Ритмическая гимнастика в дошкольном учреждении

Ритмическая гимнастика в дошкольном учреждении.

Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья. Однако сегодня привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

Известно, что профилактика многих заболеваний и предпатологических состояний детей может осуществляться средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что дошкольная образовательная система функционирует недостаточно эффективно. Сложившаяся ситуация вызывает острую потребность в совершенствовании процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, которое позволит уменьшить указанные негативные тенденции. Одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Одним из наиболее эффективных считается ритмическая гимнастика.

Роль ритмической гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.

В методической литературе дается большое количество определений ритмической гимнастики, отражающих специфику этого вида физкультурной деятельности.

О.А Иванова и Л.А Ланцберг [4: с.8] определяют ритмическую гимнастику как разновидность гимнастики, система упражнений которой дает занимающимся бодрость, мышечную радость, повышает тонус нервной системы.

Е.Г.Попова [8:с.23] определяет ритмическую гимнастику как одну из разновидностей основной (педагогической) гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения, физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.), выполненные преимущественно поточным способом под эмоционально-ритмическую музыку различного характера.

В.Б.Матов, О.А.Иванова, И.Н.Шаробарова [7: с.44] считают, что основа ритмической гимнастики – экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, сочетающиеся с элементами игры, праздничным характером обстановки, нарядной одеждой, музыкальным сопровождением.

Ритмическая гимнастика – это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики.

Доступность ритмической гимнастики в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения

Ритмическая гимнастика многолика, у нее много названий и направлений, а корни уходят в далекое прошлое. Ритмическая гимнастика впитала в себя современные направления различных танцевальных стилей (фанк, хип-хоп, салса, поп, рок, брейк и др.), элементы восточной физической культуры (йога, цигун, тайцзицюань и пр.), хотя фундамент ее основан на европейских школах гимнастики. Так, во Франции – это тонизирующая гимнастика, в Чехии – джаз- гимнастика, в Германии она является составной частью оздоровительной программы "Тримминг-13 0", в США – аэробика.[13: c.11]

Термин "аэробика" (как и более широкое, принятое в настоящее время название "фитнес") – это международное обобщенное название двигательной активности оздоровительной направленности, под которым в настоящее время объединено более 200 различных направлений и течений. Современная оздоровительная аэробика и фитнес-гимнастика – это очень динамичные структуры, которые постоянно пополняют арсенал используемых средств.

Ритмическая музыка может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отдаляет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.

В.Н. Кряж, Э.В. Ветошкина, Н.А. Боровская, Т.С. Лисицкая и др. подчеркивают, что ритмическая гимнастика – это прекрасное средство эстетического воспитания. Танцевальная направленность упражнений и музыкальное сопровождение способствуют развитию культуры движений, выразительности, пластичности, грациозности, ритмичности, музыкальности и танцевальности.[6: с. 31]

По функциональному назначению упражнения ритмической гимнастики подразделяются на оздоровительные, лечебные, прикладные, спортивные.

В свою очередь оздоровительная ритмическая гимнастика по возрастному признаку делится на гимнастику для детей, молодежи, людей среднего (зрелого) и пожилого возраста

Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку. Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся. Вторая группа упражнений воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность. Третья группа упражнений воспитывает музыкальность. Четвертая группа средств направлена на регуляцию психического состояния занимающихся.

Движение- это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной. Нервной. Движение – фундамент настоящего и двигательного здоровья детей. Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что "…недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. По мнению Е. А. Аркина интеллект, эмоции возбуждаются к жизни движениями.[12: с.21] Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а так же совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают значительных результатов в выполнении движений под музыку, способны совершать их в различном темпе и амплитуде. Ребята этого возраста овладевают различными движениями и упражняются осознанно. Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров (магнитофонные записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).

Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься ребенка физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большую часть крови. Чем нетренированное. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия. Глубокий вдох надо выполнять в той фазе упражнения, годе грудная клетка расправлена, а выдох, когда грудная клетка сжимается.[15: с.22]

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.

