Личностная зрелость и профессиональное самоопределение

Личностная зрелость и профессиональное самоопределение.

Статьи по теме
Искать по теме

Исторические тенденции развития системы профориентационной работы

Своеобразные способы оценки способностей человека возникли много веков назад еще в Древнем Египте, Китае и Греции. К началу ХIХ столетия относились первые научные работы, затрагивающие проблемы профориентации и профессионального отбора. В 1849 г. во Франции увидело свет первое "Руководство по выбору профессий", а в 1883 г. Ф.Гальтон впервые предложил применять тестовые испытания для оценки качеств личности, которые позже нашли успешное применение для профессионального отбора [19, с.6].

В результате социально-экономического развития общества, к началу ХХ столетия на Западе возникла необходимость научного обоснования и педагогического руководства профессиональным самоопределением учащейся молодежи, "сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительные массы людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и, что важно, готовых оплачивать профориентационные услуги…" [19, с.7].

Практическая реализация идей профориентационной направленности ведущих ученых началась с открытия во многих странах бюро, лабораторий, институтов, призванных решать вопросы профессионального самоопределения и профессионального отбора. Например, первая лаборатория по профориентации в Европе появилась в 1903 году в Страсбурге, а в 1908 году профессор Гарвардского университета Ф.Парсонс основал в Бостоне "Бюро ориентации для оказания помощи школьникам в выборе жизненного пути". Позже аналогичные бюро открылись в ряде городов США, а затем и во многих странах Европы (Бельгии. Испании, Чехии, Швейцарии, Швеции, Англии и др. странах).

С появлением первого бюро профессиональной ориентации началось использование на практике научно обоснованных методик, применимых для измерения индивидуальных различий и предрасположенности молодежи к успешному обучению и труду. Основной задачей профориентации в то время являлась помощь молодому поколению в определении наиболее оптимальной сферы будущей профессиональной деятельности на основании сопоставления требований к профессии и особенностями конкретного человека.

Например, в Великобритании школьные власти открыли сеть учреждений, оказывающих помощь учащимся в выборе профессии, заключающейся в предоставлении информации о состоянии рынка труда, условиях работы и пр. Был принят специальный закон, дающий право школьным властям, с разрешения министра народного просвещения, открывать учреждения, где бы учащиеся в возрасте до 17 лет могли получать практическую помощь в выборе профессии. В 1911 году английскими властями был издан специальный циркуляр, регулирующий работу бирж труда совместно со школой, который предписывал оказывать содействие школьникам в выборе профессии [19, с.9].

В конце ХIХ века и в России появились первые специализированные учреждения, занимавшиеся проблемами профессиональной ориентации. Так, "Городские посреднические бюро", возникшие в 1897 году в Москве, бесплатно предоставляли клиентам "указания работы", а в годы Первой мировой войны "биржи труда" получили статус государственных учреждений. Молодежь могла найти место работы в выходящих с 80-х гг. XIX в. справочниках: "Адрес-календарь", "Студенческий альманах" и др. [26, с.30]

В отечественной профориентации начало ХХ столетия ознаменовалось жаркими дискуссиями, развернувшимися вокруг проблемы профессионального отбора и профессиональной пригодности специалистов. В отечественной системе профотбора использовались медицинские освидетельствования, опросники, оценки качества труда работников, "статистические способы оценки (с претензией на "объективность"), а сами деловые качества предлагались не в виде четкого перечня, а на основе "предположения" об их важности для работы" [18, с.30].

В России советского периода развитие профессиональной ориентации было тесно связано с политическими изменениями. После 1917 года московский педагогический музей организовал "отдел юношествоведения", предпринявший ряд исследований, касающихся проблемы выбора профессии учащимися школ различных типов, проводил опросы школьников и гимназистов многих регионов России [18, с.35].

В 20-е годы ХХ века по западному образцу возникло такое направление, как психотехника. Ее сторонники занимались, наряду с другими проблемами изучением психологических особенностей личности в связи с выбором профессии. Исследования велись в открытом 1921 году в Москве Центральном институте труда (ЦИТ), руководителем которого был назначен А.К.Гастев. Институт труда был первой отечественной организационной структурой, в которой концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. С 1931 года в Москве проводились ежегодные Международные психотехнические конференции, вышло в свет более 400 книг и научных работ по психотехнической проблематике, издавались журналы и бюллетени. Но в 30-х годах исследования по психотехнике были запрещены по политическим причинам [23, с.120].

