Формирование начальных представлений у дошкольников о здоровом образе жизни

Формирование начальных представлений у дошкольников о здоровом образе жизни.

"Забота о здоровье–это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". В.А. Сухомлинский

Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых граждан Российской Федерации – одна из актуальных проблем общества. Развитие государства, ее дальнейшее развитие напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей закреплены в ряде законодательных и нормативных документах. Это закон Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка".

Родителей и педагогов в первую очередь волнует вопрос, как укрепить здоровье детей. Поток разнообразной информации и практических советов слишком большой и часто бесполезный, вне как кроме мыслей, нужны реальные действия, ежедневный труд родителей, воспитателей и самих детей, направленная на укрепление здоровья.

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы изменить к лучшему отношение к собственному здоровью будущих граждан страны, тем более, что уровень заболеваемости детей нашего государства все растет. Чтобы ребенок мог заботиться о своем здоровье и здоровье других, следует выработать у него сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья. Очень важно сформировать валеологическое мировоззрение и мотивацию к здоровому образу жизни. У дошкольников выработается осознанное отношение к собственному здоровью, когда дети усвоят элементарные знания о своем организме, овладеют гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки они пополнять и совершенствовать в течение всей своей жизни. Особое значение этого подчеркивается в Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

Основы формирования здорового образа жизни дошкольника

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.

Рассмотрим сущность понятия "здоровье".

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: "Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений" [3, с. 18].

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это "естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела" [9, с.90].

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Исходным для определения термина "здоровье" является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".

Выделяют три типа здоровья: 1) "индивидуальное здоровье" (человек, личность); 2) "здоровье группы" (семья, профессиональная группа, "страта – слой"); 3) "здоровье населения" (популяционное, общественное) [11, c. 47].

Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблема сохранения здоровья детей в наше время приобретает особую актуальность. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста.

В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.

Однако за последние годы состояние детского здоровья в России качественно ухудшилось. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы. Вместе с тем, современные требования, предъявляемые обществом к состоянию здоровья детей, обусловливают необходимость качественного улучшения процесса формирования здоровья детей [17,с 29].

В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных.

Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы обучения правилам здорового образа жизни. Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья.

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который "питает" все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин "психологическое здоровье" введен в научный лексикон профессором ПИ РАО, членом-корреспондентом РАО, членом редакционного совета научного журнала "Психологическая наука и образование", членом редакционного совета научного журнала "Вестник практической психологии образования" И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

Таким образом, если личность не имеет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Большинство людей с детства настолько привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже тогда, когда оно основательно "подорвано", и человеку приходится обращаться к врачу.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

В современной литературе существует свыше 100 определений понятия "здоровье". Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов" [24,176].

Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок. При соответствующих показателях, при отсутствии жалоб со стороны индивида, ставят диагноз "здоров". В теоретической медицине и физической культуре существует понятие "абсолютное здоровье", которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском.

В настоящее время вырабатывается "метрия здоровья", т.е. количественно-качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье).

Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.

К показателям здоровья населения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название "валеология" – наука о здоровье.

Понятие "здоровый образ жизни" однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума. Так же – это и реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Авторы, исследующие проблему здорового образа жизни, включают в данное понятие базовые: окружающую среду, отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков; питание и движение человека; гигиену организма.

Психическое здоровье человека также относится к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как "состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности" [24,176].

Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни:

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека.

Цель этих программ – "создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д." [24,176].

В соответствии с конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и т.д. создается типология здорового образа жизни, т.е. для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и программы здорового образа жизни.

На соблюдение принципов здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта.

Среди объективных факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие:

- "качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

- доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д." [28,5].

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребёнок, зависит от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Сегодня на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни.

Это подтверждают и перемены, происходящие в российском дошкольном образовании. Содержание образовательной области "Здоровье", согласно федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), направлено на "достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья"[19.c.65].

Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость, самоценность здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Возможности приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни на осознанном уровне отражены в работах многих психологов и педагогов. Данные исследований Давыдова В.В., Лисиной М.М., Марковой Т.А., Нечаевой В.Г., Петериной С. В., Сильвестру А.И. и др. подтверждают реальность формирования у дошкольников основ здоровьесбережения через осознанное отношение к своим поступкам [20].

Если у дошкольника своевременно не сформирована оценка себя как субъекта собственного здоровья, то в дальнейшем мотивация к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья у него будет низкой. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для освоения позиции субъекта деятельности и отношений, что обусловило выбор именно этого возрастного отрезка для формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) подразумевается "образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Так же можно сказать, что здоровый образ жизни это правильный распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья" [4].