Развитие координации движений в дошкольном возрасте

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи для ритмической гимнастики в этом возрасте состоят в следующем:

1. воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

2. развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;

3. обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Исследования показывают, что около 30 % дошкольников 5-7 лет имеют низкий уровень развития основных физических качеств. В своей диссертационной работе Бесшапошникова С.Ю. отметила недостаток двигательной активности на физкультурных занятиях и в повседневной деятельности старших дошкольников. Она также говорит, что "в период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений. Возраст 5 – 7 лет является благоприятным периодом для развития координации. В тоже время, занятия по развитию двигательной сферы у детей дошкольного возраста, предлагаемые как типовой, так и альтернативными программами, как правило, не соответствуют общей цели – достижению адекватной физической подготовленности организма ребенка, не способствуют эффективному развитию двигательных умений и навыков".[16: с.11]

Возраст 5-7 лет является концом периода первого детства, который определяется в педиатрии с 4 до 7 лет. В этом периоде интенсивно развиваются все физиологические системы организма ребенка (сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы), происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга.

Опираясь на выше описанные особенности развития детей дошкольного возраста необходимо подчеркнуть важность развития координации движения. Самым распространённым определением координации движения является следующее:

Координация движений – это умение быстра и технически правильно выполнять сложные движения Качественная координация движений отличается согласованными действиями различных частей тела, соразмеренностью мышечных усилии, быстротой и умением распределять внимание.[14: с.42]

Практика воспитания физической культуры и спорта располагает арсеналом средств для воспитания координационных способностей.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.[20: с.45]

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими папками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей (элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии).[13:с.10]

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.[11: с.29]

На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:

1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.

2. Развивающие, направленные на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях – ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

При выборе двигательных заданий по определению координационных возможностей детей дошкольного возраста руководствуются рядом общих положений. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В то же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания дошкольников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных в координационном отношений видов движений.

До настоящего времени координация движений у детей дошкольного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техники движений. Изучением координации в специально подобранных двигательных заданиях занимались В.С. Фарфель и его сотрудники В.П.Назаров, А.И.Козлов, А.П. Виноградова и др. По их мнению, двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям:

1. не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков;

2. не требовать специального обучения.

Эти требования соблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных заданий создаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче – на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в общеразвивающих упражнениях.[2:с.55]

Для создания оптимальных условий при выполнении упражнений отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и т.п.), чтобы дети могли сосредоточиться. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. По просьбе ребёнка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат.

При разработке и выборе контрольных заданий на определение координационных возможностей детей дошкольного возраста в движениях руками учитываются следующие, имеющиеся в литературе данные:

1. координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног; элементарной двигательной координацией для верхних конечностей человека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;

2. возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для старших дошкольников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениями рук;

3. качество выполнения координации движений рук в значительной степени зависит от направления движения;

4. ускоренный темп выполнения двигательных заданий с несимметричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т.е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о прочности качества координации; с увеличением возраста дети лучше сохраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;

5. корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнем физического развития и силой рук отсутствует.[13: с.23]

Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Координация невозможны без развития функции равновесия. Чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.[10: с.51]

Проводя занятия со старшими дошкольниками, видно, как трудно некоординированным детям осваивать двигательные навыки. Необходимо применять специальные упражнения на развитие координации во всех частях занятия.

Развитие координации движений ребенка является чрезвычайно важным фактором его развития в целом, и развивать её надо с раннего детского возраста.

Высокий уровень координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных умений и навыков.

Ритмическая гимнастика широко используется в ДОУ для укрепления физического здоровья дошкольников. Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе.

При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач – это укрепление здоровья дошкольников.

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.

Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении. Музыкальное сопровождение

Прежде чем рассматривать особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении необходимо подчеркнуть, что занятия ритмической гимнастикой невозможны без музыкального сопровождения.

В своей диссертационной работе "Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду" Н.А. Евстратова указала на то, что "Музыкально-ритмические движения, ритмику специалисты относят к музыкальному воспитанию и рассматривают их как один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях".[17: с.5]

Ритм – основа музыки и он взаимосвязан со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. Воспринимая выразительность музыкального ритма, ребёнок в своей слухо-двигательной реакции передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми её выразительными средствами. Все это воспитывает слухо-двигательный аппарат в целом, что и лежит в основе воспитания музыкально-ритмического чувства, которое является способностью активно переживать С отображать в движении) музыку и вследствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного кода музыкального движения.

