Сновидения в психологии

Сновидения в психологии.

Статьи по теме
Искать по теме

Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек. Ежедневное погружение в это кажущееся загадочным состояние всегда вызывало много догадок, легенд, размышлений. Лишь строго научное изучение этого явления стало приносить реальные результаты. Сейчас мы переживаем период бурного накопления знаний в этой области.

С наступлением темноты большинство людей ложатся, принимают удобную позу и засыпают до утра. После восхода солнца они просыпаются и со свежими силами приступают к своим делам, которыми занимаются в течение всего дня до вечера, а устав, снова засыпают, чтобы получить необходимую порцию "отдыха" и "восстановления сил" во время сна. Подобное чередование бордствования и сна присуще всем людям независимо от их интеллекта, массы тела, роста, расовой принадлежности или места жительства. Дети спят значительно дольше, чем взрослые, а у пожилых людей общая длительность сна значительно снижается. В целом во сне человек проводит 1/3 своей жизни. Во многом хорошее самочуствие, работоспособность и стремление жить полной жизнью зависят от того, насколько полным было восстановление физических, интеллектуальных и душевных сил во время сна. В то же время качество и длительность сна во многом определяются событиями, происходящими в жизни человека в течение дня. Неприятные известия, употребление лекарственных препаратов и некотоых видов продуктов, нарушения каких-либо привычек могут оказать существенное влияние на эффективность и длительность сна, что в свою очередь может отразиться на характере дневной поведенческой активности и эмоциональном состоянии человека.

1. Механизмы сна.

Чередование бордствования и сна отмечается практически на всех этажах эволюционной лестницы: от низших позвоночных, птиц до млекопитающих и человека.

Очевидно, что такая универсальная организация чередования активности и покоя, бордствования и сна не является случайностью, а имеет глубокий смысл. Во время сна происходят значительные сдвиги в деятельности головного и спинного мозга, моторной сфере, активности вегетативной нервной системы, отмечаются интенсивные психические процессы. Сон – сложное состояние, во время которого в головном мозге происходят активные процессы. А также сон – состояние характеризующееся с психической стороны потерей интереса к внешнему миру. Биологической целью сна является отдых. В течение сна происходит циклическое чередование фаз – фазы "медленного" сна (ФМС) и фазы "быстрого" сна (ФБС) (парадоксальная фаза, ромбэнцефалический сон, сон со сновидениями).

Сон представляет собой сложно организованное функциональное состояние мозга, во время которого отмечают выраженные изменения практически во всех отделах головного и спинного мозга. Очевидно, что чередование состояний бордствования и сна является циркадным ритмом, а чередование ФМС и ФБС является ультрадианным ритмом и эта ритмичность осуществляется "биологическими часами", "встроенными" в головной мозг.

Фаза быстрого сна представляет собой очень четко очерченое функциональное состояние мозга, которое хорошо выделяется среди других функциональных состояний мозга по наличию тонических и фазических явлений, внезапно возникающих и так же внезапно прекращяющихся. Быстрые движения глаз, отдельные миоклонические подергивания указывают на активную деятельность мозга в этот период. Пробуждение людей сразу после этой фазы сна показывает, что во время ФБС человек видит сновидения. Вероятно, что и животные во время ФБС видят сновидения. Если ФМС человека отличается от таковой у большинства животных большей генерацией дельта-ритма, то фазы парадоксального сна человека и животных по своим физиологическим свойствам похожи друг на друга.

ФБС представляет собой чрезвычайно яркое и очень четко очерченое физиологическое состояние, которому соответствуют конкретные психические переживания в виде сновидений.

Сновидения: понятие и виды

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высшых божественных или демонических сил. Были в городах (да и в истории тоже) личности, которые умело разгадывали сновидения и предсказывали, что ждет обладателя этого сновидения. Иногда сновидение расшифровывалось настолько точно, что входило порой в истории, например у персов, греков, египтян. Интересно, что в некоторых странах счастливое сновидение считалось ценностью и его можно было продать. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.

Но с отпадением мифологической гипотезы, сновидение стало нуждаться в объяснении. Условия возникновения сновидений, отношение последних к душевной жизни во время бодрсвования, зависимость их от внешних раздражений во время сна, многие чуждые бодрствующему сознанию странности содержания сновидения, несовпадение между его образами и связанными с ними аффектами, наконец, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения, искажения и даже выпадения из памяти наяву – все эти и другие проблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом плане стоит вопрос о значении сновидений – вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых, дело идет о выяснении психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно ли толковать сновидения и имеет ли каждый элемент его содержания какой-нибудь "смысл", как мы привыкли это находить в других психических актах.

В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них, которое является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое ими даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнета внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твердо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне – Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности – по крайней мере в некоторых сферах, например в области памяти.

В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидение едва ли заслуживает названия психического проявления; по их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом; содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидение, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как "телесный, во всех случаях бесполезный и во многих – болезненный процесс"(Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызваной физиологическими раздражениями работой отдельных или отдельных групп клеток погруженного в сон мозга.

Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по-видимому, твердо верит в то, что сон все-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования. Применяемый с этой целью метод толкования заключается в том, что вспоминаемое содержание сновидения замещается другим содержанием – либо по частям на основании твердо установленного ключа, либо все содержание сновидения целиком заменяется каким-либо другим целым, по отношению к которому первое является символом. Серьезные люди обыкновенно смеются над этими стараниями: "сны – это пена морская".

