Конституционно-правовое регулирование деятельности полиции в РФ

Конституционно-правовое регулирование деятельности полиции в РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

Служба в органах внутренних дел – это напряженная, но важная и очень нужная людям работа, требующая мужества и отваги, выносливости и хорошей физической подготовки, умения логически мыслить и сопереживать, потому что цена этой работы – человеческая жизнь. Служба в МВД требует от сотрудника проявления самых лучших его качеств: честности, порядочности, желания и готовности прийти на помощь людям.

Полицейская профессия, появившись на свет в ответ на определенные общественные потребности, приняла на себя тяжелую и нередко опасную заботу о физическом и духовном благополучии человека, причем человека, зачастую преступившего закон.

Основное и бесценное богатство любой службы МВД – это ее сотрудники, каждый из которых противостоит на своем посту многообразным и весьма опасным противоправным проявлениям.

История МВД насчитывает бесчисленное количество примеров высокого профессионализма, героизма, мужества и благородства личного состава милицейских подразделений.

1. Роль и место органов внутренних дел в государстве

Среди правоохранительных органов органы внутренних дел отличаются близостью к населению, ролью первопроходцев во встречах с антиобщественными, противоправными проявлениями; подконтрольностью всем ветвям политической государственной власти, прежде всего судебной, а также прокуратуре, органам местного самоуправления и населению.

Органы внутренних дел, как структурный элемент механизма государства, наделены властно-принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеют свою сферу или область занятий, которая именуется предметом ведения.

Органы внутренних дел являются, с одной стороны, отраслевой подсистемой государственного управления, а с другой – правоохранительным органом. Следовательно, в первом случае они входят в систему органов исполнительной власти, а во втором – в систему правоохранительных органов.

Органы внутренних дел в РФ давно взаимодействуют с важнейшими органами государственной власти. Так взаимодействие российского парламента и Министерства внутренних дел имеет многолетнюю историю, в этой области накоплен значительный опыт. Еще в начале XX века был обозначен вопрос об организации контроля органов представительной власти над деятельностью министерств, в том числе Министерства внутренних дел, что, безусловно, стало одним из проявлений демократических принципов парламентаризма, мощным рычагом повышения эффективности деятельности МВД России.

В современной демократической России отношения между парламентом (в частности, его верхней палатой – Советом Федерации) и Министерством внутренних дел приобрели новое качество и перешли на постоянную основу. Уже несколько лет взаимодействие осуществляется на плановой основе. МВД России – единственное министерство из федеральных органов исполнительной власти, которым составляется ежегодный план мероприятий по взаимодействию с Советом Федерации.

В свою очередь, и Совет Федерации, в лице, прежде всего, Комитета по обороне и безопасности, взаимодействует с Министерством внутренних дел на регулярной основе. Сенаторы ясно осознают, что любые разговоры об углублении реформ и процветании Российской Федерации бессмысленны и беспредметны без наличия эффективно действующих правоохранительных органов. Сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск, призванные защищать закон, и сами должны быть надежно защищены, социально обеспечены.

Деятельность по взаимодействию с МВД России Совет Федерации осуществляет на основе своего Регламента с учетом рекомендаций, содержащихся в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, положений Национального плана противодействия коррупции и Плана Совета Федерации по реализации Национального плана противодействия коррупции, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, ежегодных планов мероприятий Совета Федерации на очередную сессию. Так, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности на своих заседаниях в 2010 году рассмотрел вопросы о совершенствовании взаимодействия с МВД России в сфере законодательного регулирования правоохранительной деятельности, проанализировал информацию о предложениях законодательных органов власти субъектов Российской Федерации по оптимизации деятельности МВД России, изучил отчет о результатах встречи членов Совета Федерации с руководством МВД России.

В связи с принятием Федерального Закона "О полиции" Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выделил важнейшие направления служебной деятельности реформируемых органов внутренних дел: "Первое. Это, безусловно, противодействие терроризму. Новый закон значительно расширяет полномочия полицейских структур по обеспечению безопасности в местах массового пребывания граждан, по проведению экспертизы состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов инфраструктуры.

Второе. Жесткое пресечение экстремистских выступлений, попыток разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды.

Третье – результативность борьбы с организованной преступностью должна быть существенно повышена.

