Взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе

Взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе.

Статьи по теме
Искать по теме

Проблемы подготовки детей к обучению в школе

Российские психологи (Л.И.Божович, Н.И.Гуткина, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. А.Венгер и др.) под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала "в зону ближайшего развития ребенка. [10; 133]

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок " становится способным принимать участие в школьном обучении", или как "овладение знаниями, умениями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками". [10; 134]

Кравцова Е. Е. выделяет четыре основных подхода к исследованию проблемы готовности ребенка к школе.

I. Первый подход характеризуется исследованиями (Т. В. Тарунтаевой, Л. Е. Журовой и др.), в которых готовность рассматривается с позиции освоения старшими дошкольниками определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Было выявлено, что дети 5 – 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось ранее, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу дошкольного учреждения, и это делает возможным обучение в школе с более раннего возраста – с шести лет.

II. Второй подход заключается в определении требований, предъявляемых к ребенку на пороге школы. По мнению исследователей данного подхода (Л.И. Божович, А.И. Запорожец, и др.), психологическую готовность к школьному обучению составляет: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, опосредованная школьная мотивация (желание учится), внутренние этические инстанции, самооценка.

III. Суть третьего подхода к готовности в школе состоит в исследовании генезиса отдельных компонентов учебной деятельности -умение слушать и выполнять инструкции, умение оценивать свою работу и работы других детей и выявления путей их формирования на специально организованных учебных занятиях.( Т. С. Комаровой, А. Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой

IV. В основе четвертого подхода к готовности к школе лежит выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина и его сотрудников таким новообразованием является способность ребенка к подчинению правилам и требованиям взрослого. В исследованиях А. Л. Венгера и Л. И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого; данное умение связывалось со способом овладения общим способом действия в ситуации задачи. [32]

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.И.Бабаева, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.). Здесь выделяется:

I. Общая готовность к школе, к которой относятся:

- личностная (отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе).

- интеллектуальная (развитое дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию).

- физическая (функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья.)

- социально-психологическая (формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей)

- Специальнаяготовность детей к школе, к которой относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.)

Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов. Так, известный чешский психолог Й.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. [1]

Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким компонентам:

- определенный уровень умственного развития,

- способность к концентрации,

- выносливость,

- определенный уровень стремления к достижениям;

- уровень развития интересов,

- уровень обучаемости,

- социальное поведение. [18]

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. [7]

Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе:

- особенности мотивации личности ребенка,

-уровень развития познавательной,

-аналитико-синтетической деятельности,

- степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. [9; 31]

Таким образом, психологическая готовность к школе определяется как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. [19]

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [36; 43-45 ]

Взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе

Взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе

В исследованиях зарубежных авторов (Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др.) традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.

Согласно А. Керна и Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. Под умственной зрелостью авторы понимают способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению; под эмоциональной зрелостью – эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка; социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя роль школьника в общественной ситуации школьного обучения. [41 ]

В работах Т.И. Бабаевой подчеркивается, что готовность к школе можно рассмотреть на основе системного подхода с позиции целостного развития человека, как иерархически организованной системы на взаимосвязанных уровнях организма, индивида, личности и индивидуальности, как единство социализации и индивидуализации ребенка дошкольника на пороге школьного обучения.

Такой подход позволяет рассматривать готовность к обучению в школе как интегральное новообразование социально-личностного развития старшего дошкольника, имеющее многокомпонентную структуру и формирующееся особым образом в построенном педагогическом процессе. [3]

Рассмотрев концепции различных авторов, мы сформулировали наиболее приемлемое на наш взгляд определение готовности ребенка к обучению, которая определяется как наличие у старшего дошкольника необходимого и достаточного уровня психического развития, при котором он будет способен усваивать школьную образовательную программу в условиях обучения в группе сверстников.

Но зачастую случается, что многие дети оказываются неподготовленными к обучению к школе, так как при формировании готовности ребенка к школьному обучению можно встретиться с рядом трудностей, связанных с:

– возрастным кризисом 6-7 лет;

- разными темпами развития и индивидуальными особенностями, что требует согласованного подхода к ребенку в ДОУ и семье.

- проблемами современной семьи.