Сны глазами З. Фрейда и К.Г. Юнга

Бессознательное в понимании Фрейда

Сновидение – одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Для З.Фрейда сновидение – это "царская дорога" к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Сновидение рассматривалось им в качестве аналога невротического симптома, свойственного всем людям. Симптом, по Фрейду, – это "замещающее вытесненную мысль представление"(4). Сновидение, по мнению Фрейда, – это первичные процессы, детерминированные принципом удовольствия и направленные на снижение либидонозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.

Фрейд полагал, что душевная жизнь – это непрерывный последовательный процесс. К ней можно применить закон сохранения энергий, также как и к другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину. Вызываются сознательными или бессознательными намерениями и определяются предшествующим событием. Некоторые события "кажутся" возникшими беспричинно, спонтанно. По мнению Фрейда, этого быть не может. В таких случаях он начинает искать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление с другим.

В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой. Если связи на первый взгляд не видны, их следует искать в бессознательном. Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией – "цензурой". Цензура выполняет две функции:

Вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли.

Оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании.

Фрейд писал: "Искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся в нас ночью"(2).

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые "цензуре". Эти мысли и чувства проявляются в сознании окольными путями – в сновидениях, описках, обмолвках, неврозах.

Сознание, по Фрейду, представляет собой верхушку айсберга, большую часть которого занимает бессознательное. Предсознание – это часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Инстинкты – силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинктов Фрейд называл потребностями, а психические – желаниями. Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импульс, объект. Цель заключается в том, чтобы дать организму то, что он желает. Импульс – эта та энергия, которая используется для удовлетворения инстинкта. Объект – это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель. Все разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести к двум группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные инстинкты) и разрушающие инстинкты (деструктивные инстинкты). Каждый инстинкт имеет свой источник энергии.

В структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, сверх – Я. Оно – целиком бессознательно. Оно служит источником энергии для всей личности. Оно подчиняется принципу удовольствия. Я следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Я контролирует Оно с помощью защитных механизмов. Особенностью воззрения Фрейда является предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается скрытое. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и "работу сна" – вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Сверх – Я служит носителем моральных норм. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, социальной среды, всего филогенеза. Поскольку требования к Я со стороны реальности, Оно и сверх – Я несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающее напряжение, от которого личность спасается с помощью "защитных механизмов". Чтобы понять смысл нынешних затруднений индивида, нужно вернуться к раннему детству индивида.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой "королевскую дорогу" психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному – мы возвращаемся к нашим детским влечениям.

Бессознательное в понимании Юнга

Размышления Юнга о природе психики, её сущности и функциях опираются на центральное представление об архетипах – универсальных психических образах, берущих начало в глубинных слоях бессознательного. Бессознательное, по Юнгу, состоит из двух уровней – индивидуального и более глубинного коллективного, который Юнг позже назвал объективной психикой. В ходе своей практике Юнг обнаружил много фактов, свидетельствующих, что в образах сновидений и фантазиях его пациентов обнаруживается сходство с мифологическими сюжетами. В этом проявляется содержание коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное как некое общее основание психики, идентичное у всех людей, проявляется в изначальных образах и формах, одинаково присущих целым народам и эпохам. И одновременно по своей природе коллективное бессознательное является сверхличным. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Определений архетипа много. Архетип – это предпосылки представлений, закрепленные в структурах головного мозга и наследуемые человеком. Архетипы коллективного бессознательного есть "вездесущее, неизменное, повсюду одно и тоже качество или субстрат психике"(8). Коллективное бессознательное отличается от личностного бессознательного, куда входят вытесненные из сознания представления. Там скапливается все, что было позабыто и подавлено. Вот почему Фрейд обращает внимание на раннее детство индивида, а Юнг – на гораздо более отдаленные времена.

Архетипов столько, сколько жизненных ситуаций. Выделяют архетипы: Великой Матери, Вечного Ребенка, Старого Мудреца, Зверя, Трикстера, Девы (Коры), Духа, Перерождения (Трансформации), и многие другие. Есть архетипы структуры личности, которые имеют особое значение – Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость. Эти архетипы присутствуют в индивидуальной психике каждого, их сложная символика составляет канву "приключений" души в процессе личностного роста и развития, который Юнг называет индивидуацией. Архетипы коллективного бессознательного обладают автономностью. Они влияют на личность целенаправленно и спонтанно. Обычной формой взаимодействия с архетипами являются насыщенные символами сновидения и фантазии. Характерное свойство архетипа нуминозность. Архетип, будучи эмоционально заряженным, обладает неодолимой принуждающей силой, идущей от бессознательного. Еще одна область проявления архетипов – художественное творчество, важным источником которого являются символические фантазии.

В отличие от Фрейда, сводившего содержание бессознательного к вытесненным переживаниям, забытым психическим травмам и запретным влечениям. Юнг полагал, что такую природу имеет лишь внешний уровень – индивидуальное бессознательное, представленное комплексами. Комплекс, по Юнгу, – это самостоятельная, автономная сущность в личной психике, отколовшееся образование, нагруженное эмоциями. Обнаруживаются комплексы и в ассоциативном эксперименте. Комплекс является связующим звеном между личным и коллективным бессознательным. Это своего рода индивидуальная проблема человека, смысл которой может быть понят в связи с архетипом. Комплексы легко являют себя в сновидениях, неожиданных действиях.

Юнг, полемизируя с Фрейдом и Адлером, говорил о не сводимости бессознательной символики к однотипным значениям и смыслам. Невозможно объяснить все многообразие личных проблем ущемленной сексуальностью, стремлением к превосходству или волей к власти. Образы бессознательного, представлены они в художественных произведениях или в сновидениях, – это подлинные, глубокие символы с множеством оттенков значений (8).

