Особенности межличностных отношений подростков с акцентуациями характера

Особенности межличностных отношений подростков с акцентуациями характера.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст уже несколько десятков лет привлекает пристальное внимание психологов. У истоков многообразных теорий, рассматривающих подростковый возраст, стояли такие зарубежные и отечественные ученые, как И.С. Кон, Ж. Пиаже, Ф. Райс, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.С. Лисецкий, А.Е. Личко, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и многие другие [8,10,12,22,32,33,34,35,43,51]. К настоящему времени исследователями получен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях подростков, о специфике их идеалов, интересов, нравственных представлений, мотивов деятельности и по многим другим вопросам, что создало необходимую базу для многопланового изучения этого важнейшего этапа психического развития на новом научном уровне [5].

В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения, мы приведем некоторые из них.

Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону, подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 [12,35,51].

А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах [39].

Подростковый период – это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец.

Хронологические рамки для этого периода имеют достаточно условный, ориентировочный характер. Но, вместе с тем они необходимы для того, чтобы можно было отделить норму от патологии (важно с медицинской точки зрение – запаздывание биологического начала, а с психологической – большая отсрочка конца подросткового периода), являются очень размытыми и сильно варьируются в зависимости от культурного контекста [34].

Тут важную роль играют исследования Ф. Ариеса, согласно которым в до индустриальной Европе не было различия периодов "детства" и "отрочества". В XVIII в. вообще не было никакого понятия для обозначения возрастной категории, которую сейчас называют подростками. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослую жизнь [20].

Согласно учениям Д.Б. Эльконина, было выделено такие периоды подросткового возраста [10]:

1 период "Младший подростковый возраст" (12-15 лет)

Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Ребенок в этот период осваивает нормы социального поведения и моральные нормы, у него формируется индивидуальное самосознание.

2 период "Старший подростковый возраст" (15-17 лет)

Старший подростковый возраст ознаменован учебно-профессиональным самоопределением. Человек вступает во взрослую жизнь, начинает строить жизненные планы во временной перспективе.

Основными психологическими потребностями подростка является стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Д.Б. Эльконин [10] считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников.

Л.С. Выготский считал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте остается учебная деятельность. Она сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основным противоречием в данном периоде является настойчивое стремление подростка к признанию своей личности взрослыми, при этом у него отсутствует реальная возможность утвердить себя среди них [12].

Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, который вступает в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, что предопределяет нарушение прежнего отношения между ребенком и окружающей его средой, в том числе и взрослыми, с которыми он общается [12].

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, который отличается разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией [22].

Многие исследователи, которые занимались вопросами связанными с периодом отрочества сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. В данный период жизни человека, отношение с его товарищами играет важную роль в жизни, можно сказать, что оно занимает важное положение в жизни подростка. Это определяет остальные стороны его поведения и деятельности. Л. И. Божович [8] отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками [8,11,17].

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Некоторые подростки стремятся занять в группе позицию лидера, другие же хотят быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям [17].

Зачастую, как родитель, так и сам подросток не осознают, что причиной снижения успеваемости в школе и изменения поведения лежит нарушение отношений подростка со сверстниками. Также подросток может считать, что нарушение общения со сверстниками может находиться в ряду всех других нарушений и также зачастую не расценивается как их источник и причина. Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. В то время как для подростка переживания по поводу общения оказываются наиболее значимыми, наиболее типичными, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более всего переживают по поводу общения с родителями [17].

Переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, могут быть межличностные отношения. В основе, которых лежат разные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений, межличностные бывают экспрессивными и эмоциональными. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, товарищеские и дружеские отношения. Знакомство осуществляется в зависимости от социокультурных норм общества. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общность интересов, целей деятельности [24].

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым [39].

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер [7].

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой [7].

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение [7].

Общеизвестно, что положение среди сверстников оказывает существенное влияние на развитие личности, причем это влияние тем выше, чем старше ребенок. Наибольшее значение общение со сверстниками приобретает в подростковом возрасте, становясь одним из ведущих факторов развития. Поэтому не удивительно, что психологи, практически единодушно рассматривают неблагополучие подростка среди сверстников, как фактор, оказывающий отрицательное влияние на его личностные особенности, деятельность и на его дальнейшее формирование личности [34].

