Русская национальная школа

Русская национальная школа.

Статьи по теме
Искать по теме

Как таковой Русской Школы в современной системе образования нет. Есть традиционно-условное название "школа", в форме зданий, сооружений, в которых детей-школьников учат различным знаниям по соответствующим программам взрослые-учителя, сумевшие сами овладеть ими за годы учебы в такой же школе, прибавляя к ним по крупицам новые знания из области естественных наук, техники, обществоведения, жизни вообще. Процесс переходит из поколения в поколение, изо дня в день, из века в век, из одного тысячелетия в другое. И вот наступил нынешний – ХХI век! И что же мы видим?

"Образование в последние десятилетия находится в состоянии глубокого кризиса. В 1968 г. вышла в свет ставшая затем широко известной книга американского ученого и деятеля просвещения Ф.Г. Кумбса "Мировой кризис образования", в которой, пожалуй, впервые был дан обстоятельный анализ нерешенных проблем образования именно в глобальном масштабе. "В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее, – писал Кумбс. – Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах – развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас". Почти через 20 лет вышла новая книга Кумбса под тем же названием, но с добавлением: "Взгляд из 80-х годов". На основе анализа большого и репрезентативного материала автор делает вывод, что кризисные явления стали еще острее, а общая ситуация в сфере образования – еще тревожнее". Как видим, с тех пор прошло более 20 лет – уже идет 21 век, а дело к лучшему не выправляется. И потому – ещё одно "откровение": "…В некоторых новейших публикациях отрицается даже возможность реформирования отечественной системы образования. Примером может служить статья О.В.Долженко: "Созданную в нашей стране систему образования, – пишет он, – перестроить нельзя; это уникальное образование может занять почетное место в музеях деградации человеческой культуры и только". Можно говорить, что кризис мировой системы образования начался после проникновения науки в тайну ядра и выхода человека в открытый космос. Именно с этого момента потребовалось фундаментальное философское переосмысление самого понятия "человек" и новые представления человека о самом себе. Разумеется, речь может идти исключительно лишь о научных представлениях, достойных нового времени. Но таковых у мировой науки не появилось до сих пор, поскольку кризис образования продолжается, все более углубляясь. И потому обнаруженный факт, что незнание человека есть "самое сильное незнание современной науки", лишь добавляет пессимизма: "Незнание фундаментального в природе человека свидетельствует о всей несостоятельности современной науки, а может быть и всей культуры, образуя самый большой тормоз для ее гармонического развития" Знаковой является и статья доктора философии В.Костецкого "Мутация образованности в полуобразованность и полунравственность", где ученый назвал причину возникновения этих двух пороков общества. "В истории образования на протяжении последних столетий идет мутация: первоначально образование отделяется от воспитания, затем берется курс на овладение знаниями, этот курс приводит к "многознанию", при истощении многознания возникает новый феномен – "полузнание"; наконец, возникает глобальная индустрия "полуобразованности", которая охватывает довузовское, вузовское и послевузовское образование". И далее добавляет: "...истоки полуобразованности не лежат на поверхности, их не определить "с ходу", "на глазок", их требуется тщательно отслеживать".

Развитие идей русской национальной школы. Деятельность В.Н.Сорока-Росинского, П.П. Блонского.

Зарождение идей национальной школы (народной) школы на Западе представлено в педагогических учениях Я.А.Коменского, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега.