Человеческая психика – это саморегулирующая система, целостность бессознательных и сознательных процессов. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, которое бессознательное стремится "компенсировать".

Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, как милость Божию, поскольку именно в них мы вступаем в контакт с коллективным бессознательным. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипов, то архетипы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.

Значение снов для З.Фрейда

Фрейд сделал сновидение объектом психоаналитического исследования. Он считал, что изучение сновидений лучший способ в исследовании неврозов. Сновидение, по Фрейду, – это своего рода невротический симптом, который свойственен всем людям. Ученый считал сновидением то, что рассказывает видевший сон, не обращая внимания на то, что он мог забыть или изменить при воспоминании. Сновидение – это промежуточное состояние между сном и бодрствованием. "Сон – это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире". Фрейд считал, что мы не можем выносить наш мир непрерывно, поэтому мы спим. Во время сна мы создаем условия аналогичные внутриутробному существованию: тепло, темно. Некоторые люди во время сна сворачиваются в клубочек. Можно сказать, что каждое пробуждение ото сна является новым рождением.

Фрейд упоминает определение Аристотеля о том, что видеть сновидения во время сна является душевной жизнью. Фрейд уточняет данное определение, "сновидения – это способ реагирования души на действующие во сне раздражители". Причем, внутренние раздражители играют в сновидении ту же роль, что и внешние. Сновидение не просто передает раздражение, оно перерабатывает его, намекает на него, ставит в определенную связь, заменяет чем – то другим.

Сновидение – это полноценное психическое явление. Фрейд заявляет, что сновидение – это осуществление желания. Оно может быть включено в "общую цепь душевных явлений бодрствующей жизни". И оно строится при помощи чрезвычайно сложной деятельности. В целом сновидение Фрейд рассматривал в качестве компромиссного образования. С одной стороны, оно удовлетворяет желание человека поспать, путем отказа от внешнего мира. А с другой – дает вытесненным в бессознательное влечениям удовлетворится в форме галлюцинаторного исполнения желания.

Фрейд различал сновидения желания, страшные сновидения и сновидения наказания. Все они являются, по его мнению, попыткой осуществления того или иного желания.

Сновидения желания Фрейд называл сновидениями об "удобстве". Когда, к примеру, если тебя мучит жажда, то тебе снится, что ты пьешь. Сновидение заступает на место поступка. Сновидения маленьких детей очень часто представляют собой явное исполнения желания. И поэтому, по мнению Фрейда, не интересны.

Страшные сновидения. Фрейд подчеркивал, что существуют сновидения с мучительным содержанием, весьма далекие от какого бы то ни было осуществления желания. Он объяснял это тем, что, во-первых, работе сновидения не всегда удается осуществить желание и тогда часть мучительного аффекта сновидения остается в явном содержании. И, во-вторых, сновидец отвергает свои желания, вытесняет, вообще не терпит их. Таким образом, их удовлетворение вызовет у него не наслаждение, а противоположное чувство. Фрейд сравнивает сновидца с существом, состоящим из двух лиц, тесно связанных между собой. Для объяснения феномена страшных сновидений Фрейд использует сказку о трех желаниях. Фея дарит мужу и жене три желания. Жена желает себе сосисок. Муж сердит и желает, чтобы сосиски оказались на носу жены. Жене исполнения этого желания неприятно. И сказка заканчивается тем, что жена тратит последние желание на то, чтобы сосиски с её носа убрались. Эта сказка иллюстрирует тот факт, что желание одного может быть неприятно другому, если они не согласны между собой. Итак, страшное сновидение является исполнением отвергаемого желания. А страх – признак того, что вытесненное желание оказалось сильнее цензуры. То есть появляющийся страх, это страх перед силой этих обычно сдерживаемых желаний. В ночное время происходит ослабление цензуры, поэтому запретные желания могут снова оживать.

Сновидения наказания. Фрейд рассматривал сновидца, как существо, состоящее из двух лиц, связанных между собой и борющихся друг с другом. Именно этим он объяснял, тот парадоксальный факт, что благодаря исполнению желания может осуществиться наказание. И опять он использовал сказку о трех желаниях. В душевной жизни много наказуемых тенденций и они очень сильны и именно их Фрейд считал ответственными за большую часть наших мучительных сновидений.

Итак, сновидение – это исполнение желания. Страх, по Фрейду, – это противоположность желания. Противоположности близки по ассоциации, а в бессознательном и вовсе совпадают. Наказание – тоже исполнение желания, но другого – "цензурирующего" лица.

По Фрейду, бессознательное желание дает психическую энергию для образования сновидения. Но распоряжается этой энергией остаток дневных впечатлений. Остатки дневных впечатлений также бессознательны, но по-другому, чем желания сновидения. "Желания сновидения относятся к другому бессознательному, к тому, которое мы признаем за инфантильное и наделяем особыми механизмами". Фрейд считал уместным разделить эти два бессознательных.

Для Фрейда сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. В сновидениях вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности.

Значение снов для К.Юнга

Свое объяснение значения снов, Юнг начинает с категории "символ". Он вносит четкое различение символа, знака и образа. Символ – это иногда нечто смутное, что может быть известно в обычной жизни, но обладает добавочным значением к своему обычному смыслу. Юнг считал, что разработанный образ в самом широком смысле этого слова, доступен анализу в той мере, в какой его можно понять как символ. Если мы не в состоянии открыть в нем ценность символа, то он является для нас таким, каким нам кажется. Это с одной стороны. А с другой – символ означает возможность и намек, имеющее смысл более высокий и широкий, чем это доступно нашему теперешнему пониманию. Следует различать термины "значение" и "смысл". Значение больше соответствует обыденному или обычному, а смысл более отвечает той бесконечной смысловой перспективе, которая связывается с символом. "Слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение" Таким образом, изучение символов ведет нас в область, лежащую за пределом здравого смысла, рациональности. По Юнгу, человек продуцирует символы бессознательно и спонтанно в форме образов сновидения.