Переходный период от дошкольного к школьному возрасту является сложным в силу ряда психологических особенностей развития личности ребенка. Появляется кризис 6-7 лет, основными признаками которого по определению Л.С Выготского служат:

– потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

– манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

- обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть "как маленький";

– симптом "горькой конфеты" – ребенку плохо, но он старается этого не показать. [16; 5 ]

Как отмечает Л.С. Выготский, в старшем дошкольном возрасте происходит дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка. Дошкольник проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: "Я здорово рисую – у меня получилось самое круглое яблоко", "Я умею прыгать через лужи, я ловкий", "Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки". Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

– возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией ("как будто не слышит", "надо сто раз повторить");

– появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

– непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

– хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает просто мокрые руки вместо вымытых);

– демонстративная "взрослость", иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований – потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции. (Л.С. Выготский) [10; 132-133 ]

Как показывают работы Л.Божович, Е.Кравцовой, А.А.Люблинской, основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет это разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

"Стертость" симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности замедляет формирование готовности к школьному обучению. [14; 84] В силу чего посредством различных психолого-педагогических методик необходимо использовать повышенный интерес ребенка к самостоятельности в продуктивных целях.

Трудности формирования готовности старшего дошкольника, связанные с разными темпами развития и индивидуальными особенностями, что требует согласованного подхода к ребенку в ДОУ и семье. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как педагогов детского сада так и родителей. Взаимодействие воспитателей с семьями старших дошкольников трудоемкая работа, но она обходима для достижения максимального результата при подготовке ребенка к школе. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характере ребенка и мн. др. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Положительные результаты в формировании готовности старших дошкольников к учебной деятельности достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества.

Роль современной семьи в подготовке детей к обучению в школе

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. [38]

Функции семьи в трансформирующемся социуме, в том числе и в российском, во многом определяются направленностью ее ценностных ориентаций. Современная семья в связи с рядом окружающих ее проблем претерпела ряд изменений по сравнению с традиционной семьей, изменились ценности семьи.

Наглядно данные изменения и проблемы представлены на схеме рис.1.1. В связи с этим, родителям сложнее выполнять свои обязанности по отношению к ребенку. [39; 501]

Взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе

Рис. 1.1. Изменения в жизни современной семьи

Как известно, семья один из важнейших институтов социализации ребенка. Качественное осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Как утверждает Т.В.Давыдова в старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко "заглянуть" в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.

Для социально-эмоционального развития дошкольника в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы. Для обогащения социально-эмоционального развития ребенка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребенок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. [38]

Родительство является наиболее важной ответственностью, которую может принять на себя человек и является социально-психологическим феноменом, представляющим собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родителей.

Развитая форма родительства характеризуется такими особенностями, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. [8]

Рассмотрим ценностные ориентации родителей в подготовке ребенка к школе.

1. Осознание себя как родителя будущего школьника

Родителям необходимо познать не только себя, но и своего ребенка как личность. А значит, принять его индивидуальность, учитывать темп развития своего ребенка, понять собственный родительский настрой на переход своего ребенка к школьной жизни.

2. Осознание будущего своего ребенка как школьника

Родители должны в полной мере осознать, что подготовка старших дошкольников к школе является ответственной задачей, которая требует определенной организации, средств и воспитательных усилий в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению.

3. Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника

Желательно чтобы родители сформировали положительное отношение к будущему учителю своего ребенка. Ведь во многом от этого будет зависеть качество взаимоотношения учителя и семьи, степень оказываемой учителем поддержки ребенка в обучении.

4. Педагогическая культура родителей

Одними из важных компонентов в формировании готовности дошкольников к обучении в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.

Выделяют три уровня педагогической культуры: высокий, допустимый и низкий, каждый из которых характеризуется наличием у родителей запасом педагогических знаний и умений, стремлением в совершенстве своих знаний, создании благоприятных условий для развития ребенка, использование методик в обучении и воспитании своего ребенка и мн. др. (таблица 1.1 . )

Таблица 1.1. Ценностные ориентации родителей при подготовке ребенка к школе

Ценностные ориентации

Описание

Примечание

1. Осознание себя     как родителя будущего школьника

Приходит:

- через самопознание себя как личности;

- познание своего ребенка.

Проявляется у взрослых в

-принятии индивидуальности ребенка;

- признания его права на свой темп развития;

- осознании собственного самочувствия и опасению из за предстоящей школьной жизни старшего дошкольника.

Взрослые, полностью осознающие себя как родители будущих школьников, способны воспитать в своих детях ответственность за свои действия и поступки, смогут помочь им найти решения возникших трудностей в повседневном взаимодей-ствии со сверстниками и взрослыми, достичь полного взаимопонимания с ними.

2.Осознание будущего своего ребенка как школьника

- подготовка к школе осознается как ответственная задача;

- происходит проявление тревожности в организационных аспектах, связанных с оформлением ребенка в конкретную школу;

- подготовка к школе выступает в качестве целевой установки, требующей конкретных средств и воспитательных усилий.

