Отношение к семье у дошкольников

Отношение к семье у дошкольников.

Статьи по теме
Искать по теме

Влияние семьи на развитие ребенка

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям. Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой "задел" на будущее, такие как самооценка и др. На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей. Я.Д. Коломинский считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность, т.е. систему ведущих мотивов поведения. Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать "благосклонность", симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте). Итак, обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребенка, причем условие положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность. Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным. В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения. В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

Преемственность в воспитании

Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т. д. Каждый этап, являясь частью единого целого, имеет относительную самостоятельность и обладает специфическими особенностями для формирования личности ребенка. Каждый этап характеризуется определенным содержанием, методами и формами воспитательной работы с детьми. На каждой предыдущей ступени решаются собственные задачи воспитания, а также целенаправленно проводится работа, связанная с общей подготовкой к успешному овладению новыми формами поведения и отношений, к усвоению более сложных норм и правил нравственности, которое будет происходить на последующей ступени. Ранее усвоенное в обобщенном виде включается в новую систему связей и отношений ребенка, составляя основу для дальнейшего развития, поведения, сознания, чувств, самосознания в целом.

Поступив в школу, ребенок впервые начинает заниматься систематической общественно значимой деятельностью – учением и выступает как член большого детского коллектива. Здесь процесс формирования общественной активности, самостоятельности, нравственности ребенка приобретает новые черты. Подготовка к этому новому этапу перспективно ведется в детском саду.

Между дошкольными учреждениями и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий. Такая преемственная связь в нравственном воспитании намечена в "Программе воспитания в детском саду" и в "Примерном содержании воспитания школьников".

И. П. Павлов говорил о зависимости развития организма от условий существования. Нервная система ребенка может испытывать большие трудности при переходе из одних условий в другие, если эти условия резко отличаются от предыдущих. Этим объясняется необходимость преемственности – сближение воспитания и обучения, недопустимость резких изменений при переходе с одной ступени на другую. В то же время нельзя игнорировать своеобразие этих ступеней.

Педагогическая основа преемственности в нравственном воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, моральные знания, отношения и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм поведения, сознания, чувств и отношений.

Руководствуясь принципом преемственности, учитель, организуя учебную, теперь ведущую деятельность детей, одновременно не исключает из их жизни игру – деятельность, которая была ведущей в дошкольном воспитании. В начальных классах, особенно в первых, игра должна использоваться на уроках, в работе с октябрятами, пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников. Игра может выступать как самостоятельный вид деятельности и как оформление других видов деятельности, например труда, некоторых учебных занятий.

В разнообразных творческих играх формируется социальное сознание, развиваются нравственные качества детей, формируются их взаимоотношения. Известно, что детей необходимо упражнять в положительных поступках. Одно из требований организации нравственных упражнений состоит в том, что упражнения должны быть естественными и включаться в повседневную жизнь ребенка. Это может быть достигнуто, если упражнения облекаются в игровую форму. Например, многие упражнения, необходимые для формирования трудовых навыков самообслуживания, навыков культуры поведения, в начальных классах могут проходить как сюжетные игры: "Город Вежливых", "Фабрика Деда Мороза", "Книжкина больница" и др. Сам процесс этих игр дает возможность детям постоянно осваивать и многократно повторять правильные действия, которые постепенно превращаются в привычку.

Введение в школьную жизнь игр, вызывающих положительно окрашенное переживание, создает общий радостный ритм жизни, оптимистические настроения у детей.

В советской системе воспитания на всех возрастных этапах труду детей придается большое значение. Он рассматривается как одно из ведущих средств развития личности ребенка. В детских садах много делается по формированию навыков самообслуживания, дети включаются в хозяйственно-бытовой труд, работу по уходу за растениями, они приучаются к совместному труду, при этом используются различные формы организации трудовой деятельности детей, направленной на достижение общих целей.

