодействие детей, зависимость каждого – от – темпа, качества, работы других.

Цель – как и в общем труде единая, Р.С. Буре предлагает распределять детей по звеньям. Каждое звено имеет своё трудовое задание, а в нутрии звена дети работают цепочкой (один моет, другой протирает, третий ставит на место и т.д.). Качество и скорость работы одного ребёнка влияют на те же показатели другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. Дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.

Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:

  • договариваются о разделении труда
  • помогают друг другу (в случае необходимости)
  • болеют за качество общей, совместной работы.

При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их. Рассмотрим пример: C кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

По мнению Л.Г. Нисканен коллективный труд воспитывает:

  • чувство локтя
  • защищённость
  • взаимопонимание
  • создаёт положительный эмоциональный настрой, то, что А.С. Макаренко называл мажором в коллективе.

Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе.

Важную роль в системе эстетического воспитания посредством трудовой деятельности играет ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Существует несколько разных подходов к ознакомлению детей с трудом взрослых. В.И.Логинова, М.В. Крулехт рассматривают следующие подходы: ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых. Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.

Другие авторы такие как С.А. Козлов, А.Ш. Шахманова, полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком тружеником, с его отношением к труду и формировать представление, что профессия появляется в ответ на потребность людей (врач-лечит, учитель-учит).

Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Детей привлекают к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда детей и взрослых. Но в этих вопросах родителям нужна помощь педагога.

Итак, трудовая деятельность является едва ли не ключевым элементом эстетического воспитания дошкольников.

Литература

  1. Ильенков Э. В. К беседе об эстетическом воспитании // Интернет-журнал "Развивающее образование". 2006. № 1. С. 10–13.
  2. Лихачев Б.Т.Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, 2009
  3. Шацская В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье – М.: Знание, 1954
  4. Симаева И.Н., Кошелева Е. Сущность эстетического воспитания ребенка с позиций современной психологии// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. Вып.5: Педагогические и психологические науки- Калининград, 2012. С. 39-55.
  5. Зинченко В. П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 3–21.
  6. Ильенков Э. В. К беседе об эстетическом воспитании // Интернет-журнал "Развивающее образование". 2006. № 1. С. 10–13.
  7. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /. Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой – М.: Издательский центр Академия" 2012
  8. Кирилова Е.В. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности // Интернет-журнал Науковедение Выпуск № 6 (19) / 2013 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sovremennogo-esteticheskogo-vospitaniya-rebenka-posredstvom-hudozhestvennoy-tvorcheskoy-deyatelnosti
  9. Торшилова Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. – Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7 -С.45-49
  10. Ольховская К. В. Художественно – эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство // Образовательные проекты "Совёнок" для дошкольников. – 2014. – № 15, С.34
  11. Малыгина Е. Уметь видеть прекрасное. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5.-С.12-14
  12. Зубарева К. Хрестоматия по эстетическому воспитанию. – М.: Высшая школа, 2006.
  13. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977.
  14. Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.
  15. Василевская В. Учение К.Д.Ушинского о воспитании // Вестник РХД. – 1979. – III. – №129. С. 23
  16. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.: Проспект,2011
  17. Жданова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей. Ребенок в детском саду. – 2002. – №2. – С.22-25.
  18. Волошкина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений. Начальная школа. 2007. №3 – С.3-20.
  19. Бочарова Н.Е. Как приобщить детей к искусству. Дошкольное образование. – 2002. – № 11.- С.11-15
  20. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников – М.: Академия, 2012