Разработкой системы национального воспитания в России занимался К.Д.Ушинский. Он утверждал, что система национального воспитания – часть духовной культуры народа, поэтому она неповторима, оригинальна и не применима к другим народам. Цель национальной системы воспитания – формирование национального характера. Каждая нация имеет свой неповторимый духовный мир, отражающий культуру и историю нации, и школа должна развивать национальное самосознание через любовь к Родине. Воспитание должно быть связано с жизнью народа, образование должно ориентироваться на родной язык, родную историю, родную географию. Национальный дух проявляется, прежде всего, в языке, следовательно, приобщение детей к языку – приобщение к духовной жизни народа. Национальное воспитание лучше осуществляется в общественной школе, т.к. она ближе к народным потребностям и лучше их отражает. Таким образом, национальная школа должна строится на общественном почине, общественной деятельности в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, предметах связанных с Родиной, на общей национальной обстановке в школе. Школа должна проникнуться национальным духом, но без национализма и унижения достоинств других наций. Идеи К.Д.Ушинского о национальной школе развил В.Н.Сорока-Росинский.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский(1882 – 1960 гг.)Возглавлял в 20-е гг. в Петрограде школу имени Ф.М.Достоевского (знаменитая "Республика ШКИД"). Идеи В.Н.Сорока-Росинского о национальной школе можно свести к ряду положений:

Русская национальная школа имеет цель – формирование подрастающего поколения, духовно близкого к родной литературе, культуре, опыту народа, поколений, способного продолжать культурную работу путем творчества.

Национальная школа определяется явлениями русской хозяйственности, общественной, государственной, духовной жизнью.

Ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет главные этапы человеческого рода, жизни своих предков, следовательно, исходный пункт воспитания – культура инстинктов и чувств в которых проверяется национальное.

Задача национальной школы: через свободное развитие ребенка помощь ему в овладении трудовыми, научными, нравственно-культурными навыками, содействовать волевой подготовки, раскрытию способности к действию, творческому выявлению своего "Я".

Работа национальной школы определяется народным характером, и она должна быть пронизана идеей народа, духом национального чувства, русской культурой, направлена на благо народа, готов воспитанников через формирование национального чувства, через креативность их национальных, культурных, этнических ценностей к служению народу.

Черты русской национальной школы:

Она порождение условий русской жизни, характерных черт народа, его жизни.

Русская школа не имеет выражений политических пристрастий – она аполитична, она призвана готовить полезных обществу граждан.

В русской школе должны трудиться учителя, знающие и признающие национальные приоритеты.

Школа должна определяться принципом народности: она доступна народу, всем слоям населения.

В основу учебно-воспитательного процесса должны быть положены: родной язык, знания с уклоном в родиноведение, следовательно, формирование отношения к природе, истории, языку, раскрывающие национальные, культурные тенденции данного времени.

Школа связана с жизнью своего народа.

В сентябре 1920 года в доме по Старо-Петергофскому проспекту появилось семеро мальчиков для продолжения своего обучения, таким образом, было образовано новое учебное заведение: "Петроградский отдел народно-индустриального воспитания имени Достоевского" для трудновоспитуемых. С первых дней надо было решить противостояние: Мы-учащиеся, Они-педагоги; надо было на деле доказать, что тут люди честные, и никто никого тут обижать не собирается, выбрали старост по различным отраслям хозяйства, им в помощь дежурных на каждый день, чтобы они чувствовали себя сотрудниками. Не объектами, но субъектами. Заведена "Летопись".

Надо было организовать обучение. Ребят поделили по тяге к знаниям на два отделения. Но чем занять детей после уроков? Выручала хорошая библиотека. От чтения перешли к ролевому чтению, и это делалось по-немецки. Инсценировке подвергались русский язык, литература, немецкий и история.

В основу школы был положен творческий труд. Использовалось игровое начало в обучении и воспитании. В школе никакой вид труда не применялся как наказание. Классное руководство и преподавание, а также домашнее задание строились дифференцированно. Использовались тематические выступления. Учеба – вот главное оружие перевоспитания. Надо было ускорить процесс обучения. Снижение утомляемости достигалось за счет того, что всякое знание переходило в деяние. Преследовалась ориентация на индивидуально-типологические особенности ученика. Обучение способствовало развитию самостоятельности, инициативности учащихся, при этом использовались принципы:

Поменьше учителя, побольше ученика.

Поменьше объяснений, побольше упражнений.

Тяжело в учении, легко в подходе.

В школе использовался метод тренировочных упражнений, фактор влияния личности учителя на воспитанника. В школу поступали дети 13-14 лет, а в 16-17 лет они заканчивали школу.