Потребность в общении претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными подростками неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений [7].

Главной целью в поведении подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Неудовлетворение этой потребности чаще всего приводит к правонарушениям, либо неадаптированности подростка к социуму. Место подростка в системе взаимоотношений зависит от его нравственных качеств, а эмоциональное благополучие определяет его положение в группе. В общении со сверстниками, подросток усваивает социальные нормы, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Проблема акцентуаций характера в отечественной и зарубежной психологии

Подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы ("акцентуации характера") выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

По определению, С.Л. Рубинштейна, "характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения" [9].

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те, или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда обдуман и сознателен. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний фактор представляет динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, твердость характера, а в другом случае – скрытность, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, и, следовательно, и направлять поведение человека [14,26,27,30,42,48,50].

Существуют различные типологии характера (К.Г. Юнг, Э.Кречмер, П.Н. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.) [14,26,27,30,42,48].. Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, К.Г. Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интравертированный. Кречмер описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У П.Н. Ганннушкиной, мы находим уже порядка семи типов характеров; у К. Леонгарда и А.Е. Личко – десять-одиннадцать. [14,26,27,30].

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом, чрезвычайно велико. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера [26,27,30].

Понятие акцентуации впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (К. Leon-hard). Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности [27]. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить, как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими, и даже повышенными, способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти "другие" ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией [30].

В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера", причем главным остается все-таки понятие "акцентуация личности". Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, А. Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба сочетания – и "акцентуированная личность", и "акцентуация характера"[26,27,30].

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, психопатологии. При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда. Они могут обнаруживаться только в определенных условиях [30].

Чаще всего акцентуации характера проявляются именно в подростковом возрасте. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, не проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благополучной социальной адаптации. Однако, под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями могут декомпенсироваться. При этом каждый тип акцентуации характера имеет своё "слабое место" и оказывается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических психических травм и жизненных трудностей [30].

Мы в своем исследовании будем определять акцентуации характера и придерживаться классификации А.Е. Личко, выделяя наиболее основные признаки.

Главной особенностью гипертимного типа акцентуации является приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинированные требования, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным. Они не любят одиночества, тянутся в компанию сверстников: стремятся к лидерству, незлопамятны, отходчивы, неразборчивы в выборе знакомств, в общении не испытывают робости, тянутся к приключениям, риску. При хороших способностях успеваемость может быть неровной (из-за неусидчивости, невнимания, отвлекаемости, неаккуратности, недисциплинированности).

Подростки циклоидного типа характеризуются частой сменой настроения, когда фазы подъёма и спада настроения сменяют друг друга. В субдепрессивной фазе фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность. В гипоманиакальной фазе бросаются в глаза активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Подростки данного типа избегают компаний, переживают тяжело неудачи и неприятности, плохо переносят резкую ломку стереотипов жизни (переезд, смена учебного заведения и т.д.) [30].

Отличительной особенностью лабильного типа является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное настроение, а приятные события или только их перспектива – поднять настроение, вернуть веселье. От настроения данного момента зависит самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.

Основными чертами же сензитивного типа является повышенная чувствительности и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных), робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний. В младших классах медленно привыкают к новому коллективу, в другой переходят неохотно. Учатся обычно старательно, но пугаются всякого рода контрольных работ.

Трудности адаптации обычно начинаются с 16 лет. В этот период обостряются две главные черты сензитивного типа: чрезвычайная впечатлительность и чувство собственной неполноценности.

Подросткам с психастеническим типом присуща повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Психастеник постоянно во всём сомневается, для него трудно принять решение, поэтому он взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже завершённую работу. Не любят перемен обстановки, новых предметов, незнакомых людей [30].

В подростковом возрасте все шизоидные черты обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений. Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Такие подростки не склонны сопереживать, эмоционально холодны. Им недостаёт интуиции.

Особенностью эпилептоидного типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряжённость аффекта, взрывчатость, агрессивность. Для них характерны мелочная аккуратность, выполнение всех правил, даже в ущерб делу, педантизм, исполнительность, часто показная. В группе стремятся не к лидерству, а к властвованию над сверстниками.