Огромные нереализованные возможности в укреплении здоровья таит в себе дошкольный возраст. Именно в нем закладывается ядро личности. Это важнейшее время для формирования здорового образа жизни.

У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ведь у большинства из них не накопился тот груз болезней, который приходится нести по жизни взрослым. Малышу сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.

У многих детей дошкольного возраста восприятие своего тела, как части собственного "Я"; оказывается затрудненным. Именно таким детям в большей степени присуще стремление к поведению, связанному с риском саморазрушения.

Н.М. Амосов сказал: "Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя". Учитывая, что здоровье на 50% зависит от самого человека, его образа жизни, надо научить детей самих заботиться о своем здоровье, вооружить их знаниями и умениями необходимыми для формирования привычки здорового образа жизни, исходя из этого, наметила следующие задачи:

- учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм;

- формировать представления о строении и работе человеческого организма;

- сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Чем раньше начать обучение навыкам здорового образа жизни, тем лучше. Узнав строение своего организма, научившись прислушиваться к его работе, ребенок поймет необходимость заботиться о нем, не вредить, а помогать ему ритмично работать. Он научится разумно и бережно относиться к своему здоровью, что будет способствовать его укреплению. Такая подготовка позволит ребенку расширить его познавательные возможности, обеспечит развитие интеллекта, памяти, воображения. Все это, несомненно, будет иметь положительное влияние на здоровье и развитие ребенка при обучении его в школе.

Ученые уже давно доказали, что главным, определяющим здоровье фактором, является образ жизни, осознанная забота о своем здоровье.

Более двух тысяч лет назад Аристотель сказал: "Здоровье человека определяет воспитание…", а это значит, что во многом от педагогов зависит здоровье и развитие населения России. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим" периодам в жизни ребенка. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой.

Бесспорно, чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, воспитания привычки к чистоте, аккуратности, овладению культурно-гигиеническими навыками, самоконтролю во время разнообразной двигательной активности и пониманию того, как физические упражнения и здоровый образ жизни влияют на организм человека, на его самочувствие.

Очевидно, что становление привычки к здоровому образу жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого на ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы"[13,с.96].

От привычки к потребности – от потребности к здоровому образу жизни – таким должен быть алгоритм деятельности ДОУ.

Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни.

Педагогическая система работы по формированию здорового образа жизни

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.

Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть педагоги.

Существуют три группы задач [24,с.18]:

Оздоровительные:

– охрана и укрепление здоровья детей;

– закаливание;

– развитие движений.

Воспитательные:

– формирование нравственно-физических навыков;

– формирование потребности в физическом совершенстве.

Образовательные:

– формирование двигательных умений и навыков;

– развитие физических качеств;

– получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Выделяют такие задачи:

– охрана и укрепление здоровья

– закаливание;

– развитие движений.

– совершенствование двигательных способностей и физических качеств

Степаненкова Э.Я. – автор учебников "Теория и методика физического воспитания и развития ребенка" и "Физическое воспитание в детском саду", одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка[6]:

– формирование правильной осанки;

– своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

– формирование изгибов позвоночника;

– развитие сводов стопы;

– развитие гармоничного телосложения.

М.А.Васильева, автор "Программы воспитания и обучения в детском саду" и "От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" выделяет оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. В них предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств[5].

Система методической работы ДОУ должна иметь разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов в работе с детьми дошкольного возраста. Концептуальными основаниями методической деятельности в ДОУ по реализации поставленных задач являются актуальные подходы к обновлению содержания деятельности по созданию здоровьесохраняющей среды в ДОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности лично-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.

Основной целью педагогической деятельности должно быть: развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.

Необходимо обустроить предметно-развивающую среду, которая соответствует возрасту детей и поставленным задачам.

Оборудовать уголок здоровья, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени, сухой аквариум (для снятия напряжения, усталости, расслабления мышц спины, плачевого пояса).

Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких воспитателям рекомендуется применять игры и пособия для надувания: это снежинки, красочные бабочки, трубочки для бульканья. Для массажа и укрепления мышц нижних конечностей изготовить из подсобного материала ортопедические коврики.

Важно пополнить учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: изготовить демонстрационный материал для фронтальных пособий, наглядно-дидактических пособий, пополнить иллюстративный материал.

Оформить и оборудовать сюжетно-ролевые игры на современную тематику, где дети знакомятся с лекарственными травами и узнают об их пользе для организма.

