Феномены памяти

Феномены памяти.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и функции памяти

Впечатления, которые получает человек, отражая действительность при помощи органов чувств или в процессе мышления, не исчезают бесследно, а фиксируются и сохраняются в виде образов, представлений о предметах и явлениях, которые воспринимались ранее. При необходимости приобретенный опыт может быть воспроизведен и использован в деятельности.

Закрепление, хранение и последующее воспроизведение человеком его предыдущего опыта называется памятью.

Память является краеугольным камнем психической жизни человека. Благодаря памяти он может приобретать необходимые для деятельности знания, умения и навыки.[15]

Память – одна из психических функций, вид умственной деятельности, предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. О памяти знают почти все, но затрудняются объяснить, что это такое.

Память – необходимое условие психического развития человека. Новые сдвиги в его психике всегда базируются на предыдущих достижениях, на основе достижений, зафиксированных в памяти. [3]

Благодаря памяти сохраняется целостность "Я" человека, осознается единство его прошлого и настоящего. Без запаса представлений памяти невозможными были бы умственная деятельность, создание образов, воображение, ориентация в среде вообще. Человек, лишенный памяти, как доказал И.М. Сеченов, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть. [9]

Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение. В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед ним практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Из непроизвольного процесса, совершающегося первоначально в составе какой-либо практической деятельности как ее предпосылка или компонент, запоминание становится сознательным, преднамеренным актом. Запоминание превращается затем – по мере того как с ростом культуры и накоплением знаний объем материала, которым в своей деятельности должен располагать человек, все возрастает – в особую специально организованную деятельность заучивания. [11]

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться.

Феномены памяти

Виды памяти

В зависимости оттого, что запоминается и воссоздается, различают по содержанию четыре разновидности памяти, а именно: образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную.

Рисунок 1. Классификация видов памяти [14]

Образная память проявляется в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств, наглядно данных между ними связей и отношений.

В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются объекты при их запоминании, образная память бывает зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной и т.п.

Физиологическим основанием образной памяти являются временные нервные связи первосигнального характера. Однако в ней принимает участие и вторая сигнальная система. Язык возникает как способ осознания человеком его чувственного опыта.

Содержание словесно-логической памяти – это мысли, понятия, суждения, умозаключения, которые отражают предметыявления в их существенных связях и отношениях, в общих свойствах. Мысли не существуют без языка, поэтому такая память и называется словесно-логической. Эта разновидность памяти базируется на совместной деятельности первой и второй сигнальных систем.

Словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличие от образной, двигательной и эмоциональной, которая есть и у животных.

Двигательная память заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Проявляется она в разных видах игровой, трудовой, производственной деятельности, в действиях художника, балерины, машинистки и т.п. Она является основанием создания различных умений и навыков, освоения устного и письменного языка.

Эмоциональная память заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих эмоций и чувств. Запоминаются не только сами по себе эмоции, а также предметы и явления, которые их вызывают. Например, переживания чувства ностальгии при воспоминаниях о стране, в которой человек вырос, но оставил ее.

В зависимости от характера хода процессов, память подразделяют на непроизвольную и произвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда мы что-то запоминаем и воссоздаем, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или воспроизвести. В тех случаях, когда мы имеем цель что-то запомнить или припомнить, говорят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память являются ступенями развития памяти человека в онтогенезе. Память подразделяют также на кратковременную, долговременную и оперативную. [7]

Кратковременной называют память, которая характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением. Она, как правило, обслуживает актуальные потребности деятельности и имеет ограниченный объем.

Долговременная память проявляется в процессе приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, рассчитанных на длительное сохранение и последующее использование в деятельности человека.

Оперативной называется память, которая обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, нужной для использования в текущей деятельности. Например, удержание в уме промежуточных результатов при выполнении сложных вычислительных действий. Выполнив свою функцию, информация может забываться.