Главная черта паронойяльного типа – целеустремленность. Его интересует результат, а не сам процесс. Воплощению своих замыслов он подчиняет не только всю свою, но и чужую жизнь. Если не удается убедить и подействовать внушением, в дело пойдут ультиматумы и шантаж. Излюбленным приемом паронойяльного типа является манипуляция, то есть скрытое психологическое воздействие с материальной или психологической выгодой для себя в ущерб партнеру [30].

Безграничный эгоизм и "жажда признания" являются характерной чертой истероидного типа. Подростки этого типа очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия к своей персоне. В общении со сверстниками претендуют на роль лидера, оказываются вожаком "на час".

Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Внушаемые и безвольные, они не имеет собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Завистливые и бесхарактерные, они часто попадают в дурные компании, бросают учёбу [30].

У детей с астено-невротической акцентуацией характера с детства обнаруживаются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, ночные страхи, пугливость, плаксивость. В подростковом возрасте разворачивается астено-невротическая акцентуация. Главные черты: повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии (фиксации на своём здоровье).

Главная черта лиц с конформным типом – постоянное и чрезмерное подчинение мнению близких людей. Они живут по правилу: думать как все, поступать как все, стараться, чтобы всё было у них как у всех. Лишены индивидуальности в поступках и суждениях [30].

Необходимо сказать и о связи нарушений общения с акцентуациями характера.

Нарушение межличностного общения – это обоюдное осложнение общения и обострение отношений, психологическая сторона которого обусловлена предрасполагающими личностными свойствами общающихся. Нарушение общения – это пагубная для отношений смесь дефектного и одновременно деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто бывает неосознанно враждебной и разрушительной [25].

Нарушение общения, неспособность к глубокому контакту свойственны людям с определённой личностной направленностью и особой структурой характера. Типичным примером нарушений и является взаимодействие акцентуированных личностей [24].

Удовлетворительная адаптация акцентуированных личностей проявляется в безошибочном выборе партнёра для совместной работы и отдыха.

Исследование В.В. Юстицкого, где участвовали подростки разного типа акцентуаций, обнаружило, что в трудных ситуациях истероиды выбирают себе в компанию представителей лабильного, психастенического и циклоидного типов, поскольку те не мешают удовлетворению истероидного эгоцентризма и в силу неуверенности, низкой самооценки представляют собой благоприятную почву для развёртывания поведения [52].

"В лабильном подростке истероида, видимо, привлекает прежде всего способность к "бескорыстности", умение любить других, отсутствие лидерских претензий. Это качество создаёт наиболее благоприятные условия для проявления эгоцентрической мотивации истероидных людей и особенно любви к себе. От лабильного (и во многом близкого циклоида) он может получить больше всего столь нужных ему проявлений внимания и симпатии. Выполнять ответственное задание лучше с психастеником, который всегда серьёзно относится к делу, имеет чувство ответственности за двоих и доводит всё до конца. На необитаемом острове интереснее быть с другим истероидом, фантазия которого приятно дополнила бы его собственную" [52].

Важно подчеркнуть, что особенности взаимодействий людей с различными типами акцентуаций характера проявляются в сфере неформального общения.

И в заключение хочется сказать, что акцентуации характера лежат в основе многих дефектов общения. Поэтому так сложно отучить ребёнка от демонстративности или излишней самоуверенности, от упрямства или стремления во всём поддакивать, привычке не смотреть в глаза при разговоре или теребить своё ухо, почёсывать нос, разговаривать на повышенных тонах или, наоборот, говорить едва слышно. Эти и другие дефекты общения становятся чертой характера, поведенческой привычкой, зачастую выступают в роли спасательной ширмы, за которой скрываются неуверенность, напряжение, тревога.

Особенности межличностных отношений подростков с акцентуациями характера

Человек существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими [4].

В.Н. Куницына определяет межличностные отношения как систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Термин "межличностные" указывает на то, что объектом отношения выступает другой человек и существует взаимная направленность отношений [24].

