Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

С момента рождения семья организует жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания – пеленки, для кормления – бутылочка с соской или ложка, для купания – ванночка, полотенце, мыло. После 4 мес. развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами, которым ребёнок подчиняется лишь в ситуации непосредственного контакта со взрослыми: выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную организованность.

Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.

Именно семья формирует ребенка физически, морально и позволяет адаптироваться в окружающем мире. Именно владение педагогически верными методами воспитания детей в семье позволят родителям воспитать в ребенке стремление к успеху и умение адаптироваться в любой социальной среде.

Современная семья: типы и особенности взаимоотношений детей и родителей

Семья является главным и самым важным институтом воспитания. Все навыки и привычки, которые ребенок в детстве приобретет в семье, он сохранит на всю оставшуюся жизнь. Именно в семье закладываются основы индивидуальности ребенка, и к школьному возрасту, он уже практически сформирован как личность. От семьи и родителей требуется, в первую очередь, формирование здоровой, нравственной и интеллектуально развитой личности, которая будет готова к дальнейшей общественной, трудовой и семейной жизни.

Воспитание не может быть хаотичным, бессистемным, так как в данном случае его просто нельзя назвать данным термином. Научно доказано, что характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания и формируется уже к третьему году жизни ребенка, что выражается в кризисе трех лет. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Итак, на выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

– генетические особенности ребенка и родителей, и их совместимость;

– традиции, на которых воспитывались сами родители;

– научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

– нравственные устои семьи.

Психологами выделяются несколько основных стилей родительского поведения. Причем, эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.

Индифферентный тип семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они, как правило, безразличны к его потребностям и запросам, не считают нужным обращать на них внимание. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, убеждены, что если их ребенок одет, обут и отправлен в школу, то их родительский долг выполнен.

Они, как правило, непоследовательно и неумело используют методы наказания и поощрения: могут наказать ребенка и тут же поощрить, лишь бы он только не закатывал истерик и не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.

В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.

В результате такого воспитания формируется конформный социально – психологический тип личности. Такие дети, как правило, не имеют собственного мнения, любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать; зачастую, не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению.

Либеральный тип семейного воспитания. Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, они не умеют или не хотят воспитывать ребенка, возможно, высоко ценят его личность, считая простительными различные слабости; легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям.

Ребенок предоставлен сам себе и спрогнозировать его дальнейший характер невозможно, так как он в большей мере будет зависеть от того, в какой среде будет жить и учиться помимо семьи. Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не формируются.

Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отвержения, дети чувствуют страх и неуверенность.

3) Авторитарный тип семейного воспитания – это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, придерживающиеся данного стиля поведения с ребенком, хорошо представляют, каким он должен вырасти, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, зачастую, очень категоричны и неуступчивы. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Этому способствуют следующие причины:

– Неоправданные надежды и неудовлетворенность родителей своей семейной жизнью или детьми, эмоциональное непринятие ребенка;

– Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестко, и они автоматически переносят стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью;

– Родители считают чрезмерно значимым для себя мнение других людей об их детях и считают его основным в контролировании собственных детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком, и постоянно контролируют его поступки – диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы наказания, и они выросли "хорошими людьми".

В таких семьях дети испытывают дефицит родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они очень хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Они часто говорят: "яйцо курицу не учит".

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. Как результат – либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. В любом случае – ощущение психологического неблагополучия.

Гиперопека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя; полностью концентрируя свое внимание на ребенке.

Такой стиль семейного воспитания может быть обусловлен некоторыми причинами: болезненность ребенка с раннего детства, и особенности характера родителей. В результате этого родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление нездоровья или недовольства ребенка. Они ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки; с раннего детства стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка.

Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома.

В процессе данного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у детей и подростков, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Часто именно эта категория подростков дает наибольшее число нервных срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Хаотический стиль – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка ребенка.

Авторитетное воспитание (в различных источниках встречаются термины "гармоничный стиль", "демократический стиль", "сотрудничество") означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей и личную ответственность в соответствии с их возрастными возможностями. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах.

Гармоничный стиль воспитания, естественно, формирует гармоничный тип личности ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте такие он может нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания реагирует paзумно и старается больше не нарушать порядок. У таких детей рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Они вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Общее содержание семейного воспитания и его методы

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры. Следовательно, семейное воспитание – это более или менее осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.

