Финансы малых предприятий

Финансы малых предприятий.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие, сущность и принципы функционирования финансов предприятия

Финансы предприятий – это экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием фондов денежных средств.

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизировать по следующим целевым направлениям:

– связанные с формированием собственного капитала предприятия. Конкретные способы формирования капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. Собственный капитал является основным источником финансирования внеоборотных активов и в определенной степени оборотных активов;

– связанные с производством и реализацией продукции, образованием вновь созданной стоимости. Сюда включаются денежные отношения между поставщиками и покупателями, транспортом и клиентурой, другими производителями и потребителями услуг;

– отношения между предприятиями и банками по предоставлению и условиям возврата кредитов;

– отношения между предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в деятельности других предприятий или с совместной деятельностью;

– отношения между предприятием и его подразделениями, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых обязательств;

– отношения между предприятиями и отдельными работниками по поводу распределения и использования доходов, выпуска и размещения акций, облигаций, выплаты дивидендов и процентов;

– отношения между предприятиями и финансовой системой при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, применении штрафных санкций;

– отношения между предприятиями и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского и коммерческого рисков.

Финансы предприятий выполняют две функции – распределительную и контрольную. Распределительная функция обеспечивает формирование первоначального капитала, создание обоснованных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, сочетание интересов производителей, потребителей и государства.

В основе контрольной функции – точный учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Финансы, выполняя распределительную функцию, обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывают воедино все фазы этого процесса: производство, обмен и потребление. Однако распределение и использование доходов большего количества, чем создано в результате производства и реализации, невозможно. Размер получаемых предприятием доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия.

При нарушении нормального кругооборота средств, увеличении затрат снижаются доходы как предприятия, так и государства. Это свидетельствует о нарушениях в процессе деятельности предприятия, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.

Распределительные отношения затрагивают интересы государства, предприятий, работников, акционеров, кредитных и страховых компаний. Поэтому финансовый контроль за деятельностью предприятия носит всесторонний характер.

Он осуществляется:

– самим предприятием путем анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками, покупателями, государством, банками и юридическими и физическими лицами, с которыми предприятие связано финансовыми отношениями;

– налоговыми органами в целях обеспечения своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей;

– банками при кредитовании и оказании других услуг;

– аудиторскими фирмами при осуществлении аудиторских проверок.

Финансы предприятия функционируют на основе ряда принципов, без которых использование финансов как инструмента эффективной деятельности невозможно.

1. Принцип экономической самостоятельности. Предприятия, независимо от формы собственности, самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. У предприятий в последние годы появились новые возможности инвестирования денежных средств. Для получения дополнительной прибыли они могут, кроме основной своей деятельности, осуществлять финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в создании уставного капитала других предприятий, хранения денежных средств на депозитных счетах банков. Однако речь идет не о полной финансовой самостоятельности предприятия в процессе формирования финансовых ресурсов и их использования. Отдельные стороны деятельности предприятий регламентируются государством: предприятия всех форм собственности в соответствии с установленными ставками платят налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Начисление износа производится по нормам, установленным законодательством. Цена кредитов, которые может получить предприятие, как правило, близка к ставке рефинансирования ЦБ.

2. Принцип самофинансирования. Это означает необходимость полной окупаемости затрат на производство и реализацию, на инвестирование и развитие производства за счет собственных или заемных источников финансирования. Прежде чем осуществлять инвестиции, предприятие должно учесть все связанные с ними затраты, включая цену кредитов, инфляции и др., и сопоставить их с возможными доходами от инвестиций. Без превышения последних над первыми принцип самофинансирования не работает или инвестиции нецелесообразны.

3. Принцип материальной заинтересованности. Он определяется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в получении предприятием прибыли касается государства, коллектива предприятия, инвесторов, каждого работника, а также других предприятий, с которыми у данного предприятия имеются договорные отношения. Реализация этого принципа обеспечивается стимулирующей (а не фискальной) системой налогообложения, высоким уровнем оплаты труда, процентов и дивидендов по ценным бумагам, экономически обоснованными пропорциями распределения прибыли на цели накопления и потребления, уровнем банковского кредита, соразмерным с действительной эффективностью использования кредитных ресурсов, и т.д.