Учителю надо внимательно познакомиться с "Программой воспитания в детском саду", чтобы иметь четкое представление о том, какие трудовые умения и навыки у детей уже выработаны. После этого следует выяснить и реальное состояние дел: что первоклассники умеют делать самостоятельно, к каким трудовым обязанностям они приучены, что умеют хорошо выполнять, в чем затрудняются. Следует обратить особое внимание на умения детей, не посещавших детский сад. В большинстве случаев в каждом классе уровень трудовых умений и отношение к трудовым обязанностям у детей будут не одинаковыми. Одни дети имеют соответствующие требованиям программы детского сада трудовые умения, другие умеют много делать сами, но не умеют работать в группе, третьи успешно работают только в тех случаях, когда содержание труда для них интересно, четвертые просто не умеют трудиться, никогда не имели собственных трудовых обязанностей. Исходя из такого положения, некоторые учителя в начальных классах трудовое воспитание начинают как бы сначала. Опять всех детей учат навыкам самообслуживания, сокращается удельный вес коллективных форм труда, не усложняются способы разделения труда в совместном труде. Таким образом, школа далеко не всегда способствует закреплению приобретенных в детском саду трудовых и культурно-гигиенических навыков, нарушая тем самым принцип преемственности.

Преемственность между дошкольным и школьным трудовым воспитанием должна идти по линии усложнения содержания и общественно полезной направленности труда, осознания детьми нравственных отношений, складывающихся в труде. Поэтому в организации воспитательной работы учителю следует ориентироваться на умелых ребят. Им надо поручать дежурство, уход за растениями, выполнение обязанностей хозяйственников и др. К остальным первоклассникам подходить дифференцированно, развивать имеющиеся навыки, ставить более сложные задачи, выполнение которых требует мобилизации уже имеющихся знаний и умений. Многие навыки дети приобретают, работая в паре или группе с более умелыми ребятами.

В нравственном формировании ребенка огромную роль играет система его отношений со взрослыми и сверстниками. В школе происходит перестройка этих отношений. Воспитатель в детском саду выполнял роль заботливой, хорошо педагогически подготовленной матери, его отношения с детьми строились в основном по логике семейных отношений. В школе отношения учителя и детей становятся деловыми, более регламентированными. Преемственность в воспитании требует, чтобы ребенок еще в детском саду был готов к изменению характера отношений с педагогами. С элементами более регламентированных отношений дошкольники познакомились уже во время учебных занятий. Здесь ребенок должен был действовать по плану, предложенному воспитателем, выполнять определенные требования дисциплинарного характера, на основе которых и строятся отношения с воспитателем во время занятий. Но в то же время позиция учителя в школе, особенно по отношению к первоклассникам, должна быть гибкой и подвижной. В ряде ситуаций на перемене, в общественно полезном труде, во время клубных занятий, на сборах октябрят учитель выступает как старший товарищ, как партнер в игре, как равный участник совместной трудовой деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы продумать и решить, какие стороны коллективной жизни класса можно постепенно передать в руки детей, как развивать принцип самодеятельности в работе октябрятской группы и звездочек, как учитель должен педагогически целесообразно изменять свои позиции старшего в различных видах деятельности.

Отношения младшего школьника со сверстниками также претерпевают изменения. Расширяется круг общения, возрастает избирательность в установлении личных отношений. Младший школьник начинает в большей, чем раньше, мере ориентироваться на нормы и ценности, которые складываются в среде его сверстников. Преемственность в нравственном воспитании требует, чтобы учитель был постоянно в курсе дела всех (явных и скрытых) взаимоотношений в классе и своевременно приходил на помощь детям при затруднениях или ошибках в отношениях друг с другом. Это поможет создать в школе положительный эмоциональный тонус, атмосферу радостного состояния духа школьников, доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе.

Осуществление преемственности в нравственном воспитании детей дошкольного и школьного возраста позволяет совершенствовать систему коммунистического воспитания подрастающего поколения.

3. Значение межличностных отношений в семье

Анализ эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье подтверждает правомерность сделанных нами предположений о том, что гуманные чувства дошкольника в условиях семейного воспитания проявляются в таких формах взаимодействия, при которых отношения взрослого с ребенком предполагают двусторонние эмоциональные контакты. Обязательный компонент при этом – соответствующий настрой взрослого, его умение дать сыну или дочери почувствовать его заинтересованность, готовность сопереживать, а со стороны ребенка – радость от общения с родными, гордость за свое участие во взрослом деле. Эмоциональные переживания приобретают побудительную силу и служат движущими мотивами поведения дошкольника. Он чувствует, что является предметом заинтересованности близких ему людей. В итоге не только закрепляется чувство удовлетворения от настоящего внимания к себе (как личности) со стороны близких, что углубляет детскую любовь к ним, но и значительно обогащается содержание этого чувства под воздействием радости, испытываемой от ответного внимания родных. Именно в условиях двусторонних эмоциональных контактов и формируется настоящая любовь к родным и близким.