Большинство родителей, задумываясь о том, какие существуют методы воспитания дошкольников, допускают ошибку предполагая, что применять их необходимо только с трех-четырех лет. В действительности же, воспитание детей надо начинать уже с момента их рождения. Методы воспитания дошкольников гласят, что мелкая моторика развивается благодаря простым занятиям с новорожденным, проводить которые можно уже с первого дня его жизни. При воспитании и развитии детей в дошкольном возрасте эффект дает хороший гимнастика для пальчиков – сгибать нужно и разгибать каждый поочередно пальчик ребенка, массировать их осторожно, на маленьких ладошках совершать движения по кругу. При развитии и воспитании детей в дошкольном возрасте необходимо использовать такие несложные упражнения, которые, при регулярном повторении, стимулируют хорошо точки, которые связаны напрямую с корой головного мозга.

Методы воспитания детей в семье основываются на целях и задачах, предъявляемых современным обществом к воспитанию и развитию будущего полноценного члена общества.

Методы воспитания детей в семье зависят от компонентов содержания самого семейного воспитания. Среди направлений воспитания детей в семье можно выделить:

– физическое воспитание, которое считается первоочередным и основывается на ведении здорового образа жизни, соблюдении распорядка дня, занятиях спортом и прочем;

– интеллектуальное воспитание ставится в центр заботы родителей о будущем своего ребенка, развивает его интересы, способности, наклонности и задатки;

– нравственное воспитание – это стержень отношений, которые в дальнейшем формируют личность;

– эстетическое воспитание развивает у ребенка чувство прекрасного в жизни и искусстве, творческие способности, стремление самому преобразовать этот мир и сделать его лучше, формирует моральный облик дошкольника;

– трудовое воспитание формирует трудолюбие, способствует в будущем стремления работать и совершенствовать трудовые навыки и умения.

Общие методы воспитания детей в семье таковы:

– убеждение;

– личный пример;

– метод "пряника";

– метод "кнута".

Методы воспитания дошкольников должны быть грамотны, это значит необходимо постоянно за ребенком наблюдать, понимать особенности взаимоотношений, происходящие между детьми. Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Один и тот же метод многими родителями используется по-разному.

Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить, семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

– установление единства в воспитании детей;

– педагогическое просвещение родителей;

– изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

– ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

– беседы;

– консультации: "Воспитание самостоятельности и ответственности", "Как организовать труд детей дома";

– совместные конкурсы: "Дары Осени", "Мой гербарий" поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ "Новогодние игрушки";

– совместные работы детей и родителей на темы: "Моя семья", "Спортивная семья", "Как я провел лето". Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему "Я и вся моя семья". Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: "Моя родословная", "Древо моей семьи", "Герб семьи", "Девиз семьи", обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

– досуги, праздники: "День матери", "Папа, мама, я – дружная семья", "Веселые старты";

– поручения родителям.

В ДОУ для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, "Русская изба", "Музей кукол", где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Очень распространено в детских садах награждение наиболее активных родителей по итогам года на родительских собраниях. Родителям вручают грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения. Также в ДОУ пропагандируют знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации следующих видов. Через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская агитация направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Приведем самый распространённый в современных ДОУ алгоритм работы с родителями. Он включает в себя следующее:

1.Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.

6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Организация работы с родителями в ДОУ

Цель МДОУ – создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Основные задачи МДОУ:

1. Формировать познавательные способности детей, уделяя внимание развитию содержательности и связанности речи, логики мышления и экологическим знаниям дошкольников.

2. Продолжить работу по снижению уровня тревожности, формированию уверенности и адекватной самооценки детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

3. Систематизировать работу по социально-нравственному развитию детей, формированию у детей старшего дошкольного возраста позитивных навыков общения со сверстниками, речевому и гостевому этикету.

4. Совершенствовать формы работы по развитию личности ребенка во взаимодействии детского сада и семьи.

Режим работы ДОУ:

– пятидневная рабочая неделя;

– 12-часовое пребыванием детей в ДОУ с 7.00. – 19.00. Предпраздничные дни сокращённы на один час;

– выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.

– один раз в квартал ДОУ закрывается на "Санитарный день" для дезинсекции и дератизации помещения.

– один раз в год в летний период ДОУ может быть закрыто сроком до 5 недель для проведения текущего и капитального ремонта здания и коммуникаций, предупредив об этом родителей за 30 дней.

