Психология возрастных отношений.
Психология возрастных отношений
- Категория деятельности с точки зрения Леонтьева
- Психология и этика деловых отношений
- Конфликт и методы его разрешения
- Проявление агрессивности у подростков
- Методы психологических измерений
- Младенческий возраст и развитие детей
- Сходства и различия человеческих типов художники, мыслители и средний тип
Социально-психологические проблемы возрастных отношений
Психология возрастных субкультур. Структура возрастных субкультур. Критерии возрастных субкультур и их место среди субкультур других типов. Межличностные отношения как основа функционирования возрастных субкультур. Функции возрастных субкультур, их значение для психического развития и поддержания психологического благополучия человека.
Детские субкультуры. История исследования детских субкультур в России. Основные элементы детской субкультуры (мифология, правовые нормы, фольклор, освоение территории, язык и т.д.), их психологическое содержание и функции во взаимоотношениях детей. Использование элементов детской субкультуры в практике оказания психологической помощи детям.
Проблема подростковых субкультур. Соотношение детской, подростковых и взрослой субкультур. Основание для выделения подростковых субкультур по сравнению с детской и взрослой. Инициации как традиционный механизм возрастно-субкультурного перехода. Социально-психологические функции традиционной инициации. Аналогии инициационных событий в современном мире и их психологический смысл.
Социально-психологическая проблематика субкультуры взрослых. Основные элементы взрослой субкультуры (мифология, мода, деньги, праздники и т.д.), специфика их изучения, психологическое содержание и функции во взаимоотношениях. Использование элементов взрослой субкультуры в практике оказания психологической помощи.
Социально-психологическая проблематика геронтосубкультуры. Специфика геронтосубкультуры по сравнению с другими возрастными субкультурами. Мифологизация жизни как основной элемент геронтосубкультуры, ее разновидности. Трудности в изучении геронтосубкультуры. Использование элементов геронтосубкультуры в практике оказания психологической помощи.
Проблемы межвозрастных отношений
Основные направления исследования межвозрастных отношений в психологии и смежных науках (педагогике, социологии, антропологии). "Возрастной" и "поколенческий" подходы, их специфика.
"Поколенческий" подход. Психология межпоколенческих взаимоотношений. Понятие поколения. Поколение как семейное звено и культурно-историческая общность людей. Теории межпоколенческих взаимоотношений. Антропологические исследования поколенческих отношений. Культурантропологическая теория межпоколенческих отношений М. Мид.
Социально-психологические проблемы межпоколенческих отношений. Теории "конфликта поколений", "кризиса поколений", "преемственности поколений". Прикладное значение исследования межпоколенческих отношений в психологии.
"Возрастной" подход. Психологические особенности взаимодействия в семейной системе. Возрастная структура взаимодействий в современной семье. Межвозрастные отношения в семье. Преемственность поколений. Конфликт "отцов и детей". Особенности психологического консультирования по проблемам межпоколенческого конфликта в семье.
Межпоколенческие взаимоотношения в системе "учащийся – педагог – семья". Влияние возрастных особенностей участников взаимодействия на характер его протекания. Социально-психологическое сопровождение межвозрастных отношений в системе "учащийся – педагог – родитель".
Основные понятия: возраст, психологический возраст, возрастная идентичность, взаимодействие, конструктивные/неконструктивные взаимоотношения, субъективная концепция взаимоотношений, поколение, межпоколенческий конфликт, социально-психологическое сопровождение.
Литература:
1. Абраменкова В.А. Социальная психология детства. М., 2001
2. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
3. Коломинский Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983.
4. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978, №3.
5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1978
6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М., 2002.
7. Крейг Г. Психология развития. СПб., 2000.
8. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал, 1983, №5.
9. Межпоколенческий конфликт в контексте семейной психотерапии. М., 2000.
10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Возрастная и педагогическая психология. СПб., 1999.
11. Сенько Т.В. Личность в семейном социуме. Мн., 1998.
12. Социальная психология. Под ред. А.В. Петровского и др. М., 1987.
13. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. Под ред. Беличева С.А. М., 1999.
14. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
15. Коломинский Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983.
16. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1978
17. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал, 1983, №5.
18. Межпоколенческий конфликт в контексте семейной психотерапии. М., 2000.