Экономическое образование на уроках географии

Экономическое образование на уроках географии.

Статьи по теме
Искать по теме

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные, и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть "землеописательной" и "поисково-открывающей" дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного "мостика" между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

1. Значение экономических знаний в школьном курсе географии

В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

В период становления рыночных отношений принципиальным признаком является свободная ориентация и приспособление обучающихся к экономическому механизму регулирования рынка. Сегодня уже никто не спорит, нужны нам ли экономические знания. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый из нас выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин.

Экономическое образование в школьном курсе географии необходимо для развития у обучающихся экономической культуры и грамотности, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности современного общества. Помимо этого экономическое образование является неотъемлемой частью гражданского воспитания школьников. Курс школьной экономической географии раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции обучающихся, таких как: "я житель", "я работник", "я исследователь", при этом закладываются основы для воспитания сознательного члена общества, способного к активному труду.

Экономическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания, осуществляемого в школе. Под экономическим воспитанием понимается "систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления".

Важной задачей экономического воспитания школьников является воспитание у них готовности к экономической деятельности, которая предполагает потенциальную возможность выпускников школы, используя экономические знания, умения, навыки, трудиться эффективно, экономить продукты труда, бережно относиться к природной среде и рационально расходовать свободное время.

Экономическая общеобразовательная подготовка – это система экономических знаний, умений, навыков и привычек. Она является важным структурным компонентом готовности школьников к экономической деятельности. К числу экономических умений и навыков следует относить планирование, контроль, экономический счет и экономический анализ. При изучении основ наук в школе эти умения и навыки опосредуются спецификой предметов и деятельностью, в которой участвуют школьники. производства, но и в сфере распределения, обмена и потребления.

В нравственном воспитании мотивация поведения связана с экономической целесообразностью, так как моральные и идейно-политические установки исходят из общественно-экономических отношений.

Связь экономического и правового воспитания продиктована тем, что гражданское правосознание, включающее правовые требования и нормы нашего общества, находящее свое выражение в юридических законах, обусловлено экономическими закономерностями развития общества. Эффективность правового воспитания часто определяется показателями экономической деятельности во всех ее сферах.

Формирование эстетических понятий и вкусов не может не согласовываться с экономическими возможностями личности и общества. В этом заключается взаимосвязь эстетического и экономического воспитания. Эстетика труда и производства является средством гуманизации труда, повышения его эффективности и качества. С другой стороны, рационализация труда, повышение его эффективности и качества способствуют эстетическому развитию личности. Физическое воспитание помогает повысить производительность труда, что способствует улучшению экономического благосостояния общества. Вместе с тем физкультура и спорт не обходятся без материальной базы.

Существует единство и взаимосвязь экономического и экологического воспитания и образования. Они исходят из необходимости охраны окружающей среды, взаимодействия и взаимообусловленности процессов природы и технологии.

Основные задачи экономического воспитания:

– последовательное развитие у школьников экономического сознания и мышления; воспитание у детей стремления к труду как к средству наиболее полного удовлетворения своих потребностей, сознательного отношения к выбору профессии;

– вооружения умениями, навыками экономического анализа;

– воспитания определенных качеств характера (бережливости, расчетливости, практичности, деловитости, хозяйственности), воспитания культуры умственного и физического труда;

– овладения основами научной организации труда.

В настоящее время идет процесс усиления роли экономического воспитания, что обусловлено следующими факторами:

изменением хозяйственного механизма в стране, развитием рыночных отношений, переходом к экономическим методам работы и управления;

объективными потребностями в совершенствовании производительных сил и производственных отношений, растущим стремлением населения к овладению экономическими знаниями.

Результатом экономического образования и воспитания школьников является формирование их экономической культуры и нового типа экономического мышления.

Экономическая культура школьника – это единство его экономических знаний, убеждений и активной трудовой и общественной деятельности. Экономическая культура как одна из целей воспитания занимает важное место в учебно-воспитательном процессе.