В 1922 году Наркомат РСФСР принял решение о создании подростковых бюро по выбору профессии. К 1923 году проблемами труда и профессиональной подготовки занимались около 60 организаций (ЦИТ, Центральная лаборатория по изучению труда в Петрограде, Казанский институт НОТ и др.). Деятельность этих организаций так или иначе была связана с основными проблемами профориентации.

Первая лаборатория профессиональной консультации была открыта при институте по изучению мозга (Ленинград) в 1927 году по инициативе А.Ф. Кларка. Только в 1927-28 гг. бюро профориентации обследовало 2700 подростков, в следующие пять лет эта цифра выросла до 7 млн. 600 тыс. детей [18, с.44].

С 1926 по 1936 гг. в России функционировала специальная структура ведомств по труду, которая осуществляла профессиональную ориентацию школьников, а бюро по профконсультации, которых к 1933 году было уже 47, открылись во многих российских городах: Брянске, Киеве, Ростове-на-Дону, Перми и др. [16, с.223].

Системой разработки школьной профориентации занималась Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору. В отечественной педагогике назрела необходимость подготовки профессиональных педагогов, осуществляющих профориентационную работу со школьниками. Профконсультанты появились во многих школах, а педологи развернули активную работу по профессиональному отбору. Вместе с тем, вопросы одаренности и интереса к профессии оставались предметом изучения многих отечественных педагогов. Например, С.Т.Шацкий, призывал педагогов оказывать каждому школьнику помощь в максимальном развитии сил и способностей "в наиболее подходящем для каждого ученика направлении…", а для этого необходимо хорошо знать каждого из них [27, с.145]. Являясь сторонником систематического подхода к работе по профориентации учащихся, С.Т.Шацкий предлагал проводить со школьниками наряду с коллективной, и индивидуальную работу в учебных кабинетах и мастерских: "школы, имеющие соответствующее оборудование или подходящий персонал, школы, имеющие мастерские и установившие связи с некоторыми производствами, конечно, могли бы ближе подойти к разрешению этих вопросов, толкая наших ребят не только на экскурсии и наблюдения, но и на систематическую работу, приближающую учеников к той или другой профессии" [27, с.147].

В статье "Выбор профессии" в 1934 году П.П.Блонский писал: "основные причины, побуждающие подростка выбирать для себя ту или иную профессию, – это, во-первых то, что данная профессия, данный вид работы ему нравится, и, во-вторых, то, что он способен к этому. Склонность и способность – две основные причины профессионального самоопределения подростка, если не считать действия объективных причин, лежащих вне подростка, и не зависящих от его воли" [2, с.518].

Как уже было сказано, в 1936 году исследования в области психотехники были свернуты, ее организационные структуры ликвидированы, многие труды психотехников запрещены. Со второй половины 30-х и, фактически, до конца 50-х годов ХХ века школьная профориентация в Советской России также была прекращена. В 1937 году трудовое обучение в школах отменено, перестали осуществляться профориентационные исследования школьников. По справедливому мнению Н.С.Пряжникова "в период сталинского тоталитаризма профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили" [19, с.97].

В целом, отечественная система профессиональной ориентации учащихся школ в первой половине ХХ столетия осуществлялась в кружковой деятельности (в основном, технической направленности), включала посещение школьниками экскурсий на заводы и фабрики; участие в работе краеведческих и политехнических музеев, в выставках производственного характера. Для ребят проводились беседы, устраивались тематические просмотры кинофильмов о производстве, выставки книг о профессиях и др.

В 60-х годах интерес к проблемам профориентации обострился (именно к этому периоду относится начало деятельности группы профориентации под руководством А.Н.Волковского при НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, научных профориентационных лабораторий в Москве, Ленинграде, Киеве и др.) [14, с.38].

Центром профориентационной работы с учащимися являлась общеобразовательная школа, призванная создавать условия для сознательного выбора профессии и координации деятельности других звеньев системы профориентации. При решении основных проблем профориентационного характера поддерживалась тесная связь школы с семьей, профессиональными учебными заведениями, трудовыми коллективами и общественными организациями, учреждениями культуры, объединениями по интересам. Совместная профориентационная деятельность этих институтов активно освещалась в средствах массовой информации [21, с.48].