В МДОУ большое внимание уделяется работе с родителями.По традиции установленной в ДОУ воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Очень часто в ДОУ организовываются педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации. Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Регулярно проводятся тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3–4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30–40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Раз в 1-2 месяца в группах организовывают родительские собрания. На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3–4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность – 1, 5 часа. По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Регулярно проводятся конференции с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

На общих собраниях родителей обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

В ДОУ регулярно ведется наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3–4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).

Наряду с традиционными формами в ДОУ существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научиться хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе "Шаг за шагом".

Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Когда приводить и забирать ребенка

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Член родительского совета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Как развивать работу, направленную на родителей?

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Что могут делать родители в детском саду:

– читать детям рассказы, сказки, истории;

– приносить различные игрушки для общих игр;

– собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п.;

– участвовать в праздниках.

В ДОУ воспитатели четко помнят, что организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.

Выводы

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

В совместной работе ДОУ и семьи используются различные формы, такие как дни открытых дверей, собрания, консультации, семинары, практикумы, различные праздники, физкультурные досуги.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения В нашей работе рассмотрены виды взаимодействия ДОУ и родителей на примере МДОУ 240 "Ручеек". Фомы работы с родителями имеют следующие преимущества:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком;

- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое – укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Таким образом, чем лучше налажено общение между семьей и коллективом дошкольного образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Родительское собрание на тему:

"Методы семейного воспитания"

Сегодняшний разговор с вами, уважаемые родители, я хочу начать с замечательных слов известного педагога А. С. Макаренко: " Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе".

Трудно с этим не согласиться. Вы – люди, у которых разное образование, разные взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей, желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете порой сомнения, а иногда и заходите в тупик.

Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, столь же сложны и отношения родителей к своему ребёнку, неоднозначна родительская любовь.

Важно понять: воспитание – это сотрудничество, взаимообогащение, взаимовлияние детей и взрослых, в результате чего изменяются и те и другие.

Сегодняшний наш с вами разговор будет посвящён вопросу:

" Методы семейного воспитания".

Надеюсь, эта тема вызовет у вас интерес и поможет разрешить некоторые вопросы семейного воспитания.

Представим себе типичные жизненные ситуации:

- ребёнок долго гулял на улице и не выучил уроки;

- садится за стол с грязными руками;

-получил двойку;

- по утрам не хочет вставать;

- не желает разобрать вещи в своём шкафу;

- долго сидит за компьютером и т. д.

Как же ведут себя родители? Они начинают использовать различные приёмы воспитательного воздействия. И выбор этих приёмов в значительной степени определяется личностными качествами родителей, стилем отношений в семье, общей духовной культурой.

Так что же такое метод воспитания?

Метод воспитания – это способ воздействия на сознание, чувства ребёнка с целью формирования убеждений, волевых качеств личности, опыта нравственного поведения.

Методы воспитания многообразны и зависят от целей, которые ставят перед собой родители.

Характеризуя методы воздействия на сознание следует прежде всего выделить метод убеждения, требования, внушения и разъяснения.

Наиболее распространённым методом семейного воспитания является требование. Требование может быть прямым ( "сделай", "сходи", "убери") и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования следует варьировать. Родителям необходимо помнить об условиях, при которых срабатывает требование:

-в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;

- требование должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;

- требование должно отдаваться доброжелательно;

- нельзя проявлять излишний педантизм, нужно считаться с просьбами и желаниями детей, уступать, но не отменять: "Хорошо, не можешь сейчас, сделаешь чуть позже".

Убеждение- главный, но не универсальный метод. Следует разъяснять ребёнку нормы морали исходя из того, почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребёнок возбуждён, лучше отложить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребёнку, а свои доводы – аргументировать. Такие разговоры должны стать минутками духовного общения в семье. Взгляды, суждения и убеждения детей могут быть ошибочными. Переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными фактами, жизненными примерами, а не просто навязывая своё мнение.

Внушение оказывается действенным в том случае, если ребёнок оказывается внушаем, а также если находится в состоянии растерянности, психологической депрессии. Когда у ребёнка неприятности, не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребёнок доверяет только тем родителям, в чьих честности, знаниях, опыте и порядочности он уверен. В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей.

Рассматривая методы формирования опыта нравственного поведения, нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности является поведение детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения, наличие обязанностей, ответственности перед другими членами семьи.