Экономическое сознание – совокупность знаний, взглядов на экономическую жизнь. В общественное экономическое сознание входят не все экономические взгляды, а только общественно значимые. Экономическое сознание – это не только знания, но и отношение к ним.

Средствами формирования экономического сознания являются экономическое воспитание и образование. Экономическое сознание включает в себя теоретическое сознание как результат научного мышления и познания и эмпирическое сознание как результат практического познания и обыденного мышления. Теоретическое сознание получает свое выражение в экономических законах и категориях,которые представлены экономической наукой. Эмпирическое сознание определяет поступки, действия людей.

В процессе формирования экономических компетенций главными для учителя географии являются те методы и приемы, которые дают возможность обучающимся узнать новое, сформируют интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и практических умений в экономической сфере. Поэтому активизация познавательной деятельности у школьников рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию экономических компетенций.

Среди методов и приемов познавательной активности, в рамках курса экономической географии, можно выделить такие как:

– приемы сравнения, наглядность и иллюстративность, самостоятельная работа с различными источниками информации,

– эвристическая беседа,

– связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся,

– разработка и применение опорных схем, таблиц,

– использование проблемных ситуаций,

– исследовательская работа.

Каждый педагог в силу характера и склонностей использует те или иные методы активизации познавательной активности на уроке. Для меня, как учителя географии,– это эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, работа с различными источниками информации (атласы, учебная и научная литература и т.п.).

Так, например, эвристическая беседа активизирует память и мышление обучающихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт (краеведческого характера, из бытовой жизни, межпредметные взаимосвязи). А припоминание помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учеников постоянных мыслительных операций в ходе процесса обучения.

Ведущая роль в развитии экономического мышления школьников принадлежит экономической и социальной географии, раскрывающей взаимосвязи социально-экономических явлений и рассматривающей их целостно. Кроме того, экономическая направленность пронизывает все курсы школьной географии, и ее содержание дает возможность развивать экономическое мышление учащихся на основе соответствующих знаний. С точки зрения развития экономического мышления преимущество экономической географии по сравнению с другими науками заключается в интеграционном потенциале, который предопределен объединением в рамках одной системы содержания естественных и общественных наук.

Возможности курса экономической и социальной географии в развитии экономического мышления учащихся использовались и используются не полностью. Например, данная дисциплина давала представление об экономических ресурсах страны и мира, но экономическое мышление школьников не формировала. Его отсутствие у руководителей экономикой и промышленностью привело к разбазариванию средств. В настоящее время хороший руководитель – это тот руководитель, который ресурсы страны ставит на благо народа и государства. Он должен обладать экономическим мышлением, т.е. находить соответствие между природными ресурсами страны и потребностями в них общества. Руководитель должен таким способом использовать ресурсы, чтобы они способствовали процветанию общества, а не его деградации, включая и экологическую.

2. Особенности пересечения экономических и географических знаний на уроках географии в средней школе

Экономическая и социальная география, являясь неотъемлемой частью общей системы географических знаний, акцентирует внимание на пространственных проблемах бытия человека. Зачатки знаний в этой области появляются одновременно с накоплением и осмыслением первичной географической информации. Человеку было необходимо осознать свое положение в пространстве и во времени, выработать способ поведения в отношениях с окружающим миром. "Очерчивание" своего мирка, структурирование окружающего пространства, оценка его свойств применительно к определенным потребностям – вот задачи, которые не могли быть решены без "элементарных частиц" социо–и экономгеографических знаний. Разграничение мира включало и деление окружающих людей на "своих" и "чужих". Существование первичных социумов в первичном пространстве предопределило потребность в таких знаниях.

География, как школьный предмет, сейчас быстро эволюционирует, превращаясь в интегрированный курс, где большая роль принадлежит общественной составляющей – изучению развития общества в географической среде.

В географии четко прослеживается пересечение экономических знаний и социальных. В рамках экономических и социальных аспектов география занимается анализом цифровых показателей и различными экономическими расчетами. Многие задания в современных учебниках потребуют от учащихся умения работать со статистическими таблицами, производить подсчеты, строить графики и картодиаграммы.