Как показывает практика, часть современных родителей выражает сомнение о возможности детского сада эффективно подготовить ребенка к школе. Данная категория родителей считает, что задача успешно решается только в семье и с использованием дополнительных образовательных услуг. Основным недостатком работы детского сада данные родители считают отсутствие индивидуального подхода и контроля за развитием ребенка.[1]

3.Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника

- родители выражают общее положительное отношение к будущему учителю;

- характерной установкой для родителей является  доверие и надежда на понимание и поддержку учителем ребенка в обучении.

Но есть родители, которые не могут сформулировать свое отношение к будущему учителю. Обычно это выражается в: – установке на неопределенное отношение с элементом настороженности;

- проявление тревожных ожиданий, опасений, что будущий учитель не сможет понять их ребенка и найти эффективный подход к нему.

Подобная неопределенно-негативная установка родителей рождает серьезную проблему воспитания будущего школьника в семье. Негативное отношение родителей к будущему учителю оказывает влияние на соответствующие установки детей. В результате дети испытывают при поступлении в школу излишнее волнение и неуверенность, что становится препятствием для успешного начала обучения. (Носова Е.А.)

4.Педагогическая культура родителей

Компоненты:

-педагогическая подготовленность родителей;

- практические умения родителей по воспитанию детей;

- умение родителей решать разнообразные педагогические задачи;

Уровни педагогической культуры родителей:

1.Высокий уровень:

-создают благоприятный психологический климат в семье;

-стремление к получению психолого-педагогических знаний в области воспитания и образования дошкольников;

-осознание цели воспитания и развития ребенка к подготовке к школе;

Как показывают исследования (Березина Т.А., Бабаева Т.И., Полякова М.Н. и др.), педагогическая культура родителей проявляется в оценке готовности их ребенка к школе. Оценивая качества ребенка наиболее значимые с позиции готовности к школе, большинство родителей на первое место выдвигают качества, характеризующие знания старшего дошкольника, способность управлять собой (дисциплинированность, организованность, послушание, исполнительность, произвольная память и внимание), специальные

-использование разнообразных методов и средств при подготовке ребенка к школе;

-учитывание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

-стремление понять внутренний мир ребенка, разделить с ним его радости и неудачи;

-родители занимаются воспитанием в тесном сотрудничестве с ДОУ;

- могут четко определить образовательные запросы ребенка;

-консультируются по подготовке ребенка к школе у специалистов (воспитателей, психологов, учителей).

2.Допустимый уровень:

-не хватает знаний о возрастных особенностях ребенка;

-осознают цели воспитания но не применяют различные приемы и  методы в подготовке ребенка к школе;

-через сотрудничество с ДОУ и консультации со специалистами стремятся повысить свой уровень знаний по детской педагогике и психологии;

-стремятся создать благоприятный психологический климат в семье, но отсутствие достаточных знаний приводит к конфликтным ситуациям;

- стремятся понять внутренний мир ребенка, однако это не всегда приводит к успеху в силу недостаточности определенных знаний.

3.Низкий уровень педагогической культуры:

 -недостаток знаний о возрастных особенностях ребенка;

-отсутствие желания создать благоприятный психологический климат в семье;

- отсутствует осознание цели воспитания и развития ребенка в подготовке к школе;

-не учитываются индивидуальные особенности ребенка;

-родители не интересуются переживаниями ребенка, не стремятся понять его внутренний мир;

- родители не сотрудничают с ДОУ.

учебные умения (читать, считать и пр.)

Для многих родителей характерно ограниченное представление о сущности готовности современного ребенка к школе. Над ними тяготеет привычный стереотип "хорошего ученика": дисциплинированного, исполнительного, умеющего хорошо читать, писать и т.д. Отсюда готовность к школе рассматривается как подготовленность к тем учебным предметам, с которыми ребенок "столкнется" в первом классе.

Главным средством подготовки к школьному обучению для многих родителей являются организованные, систематические занятия с детьми.

Нередко, что после занятий в детском саду и семье дети посещают дополнительные уроки со специалистами, которые осуществляют интенсивную профильную подготовку к школе. (Швецова Т.Ю)

Самоанализ и самооценка родителями своей педагогической культуры, как ценностная ориентация семьи при подготовке ребенка к школе, имеют огромное стимулирующее значение. У каждого родителя под влиянием опыта своего воспитания в родительской семье, собственного родительского опыта, психолого-педагогических знаний и социокультурных условий стихийно формируется своя оценочная шкала. При этом она зачастую входит в противоречие с реальной ситуацией воспитания и развития своего ребенка. Осознавая негативы воспитания ребенка, часть родителей способна сохранять достаточно высокую самооценку, перенося ответственность воспитания на других (недоработка ДОУ, влияние плохих друзей и пр.) [3]

Тем не менее, многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребенка к школе. Эффективным способом сотрудничества, направленного на оказания помощи семье выступает педагогическое сопровождение, рассматриваемое как взаимодействие взрослых (педагогов и родителей), которое развивается во времени (т.е. обладает такими качествами как пролонгированность и непрерывность), основывается на единстве целевого, содержательного, коммуникативного и рефлексивного компонентов взаимодействия и направлено на совместное решение проблемы подготовки детей к школе. Эта система педагогического сопровождения изменяется в зависимости от индивидуальных проблем и достижений ребенка.

Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор успешной подготовки старшего дошкольника к школьному обучению

Как отмечают Б.Г. Ананьев, Б.И.Безлюдная, Р.С. Буре и др. исследователи, взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием для создания единой системы воспитания, направленной на оптимальное личностное развитие каждого ребенка и подготовку его к школьному обучению.

В психолого-педагогической литературе "взаимодействие" рассматривается, как педагогический феномен, взаимодействие педагогов и учащихся; как категория, отражающая процессы взаимовлияния объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого; вид внешнего или внутреннего отношения, связи; форма взаимного изменения; взаимная связь структурных уровней материи, способность ее существования, материальное единство мира. ( Б.З.Вульфов, В.Д.Семенов, А.М.Прохоров, Н.Ф.Радионова, А.Г.Хрипкова, Н.Б.Коваль и др.)

Бига Аласан рассматривает взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе как форму совместной деятельности воспитателя и родителей, основанную на их взаимопонимании по вопросам содержания, форм осуществления подготовки современного ребенка к школе и взаимной потребности добиться высоких результатов готовности его к школьному обучению [6]

Т.И. Бабаева характеризует взаимодействие детского сада с семьей при подготовке ребенка к школе как умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества. В ходе совместной деятельности для воспитателей и родителей важно не только обменяться информацией, но и организовать сотрудничество, поэтапно определить шаги

согласованных действий, с учетом индивидуальных проблем становления готовности ребенка к школе. [4]

Необходимость взаимодействия детского сада и семьи в подготовке дошкольников к школе осознается современными воспитателями как очевидная истина. Тем не менее, научные основы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи как субъектов осуществления процесса подготовки детей к школе остаются во многом не изученными.

Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи с учетом современных задач воспитания и подготовке ребенка к школе составляет серьезную проблему, требующую решения в теории и практике в настоящее время. Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости. Раскрыть потенциал взаимодействия детского сада и семьи в решении проблемы подготовки детей к школьному обучению – задача, требующая обоснованного решения.

Решение данной проблемы связано с необходимостью рассмотрения научных подходов к взаимодействию как педагогической категории, а так же анализа существующей практики сотрудничества детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Новая стратегия взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей вырастает на качественно новых ценностях гуманистической парадигмы образования. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями.

Проблема педагогического взаимодействия в настоящее время активно изучается. Как определяет Л.П. Буева, взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – допиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией и общественной деятельности. Взаимодействие всегда разворачивается в виде согласований деятельности субъектов по достижению общих целей и результатов при решении значимых для них проблем.

Успех взаимодействия между субъектами определяется готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во много определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта. [4]

В современной системе дошкольного образования имеет место 2 вида взаимодействия с семьей:

- поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе;

– конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.

Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе "педагог–ребенок–родитель". Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнера. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные, созидательные отношения с партнерами.

Разделяя точку зрения Н.Е. Щурковой на функции педагогического общения, мы полагаем, что открытию семьи в процессе общения способствует выход педагога на личный контакт с родителями и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действенному.

Выражая соучастие семье в вопросах воспитания ребенка, нужно научиться слышать собеседника и научиться задавать вопросы, а не высказывать категоричные суждения открытого оценочного типа. Проявляя соучастие, педагог всегда должен быть готов прийти на помощь семье, но прежде эту помощь необходимо предложить.

Взаимодействие дошкольных образовательных учреждения с родителями основано на структурно- функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно – аналитического, практического и контрольно – оценочного.

Помимо вышеуказанной модели хочется отметить значимость пошаговой трехступенчатой модели взаимодействия детского сада и семьи, разработанной исследователями кафедры дошкольного образования Института детства РГПУ им.Герцена, включающей в себя:

- создание общей установки на совместное решение задач целостного развития ребенка (первая ступень);

- выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения ребенка к труду как к ценности (вторая ступень);

- реализация единого, согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение его целостного развития как субъекта детской деятельности (третья ступень).