В качестве общей цели профориентации школьников 60-80-х гг. выдвигалось "формирование осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждого школьника и потребностям общества в кадрах" [14, с.42].

Для достижения данной цели в процессе профориентации должен был быть решен целый комплекс взаимосвязанных задач:

- максимальное информирование учащихся о мире и о требованиях профессий к личности;

- активизация познавательной деятельности учащихся в поиске "своей" профессии;

- создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;

- формирование профессиональной направленности личности, общественно значимых мотивов выбора профессии;

- изучение школьников в целях профориентации;

- проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- формирование профессиональных намерений и оказание помощи в их реализации;

- анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве;

- изучение эффективности всей профессиональной работы [14, с.44-45].

Огромная роль в процессе профессионального самоопределения отводилось самовоспитанию, основные этапы которого заключались "в подражании школьника идеалам, к которым относится соединение идеального образа со сходной ситуацией, выработке программы подражания, воспроизведении действий образца, воспроизведении всего образа поведения образца с внесением индивидуальных особенностей личности"[14, с.45].

Пути реализации профессионального самоопределения школьников виделись в организации и проведении профессиональной консультации (справочно-информационной, диагностической, медицинской, корректирующей); различных форм профориентационной работы (экскурсий, встреч с представителями различных профессий, просмотров кинофильмов, написания докладов); самовоспитания и построения профессиональных планов учащихся [14, с.47].

В 1977 году при Министерстве просвещения СССР образован межведомственный методический совет по профориентации. При научно-исследовательских институтах в данный период созданы специальные секторы и лаборатории, межведомственные советы по профориентации, УПК и трудовому обучению, стали создаваться специализированные центры профессиональной ориентации школьников и молодежи. К концу 70-х годов различные формы профориентационной работы в масштабах школы были систематизированы, массовые методы работы были дополнены индивидуальными, обусловленными "типичными ситуациями личностного профессионального планирования" [21, с.50]. Главными направлениями школьной профориентации советского периода по-прежнему оставались пропаганда и агитация тех профессий, которые были необходимы в народном хозяйстве.

В условиях перехода к рыночной экономике в России во второй половине 80-х годов, отказа от планового хозяйства и от гарантий трудоустройства молодых специалистов, характер профориентационной работы с населением подвергся значительным изменениям. Прежняя школьная система профориентации, существование которой было построено на плановой подготовке кадров, целевых направлениях в учебные заведения, последующем гарантированном трудоустройстве и т.п., практически перестала существовать. Кабинеты профориентации, прежде обязательные для каждой школы закрылись из-за недостаточного финансирования. То есть, как пишет Н.Б.Трофимова, "с началом реформ старая система государственного планирования и гарантий в сфере трудоустройства рухнула, появился новый рынок труда, регулируемый спросом и предложением" [23, с.227].

Вместе с тем, роль профориентации, как помощи в эффективном выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации и коррекции профессиональных планов, значительно возросла.

Закон "О занятости населения", принятый в 1991 году во многом способствовал переводу профориентационной работы в ведение служб занятости. Министерство образования России перестало заниматься проблемами профориентации, а в Министерстве труда и "подчиненных ему службах занятости населения "работа с молодежью", обозначалась как "дополнительная услуга"… [18, с.46].

На первое место в деятельности служб занятости вышли такие проблемы как изучение рынка труда, профессиональная переориентация невостребованных специалистов, организация помощи безработным и т.д. Проблемами профориентации и переориентации населения стали заниматься коммерческие структуры, оказывающие не всегда высококвалифицированную помощь населению.

С началом ХХI столетия исследователи в области профориентологии и психологии труда связывают новые надежды: проведен целый ряд научных конференций по проблемам профориентации (в Москве, Санкт-Петербурге и др.), многие службы занятости поддерживают связь со школами, оказывая учителям методическую и консультационную помощь [26, с.128]. Современная система профориентационной работы продолжает развиваться. Ее комплексно решают Центры занятости, Биржи труда, психологические консультационные службы, образовательные учреждения.

