Личности в культурно-исторической концепции Выготского

Личности в культурно-исторической концепции Выготского.

Статьи по теме
Искать по теме

По мнению Выготского личность это понятие в большей степени социальное, т.к. в нем представлено надприродное, и историческое в человеке. Данное понятие не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между культурурным развитием и личностью ребенка. Личность "не врожденна, но она возникает в результате воздействия культурного развития" именно в этом смысле коррелятом личности будет отношение высших и примитивных реакций". Развиваясь, человек начинает осваивать собственное поведение и анализировать его в отношение поведения близких людей. Не смотря на это, необходимой предпосылкой этого процесса будет являться образования личности, ибо "развитие той или иной функции всегда происходит от личностного развития в целом.

Ряд изменений проходит личность в своем развитии. Эти изменения имеют стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития возникают вследствие литического накопления новых потенций. Разрушения одной из социальной ситуации развития или возникновения новой сменяются затем критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются в первую очередь единством позитивной (конструктивной) и негативной (деструктивной) сторон. Кризисы играют одну из решающих ролей в процессе развития, двигая личность в направление дальнейшего развития. Неблагополучие ребенка в отношение его поведения, в период кризиса, является не закономерностью, а фактом неблагоприятного течения этого кризиса. А также большое влияние оказывает отсутствие изменений в педагогической системе, в результате эта система не успевает за быстрыми темпами изменением личности ребенка.

Личности в культурно-исторической концепции Выготского

Л.С.Выготский анализировал проблему культурного развития человека, говоря о том, что сущность этого развития состоит в овладении ребенком процессами собственного поведения. Предпосылкой для овладения собственным поведением является, по мнению Выготского, образование личности. Развитие той или иной функции (памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия) всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им. Личность как бы незримо присутствовала и участвовала в процессе овладения человеком своими реакциями на протяжении всей жизни.

Культурное развитие Л.С.Выготский представляет себе как особый тип развития, отличный от физиологического и интеллектуального. Это приводит к появлению проблемы паспортного возраста как времени возможного несоответствия параметров развития физиологического, интеллектуального и культурного.

Культурное развитие связано с появлением, как в индивидуальной истории человека, так и в истории человечества, особых форм поведения, видоизменяющих деятельность психических функций. Л.С.Выготский предпринимает обширное исследование в области сравнительного исторического изучения таких психических функций, как память, мышление современного ему человека и представителей примитивных культур. Существенное различие, связанное с изменением психических функций, проявляется в употреблении знаков. Именно на них строится то поведение, которое в работах Выготского называется высшим в отличие от биологически развившихся форм поведения.

Л.С.Выготский считает (и это его принципиальное положение), что культурное развитие человечества совершалось при его относительно неизменной биологической природе. В индивидуальной истории современного ребенка его культурное развитие осуществляется при условии динамического изменения органического типа. Оно налагается на процессы роста, созревания и органического развития, образуя с ним единое целое.

Но для Выготского остается фактом то, что необходимо различать две линии в психическом развитии ребенка, которые аналогичны линиям филогенеза: натуральное и культурное.

Система активности ребенка определяется степенью его органического развития, а так же и степенью овладения орудиями в каждый момент его жизни. Две различные системы развиваются совместно при этом образуя, в сущности, третью систему, качественно своеобразную, новую. В филогенезе система активности человека определяется развитием его искусственных или естественных органов. А в онтогенезе система активности ребенка определяется одновременно и тем, и другим.

Использование орудий предполагает в качестве обязательной предпосылки наличие свойственных человеку органов, функций. Созреванием у ребенка соответствующих функций и аппаратов обусловлено жизнью в культуре. В результате нормальный ребенок овладевает языком на определенной стадии биологического созревания. Если мозг и речь ребенка развиваются нормально, то позже он сможет овладеть основными логическими операциями, счетом и т.д. Благодаря этому в психологии укрепилось мнение о том, что овладение структурными формами поведения является столь же естественным симптомом органического развития, как и физиологические или анатомические признаки тела. Такие симптомы стали приниматься за содержание органического развития человека.