4. Принцип материальной ответственности. Это наличие определенной системы ответственности за результаты финансовой деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа неодинаковы для предприятий, их руководителей и отдельных работников. Для предприятия принцип реализуется, как правило, в форме штрафов, пени и неустоек, взимаемых при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, погашение векселей, при нарушении налогового законодательства. Кроме того, в отношении предприятий формой материальной ответственности может быть применение к ним процедуры банкротства в случае неудовлетворительной структуры баланса, порождающей неплатежеспособность. В более широком смысле материальная ответственность предприятий состоит в том, что ухудшение финансового состояния автоматически приводит к невозможности бесперебойной деятельности, нормального кругооборота средств и порождает целый ряд проблем, без решения которых продолжение работы предприятия вообще ставится под угрозу. Такова же материальная ответственность в широком смысле руководителей предприятия и его учредителей. Кроме того, с руководителей взимаются штрафы в случае нарушения предприятием налогового законодательства. Ответственность отдельных работников реализуется через штрафы, лишение премий и т. д. В широком смысле формой ответственности работников является нарушение предприятием сроков выплаты заработной платы.

5. Принцип обеспеченности рисков финансовыми резервами. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с разного рода рисками. Последствия рисков сказывается на финансовых результатах деятельности предприятия. Например, при продажах в кредит существует риск невозвращения долгов покупателями, при размещении временно свободных денежных средств в виде депозитных вкладов или вложений в ценные бумаги – риск получения недостаточного дохода, неполного учета в уровне дохода инфляции, вообще неполучения дохода по разным причинам; при осуществлении капитальных вложений в новые проекты – риск ошибок в расчетах доходности этих проектов. Кроме того, могут быть ошибки при планировании выручки от реализации и затрат на реализованную продукцию, что порождает риск неполучения прибыли в тех размерах, которые предполагались, невозможности вследствие этого выплачивать владельцу ценных бумаг проценты и дивиденды в достаточных размерах. Некоторые предприятия практикуют хранение средств резервных фондов на депозитных счетах в банках, получая от этого дополнительный доход.

Содержание финансовых отношений в значительной степени определяется размером и отраслевой принадлежностью предприятия. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру имущества, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования, состав и структуру финансовых ресурсов, размеры финансовых резервов. Для малых предприятий характерны специфические условия хозяйствования, которые обуславливают их финансовую деятельность.

Особенности малых предприятий

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). Также под малым предпринимательством понимается "деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником".

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как "весьма малые", до 99 человек как "малые", от 100 до 499 человек как "средние" и свыше 500 как "крупные".

В соответствии с Федеральным законом № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под малым предприятием понимается коммерческая организации, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

Вторым условием является средняя численность работников за отчетный период, которая не должна превышать следующих предельных уровней:

– в промышленности – 100 человек;

– в строительстве – 100 человек;

– на транспорте – 100 человек;

– в сельском хозяйстве – 60 человек;

– в научно-технической сфере – 60 человек;

– в оптовой торговле – 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В-третьих, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

– численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

– вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

– вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

– ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

– насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

– навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высоким уровнем производительности труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях. Во всех указанных сферах производительность труда в 2008 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой эффективности использования работников. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила достигнутую производительность в среднем в промышленности на 30%.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

– формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

– расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

– приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

– содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

– привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

– создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

– более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

– вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

– формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

– активизация научно-технического прогресса;

– освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

– содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

– освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

В то же время существуют факторы, отрицательно влияющие на развитие малых предприятий. Первое место среди факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях, занимает высокий уровень налогообложения, а второе место – неплатежеспособность заказчиков. Оба этих вопроса позволяет решить грамотная организация управления финансами на предприятии.