Еще в группе с детьми могут использоваться такие формы организации обучения:

- занятии (фронтальные, групповые, комплексные);

- часы общения, беседы;

- проблемно-игровые ситуации, логические задачи;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- экскурсии, наблюдения;

- экспериментирование;

- встречи с медработниками.

Методика формирования представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- "заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности" [33, с.14].

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

С 1998 года на основании инструктивного письма № 89/34/16 "О о реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий" руководители детских садов получили право выбирать одну комплексную программу, а педагоги-практики – использовать несколько специализированных воспитательно-образовательных, работая по своему направлению. [21, с. 3]

Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Так, в базисной программе "Истоки" это направление называется "Физическое развитие", а в программе "Детство" оно формулируется: "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными". Серьезное же внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе "Радуга", которая стала одной из первых альтернативных программ разработанной по заказу Министерства образования и науки РФ.

В программе названы основные задачи по физическому воспитанию детей:

- сохранять и укреплять здоровье детей и формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

- способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни предполагают:

- содействие полноценному физическому развитию детей (обеспечение безопасности жизнедеятельности, соблюдение гигиенических норм и правил; предупреждение детских заболеваний; систематическое проведение оздоровительных мероприятий; формирование гармоничного телосложения и правильной осанки; удовлетворение потребности каждого в двигательной активности; создание атмосферы психологического комфорта; выявление динамики состояния здоровья и физического развития ребенка);

- формирование привычки к здоровому образу жизни (обеспечение рационального режима дня, сбалансированного питания, обязательного дневного сна; реализацию гибкого подхода к организации всех режимных моментов; систематическое проведение закаливания; обучение простейшим гигиеническим и бытовым действиям; расширение знаний об основах безопасности в разных условиях; объединение усилий медико-психологического персонала и родителей для формирования у детей предпосылок к здоровому образу жизни);

- приобщение детей к миру физической культуры (оснащение предметно-развивающей среды в группе, на участке; обогащение двигательного опыта детей разнообразным содержанием упражнений, привлечение их к участию в совместных подвижных играх; обучение правильным способам выполнения основных видов движения; развитие двигательных навыков и качеств, предупреждение детского травматизма; организация ежедневных форм двигательной активности; регулирование интенсивности физической нагрузки).

В программе выделен раздел "Взаимодействие с родителями". В нем подробно раскрывается алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей.[24, с.73]

В программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку. Еще ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности детского сада, устоявшихся национальных традиций региона, профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения, а также спортивным традициям региона в целом. [22, с. 6]

Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.

Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что "благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни" [27, с. 6].

Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. "Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни" [13, с. 15].

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам. Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.

Так, в программе "Детство" в разделе "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными", на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте "дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п." [13, с. 15].

Цель раздела: укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. раздел состоит из двух частей.

1. Приобщение к гигиенической культуре. Формирование представления о здоровье и здоровом образе жизни, значение гигиенических процедур, закаливания, занятия спортом, утренней гимнастики, необходимости активного пребывания на свежем воздухе, гигиенических основах организации деятельности. Знакомство с правилами безопасного поведения, сведениями о важности охраны органов чувств, случаях травмы, правилах поведения в случае заболевания, доступных правилах ухода за больным.

Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур, правилах культуры поведения за столом, в общественных местах. Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене.

2. Приобщение к двигательной культуре. В этом разделе перечислены задачи воспитателя в формировании двигательной культуры у детей [6, с. 15]. Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это "не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение" [13, с. 15]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Решение проблемы, поставленной в начале исследования, предполагает разработку и внедрение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников. Методологическим основанием построения такой модели выступают системный, личностно-деятельностный и аксиологический подходы.

В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем, что ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и представление их в единой теоретической картине. Системный подход способствует достижению поставленной цели – формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Аксиологический подход позволяет трактовать формирование представлений о здоровом образе жизни с позиции ориентации на нравственные ценности. Ребенок дошкольного возраста выступает как субъект ценностного освоения деятельности, способов ее выполнения, а также норм и правил, в соответствии с которыми выстраивает свое поведение и деятельность.

В рамках личностно-деятельностного подхода личность рассматривается как субъект деятельности. Данный подход позволяет определить ведущие линии взаимоотношения ребенка с миром взрослых, реализовать его потребности, возможности и сформировать осознание себя субъектом деятельности. Личностно-деятельностный подход в структурной модели формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста проявляется в ориентации на личность ребенка-дошкольника как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности процесса. Реализация данного подхода предполагает учет половозрастных, индивидуально-психологических особенностей дошкольника. Такой подход в рамках модели позволит создать оптимальные условия для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок сможет действовать самостоятельно, проявлять инициативность, самостоятельность, ответственность, добросовестность в процессе деятельности по сохранению и укреплению здоровья, выступая субъектом данного процесса, только в том случае, если будет иметь знания об элементах здорового образа жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья, будет владеть умениями и навыками заботы о здоровье.