По Т. Лири межличностные отношения определяется представлением самого человека о себе и его взаимоотношений в малой группе. Малая группа – это семья, рабочий коллектив, сообщество по интересам и т.д. Внутри малых групп характерны два основных фактора отношений: доминирование и дружелюбие.

Как отмечает Я.Л. Коломинский, единицей анализа межличностных отношений выступает устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Особенностью отношений, являются сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, наоборот, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Следовательно, межличностные отношения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами, и определяются, как взаимные ориентации, которые развиваются и выделяются у индивидов, находящихся в длительном контакте[21].

В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется достаточно спокойно. В противном случае возникает серьезное напряжение в отношениях, проявляется, в полной мере, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Трудности в отношениях между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления этих трудностей – переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий [25].

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию напряжения в отношениях между подростком и взрослым обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равно партнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками [28].

Ф. Райс [43] считает, что в подростковых группах можно выделить функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролевые отношения зафиксированы в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности подростков и разворачиваются в ходе усвоения им норм и способов действия в группе. Эмоционально-оценочные отношения заключаются в коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми формами общения и совместной деятельности. Подобные отношения являются регуляторами возможных конфликтных ситуаций при к распределении ролей в деятельности. В основе личностно-смысловых отношений лежат взаимоотношения, при которых мотив одного подростка приобретает для других личностный смысл, то есть участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности данного подростка, как свои собственные.

Межличностные отношения, по мнению В.Н. Куницыной [24], возникают и развиваются в совместной деятельности, которая организует и сплачивает их. Форма организации совместной деятельности является важным фактором опосредствования межличностных отношений в подростковой группе. Чем выше степень совместной деятельности в подростковой группе, тем интенсивнее в ней протекают процессы образования коллектива, лучше проявляются отношения взаимной согласованности и сотрудничества. Также межличностные отношения опосредствуются мотивацией совместной деятельности, проявляющейся в условиях отрицательного или положительного побуждения, стимулирования или награды членов группы за успехи или неудачи совместной деятельности. Совместная деятельность, способствуя межличностным отношениям, сама является средством, при помощи которого межличностные отношения в подростковой группе могут быть видоизменены.

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Он считает, что имеет право на это, защищает свое право, и именно поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает обиду, протест [29].

Самая неприятная для подростка ситуация – искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание – открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.

Соответственно, выделяются определенные психологические функции общества подростков [31]:

- Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.

- Это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

По мере расширения круга знакомств подростки начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы войти в какую-либо группу. Подросток психологически принадлежит к разным группам: семье, классу, дружеским компаниям. Если цели и ценности этих групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в аналогичных социальных условиях и не носит конфликтный характер. Если же нормы и ценностные ориентации таких групп не совместимы, то это может привести к внутреннему конфликту и нарушению развития личности подростка.

Во множестве сфер общения подросток выделяет референтную для себя группу, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. В группе решаются многие задачи социальной адаптации: освоение гендерных ролей и соответствующего поведения, освоения моделей взаимодействия с представителями противоположного пола, принятие социальных норм и ценностей. Принадлежность к какой-либо группе позволяет удовлетворять многие потребности: возможность разделения общих интересов и увлечений, понимание и сопереживание их чувствам, мыслям и идеям, эмоциональная поддержка со стороны сверстников в решении проблем и т.п.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении "звезд" и "отвергаемых" или "изолированных". Особенно сложным кажется положение последних [21].

Таким образом, исходя из вышеуказанных исследований, можно сделать вывод о том, что ведущими при определении статуса подростка в группе являются качества, проявляющиеся в общении со сверстниками.

Мы видим, что отношения с окружающими и общение со сверстниками – наиболее важная сторона жизни подростка. На подростка группа влияет через систему складывающихся в ней отношений и через отношения данного подростка – с остальными участниками группы, поэтому для обеспечения положительного влияния группы на личность важно добиться благоприятных межличностных отношений в ней. Однако подросток, входящий в какую-нибудь компанию, может не только чувствовать удовлетворение от ее жизни или неудовлетворение, но и испытывать в связи с этим самые разные переживания. В связи с изменением личности подростка в процессе общения и влиянием межличностных отношений на адаптацию подростка в социальной среде, особенно остро встает проблема высокого уровня конфликтности, присущего поведению подростка, нарушающего позитивные и дружеские взаимоотношения в группе и не позволяющего подростку адаптироваться в социуме и реализовать себя в жизни.