Четвертое. Прямой угрозой государству и общественным интересам остается коррупция. Прямая обязанность полиции – изобличать тех, кто торгует служебными полномочиями. Это, собственно, и есть коррупция. Надо ликвидировать эти коррупционные схемы, выявлять попытки разворовывания государственных средств.

Пятое. Активнее развивать единую информационно-телекоммуникационную систему и комплексную систему "Безопасный город", Развитие этой системы должно быть продолжено".

В ст. 4 Федерального Закона "О полиции" устанавливается, что полиция является частью федеральной системы органов государственной власти в сфере внутренних дел.

На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной службы. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (то есть особых условиях); организует на территории РФ работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных оглашений, о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдачи удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

МВД проводит работу по обеспечению исполнению уголовных наказаний и организации содержания, охраны, этапирование, и конвоирования, осужденных и лиц, заключенных под стражу. Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально – полезные связи.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские, справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), крайне необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направленно и организованное ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств, в том числе со странами ближнего зарубежья. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а так же зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвуют в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.

2. Правовая основа деятельности полиции

Основное предназначением полиции – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Принятый Федеральный закон "О полиции" – особый правовой акт. Он затрагивает права, свободы и интересы буквально каждого из граждан Российской Федерации. Цель этого документа – работать в зоне конфликта интересов. В нем должны быть заложены механизмы восстановления баланса между социальными группами, находящимися по разные стороны: потерпевшим и обвиняемым, пешеходом и водителем, демонстрантами, выражающими свой протест, и гражданами, не желающими слышать лозунги под своими окнами.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона, полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Вопрос о правовой основе деятельности полиции, отражен в ст. 3 "Правовая основа деятельности полиции" (прежняя – ст. 4 "Правовая основа деятельности милиции").

Ряд положений Закона о полиции совпадает с положениями Закона о милиции: называются Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные законы и Закон о полиции. В отличие от прежнего Закона, Закон о полиции называет общепризнанные принципы и нормы международного права, а также федеральные конституционные законы в качестве правовой основы деятельности полиции, что, несомненно, является положительным моментом.

При этом крайне исчерпывающе определены иные нормативные правовые акты (прежнее определение), составляющие правовую основу, – названы лишь нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Закон о милиции содержал более широкий их перечень, обозначая общим смысловым понятием "нормативные правовые акты".

Таким образом, Закон о полиции изымает из правовой основы деятельности полиции, к примеру, акты палат парламента, действующие декларации РФ, судебные решения, прежде всего решения Конституционного Суда РФ, внутригосударственные договоры.

Следует также отметить тот факт, что в качестве правовой основы деятельности Закон о полиции не называет Конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов России. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о полиции – Полиция в своей деятельности руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

В настоящее время с внесением изменений в законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел, подчеркнем важность принципов деятельности полиции, которые изложенные в законе:

1. соблюдение прав и свобод граждан;

2. законность; беспристрастность;

3. открытость и публичность;

4. обеспечение

5. общественного доверия и поддержки граждан;

6. взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами;

7. использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Сотрудникам Полиции в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

Основными целями закона N 3-ФЗ "О полиции" являются:

– закрепление партнёрской модели взаимоотношений между обществом и полицией;

– чёткое определение обязанностей и прав полиции и правового статуса сотрудника полиции;

– обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности её работы; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.

1 марта 2011 года во исполнение Федерального закона "О полиции" был подписан ряд указов Президента, утверждающих положение о Министерстве внутренних дел и структуру центрального аппарата, о территориальном органе Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации, о вопросах организации полиции, о перечне должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званий, о внеочередной аттестации и штатной численности органов внутренних дел.

По сути, эти важнейшие документы – подзаконные акты для вступившего в силу Закона "О полиции". Для сравнения: в армии или в военном флоте иной такой указ вполне бы мог стать одним из уставов. Возможно, в будущем так и произойдет, когда эти основополагающие документы найдут свое продолжение, развитие в новых дополнениях, разъяснениях, уточнениях.

Некоторые указы чрезвычайно важны именно в нынешний, переходный период, когда милиция становится полицией. Так, указ президента "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ" четко говорит, как будут утверждаться – или не утверждаться – высшие должностные лица МВД.