Экономическая и социальная география исследует особенности и закономерности территориальной организации хозяйства в разных странах и районах.

Внимание к человеческому фактору усиливает роль географии сферы услуг, географии условий жизни, географии культуры и т. д.

Истоки экономической географии прослеживаются в недрах старой, общей, описательной географии. Это были разнообразные сведения о природе, размещении населения и хозяйства отдельных территорий, вначале в форме маршрутных записок путешественников, а затем – в краеведческих и страноведческих описаниях. Так постепенно происходило выделение отдельных направлений, изучающих географию хозяйства и отдельные его отрасли.

Научные основы хозяйственного освоения новых территорий, вопрос эффективного формирования производственных комплексов, урбанизация и экологические проблемы, рациональное природопользование – все эти задачи могут решаться только междисциплинарными науками.

Экономическая и социальная география представляет собой междисциплинарную область знания, в которой происходит тесное взаимодействие естественных и общественных наук.

Экономическая и социальная география мира является наукой общественной и поэтому входит одновременно в другие системы наук, изучающих общество, человека, общественное производство.

Особенностью развития современной науки стал процесс интеграции знаний различных предметов и дисциплин, который заключается в разрушении барьеров между отдельными сферами и отраслями научного знания, углублении их взаимодействия, взаимопроникновении. Этот процесс объясняется близостью предмета исследования отдельных наук, родственностью их исторического развития и необходимостью комплексного рассмотрения ряда междисциплинарных проблем, которые остро стоят перед всей системой наук в целом. Он особенно важен, исходя из тенденции гуманизации образования, под которой понимают внедрение методик, направленных на приоритетное развитие общекультурных ценностей. Главная цель, которая при этом преследуется – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, до сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения.

Гуманизация направлена на изучение целостной картины мира, в первую очередь мира культуры и мира человека, поэтому при реализации данного принципа невозможно обойтись без основ наук, изучающих страны современного мира. К таким наукам относится и география, которой принадлежит важная роль в гуманизации науки и процесса образования, исходя из ее интеграционных возможностей с другими гуманитарными предметами.

Интеграция социально-экономической географии с другими науками обусловлена широтой предмета ее исследования, и в тоже время целостностью и единством ее знаний. Изучая территориальные аспекты природных и социально-экономических объектов и явлений, география прослеживает их формирование, характеризует их структуру и особенности происхождения, выявляет перспективные направления развития, определяет пути их преобразования. Решение задач, стоящих перед современной географической наукой, вызывает необходимость активного синтеза ее знаний со смежными дисциплинами и приводит к объединительным процессам с ними. При этом можно выделить различную степень интеграции географии с другими науками

В рамках современной педагогической науке необходимо подчеркнуть, что современные программы по географии сочетают в себе знания из различных областей экономики и социальных наук. Большинство программ разрабатываются как экспериментальные, при этом упускается из виду тот факт, что только адекватное взаимодействие с классическими методиками позволит донести до учащихся всю палитру знаний в рамках географии.

Экономические и социальные знания в рамках школьного курса географии требуют разнообразия методик преподавания. Следовательно, можно сделать вывод, экономическое образование в рамках школьного курса экономической географии не только приближает ученика к реальной жизни, обучая его ориентироваться в современном обществе, но и формирует деловые качества личности. Это своеобразная подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Разумное экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия обучающихся с окружающим миром.

В завершении хотелось бы отметить, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным и полезным для учеников, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Выводы

В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной жизни общества отмечается и переориентации в структуре ценностей и нравственных приоритетов. Проблемы и противоречия переходного периода порождают опасность развития неправильных ценностей, низменных инстинктов, деградации сознания человека. В связи с этим необходимо переосмысление целей образовательного процесса и переход к личностно-ориентированному обучению, который обеспечивает нравственное становление личности.