С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:

1. предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т.д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся в составе объединения;

2. предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

Управление финансами на малых предприятиях

Рассмотрим особенности организации управления финансами на малых предприятиях. Для этого необходимо рассмотреть как решаются на малых предприятиях вопросы, касающиеся организации управления финансами:

– кадровое обеспечение управления финансами;

– структура финансовой системы;

– финансовый анализ;

– финансовое планирование;

– управление активами и источниками финансирования;

– учет и отчетность;

– финансовый контроль.

В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:

1) совмещение должностей. Например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице. В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;

2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста – себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;

3) передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. на данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга – высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны – отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:

– формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;

– организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;

– постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;

– осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнес-планов);

– реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;

– оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;

– проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;

– разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;

– организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;

– оптимизировать и разрабатывать финансовые схемы по реализации продукции, осуществлению платежей;

– участвовать в мероприятиях по риск-менеджменту;

– консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.

Финансовая система малого предприятия как в средних, так и в крупных предприятиях состоит из двух систем – управляющей и управляемой (рис.1).

Финансы малых предприятий

Рис. 1. Финансовая система малого предприятия

Управляющая система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему.

Современная управляющая система должна работать на информационных потоках, а для эффективного построения управляющей системы необходимо иметь широкий круг информации как внутренней, так и внешней. У малого предприятия ресурсы по приобретению информации малы, но все-таки для эффективного управления этим не стоит пренебрегать, а поэтому следует и использовать все возможные варианты получения необходимой информации.

Под управляемой системой понимается совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие в результате этих процессов. Большая часть времени и усилий в управляемой системе малого предприятия отдается управлению денежными оборотами.

Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, – это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

При проведении финансового анализа могут возникнуть проблемы организационного характера – бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоваться ряд корректировок.

Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета.

Финансовый анализ осуществляют с использованием следующих методов: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, факторный анализ, сравнительный анализ. На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

В отличие от крупных предприятий в малом бизнесе показатели разнятся. Так, например, значение показателя ликвидности обычно меньше, а оборачиваемости – больше, поскольку в связи с малой численностью и высокой оборачиваемостью для малого предприятия характерны: высокая производительность труда, высокий уровень кредиторской, низкий уровень дебиторской задолженности. При этом надо учитывать, что часто полученные займы являются средствами или руководителя, или собственника бизнеса.

После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным:

1. Стратегическое планирование осуществляется в форме бизнес-плана, в котором расписываются все аспекты коммерческого предприятия. Период составления – от одного года до трех лет. В бизнес-плане должны быть следующие разделы: маркетинговый, производственный, организационный и финансовый. Бизнес-план используется не только для привлечения кредитов и займов, но и для внутреннего контроля и управления. На малых предприятиях для внутренних целей он может быть упрощен и представлен в форме производственной программы;

2. Тактическое планирование реализуется в форме бюджетирования. Бюджетирование – это составление годовых бюджетов по месяцам. Базой для составления бюджета является бизнес-план. При подготовке годового бюджета формируются следующие виды бюджетов: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет запасов, бюджеты расходов, бюджет инвестиций, кэш-флоу, прогнозный отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс. Для малого предприятия необязательна разбивка по центрам финансовой ответственности (ЦФО) как в крупных и средних предприятиях. А поэтому предприятие можно рассматривать как единый ЦФО, например центр прибыли. Учитывая, что постановка бюджетирования – трудоемкая и дорогостоящая процедура, руководству необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант под нужды своего предприятия;

3. Оперативное планирование представляет собой подготовку графиков и планов по дням. Базой для оперативного планирования является бюджетирование. Оперативное планирование позволяет контролировать потоки ресурсов предприятия и большей частью именно финансовых ресурсов. Здесь готовятся графики платежей, формирования запасов и т.д.

Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.

При формировании структуры активов, которые делятся на внеоборотные и текущие, необходимо учитывать следующие принципы:

– объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;

– объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия;

– состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;

– активы должны увеличивать скорость оборота;

– необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.

Следует подчеркнуть, что для малых предприятий наиболее характерна высокая оборачиваемость оборотных активов, что связано с мобильностью данного бизнеса, а поэтому их доля во всех активах меньше, чем у среднего или крупного предприятия такого же вида производства. Но в любом случае финансовому специалисту необходимо уделять внимание таким активам, как запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.