Л.С.Выготский уделяет большое внимание истории развития дефективного, то есть биологически неполноценного ребенка, чтобы на этом методическом пути найти ключ к решению проблем культурного развития. Он пишет о том, что история развития дефективного ребенка позволяет увидеть и понять обходные пути культурного развития, то есть пути построения специальных форм для овладения человеком собственным поведением.

Культурный возраст человека как показатель его культурного развития Л.С.Выготский связывал с проблемами адаптации к жизни в конкретных исторических условиях. Он отмечал, что культурное развитие человека нетождественно его интеллектуальному и физиологическому возрасту, обращая внимание на факты несоответствия их.

Выготский утверждал, что между природной одаренностью человека и его культурным развитием отношения очень сложные:

культурное развитие с одной стороны имеет тенденцию к нивелированию отдельных различий естественной одаренности, а с другой — к увеличению масштаба и расширению разброса различных степеней одаренности. По мнению Выготского, определение уровней культурного развития, сама проблема его измерения непосредственно связана с научными подходами к специальной одаренности, которая, прежде всего одаренность интеллектуальная, проявляющаяся в овладении сутью какой-либо операции и независимо от различных изменений ситуации действия.

Создание метода исследования, адекватного научной задаче, поставленной Л.С.Выготским, — задаче изучения культурного развития ребенка (проблема высших психических функций), требовало от него решительного выхода за методологические пределы традиционной детской психологии для исследования развития того высшего, по его словам, синтеза, который с полным основанием должен быть назван личностью ребенка. "История культурного развития ребенка приводит нас к истории развития личности".

В своих работах Л.С.Выготский дает подробное обоснование своему методу, который сегодня называют экспериментально-генетическим. Прежде чем изучать развитие, психолог должен определить, что развивается. "Наши психологические окаменелости показывают в застывшем, в остановившемся виде свое внутреннее развитие. В них соединены начало и конец развития. Они сами, в сущности, стоят уже вне процесса развития. Их собственное развитие закончено. В этом соединении пластичности и окаменелости, исходных и конечных точек развития, простоты и завершенности их огромное преимущество для изучения, делающее их несравненным предметом исследования. Они как бы предназначены стать его начальным пунктом, дверью, основой его метода".

Возможность анализировать эти застывшие формы поведения возникает при создании ситуации выбора, принятия решения, когда человек должен осознать наличие нескольких стимулов и выбрать схему своего поведения. Обобщенным вариантом такой ситуации является ситуация буриданова осла, оказавшегося между двумя равными охапками сена.

Л.С.Выготский говорит о том, что в этой ситуации в упрощенной, идеальной форме представлена вся проблема его исследования — проблема стимула-реакции. Он говорит о том, что человек на месте осла бросил бы жребий и овладел ситуацией.

Суть метода состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, где поведение человека определяется не наличными стимулами, а новой или изменившейся ситуацией, созданной самим человеком.

Наличие в поведении человека не только заданных, но и созданных им стимулов является для Выготского отличительной чертой психологии человека. "Для человеческого приспособления существенно активное изменение природы человека". Оно основано на рефлекторной активности человека и на возникновении ее нового регулятивного принципа, обеспечивающего психологическую связь между людьми, — это принцип знакового опосредования. Знаки — это искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в том, чтобы воздействовать на поведение в образовании новых условных связей.

Переход от социального воздействия вне личности к социальному воздействию внутри личности Л.С.Выготский считал центром своего исследования. Так, человек, завязывающий узелок (знак) на память (создающий ситуацию опосредованного поведения), является одновременно и ключом, и аппаратом, к которому этот ключ подходит. Соединение в одном лице активной и пассивной роли — это вопрос о личности и ее отношении к поведению. "Высшие психические функции характеризуются особым отношением к личности. Они представляют активную форму в ее проявлениях... Культурные формы поведения суть именно реакции личности".

Л.С.Выготский считал, что через изучение культурного развития психических функций психология гуманизируется.

