Планирование эмпирических исследований

Планирование эмпирических исследований.

Статьи по теме
Искать по теме

Методики выборочного исследования зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исследования, обеспечивающих получение надежных и валидных данных, которые можно было бы обоснованно и без утраты смысла распространить на совокупности, из которых эти репрезентативные или, по крайней мере, близко аппроксимирующие их выборки были извлечены. Хотя большинство статистических методов, применяемых для анализа эмпирических данных, предполагают по существу случайный отбор и/или случайное распределение испытуемых по экспериментальным условиям (группам), случайность per se не является главным вопросом. Скорее, он заключается в нежелательности использования в качестве испытуемых преим. или исключительно тех, кто составляет чрезвычайно ограниченные или рафинированные выборки, как в случае приглашения принять участие в исследовании добровольцев–студентов колледжей, что широко практикуется в психологии и других социальных и поведенческих науках. Такой подход сводит на нет преимущества эмпирического исследования перед другими исследовательскими методологиями. Методики выборочного исследования вообще – и в психологии в частности – неизбежно связаны с использованием множества мер. В психологии в качестве таких мер используются, главным образом, наблюдаемые или воспринимаемые образцы поведения, самоотчеты, и другие психологические феномены. Крайне важно, чтобы эти меры были достаточно точными, и одновременно ясно интерпретируемыми и валидными. В противном случае, как и в ситуации с неадекватными выборочными методами, преимущества методологий эмпирического исследования будут сводиться на нет ошибочными и/или вводящими в заблуждение результатами. При использовании психометрии, исследователь сталкивается по меньшей мере с двумя серьезными проблемами:

а) грубостью даже наиболее совершенных и надежных инструментов, доступных для проведения измерений независимой и зависимой переменных;

б) тем фактом, что любое психол. измерение является не прямым, а опосредованным.

Никакое психологическое свойство нельзя измерить непосредственно; можно измерить только его предполагаемое проявление в поведении. Например, о таком свойстве как "агрессивность" можно лишь опосредствованно судить по степени его проявления или признания индивидуумом, измеренной с помощью специальной шкалы либо другого психологического инструмента или методики, предназначенной для измерения различных степеней "агрессивности" в том виде, как она определяется и понимается разработчиками измерительного инструмента.

Данные, получаемые в результате измерений психологических переменных, представляют собой лишь наблюдаемые значения этих переменных. "Истинные" значения всегда остаются неизвестными. Их можно только оценить, и эта оценка зависит от величины ошибки присутствующей в любом отдельно взятом. Во всех психологических измерениях, наблюдаемое значение репрезентирует скорее некоторую область, нежели точку. Следовательно, для эмпирического исследования представляется чрезвычайно важным, чтобы значения всех психологических переменных оказывались близкими к истинным. Этого можно достичь только путем использования высоко надежных измерительных инструментов и процедур, которые применяются или реализуются опытными и квалифицированными учеными или специалистами.

В эмпирическом исследовании существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента:

а) независимые переменные;

б) зависимые переменные;

в) промежуточные, или посторонние, переменные.

Первые 2 вида переменных включаются в экспериментальный план самим исследователем; переменные третьего вида не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте – и их следует контролировать. Независимые переменные связаны с условиями окружения, которыми можно манипулировать в эксперименте, или отображают эти условия; зависимые переменные связаны с поведенческими результатами или отображают их. Цель эксперимента заключается в том, чтобы варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя (или устраняя эффекты) влияния на них любых др. (посторонних) переменных. Контроль переменных в эксперименте, которого требует эмпирическое исследование, может достигаться либо при помощи экспериментального плана, либо при помощи статистических методов.

Как правило, в эмпирическом исследовании используются 3 основных типа экспериментальных планов:

а) планы проверки гипотезы;

б) планы оценки;

в) квазиэкспериментальные планы.