Основные положения профконсультирования учащихся

Интерес к проблеме профессионального выбора молодого поколения неслучаен, так как подготовка молодежи к трудовой деятельности является неизменно важной задачей современного общества. Нужно признать, что у нынешних выпускников школ, при разнообразных интересах не всегда присутствует твердая позиция относительно профессионального выбора. К тому же постоянно усложняется мир профессий: появляются новые сферы трудовой деятельности, связанные, например, с развитием компьютерной техники, расширением экономической и материальной сферы. Рынок труда, то есть востребованность специалистов самых разных сфер деятельности, представляет собой динамичную систему, которая все время меняется. Как свидетельствуют данные современных исследований, те специальности, острая необходимость в которых наблюдалась всего 10 лет назад (юристы, экономисты), уже не являются дефицитными профессиями, так как этих специалистов готовят в России многие учебные заведения [21, с.46].

В то же время на сегодняшний день наблюдается нехватка профессий, непосредственно связанных с промышленностью. Так, на многих заводах наблюдается дефицит рабочих и инженерных профессий, связанных с отраслями тяжелой промышленности. Кроме того, изменяются и социально-экономические условия, в которых происходит профессиональное самоопределение молодежи.

В связи с этими факторами проблемы профессиональной ориентации учащихся значительно актуализируются и требуют пристального внимания педагогов, психологов. Различные аспекты проблемы профориентационной работы со школьниками рассматриваются в трудах многих российских ученых – Е.П.Авдуевской, Т.А.Араканцевой, Э.Ф.Зеера, В.Г.Каневца, А.В.Карпова, Е.А.Климова, Е.С.Романовой, Г.А.Суворовой и других.

Профессиональная ориентация в педагогической литературе понимается как "научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию" [15, с.124].

Краеугольным камнем профориентационной работы является профессиональная консультация. А.В.Карпов в современной системе профессионального консультирования выделяет несколько основных направлений: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, формирующая и корректирующая [19, с.279].

Справочно-информационная консультация заключается в знакомстве с профессией, требованиями, предъявляемыми к ней, возможностями трудоустройства. Именно этому направлению в нашем исследовании будет уделяться основное внимание.

Диагностическая консультация включает обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик человека в соответствии с требованиями профессии [19, с.280].

Медицинская консультация имеет цель выявить соответствие состояния здоровья человека тем требования профессии, который она предъявляет. Ее обычно проводит медицинский работник [19, с.280].

Формирующая консультация предполагает активизацию собственной позиции школьника в профессиональном самоопределении, создание благоприятных условий для развития интересов, склонностей, устойчивых намерений в выборе профессии, построение плана в выборе профессии [19, с.282].

Коррекционная консультация, которая осуществляется в форме рекомендаций, предложений в выборе определенной сферы деятельности или коррекционной работы, направленной на формирование профессионального плана, включающего соответствие личностных особенностей и профессиональных требований [19, с.284].

Остановимся более подробно на справочно-информационной профконсультации, которая представляет собой "систему информирования учащихся о требованиях профессии к человеку" [19, с.284].

Профессия – "вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессия отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника" [24, с.15].

В процессе справочно-информационного консультирования школьники имеют возможность "ознакомиться с содержательными аспектами трудовой деятельности, материальными и социальными сторонами профессии, перспективами развития и карьерного роста и т.п. Основной акцент при профессиональном информировании делается на освещении требований "к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностными особенностями и уровню общеобразовательной и специальной подготовки" [17, с.282].

Очевидно, что для того, чтобы совершить выбор профессии и учебного заведения, учащемуся необходимо иметь несколько возможных вариантов. Для этого учащемуся необходима информация, которая, как считает В.Е.Орел "должна отвечать требованиям всесторонности, достоверности и объективности" [14, с.81]. В связи с этим справочно-информационная профконсультация решает две главные задачи:

- создание информационной основы (то есть наличие достаточного количества информации о профессии и соответствующих учебных заведениях);

- создание мотивационной основы (понимание, почему выбирается именно эта профессия и учебное заведение). На этой основе постепенно вырабатывается профессиональный план будущего специалиста [14, с.90].

Профессиональный план представляет собой "основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения" [24, с.39]. Говорить о наличии профессионального плана можно в том случае, если учащийся называет область деятельности или профессию и учебное заведение, в котором он намерен обучаться. Если школьник называет две или несколько профессий, если не знает, где можно получить соответствующее выбранной специальности образование, план нуждается в формировании [24, с.40].