П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография "Трудовая школа" (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы. П.П.Блонский автор более 200 педагогических, психологических, философских работ. В 20-х гг. активно участвует в разработке учебных программ, организовал Академию социального воспитания. С середины 20-х гг. интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления ЦК РКП (б) "О педагогических извращениях"(1936 г.) началась политическая травля Блонского, его имя было предано забвению.

Он полагал, что педагогика как наука требует философского обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Важнейшим инструментом научной педагогики – объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученных при помощи тестов. Подлинная любовь к истине и личности состоит в глубоком знании и учете в воспитании половых, возрастных особенностей учащихся. Воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей школьного класса (сложная система выполняющая интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки лидеров).

Концепция трудовой школы предполагала, что ученики приобретают знания посредством трудовой жизни и отношений людей с окружающим природным миром. Обучение строится в соответствии с различными фазами детского развития. Особе внимание уделялось развитию интеллекта в процессе образования. Блонский считал архаичной вопросно-ответную систему и экзамены. Целесообразно упражняться ребенку в решении различных учебных и нравственных проблем.

Организационные начала "Русской Школы"

Главным предметом "Русской Школы" является дитя, Личность. Сверхчеловек! Это означает, что "Русская Школа" становится подлинной мастерской сверхчеловека, и её идея будет витать над всем пространством государства российского, где ныне царит радио- или теле- эфир. Сие означает, что в творческий процесс творения человека как Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, необратимо вовлекается само общественное сознание, адекватно воспринявшее подлинный смысл "Вечного завета", символом которого является "радуга в облаке над землею"…

Ясно, что любая идея становится действенной силой лишь, когда достигает сознания масс и поселяется в общественном сознании народа, объединенного в государство. Как ясно и то, что делается это искусственно через современные средства массовой информации. Стало быть, на первом этапе внедрения главной идеи "Русской Школы" надо добиться через различные общественные организации и движения или через Общественную Палату, чтобы эта идея стала достоянием широкой гласности во всех средствах массовой информации России…

На втором шаге внедрения идеи "Русской Школы" встает задача подготовки специалистов в трех главных направлениях работы на всех трех ступенях школы. Как издревле известно, "воспитатель должен быть воспитан сам". Ясно, что эта задача целиком и полностью ложится на плечи руководителей высших педагогических учебных заведений и педагогических училищ, традиционно выпускающих из своих стен узких специалистов, в основном предметников по различным учебным дисциплинам. Как ясно и то, что здесь потребуется приложить максимум усилий для переквалификации специалистов из действующих направлений работы на новые. В первую очередь встает вопрос об учреждении лабораторий, а лучше научных кафедр интеллектуального воспитания и духовно-социального образования, которых сегодня нет ни в одном из педагогических высших учебных заведений или училищ. По ходу дела выяснится, что из лаборатории или кафедры интеллектуального воспитания должна "вырасти" Начальная школа как I ступень "Русской Школы". Главными специалистами данной кафедры должны стать, как подсказывает нам толкование символа "Вечного завета", учитель живописи, учитель музыки и учитель русского языка и литературы, которые будут готовить воспитателей по живописи, музыке и развитию речи. В Начальной школе как первой ступени "Русской Школы" именно этот воспитатель и станет "главным специалистом" по интеллектуальному воспитанию ребенка. Добавим здесь же: с соответствующей задаче достойной зарплатой.

На третьем шаге внедрения идеи "Русской Школы" в жизнь встает задача подготовки специалистов по физио-психо-эмоциональному развитию ребенка в Средней школе, начиная с 7-летнего возраста – до 14-15 лет. Специалисты этого периода должны вполне сознавать свою ответственность за настоящее и будущее здоровье нации, семьи и государства в целом. Если сказать, что физкультура, танцы и труд – основные средства для достижения желаемого результата на этом поприще, это все равно, что не сказать ничего. Эти занятия должны быть доведены до высшей степени искусства, чтобы ребенок не чувствовал себя на них ни подопытным кроликом, ни слепым исполнителем воли педагога в процессе занятий по физическому, танцевальному или трудовому развитию. Следует добавить, что обучение письму, счету и всем необходимым сопутствующим предметам является неотъемлемой прерогативой Средней школы, разумеется, в сопровождении занятий по интеллектуальному воспитанию и развитию…