В свою очередь, источники финансирования деятельности предприятия могут быть самые разные:

1. уставный капитал – это основной источник собственных средств, который формируется первоначально при создании организации;

2. добавочный капитал – это прирост стоимости основных фондов при переоценке, эмиссионный доход и безвозмездно полученные денежные и материальные ценности;

3. прибыль – это источник, сформированный в результате производственной деятельности и которым предприятие может распоряжаться только после всех обязательных платежей. Прибыль может быть использована для формирования различных специальных фондов малого предприятия;

4. амортизационные отчисления – отдельный финансовый ресурс, который вместе с прибылью может использоваться для расширенного воспроизводства. У малого предприятия в отличие от крупного есть возможность ускорить этот процесс в соответствии с действующим законодательством, применив механизм ускоренной амортизации. Чистая прибыль вместе с амортизационными отчислениями составляет чистый доход малого предприятия;

5. кредиты и займы – внешние источники финансирования предприятия. Для малых предприятий очень сложно получить кредит в банке или разместить выпуск эмиссионных ценных бумаг. Но для малых предприятий при поддержке государства и общественных организаций работает система помощи малым предприятиям, по которой можно получить льготный кредит, оформить лизинг или венчурное финансирование. Также малые предприятия активно используют в своей работе средства владельцев бизнеса, а также их знакомых и родных.

Также в России действует государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" финансовая поддержка малых предприятий со стороны государства "может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".

При этом "средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем бухгалтерского учета:

– общепринятая система бухгалтерского учета;

– упрощенная система бухгалтерского учета;

– кассовый метод учета, в котором можно объединить бухгалтерский и управленческий учет.

Малые предприятия, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности укрупненно по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

К сожалению, отсутствие этих форм в отчетности не позволяет более детально судить о финансовом состоянии предприятия, что является недостатком в области законодательства, а привлечение в качестве обязательной отчетной формы хотя бы отчета о движении денежных средств позволило бы раскрыть большую часть информации для финансового анализа.

Также для малых предприятий важным моментом является организация финансового контроля.

Во-первых, контроль должен иметь предопределяющую фазу. На начальных этапах необходимо проводить соответствующие процедуры, которые помогут избежать ошибок, сбоев, потерь и умышленных действий. В качестве примера может выступать создание системы платежных карточек (платежных реестров), в которые вносится информация о предстоящем платеже.

Во-вторых, контроль осуществляется в форме сверки имеющихся активов и обязательств с текущими показателями учета, он осуществляется в форме инвентаризации и ревизионной проверка.

В-третьих, контроль должен осуществляться путем сравнения плановых показателей с фактическими. В качестве критического отклонения может быть установлено отклонение в размере 10%, но на многих предприятиях малого бизнеса это отклонение чаще всего находится на уровне 20-30%. Если выявлено отклонение больше критического, то должно быть принято решение об аналитической проверке причин отклонения от плана.

Особенности налогообложения малых предприятий

Налогообложение предприятий малого бизнеса относится к специальным налоговым режимам и регулируется налоговым кодексом (главы 26.2. и 26.3.). Для предприятий этой сферы применяются следующие системы налогообложения:

1. упрощенная система налогообложения;

2. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Применение упрощенной системы организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности данного хозяйствующего субъекта за налоговый период.

Организация имеет право применять данную систему налогообложения, если по итогам деятельности ее доход от реализации составил не более 45 млн. руб. При этом налоговым кодексом предусмотрен ряд ограничений накладывающих запрет на применение этой системы – это касается организаций имеющих филиалы и представительства, банков, страховщиков, инвестиционных фондов, ломбардов, игорного бизнеса, организаций в которых доля участия других организаций превышает 25 % или их среднесписочная численность более 100 человек, либо стоимость амортизируемого имущества превышает 100 млн. руб. и др. Если же по итогам отчетного периода доход плательщика превысит 60 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн. руб. то он считается перешедшим, не менее чем на один год, на общий режим налогообложения.