Применим и метод естественных последствий: " Насорил – убери", "Поломал- почини".

Игра, режим дня – также важнейшие методы воспитания в семье. Конечно, каждый родитель знает, почему важно соблюдать режим дня:

-он способствует правильному росту и развитию организма детей;

- укрепляет их здоровье;

- прививает им полезные привычки и навыки;

- содействует укреплению их воли, выработке определённого ритма деятельности.

За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. И всё-же, в редкой семье он соблюдается. Мы всё время делаем поблажки: вот пройдёт праздник…сегодня воскресенье…ребёнок недавно болел…у нас сегодня гости и т.д.

Следует отметить, что большинство вас, родителей, подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как самих воспитывали.

К методам формирования нравственного поведения относятся и такие известные методы как поощрение и наказание.

Используя метод поощрения, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят иждивенца, потребителя. Лучшее поощрение -похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание следует уделить похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчёркивает радость от достигнутого успеха. " Ты сумел. Ты преодолел. Ты смог. Ты победил". Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию.

Дарите ребёнку подарки не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи. Даря подарки, учите ребёнка принимать их. Замечательно использовать в качестве подарков стихи собственного сочинения, грамоты, изготовленные своими руками. Кто знает, может быть, они станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка.

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, то обсудите с ребёнком, как и на что он может их потратить. Учите детей распоряжаться карманными деньгами. Если вашему ребёнку подарили подарок, не анализируйте с ним их стоимость и материальную ценность. Помните! Ваше внимание и дружеское участие могут сделать для ребёнка больше, чем самый дорогой подарок.

Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления домашнего задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

Используйте чаще выражения "ты прав", " мы с тобой согласны", "а как думаешь ты". Это формирует у ребёнка чувство самоуважения, развивает самоанализ и критичность мышления.

Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя униженным, оскорблённым. Он чувствует глубокую неприязнь к себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести.

Но следует отметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные насмешки и придирки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству. Да и сами взрослые не должны терять своего человеческого облика.

Существует попытка описать различные типы воспитания в семье через те роли, которые выполняет ребёнок. Вот наиболее типичные из них:

1. "Козёл отпущения".

2. "Любимчик".

3. "Примиритель".

4. "Беби".

Уважаемые родители, попробуйте отвести одну из предложенных ролей своему ребёнку. Является ли он кем-то из предложенных персонажей?

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто не отвёл ребёнку никакой из данных ролей?

( Если есть такие родители – поднимают руки).

А теперь послушайте описании ролей и сделайте выводы.

"Козёл отпущения"- роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, их недовольство друг другом переходят на ребёнка. Он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые те на самом деле испытывают друг к другу.

"Любимчик"- внешне иная роль, чем первая, а по психологическому содержанию сходна. Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняют преувеличенной заботой о ребёнке.

"Примиритель" – роль, возникающая от близости родителей. Но ребёнок в данном случае слишком рано испытывает на себе сложности семейной жизни. Он вынужден быть центром семьи, устраняя и регулируя конфликты. Играет роль взрослого.

"Беби" – эта роль возникает от сильной близости супругов друг к другу. Ребёнку навсегда предписано быть только ребёнком, от него ничего не зависит.

Таким образом, если вы неправильно используете многочисленные методы семейного воспитания или не умеете перестраиваться по мере взросления ребёнка, то ваш тип воспитания можно отнести к авторитарному или чрезмерной опеки.

В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребёнком гибки и изменчивы.

Дети отличаются друг от друга по темпераменту, уровню знаний, жизненному опыту, по особенностям восприятия окружающего мира. И сам ребёнок изменяется. Родители должны замечать эти перемены и выбирать новые методы в семейном воспитании. Важно не утратить родительскую прозорливость, мудрость и терпение.

Не пожалейте времени на изучение особенностей своей семейной жизни и семейного воспитания. Правильный выбор и использование разнообразных методов семейного воспитания обязательно принесут результаты и улучшат взаимоотношения с детьми.


Литература

1. Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание № 5, 1996.

2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004.

3. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкол. образоват. учреждений и родителей / Под ред.Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005.

4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Педсовет, 2011.

5. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 2009.

6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2012

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец. -М.: Гардарики, 2009.

9. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – с.25-27.

10. Людмила Печерских Интенсификация работы с семьей в условиях культурно- образовательного центра на базе ДОУ на основе двухстороннего взаимодействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