Проблемы соблюдения права на предвыборную агитацию в РФ

Исследование предвыборной агитации осуществлялось с разных точек зрения: и с позиций нормативного закрепления права на свободу слова, и как института субъективного избирательного права, и как информационной гарантии реализации избирательных прав граждан. Однако проблема обеспечения права на предвыборную агитацию недостаточно изучена в современном российском конституционном праве.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и особенности права на предвыборную агитацию

Право на агитацию

Право на предвыборную агитацию позволяет гражданам реализовать через выборы возможность влиять на формирование органов государственной и муниципальной власти, на определение направлений их последующей деятельности и, в конечном счете, на политическую линию развития общества и государства.

По мнению Н.В. Хачатурова право на предвыборную агитацию вытекает:

  • из фундаментальных конституционных ценностей, предопределяющих сами основы демократической организации нашего государства;
  • из провозглашенного Конституцией Российской Федерации принципа свободных выборов (статья 3);
  • из принципа политического и идеологического плюрализма (части 1-3 статьи 13);
  • из права на свободу мысли, слова, мнений и убеждений (части 1, 3 статьи 29);
  • из права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (часть 4 статьи 29);
  • из

  • свободы массовой информации (часть 5 статьи 29) и некоторых других.

Данные конституционные ценности служат основой для законодательного закрепления и последующей реализации права на предвыборную агитацию.

В рамках действующего законодательства одним из важнейших элементов обеспечения права на предвыборную агитацию является справедливые и равные условия доступа всех кандидатов к СМИ. Именно обеспечение равенства прав кандидатов в использовании бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади в соответствующих средствах массовой информации по результатам проведения соответствующих жеребьевок выступает в качестве важной гарантии обеспечения права на предвыборную агитацию.

При проведении жеребьевок на каналах организаций телерадиовещания зачастую ставятся вопросы о правомерности определения тех периодов времени, когда передачи собирают наибольшую аудиторию. Исключительным правом определения таких интервалов времени обладают организации телерадиовещания, исходя из установленной сетки вещания. При этом рейтинг эфирного времени в каждом конкретном случае определяется не только самим временным периодом, но также и конкретной передачей, выпущенной в эфир. В случае, когда кандидат считает, что установленный организацией телерадиовещания период, когда теле и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию, является необоснованным, то он вправе представить данные о том, что выделенное время не отвечает указанным требованиям.

Очень важно обеспечение права на предвыборную агитацию на равных условиях для кандидатов, которые не являются государственными служащими. В основе этого положено ограничение в использовании служебных возможностей в рамках проведения предвыборной агитации тех кандидатов, которые находятся на государственной службе и имеют, всвязи с этим ряд преимуществ.

Для обеспечения равенства в рамках права на предвыборную агитацию в агитационный период граждане могут свободно предпринимать любые не требующие затрат действия агитационного характера: индивидуальные беседы, агитационные выступления на улице и во дворах, участие в агитационных митингах и шествиях и т.п. Если в такой агитации "из уст в уста" участвует множество граждан, ее эффективность может оказаться выше, чем у самых затратных методов.

Если же говорить о требовании российского законодательства оплачивать все расходы на проведение предвыборной агитации исключительно из средств избирательных фондов, то и оно не лишает полностью граждан возможности участвовать в тех формах предвыборной агитации, которые требуют расходов, хотя и существенно эти возможности ограничивает. У них остается право участвовать в такой агитации в команде кандидата. Более того, не исключается вариант, когда гражданин, по договоренности с кандидатом, вносит свои средства в избирательный фонд кандидата, а затем на эти средства изготавливаются агитационные материалы, которые сам этот гражданин и распространяет. Разумеется, любой агитационный материал в поддержку кандидата, оплаченный из его фонда, должен быть с ним согласован. Такое ограничение вполне оправдано: именно кандидат должен определять стратегию и тактику агитационной кампании, характер своей агитации, и у него должна быть возможность не допускать те материалы, которые в эту схему не вписываются, не говоря уже о материалах, которые под видом позитивной агитации фактически содержат негативную.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" допускает возможность предоставления дополнительного бесплатного и платного эфирного времени и бесплатной и платной печатной площади на равных условиях избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. В частности, такая возможность предусмотрена в Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации". Так, например, в пункте 5 статьи 52 указанного Федерального закона предусмотрено, что одна треть общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого государственными организациями телерадиовещания, отводится для проведения предвыборной агитации политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, а в пункте 5 статьи 53 этого Федерального закона указано, что одна вторая общего объема бесплатной печатной площади, декларированной редакцией общероссийского государственного периодического печатного издания, в соответствии с результатами жеребьевки распределяется в равных долях между политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов.