Задачи формирования профессионального плана решаются, в том числе, и в системе справочно-информационного консультирования, которая включает предоставление учащимся следующих видов информации: о мире профессий и требованиях, предъявляемых к специалисту; о потребности общества в кадрах; о личностных качествах человека, существенных для его самоопределения; о системе учебных заведений, то есть о путях получения профессии [10, с.42].

Все эти сведения тесно взаимосвязаны. Мы согласны с мнением Н.С.Пряжникова о том, что "создание информационной основы выбора профессии – очень важная задача профориентации, однако, если не развивать целенаправленно мотивационную основу, педагогическое руководство профессиональным самоопределением школьника становится невозможно" [18, с.361].

Профессиональная мотивация определяется как "действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации" [18, с.386].

Все мотивы выбора профессии человеком подразделяется на три основные группы:

- человек выбирает профессию потому, что ему нравится сам процесс труда, его содержание (шить, паять, лечить и т.д.);

- профессия выбирается в связи с ее социальной значимостью (понимание того, как труд именно в этой сфере нужен обществу);

- профессиональный выбор связан с возможностью завоевать в обществе определенное положение, статус (получить посредством профессии материальное благополучие, престиж в ближайшем окружении) [18, с.390].

Выбор профессии у каждого человека происходит под влиянием мотивов каждой из названных групп (хотя он не обязательно осознает это), вопрос состоит только в том, какая группа мотивов является доминирующей.

Современные ученые отмечают, что в последние годы мотивы последней группы занимают все более прочное положение в среде выпускников школ. Таим образом, выбирая профессию только потому, что она выгодна, престижна, ученик не соотносит ее ни со своими способностями, ни со своими возможностями.

К примеру, недавние исследования мотивов выбора профессии школьниками показали, что 25% учащихся совершают свой выбор "за компанию" с более самостоятельными друзьями; 17% – по совету родителей; 9% – под влиянием средств массовой информации; столько же старшеклассников (9%) руководствуются при самоопределении малозначимыми факторами (например, близость учебного заведения или предприятия к месту жительства); ориентация на характер деятельности оказалась приоритетной лишь у 40% учащихся [16, с.374].

Особое значение в связи с этим имеет акцентирование внимания учащихся на изучение собственных склонностей и интересов.

Склонности – "избирательно-положительное отношение к деятельности, потребность в каком-либо виде деятельности, направленность на нее" [15, с.127]. Как уже отмечалось, склонности могут выступать как важнейший мотив выбора профессии. Учащиеся с выраженными склонностями, как правило, не испытывают затруднений при выборе профессии (за исключением школьников, имеющих художественные, музыкальные и спортивные склонности, которые не осознаются всеми как профессионально значимые), хотя определенные трудности при выборе учебного заведения имеются и у них. Профессиональные планы учащихся, имеющих склонности "более устойчивы и обоснованны, а поиск учебного заведения отличается большей целесообразностью" [10, с.46].

В соответствии мнением Е.А.Климова, склонности учащегося считаются выраженными, если он самостоятельно или в секции, кружке, студии занимается определенным видом деятельности. При этом важна систематичность и продолжительность этих занятий. Выбранная профессия и склонности конкретного учащегося считаются согласованными в том случае. Если содержание деятельности, характеризующей склонности, связаны с избранным видом труда [10, с.42].

Причины, обуславливающие отсутствие склонностей у школьников могут быть различными. Например, А.В.Карпов выделяет среди низ следующие:

- наличие многих "конкурирующих" видов деятельности, которыми интересуется учащийся;

- отсутствие в классной, внеклассной и внешкольной жизни видов труда, моделирующих будущую профессиональную деятельность либо доступных для учащегося;

- неправильное воспитание в семье [19].

Понятно, что при наличии склонностей к какому-либо виду деятельности педагогу легче порекомендовать учащемуся овладение одной из профессий, так как он может опираться на анализ способностей, проявляющихся у ученика в процессе предпочитаемой им деятельности.

Способности – "индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к определенному виду деятельности" [15, с.41].

Кроме склонностей и способностей при выборе профессии важно учитывать и интересы, понимаемые в педагогической литературе как "форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы" [15, с.50].