Другим указом – "О предельной штатной численности органов внутренних дел РФ" – глава государства определил, сколько полицейских, гражданских служащих и работников должно быть в системе МВД.

С 1 января 2012 года в ведомстве должно числиться 1 106 472 человека. Из них собственно аттестованных сотрудников, то есть носящих погоны и оружие, – 907 630 человек.

Указ президента "Вопросы Министерства внутренних дел РФ" подробно перечисляет, чем же должно заниматься это ведомство.

Практически каждый главк, департамент, управление получили четкую задачу, детально очерченный круг обязанностей.

Что важно, здесь же расписана сама структура министерства, так сказать, – вся вертикаль. Министерство действительно подверглось серьезной перестройке. Некоторые департаменты поменяли названия, иные стали главными управлениями. А некоторые подразделения выделились из департаментов, став самостоятельными управлениями. Так, Департамент собственной безопасности стал Главным управлением.

Есть и другие новации. В составе МВД появился Следственный департамент – вместо Следственного комитета при МВД. Разница – в статусе и системе подчиненности. Появились Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, Департамент информационных технологий, связи и защиты информации, Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, Организационно-аналитический департамент. Самостоятельными подразделениями стали Управление по обеспечению подразделений специального назначения и авиации, Управление оперативно-розыскной информации, Управление по организации дознания. И уж совсем новинка – Управление "Олимпиада 2014".Изучив особенности ФЗ РФ "О полиции", необходимо подчеркнуть, что принципиальная новация закона заключается в том, что государство передаёт право контроля над самой многочисленной вооружённой организацией рядовым гражданам.

Федеральный закон "О полиции" в главах 6 и 7 по-новому урегулировал отдельные вопросы, связанные с прохождением службы. Однако еще до принятия Закона в июле 2010 года на основе законодательных инициатив Президента Российской Федерации Д.А. Медведева были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, определяющие в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления сотрудником органов внутренних дел, а также устанавливающие уголовную ответственность сотрудников органов внутренних дел за неисполнение приказов. Также были внесены изменения в Положение о службе в органах внутренних дел, предусматривающие расширение оснований для увольнения сотрудников за нарушение служебной дисциплины. Были узаконены инновационные кадровые технологии. Это и психофизиологические исследования, тестирования в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости. Приказом МВД России от 30 сентября 2010 года N 700 утверждён порядок оформления личного поручительства и категории должностей, при назначении на которые оно оформляется. Сформирована и активно используется электронная картотека кандидатов на службу и учёбу, отклонённых по отрицательным основаниям. А для оценки социально-психологической надёжности проведена апробация специальных методик, в том числе с использованием полиграфа.

Выработан и реализован на практике новый механизм кадровой политики по замещению руководящих должностей. Так, назначение осуществляется в приоритетном порядке из федерального кадрового резерва. Также существенно изменены подходы к оценке результатов деятельности подразделений МВД России. Новацией, повышающей ее объективность, является закрепление учета мнения населения о качестве работы органов внутренних дел на основе независимых источников социологической информации. Кроме того, более качественно подходить к оценке работы полиции с населением позволит ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости, результатов следственной работы и прокурорского надзора, который возложен на Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

3. Проблемы конституционно-правового регулирования деятельности полиции в РФ

В числе важнейших проблем стоящих перед законодателями можно назвать проблему рассмотрения заявлений в полицию от граждан. Ни для кого не является секретом, что основной проблемой при обращении в полицию с заявлением о преступлении является высокая вероятность отказа в возбуждении уголовного дела по результатам предварительной проверки заявления оперативными уполномоченными, при этом очень редко соблюдаются установленные уголовным процессуальным законодательством сроки проведения проверки, а также часто применяется неоднократная передача заявления по подведомственности в другое отделение полиции без проведения проверки по существу. Основной причиной подобных действий является нежелание дознания и следствия заниматься расследованием преступлений, вероятность раскрытия которых является заведомо низкой.

Для решения данной проблемы необходимо внести изменения как в действующий Федеральный Закон "О полиции", так и в УПК РФ.

В формулировке ч. 5 ст. 14 Федерального Закона "О полиции" присутствует размытость формулировки:

"Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания".