Планы проверки гипотезы обращаются к вопросу о том, влияют ли независимые переменные на зависимые переменные. Статистические критерии значимости, использующиеся в этих экспериментах, как правило, двусторонние; выводы формулируются в терминах наличия или отсутствия влияния манипулирования условиями окружения на поведенческие результаты и изменения в поведении. Планы оценки сходны с планами проверки гипотез в том, что они обращаются к количественным описаниям переменных, но идут дальше простой проверки нулевой гипотезы, ограничивающейся, главным образом, использованием двусторонних критериев статистической значимости. Они применяются для изучения последующего вопроса о том, каким образом независимые переменные влияют на наблюдаемые исходы. Эти эксперименты фокусируются на количественных и качественных описаниях характера связей независимых переменных. В качестве статистических процедур для анализа данных в этих экспериментах обычно привлекаются корреляционные методы. Основной акцент делается на определении доверительных границ и стандартных ошибок, а главная цель заключается в оценке, с максимальной возможной точностью, истинных значений зависимых переменных для всех наблюдаемых значений независимых переменных.

Квазиэкспериментальные планы сходны с планами проверки гипотез, за исключением того, что в таких планах независимые переменные оказываются либо недоступными для манипулирования, либо ими не манипулируют в эксперименте. Эти типы планов довольно широко используются в эмпирических исследованиях в психологии и других социальных и поведенческих науках, преимущественно для решения прикладных задач. Они относятся к категории исследовательских процедур, которые выходят за пределы натуралистического наблюдения, но не достигают более сложных и важных уровней двух других основных типов экспериментальных планов. Психол. исследование, эмпирическое или нет, опирается главным образом на данные, получаемые на выборках. Поэтому методики экспериментальных исследований нуждаются в дополнении статистическим анализом этих выборочных данных, чтобы можно было формулировать обоснованные выводы о результатах проверки гипотез.

Наиболее ценным экспериментальным планом для проведения эмпирического исследования в психологии и родственных науках является план проверки гипотез. Поэтому здесь следует привести определение "гипотезы", увязанное с методологией эмпирического исследования. Исключительно точное и сжатое определение дают Браун и Гизелли. Гипотеза – это утверждение о фактических и концептуальных элементах и их отношениях, которое выходит за пределы известных фактов и накопленного опыта с целью достижения более совершенного понимания. Она является предположением или удачной догадкой, содержащей условие, которое еще фактически не демонстрировалось, но которое заслуживает исследования. Эмпирическое подтверждение нескольких взаимосвязанных гипотез приводит к формулированию теории. Теории, которые неизменно подтверждаются эмпирическими результатами повторных исследований – особенно если они точно описаны при помощи математических уравнений – неизбежно приобретают статус научного закона. В психологии, однако, научный закон является неуловимым понятием. Большинство психол. теорий опираются на эмпирическую проверку гипотез, но на сегодняшний день нет психологической теории, которая бы достигла уровня научного закона.

ВЫВОДЫ

В основу исследовательской программы Джулиуса Симена была положена концепция индивидуума как человека системы, проистекающая из представлений об организмической интеграции. Термин "организмическая" отражает идею включенности, предполагающую внимание ко всем основным поведенческим подсистемам: биохимической, физиологической, перцептивной, когнитивной и межличностной. Термин "интеграция" указывает на организацию этих подсистем. Оптимальное функционирование требует согласованной работы этих поведенческих подсистем, так чтобы можно было максимизировать поток и обработку информации. В результате система функционирует эффективно. Концепция Симена согласуется с определением системы, предложенным А. Ангьялом. Согласно Ангьялу, определяющей характеристикой системы является множественность компонентов, характеризующихся единством организации. Подобное единство обязательно подразумевает связность и обмен информацией между подсистемами. Нарушение связи и потока информации понимается как угроза целостности системы.

Анализ теоретических построений и эмпирических данных по проблеме эффективности личности позволяет выявить в данной области несколько устойчивых тем исследований. Среди них явно доминирует тема организации личности. Эффективные люди обнаруживают интегрированную организацию, гармоничную и связную композицию поведенческих тенденций. Не меньше внимания привлекает тема самоопределения. Люди с эффективной личностью принимают и ценят себя, доверяют своим впечатлениям и суждениям. Важность этого факта для эффективного поведения заключается в том, что такие аттитюды стимулируют наиболее полное получение и использование поступающих сенсорных данных и восприятий, обеспечивая прочную основу для принятия решений и осуществления действий. Эффективные люди находятся в ладу не только с собой, но и с социальной и физической средой. Они имеют хороший контакт со своим окружением. В когнитивной области их эффективные стили обработки информации способствуют интеллектуальной эффективности, максимальному использованию своих интеллектуальных ресурсов. В межличностной сфере такие люди способны как к автономности, так и к близости, причем та или иная форма активности оказывается задействованной в зависимости от ее соответствия конкретной ситуации. Высокоэффективные люди могут проявлять эмпатию и способны заботиться об окружающих. Потребность выстраивать статусную иерархию у них минимальна; они скорее стремятся устанавливать равные горизонтальные отношения.