Изобретение и употребление человеком знаков в качестве вспомогательных средств при разрешении какой-либо психологической задачи, стоящей перед человеком (запомнить, сравнить, сообщить, выбрать и тому подобное), представляет аналогию с изобретением и употреблением орудий как момент создания инструмента.

Употребление орудий и употребление знаков — это проявление опосредующей деятельности, одного из главных изобретений человеческого разума. Понятие об опосредующей деятельности, понятие об употреблении орудий и понятие об употреблении знаков для Выготского — способ мышления, логическая схема для анализа культурного развития человека как целостности, как общего потока его жизни.

Основой реального расхождения в поведении человека линии употребления знаков и линии употребления орудий является их различная направленность. Орудие — это средство воздействия человека на объект его деятельности, оно направлено вовне. Его цель — вызвать изменения в объекте, во внешней деятельности человека. Знак сам по себе не может ни чего изменяет в объекте не смотря на то, что очень сильно с ним связан. Знак — "средство психологического воздействия на поведение — чужое или свое", так же он является средством внутренней деятельности которая направленна на овладение человеком речи. Знак направлен внутрь. Применение знака знаменует выход за пределы органической системы активности, существующей для каждой психической функции.

Л.С.Выготский считал свой метод аналитическим, применяя его для исследования строения высших психических функций, полагая, что психологическая теория изменяет понимание анализа в зависимости от общего принципиального подхода к психологическим проблемам. За анализом скрывается понимание автором фактов теории, вот почему вместе с изменением методологического подхода к психологическому исследованию изменяется и сам характер анализа.

Для Выготского анализ высших форм поведения включает следующие главные моменты. Первый состоит в различении анализа вещи и анализа процесса. Это предполагает уход от логики твердых тел, которая чаще всего осуществлялась в психологических теориях. Так, на место анализа вещи встает анализ процесса, что естественно приводит к необходимости восстановления всех моментов развития данного процесса, то есть главной задачей анализа является возвращение процесса к его начальной стадии — превращение вещи в процесс. Двигаться от процесса к его отдельным моментам — это суть экспериментально-генетического метода, который искусственно вызывает и воссоздает генетически процесс психического развития. Иначе Л.С.Выготский называл это динамическим анализом.

Второй главной составляющей анализа является противопоставление его описательных и объяснительных задач. Анализ, по мнению Выготского, возможен только как объективный, потому что он хочет вскрыть не то, чем наблюдаемый факт кажется нам, а то, чем он является на самом деле. Его интересует не непосредственное переживание, которое открывает интроспективный анализ, а реальная связь внешнего и внутреннего, которая лежит в основе изучаемой высшей формы поведения. Само объяснение становится возможным постольку, поскольку не исключается внешнее проявление вещей и признаков изучаемого процесса. В ходе анализа по необходимости рассматривается известный процесс как круг возможностей, который при соответствующих условиях приводит к образованию устойчивых форм поведения. Объяснение этих форм поведения ставится в подчиненное положение по отношению к их действительному происхождению.

Третье положение связано с тем, что существуют такие психологические процессы, которые уже завершили путь развития. Л.С.Выготский называет их омертвелыми, окаменелыми. Обнаружить их можно в автоматизированных или механизированных психических процессах, где они давно потеряли свой первоначальный облик (например, письмо, чтение, речь, счет взрослого человека). В высших формах поведения скрыты элементарные процессы и управляющие ими закономерности спрятаны, то есть они поступают в них в скрытом виде. Основу и содержание высшей формы составляет низшая, высшая возникает только на известной ступени развития и сама непрестанно снова переходит в низшую форму. Всякая высшая форма поведения невозможна без низших, но наличие низших, или побочных форм не исчерпывает существа главной. Это основные принципы для изучения структуры высших психических функций.

Л.С.Выготский пришел к заключению о том, что в высшей структуре функциональным определяющим целым, или фокусом всего процесса, является знак и способ его употребления; он считал, что ключом к овладению поведением является действие со стимулами, теми вспомогательными стимулами, которые его опосредуют.