Наше восприятие ограниченно. Существуют некоторые события, которые мы не отмечаем в нашем сознании. Эти события были, но так как существует бессознательный аспект нашего восприятия, они остались за порогом сознания. Юнг считал, что как раз бессознательный аспект любого воспринимаемого явления открывается нам во снах. Причем в них он возникает в виде символического образа, а не рациональной мысли. По мнению Юнга, исторически именно изучение снов подтолкнуло психологов к изучению бессознательного.

Сны для Юнга, – это универсальный источник для исследования способности человека к символизации. "Сновидение – это психическое образование, которое, в противоположность обычным содержаниям сознания (их форме и объему их значений), находится как бы вне континуальности развития этих самых сознательных содержаний".

Сновидение, по мнению Юнга, – это некий рудимент той активной психической деятельности, которая происходила во время сна. Юнг, как и Фрейд, говорил, что в каждом сновидении есть детали, порожденные впечатлениями, событиями, мыслями текущего дня или предыдущих дней. Сновидение чрезвычайно лабильное, динамичное образование.

Юнг не отрицал заслуг Фрейда в изучение сновидений. Открытие Фрейда было первой попыткой проникнуть в смысл сновидений. Фрейд первым начал практически исследовать бессознательное. Общим в его работе было то, что сны связаны с сознательными проблемами и мыслями. Юнг также подчеркивал, что заслуга Фрейда в том, что он эмпирически нашел скрытый смысл сновидения. Фрейдовская техника "свободных ассоциаций" сыграла важную роль в развитии психоанализа. По мнению Юнга, она позволила Фрейду использовать сны для исследования бессознательных проблем пациента. Однако Юнг по-другому относился к мучительным сновидениям. Он был не согласен с Фрейдом и считал, что неправомерно говорить о таких функциях сновидения, как охрана сна и завуалирование аффекта, которым в представлениях Фрейда о работе сновидения отводиться ведущее место. Фрейдовское понимание, что сновидения несут функцию исполнения желания и охраны сна, по мнению Юнга, является слишком ограниченным. Хотя основную мысль о биологической компенсаторной функции он считал верной. "Сновидения ведут себя компенсаторно по отношению к положению сознания во всякий момент". Но компенсаторные содержания столь интенсивны, что они могут прервать сон. Они могут нарушить сон, если этого требует их функция. Сновидение снабжает сознание бессознательным материалом, который представлен в символичной форме. В этом бессознательном материале, по Юнгу, находятся бессознательные ассоциации, которые обладают достаточной энергией, чтобы дать о себе знать в состоянии сна. Итак, говоря о функциях сновидений, Юнг выдвигает компенсаторную концепцию.

Сновидение – это комплексный феномен бессознательного, столь же необъятный, как феномены сознания. Наряду с компенсаторной функцией сновидения Юнг выделял ещё и проспективную. Компенсацию Юнг охарактеризовывал как целесообразную. Проспективная функция есть появляющаяся в бессознательном антиципация грядущих сознательных достижений. Еще в суевериях всех времен и народов сновидения рассматривались в качестве возвещающего истину оракула. Юнг выделял также редуцирующую функцию бессознательного. Если действие проспективной функции синтетичное, подготавливающее, то действие редуцирующей функции прямо противоположно – разлагающее, разрушающее и изобличающее. Редуцирующие образы сновидения анализируют сознательную установку с помощью критики и посредством воскрешения уничижительного материала. "Редуцирующая функция сновидений констеллирует некий материал, который состоит из личностных вытеснений инфантильно – сексуальных желаний (Фрейд), инфантильных стремлений к власти (Адлер) и сверхличных, архаических элементов мысли, чувства и влечения". Редуктивными, проспективными и компенсирующими сновидениями, по мнению Юнга, не исчерпывается вереница возможностей толкования. Он также выделяет и реактивные сновидения. К этому разряду Юнг относил те, где объективные процессы вызвали еще и психическую травму, которая предвещает поражение нервной системы. Также Юнг подчеркивал существование телепатических феноменов в сновидении. Некоторые люди очень к этому чувствительны, и они имеют сновидения обусловленные телепатически. Однако Юнг признавал, что эта функция сновидения выходит за рамки научных интересов.

Юнг констатировал существование типичных сновидений на базе своего огромного практического опыта. Сравнение типичных мотивов с мифологическими мотивами навело его на мысль, что "мышление" сновидения следует понимать как филогенетически более древний вид мышления вообще. Для Юнга психология сновидений открывает путь к всеобщей сравнительной психологии. По мнению Юнга, сновидение посылает нам сообщение на языке притчи, т.е. в чувственно – наглядном изображении, о тех влечениях, тенденциях, мыслях, которые остались в бессознательном либо по причине вытеснения, либо просто из-за неведения.

Толкование сновидений

Толкование сновидений, по З.Фрейду

Фрейд считал, что сновидения имеют смысл, и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека. При этом он опирался на ряд предположений, которые легли в основу психоаналитического толкования сновидений.

Предположения:

Сновидение – это не соматический или физиологический, а психологический феномен. Оно является продуктом и проявлением видевшего сон. Поэтому сновидец должен сам сказать, что означает его сновидение. Техника психоанализа состоит в том, чтобы получить решение загадки от самого сновидца.