Теории памяти

Первые попытки научно объяснить феномен памяти на психологическом уровне были осуществлены в ассоциативном направлении психологии. Центральное понятие ассоциативной психологии – понятие ассоциации, что означает связь, объединение. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных, внешних, внутренних. Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения. [8]

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность и детерминированность памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" – образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти.

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например, феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить. [15]

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории – изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами – сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков – позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным. [8]

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо, рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой – произвольная память. Они считают мимо вольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной превращается в опосредованную, которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние – как "интрапсихологические", которые генетически развиваются на основе внешних факторов. [14]

Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами – перцептивными, умственными, эмоционально-волевыми.

Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольникам, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 предложений. Затем, при запоминании уже других 15 предложений, этим группам исследуемых предоставляли вспомогательные средства – картинки с изображениями различных предметов, прямо не связанных с содержанием предложений. Как выяснилось, введение вспомогательных средств практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам. В группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами. Запоминание у них находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного к внутреннему, опосредствованному процессу. Студентам уже не нужны внешние средства – они обладают внутренними средствами запоминания. Опрос студентов показал, что такими средствами они пользовались с самого начала эксперимента. В этом случае их преимущество было вполне очевидно.

Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков – стимулов. Затем эти стимулы интериоризируються и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида. [9]

Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.

Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.

Вместе с тем следует отметить, что эта теория уделяет недостаточно внимания статистической характеристике процессов памяти. Прослеживается противоречивость в ее понятийном аппарате: память трактуется или как элемент структуры деятельности, или как ее побочный продукт, или как самостоятельная деятельность.

Физиологические теории памяти. Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.

Для понимания причинной обусловленности памяти важное значение приобретает понятие подкрепление. Оно раскрывается в теории И. П. Павлова как достижение непосредственной цели действия индивида или стимул, который мотивирует действие, совпадение новообразовавшейся связи с достижением цели действия. Последнее способствует тому, что новообразованная связь остается и закрепляется. Таким образом, физиологическое понимание подкрепления соотносится с психологическим понятием цели действия. Именно это является актом слияния физиологического и психологического анализа механизмов памяти, т.е. основная жизненная функция этого психического процесса направлена не в прошлое, а в будущее. Запоминания того, что "было", не имело бы смысла, если его нельзя было использовать для того, что "будет". [12]

К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток. Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.

В частности, при зрительном восприятия предмета происходит обследование его взглядом по контуру. Этот перцептивный процесс сопровождается движением импульса в соответствующей группе нервных клеток, которые как бы моделируют воспринятие объекта в форме пространственно-временной нервной структуры. Создание и активизация нейронных моделей является основой процессов запоминания, хранения и воспроизведения.

В рамках этой теории выявлено, что аксоны, которые отходят от тела клеток, соединяются с дендритами другой клетки или возвращаются к своей клетке. Это создает возможность циркуляции реверберации возбуждения разной сложности и самозаряжения клетки, причем возбуждение не выходит за пределы определенной системы.

Химические теории памяти. Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) – основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.

Успехи биохимических исследований позволили сформулировать предположения о двухуровневом характере процесса запоминания. На первом уровне, сразу после воздействия раздражителей, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая предопределяет обратные физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень – собственно биохимическая реакция – связанный с образованием протеинов и характеризуется необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной памяти.

Биохимические исследования дают основания для оптимистичных прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем. В 1962 г. Д. Макконел провел исследование с плоскими червями – планариями. Планарий учили проходить определенный лабиринт через выработку условных рефлексов. После того как они запоминали этот путь, их разрезали пополам. Они быстро регенерировали, т.е. организм восстанавливал утраченную часть тела. Будут ли теперь эти "половинные" планарии иметь те же условные рефлексы? Результаты оказались удивительными. Планарии, которые регенерировали (как с главной части, так и с хвостовой), успешно проходили лабиринт. Ученый сделал следующий вывод: информация хранится в молекуле РНК. [15]