Дошкольник выступает субъектом деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической и др.), в процессе которой он активно взаимодействует с миром, проявляет эмоционально-личностное отношение к нему. В состав деятельности входят следующие элементы: мотивы, побуждающие человека к деятельности, цели-результаты, на достижение которых направлена деятельность, средства, с помощью которых деятельность осуществляется. Личностно-деятельностный подход к формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста предполагает, прежде всего, совместную деятельность детей и взрослых, направленную на достижение поставленных целей с учетом интересов и потребностей ребенка. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе познания ребенком мира взрослых и их образа жизни, когда ребенок включен в систему отношений, стремится к активному взаимодействию со взрослыми, к участию в совместной деятельности с ним.

Этому способствуют такие психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста, как эмоциональность, впечатлительность, непосредственность, подражательность и др., которые позволяют ему воспринимать взрослого как образец, ориентир собственного поведения и деятельности. В процессе совместной деятельности со взрослым у дошкольника формируется ценностное отношение к здоровью и к здоровому образу жизни, действия становятся все более совершенными, формируется положительное отношение к способам ведения здорового образа жизни, что выражается в стремлении достигать результата своей деятельности, в устойчивой потребности сохранять и укреплять здоровье, в удовлетворенности этим процессом.

Модель формирования основ здорового образа жизни включает в себя взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты: целевой, содержательный, операционный и результативный.

Цель модели – формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Данная цель отражена в следующих задачах:

1) расширение и обогащение знаний и представлений детей о здоровом образе жизни и способах его ведения;

2) развитие эмоционально-оценочного отношения к основам здорового образа жизни;

3) формирование умения отражать имеющиеся знания в деятельности и умения опираться на эти знания в поведении.

Содержательный компонент представлен определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для осуществления указанного направления работы. Содержательный компонент складывается из нескольких составляющих: когнитивного, эмоционально-оценочного и мотивационно-поведенческого блоков.

Первый блок связан с целенаправленным формированием у детей знаний и представлений об элементах здорового образа жизни, способах его ведения. Второй блок направлен на формирование эмоционально-оценочного отношения к основам здорового образа жизни. Третий блок связан с формированием устойчивого мотива к ведению основ здорового образа жизни, а также умения отражать имеющиеся знания в деятельности и поведении. Содержательный компонент данной структуры отражен в общеобразовательной программе "Истоки". Содержание программы строится на основе понимания психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста; осознание ребенком здоровья как высшей ценности рассматривается в единстве с формированием ответственного отношения к нему; акцентирование внимания не столько на обогащении когнитивного компонента, сколько на овладении детьми способами ведения основ здорового образа жизни и развитии самостоятельности в выборе способов действий.

Можно определить следующие разделы информации об основах здорового образа жизни: "Здоровье и болезнь", "Организм человека", "Здоровье и питание", "Культурно-гигиенические навыки и здоровье", "Движение и здоровье", "Режим дня и здоровье", "Закаливание и здоровье".

Эмоциональная насыщенность содержания представлений о здоровом образе жизни формирует эмоционально-положительное отношение к данному процессу. Содержание непосредственным образом реализуется в ходе осуществления следующего компонента – операционного. Данный компонент включает в себя принципы, педагогические условия и методику формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Данная модель основывается на реализации следующих принципов: дифференциации и индивидуализации, непрерывности, гибкости, открытости.

Реализация содержания возможна благодаря использованию следующих групп методов, отобранных в соответствии с когнитивным, эмоционально-оценочным и мотивационно-поведенческим блоками: методы направленные на накопление представлений, оценок и суждений (наблюдение, пример взрослых, опыты, эвристические беседы); методы, вызывающие познавательную и эмоциональную активность (опыты, сравнительное наблюдение, проектирование, чтение познавательной художественной литературы); методы, стимулирующие поведение и деятельность (пример сверстников, поощрение, моделирование).

Использование вышеперечисленных методов будет способствовать развитию положительного эмоционально-оценочного отношения старших дошкольников к элементам основ здорового образа жизни (соблюдение режима, выполнение гигиенических процедур, двигательная активность и т.д.).

Эффективность реализации содержательного компонента предложенной модели формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников обеспечивают следующие педагогические условия: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-оценочного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды в целях освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве их воспитательного воздействия.

