Словарная работа на уроках труда.
Словарная работа на уроках труда
- Использование компьютерных игр в семейном воспитании
- Сущность общеучебных умений
- Развитие воспитательного потенциала семьи
- Взаимосвязь принципов научности и доступности в процессе изучения фонетико-графического материала на уроках русского язы
- Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры
- Использование ИКТ при изучении времен в английском языке
- Дидактические игры в развитии познавательной активности младших школьников
Для того, чтобы рассмотреть правила словарной работы на уроках трудового обучения рассмотрим конкретный пример урока: "Построение развертки куба" для третьего класса
Учебно-методические задачи данного урока:
- познакомить учащихся с развёртками различных геометрических фигур;
- научить читать и строить эскиз развёртки куба;
- закреплять навыки работы с бумагой и ножницами;
- соблюдать правила техники безопасности работы с ножницами и клеем;
- вырабатывать у учащихся правила аккуратности, усидчивости, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развивать речь учащихся.
Материалы: цветная бумага, картон, клей.
Инструменты: линейка, ножницы, карандаш, резинка, кисточка для клея, тряпочка.
Словарная работа: Чертёж, развёртка, эскиз развёртки, масштаб.
1. Организационный момент
(Класс разделён на группы по 6 человек. Столы сдвинуты по два для выполнения коллективного творческого задания на смекалку).
На доске слова:
Чертёж, развёртка, эскиз развёртки, масштаб.
Приветствие учащихся, гостей, проверка рабочих мест у учащихся: наличие материалов и инструментов для урока.
-Сегодня мы попробуем себя в роли инженеров. Будем заниматься тем, чем на работе в своей профессии занимается инженер. А именно: строить чертежи.
2. Сообщение учебно-методических задач урока:
-Сегодня мы с вами узнаем, что называется чертежом, научимся читать и строить эскиз развёртки куба. Узнаем, что обозначают эти слова.
3. Вводная беседа по теме урока:
-Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения можно узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.
Чертёж – это условное изображение изделия, выполненное по определённым правилам с помощью чертёжных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды изделия выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку). Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей, заносят в специальную табличку-спецификацию.
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом, но, не смотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом. Для увеличевания-М2:1, М4:1 и т.д., для уменьшения-М1:2, М1:4 и т.д.
На производстве часто применяют эскиз-изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.
Число видов на чертеже (эскизе) надо показывать сплошной толстой линией (линией видимого контура),
размерные линии – сплошной тонкой линией,
линии невидимого контура – штриховой,
осевые – штрихпунктирными.
При расстановке размеров размер проставляют над размерной линией. Наименование единиц проставляют в 1-3 классе (5 см, 10 см и т.д.), начиная с 3-го класса, измерения производят в миллиметрах и наименование единиц измерения не указывают.
Технический рисунок – наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.
Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определить название изделия, масштаб, размеры изделия и отдельных деталей (габаритные размеры), их название и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения, последовательность обработки и сборки, отделки (оформления).
Чаще всего на уроках труда применяют эскиз или технический рисунок деталей изделия.
Линии чертежа:
________ 1. Линия разреза, края.
_ _ _ _ _ _ 2. Невидимый контур.
//////////////// 3. Размерная линия.
4. Анализ эскиза развёртки куба
-Сегодня мы будем учиться строить развёртку кубика, а помогать нам будет эскиз развёртки кубика, по которому мы построим развёртку. Развёртка – один из видов чертежа.
Остановимся на построении развёрток различных геометрических фигур.
(Работа по Приложению №1: "Виды развёрток геометрических фигур").
-Развернуть на плоскости можно любую объёмную геометрическую фигуру, разрезав по определённым линиям.
Сегодня мы будем учиться выполнять развёртку кубика.
-Кубик можно собрать, используя разные по построению развёртки, но объединяет эти развёртки одно – все они имеют в своём основании 6 граней в форме квадратов.
-А какие признаки квадрата вы знаете? (4 равные стороны, 4 угла по 90 градусов).
5. Анализ развёртки куба
(Работа по Приложению №3: "Эскиз развёртки куба".)
На доске:
Длина =
Высота =
(Заполнить после ответа учащихся).
1. Если размер одной стороны квадрата равен 6 сантиметров, то, как мы узнаем длину и высоту данной развёртки?
длина = 6 см х 4 = 24 см+1см (Место для намазывания клеем) = 25 см
высота = 6 см х 3 = 18 см
2. Что означают пунктирные линии? (Линии сгиба).
