Педагогическая культура родителей, как основа взаимодействия ДОУ с семьёй

Педагогическая культура родителей, как основа взаимодействия ДОУ с семьёй.

Сущность и характеристика понятий "семья","педагогическая культура", взаимодействие с семьёй

Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.

Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции – репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей) [22, С.24].

У современной семьи можно выделить несколько основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательнообразовательный аспект. При этом на различных культурноисторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному:

1. Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях.

2. Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения.

3. Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства.

4. Производственная функция направлена на экономическую поддержку семьи, возмещение недостающих товаров, продуктов и услуг.

5. Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности.

6. Сексуальная функция семьи направлена на удовлетворение и контроль сексуальных потребностей членов общества.

7. Социально-психологическая функция семьи направлена на взаимную поддержку членов общества, эмоциональную стабилизацию индивидов.

8. Все большее значение придается коммуникативной функции семьи, и связанной с ней эмоционально-психологической функцией. Эти функции создают психологический климат в семье, удовлетворяют потребность в общении и подготавливают ребенка к вхождению в другие человеческие коллективы, корректируя правила общения с ровесниками и взрослыми.

9. Функция первичной социализации (воспитание детей) представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве.

10. Воспитательная функция (семейное воспитание)- это процесс взаимодействия родителей и детей, характеризующийся рядом условий: общей позицией, семейной и педагогической культурой родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения, взаимодействия с ребенком.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.

Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их.

Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы – малая часть культуры.

Культура – это, прежде всего, характерный для данного человека (общества), образ мыслей и действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро – культурные ценности, регулируют взаимоотношения людей, это факторы, объединяющие людей в единую целостность – общество. Следовательно, культура – важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах.

Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Культура вообще определяется как сложное многокомпонентное явление, связанное со всем многообразием жизни и деятельности человека.

Слово культура (от лат.- "cultura") известно со времени Цицерона. В переводе с латинского оно означает возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание, образование, развитие, почитание.

В данном контексте слово культура означает все созданное, неприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

Культура семьи обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших родственников и этноса, мегаполиса и государства, институтов глобальной экономики. Важнейшую роль среди этих процессов играет обусловленность деятельности семьи опытом духовно-исторического общения, пониманием исторических текстов, знакомством с памятниками культуры быта, техники, науки, религии и искусства, с биографиями значимых персон и собственной родословной, укорененностью в традициях этноса, конфессий, мегаполиса, а также духом глобальных модернизаций и инноваций.

Можно выделить три вида ценностей – физические, духовные и материальные. Суть физических ценностей состоит в раскрытии с помощью семиотических средств природных способностей членов семьи. Эти ценности проявляются в культуре валеологической, эротической, экологической, психологической. По этому признаку семьи могут быть классифицированы как антропологически активные и антропологически пассивные.

Духовные ценности вытекают из физических и обращены на создание среды обитания человека в виде системы правил и прецедентов -- моральных, правовых, интеллектуальных, эстетических, религиозных. Данные ценности находят воплощение в культуре сакральной и секулярной, образовательной и рефлексивной, коммуникативной и художественно-эстетической, правовой и моральной, технической и гуманитарной. По этому основанию семьи можно классифицировать как высокодуховные и малодуховные.

Материальные ценности связаны с обработкой материалов природы средствами техники для создания искусственной среды обитания человека. Это культура быта, жилища, одежды, утвари, домашней техники, культура труда, дизайна и эстетической среды обитания. По отношению к материальным ценностям в культуре семьи можно выделить такие виды как материально богатые и материально бедные.

Семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется, прежде всего, всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической.

Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием.

Истоки педагогической культуры семьи лежат в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается за счет традиций, норм и правил, устоявшихся в народной педагогике. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта.

Для педагогической культуры семьи характерна всеохватность.

Основные критерии для выделения того или иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три показателя:

1) социально-педагогический, т.е. осознание того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;

2) аксиологический, т.е. отношение к знаниям как к ценности;

3) дидактический, показывающий, каковы принципы воспитания принуждение ребенка или умение заинтересовать его.

По широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества

Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются элементом педагогической культуры общества.

Семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. В процессе семейного воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются.

Семья, являясь объектом социального воздействия, одновременно является субъектом социализации личности ребенка, и эффективность этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом, представляющим собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны её деятельности. При этом, как правило, воспитательный потенциал семьи составляют:

- личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;

- образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

- эмоционально-нравственный микроклимат;

- разумная организация свободного времени и досуга семьи.

Таким образом, семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам.

Необходимо отметить, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Одной из составных частей общечеловеческой культуры является "педагогическая культура", которая содержит в себе педагогический опыт, накопленный разными поколениями, имеющий отражение в культурно-историческом пространстве и оказывающий огромное влияние на сферу педагогического взаимодействия.

Формы и методы формирования педагогической культуры семьи

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

- содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

- довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей [33, С.102].

Причины этого – недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, в старших группах – обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п.

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или воспитателем.

Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интересы, которые часто отличаются от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, особое внимание уделяя неблагополучным семьям.

Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

1. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?

2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?

5. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

Обобщение ответов помогает составить общее представление о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду[20, С.45].

Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям. консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:

1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.

2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями:

а) изучение семей;

б) педагогические беседы и тематические консультации;

в) родительские собрания;

г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;

д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;

е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.

3. Повышение педагогических умений воспитателей:

а) планирование работы с родителями;

б) педагогическое самообразование педагогов;

в) педагогический опыт;

г) консультации и семинары с воспитателями.

Итак, изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.

Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.

В организации социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей стоит учитывать особенности семьи как объекта воспитания, на которые указывает Т.В. Лодкина [18, С.59]:

- в целом поведение семьи подчинено социальным нормам, которые складываются в ходе исторического развития, формируются длительное время и сравнительно устойчивы. Отсюда основная цель работы – содействие укреплению семьи, приобщение ее к социальным нормам, усвоение этих норм поколением;

- семью скрепляют общие интересы, взаимное уважение, общее чувство ответственности за судьбу близких. Поэтому путь к упрочению семьи лежит через воспитание и развитие чувства взаимной ответственности ее членов, самоконтроль, осознание ценности семейной жизни, повышение психолого-педагогической культуры родителей;

- члены семьи включены в различные внутрисемейные отношения, поэтому положительный эффект может дать не прямое, а косвенное воздействие на семью;

- семья взаимодействует с социальной средой многообразными и сложными связями, поэтому возникает необходимость комплексного и согласованного подхода к средствам помощи и поддержки семьи;

- существенное значение имеют личностный и интимный характер брачно-семейных отношений, разнообразие и неповторимость конкретных ситуаций разлада в семье, которые требуют индивидуального подхода и специализированной помощи;

- следует учитывать специфический характер и ограниченность примеров и образцов семейного поведения, усвоенных еще в детстве. Отсюда возникает необходимость организации педагогически целесообразного уклада жизни семьи.

Таким образом, семья выступает как специальный объект социального воздействия, где педагогические усилия направляются на нейтрализацию ее отрицательных влияний на детей, перестройку внутрисемейных отношений, создание основ формирования социально значимых ценностей. В целом ряде случаев нельзя ждать, когда сама семья добровольно и сознательно займется преодолением собственных трудностей, так как кризисы и противоречия, будучи затяжными, могут не осознаваться как опасные.

Подход к семье как к субъекту саморазвития, саморегуляции и самоизменения предполагает повышение ее субъектной позиции и социально-педагогическую деятельность.

В данном направлении используются всевозможные методы и формы педагогического работы с родителями, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

1. Посещение семей. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

- ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;

- определение уровня педагогической культуры родителей;

- выявление трудностей, испытываемых родителями;

- изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;

- осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

2. Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.

Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

3. Родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

4. Деловые игры. Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

5. Вечера вопросов и ответов. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов – медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

6. Встречи за "круглым столом". Встречи за "круглым столом" расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Широко используется индивидуальное консультирование, которое включает в себя несколько этапов:

1) создание доверительных, откровенных отношений с родителями, особенно с теми, кто отрицает возможность и необходимость сотрудничества;

2) проводится по итогам всестороннего обследования ребенка;

3) коррекционная работа, предполагающая формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений.