Сновидец знает свое сновидение. Но, когда его расспрашивают, он чаще всего говорит, что не знает. Фрейд утверждал, что на самом деле сновидец знает о смысле своего сновидения. Он просто не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает этого. Задача заключается в том, чтобы дать сновидцу возможность обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику. Это не значит, что надо требовать, чтобы сновидец сразу сообщил о смысле сновидения. Но он может предоставить материал, который будет способствовать открытию истоков происхождения сновидения.

Первая пришедшая в голову сновидца мысль, должна давать объяснение смысла сновидения. Техника толкования заключается в том, что сновидца спрашивают, откуда у него это сновидение. Первое же высказывание по данному поводу считается объяснением. Психоаналитик требует, чтобы сновидец отдался свободной ассоциации. Тогда первая пришедшая в голову мысль не будет случайной, она обусловлена его внутренними установками. Фрейд требовал, чтобы пациент отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления. А это требует, по его мнению, особой установки внимания, которая отлична от установки размышления.

Фрейд открыл метод свободных ассоциаций в 1895 году. Ученый предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль и говорить первое, что придет на ум. Свободная ассоциация, по мнению Фрейда, способствует выходу бессознательного материала. Но этот материал выдается частями, да еще при полном функционировании сознания. Поэтому сознательное "Я" способно справиться с эмоциями, постепенно "прорубая путь" через подсознательные конфликты. Фрейд научился читать между строк и понял значение символов, которыми пациенты выражали глубокие конфликты. Он назвал перевод с языка подсознательных процессов на язык повседневности "искусством толкования".

Фрейд выделил три пути, ведущих к изучению сновидений:

От нарушающих сон раздражений.

От снов наяву.

От сновидений, внушенных в гипнотическом состоянии.

Фрейд предлагал разбить сновидение на элементы и исследовать каждый элемент в отдельности. Элемент сновидения, по мнению Фрейда, является заместителем чего-то такого, что неизвестно сновидцу. Точнее, он знает, но это знание ему не доступно. Психоаналитическая техника толкования состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать относительно этих элементов другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое, то есть бессознательное. Сами элементы сновидения и полученные вновь благодаря ассоциациям замещающие представления сознательны. Сновидение является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования – найти это бессознательное. При толковании необходимо придерживаться трех правил:

Не следует обращать внимание на то, что представляет собой сновидение, так как оно не является скрытым бессознательным.

К каждому элементу сновидения необходимо вызывать замещающие представления. При этом не нужно задумываться о них, обращать внимание на то, содержат они что-то подходящее или отклоняются от элемента сновидения.

Необходимо выждать, пока скрытое бессознательное возникнет само.

Из этих правил следует, что нам безразлично, насколько хорошо восстановлено в памяти сновидение. Ведь восстановленное в памяти сновидение не является собственно содержанием, а только искаженным заместителем. Если воспоминание было не точным, значит, в заместителе произошло дальнейшее искажение, которое, однако, по мнению Фрейда, не может быть немотивированным. Работы толкования можно производить на собственных сновидениях и на сновидениях других. Собственные сновидения даже предпочтительнее, считал Фрейд, на них больше учишься, процесс толкования в этом случае более убедителен.

Техника толкования включает одно важное условие – не исключать ни одной мысли, даже если против нее возникает одно из четырех возражений: данная мысль незначительна, бессмысленна, не относится к делу и о ней неприлично говорить.

Работа толкования происходит вопреки сопротивлению, выражением которого являются критические возражения. Согласно Фрейду, если мысль сопровождается таким возражением, это очень показательно. Таким образом, мысли, которые хотелось бы подавить, оказываются все без исключения самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. Фрейд считал, что при желании проникнуть в то скрытое бессознательное от заместителя, являющегося элементом сновидения, обязательно натолкнешься на сопротивление. Таким образом, можно предположить, что за заместителем скрывается что-то важное. "Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь"(2). Большее сопротивление приводит к большим искажениям бессознательного.

Итак, от пациента при толковании сновидений требуется:

Усиление внимания к его психическому восприятию.

Устранение критики, при помощи которой он, по мнению Фрейда, обычно производит подбор возникающих у него мыслей.

Инструкция. Необходимо, чтобы пациент занял спокойное, удобное положение и закрыл глаза. Также очень важно устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Фрейд считал, что пациенту необходимо сказать, чтобы он сообщал все мысли, которые приходят ему на ум, и не пытался бы их подавлять. Пациент должен относиться к своим мыслям совершенно беспристрастно.

Толкование сновидений связано с превращением текста сновидения, то есть явного содержания в скрытые его мысли. Задача толкования – выявление психической ценности сновидения.

Толкование сновидений, по К.Юнгу

Толкование сновидений – это, по Юнгу, психологическое высказывание по поводу душевных содержаний сновидения. Юнг считал, что толкование сновидений – дело не безопасное, ведь сновидец очень восприимчив к замечаниям. Юнг замечал, что сначала кажется, будто у сновидения нет законов формы и закономерных способов "поведения". Существуют, к примеру "типичные" сновидения, к которым Юнг относил сновидения о домовых, кобольдах, леших и т.п. Но если устрашающие сновидения – не редкость, они, по мнению Юнга, не составляют правила. Также Юнг выделял существование типичных мотивов сновидения. В их числе: полет, подъем по лестнице или в гору, выпадение зуба, толпа, хождение в неглиже, самолет, автомобиль, гостиница, вокзал, железная дорога, пугающие животные и т.д. Эти мотивы очень часты. Типичным инфантильным мотивов является сновидение с вырастанием до неопределенно больших размеров или уменьшение до неопределенно малых, или переходом одного в другое. Подобное встречается в "Алисе в стране чудес" Льюиса Кэрролла. Данные мотивы необходимо рассматривать в контексте всего сновидения.