В работах Выготского построение модели культурного развития связано с попыткой преодоления интеллектуального и механистического взгляда на развитие ребенка. Интеллектуалистический взгляд выводит культуру из работы человеческого интеллекта, а развитие ребенка понимается как освоение логической операции. Механистический взгляд рассматривает высшие формы поведения исключительно с точки зрения его исполнительного механизма как качества приспособления, качества адаптации. Односторонний подход этих взглядов преодолевается в естественной истории знаков. Она позволяет увидеть, что культурные формы поведения имеют естественные корни в натуральных формах, что они крепко связаны с ними, что они возникают не иначе, как на основе этих последних.

Наверное, одной из самых распространенных цитат из работ Выготского является его фраза (многократно повторяемая в различных текстах) о том, что "отношения между высшими психическими функциями были некогда реальными отношениями Между людьми".

Эти отношения бывают двух видов: непосредственные и опосредованные. Непосредственные основаны на инстинктивных формах поведения — это выразительные движения и действия. Опосредованные отношения связаны с использованием знака — он регулирует общение, устанавливает дистанцию и тому подобное.

Л.С.Выготский считал, что подражание и разделение функций между людьми — основной механизм модификации и трансформации функций самой личности. Более подробно этот механизм анализировался как механизм вращивания — перерастания внешних операций во внутренние. Он выделяет три типа такого вращивания: 1) по типу шва; 2) пришивание целиком; 3) усвоение правил пользования- внешними знаками, или структурами процесса. При первом типе вращивания возникает необходимость создания промежуточного средства, соединяющего стимул и реакцию. Постепенно это промежуточное средство теряет свое связующее значение, и образуется непосредственная связь между стимулом и реакцией, операция из опосредованной становится прямой. Второй тип организации — вращивание целиком — состоит в том, что после многократного восприятия ряда стимулов и воспроизведения реакций, соответствующих этому ряду, происходит переход операции внутрь — разница между внешними и внутренними стимулами сглаживается.

Третий тип вращивания самый главный. Скажу о нем словами самого Выготского: "Ребенок усваивает самую структуру процесса, усваивает правила пользования внешними знаками, а так как у него внутренних раздражителей больше и он ими оперирует легче, чем внешними, то в результате усвоения самой структуры ребенок скоро переходит к использованию структуры по типу внутренней операции".

Только так, как живой процесс, полный противоречий, предлагает Л.С.Выготский рассматривать культурное развитие ребенка. Отчасти поэтому его так трудно измерять и определять, точно диагностировать, для того чтобы увидеть содержание и роль в жизни как нормального, так и ненормального ребенка. Л.С.Выготский ставил перед собой задачу анализа культурного развития ребенка как целого в его возрастных изменениях, к сожалению, она осталась нерешенной. Сегодня можно говорить об основном подходе Выготского к этой проблеме. Я думаю, что в нем заложено множество творческих возможностей, еще не использованных современной наукой.

В текстах Выготского есть подробное описание культурного развития отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), основанное на исследованиях, наблюдениях, фактическом материале, а подход к синтетическому пониманию культурного развития только намечен в виде общих положений.

Реализация их предполагает большую работу по накоплению первичного фактического материала, эмпирических и теоретических обобщений, изучению частных закономерностей и выявлению все более широких законов.

Первым по значимости положением для решения поставленных задач Л.С.Выготский считал представление о том, что процесс культурного развития может быть понят-как развитие личности и мировоззрения ребенка. Он осознавал, что эти понятия — личность и мировоззрение — не являются точными научными терминами, они требуют работы не только по уточнению их содержания, но и по сопоставлению и ограничению от сходных понятий.

Л.С.Выготский склонен был ставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Таким образом, множество признаков индивидуальности, отличающих человека от других людей, относящих его к тому или другому типу людей, не имеют решающего значения для понимания личности. Для Выготского понятие личности охватывает в человеке его надприродные свойства, это то социальное и историческое содержание, которое отличается признаком овладения. В этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных, по словам Выготского, и высших реакций.

