Оптимизация заемных операций предприятия

Мероприятия по оптимизации заемных операций предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Характеристика заемных источников финансирования предприятия

Заемные источники финансирования представляют собой привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития предприятия денежные средства и иное имущество. Основные виды заемного капитала: кредиты, эмиссия облигаций, факторинговые операции, лизинг, форфейтинг и т.д.

По полученному займу или кредиту основная сумма долга учитывается организацией-заемщиком согласно условиям договора займа в сумме поступивших денежных фактических средств или в предусмотренной договором стоимостной оценке иных вещей.

Рассматривая способ привлечения за счет долгосрочного кредита средств, выбирается предприятием банк, предлагающий меньшую процентную ставку при прочих равных условиях.

Процент по кредиту рассчитывается путем начисления к базовой ставке надбавки. Базовая ставка каждым банком устанавливается индивидуально на основании учетной ставки Центрального Банка РФ. Зависит надбавка от качества обеспечения, срока ссуды и степени связанного с ее предоставлением кредитного риска. Принимаются в качестве обеспечения кредита:

- поручительство,

- залог имущества,

- банковская гарантия,

- переуступка третьему лицу счетов и требований заемщика в пользу банка,

- муниципальные и государственная гарантии.

Для предприятия, несмотря на ряд недостатков, долгосрочное банковское кредитование является по-прежнему одним из максимально эффективных средств финансирования. Наличие заемных долгосрочных средств в составе источников формирования имущества для предприятия является положительным моментом, так как это позволяет длительное время располагать привлеченными средствами. Российскими предприятиями долгосрочные кредиты получены могут быть как в зарубежных, так и российских банках.

В долгосрочных направленных на модернизацию и восстановление основных фондов вливаниях нуждаются российские предприятия, что подразумевает расширение кредитования на долгосрочной основе реального экономического сектора и введение по подобным кредитам более выгодных ставок. По данным статистики, однако, в кредитных портфелях коммерческих российских банков наибольший удельный объем составляют кредиты компаниям со сроком погашения 6 – 12 месяцев. Обусловлена такая ситуация нежеланием банков брать на себя системного характера кредитные непрогнозируемые риски, связанные с непредсказуемостью в России макроэкономической ситуации.

Бюджетные кредиты. Предприятия как долгосрочный заемный источник финансирования могут привлекать бюджетные кредиты. Осуществляющие обновление основных фондов конкурентоспособные предприятия могут получить правительственные гарантии или кредиты, предоставленные государством, для привлечения от других кредитных организаций финансовых ресурсов, а также за счет предоставления налоговых инвестиционных льгот.

Поощрение со стороны государства инвестиционной деятельности целесообразным является лишь для ограниченного спектра сфер и объектов деятельности, что мировой практике вполне соответствует.

Использование заемных средств подразумевает использование средств нефинансовых компаний, финансово-кредитных организаций и граждан. Помимо этого, предполагает оно использование денежных ресурсов учредителей компании.

Классификация заемных операций предприятия

Зарубежные кредиты. Их стоимость составляют комиссионные (членам банковского синдиката, за управление управляющему банку), процентные кредитные ставки и банковскую маржу. Пересматриваются процентные ставки каждые полгода в соответствие с базовыми или действующими ставками. За основу обычно берется LIBOR – ставка. Использоваться могут также иные учетные ставки.

Финансовые институты, которые были бы способны выдавать на сроки более 1-2 года в сотни миллионов долларов кредиты практически отсутствуют в России, поэтому для торгового и проектного финансирования отечественные крупные компании в зарубежных банках привлекают средства.

Эмитированные в России облигации. Корпоративной облигацией является ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа владельца (кредитора) с лицом, которое его выпустило (заемщиком), последним выступают, как правило, акционерные общества, организации и предприятия иных форм собственности.

Классифицируют корпоративные облигации следующим образом:

- по порядку владения: на предъявителя и именные.

- по срокам погашения. С фиксированной датой срока погашения облигации бывают: краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные. Без фиксированного срока погашения облигации делят на: облигации с правом погашения, отзывные облигации, продлеваемые облигации.

- по целям облигационного займа: целевые и обычные.

- в зависимости от обеспечения: необеспеченные залогом, обеспеченные залогом.

- по форме выплат купонного дохода: дисконтные, купонные, облигации по выбору с оплатой.

- по характеру обращения: неконвертируемые и конвертируемые.