Сенсационным моментом эксперимента оказалась попытка перенести память от одной планарии к другой. Вследствие многократных повторений планарии запоминали определенный путь, после чего из них экстрагировалась РНК, которую затем вводили другим планариям. В той группе, которой вводили РНК от обученных планарий, значительно быстрее формировался ожидаемый условный рефлекс на прохождение определенного лабиринта, чем у контрольной группы. Опыты на более организованных животных оказались менее удачными. Многие ученые вообще скептически отнеслись к этой сенсации, потому что результаты эксперимента не всегда удается повторить. Выводы делать рано, но, понятно, что химическая теория не может объяснить весь многоаспектный феномен памяти, особенно в высокоразвитых животных и людей. Не исключено, что в будущем можно будет выделить материально – биохимический носитель памяти. [1]

Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов – психологического, физиологического и химического. Для нормального функционирования человеческой памяти необходимы все три уровня. Человек может осознавать и руководить только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими действиями, составляющей познавательной деятельности.

Виды феноменов памяти и их особенности

Огромное внимание уделяется так называемой "рабочей памяти". Это объем информации, которым все пользуются в повседневной жизни, складывающийся путем избирательного внимания. Например, если вы художник, то храните в памяти образы и краски, а если архитектор – то нужные чертежи и дизайнерские проекты фасадов.

На рисунке 2 представлен перечень феноменов памяти. Феномены памяти основаны на нарушениях организации причинно-следственных связей между рефлексами и поведением. Например, дежавю и жемавю.

Феномены памяти

Рисунок 2. Перечень феноменов памяти в психологической науке

Первый феномен памяти – это организация причинно-следственных связей между рефлексами и поведением, биологический детерминизм, доказанный великим Павловым. Каждый человек может на себе проверить этот феномен. Представьте апельсин, и сразу во рту появится вкус сладкого апельсина.

Второй феномен памяти – записывается все, но воспроизводится лишь частично, избирательно. Психологи утверждают, что человек помнит все, с чем встречался в жизни: запахи, звуки, ситуации, цифры, людей и т.д. Под гипнозом он может это воспроизводить.

Третий феномен – это дежавю и жемавю. Первое – уже виденное, второе – невиденное никогда. И дежавю, и жемавю психиатры относят к психическим расстройствам, таким как шизофрения или органический психоз, хотя исследования подтверждают, что дежавю испытывали хотя бы один раз в жизни 97 процентов людей.

Четвертый – человеческий мозг может запомнить 1020 бит информации. Такое количество данных не содержат даже крупнейшие библиотеки мира.

Пятый – мозговая физзарядка. Это уникальная зарядка, которую выполняет процесс памяти. Сначала усвоение, затем сохранение в кратковременной памяти, позже сортировка и только потом сохранение в долговременной памяти. Вот такие несложные функции регулярно выполняет память каждого.

Конечно, необходимо сказать и о тренировке памяти. Для начала это проговаривание, известный метод заучивания, рассказывание выученного несколько раз самому себе. Затем – записывание или составление конспекта или шпаргалки. Вообще, писать шпаргалки полезно, при переписывании материала в шпаргалку происходит систематизация и сохранение информации. И последнее – мнемонический, или ассоциативный способ тренировки. Для этого подбираются слова, образы, цифры или понятия (лучше забавные) к словам для последующего запоминания и фиксации. Этот способ часто используют шпионы. Он прост и эффективен. [2]

Таким образом, можно сказать, что наша память, с одной стороны, очень простой психический процесс, с другой – необычайно сложный, о чем говорят пять интересных феноменов.