Под мировоззрением он понимал культурное отношение ребенка к внешнему миру, оно не тождественно логической, продуманной, оформленной в осознанную систему картины мира. Л.С.Выготский говорил о том, вплоть до поры полового созревания у ребенка отсутствует мировозрение.

Меня очень нравится идея Выготского о том, что личность развивается как целое, я полностью поддерживаю мысль о том, что только в целях научного анализа можно выделить какие-то ее стороны, но для этого надо предельно абстрагируясь от целого. Экспериментальные и теоретические исследования убедили Выготского в том, что предоставленные сами себе низшие естественные психические процессы не могут перейти в процессы общего культурного поведения. Только после того, как личность овладевает той или иной формой поведения, эти функции можно считать высшими. Целое (личность) появилась за долго до своих частей. Органы и функции изменяются в зависимости от изменения целого.

"Сущность культурного развития, — как писал сам Выготский, — заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но для овладения этого необходимо образование личности, и поэтому развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

Второе положение, о котором говорил Л.С.Выготский, связано с тем, что культурное развитие ребенка как личности представляет собой качественно неоднородный процесс, а его составляющие взаимообусловлены в каждый момент времени.

Третье положение затрагивает поиска связующего звена между жизнью личности и его органической сущности. По словам автора именно это содержание культурного развития человеческих эмоций и влечений, является результатом возникновение социальных и культурных потребностей.

Исследования, проведенные Л.С.Выготским и его сотрудниками, позволили ученым утверждать, что ключом к пониманию природы человеческого сознания является мышление и речь. Операясь на разработки Л. Фейербаха, Выготский утверждал, что слово невозможно для сознания одного человека, а возможно как минимум лишь для двоих. "Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

Л.С.Выготский называл свою теорию и исторической психологией, и системной, и психологией развития, но, думаю, сегодня мы еще не можем в полной мере оценить его попытки ввести в анализ психической реальности понятие о живой мысли и живом чувстве, живом слове и живых движениях, так как наше собственное мышление о человеке часто дегуманизировано и обезличено, но, может быть, придут другие времена и...

Выводы

В 20 — 30-ые гг. была разработана концепция психического развития человека. Данная концепция получила название культурно – историческая, ее автором стал Л. С. Выготский. Огромную роль в разработке данной теории играют его лучшее ученики А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурий. При разработки культурно-исторической концепции был критически пересмотрен и переосмыслен опыт гештальт-психологии. Много позаимствовано и пересмотрено из французской психологической школы, а прежде всего Ж. Пиаже. Структурно-семиотическое направление в лингвистике и литературоведении то же оказало не малую роль на формирование данной концепции. Данная теория опиралась и ориентировалась, прежде всего, на философию Маркса.

Согласно теории Выготского, одной из главных является закономерность онтогенеза психики. Данная закономерность заключается в процессе интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической. В результате такой интериоризации прежняя структура функций психических как "натуральных" изменяется — опосредуется интериоризованными знаками, психические функции "окультуриваются". Данное проявление мы можем наблюдать в том, что они начинают быть становятся произвольными и осознанными. Так интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и "сворачивается", с тем, чтобы вновь трансформироваться и "развернуться" в ходе экстериоризации, когда на основе функции психической строится "внешняя" социальная деятельность. Как универсальное орудие, изменяющее психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера процессов когнитивных у человека.

Для проверки основных положений теории была разработана "методика двойной стимуляции", с помощью которой моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм вращивания знаков в структуру функций психических — внимания, памяти, мышления.

Положение об опосредованном характере высших психических функций и положение об интериоризации как процессе формирования этих функций остается актуальным на сегодняшний день. Стоит отметить тот факт, что изменилось лишь терминологическое оформление основных идей. Так же стоит отметить, что сместились некоторые аспекты, но общий смысл данной концепции не только сохранился, но и развивается по сей день.

Культурно-историческая концепция несет в себе много интересных истин. Как и любая другая, она имеет право занимать одно из центральных мест среди других концепций. Несомненно, данная концепция оказала огромное влияние на развитие психологии.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник.—М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теории личности: Учебник. - М.: "КСП+", 1997

3. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в:. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.