Н.А. Евстратова рассматривает музыкально-ритмические движения несколько шире, а именно как полифункциональное средство в воспитании и развитии здорового ребенка, как Физически, так и духовно. В связи с этим, термины "музыкальные движения", "музыкально-двигательные упражнения" она считает здесь более уместными.[17: с.7]

Музыка, являясь мощным средством эстетического и этического воспитания, имеет и оздоровительный эффект, оказывая влияние на жизненные функции организма.

Большое разнообразие движений под музыку дает основание рассматривать их как средство двигательной активности, несущее функции физического развития и оздоровления детей. Не менее важная функция движений связана с эстетическим воспитанием – формирование культуры движений. Важным показателем культуры движений является красивая осанка. Кроме этого состояние осанки является одним из показателей здоровья детей. Поэтому задача формирования правильной осанки стоит в ряду первостепенных в занятиях музыкальными движениями. Музыка и движения представляют собой мощное средство для развития музыкально-двигательного творчества детей. Разностороннее воздействие на человека движений и музыки, тесная взаимосвязь музыки и движений выполняют образовательно-воспитывающую функцию.[19: с.41]

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

1. небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

2. умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

3. 2-х или 3-частной (каждая часть музыки – контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

4. музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера – "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. – для малышей и более сложная по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой – для старших).[9: с.12]

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:

1. детские песни современных российских композиторов: Г. Струве, В.Шаинского, Б.Савельева, Гр. Гладкова и др.;

2. народные мелодии: "Калинка", "Светит месяц" и др.;

3. эстрадные мелодии (например, пьесы А.Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа: "Под музыку Вивальди", "Жаворонок", Фр. Гойи – "Сиртаки", "Цыганские напевы" и др.);

4. классические произведения: "В пещере горного духа" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Менуэт" Л.Боккерини, "Вечерняя серенада" Ф.Шуберта, "Итальянская полька" С.Рахманинова и др.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой. Иногда педагоги небрежно относятся к музыкальному сопровождению, подбирая примитивные современные шлягеры или обрывая звучание музыки (если она звучит слишком долго). Это недопустимо, поскольку в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и подобные явления портят художественный вкус ребенка.[9: с.21]

Ритмическая гимнастика в дошкольном учебном учреждении очень важна как для детей младшего, так и старшего дошкольного возраста. Говоря об особенностях детей разных возрастных групп в ДОУ отметим, что детям младшего дошкольного возраста вполне доступны сюжеты, соответствующие темам музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики, прогулки. Действия в этих играх элементарны и непродолжительны: трое-четверо ребятишек старательно маршируют, а один подает команды. Иногда они берутся за руки и пытаются организовать хоровод и даже игр. В таких играх дети особенно радуются общению, возможности действовать самостоятельно. Именно поэтому младшие дошкольники с удовольствием занимаются ритмической гимнастикой.

В возрасте 4 – 5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Приоритетные задачи у занятий ритмической гимнастикой – развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.[3: с.45]

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности (ДА). Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках. Метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Отличительными способностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность.

Казакевич Н. В. Подчеркивает, что "каждое занятие для ребенка – это познание окружающей действительности через движение, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности."[13: с.22]

У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни, эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способности детей, о также формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность знаний по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

1. удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для этого возраста двигательную активность и физические нагрузки;

3. сформировать навыки в разных видах движений;

4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Рекомендуется проводить три физкультурных занятия в неделю, в первой половине дня, длительностью 30-40 минут по подгруппам, сформированным с учетом состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности детей.

Большинство занятий в теплое время года желательно проводить на свежем воздухе, соблюдая санитарно-гигиенические требования, правила безопасности, форму одежды и обуви, температурный режим.

При планировании содержания особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года; на их повторяемость и постепенность усложнения.

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий:

1. занятия традиционного типа;

2. занятия тренировочного типа;

3. игровое занятие;

4. сюжетно-игровое занятие;

5. занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов;

6. занятия ритмической гимнастикой;

7. занятия по интересам;

8. тематические занятия;

9. занятия комплексного характера;

10. контрольно-проверочное занятие;

11. занятия "Туризм".[3: с.21]

Структура всех занятий заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. На протяжении занятия в организме и психике ребенка происходят значительные изменения (улучшается согласованность работающих органов и систем, появляется возможность нахождения определенного ритма работы и т.д). наиболее высокий уровень работоспособности организма зависит от характера деятельности (самостоятельное выполнение движений, наблюдение показа действий воспитателем, осмысливание заданий или указания воспитателя т.д.).