У школьников интересы могут быть выражены по-разному. Различают активные и пассивный интересы, широкие и узкие интересы, поверхностные и глубокие. Для выбора профессии очень важен познавательный интерес, особенность которого состоит не в поверхностном ознакомлении с учебным предметом, а "стремлением проникать в суть явлений, познанием теоретических научных основ определенной, профессионально значимой области знаний". Познавательный интерес может приобретать характер склонностей, если человек усиленно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид другим" [7, с.16].

Профессиональные интересы означают избирательную активность в отношении предлагаемой профессии. Выделяют разные уровни интереса при выборе профессии:

- интерес потребителя (созерцательный, возникающий в первую очередь под воздействием извне),

- интерес деятеля (возрастающая активность, планирование своей деятельности, ориентация на удовлетворение от самого процесса деятельности, осознание своих успехов),

- собственно профессиональный интерес (осознанное стремление превратить определенную деятельность в профессию, понимание социальной значимости профессии, автономность, независимость от среды и ситуации) [21, с.79]. Интерес к профессии признается выраженным, если школьник активно проявляет намерение получить об интересующей его профессии как можно больше информации.

Интересы и склонности у учащихся могут совпадать или не совпадать друг с другом, могут проявляться к одному, нескольким или многим объектам и видам деятельности. В любом случае, педагог, осуществляющий их изучение, должен обратить на них особое внимание, так как правильный профессиональный выбор в конечном итоге зависит от соотнесения психологических особенностей личности с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. По мнению Е.А.Климова "требования эти определяются в первую очередь предметом труда, целями, орудиями и условиями трудовой деятельности" [10, с.30].

Таким образом, соотнесение направленности личности (Хочу"), способностей ("Могу"), знаний о профессии ("Надо") отражает в конечном итоге особенности профессионального самоопределения школьника и является ориентиром для него и для педагога в дальнейшей работе. Очень важным в этой связи является учет возрастных особенностей учащихся, с которыми работает педагог-консультант.

Психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Старший школьный возраст – период развития человека, соответствующий "переходу от подросткового возраста к самостоятельной, взрослой жизни" [24, с.237]. Старший школьный возраст соответствует периоду ранней юности. Это сложный и очень ответственный этап в жизни школьника. Социальная ситуация в старшем школьном возрасте такова, что юноши и девушки занимают как бы промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса юноши еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Мышление старшеклассников становится более систематическим и критическим. Меняются способы запоминания информации, стремительно развивается творческая активность.

К основным новообразованиям в старшем школьном возрасте относят: "оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения, формы самосознания, самоопределения" [4, с.38].

Ведущая роль в данный возрастной период отводится развитию самосознания учащихся. Важнейшим моментом развития личности в этом возрасте является выстраивание жизненной перспективы. Особое значение для развития старшего школьника имеет изменение в области чувств. В юности появляется большая эмоциональная восприимчивость к ряду явлений действительности.

Период полового созревания заканчивается, в связи с чем к 15 годам вчерашние нескладные подростки превращаются в юношей и девушек. Они очень обеспокоены как своей внешностью, так и состоянием собственного внутреннего мироощущения. Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний требует от взрослых тактичности, неподдельного стремления понять молодых людей, разобраться в мотивах их поведения [4, с.120].

В старшем школьном возрасте растет социальная активность учащихся, они стремятся не просто казаться взрослыми, как в период отрочества, а быть таковыми, то есть принимать самостоятельные решения по важным для них вопросам. Сложности ему еще и добавляет то обстоятельство, что на смену подростковому упрямству приходит не менее трудный период "юношеского максимализма". Это характеризуется крайностями, которые проявляют в своем поведении юноши и девушки. Их прежняя позиция "посмотрите, какой я взрослый", сменяется позицией "я знаю все!" [15, с.68].

Содержание и характер общения старшеклассников "определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений" [15, с.71]. В центр обсуждения всей проблематики общения старших школьников выдвигается "Я" школьника, которое анализируется в общении самых различных аспектах. В данном возрасте значительно усиливается потребность в понимании самого себя другими людьми. Содержание общения старшеклассников "совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки. От содержательности, интенсивности, привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения [15, с.71].