Родительские тренинги предназначены для наиболее "продвинутых" родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Формы занятий здесь могут быть различны: контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д.

Таким образом, вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.

Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей. В данном направлении используются всевозможные методы и формы педагогического работы с родителями, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.

Литература

1. Агавелян М.Г. Взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. / М.Г. Агавелян – М.: ТЦ "Сфера", 2009. – 128 с.

2. Антонова А.В. Организация клубной работы как актуальное направление деятельности образовательной организации по развитию психолого-педагогической культуры родителей / А.В. Антонова – Концепт. -2014. – № 05.- С. 13-17

3. Биккулова А.Р. Педагогическая культура родителей / А.Р. Биккулова–Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №12. – С. 20-22.

4. Васильева Л.Е. Повышение педагогической культуры родителей на занятиях клуба "Семья и школа" / Л.Е. Васильева – Взрослые и дети этнопедагогические проблемы семейного воспитания Материалы Всероссийской научно – практической конференции -Чебоксары ЧГГ1У, 2007 – С 60 – 67

5. Васильева Л.Е. Педагогическая культура родителей как фактор повышения качества образования в сельской школе / Л.Е. Васильева – Научная жизнь – Москва "Наука", 2007 – №2 – С 146- 151

6. Васильева Л.Е. Концептуальные положения взаимодействия школы, семьи и общественности / Л.Е. Васильева – Межвузовский сборник научных трудов – Москва -Чебоксары, 2007 – С 33-35

7. Видт Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл / Е.И.Видт – Педагогика. –2002.-№3.

8. Гирба Е.Ю. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / Е.Ю. Гирба. – М.: 2013. – 23 с.

9. Гладкова Ю. Педагог и семья / Ю. Гладкова – Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4

10. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова –Дошкольное воспитание, – 2006. – N 9.

11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2005. – 208 с.

12. Зверева О.Л. Общение с родителями в ДОУ. / О.Л. Зверева – М.: ТЦ "Сфера", 2005. – 80 с.

13. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349с.

14. Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества / Т.В. Кротова –Управление. – 2006. – № 3

15. Кротова Т.В. Общение воспитателя с родителями воспитанников / Т.В. Кротова – Управление. – 2008. – № 3.

16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 232 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев – М.: ЭКСМО, 2009. С. 98.

18. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: / Т.В. Лодкина – учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Академия ИЦ. 2009.- 124с.

19. Магид С.М. Игры из тайничка. / С.М. Магид, Е.Г. Тунина – СПб.: Паритет, 2007. – 96с.

20. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. / М. Н. Недвецкая – М., 2011.-158с.

21. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. / Т.Н. Образцова – М.: "Этрол", 2005. – 192с.

22. Протодьяконова М. П. Педагогическая культура родителей как основное социально – педагогическое направление учителя начальных классов. / М. П. Протодьяконова– "Наука и образование: новое время". – 2014. – № 1. – С.24-27

23. Психология ребенка от рождения до 11 лет Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 224с.

24. Психолого-педагогический практикум: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведение/ [Л.С.Подымалова, Л.И.Духова, Е.А.Ларина, О.А.Шиян]; под ред. В.А.Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 224 с.

25. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 169 с.

26. Свирская А. День бантиков и фантиков – Обруч. – 2008. – № 1.

27. Сухобукова Н. Формирование педагогических установок родителей –Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3

28. Тарасов С.В. Образовательная среда школьника. – СПб.: ЛОИРО, 2008.- с.67

29. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Психокоррекция – М.: Книголюб, 2007

30. Трофимова Г.Е. Опыт проведения родительских собраний – Управление. – 2008. – №3

31. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. – М.: ООО "ИД РИПОЛ классик", ООО Издательство "ДОМ. XXI век", 2008. – 189с.

32. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. -176с.

33. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: "Речь", 2005.-215с.