Т.е не оговорены условия предоставления переводчика и обоснованность данных действий. Не вполне ясно, означает ли данная норма, что адвокат и переводчик должны предоставляться полицией, или же задержанный вправе пользоваться выбранным и оплаченным им самим адвокатом и переводчиком. Кроме того, для эффективной и обоснованной реализации данной нормы требуется регламентация способов и порядка реального обеспечения задержанного, не владеющего русским языком, переводчиком соответствующего иностранного языка с момента задержания.

К сожалению, в число проблем нормативно-правового регулирования деятельности полиции в РФ остро стоит проблема так называемого "возможного злоупотребление правом в соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ РФ "О полиции": "задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения".

Безусловно, данную норму следует признать прогрессивной и соответствующей международным стандартам. Однако, на данный момент она не совпадает с текущими требованиями УПК РФ и КоАП РФ, которые предписывают лишь уведомить о задержании родственников или иных близких задержанного.

Кроме того, никак не регламентировано время разговора, регион, в который будет производиться звонок, с какого телефонного аппарата должен совершаться звонок. В данной норме отсутствует указание на конкретный нормативный документ, где этот порядок мог бы быть регламентирован. Отсутствие этих регламентаций может способствовать как произволу и коррупции со стороны сотрудников, так и нарушениям со стороны задержанных.

По прежнему остается возможным оказание давления на сотрудника полиции. Порядок применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и оружия регламентирован в целом разумно, однако допускает неоднозначное толкование, что может явиться инструментом давления на сотрудника полиции. Так, ч. 2 ст. 19 ФЗ РФ "О полиции" предоставляет сотруднику полиции право "не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия".

Действительно, такая оговорка разумна. Вместе с тем из данной нормы неясно, какие именно ситуации должны оцениваться как угрожающие жизни и здоровью или те, которые могут повлечь иные тяжкие последствия (неясно даже, какие это могут быть последствия).

Выводы

Система органов внутренних дел – это большой институт, состоящий из множества звеньев. На него возлагается множество различных задач. Одно из центральных мест в них занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Особенности ежедневной деятельности полиции, вторгающейся в силу своих обязанностей в сферу прав и свобод граждан и организаций, обусловливают необходимость установления дополнительного контроля за деятельностью полиции не только со стороны государства, но и институтов гражданского общества. В этой связи в Законе о полиции закреплена партнерская модель взаимоотношений полиции и общества. Она предусматривает, что полиция не стоит над обществом, а служит ему, ориентируясь на сотрудничество с институтами гражданского сообщества и гражданами в процессе защиты прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка.

Основное предназначением полиции – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Одной из определяющих задач полиции в современных условиях должно являться построение эффективной системы взаимодействия с населением на принципах открытости, взаимного уважения и социального партнерства. Во взаимоотношениях с обществом полиция должна не доминировать, а служить ему.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона, полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Новый Закон позволит реализовать, заложенную в нем идею социального назначения полиции, ставя во главу приоритет служения обществу.

При осуществлении своей деятельности полиция должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку со стороны граждан.

Все проходящие системные изменения обусловливают серьезное обновление структуры органов внутренних дел, которое в настоящее время и происходит. При этом четко просчитывается эффективность работы каждого вновь создаваемого подразделения. Определяющим условием создания любого подразделения выступают основные направления деятельности полиции, закрепленные в статье 2 Закона "О полиции". Они же положены в основу Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 250 "Вопросы организации полиции".

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ в ред. от 06.12.2011 "О полиции" // Парламентская газета, N 7, 11-17.02.2011

2. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции"// Российской газете" от 2 марта 2011 г. N 43

3. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 700 г. Москва "Об утверждении Порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство" // Российская газета, Федеральный выпуск №5350 1 декабря 2010 г.

Учебные пособия:

4. Ворошкин О.Л. Правоохранительные органы в РФ – М.: Норма, 2011

5. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы – М.: Проспект, 2012

Периодические издания:

6. Антипенко П.Р. Разъясняем законодательство // Вестник МВД №9. С.67-74

7. Гончаров А.В. Реформирование органов внутренних дел, основные направления и перспективы

8. Интервью с Л.В. Пантелеевой, начальником Правового управления ГУВД по г. Москве: "Реформа МВД: тенденции и перспективы нормативно-правовых изменений в работе ГУВД по г. Москве"

9. Озеров Виктор Законодательное регулирование правоохранительной деятельности