Объектом налогообложения, по выбору плательщика, признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Уменьшение доходов производится с учетом следующих расходов:

– расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;

– расходы на ремонт основных средств;

– арендные (включая лизинговые) платежи;

– материальные расходы;

– расходы на оплату труда и обязательное страхование работников и имущества;

– проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств и т.д.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках, в кассу, или получение иного имущества или прав. Расходы признаются после их фактической оплаты.

Применяемые налоговые ставки составляют 6 % (в случае признания объектом обложения доходов) и 15 % (если учитываются доходы уменьшенные на величину расходов). Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из выбранного объекта обложения и ставки налога.

Касательно системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности нужно отметить, что она используется по решению субъекта РФ и применима для следующих видов предпринимательской деятельности:

– оказание бытовых услуг (ремонт обуви, металлоизделий, одежды, часов, бытовой, компьютерной и оргтехники; услуги прачечных, парикмахерских, химчисток и фотоателье);

– оказание ветеринарных услуг;

– оказание услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта;

– розничной торговли, осуществляемой через магазины, павильоны (с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров), палатки, лотки и т.д.;

– услуг общественного питания (с площадью зала не более 150 квадратных метров);

– автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (эксплуатируя не более 20 транспортных средств).

Уплата этого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности подлежащих обложению единым налогом учет показателей по каждому из видов ведется раздельно.

Применение этой системы налогообложения предусматривает использование следующих основных понятий:

1. Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, влияющих на получение данного дохода, и используемый при расчете налога по установленной ставке.

2. Базовая доходность – условная месячная доходность на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для исчисления вмененного дохода.

3. Корректирующие коэффициенты – коэффициенты, показывающие степень влияния фактора на результат деятельности, облагаемой данным налогом. Используются коэффициенты:

– К1 – учитывает особенности ведения деятельности в различных муниципальных образованьях и местах расположения. Определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли места осуществления деятельности к максимальной кадастровой стоимости, установленной для данного вида деятельности;

– К2 – учитывает совокупность особенностей ведения деятельности, в том числе по ассортименту товаров, сезонности, времени работы и т.д. Коэффициент может корректироваться субъектом РФ;

– К3 – учитывает индекс изменения потребительских цен.

4. Объект налогообложения – им признается вмененный доход налогоплательщика.

5. Налоговая база для исчисления налога – это величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности исчисленной за налоговый период и величины физического показателя характерного для этого вида деятельности.

Законы субъекта РФ определяет следующие основные моменты применения этой системы налогообложения:

– порядок введения налога;

– виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится налог;

– значения корректирующего коэффициента (К2), устанавливается для всех категорий налогоплательщиков и может варьироваться от 0,01 до 1 включительно.

Таким образом, для исчисления суммы единого налога величина базовой доходности конкретного вида предпринимательской деятельности умножается на корректирующие коэффициенты (К1,К2,К3). Применяемая ставка налога составляет 15 % величины вмененного дохода.

Налоговым периодом является квартал. Уплата единого налога производится плательщиком по итогам налогового периода, но не позднее 25 числа следующего месяца.

Организация и управление финансами на предприятии

На предприятии за управление финансами отвечает финансовый отдел, который находится в подчинении директора. Основные задачи отдела:

– Контроль за движением финансовых средств

– Выверка остатков по поставщикам

– Выверка остатков по потребителям

– Предложения по арбитражному суду юристам

Деятельность отдела регулируется положением о структуре организации и должностными инструкциями. Финансовый отдел возглавляет начальник финансового отдела – финансовый менеджер, в подчинении которого находится несколько сотрудников.

Проанализируем идеальную структуру управления финансами предприятия.

1. Структура управления финансами организована целесообразно, так как эффективно управляет финансовыми и товарно-материальными потоками, обеспечивающими финансовую устойчивость, прибыльность и конкурентоспособное развитие предприятия. При этом отдел управления финансами предприятия:

– формирует финансово-экономические цели и стратегии развития предприятия;

– прогнозирует деятельность предприятия и возможность принять меры, позволяющие избежать потерь и увеличить прибыль;

– осуществляет оперативное управление финансовыми потоками;

– осуществляет обоснование объемов, сроков и целесообразности привлечения финансовых ресурсов;

– управляет издержками предприятия.