Как правило, балансовая стоимость займа облигации с рыночной его стоимостью не совпадает. Оценка рыночной облигационной стоимости формируется на основе определенных данных, которые указываются на ней самой: номинальная стоимость, официальная дата выпуска, срок погашения, дата выплаты процентов, объявленная ставка процента. Выпускающие займы предприятия стремятся приблизить максимально объявленную по облигации ставку процента к рыночной ставке, которая действует на момент размещения займа. В обратной зависимости находятся изменения рыночной стоимости займа компании-эмитента и рыночной ставки процента. Если объявленную величину превышает рыночная ставка процента, то продаются размещаемые облигации со скидкой, а в противном случае – добавляется премия к их стоимости. Выпускать облигации имеют право общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Согласно российскому законодательству на выпуск облигаций есть ряд ограничений. В зависимости от подготовленности к осуществлению эмиссии предприятия и объема выпуска возможно применение для размещения облигаций различных методик.

Преимущества выпуска облигаций:

- в большинстве случаев, облигационный заем не требует обеспечения;

- диверсификация базы инвесторов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), относительная независимость от кредиторов;

- возможность привлечения значительного объема финансирования;

- позволяет осуществлять гибкое налоговое и финансовое планирование;

- создание публичной кредитной истории.

Недостатки выпуска облигаций:

- относительно длительный процесс подготовки выпуска облигаций, вместе с процедурой рейтингования занимает до 3 месяцев;

- необходимость ежеквартального раскрытия финансовой отчетности и дополнительной информации в специальных изданиях Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Факторинговые операции

Факторинговыми компаниями, как правило, заключается трехсторонний договор с покупателем и поставщиком на определенный срок, согласно условиям которого поставщику гарантируется оплата счетов, которые выставлены через счет факторинга на соответствующего плательщика. Данные договоры бывают долгосрочными и заключаться могут для осуществления единичной операции. Заключившие договор факторинга поставщики пи этом в течение периода действия договора на плательщика от имени фактор-компании выставляют платежные требования на сумму, которая уменьшена на размер за совершение операции платы.

Мероприятия по оптимизации заемных операций предприятия

Рисунок 1.1 – Схема предоставления факторинговых услуг при продаже товаров

Преимущества факторинга:

- относительная простота получения денег по факторингу;

- возможность получения дополнительного финансирования во время быстрого роста бизнеса;

- гибкая схема работы;

- снижение кредитных рисков, связанных с отсрочкой платежей;

- решение проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью;

- создание предпосылок для высоких темпов роста продаж; более высокими темпами увеличивать товарооборот компании;

- улучшение баланса предприятия за счет исчезновения дебиторской задолженности и уменьшения кредиторской задолженности.

Несмотря на названные преимущества, факторинг имеет и ряд недостатков. Самый основной из них – это высокая стоимость факторинговых услуг. Кроме того, все преимущества факторинга являются в большей степени актуальными только для предприятий, находящихся на стадии бурного роста и готовящихся к быстрому расширению бизнеса. Для таких предприятий затраты на факторинговые услуги с высокой вероятностью окупятся в будущем за счет увеличения клиентской базы и роста доли предприятия на рынке. В иных же случаях факторинг вряд ли будет выгоден предприятию с финансовой точки зрения.

Факторинговые операции на практике применяются с целью экономии оборотных средств, ускорения расчетов предприятия. Факторинговая компания за оказание услуг получает ссудный процент и комиссионные с ежедневного остатка, который представляет собой разность между неинкассированными счетами и выплаченным авансом клиенту. Взимается процент до дня погашения задолженности со дня выдачи аванса. Устанавливаются комиссионные от общей суммы купленных счетов в процентах и зависят от степени риска и объема оборота.

Лизинг

Лизингом является долгосрочная аренда недвижимого и движимого имущества, косвенная форма финансирования деятельности компании.

При лизинге с коммерческой точки зрения происходит то же, что при покупке-продаже на условиях рассрочки оборудования: в течение согласованного периода лизингополучатель вносит в лизинговое учреждение ежемесячные платежи, при этом лизинговое учреждение сохраняет на период сделки на финансируемый объект за собой право собственности.

Лизинг обладает определенными чертами банковского кредита, поскольку он дает лизингополучателю возможность осуществлять в течение оговоренного периода платежи за арендуемое оборудование за счет реализации продукции, изготовленной на лизинговом оборудовании.

Относятся платежи лизингополучателя на себестоимость продукции, выпускаемой им, и снижают тем самым налогооблагаемую прибыль. Повышение удельного веса данных платежей, однако, становится причиной увеличения издержек и повлечь за собой может рост цен и, следовательно, утрату конкурентоспособности. Поэтому, принимая о лизинге решение, осуществить следует за получаемое по лизингу имущество подробные расчеты суммы платежей, провести их сопоставление с финансовыми расчетами, которые связаны с приобретением за собственные средства аналогичного оборудования или в счет банковского долгосрочного кредита.