Что касается возрастного развития, эти исследования показывают, что вышеперечисленные характеристики, по-видимому, сохраняют непрерывность в процессе индивидуального развития. Они развиваются рано. Многие из них можно столь же легко обнаружить у семилетних детей, как и у двадцатисемилетних взрослых. Это позволяет предположить, что пределы потенциальных возможностей человека крайне высоки.

Общая классификация корреляционных связей (по Э.В. Ивантер, А.В. Коросову)

Коэффициент корреляции

Связь между признаками

Зависимость

+ 0,70 … +1

Сильная (тесная)

Прямо пропорциональная

+ 0,50 … + 0,69

Средняя

То же

+ 0,30 … + 0,49

Умеренная

То же

+ 0,20 … + 0,29

Слабая

То же

0 … + 0,19

Очень слабая

То же

– 0,19 … 0

Очень слабая

Обратно пропор­циональная

–0,29 … –0,20

Слабая

То же

–0,49 … –0,30

Умеренная

То же

–0,69 … –0,50

Средняя

То же

–1 … –0,70

Сильная

То же

Глоссарий

Понятие

Определение

Адекватность плана корреляционного исследования

соответствие его возможности по охвату всего диапазона измеряемой переменной или уточнения с целью корректной формулировки гипотезы о связях

Альтернативная гипотеза

логическое отрицание Н0, исходит из предположения о наличии связи между распределениями

Вероятностные связи

связи между случайными явлениями

Гипотеза

предположение, которое служит как предварительное объясне-ние оп­ределенных фактов

Гипотеза о связи

гипотеза, которая предполагает взаимосвязанные изменения двух или более переменных без указания направленности влияний одной из них на другую

Гипотетико-дедуктивный метод

метод, заключающийся в выведении из систем теоретических положений таких следствий, которые могут быть проверены эмпирически

Графические методы анализа

приемы, предваряющие непосредственное вычисление коэффициента корреляции и выявляющие общую направленность рассматриваемой связи двух признаков

Динамические закономерности

форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующее состояние, а знание начального состояния системы позволяет точно предсказывать ее развитие

Зависимая переменная

признак, который мы измеряем и который, по нашему предположению, может изменяться под влиянием независимой переменной

Зависимость переменных

согласованные изменения независимой и зависимой переменных

Задача корреляционного исследования

обобщение и распространение содержательных выводов об изучаемой зависимости в более широком контексте, не ограни-ченном рамками заданной ситуации

Измерение

процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале

Исследование

процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности

Качественный анализ

приемы объяснения связи признаков и возможностей ее практического использования в соответствии с содержательным знанием психологических переменных

Квазиэкспери­мент

предварительное исследование предмета, когда присутствует ситуация неполного контроля его элементов и понижена валид-ность эксперимента

Ковариация

зависимость, показывающая, каким образом изменения в одной переменной сопровождаются из­менениями в другой

Ковариация

мера связи двух переменных Х и Y, выборочный коэффициент которой подсчитывается как среднее произведений отклонений каждой переменной

Контроль "post factum"

разработанная для квазиэкспериментов схема работы с полученными данными, позволяющая оценить возможные влияния побочных переменных на изучаемую зависимость после того, как эмпирическая часть исследова­ния завершена

Корреляционная зависимость

изменения, которые вносят значения одного признака в вероятность появления разных значений другого

Корреляционная связь

согласованные изменения двух при­знаков, когда изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с измен-чивостью другого

Корреляционное исследование

исследование, проводимое для под­тверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными

Корреляционный анализ

математические процедуры для изучения статистических связей между признаками изучаемых объектов

Корреляционный метод

метод, включающий определение порядка получения данных, но только как плана измерения переменных

Корреляционный подход

эмпиричес­кий метод проверки психологических гипотез, позво-ляющий устанавли­вать связи между переменными, уровни которых не изменяются, а только измеряются исследователем; приемы статистичес­кого анализа данных на основе использования коэффициентов корреляции

