Особенности предвыборной агитации в РФ

Правовой режим осуществления предвыборной агитации существенно отличается от правового режима информирования избирателей по целям и задачам, срокам, формам и методам проведения. Таким образом, можно прийти к выводу, что принципы информационного обеспечения выборов также различны для предвыборной агитации и информирования избирателей.

Статьи по теме
Искать по теме

Конституционные принципы избирательного права гражданина в РФ

выборы в РФ

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.

Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.

Они могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны, а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (по выборам органов местного самоуправления).

Если результат выборов устанавливается после одноплатного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, это называется повторным голосованием.

Наконец, различают выборы очередные – проводимые в установленные законом сроки и внеочередные – назначенные в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента.

В Российской Федерации избирательные права граждан прочно закреплены на конституционном уровне. Кроме того, основные принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве, также обозначены в основном законе.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" добавляет еще добровольность.

Согласно нормам Конституции каждый гражданин России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.

Равное избирательное право – это принцип, который предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос, и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа. Если на выборах в законодательный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Прямое избирательное право. Избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно. В настоящее время из бюллетеней убрана графа "Против всех кандидатов".

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. В российской истории тайное голосование появилось только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность. Участие в выборах в Российской Федерации является свободным и добровольным – никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок – это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юридической ответственности.

Ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации. К ограничениям активного и пассивного избирательного права относятся:

1. Возрастной ценз. Для активного избирательного права – это 18 лет. Для пассивного избирательного права устанавливаются следующие возрастные планки: минимальный возраст кандидата – 18 лет на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет – на выборах членов. Совета Федерации и 21 год – на выборах в органы местного самоуправления, Кроме того, Конституция РФ устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81 Конституции РФ) – 35 лет, для депутатов Госдумы – 21 год (ст. 97). Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов.

2. Ценз гражданства. В российском законодательстве говорится о принадлежности права избирать и быть избранным как гражданам Российской Федерации (ст. 32, 81, 97 Конституции РФ), так и в некоторых случаях иностранным гражданам (ст. 130). Активное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления предоставляется иностранцам, достигшим 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум. Правом быть избранным в органы местного самоуправления РФ неграждане не обладают.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

Понятие и принципы предвыборной агитации

Понятие "предвыборная агитация" является одним из основополагающих для избирательного процесса, поскольку от содержания этого понятия во многом зависит дальнейшее установление рамок законных агитационных действий избирателей, иных участников избирательного процесса. Кроме того, качество предвыборной агитации позволяет оценить уровень развития института гражданского общества в государстве.

Само понятие предвыборной агитации представляется возможным трактовать не однозначно. Зачастую предвыборную агитацию позиционируют как составную часть политической агитации.

Безусловно, предвыборная агитация может быть выделена в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса. В законодательном аспекте предвыборная агитация является деятельностью, осуществляемой особым кругом субъектов. Также данное понятие можно охарактеризовать как составную часть системы нрава, а именно, как институт избирательного права. Помимо этого предвыборная агитация выступает одним из правомочий субъективного избирательного права.

По мнению П.С. Чудова предвыборная агитация как относительно самостоятельная стадия избирательного процесса, может рассматриваться как определенный законом период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него. Эта деятельность включает в себя строго определенный набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления.

В настоящее время существует базовое определение предвыборной агитации, которое базируется нормах Федерального закона N 67-ФЗ. Согласно данному определению "Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной призывы голосовать за или против кандидата, выражение предпочтения в отношении одного из кандидатов, описание возможных последствий избрания либо неизбрания кандидата, а равно иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов или против них".

А.Н. Аладьин ссылается определение предвыборной агитации данное А.Е Постниковым, согласно которому предвыборная агитация – это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. Содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации.

Признаки предвыборной агитации

Признаки предвыборной агитации

Необходимо подчеркнуть тот факт, что к числу признаков предвыборной агитации не следует относить побуждение к отказу от участия в голосовании или к бойкоту выборов, поскольку такая деятельность может быть квалифицирована как действия, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным.

Важное место в характеристике предвыборной агитации занимают ей принципы, которые основаны на нормах Конституции РФ и ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (рисунок 1.).