Однако стоит обратить особое внимание на особенности межличностных отношений со сверстниками у подростков с различными акцентуациями характера.

Так, подростки с гипертимной акцентуацией характера испытывают постоянное тяготение к компаниям сверстников, а также стремятся к лидерству в этих компаниях. Это стремление проявляется, как только гипертимный подросток хоть немного освоился в обществе, в которое попал. В отношении лидерства в неформальных группах сверстников гипертимы обычно добиваются успеха. Ограничение контактов и необходимость общения с замкнутым кругом лиц, слишком бурная энергия гипертимов, их постоянное желание всюду встревать и везде командовать начинают тяготить сверстников, которые утрачивают симпатию к ним [48].

Подростки с циклоидной акцентуацией характера в детстве производят впечатление гипертимов. Но с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Эти подростки становятся домоседами. И лишь в период подъема они стремятся к общению со сверстниками.

Лабильные подростки известны своей изменчивостью настроения. Поэтому тяга к группированию со сверстниками также подчинена (изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, в плохие – избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а больше ищут эмоциональные контакты.

Подростки с астено-невротическим типом акцентуации тянутся к товарищам, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общения с близким другом [48].

В отношениях со сверстниками у подростков с паронойяльным типом акцентуации преобладают деловитые просьбы, требования, распоряжения, приказания, инструкции. У таких подростков много новых друзей, но мало старых. Они быстро сходятся с теми людьми, которые принимают их концепцию, план действий, но быстро расходятся с ними, рвет отношения, как только человек обнаруживает самостоятельность мышления, непокорность. И делает это нередко с шумом и негодованием. Люди вокруг них быстро сменяются. Друзьями они считают только тех, кто на сегодня приемлет его идеи и служит им.

Сензитивные подростки, несмотря на излишнюю чувствительность и робость, не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая компания ужасает их царящими в ней шумом, грубостью, развязностью.

У подростков с психастеническим типом тяга к сверстникам проявляется в робких формах – места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов.

Шизоидные подростки, как правило, стоят особняком от компаний Сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяет слиться с группой и подчиниться ей. Попав же в подростковую группу, нередко случайно, они всегда остаются в ней на особом положении. Иногда они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других подростков, иногда же благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию [48].

Эпилептоидные подростки в компании сверстников стремятся к властвованию. Поэтому выискивают компанию из младших, слабых, безвольных, неспособных дать отпор. В группе эпилептоидные подростки желают установить свои порядки, всегда выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Их боятся, но постепенно против них может назреть бунт, в какой-то момент их "подводят", и они оказываются свергнутыми со своего, так называемого, пьедестала.

У истероидных подростков реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью в любой момент силой утвердить свою командную роль, подчинить себе других, истероидный подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней и порою еще не осознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателей. В порыве они могут повести за собой других, но они всегда оказываются вожаками "на час". Сверстники быстро распознают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Это осуществляется, когда лидерская позиция достигается другим. Это ведет к тому, что истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в другую, чтобы начать все с начала [48].

Подростки с неустойчивым типом акцентуации неспособны сами занять себя и очень плохо переносят одиночество, поэтому рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять там положение лидера. Обычно они становятся послушным орудием этих групп.

И, наконец, конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они не склонны менять по своей инициативе одну группу на другую. Одна из самых тяжелых для конформных подростков травм, – это когда привычная подростковая группа почему-то изгоняет их.

Таким образом, мы видим, что специфические особенности, характерные для той или иной акцентуации характера, определяют межличностные отношения подростков со сверстниками (предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, изгой, независимый одиночка и т.д.), причина выбора приятелей – по определенным личным качествам, по общности увлечений, для увеселений и т.п.).

Выводы:

1. Подростковый возраст, занимающий важное место в общем ходе онтогенетического развития, представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Именно поэтому в психологии и поведении подростка, с одной стороны, ещё представлены черты ребенка, а с другой – уже "назревают" черты взрослого человека. Иными словами, подростковый возраст трактуется как сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и социальной областях.