Феномен дежавю и жемавю

Среди многообразия феноменов памяти в психологии наибольший интерес вызывают дежавю и жемавю. Впервые название "дежавю" предложил французский психолог 19 века – Эмиль Буарак, он же описал этот феномен в своей книге "Психология будущего". В настоящее время в психологии известно, что подобное состояние переживало до 97% людей, причем в молодом возрасте оно встречается гораздо чаще, нежели в старости. По мнению ряда психологов, в том числе и Рубинштейна, у страдающих эпилепсией дежавю случается чаще, чем у здоровых людей. Если же оно происходит слишком уж часто и носит характер галлюцинаций – психиатры расценивают дежавю как проявление психического расстройства. [3]

О случаях дежавю в своей жизни рассказывали многие великие люди, некоторые из них предпринимали попытки истолковать данный феномен. К примеру, Зигмунд Фрейд, называвший его сверхъестественным и чудесным явлением, объяснял дежавю наличием у человека бессознательных желаний и фантазий. В своей работе "Психопатология обыденной жизни" он описывает историю 37-летней женщины, которая в 12-летнем возрасте пережила невероятно яркий случай дежавю и спустя много лет поведала о нем Фрейду. Будучи девочкой, она была приглашена в гости к своим школьным подругам, в деревню. И хоть до того времени в том месте никогда не бывала, едва войдя в сад, она испытала ощущение, что все здесь ей хорошо знакомо. Дальше – больше: входя в дом, она совершенно точно знала, как в нем расположены комнаты, какая обстановка в каждой из них…". [16; 34]

По мнению З. Фрейда отправляясь в гости, девочка была в курсе, что у ее подруг есть брат. Увидев его лично, она нашла, что молодой человек очень плохо выглядит, и подумала: скоро он умрет. Между тем ее собственный единственный брат был несколькими месяцами назад опасно болен дифтеритом. Так вот, Фрейд считал, что девочка, дабы остаться единственным любимым ребенком в семье, в глубине души желала смерти своему брату, когда тот болел (сама этого абсолютно не осознавая). Прошло некоторое время, и она столкнулась с похожей ситуацией – брат подруг в опасности. Это воскресило в ней воспоминания о том, что несколько месяцев она сама пережила подобное. Вот только вместо того, чтобы вспомнить о своем бессознательном вытесненном желании смерти любимого братишки, она перенесла свое чувство припоминания на дом, сад, местность, интерьер и так далее. [16]

Современным ученым в сфер психологии удалось разобраться, какие части головного мозга задействованы в то время, когда человек испытывает "дежавю". Дело в том, что разные части мозга отвечают за разные варианты памяти. Лобная часть отвечает за будущее, височная за прошлое, а основная – промежуточная – за настоящее. Когда все эти части выполняют свою обычную работу, в нормальном состоянии сознания, ощущение, что что-то должно произойти, может появиться только тогда, когда мы думаем о будущем, беспокоимся о нем, предупреждаем его или строим планы. [12]

Но не все так просто. В мозге существует такая область (амигдала), которая задает эмоциональный "тон" нашему восприятию. Например, когда вы разговариваете с собеседником и видите, как меняется его выражение лица, именно амигдала в считанные доли секунды дает сигнал, как на это изменение реагировать. Фактически, продолжительность "настоящего" по неврологическим понятиям так коротка, что мы не переживаем столько, сколько запоминаем. Короткая память хранит информацию в течение нескольких минут. За это отвечает гиппокампус (hippocampus): воспоминания, связанные с тем или иным событием, разбросаны по разным чувственным центрам мозга, но соединяются в определенном порядке гиппокампусом. Также существует и долгосрочная память, расположенная на поверхности мозга, вдоль височной части.

В действительности, справедливо отметить, что прошлое, настоящее и будущее существует в нашем мозге, не имея четких границ. Мы переживаем что-то в настоящем, сравниваем с похожим прошлым и решаем, как будем реагировать на происходящее в ближайшем будущем. В этот момент и включаются необходимые области мозга. Если связей между кратко- и долговременной памятью слишком много, настоящее может восприниматься как прошлое и возникать эффект "дежавю". [11]

Для объяснения этого феномена можно привлечь и, как называют их психологи, модели глобального сопоставления. Ситуация может казаться человеку знакомой либо потому, что она сильно напоминает хранящееся в его памяти прошлое событие, либо из-за того, что обладает сходством с большим количеством удерживаемых в памяти событий.