На четвертом шаге внедрения идеи "Русской Школы" в жизнь встает задача подготовки специалистов по духовно-социальному развитию Личности в Высшей школе, в возрасте от 14-15 до 20-22 лет. Сделать ребенка причастным к практическому решению задач социального строительства – важнейшая цель Высшей школы и едва ли не конечная цель "Русской Школы". Человек, достигший по возрасту физической зрелости, должен участвовать в общественном производстве средств потребления на основе интеллектуальной и духовно-социальной зрелости. Он должен иметь специальность, профессиональный статус, знать, что экономические ресурсы земли не беспредельны, что их распределение и потребление требует экономической и политической справедливости. Он должен уметь находить оптимальные политические решения в любых обострениях жизненных ситуаций.

Наконец, на пятом шаге внедрения идеи "Русской Школы" требуется понимание возникшей ныне проблемы демографии в Российской Федерации. Имеется в виду печально знаменитый "русский крест", когда на графической диаграмме смертность превышает рождаемость, и нации грозит самоликвидация уже в обозримом будущем. Согласно идее "Русской Школы", по достижении (к 20-22 годам) интеллектуальной, физической и духовно-социальной зрелости молодой человек становится, таким образом, совершенно подготовленным, что называется "по всем статьям", к созданию новой семьи, рождению ребенка (нового сверхчеловека) и его воспитанию в должном соответствии с уже знакомым ему Вечным заветом Отцов. Более того, этого еще не рожденного ребенка молодые будущие родители будут иметь возможность воспитывать пребывающим в лоне матери, воздействуя на него и собственным голосом, и упражнениями с цветом, и занятиями рукоделиями. Как заметили французские энтузиасты перинатального (внутриутробного) развития и наш доктор М.Лазарев, возможности этой педагогики, хотя и мало изучены, но уже имеют многообещающие результаты. Эта педагогика сама по себе способна вызвать интерес у молодых людей, что позволит свести на нет такое позорное ныне явление, как аборты, отказ от новорожденного ребенка, или избавления от него еще более недостойным образом. Таким образом, "Русская Школа" способна доказать свою состоятельность и в вопросе решения демографической проблемы, ставшей ныне исключительно актуальной для России…

Здесь уместно вспомнить слова Маркса, что человечество решает всегда те задачи, которые ставит перед ним история. "Но сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или находятся в процессе становления". Так и в России, но!… Казалось бы, что воспитанием гармоничной личности занимаются сегодня все её школы, только вот ближе всех подход к этой проблеме, на наш взгляд, обнаруживается в знаменитой "школе Щетинина", самым замечательным образом развившей "школу Макаренко". Как известно, А.Макаренко провозглашал: "Труд для ребят полезен и необходим... Я не понимаю, что такое ребенок десяти лет. Тебе десять лет, ты гражданин Советской республики, и к тебе можно предъявлять соответствующие требования. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать". И здесь прав Маркс, определявший, что труд есть "...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам".

Как это важно понять, что труд есть "естественное условие жизни человека"! И потому мы говорим: "Русская школа" должна быть трудовой в полном смысле этого слова. Именно в этом нас как раз и убеждает величественный опыт школы академика М.П.Щетинина, что расположена в местечке Текос Краснодарского края. Вот что пишут о ней известные в педагогике авторитеты.

Ш.Амонашвили, академик РАО: "Устремленность к цели, общие интересы и энтузиазм, преданность идеалам и любовь к ближнему, взаимоподдержка и взаимопомощь, высшая организованность, исключающая такие понятия, как нарушение дисциплины и правонарушение, возвышенное понимание чувства Родины, творческий, созидательный труд каждого, подчеркнутое уважение к родовой памяти, к предкам, к родителям, полный отход от дурных человеческих пристрастий – от курения и алкоголизма, от злости и тщеславия, от зависти и ненависти".