По сравнению с приобретением за счет собственных средств инвестиционных ценностей наиболее типичные преимущества лизинга заключаются в следующем:

- без крупных финансовых единовременных затрат лизингополучатель получает дорогостоящее оборудование во временное пользование;

- лизингополучатель от быстрого возможного морального износа приобретаемого объекта сделки себя страхует. Преимущество это для средних и мелких предприятий, которые высокой ликвидностью не обладают, является особенно важным;

- лизингополучателя лизингодатель обеспечивает полным выбором услуг по консультированию, организации финансирования сделки, техническому обслуживанию приобретаемого объекта;

- отделение от права использования лизингового оборудования права владения данным объектом обязывает экономически лизингополучателя его использовать лишь в период максимальной рентабельности;

- лизингополучателю лизинг позволяет разместить в другие активы высвобождающиеся денежные средства.

Недостатками лизинга являются:

- на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита. Поэтому лизинговой сделке предшествует большая предварительная работа по ее экспертизе.

- лизингополучатель, не являющийся собственником своих основных средств, не может предоставить их в качестве залога в случае необходимости банковского займа, что снижает его шансы к получению такого займа на более выгодных условиях.

Лизингом является расширенное арендное соглашение. Собственник оборудования дает возможность пользователю эксплуатировать в обмен на арендные регулярные платежи оборудование. Лизинговые отношения, по существу, выступают как кредитные сделки, так как арендатор получает воплощенную в оборудовании и машинах стоимость во временное пользование на условиях платности и возвратности.

Форфейтинг.

Форфейтингом является покупка обязательств, которые погашаются на определенный период без права регресса в будущем на предыдущего любого должника.

Форфейтинг является финансовой операций по рефинансированию по товарному экспортному кредиту дебиторской задолженности путем передачи в пользу банка переводного векселя с уплатой комиссионного вознаграждения последнему. Банком-форфейтором принимаются обязательства по финансированию путем выплат по учтенному векселю экспортной операции. Задолженность по коммерческому кредиту покупателя в результате форфейтирования становится финансовой задолженностью.

Форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов, но для него характерно несколько ограничений:

- экспортер должен быть согласен продлить срок кредита на период от 6 месяцев до 10 лет и дольше;

- экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;

- если импортер не является государственным агентом или международной компанией, возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован банком или

- государственным институтом, приемлемым для форфейтера.

Преимущества форфейтинга:

- предоставление форфейтинговых услуг на основе фиксированной ставки.

- финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера.

- возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности, снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств.

- отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию его погашения.

- отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а также риск банкротства гаранта несет форфейтер).

- простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых инструментов.

- конфиденциальный характер данных операций.

- возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать сделку, оперативно согласовать условия сделки.

- возможность заранее получить от форфейтера опцион на финансирование сделки по фиксированной ставке, что позволяет экспортеру заранее подсчитать свои расходы и включить их в контрактную цену, рассчитать другие итоговые цифры.

Недостатки форфейтинга:

- необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля.

- возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера.

- более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.

преимущества для импортера

- простота и быстрота оформления документации.

- возможность получения продленного кредита по фиксированной процентной ставке.

- возможность воспользоваться кредитной линией в банке.

недостатки для импортера

- уменьшение возможности получить банковский кредит при пользовании банковской гарантией.

- необходимость платить комиссию за гарантию.

- более высокая маржа форфейтера.

- возможность возникновения трудностей с оплатой векселя как абстрактного обязательства в случае поставки некондиционных товаров или невыполнения экспортером каких-либо иных условий контракта.

Оформляется покупка векселей стандартным договором, в котором содержится описание сроков, сделки, гарантий, издержек и т.д. Форфейтингом соединяются элементы факторинга и учета векселей. По форфейтинговым операциям учетные ставки выше, в отличие от других форм кредитования.

Литература

7. Анализ финансовой отчетности: Учебник/ под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой и др. – М.:Вузовский учебник, 2008. – 365 с.

8. Анисимова Н.В., Кобылянская Е.В., Кравчеко А.В. Методики сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятий различной отраслевой принадлежности. // "Эволюция аналитического инструментария управления финансами организации". Сб. науч. тр. Сибирского института финансов и банковского дела. Новосибирск. – 2007.

9. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: учебное пособие. – М.: Издательство "ДИС", НГАЭиУ, 2007.

10. Батьковский М.А., Булаева И.В., Мингалиев К.Н. Экономико-математический инструментарий финансового оздоровления российских предприятий в условиях глобализации и мирового финансового кризиса. –М.: МЭСИ, 2009.

11. Басовский Л.Е. Экономический анализ. – М. ПРИОР, 2008. – 260 с.

12. Безруких П.С. Бухгалтерский учет.–М.: Бухгалтерский учет, 2007. – 532 с.

13. Гинзбург, А.И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

14. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – 421 с.

15. Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб., доп. – М.:ТК "Велби", Проспект, 2008.