Для достижения оптимального ДА детей во время занятий по физической культуре необходимо:

1. запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовки, индивидуальных возможностей;

2. осуществлять планирование программного содержания в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

3. поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;

4. при подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;

5. предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно-гигиенические требования, одежду, обувь;

6. в водной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, придумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;

7. во время выполнения комплекса упражнений особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных упражнений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

Одним из типов занятий является ритмическая гимнастика (аэробика). Современная система ритмической гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.

Основу ритмической гимнастики составляют физические (обще развивающие, силовые, акробатические упражнения, бег, прыжки) и танцевальные упражнения различной направленности с элементами художественной гимнастики, выполняемые в согласованности и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.[13: с.46]

Аэробика создает у детей бодрое настроение, поднимает жизненный тонус, позволяет познать окружающую действительность через язык жестов и движений. Ребята с большим удовольствием повторяют в такт музыке все показанные мною упражнения. Очень важно подобрать правильно музыку, она создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. Поэтому основные требования к подбору музыкального произведения следующие:

1. музыка должна быть доступна восприятию ребенка (детские песни, эстрадные песни и т.д.);

2. запись должна быть чистой;

3. музыкальный темп на протяжении комплекса должен меняться (от медленного и умеренного до быстрого).

Немаловажную роль в занятиях аэробикой играет сочетание ритмической гимнастики с игрой. Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи.

Несмотря на небольшую продолжительность 10-30 минут (в зависимости от возраста детей), занятия аэробикой благотворно влияют на развитие ребенка, являются хорошим оздоровительным и воспитательным средством.

Замечательно сказал основоположник ритмической гимнастики Ж. Далькорз по поводу проведения занятий с детьми: "Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость".[3: с.12]

Успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. К сожалению, многие взрослые со временем утрачивают не только ловкость, гибкость и грациозность движений, но и саму потребность в них. При этом появляется желание посидеть и понаблюдать за детьми, а не двигаться вместе с ними. В результате значительно снижается не только двигательная активность взрослых, но и детей, поскольку педагоги стремятся использовать в работе больше спокойных игр и заданий, не требующих интенсивных движений. Таким образом, со временем педагоги не в состоянии показать детям пример в танцах и играх, а дети, не имея достаточной тренировки в движениях, также становятся неловкими.

Особенности занятий ритмической гимнастики по методике Бурениной А.И. "Ритмическая мозаика"

Цель программы "Ритмическая мозаика" – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки

В начале работы с младшими дошкольниками в ДОУ уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как "Зайчик", "Белочка", "Мячик", тренируют умение легко прыгать на двух ногах; "Лисичка" – это "мягкая", пружинящая ходьба, "Мячик покатился" – бег; "Мишка" – ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях – кататься с боку на бок; "Собачка" – ходьба на четвереньках, бег; "Кошечка" – стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), "умывается", ходит на полупальцах и т.д.

Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях ("Плюшевый медвежонок", "Белочка", "Мячик" и др. из репертуара "Ритмической мозаики").

Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение "оживлять" игровой персонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, плясовые.

Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобретает более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции для старших детей также различаются по своей функциональной направленности и содержат разные типы двигательных упражнений. Развитие основных и общеразвиваюших видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества в умения, требует систематической работы, поэтому композиции, построенные на таких упражнениях, следует включать и в утреннюю зарядку, и в музыкальные и физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна. В предлагаемом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведениях, а значит и в разных ситуациях, разном темпе и ритме. Такое многократное повторение позволяет детям "схватить" движение по показу, освоить его и автоматизировать. В процессе наблюдения на групповых занятиях педагог определяет тех детей, которым необходима индивидуальная помощь, и проводит с ними дополнительные занятия. (Иногда не следует торопиться с форсированием усвоения отдельных движений. Мы рекомендуем педагогу поискать удобный дня детей темп и ритм музыки или подождать месяц – другой, так как случается, что ребенок и самостоятельно "схватывает" движение просто по показу педагога).