2. Система управления финансами предприятия обеспечивает для руководства прозрачность финансового состояния, оперативный учет фактической информации, формирование наиболее выгодных вариантов финансовых планов, контроль отклонения от плана.

3. На предприятии организована единая политика бухгалтерского и управленческого учета, и отдел управления финансами согласованно работает с отделом бухгалтерии.

4. Отдел управления финансами занимается анализом финансовых и материальных потоков и сочетает планирование и контроль реализации планов на базе согласования плановых документов с системой бухгалтерского учета и отчетности.

5. Система финансового планирования на предприятии по своему составу соответствует принятой в мировой практике структуре и включает: план производства; планы продаж и закупок; планы движения товарно-материальных ресурсов; планы по расчету с поставщиками и покупателями (дебиторская/кредиторская задолженность); планы движения платежных средств; планы по прибылям/убыткам; агрегированный баланс.

Важным условием функционирования системы финансового менеджмента на предприятии является его информационная обеспеченность. Каким бы образованием не обладал финансовый менеджер, какие бы методы он не использовал в своей работе, все будет напрасно, если он обладает недостоверной или недостаточной информацией, то и результаты его труда будут весьма далеки от реальности. Эффективная система управления финансами с точки зрения информационной обеспеченности организована следующим образом.

Эта система охватывает все сферы деятельности предприятия так или иначе связанные с движением денежных потоков на предприятии. В итоге вся финансовая информация поступает в финансовый отдел предприятия, где финансовый менеджер анализирует полученную им информацию от бухгалтерии, маркетологов, производственных участков, аккумулирует внешнюю финансовую, а также прочую информацию, касающуюся финансовой деятельности предприятия. В результате анализа всей полученной информации финансовый менеджер подготавливает сводный отчет для руководства и разрабатывает финансовый план предприятия.

Выводы

Финансы предприятий как часть финансовой системы включают процесс создания, распределения и использования внутреннего валового продукта в стоимостном выражении. В ходе финансовой деятельности предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией деятельности, реализацией продукции (работ, услуг), формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.

Содержание финансовых отношений в значительной степени определяется размером предприятия. Финансовые вопросы деятельности малых предприятий обусловлены размером и специфическими особенностями предприятий малого бизнеса. Малый бизнес является сегодня самым перспективным сектором экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости. Когда мы решаем, что может быстро вывести нас из кризиса, обеспечит большое количество рабочих мест, стабильные налоги и экономический рост, предоставляет широкие возможности для молодежи, ответ один: это малый бизнес. Часть трудностей, которые испытывают малые предприятия, связаны с финансовой стороной их деятельности. Решить данные проблемы позволяет организация эффективной системы управления финансами.

Организация управления финансами на предприятиях малого бизнеса, так же как и на крупных предприятиях, является весьма сложной и трудоемкой задачей.

Основной задачей финансового менеджера (финансового директора) малого предприятия является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.

Процесс управления финансами включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса. Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.

Для повышения эффективности финансовой и экономической деятельности предприятий малого бизнеса для них законодательно предусмотрены специальные налоговые режимы. В настоящее время малыми предприятиями применяется две системы налогообложения: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Они ориентированы на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Литература

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

3. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: Академия, 2006.

4. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. – СПб: Эльга, 2008.

5. Блинов А.С. Малое предпринимательство: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2009.

6. Вахрин П.И. Финансы. – М.: Маркетинг, 2004.

7. Дранко О.И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия. – М.: Юнити-Дана, 2009.

8. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: ЮНИДИ-ДАНА, 2007.

9. Лялин В.Е., Ляшенко В.И., Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Инфра-М, 2009.

10. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

11. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2007.

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Г.В. Поляка. – М.: ЮНИДИ-ДАНА, 2007.

13. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита-Пресс, 2005.

14. Рассказов С.В., Методы организации финансов на предприятиях малого бизнеса // Финансовый менеджмент. – 2006. – №3. – С. 48-55.