А.Соловейчик, редактор газеты "Первое сентября": "Можно сказать, что в школе Щетинина идет одна большая многолетняя деловая игра вокруг проблемы приобретения знаний, в результате которой усовершенствованы старые и разработаны новые образовательные области, созданы совершенно новые курсы-учебники, которые предполагают целостный взгляд на проблему в любой точке изучения, и, что, наверное, самое главное и самое удивительное, все участники этой деловой игры приобретают настоящие, им принадлежащие, ими выстраданные и в каком-то смысле ими созданные знания… В школе Щетинина ученики живут. Это их дом. Они здесь учатся, спят, обедают, завтракают и ужинают, ходят в горы, устраняют прорывы в трубах водоснабжения, стирают свои вещи, играют, смотрят на небо, рисуют, танцуют, в общем, живут. И вот где-то тут, в их образе жизни, корень их особенной силы".

К этим фактам, отмеченным грандами отечественной педагогики можно добавить и то, что заметили простые педагоги, например, Желтякова И., Новиков В., Семенихин Е., Чирак Ю., Теркле С.: "Школа Жизни – это первое, что приходит в голову, когда знакомишься со школой, созданной М.П.Щетининым в маленьком кубанском поселке Текос. Ее еще называют школой ХХI века, оазисом Радости и Красоты; сравнивают с чистым родником посреди обезображенной человеком природы. Когда впервые попадаешь в этот Мир детей, поражает все, ибо все в этом Мире дышит радостью, обаянием и неповторимостью: изящные терема, устремленные башенками в беспредельное голубое небо; крыши, по которым рассыпались звезды; цветы, распустившиеся на полу в галереях и на верандах; стены, на которых прихотью ребячьих вдохновений появились былинные богатыри, удивительные картины природы и причудливые узоры. В этих творениях детей всюду – в камне, дереве, мозаике, краске – виден запечатленный поиск Красоты и Гармонии. Но не это главное. Главное в этом Мире – сами дети, улыбающиеся лица и просто светящиеся от радости глаза. И их обычай – здороваться со всяким встречным, что дети и делают с огромной радостью. Объясняют они этот обычай так: говоря "Здравствуйте!", мы побуждаем человека жить, быть, продолжаться; более того, мы "пробуждаем среду" – содействовать ему в этом". "Что же такое школа Щетинина? В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире. Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети".

Выделим вот это место: только в этой школе все дети умеют рисовать, петь и танцевать, знают иностранные языки, имеют рабочие специальности, а стало быть, знают экономику и почитают нравственность. Ведь именно в этой оценке лучше всего видно, насколько указанные качества детей соответствуют тем параметрам "сверхчеловека", которые мы обнаружили в символизме "вечного завета". Но это и означает, что дело Щетинина бессмертно и остается в его питомцах навсегда.

Выводы

На современном этапе развития России образованию отведена ключевая роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Произошедший в 1990-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения в сфере образования. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание различных социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие отечественной национальной культуры, искусства, образования. В этих условиях российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования национального самосознания и национальной самоидентичности. Деятельность школы в данном контексте определяется необходимостью создания условий, в которых, с одной стороны, происходит аккумулирование, развитие и трансляция национальных традиций, с другой – осуществляется воспитание в духе межэтнического взаимодействия, этнокультурного диалога.

Реализация этой цели требует создания целостной системы воспитания, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Литература

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ в.):Уч. пособие для ст-тов пед.уч.заведений /Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. – М.:ИЦ "Академия".2000.

2. Долженко О.В.Реформы образования в современном мире". М., 1995, с.4,5

3. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов /Под ред Шабаевой М.Ф. – М.:Просвещение.1981.

4. Налимов В.. Спонтанность сознания. 1980, с. 224

5. Никифоров А.С. "Русская Школа". Национальная идея: Проект – 2007/2008 М.: МГУ 2007

6. Никифоров А.С. Русская Школа

7. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения/Сост. Губко А.Т. – М.:Педагогика.1991.