Некоторые люди часто видят один и тот же сон. В основном это свойственно подростковому возрасту, но иногда такое повторение простирается на многие тысячелетия, от раннего детства и до глубокой старости. Сновидение такого рода пытается компенсировать какой-то отдельный дефект в отношении сновидца в жизни, или может совершаться вследствие травмы. Такие сновидения чрезвычайно впечатляющие. После них остается чувство, что "они что-то да значат". Юнг считал, что иногда наступает определенная психическая ситуация, которая вызывает данное сновидение. "Психическая ситуация" – это нечто такое, что если его сформулировать, будет идентично определенному смыслу. Подобные сновидения навели Юнга на мысль, что следует допустить что-то вроде каузального смыслового содержания. Это предположение сохраняет свою силу и для типичных мотивов, которые свойственны длинной серии сновидений. В этом случае также трудно отделаться от ощущения, что "под этим что-то подразумевается". Юнг утверждал, что часто сновидения являются некими антиципациями (предвосхищениями) будущего, при чисто каузалистской интерпретации полностью теряющими свой смысл.

Юнг, как и Фрейд, критиковал ненаучный метод толкования сновидений с помощью сонника. Юнг считал, что возможность раскрыть смысл сновидения, вероятно, состоит в том, чтобы реконструировать более ранние переживания индивида, опираясь на факт появления в его сновидениях определенных мотивов. Решающее значение толкование имело бы тогда, когда тем самым можно было бы узнать нечто, имевшее место до сновидения, но остававшееся для сновидца неосознанным. Если эти условия не соблюдаются, то, по мнению Юнга, речь идет только об образе воспоминания в сновидении.

Юнг неоднократно подчеркивал заслуги Фрейда. В частности то, что без сновидца нельзя браться за толкование сновидения. Слова, из которых состоит отчет о сновидении, многозначны, они не сводимы к какому – либо единственному смыслу. Помощь сновидца необходима для того, чтобы ограничить себя при толковании всего многообразия чем-то убедительным, существенным. Таким образом, толкование сновидения – это переживание, которое вначале является, несомненно, установленным только для двоих.

Юнг эмпирически установил, что в начале психотерапевтического лечения сновидения его пациентов являются более четкими и прозрачными. Но, как правило, вскоре после начала лечения они теряют свою четкость. Ученый советовал, не пропустит тот решающий момент, по прошествии которого, сновидения станут совсем не понятными. А главное, на данном этапе не бояться признаться в этом. "Ни что не вредит пациенту больше, чем постоянное (якобы) понимание".

Понимание должно стать взаимопониманием, как результатом совместной деятельности. Пациенту нельзя внушить истину, хотя Юнг ничего не имел против суггестивного воздействия. В его понимании тот, кто занимается аналитической терапией, верит в смысл, ценность "сознавания". Именно благодаря сознаванию ранее бессознательные черты личности подчиняются критике и сознательному выбору. Отсюда следует, что "сознавание", как метод аналитического воздействия, стоит выше, чем внушение. Чтобы не допустить сознательного внушения следует, согласно утверждению Юнга, считать толкование сновидения неверным, до тех пор, пока не будет найдена формула, с которой сновидец будет согласен. Юнг использовал технику расспрашивания о "наитиях" сновидца. Последующие процедуры, которые использовал Фрейд, Юнг отвергал. Он категорически отклонял идею Фрейда о том, что сновидения есть вытесненные желания. Юнг называл это устаревшей точкой зрения. Конечно, он допускал, что встречаются сновидения, явно рисующие желания или страхи сновидца. "Но чего только в снах нет!". Юнг утверждал, что сновидения могут быть и безумными фантазиями, и планами, и воспоминаниями, и истинами, и телепатическими видениями и "Бог знает, чем еще". В отличие от психоанализа, в юнгианской аналитической психологии признается не каузальная (причины), а финальная концепция толкования сновидений, когда аналитик старается ответить на вопрос, зачем снится этот сон, о чем он сообщает, а не почему он снится и чем порождены его образы. В аналитической психологии только цель или смысл важен, к нему нацелены все послания сна, на него направлены интерпретации.

Для того чтобы выявить смысл сновидения Юнг разработал прием, который назвал инвентаризацией контекста. Прием состоит в том, что для каждой примечательной детали сновидения с помощью наитий сновидца устанавливается тот нюанс значений, в каком данная деталь ему представляется. То есть Юнг применял ту же технику, которая используется при дешифровке трудночитаемого текста. Для расшифровки сновидений Юнг применял метод амплификации. Амплификация – это уточнение, прояснение образов сновидения с помощью прямых ассоциаций. При неясном сновидении используется тщательное восстановление контекста. Под этим Юнг подразумевал не свободное ассоциирование Фрейда, а сознательное освещение тех ассоциативных связей, которые объективно группируются вокруг образов сновидения. Многих пациентов Юнг советовал для такой работы готовить, чтобы избежать непосредственного понимания и толкования сновидений, особенно под влиянием чтения или неудачного анализа. Часто сама картина сновидения содержит весь смысл. Юнг критиковал фрейдовский "фасад сновидения", считая его неясностью, являющейся в действительности проекцией непонимания. "То есть о фасаде мы говорим только потому, что не понимаем сон". В доказательство Юнг приводит такой остроумный пример, что сахар в моче – это сахар, а не фасад белка. Поэтому Юнг считает, что говорить надо о непонятном тексте, у которого вообще нет фасада. Не стоит толковать скрытое за ним, лучше попытаться его прочесть. Свободное ассоциирование – в данном случае не применимо потому, что с его помощью нельзя расшифровать, к примеру, хеттскую надпись. Свободное ассоциирование извлекает комплексы, по Юнгу, и только иногда – подлинный смысл сновидения. Чтобы понять смысл сновидения, утверждал Юнг, необходимо придерживаться его образов. Какие ассоциации вызывает у вас этот образ, с чем он у вас связан в жизни? – такой вопрос обычен в анализе.