Антиподом дежавю в психологии является жемавю. Жемавю в переводе "Jamais vu" означает никогда прежде не виденное. Оно возникает, когда человек находясь в знакомой ситуации, обстановке, среди знакомых людей, вдруг начинает воспринимать всё так, будто впервые в жизни видит всё это. Одной из разновидностей жемовю является чувство, когда написанное или сказанное слово вдруг на какое-то время становится абсолютно незнакомым и непонятно что обозначающим. 60% людей хотя бы раз в жизни испытывали жемавю.

В.А. Жмуров определяет жемавю как: "...никогда не виданное, не воспринимаемое ранее. По его мнению – это "симптом нарушения самоосознавания, утраты способности осознавать ощущение чувства узнавания знакомых наглядных зрительных образов". [4; 345] Данный термин обозначает, в сущности, все близкие один другому симптомы деперсонализации, которые нередко возникают одновременно и разных комбинациях так, что разграничивать их и трудно, и, повидимому, не имеет определённого клинического смысла. В качестве примера можно привести фрагмент текста В.А. Каверина о девушке с таким расстройством, возникшим у неё после внезапной смерти её матери: "Со странным чувством вернулась я в свою опустевшую комнату – вошла и с удивлением остановилась на пороге, точно попала в незнакомый дом. Знакомые вещи стояли на своих привычных вещах. Но в другом свете я увидела эту комнату и себя, стоящую на пороге и внимательно всматривающуюся во что-то новое – я сама ещё не знала во что. Как будто не в комнате, а в душе я ничего не нашла на старом месте. И горе, которое было прежде болезненно-резким и настолько "моим", что я невольно отстранялась, когда в это "моё" заглядывали даже близкие люди, немного отошло, отодвинулость – так, что теперь я могла смотреть на него издалека". [4;345] Если использовать разграничение самоосознавания согласно К. Вернике, на ауто-, сомато- и аллопсихический варианты, то более целесообразно было бы различать три основных феномена "никогда не виденное":

– аутопсихический вариант жамевю, касающийся интрапсихической области;

– соматопсихический вариант жамевю, относящийся к ощущениям собственного тела;

– аллопсихический вариант жамевю, затрагивающий впечатления, источником которых является внешниё мир. [2]

На международной Конференции Памяти в Сиднее Крис Мулин из Лидского Университета попросил 92-х добровольцев написать на листке бумаги слово "дверь" 30 раз за 60 секунд в качестве эксперимента. В результате 68% испытуемых проявили признаки жамевю и начали сомневаться, что "дверь" – это настоящее существующее слово. Доктор Мулин считает, что так происходит из-за того, что мозг испытывает усталость.

Явление жемавю в психологии считается совершенно нормальным, однако частое его повторение может свидетельствовать о серьёзных психических расстройствах.

Феномен детектора ошибок

Существует интересное явление – феномен "детектора ошибок", открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.

О своем открытии Бехтерева и Гречин впервые сообщили в статье, опубликованной в 1968 году в cборнике Annual Review на английском языке. Сам термин "детектор ошибок" появился в печати чуть позже, в 1971 году, в книге Натальи Бехтеревой "Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека". Там дается четкая оценка открытого явления: "...Наибольший интерес представляют "точки", обнаруживающие воспроизводимые изменения при ошибочном выполнении пробы... Эти точки представляют собой что-то вроде "детектора ошибок", анализатора правильности действий...". В 1978 году английская версия книги публикуется влиятельным международным издательством Oxford University Press, и таким образом сообщение об открытии российскими учеными "детектора ошибок" снова становится доступным на Западе. Позже появляется еще ряд публикаций Бехтеревой с соавторами в зарубежных журналах, в том числе подробная работа, посвященная "детектору", в International Journal of Psychophysiology (1987). В 1986 году, выступая с докладом о "детекторе ошибок" на конференции международного общества психофизиологии в Вене, она называет его одним из "основных механизмов надежности работы". [2]

По мнению зарубежных ученыхтаких как К. Рубиа: "Детекция ошибок является одной из высших функций самоконтроля, присущих человеку", С точки зрения Г. Гараван: "Важность этого феномена... повысила интерес к этой проблеме. Все больше ученых пытаются найти его анатомическую базу". Однако повода для нашего торжества здесь нет, ведь авторы статей не ссылаются на результаты российских ученых.

Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате спешащий на работу человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, что забыл выключить утюг.

Детектор ошибок активизируется при рассогласовании деятельности с её планом, точнее – с хранящейся в мозге матрицей (понятно, что вряд ли он активируется при ошибках в деятельности творческой).

Если человек прислушаеться к себе, то окажется, что мы все давно знакомы с детектором ошибок. Иногда как бы слушаемся его, иногда пренебрегаем им. То и другое желательно делать в меру: слишком большая покорность детектору ошибок, может привести к тяжёлому состоянию – синдрому навязчивости, нередко трудноконтролируемому.

В качестве пример можно привести тот факт, что, зачастую выходя из дома человек уже готовый захлопнуть дверь, не делает этого так как в этот момент появляется чувство, что не всё в порядке. Дверь ещё не закрыта, всё поправимо. Человек возвращается и находит случайно вынутые из кармана ключи от квартиры, или невыключенный утюг, или что-то ещё, достаточное для того, чтобы произошла серьёзная неприятность. Первая мысль: "Спасибо детектор ошибок", мог бы подумать человек, если бы знал, что это он помогал ему. На следующее утро он уже сознательно останавливается у уже открытой двери и вспоминает: что? Мысленный обзор дома, всё в порядке – человек уходит. А послезавтра уходит из дома, как уходил всегда. Это – счастливый конец, детектор сработал, Человек его послушался, но не подчинился ему.

Другая возможность. Наступило завтра. Дверь открыта, но человек снова закрывает её изнутри, и обходит дом. В общем-то, всё в порядке, но всегда можно найти какую-то забытую мелочь или просто вещь, которую показалось нужным взять с собой. Послезавтра – то же самое. И через некоторое время он – раб детектора. Развивается подчиненность желанию возвращаться, да и не один раз. В результате возникают постоянные опоздания на работу, в институт – словом, туда, где надо быть вовремя, но это уже не проходит. В такой ситуации необходимо обратиться за профессиональным лечением. Вначале могут помочь психотерапия и некоторые так называемые малые транквилизаторы. Но очень мало людей сразу обращается в этой ситуации к врачу. Обращаются тогда, когда жизнь становится невмоготу, когда в мозге под командованием детектора ошибок уже сформировалась матрица патологических действий. Лечение возможно, но теперь это уже очень не просто. [14]

Детектор ошибок был заново "открыт" при некоторой вариации нейрофизиологической методики (вызванные потенциалы, а не динамика нейронной активности) рядом исследователей, причём был назван совершенно так же – детектор ошибок".

Литература

1. Бартлетт Ф. Человек запоминает. // Хрестоматия по психологии памяти/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: 2002 г.

2. Детектор ошибок Натальи Бехтеревой//[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/04/07/detektor.html

3. Евгений Голомлзин Сверхвозможности человеческого мозга // "На грани невозможного" №3 2001, С.123-127

4. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии – М.: Медкнига, 2012

5. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986

6. Крылов A.Н, Маничева С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии – СПб.: Питер, 2010

7. Крылов А. А., Психология. – М.: Проспект, 2009

8. Немов Р. С. Психология – СПб.: Питер, 2010

9. Психология / Под редакцией И.В.Дубровиной – М.: ACADEMIA. 2010

10. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: "ПРОСПЕКТ". – 2010. –

11. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2012.

12. Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема Введение в психологию – М.: ACADEMIA. 2009

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство "Питер", 2010

14. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2010.

15. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии – Ростов-на- Дону: "МАРТ", 2009

16. Фрейд З.,Психология масс и анализ человеческого Я – М.: Проспект, 2011