С самых первых занятий ритмикой важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Используются различные методические приемы – это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т.д.).

Важно обращать внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям – и к простейшим, типа "Белочка" или "Чебурашка", и к более сложным, с философским звучанием – например, "Цыганские напевы", "Красный сарафан" и др.

Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы парных, народных плясок (композиции "Кремена", "Полкис", "Светит месяц", "Калинка" и др.), так и в специально подобранных танцах, которые разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Еще одна, не "музыкальная", но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы – это объяснение педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства собственного достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.

Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.

В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ориентироваться в пространстве зала. При этом важно в начале дать детям возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может быть прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение ("рассыпались горошком").

Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно располагаться и становиться врассыпную – сложная задача, и для этого понадобится много времени (может, не один год) и терпения.

Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.

Для того, чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон, стен и пр. При этом важно правильно обозначать направление движения – "направо", "налево", "вперед", "назад", то есть связать "мышечное чувство" направления движения со словом (задействовать 1-ю и 2-ю сигнальные системы – основу формирования навыка, по И.П.Павлову). Можно использовать также метод моделирования – выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцевальные фигуры и последовательность перестроений (этот прием больше используется со старшими детьми).[3: c.44]

Таким образом, формирование умения ориентироваться "на себе" (правая-левая рука, нога), "от себя" (направо, налево, вперед, назад) закладывается в младшем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.

Выводы

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. Ритмическая гимнастика является важной частью развивающей программы в ДОУ.

Физическое воспитание ребенка может быть полноценным лишь в том случае, если оно является общим делом детского сада и семьи. Даже при 12-ти часовом пребывании в детском саду ребенок половину суток проводит дома. Если он по возращении из сада сидит в душной непроветриваемой комнате, ложится не вовремя спать, если гигиенические навыки не поддерживаются в семье, то задачи физического воспитания останутся невыполненными, несмотря на самые благоприятные условия воспитания в детском саду.

Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлече6ние детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение данных задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Одна из главных методических особенностей занятий ритмической гимнастикой заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений и обучении им. Музыкальное сопровождение на занятиях служит одним из основных моментов, с помощью которых значительно упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего урока.

Для получения максимального эффекта от занятий ритмической гимнастикой важно помнить, очень много зависит от педагога. Он должен быть гибким, знать возрастные особенности школьников, умело использовать их в работе и четко представлять конечную цель.

Литература

Учебные пособия:

1. Актуальные проблемы обучения и воспитания. / Под ред. С.Ф Петрушкина. – Брянск, БГПУ, 1999.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика. – М.: Изд. центр "Академия", 2007.

3. Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб.: ЛОИРО, 2005

4. Иванова О.А., Шаробарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. – М.: Советский спорт, 1988

5. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях – М.: Академия, 2002.

6. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Мн.: Полымя, 1987

7. Матов В.В., Иванова О.А., Л.А. Ланцберг. Ритмическая гимнастика – М.: Знание, 1989.

8. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра-Спорт, 2008

9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей-М.: Мозаика-Синтез, 2007

10. Татьяна Харченко: Утренняя гимнастика в детском саду: Упражнения для детей 3-5 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2011

11. Теория и методика физической культуры дошкольников / Под ред. Филипповой С.О., Пономарева Г. Н. – М.:Гриф УМО МО РФ, 2010

Монографии:

12. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Классика педагогической мысли – М.: Вече, 2006

13. Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: Познание, 2001

Периодические издания:

14. Бесшапошникова С.Ю. Координациометр: равновесие в мире // Обруч, – 2005. – № 5. – С. 42-43

15. Панфилова Н.В. Оценка двигательной подготовленности и физического развития детей 7 лет по системе "Юрофит" // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка№ 1, 2000 – С. 22 – 23

автореф.ы и диссертации:

16. Бесшапошникова С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре: автореф. дис. … канд. пед. наук.- Ярославль 2006

17. Евстратова Н.а Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду:дис. канд. пед. наук –Самара, 1997

18. Иванова Е. В. Методика развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки дис. канд. пед. наук – Чебоксары: 2009

19. Коричко Ю. В. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7-х классах: дис. канд. пед. наук – Омск, 2000

20. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования автореф. дис. … канд. пед. наук.- Спб: 2009