Направляемая педагогом содержательная детская деятельность и наполнение ее необходимым содержанием предоставляет ребенку возможность уточнять и закреплять представление об элементах здорового образа жизни, приобретать новые знания о нем, упражняться в соответствующих поступках и деятельности. Рассмотрим, какие виды деятельности возможно использовать с целью формирования основ здорового образа жизни.

Общение – это деятельность, направленная на получение и передачу информации познавательного и аффективно – эмоционального характера. Общение может использоваться не только как самостоятельная деятельность, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности. В общении происходит развитие личности, осуществляется межличностное взаимодействие.

Игра – это самовыражение человека, способ его совершенствования. Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

О возможности использования поисковой деятельности в работе с дошкольниками свидетельствуют следующие данные: к старшему дошкольному возрасту деятельность наблюдения достигает такого уровня, что ребенок может принять познавательную задачу, принять план наблюдения, предложенный воспитателем, целенаправленно осуществлять его и интерпретировать его результаты; у детей возникает понимание последовательности в изменении объектов, он начинает соблюдать закономерности этого процесса, формируется способность рассматривать объекты в развитии и совершенствовании; совершенствуется умение планировать свои действия; возникает возможность познания и произвольного контролирования своих психических процессов; дети способны в процессе деятельности освоить существенные связи и отношения, лежащие в основе некоторых явлений, и отражать их в форме элементарных понятий.

Второе условие – расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, главная черта которой: взрослый в общении с детьми придерживается положения "не рядом", "не над", а "вместе". Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психологической защищенности (доверия ребенка к миру), радости существования (психологического здоровья); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.

Единым предметным пространством может стать "Центр здоровья", основными элементами которого будут: дидактические игры, модели и алгоритмы, результаты проектной деятельности, практические тетради на каждого ребенка. Организованный таким образом "Центр здоровья" будет располагать предметами, побуждающими дошкольников к проявлению творческой активности. К ним относятся и таинственные письма-схемы, и посылки, и кроссворды, и различные модели. Разгадывая загадки, заключенные в таком материале, дети испытывают радость открытия.

Третье условие формирования основ здорового образа жизни – осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве их воспитательного воздействия. От самого рождения ребенка семья является персональной средой, которая во многом определяет его физическое развитие. Ребенок в первую очередь опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников. Наличие образца – как носителя ценностного отношения к здоровью – является важным условием аксиологического подхода к здоровью у детей 6-7 лет. Наличие такого примера, обладающего силой авторитета для ребёнка, можно наблюдать в семье.

При выборе любой из форм взаимодействия ДОУ и семьи необходимо придерживаться ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной работы по формированию здоровьесберегающей компетентности родителей:

Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ оздоровления детей.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Это базируется на принципах укрепления авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, на формировании отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе. Соблюдение данных принципов позволит приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также поможет в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Данные условия обеспечат эффективность формирования основ здорового образа жизни детей, а эффективность, в свою очередь, отразится на результативности.

В структуре модели сформированность представлений о здоровом образе жизни отражается в результативном компоненте. Данный блок включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников, характеризующиеся степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, о способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности при достижении результатов.

Библиография

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 144 с.

2. Анисимова М.С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 208 с.

3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова: Раздумья о здоровье.-М.:АСТ: Сталкер, 2005

4. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. – М.: Сфера, 2007

5. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2005

6. Горшкова Е.В. Выразительное движение. – М.: АНО ПЭБ, 2008. – 351 с.

7. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 2008

8. Жуков Н.М. Подвижные игры. Изд.: Образование ISBN, 2002. – 160с.

9. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

10. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.

11. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96 с.

12. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике.-М.:МарТ, 2005.-90с.

13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. – 296 с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.: "Академия", 2005.-47с.

15. Мухин, М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании ума // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 96

16. Ошкина А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: дисс…канд. педагог. наук. – СПб., 2009. – 260 с.

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы" от 23 ноября 2009 г. №655//Обруч, 2011.

18. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений "Развитие" Л.А.Венгера. – Москва НОУ "УЦ им. Л.А. Венгера "Развитие", 2002. – 281 с.

19. Прищепа С.С."Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет", Москва 2009г.

20. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. – 256 с.

21. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

22. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007. – №2. – С.65

23. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского населения России // Школа здоровья. 2010. Т. 7. №2. С.29

24. Семенова А.Ю. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ /А.Ю.Семенова, Т.В.Карасева, С.Ю.Толстова // Наука и Школа. – 2008. – №1

25. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – Москва: Владос – Пресс, 2006. – 176 с.

26. Фертик Э. Об организации двигательной среды в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2005, №2, С.18