В юношеском возрасте ярко проявляется установка на доверительность в общении. Смысл доверительного общения с взрослыми для старшеклассников состоит не столько в получении информации, а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако личные темы, например, касающиеся взаимоотношений с противоположным полом, старшеклассники, как правило, предпочитают обсуждать со сверстниками.

И.С.Кон утверждает, что личностный подход к учащимся старшего школьного возраста является не просто учетом индивидуальных особенностей учащихся. Это, прежде всего, последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самостоятельному субъекту деятельности" [10, с.179]. Искусству душевного контакта нельзя научиться, так как его важнейшая предпосылка – чуткость и открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое, непривычное. Необходимо отвечать полной искренностью на искренность ученика. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его "внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного "Я" [10, с.183].

Так называемый "кризис юношества" характеризуется чувством одиночества, стремлением выработать собственные убеждения. Он связан с профессиональным и личностным самоопределением старшеклассника. В самом деле, этот возрастной этап – время активного поиска своего места в жизни, тем более что к концу обучения в школе необходимо выбрать будущую профессию. Этот выбор очень сложен, он связан со многими факторами – социальными, психологическими, бытовыми.

Чем ближе к окончанию школы, тем острее встает проблема выбора профессии. Понятно, что учащиеся старших классов имеют определенные профессиональные предпочтения. Определение профессиональных предпочтений происходит под воздействием целого ряда факторов. Н.Б.Трофимова выделяет среди них следующие:

- психологические – сюда относят свойства личности, влияние окружения человека на профессиональный выбор;

- экономические – уровень безработицы, спрос и предложение на рынке труда, уровень жизни в стране, государственное регулирование заработной платы;

- социально-культурные – региональные и культурные особенности, возрастной состав населения, активность населения на рынке труда;

- политико-правовые – политическая стабильность, трудовое законодательство;

- демографические (возраст, пол, семейное положение) [23, с.12].

Выбор профессии – очень сложная проблема. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным исследований, выпускники девятого класса, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий, поэтому выбор профессии часто носит стихийный характер [3, с.3].

Изучение мотивов выбора профессии старшеклассников показало, что "значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% старших школьников выбирают профессию под влиянием друзей, более самостоятельных; 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации. Еще 9% старшеклассников руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% старших школьников выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности" [15, с.4].

Выбирая профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Но ведь для того чтобы принять решение о выборе профессии, школьник должен определить, что он собой представляет.

Так как в современном обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор профессии, по существу, превращается в выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать этот выбор правильно, у молодых людей должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области они могли бы наилучшим образом приспособиться к трудовой жизни. В нашей стране молодые люди вынуждены принимать решение о выборе профессии довольно рано: "если до 18 лет молодой человек не поступит в среднее или высшее учебное заведение, обучение в котором будет способствовать достижению его профессиональных притязаний, то, как правило далее он попадает в ряды Российской армии, вне зависимости от того, есть у него склонность и интерес к военной службе или нет" [23, с.84]. Поэтому в настоящее время особенно актуальными становятся привлечение школьников последних классов к профориентационным мероприятиям, способствующим осуществлению верного выбора профессии, профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение – "процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей" [28, с.73].

Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения человека, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы его взаимосвязи с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда [28, с.75].

Е.А.Климов под профессиональным самоопределением понимает "поиск возможностей беспередельного развития – длительный многолетний процесс, связанный с различными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах" [8, с.36]. Профессиональное самоопределение в ранней юности является ведущей деятельностью. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет прежде всего потребность старшеклассника занять внутреннюю позицию взрослого человека, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни [8, 40].

Анализируя понятие "профессиональное самоопределение", Е.А.Климов подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Таким образом, формула выбора профессии по Е.А.Климову "мгновение плюс вся предшествующая жизнь" [8, с.40].

Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

- гностический (перестройка сознания и самосознания);

- практический уровень (реальные изменения статуса человека) [8, с.41].

Первый уровень относится к числу внутренних регуляторов поведения и деятельности относятся знания о мире профессий, эмоциональное отношение к разным сторонам мира труда, самооценку личностных качеств, интересы, склонности, идеалы, способности, помыслы, намерения, познавательные и исполнительско-практические умения [8, с.42].

