Словарная работа на уроках труда

Словарная работа на уроках труда.

Для того, чтобы рассмотреть правила словарной работы на уроках трудового обучения рассмотрим конкретный пример урока: "Построение развертки куба" для третьего класса

Учебно-методические задачи данного урока:

- познакомить учащихся с развёртками различных геометрических фигур;

- научить читать и строить эскиз развёртки куба;

- закреплять навыки работы с бумагой и ножницами;

- соблюдать правила техники безопасности работы с ножницами и клеем;

- вырабатывать у учащихся правила аккуратности, усидчивости, трудолюбия, умения работать в коллективе;

- развивать речь учащихся.

Материалы: цветная бумага, картон, клей.

Инструменты: линейка, ножницы, карандаш, резинка, кисточка для клея, тряпочка.

Словарная работа: Чертёж, развёртка, эскиз развёртки, масштаб.

1. Организационный момент

(Класс разделён на группы по 6 человек. Столы сдвинуты по два для выполнения коллективного творческого задания на смекалку).

На доске слова:

Чертёж, развёртка, эскиз развёртки, масштаб.

Приветствие учащихся, гостей, проверка рабочих мест у учащихся: наличие материалов и инструментов для урока.

-Сегодня мы попробуем себя в роли инженеров. Будем заниматься тем, чем на работе в своей профессии занимается инженер. А именно: строить чертежи.

2. Сообщение учебно-методических задач урока:

-Сегодня мы с вами узнаем, что называется чертежом, научимся читать и строить эскиз развёртки куба. Узнаем, что обозначают эти слова.

3. Вводная беседа по теме урока:

-Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения можно узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.

Чертёж – это условное изображение изделия, выполненное по определённым правилам с помощью чертёжных инструментов.

На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды изделия выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку). Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей, заносят в специальную табличку-спецификацию.

Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом, но, не смотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом. Для увеличевания-М2:1, М4:1 и т.д., для уменьшения-М1:2, М1:4 и т.д.

На производстве часто применяют эскиз-изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) надо показывать сплошной толстой линией (линией видимого контура),

размерные линии – сплошной тонкой линией,

линии невидимого контура – штриховой,

осевые – штрихпунктирными.

При расстановке размеров размер проставляют над размерной линией. Наименование единиц проставляют в 1-3 классе (5 см, 10 см и т.д.), начиная с 3-го класса, измерения производят в миллиметрах и наименование единиц измерения не указывают.

Технический рисунок – наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определить название изделия, масштаб, размеры изделия и отдельных деталей (габаритные размеры), их название и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения, последовательность обработки и сборки, отделки (оформления).

Чаще всего на уроках труда применяют эскиз или технический рисунок деталей изделия.

Линии чертежа:

________ 1. Линия разреза, края.

_ _ _ _ _ _ 2. Невидимый контур.

//////////////// 3. Размерная линия.

4. Анализ эскиза развёртки куба

-Сегодня мы будем учиться строить развёртку кубика, а помогать нам будет эскиз развёртки кубика, по которому мы построим развёртку. Развёртка – один из видов чертежа.

Остановимся на построении развёрток различных геометрических фигур.

(Работа по Приложению №1: "Виды развёрток геометрических фигур").

-Развернуть на плоскости можно любую объёмную геометрическую фигуру, разрезав по определённым линиям.

Сегодня мы будем учиться выполнять развёртку кубика.

-Кубик можно собрать, используя разные по построению развёртки, но объединяет эти развёртки одно – все они имеют в своём основании 6 граней в форме квадратов.

-А какие признаки квадрата вы знаете? (4 равные стороны, 4 угла по 90 градусов).

5. Анализ развёртки куба

(Работа по Приложению №3: "Эскиз развёртки куба".)

На доске:

Длина =

Высота =

(Заполнить после ответа учащихся).

1. Если размер одной стороны квадрата равен 6 сантиметров, то, как мы узнаем длину и высоту данной развёртки?

длина = 6 см х 4 = 24 см+1см (Место для намазывания клеем) = 25 см

высота = 6 см х 3 = 18 см

2. Что означают пунктирные линии? (Линии сгиба).

3. Как быстро и чётко провести линии сгиба? (Острым краем ножниц по линейке).

4.Что означают \\\\\\\\\\-линии? (Эти места нужно намазать клеем).

6. Физкультурная минутка

7. Самостоятельная работа учащихся

-Перед началом работы прочтём народную мудрость – пословицы: (Пословицы написаны на доске).