Старшие дошкольники, воспитывающиеся в условиях таких взаимоотношений в семье, уже способны вполне осознанно действовать в пользу другого, и не только близкого взрослого. Отсутствие опыта подобных переживаний значительно тормозит развитие потребности в эмоциональных контактах, а, следовательно, и механизма гуманных проявлений дошкольников.

Нравственные чувства и нравственные потребности ребенка являются результатом его воспитания, жизненного опыта. Но, как свидетельствуют данные наших исследований, уже у старших дошкольников складывается разный опыт взаимоотношений с окружающими его взрослыми. Проявления гуманного отношения ко взрослым отмечены у дошкольников, воспитывающихся в семьях, где созданию у ребенка опыта эмоционально-нравственных взаимоотношений уделяется специальное внимание. У этих же детей зафиксирована полнота нравственных и эстетических представлений (соответственно возрастным требованиям) об отношении к окружающим (первая группа). В любых условиях поведения в семье эти дети не могут пренебречь усвоенными нравственными нормами. А в силу того, что всякий раз сделанное ребенком доброе дело в семье положительно оценивается окружающими и обязательно вызывает у него чувство морального удовлетворения, подобное поведение становится устойчивой привычкой и на его основании постепенно формируется потребность проявлять заботу о рядом находящемся человеке.

Необходимо создавать такие ситуации общения ребенка с родными в семье, когда забота взрослых о младшем члене семьи обязательно сочетается с переживаниями адекватного ответного отношения ребенка ко взрослым. Подобные ситуации обязательно нужно строить, чтобы формируемые переживания были значимыми для дошкольника.

Речь идет о воспитании через эмоциональное воздействие. Это процесс сложный и, главное, очень тонкий. Эмоции должны стать мощным стимулом деятельности. Задача состоит в том, чтобы вовремя надлежащим образом формировать чувства личности, косвенно, опосредованно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Воспринимая то или иное отношение (оценку) взрослого, ребенок испытывает аналогичное характеру этой оценки психологическое состояние – положительное (приятное) или отрицательное (неприятное), удовлетворение беспредельной потребности в любви (Л. Толстой). Любовь не должна быть слепой, уродующей характер ребенка, бездумно потакающей детским капризам. Лишь разумная любовь родителей к детям является могучим средством нравственного воспитания. Только в практике реальных отношений близких взрослых и детей и познается, и воспитывается любовь друг к другу. Основным признаком такой разумной любви родителей к детям является сочетание эмоционально насыщенного положительного отношения к ребенку с требовательностью к его соразмерному поведению. Гуманные чувства нужно культивировать в детях и возможно это лишь в условиях полноценной родительской любви к ним.

Как свидетельствуют наши специальные наблюдения, именно в процессе такого общения путем восприятия тех или иных эмоциональных проявлений взрослых и создаются наиболее благоприятные условия для развития способности к самостоятельному проявлению ребенком положительного отношения к близким.

Литература

- Актуализация проблемы воспитания и образования дошкольников: Сб. науч. трудов / Под ред. Поддьякова Н.Н. и др. – М.: АПН СССР, 1985. – 84 с.

- Арнаутова Е.Л. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника: Программно-методическое пособие. – М.: ТОО "ИнтелТех", 2004. – 38 с.

- Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Стеркиной Р.Б. – М.: Министерство образования, 2006. – 128 с.

- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с.

- Болотина Л.Р. и др. Дошкольная педагогика. М.: Academia, 1997. – 229 с.

- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). – М.: Просвещение, 1969. – 365 с.

- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопр. психологии. – 2011. – N 3. – С. 123-127.

- Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Марковой Т.А. – М.: Педагогика, 2009. – 121 с.

- Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина // Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1984. – Т.4. – 433 с.

- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2008. – 480 с.

- Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников /Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.-М.: Педагогика, 1984.-128с.

- Методические рекомендации к "Программе обучения и воспитания в детском саду"/сост. Русскова Л.В. – М.: Просвещение, 2006. – 400 с.

- Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2005. – 357 с.

- Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковкая А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. – 2009 – N6 – С. 18-28

- Собкин В.С., Марич Е.М. Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников //Вопросы психологии. – 2002 – N6 (в печати)

- Юнг К.Г. Конфликты детской души. Собр. Сочинений. М.: Канон, 1995. – 333 с.