Итак, согласно утверждениям Юнга, каждое толкования сновидений – гипотеза, попытка прочтения незнакомого текста. Юнг считал, что отдельное сновидения трудно истолковать надежно. Поэтому он толковал серии сновидений, когда последующие сновидения исправляют ошибки в толковании предыдущих. Юнг советовал своим пациентам записывать свои сновидения и толкования. На более поздних этапах он позволял им самим разрабатывать толкования, считая, что так пациенты учатся работать со своим бессознательным без врача.

Юнг выделял два аспекта своего метода: личностную и общую амплификацию.

В личностной амплификации уточняются специфические для пациента образы, знаки и наименования сновидения. Ассоциации являются спонтанными мыслями, чувствами, воспоминаниями, возникающие по поводу каждого элемента в сновидении. Набор данных ассоциаций составляет личностный контекст, часто ведет к разгадке значимого смысла.

Общая амплификация создается психотерапевтом на основе его собственного знания. Логика общей амплификации разворачивается в соответствии с религиозными, фольклорными, этническими, мифологическими и другими мотивами коллективного бессознательного. По мнению Юнга, общая амплификация обеспечивает "коллективные архетипические ассоциации" составляющим сновидение элементам и образам. Если сновидения содержит архетип, психотерапевт должен продемонстрировать это, представляя соответствующую структуру из мифа, сказки, легенды или фольклора. Общая амплификация восстанавливает коллективный контекст сновидения. Архетипическая тема может отражать особенности переживаемого обществом исторического времени или содержать сведения, предсказывающие возможное будущее социального организма как целого. В процессе общей амплификации сновидец знакомится с содержанием коллективного бессознательного, или объективной психикой, и помогает своему эго отделиться от объективной психики.

Составление описи контекста, по мнению Юнга, – это простая, подготовительная работа. А изготовление читабельного текста или реставрация, т.е. собственно интерпретация предъявляет психотерапевту высокие требования. Это и психологическое вчувствование, и интуиция, и комбинаторная способность, и познание человека и мира, и многое другое. Для умения понять сновидения требуется не одна шестая чувства. Для Юнга стереотипное раскладывание мотивов сновидения абсолютно неприемлемо. Для ученого право на существование имеют только специфические значения, найденные посредством тщательной инвентаризации контекста. Через толкование сновидений осуществляется главный подход к бессознательному.

Исключается толкование сновидений без расспросов сновидца, так как невозможно с уверенностью знать, как следует оценивать сознательную ситуацию сновидца.

При лечении неврозов для Юнга стоит задача по восстановлению связи и в общих чертах гармонии между сознанием и бессознательным, во избежание их расщепления, или диссоциации. К этому сводиться самая общая функция сновидений.

Когда врач не знает, как лечить пациента, по мнению Юнга, в этом случае ему поможет компенсаторная функция сновидений. Сновидения как бы высвечивают ситуацию пациента таким образом, что это может способствовать здоровью, помимо прямого свидетельства.

Поначалу компенсации представляются в виде выравнивания или балансировки нарушенных равновесий. Однако Юнг утверждал, что по мере нарастания опыта эти кажущиеся одноразовыми акты компенсации организуются в нечто, похожее на план. Для Юнга длинная серия сновидений представлялась процессом развития и упорядочения, который протекает постепенно, ступень за ступенью. Юнг обозначил данное бессознательное течение, которое спонтанно проявляется в символике длинной серии сновидений, как процесс индивидуации. Последняя была бы невозможна вне бессознательного и активного участия психологической компенсации.

Юнг заявлял, что существуют "усредненные" сновидения, которые имеют структуру сходную со структурой драмы. Сновидение начинается с изложения места. Следующий шаг – изложение действующих лиц. Позже возможно изложение времени. Данную фазу Юнг назвал экспозицией. Итак, на этой фазе называют действующих лиц, место действия и исходное положение.

Затем ситуация в сновидении как-то усложняется, наступает, по мнению Юнга, некое напряжение, потому что неизвестно, что произойдет. Это вторая фаза, которую Юнг назвал завязкой.

Затем что-то изменяется, происходит что-то решающие. Это третья фаза – кульминация, или перипетия.

Затем наступает последняя фаза (четвертая) – лизис, или решение, или результат, образованный работой сновидения. Встречаются сновидения, в которых четвертая фаза может отсутствовать. В последней фазе содержится изложение окончательного положение дел, которое одновременно и является "искомым" результатом.

В качестве примера данной структуры Юнг использовал сновидение мужчины, который немного потерял голову в семейных обстоятельствах и не хотел, чтобы дело дошло до крайности. 1 фаза – "Я был на улице, это была аллея". 2 фаза – "Вдалеке показался автомобиль, который быстро приближался. Он ехал на удивление неуверенно, я думаю, что шофер был вконец пьян". 3 фаза – "Вдруг в машине – я, оказалось, что я сам был этим подвыпившим шофером <…> Я был не в состоянии удерживать быстро едущую машину и с грохотом врезался в стену". 4 фаза – " Сам я без повреждений. С некоторой робостью и боязливостью я раздумываю о своей ответственности".