В результате такого законодательного регулирования преимущество необоснованно получают кандидаты, выдвинутые политическими партиями, так как объем эфирного времени и печатной площади, получаемый партией, учитывая выдвижение ряда кандидатов в порядке самовыдвижения, будет больше объема, получаемого каждым кандидатом. В связи с этим положение о предоставлении дополнительно платного и бесплатного эфирного времени, а также платной и бесплатной печатной площади избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, представляется необходимым исключить.

Также не позволяет гарантировать равенство прав кандидатов и избирательных объединений положение о том, что редакции негосударственных периодических печатных изданий, опубликовавшие расценки на размещение предвыборных агитационных материалов и уведомившие об этом соответствующую избирательную комиссию, в отличие от негосударственных организаций телерадиовещания, вправе отказать кандидатам и избирательным объединениям в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Проблема нарушения права на предвыборную агитацию

Регистрация кандидата может быть отменена за нарушения, допущенные при финансировании его агитационной кампании.

Другое основание для отмены регистрации кандидата – неоднократное использование им преимуществ должностного или служебного положения при реализации права на предвыборную агитацию. Третье основание для отмены регистрации кандидата – подкуп избирателей. Закон рассматривает в качестве подкупа избирателей действия представленные на рисунке 2.

Действия, классифицируемые как подкуп избирателей

Действия, классифицируемые как подкуп избирателей

Кроме представленных на рисунке, существует еще два основания для отмены регистрации кандидата непосредственно связаны с агитационной деятельностью. Одно основание – неоднократное нарушение запрета на ведение агитации против соперника, использование методов незаконной агитации в агитационных материалах, транслируемых на телеканалах.

Рассмотрим пример. 08 октября 2012 года Митволь О.Л. обратился в суд с заявлением, признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии (ТИК) города Химки, выразившееся "в непризнании" агитационного печатного материала в виде листовки формата АЗ. Кроме того, Миволь О.Л. требует признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии города Химки, выразившееся в непринятии предусмотренных законом мер по изъятию тиража вышеуказанного агитационного печатного материала в целях "недопущения его незаконного использования на досрочных выборах главы городского округа Химки". Истец так же просит обязать ТИК города Химки признать незаконным агитационный печатный материал в виде листовки формата АЗ "Олег Шахов: Рассчитываю на вашу поддержку" и запретить его распространение на досрочных выборах главы городского округа Химки, назначенных на 14 октября 2012 года и обязать ТИК города Химки принять предусмотренные законом меры по изъятию тиража вышеуказанного агитационного печатного материала в целях "недопущения его незаконного использования на досрочных выборах главы городского округа Химки". В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленного требования, заявитель ссылался на то, что содержание листовки "Олег Шахов: "Рассчитываю на вашу поддержку" не соответствует требованиям статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ, вследствие чего названный агитационный печатный материал не может быть разрешен к распространению на выборах главы городского округа Химки Московской области, назначенных на 14 октября 2012 года.