География как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь получаемых знаний не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением, что создает основу для выработки у учащихся оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.;

Сегодня география стала одной из тех дисциплин, которые призваны изучать глобальные проблемы человечества и активно участвовать в их решении. География в условиях обновления содержания становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.

Школьная география, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География является одним из школьных предметов, интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания. Именно уроки географии развивают у детей масштабное сознание, формируют системно-логическое отношение к действительности. На уроках географии ребенок может размышлять над глобальными проблемами, видеть мир как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых пространственных и временных составляющих, и поэтому любое вторжение в этот мир не останется без последствий, которые часто могут быть трудно предсказуемыми. Задача экологического воспитания в школе заключается в том, чтобы побуждать учащихся выражать своё отношение к глобальным проблемам человечества, а также к проблемам, касающихся их непосредственного окружения. Необходимо формировать у обучающихся способность и потребность принимать на себя ответственность за решение этих проблем.

География – единственная из классических школьных дисциплин, относящаяся одновременно к наукам естественного и общественного циклов, показывающая все разнообразие и единство мира, формирующая географическую картину мира и географическую культуру человека. Географическое образование служит и своеобразным ретранслятором базовых ценностей, заложенных у различных народов Земли, приобщая школьников к многообразию взглядов на природу и общество, различным культурным и этическим нормам, существующим в современном мире.

Формирование географической культуры является высшей целью географического образования. Реализация культурологической функции географии невозможна без личностных представлений школьников, формируемых как на широком краеведческом материале, так и посредством получения информации из различных источников, что позволяет сформировать их отношение к социокультурной действительности, объединить накопленные в практике человечества культурные смыслы. Что в конечном итоге будет стимулировать собственный личностный выбор культурных смыслов учащимися, способствовать формированию широкой географической культуры.

В условиях деятельностного подхода, одной из главных личностных целей образования в рамках школьной географии становится формирование этнокультурной, экономической и социальной компетентности.

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в в современной школе становится не достаточно проработанной реалией. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию в рамках школьного курса географии невысока. Основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы.

Литература

1. Алексеевский Н.И. Домогацких Е.М. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1: Общая характеристика мира М.: Русское слово 2009

2. Байбородова Л.В.. Обучение географии в средней школе. – М.: Владос, 2012

3. Беловолова Е.А. Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения. // География в школе. 2011. № 6. С. 25-31.

4. Беловолова Е.А. Формирование умений и компетенций учащихся в обучении географии к контексте проектирования образовательных стандартов нового поколения. // Трансформация географических процессов на территории регионов России и мира. Современные проблемы географического образования в вузе и школе: Материалы международной научно- практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ. 2009. С. 152-154.

5. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения в преподавании географии. – М.: Дрофа 2007.

6. Васильев С.В., Соломин В.П. Экологизация географического образования: сущность. Развитие. Реализация. / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2009.

7. Домогацких Е.Е. Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. В 2 частях. Часть 2: К учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "Экономическая и социальная география мира" – М.: Русское слово 2010

8. Домогацких Е.М. Программа по географии. 6-10 классы – М.: Русское слово, 2010

9. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. – СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2009.

10. Максаковский В.П. Методические рекомендации по курсу "Экономическая и социальная география мира". Рязань: Издательство Горизонт – ЛТД, 2011.

11. Максаковский В.П. Актуальные проблемы школьного географического образования. // География в школе. 2007. № 3. – С.33-40

12. Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: ВЛАДОС. 2011

13. Максаковский ВЛ. Географическая культура. – М.; Наука, 2009.

14. Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников. // Методист. 2011. № 2. С. 14-17.

15. Столбов В. А., Шарыгин М.Д. Введение в экономическую и социальную географию – М.: ДРОФА, 2009

16. Стрекопытова Ирина Юрьевна. Экономическая география как средство развития экономического мышления у школьников: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01, Екатеринбург

17. Чебанова Л.А., Сухинин С.А. Роль современной географии в поликультурном образовании школьников // Славянский педагогический Собор. Тезисы докладов I Международного конгресса. Тирасполь, 26-29 июня 2002 г.