2. В подростковом возрасте завершается формирование характера с заострением некоторых его черт и последующим сглаживанием. Именно в данный период чаще всего проявляются акцентуации характера. Под акцентуациями характера понимаются крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

3. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

4. Особенности акцентуаций определяют характер межличностных отношений подростков со сверстниками (предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, изгой, независимый одиночка и т.д.), причина выбора приятелей – по определенным личным качествам, по общности увлечений, для увеселений и т.п.).

Следующая глава будет посвящена экспериментальному изучению взаимосвязи межличностных отношений и акцентуаций характера подростков с гипертимным, паронойяльным и циклоидным типами.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – Екатеренбург, 1999 – с. 5-19.

2. Анастази, А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2000. – 688с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М., 1997. – 376с.

4. Андреева, Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности// Общение и оптимизация совместной деятельности., 1985. – с.39-54.

5. Артюкова, Н. Серьезный мир несерьезных подростков. // Школьный психолог, 1998. – №21-22.

6. Байярд, Р.Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. В.С. Мухиной. – М.: Академия, 1999. – 624с.

7. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Просвещение, 1995. – 328с

8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Изд-во "Питер", 2008. – 400с.

9. Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 528с.

10. Венгер, А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина / А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С.16-27

11. Волков, Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160с.

12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.

13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.

14. Ганнушкин, П.Б. Типологическая модель характера. Хрестоматия по психологии характеров. – Самара: Издат.дом "Бахрах", 1997. – 214с.

15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, при участии издательства Юрайт, 2001. – 336с.

16. Дубровина, Е.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология. М., 2001. – с.112-134.

17. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики/И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 232с.

18. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560с.

19. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. – 3е изд.,испр. – М.: МПСИ Флинта, 2004. – 336с.

20. Кле, М. Психология подростка// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. В.С. Мухиной. – М.: Академия, 1999. – 624с.

21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – 2-е издание. – Минск: Тетра Системс, 2000. – 432с.

22. Кон, И.О. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 – 255с.

23. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. И доп. – ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999. – 512с.

24. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.

25. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. – Р-на-Д: Феникс, 1999. – 608с.

26. Леонгард, К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий./ под ред. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000. – с.585-663.

27. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону.: Изд-во "Феникс", 1997. – 544с.

28. Леонтьев, А.А. Психология общения. – Изд. 2-е, испр. И доп. Учебное пособие. – М.: Смысл, 1997. – 351с.

29. Лидерс, А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью// Журнал практического психолога. – 2001. – №3-4. – с.3-10.

30. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – с.288-318.

31. Мясищев, В.Н. Психология отношений./ Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Ин-т практ.психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.- 368с.

32. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – с.39.

33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детсво, отрочество. – М.: издательский центр "Академия", 2000. – 456с.

34. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – 488с.

35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология – М. 2007. – 460с.

36. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии. – 1996. – №1. –с.6-14.

37. Поливанова, К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве. //Психологическая наука и образование. – 1998. – №3, №4.

38. Популярная психология для родителей/ Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1999. – 256с.

39. Прихожан, А.М. Проблемы подросткового кризиса// Психология науки и образования, 1997. – с.36-49.

40. Психологические тесты.: В 2т. Т.1 / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр "Владос", 2000. – 312с.

41. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Флоров Ю.И. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – с.151-158.

42. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/ Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат.дом "БАХРАХ-М", 2002. – 640с.

43. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.:Изд-во "Питер", 2000. – 656с.

44. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара, 2001.

45. Реан, А.А. Психология подростка. – М., 2003. – с.35-60.

46. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: – М.: Гум-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога сдетьми разного возраста. – 384с.

47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2000. – 350с.

48. Фадеева, Е.В. Типологический анализ акцентуации характера. Графические методы, как способ диагностики акцентуации характера.// Коррекционная педагогика – 2006.- №4 ―с.17-27.

49. Федосенко, Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 320с.

50. Хрестоматия по психологии и типологии характеров под ред. Райгородского "Психология и психоанализ характера". – Самара. 1998. -640с.

51. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 2006. – 221 с

52. Юстицкий, В.В., эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. – М.: Медицина,1992. – с.23.