Второй уровень тесно связан с практической деятельностью. В старших классах наступает этап уточнения социально-профессионального статуса учащегося, в ходе которого формируется убежденность в правильности выбора профессии. С момента окончания школы у выпускника, вчерашнего ученика, статус меняется: он становится либо студентом, либо работником избранной сферы труда. Причем здесь он использует внутренние регуляторы поведения и деятельности [8,с. 45].

В случае, если к старшему школьному возрасту учащийся еще не определился окончательно с выбором профессии, его ждет сложная и кропотливая работа над собой. Ему нужно продолжать свое развитие и искать призвание для того, чтобы трудиться во благо общества и получать от этого удовольствие.

Таким образом, профессиональное самоопределение представляет собой не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. "Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме, и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным (тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития). Следовательно, помощь специалистов в процессе профессионального самоопределения учащихся должна иметь комплексный социально-педагогический характер. Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социально-педагогическую деятельность с учащимися старших классов" [9, с.27].

Целью профессионального самоопределения старшеклассников в ходе профориентации является постепенное формирование у них внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон – самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути [26, с.94].

Перед педагогом, осуществляющим профессиональную ориентацию в старшем школьном возрасте, стоят важные педагогические задачи:

- Формирование знаний и умений по определенной профессии.

- Корректировка программы самоподготовки к избранной профессии.

- Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии [28, с.12].

Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и опознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования, а вся система профессиональной ориентации в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

Изучение исторических и теоретических основ профориентационной работы со старшеклассниками позволило нам прийти к следующим выводам:

- вопросы профессиональной ориентации рассматриваются в психолого-педагогической науке и практике очень давно. Первые службы профориентации открылись еще в конце ХIХ века. Долгое время в России центром профориентации являлась общеобразовательная школа, которая поддерживала тесную связь с семьей, профессиональными учебными заведениями, трудовыми коллективами и общественными организациями, учреждениями культуры, объединениями по интересам.

- в 90-х годах ХХ века характер профориентационной работы с населением подвергся значительным изменениям. Прежняя школьная система профориентации практически перестала существовать. На первое место в деятельности служб занятости вышли такие проблемы как изучение рынка труда, профессиональная переориентация невостребованных специалистов, организация помощи безработным и т.д. Проблемами профориентации и переориентации населения стали заниматься не только государственные биржи труда, центры занятости, но и коммерческие структуры;

- современная система профессиональной ориентации представляет собой широкую, многоплановую систему, включающую информационную и организационно-практическую деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда. Различные проблемы профориентационной работы со школьниками отражены в работах многих российских ученых: В.П.Бондарева, Е.И.Головахи, Е.А.Климова, Т.Л.Павловой, Н.С.Пряжникова, А.П.Чернявской и других.

- решение основных задач профориентации в старшем школьном возрасте направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и опознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования, а вся система профессиональной ориентации в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

Литература

1. Берг В. Карьера – суперигра. М., 1998.

2. Блонский П.П. Выбор профессии. Избр. пед. соч. М., 1999.

3. Бондарев В.П. Выбор профессии. М., 1999.

4. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. М., 2006.

5. Гинзбург М.Р. Психологическое развитие старшего подростка. М., 2004.

6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1998.

7. Климов Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся старших классов. М., 2011.

8. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 2010.

9. Коваль М.Б. Ключ к успеху. М., 2008.

10. Кон И.С. Психология старшеклассников. М., 2006.

11. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 2007.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2009.

14. Основы теории и практики профориентации/ Сост. В.И. Балахин и др. СПб., 2000.

15. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2005.

16. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

17. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебное заведение/ Сост. И.Т. Гусев и др. М., 1998.

18. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва- Воронеж, 2011.

19. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 2007.

20. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 2001.

21. Сергушин Е.Г., Сергушина О.В. Формирование социально- профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения. М., 2000.

22. Терновая И.П. Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков. Таганрог, 2003.

23. Трофимова Н.Б. Проблема выбора профессии. Воронеж, 2004.

24. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. СПб.: Питер, 2005.

25. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.

26. Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профориентология: теория, история, практика: учебное пособие. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.

27. Шацкий С.Т. Пед. соч. М., 2006. Т.4.

28. Школа и выбор профессии/ Под ред В.А. Полякова и др. М.. 2002.