Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации

Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Понятие конфликта

Конфликту присущи своеобразные отношения, свойства, формы, черты. Конфликт- это социальное явление, порождаемое в процессе взаимодействия между людьми, и возникающий при столкновении разнонаправленных интересов, взглядов, позиций. Конфликт является достаточно широко распространенным явлением, возникающим во всех сферах, где присутствует межличностное взаимодействие. Конфликтные ситуации неизбежны как своеобразный компонент развития человека и общества.

Однако при этом конфликт может и должен подвергаться прогнозированию, возможности регулирования.

Рассмотрев некоторые черты этого явления, дадим определение. Следует признать, что единого мнения по трактовке содержания конфликта в настоящее время не существует.

Психологи [2;3] рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне.

Социологи [4] больше склонны характеризовать конфликт как предельное обострение противоречий, столкновение и противоборство, вызываемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, социальных групп, слоев, классов, наций, государств.

Специалисты по вопросам управления [5] определяют конфликты как универсальный способ взаимодействия сложных систем преодоления противоречий, противодействие сторон, преследующих несовпадающие или взаимоисключающие друг друга цели.

Суммируя вышесказанное о конфликте, и исходя из его распространенного понимания как столкновение сторон, мнений и сил, то конфликт можно определить как нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

2.Стили поведения в конфликте

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения конфликтов, а не подавления их. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь выходить из конфликта. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название "сотрудничество" [8]. Основываясь на этих исследованиях, К. Томас выделил свою классификацию стратегий по разрешению конфликтов.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. В литературе наиболее распространенной является модель Томаса – Килменна, рассматривающая основные стратегии взаимодействия в конфликте.

Основанием для выделения указанных стратегий поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов (ось у) и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов (ось х).

1.В начале осей находится нулевая точка, в которой не происходит удовлетворения ничьих интересов. Эта точка соответствует стратегии избегания. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению.

2.Вертикальная ось выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интерес партнера. Чем выше по этой оси расположена точка, тем большему упорству в стремлении добиться максимального удовлетворения своих интересов она соответствует. Такая линия поведения определена как соперничество.

3.Горизонтальная ось, направленная по нарастанию уступчивости оппоненту, демонстрирует стратегию приспособления к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Чем больше значение координаты Х имеет точка, тем сильнее проявляется тенденция уступить требованиям партнера.

4.В центральной части пространства между осями располагается множество точек возможного компромисса. Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину.

5.Еще одна стратегия поведения в конфликтной ситуации выражается точками, имеющими одновременно высокие значения координат х и у. Это стратегия сотрудничества.

Существует пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (К. Томас)

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Можно указать следующие:

- личностные особенности оппонента;

- уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба;

- наличие ресурсов, статус оппонента;

- возможные последствия;

- значимость решаемой проблемы;

- длительность конфликта.

Рассмотрим подробнее эти стратегии поведения.

Соперничество характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Многие исследователи считают данную стратегию ущербной для решения проблем, так как она не представляет возможности оппоненту реализовать свои интересы. Однако в жизни существует много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени при высокой вероятности опасных последствий.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Избегание, уход. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При соперничестве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены. [1;7]

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Наиболее вероятно использование компромисса. Ценность его в том, что он может быть достигнут в тех случаях, когда стороны выбирают разные стратегии. Такое часто бывает в жизни.

Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление – это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для каждой из них, и она стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.

Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны. Для переговоров должны созреть условия. Первое, что необходимо сделать на этом пути в случае возникновения конфликтной ситуации, не отвечать на оскорбления оскорблением, не дать втянуть себя в конфликт. Дайте возможность выговориться провоцирующей стороне. В случае, если вы уже втянулись в конфликт, необходимо найти в себе силы и выйти из него в одностороннем порядке. Однако оставлять неразрешенной проблему не следует, необходимо найти причину конфликта и другие его элементы, оценить свои возможности для решения проблемы. После появления благоприятных условий можно искать пути к переговорам, которые следует вести на равных, не ущемляя интересов друг друга. К благополучному исходу в разрешении межличностного конфликта может вести только поведение, направленное на компромисс и сотрудничество.

Характеристики стратегий поведения[6]:

1. Соревнование. Стремление добиться своего в ущерб другому. Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

2. Уклонение. Уход от ответственности за решения. Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. Переход конфликта в скрытую форму.

3. Приспособление. Сглаживание разногласий за счет собственных интересов. Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти. Вы уступили. Решение откладывается.

4. Компромисс. Поиск решений за счет взаимных уступок. Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны. Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.

5. Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения.

Выводы

Американским психологом Р.Томасом была разработана система, классифицирующая стили поведения личности в процессе взаимодействия. В эту систему включены пять основных стилей: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Каждая из стратегий имеет свои достоинства и недостатки применения. Психологами отмечено, что наиболее эффективное их использование зависит от типа ситуации, опыта личности, эмоционального состояния участников конфликтной ситуации, желания уступить, проиграть или выиграть, характерологических особенностей субъектов. При этом человек с высокой степенью социальной адаптации обычно пользуется большей частью рассмотренных стилей поведения в зависимости от конкретного содержания ситуации. Использование стиля сотрудничества и соперничества наиболее эффективно в профессиональной сфере, при межличностном взаимодействии и семейной сфере может быть компромисс, используемый в сочетании с сотрудничеством.

Из перечисленных стилей только один - сотрудничество является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации. При использовании данной стратегии применяется система воздействий и взаимодействий, направленная на достижение общих целей, без ущерба интересов взаимодействующих субъектов. Наиболее конфликтным считается активный стиль- соперничество, при котором ведется борьба за свои интересы без учета других; избегание, характеризующееся стремлением выхода из конфликтной ситуации, без ее решения, и приспособление, с тенденцией к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования, личность стремится урегулировать разногласия через взаимные уступки.

Литература

1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер,2007.

2.Гришина Н.В.Психология конфликта. СПб., 2000.

3.Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990

4.Левин А.Разрешение социальных конфликтов. СПб.,2000

5.Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.м., 1996

6.Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2007.С.40-43.

7.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990.

8.Шпаргалка по конфликтологии: учебное пособие/ Н.Н. Шаш.-М.: Издательство "Экзамен", 2007.С.55