Химкинский городской суд Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата на должность главы городского округа Химки Московской области Митволя Олега Львовича об оспаривании бездействия Территориальной избирательной комиссии, выразившегося в непризнании агитационного печатного материала в виде листовки, незаконным и непринятии предусмотренных законом мер по изъятию тиража вышеуказанного агитационного печатного материала, о запрещении его распространения на досрочных выборах главы городского округа Химки и изъятии тиража агитационного печатного материала установил ряд важных фактов, нуждающихся в дополнительном изучении. Прежде всего, суд установил, что решением Совета депутатов городского округа Химки № 10/3 от 17 августа 2012 года были назначены выборы Главы городского округа Химки Московской области на 14 октября 2012 года. Решениями Территориальной избирательной комиссии города Химки кандидатами на должность главы городского округа Химки зарегистрированы: Митволь О.Л. и О.Ф. Шахов.

28 сентября 2012 года Митволь О.Л. обратился в Территориальную избирательную комиссию (ТИК) города Химки с жалобой на незаконную агитацию, просил признать незаконным агитационный печатный материал в виде листовки формата АЗ "Олег Шахов: Рассчитываю на вашу поддержку", оплаченный из средств избирательного фонда Шахова О.Ф., и запретить его распространение на досрочных выборах главы городского округа Химки.

Кроме того, Митволь О.Л. просил ТИК города Химки принять предусмотренные законом меры по изъятию тиража вышеуказанного агитационного печатного материала в целях недопущения его незаконного использования на досрочных выборах главы городского округа Химки.

07 октября 2012 года Территориальная избирательная комиссия города Химки отказала зарегистрированному кандидату на должность главы городского округа Химки Митволю О.Л. в удовлетворении его жалобы.

Однако суд решил отказать кандидату Митволь О.Л. найдя его обоснования неубедительными.

В данном случае суд оказался прав, кандидат не смог обосновать суду свое требование с точки зрения действующего законодательства, так как ссылка на ФЗ РФ №-67 является размытым основание для изъятия тиража листовок.

Другое основание – это несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Особо следует отметить, что регистрация кандидата может быть отменена за нарушение законодательства об интеллектуальной собственности, причем даже в тех случаях, когда сам обладатель права на интеллектуальную собственность не жалуется на действия кандидата. Практика последних лет демонстрирует немало примеров снятия кандидата по этому основанию – использование без разрешения правообладателя чужой мелодии в агитационном ролике, известных плакатов и т.п. Были даже случаи, когда кандидата снимали за листовки, в которых он был сфотографирован на фоне архитектурного или скульптурного памятника. Однако позднее в судебной практике возобладала точка зрения, что фотографирование скульптурных памятников и архитектурных сооружений, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещений, не может считаться их воспроизведением и не нарушает права интеллектуальной собственности.

Итак, право на предвыборную агитацию, как и смежные с ним политические права и свободы, не может рассматриваться как абсолютное право. В связи со спецификой его нормативного содержания специального внимания заслуживает выработка на уровне федерального избирательного законодательства в соответствии с Конституцией РФ (ч.З ст. 55) и международно-правовыми стандартами более четких критериев и оснований ограничений как права на предвыборную агитацию, так и свободы слова и печати, свободы массовой информации, смысл которых должен состоять в нахождении оптимального баланса между публичными и частными интересами в институте предвыборной агитации и практике его реализации.

Литература

  1. Нудненко Л.А. Конституционное право России – М.: Юрайт, 2012, Т.2
  2. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ в ред. от 28.12.2013 "О выборах Президента Российской Федерации" // Российская газета, N 6, 16.01.2003.
  3. Избирательное право в судебной практике: Научнодпрактическое пособие. / Под ред. О.В. Домаскина – М.: РЦОИТ, 2011
  4. Обзор судебной практики по делам о защите избирательных прав граждан Российской Федерации на территории Московской области в 2012 году Том 3 – М.: Избирательная комиссия Московской области, 2012
  5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ в ред. от 28.12.2013 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  6. Эбзеев Борис, Прудников Анатолий Конституционное право России – М.: Юнити-Дана, 2013