Юнг предостерегал от переоценки бессознательного. Бессознательное функционирует удовлетворительно тогда, когда сознание выполняет свои задачи на грани возможного. Если бы бессознательное превосходило сознание, тогда было бы просто безумие, психоз.

Так как сновидения дают информацию о скрытой внутренней жизни и выявляют компоненты личности, которые в дневной жизни означают только невротические симптомы, то пациента можно лечить посредством ассимиляции сознанием содержаний бессознательного, то есть взаимного проникновения сознательных и бессознательных содержаний. По мнению Юнга, Фрейд ввел представление о бессознательном, как о монстре. А для спасения человека от монстра фрейдовская школа изобрела понятие сублимации. Бессознательное опасно при неправильном сознательном отношении к нему. Опасность бессознательного растет по мере его вытеснения. Но, по Юнгу, когда пациент начинает ассимилировать свои бывшие неосознанными содержания, опасность уменьшается.

Представления Фрейда о сновидениях вызвали ответную, неоднозначную реакцию у тех, кто в той или иной степени разделял психоаналитические идеи. Одни поддержали фрейдовское понимание сновидений, которое легло в основу классического психоанализа. Другие внесли изменения в те допущения, которые сформулировал Фрейд в отношении природы и функции сновидений. Третьи подвергли критике точку зрения относительно того, что сновидение является исполнением желаний человека.

Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение – это трансцендентальное послание, то есть послание, выходящие за пределы человека. По Юнгу, сновидение наделено функцией связи между сознанием и бессознательным в душевной жизни человека. Фрейд считал сновидения компромиссным образованием. Для Юнга оно скорее является компенсаторным, то есть дополнительным, поддерживающим равновесие между сознательными и бессознательными процессами. По мнению Юнга, сновидение включает в себя предвосхищающую функцию. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидении является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.

Для Фрейда сновидение по своей природе иррационально. Для Юнга же, сновидение является откровением высшего разума.

Фрейд утверждал, что биологическая функция сновидения состоит в том, чтобы не нарушался сон. То есть функция сновидения – хранить сон. Желания, которые могут помешать сну (физиологические функции), представляются исполненными (к примеру, если человек хочет есть, то ему снится, что он ест), сон сохраняется, при этом сновидец испытывает удовлетворение, а не фрустрацию. Сновидение, по Фрейду, – это способ проведения неисполненных желаний через сознание без пробуждения и участия физического тела.

Сновидения – это обязательное выражение бессознательного. Человеком движут, по мнению Фрейда, неосознаваемые чувства, стремления и желания. Вытесненная из сознания информация сохраняется в подсознании, трансформируется и в искаженном виде стремится в сознание. Во время сна происходит ослабление цензора, поэтому возможно выражение бессознательных желаний через сновидение.

Юнг считал, что Фрейд слишком фокусировался на инстинктах и игнорировал весь спектр человеческого опыта. Юнг предположил, что сновидения – это более чем просто отпечаток подавленных и неосуществленных желаний, страхов, стремлений. В сновидениях восстанавливается, по мнению Юнга, образ некого универсального, подлинного, "вечного" человека, который заброшен во тьму "предвечной" ночи. Именно там он все еще целостен, причем целостность пребывает в нем, неотличимом от природы и свободном от Эго. Из этих – то всеобъемлющих глубин и вырастает сон. Юнг утверждал, что первую половину жизни человек занят адаптацией к обществу, а в течение второй её половины человек проживает универсальные, духовные роли.

Концепция Юнга состоит в том, что символ представляет собой неосознаваемые чувства и мысли, способные преобразовать либидо (психическую энергию) в позитивные конструктивные ценности. Также Юнга не удовлетворяло толкование сновидений исключительно как различных вариаций Эдипова комплекса. Не смотря на расхождение с Фрейдом, Юнг признавал его заслуги. Именно Фрейд впервые предпринял систематические исследования роли сновидений. Его взгляды оказали значительное влияние на Юнга. Но Юнг разработал свою концепцию и у него был свой взгляд на толкование сновидений.

В заключение хотелось бы только добавить, что в одной из своих работ Фрейд напоминал об уместности одного из изречений Платона, – добродетельный человек ограничивается тем, что ему снится то, что дурной совершает в реальной жизни.

Литература

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1999.

2. Фрейд З.Собрание сочинений Т.2 М.: Приор 2004.

3. Билич Г., Назарова Л. Популярная медицинская энциклопедия. – М.: "Вече", 1999.

4. Вейн А.М. Три трети жизни. – М.: 1991.

5. Популярная медицинская энциклопедия /Под ред. Петровского Б.В. – М.: "Советская энциклопедия", 1984.

6. Ковальзон В.М. Природа сна // Ж. "Природа". 1999. №8

7. Юнг К.Г. Избранные труды М.: Колос 2000

8. Альфред Адлер "Практика и теория индивидуальной психологии" ("Сны и их толкование"), Москва, 1995 г.

9. Зигмунд Фрейд "Толкование сновидений", Минск, 1998 г. "Психопатологии обыденной жизни" ("О сновидении")

10. Герхард Вер "Карл Густав Юнг", Урал LTD, 1998 г.;

11. Карл Густав Юнг "Человек и его символы" ("К вопросу о подсознании"), Москва, 1997 г., "Значение, функции и анализ снов".

12. Евтушенко К.Д.Сновидения М.: Кронус 2008