3. Как быстро и чётко провести линии сгиба? (Острым краем ножниц по линейке).
4.Что означают \\\\\\\\\\-линии? (Эти места нужно намазать клеем).
6. Физкультурная минутка
7. Самостоятельная работа учащихся
-Перед началом работы прочтём народную мудрость – пословицы: (Пословицы написаны на доске).
"Хвалят не только за дело, но и за отделку".
"Какова пряха, такова и рубаха".
"Наскоро делать-переделывать".
-О чём говорят нам эти пословицы?
-На какую особенность в труде обращают наше внимание поговорки?
-Перед работой вспомним правила безопасности работы с ножницами:
Правила безопасности работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Храни ножницы в укладке острыми концами вниз.
4. Подавай ножницы кольцами вперёд.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Не держи ножницы концами вверх – можно поранить глаза.
7. Работай ножницами на своём рабочем месте.
8. Не режь ножницами во время ходьбы.
9. При резании держи материал в левой руке так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
10. Не подходи к ребятам во время работы с ножницами.
11. Во время работы с ножницами клади их справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы.
12. Перед работой проверь исправность ножниц: не работай инструментами с тупыми лезвиями.
13. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Построение развёртки куба
(Работа по Приложению №2: "Эскиз развёртки куба", "Практическая работа").
1. Построение прямоугольника
Длина =?
Высота =?
2. Как разделим прямоугольник по длине?
3. Как разделим прямоугольник по высоте?
4. Нанесение мест для намазывания клеем.
5. Обведение и вырезание развёртки по контуру.
6. Сгибание развёртки по линиям сгиба. (Острым краем ножниц по линейке).
Выполнение коллективного творческого задания на смекалку.
(Работа по Приложению №3: "Схема окраски развёрток 1-8".)
-А теперь, распределитесь, кто какую окраску граней кубиков будет выполнять.
-Пользуясь кубиками, сложите фигуры, как показано на доске.
(Приложение №5: "Проверь свою смекалку").
8. Подведение итога урока.
1. Анализ получившихся работ.
2. Обобщающая беседа:
-Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Что такое развёртка, чертёж, эскиз, масштаб.
-Покажите на эскизе линии сгиба, места для намазывания клеем.
-Какие из данных развёрток не являются развёртками куба? (Работа по Приложению №5: "Виды развёрток куба").
-Почему?
3. Уборка класса.
Выводы
Можно сделать вывод о том, что выбранная система обучения оправдала поставленную цель: в процессе трудового обучения школьников приучить к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружить умением планировать и выполнять комплексные работы. По результатам работы выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась. Что при специальной организации учебного процесса возможно обучение учащихся при учете принципов трудового обучения:
- деятельность учащихся на занятиях связывать не только с усвоением знаний, приобретением практических умений и навыков, но и с созданием материальных ценностей – общественно полезным, производительным трудом;
- раскрывать естественнонаучные основы технологических процессов, показывать их всеобщий характер на конкретных примерах;
- указывать на области применения отдельных технологических процессов в различных отраслях производства;
- сравнивать технологические способы, осуществляемые в учебных мастерских и непосредственно на производстве;
- формировать у учащихся общетрудовые умения.
Для достижения поставленной цели были решены поставленные задачи. У учащихся значительно повысилась познавательная деятельность. Вырисовывается картина последовательного системного ознакомления учащихся со способами изготовления изделия, что в итоге позволяет осуществлять им осмысленный выбор для использования в конкретных условиях.
Литература
1. Колисниченко И. И. Методическое руководство к раздаточному материалу по трудовому обучению 3-4 классы. – М.: " Просвещение", 2005.
2. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М.: Лидер, 2003.
3. Майорова И.Г.Уроки трудового обучения. Третий класс. – М.: "Просвещение", 2004.
4. Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: Граф-Пресс, 2001.
5. Обслуживающий труд в школе. Пособие для учителей. – М.: "Просвещение", 2002.
6. Основы методики трудового и профессионального обучения / В.А. Кальней, В.С. Капралова, В.А. Поляков; Под ред. В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 2001.
7. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Просвещение, 2003.
8. Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2003 г.
9. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. – СПБ., Питер 2003.
10. Пунский В.О. Азбука учебного труда. – М.: Просвещение, 2003.
11. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Просвещение, 2004.
12. Учителю трудового обучения. Методические рекомендации./В надзагл.: ЯРИУУ, Якутское отд.педобщесва. – 2004 г.
13. Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 2003.
14. Якиминская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. – М.: Просвещение, 2003.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5