Т.А. Березина отмечает, что осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:

- готовности педагогов к взаимодействию с родителями;

- настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;

- определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;

- разработки этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;

- создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие ДОУ и семьи. (5).

В связи с этим огромную актуальность приобретает проблема подготовки педагогов и родителей к взаимодействию в условиях современного дошкольного учреждения. Совершенствую готовность воспитателей к взаимодействию с семьей необходимо обучать их приемам группового консультирования, ведения дискуссий с родителями, совместного с ними анализа проблем воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементам игротренинга. Такую подготовку может осуществлять опытный методист ДОУ совместно с психологом в ходе семинаров-практикумов, практических занятий, деловых игр.

Развивая у педагогов интерес к взаимодействию с родителями, умение его осуществлять следует учитывать, что современная семья, родители дошкольников испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на их заинтересованность и активность в воспитании детей. Социально-психологические проблемы усугубляются личностными трудностями современных родителей – усталостью, психическим и физическим переутомлением, возникающим чувства одиночества, отсутствием взаимопонимания и пр. Эти проблемы приводят к тому, что многие родители чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.

Проведенное Т.А.Березиной изучение родительского отношения к проблеме сотрудничества с педагогами ДОУ показывает, что от 25 до 35% в различных дошкольных учреждениях настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей, но не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов, не знают возможных форм сотрудничества, не находят контактов с воспитателями. [5]

Основной задачей педагогического коллектива при взаимодействии с родителями должно быть создание условий для делового, личностно – ориентированного общения на основе общего интересного дела, объединяющего взрослых и детей. Соответственно с решением данной задачи, с учетом типов семей и проблем воспитания, выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, совместные праздники, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и др.

За последние годы учеными и практиками разработано много интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Следует подчеркнуть, что взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планируется, потом происходит параллельное и взаимопроникающее его осуществление в детском саду и семье. Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли или не произошли у ребенка по тем или иным причинам, становятся основой проектирования очередного шага согласованной индивидуальной работы.

Литература

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. –– СПб.: Питер, 2005. – 303с.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.

4. Бабаева Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе. Педагогический альманах "Детство" – Санкт-Петербург: №1 – 1998

5. Березина Т.А. Взаимодействие детского сада и семьи как условие реализации программы "Детство" / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.

6. Бига Букари Алассан Взаимодействие детского сада и семьи как фактор совершенствования подготовки детей 5-6 лет к школе. Дисс.канд. пед. наук. СПб.: 1993.- 197с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж, 1995.

8. Воронина О.И. Педагогическое сопровождение семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Диссертация. Спб.:2009.- 126с.

9.Вьюнова Н.И.,Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к школе.// Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2003. – стр.31.

10. Возрастная психология. // под ред. И.В.Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005 – стр.133.

11. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

12. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1989.

13 Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методики/ под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4, ч. 2. Проблема возраста – стр. 84

15.Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.

16. Глоссарий. Возрастные кризисы. // Сост. В.Е.Ерещенко. – Алматы, 2010. – стр.5.

17. Готовим детей к школе / под ред.Р.С. Буре. – М.: Педагогика, 2002г.

18. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению. М., 1996.

19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе

20. Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1986.

21. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., ЖичкинаА. Е. и др. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2001.

22. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

23. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию": Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998 г. – 144 с.

24. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. – 160 с.

25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 416 с.

26. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999.

27. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

28. Крулехт М.В. Педагогическая технология сотрудничества детского сада и семьи в целостном развитии личности ребенка // автореф.// Материалы кафедры Дошкольной педагогики Института детства РГПУ им.Герцена

29. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8.

30. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000.

31. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М., Айрис-пресс, 2006. – 144 с.

32. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М.: Педагогика, 1988.

33. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие в 3-х частях. Часть 1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании. – СПб.: СОЮЗ, 2008. – 229 с.

34. "Подготовка детей к школе"/ Под ред. Н.Н. Подьяков, Л.А. Венгер- М.: Педагогика, 2005г.

35. Подготовка детей к школе в семье /Под ред. Т.А.Марковой, Ф.А. Сохиной. – М., 1976.

36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога образования. – М.: Просвещение, 1995. – стр.43-45.

37. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.-М., 2004.

38. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. – Пенза – Витебск – Москва: Научно-издательский центр "Социосфера", 2012. – 210 с.

39. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. – М.: "Дашков и Ко", 2008 – 692 с. (с. 501 – 514)

40.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: кн. для воспитателей детского сада и родителей; пер. с фин. – М., 1993.

41. Фатихова Л.Ф. Проблемы готовности к школе. // Психология развития: психофизиологический, когнитивный, социально-педагогический аспекты // Сборник научных и методических статей. Бирск, 2000.