Корреляция

взаимная связь между двумя или более переменными или взаимная зависимость различных признаков при их измен-чивости, а также связь между статистическими вариациями (выборками) по различным психологическим признакам, между влияниями каких-либо двух психологических факторов, форми-рующих данное статистическое распределение

Коэффициент

детерминации

величина изменчивости одной переменной посредством объяс-нения ее второй переменной, равная квадрату коэффициента корреляции

Коэффициент корреляции

математический показатель силы (тесноты) связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками

Коэффициент множественной корреляции

коэффициент, который характеризует тесную связь между зависимой переменной Y и показателями методик

Ли­нейная корреляция

корреляция в случае, когда оба распределения линейны

Лонгитюдное исследование

про­межуточный вариант между квазиэкспериментом и корреля-ционным исследованием, так как время интерпретируется иссле-дователем как независимая переменная, определяющая уровень зависимых

Направление корреляции

свойство корреляции, выражающееся возрастающей или убывающей функцией своего аргумента

Направленность корреляции

свойство корреляции, характеризующее одностороннюю обус-ловленность изменения значений одной из случайных величин изменениями значений другой случайной величины

Независимая переменная

воздействие, которое мы можем качественно определить или даже измерить

Нели­нейная корреляция

корреляция в случае, когда хотя бы одно из распределений не линейно

Нулевая гипотеза

предположение о том, что между генеральными параметрами сравниваемых выборок отсутствует связь

Отрицательная прямолинейная корреляция

согласованные изменения, когда более высоким значениям одного признака соответствуют более низкие другого, а более низким значе­ниям одного признака – высокие другого

План корреляционного исследования

форма контроля при получении эмпирических данных

План лонгитюдного исследования

серия от­дельных замеров одной или нескольких переменных через опреде­ленные промежутки времени

План управления независимой переменной

схема задания ее уровней, отличающихся способами предъяв-ления их разным, но уравненным (или эквивалент­ным) группам или одному и тому же испытуемому в определенной последовательности

Планирование эксперимента

организация проведения эксперимента в соответствии с опреде-ленной схемой варьирования условий неза­висимой переменной

Положительная прямолинейная корреляция

согласованные изменения, когда более высоким значениям одного признака соответствуют более высокие значения другого, а более низким значе­ниям одного признака – низкие другого

Признаки и переменные

измеряемые психологические явления

Путевая диаграмма

схема, отражающая структуру причинно-следственных связей в соответствии с формализо­ванной моделью

Путевые коэффициенты

показатели линейных связей в путевых диаграммах; входят в систему структурных линейных уравнений, описывающих модель причинно-следственных отношений между переменными

Статистические закономерности

форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующее состояние не однозначно, а с определенной вероятностью

Теснота корреляции

свойство корреляции, характеризующее степень обусловлен-ности изменений Х значениями Y или, наоборот, Y значениями Х

Форма корреляции

линейность или нелинейно­сть регрессий

Шкала

форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему

Экзогенная переменная

переменная, из которой исходит стрелка, указывающая направ-ление связи

Экспериментальный метод

метод, предполагающий разра­ботку плана управления незави-симой переменной

Эндогенная переменная

переменная, к которой приходит хотя бы одна стрелка, указывающая направление связи

Литература

1. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]: пер. с англ. / Дж. Глас, Дж. Стэнли. – М., 1976.

2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М., 1997.

3. Корнилова, Т. В. Введение в психологический эксперимент [Текст]: учебник / Т. В. Кор-нилова. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

4. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д. Кэмпбелл. – СПб., 1996.

5. Логвиненко, А. Д. Измерения в психологии: математические основы [Текст] / А. Д. Логви-ненко. – М.,1993.

6. Математические методы в современной психологии [Текст] / В. Ю. Крылов [и др.]. – М.: ИП РАН, 1995.

7. Мощенко, А. В. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы [Текст]: учеб. пособие / А. В. Мощенко. – М., 2000.

8. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст]: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 1998. Кн.З.

9. Паповян, С. С. Математические методы в социальной психологии [Текст] / С. С. Поповян. – М.,1983.

10. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Отв. ред. С. Б. Крымский. – Киев, 1999.

11. Суходольский, Г. В. Основы математической статистики для психологов [Текст] / Г. В. Суходольский. – Л., 1972.