"Хвалят не только за дело, но и за отделку".

"Какова пряха, такова и рубаха".

"Наскоро делать-переделывать".

-О чём говорят нам эти пословицы?

-На какую особенность в труде обращают наше внимание поговорки?

-Перед работой вспомним правила безопасности работы с ножницами:

Правила безопасности работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Храни ножницы в укладке острыми концами вниз.

4. Подавай ножницы кольцами вперёд.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Не держи ножницы концами вверх – можно поранить глаза.

7. Работай ножницами на своём рабочем месте.

8. Не режь ножницами во время ходьбы.

9. При резании держи материал в левой руке так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.

10. Не подходи к ребятам во время работы с ножницами.

11. Во время работы с ножницами клади их справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы.

12. Перед работой проверь исправность ножниц: не работай инструментами с тупыми лезвиями.

13. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Построение развёртки куба

(Работа по Приложению №2: "Эскиз развёртки куба", "Практическая работа").

1. Построение прямоугольника

Длина =?

Высота =?

2. Как разделим прямоугольник по длине?

3. Как разделим прямоугольник по высоте?

4. Нанесение мест для намазывания клеем.

5. Обведение и вырезание развёртки по контуру.

6. Сгибание развёртки по линиям сгиба. (Острым краем ножниц по линейке).

Выполнение коллективного творческого задания на смекалку.

(Работа по Приложению №3: "Схема окраски развёрток 1-8".)

-А теперь, распределитесь, кто какую окраску граней кубиков будет выполнять.

-Пользуясь кубиками, сложите фигуры, как показано на доске.

(Приложение №5: "Проверь свою смекалку").

8. Подведение итога урока.

1. Анализ получившихся работ.

2. Обобщающая беседа:

-Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Что такое развёртка, чертёж, эскиз, масштаб.

-Покажите на эскизе линии сгиба, места для намазывания клеем.

-Какие из данных развёрток не являются развёртками куба? (Работа по Приложению №5: "Виды развёрток куба").

-Почему?

3. Уборка класса.

Выводы

Можно сделать вывод о том, что выбранная система обучения оправдала поставленную цель: в процессе трудового обучения школьников приучить к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружить умением планировать и выполнять комплексные работы. По результатам работы выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась. Что при специальной организации учебного процесса возможно обучение учащихся при учете принципов трудового обучения:

- деятельность учащихся на занятиях связывать не только с усвоением знаний, приобретением практических умений и навыков, но и с созданием материальных ценностей – общественно полезным, производительным трудом;

- раскрывать естественнонаучные основы технологических процессов, показывать их всеобщий характер на конкретных примерах;

- указывать на области применения отдельных технологических процессов в различных отраслях производства;

- сравнивать технологические способы, осуществляемые в учебных мастерских и непосредственно на производстве;

- формировать у учащихся общетрудовые умения.

Для достижения поставленной цели были решены поставленные задачи. У учащихся значительно повысилась познавательная деятельность. Вырисовывается картина последовательного системного ознакомления учащихся со способами изготовления изделия, что в итоге позволяет осуществлять им осмысленный выбор для использования в конкретных условиях.

Литература

1. Колисниченко И. И. Методическое руководство к раздаточному материалу по трудовому обучению 3-4 классы. – М.: " Просвещение", 2005.

2. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М.: Лидер, 2003.

3. Майорова И.Г.Уроки трудового обучения. Третий класс. – М.: "Просвещение", 2004.

4. Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: Граф-Пресс, 2001.

5. Обслуживающий труд в школе. Пособие для учителей. – М.: "Просвещение", 2002.

6. Основы методики трудового и профессионального обучения / В.А. Кальней, В.С. Капралова, В.А. Поляков; Под ред. В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 2001.

7. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Просвещение, 2003.

8. Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2003 г.

9. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. – СПБ., Питер 2003.

10. Пунский В.О. Азбука учебного труда. – М.: Просвещение, 2003.

11. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Просвещение, 2004.

12. Учителю трудового обучения. Методические рекомендации./В надзагл.: ЯРИУУ, Якутское отд.педобщесва. – 2004 г.

13. Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 2003.

14. Якиминская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. – М.: Просвещение, 2003.

Приложение 1

Словарная работа на уроках труда

Приложение 2

Словарная работа на уроках труда

Приложение 3

Словарная работа на уроках труда

Приложение 4

Словарная работа на уроках труда

Приложение 5

Словарная работа на уроках труда