Принципы предвыборной агитации в РФ

Принципы предвыборной агитации в РФ

1. Согласно принципу ответственности перечень нарушений условий и порядка проведения кандидатами, политическими объединениями и блоками своей агитационной деятельности, а также участие СМИ в освещении избирательной кампании, являющихся основаниями для наступления ответственности, устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законами.

Особенно важна проблема информационной политики СМИ. В ныне действующем законодательстве для них в ходе предвыборной агитации не предусмотрено никакой ответственности кроме штрафа.

2. Принцип свободы организации и проведения предвыборной агитации включает в себя две составляющие:

  • свобода выбора любых допускаемых законом форм и методов агитационной деятельности, а также ее содержания;
  • свободное формирование политической воли избирателей, то есть принятие ими решения голосовать тем или иным образом на основе собственных убеждений и взглядов в условиях отсутствия давления со стороны других субъектов предвыборной агитации.

3. Не менее важным является принцип равных правовых условий. Он подразумевает следующее:

  • равные права и обязанности кандидатов;
  • равный доступ к средствам массовой информации;
  • равные сроки и порядки проведения предвыборной агитации.

Однако на практике довольно часто победа на выборах достигается не за счет лучшей, чем у конкурентов программы, или более убедительной, чем у соперников предвыборной агитации, а за счет того, что один из кандидатов использует для влияния на избирателей свое служебное положение. При этом применяется довольно широкий набор легальных, полулегальных и явно незаконных методов. Так, преимущество кандидатов достигается за счет неравенства возможностей при организации встреч с избирателями, использование служебных связей, техники, помещений, а главное за счет сохранения за кандидатом, находящимся на выборной государственной должности, права принятия решений в качестве способа исполнения своих должностных обязанностей.

Закон выделяет следующие формы предвыборной агитации:

  • в СМИ (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях);
  • посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
  • иные не запрещенные законом методы.

К иным методам можно отнести агитацию "от двери к двери", особенно эффективную в небольших избирательных округах, агитацию с автомобилей с использованием громкоговорителей и т.п. Возможны и одновременное использование нескольких форм: устная агитация "от двери к двери" с раздачей листовок, агитация с автомобилей, на которых установлены агитационные плакаты, проведение митингов и пикетов с раздачей листовок и т.п.

При определении формы агитации (а это важно, так как к разным формам закон предъявляет разные требования) следует иметь в виду, что к СМИ относятся газеты, имеющие признаки, установленные Законом РФ "О средствах массовой информации" (газета должна иметь постоянное название, текущий номер и выходить в свет не реже одного раза в год). Агитационные материалы газетного формата, не имеющие таких признаков, считаются печатными агитационными материалами.

Закон устанавливает, что кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Первым трем формам агитации в законе посвящены отдельные статьи. Есть также отдельная статья, посвященная общим ограничениям на проведение агитации. Ограничения на проведение агитации являются довольно жесткими (они жестче, чем ограничения на обычную рекламу и публикации в СМИ), поэтому прежде чем проводить агитацию, следует тщательно ознакомиться с законом.

Итак, предвыборная агитация, будучи одной из стадий избирательного процесса, представляет собой особое значение для хода и результатов избирательной кампании любого уровня, и соблюдение принципов ее организации и проведения является одним из необходимых условий для признания выборов действительно легитимными.

Литература

  1. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ в ред. от 28.12.2013 "О выборах Президента Российской Федерации" // Российская газета, N 6, 16.01.2003.
  2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 в ред. от 02.07.2013 "О средствах массовой информации" с изм. и доп. от 01.09.2013 // Ведомости СНД и ВС РФ, 13.02.1992, N 7, ст. 300.
  3. Головин А. Г. Избирательное право России. – М.: Норма, 2011
  4. Избирательное право в судебной практике: Научно-практическое пособие. / Под ред. О.В. Домаскина – М.: РЦОИТ, 2011
  5. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации – М.: Юрайт, 2013
  6. Нудненко Л.А. Конституционное право России – М.: Юрайт, 2012, Т.2
  7. Эбзеев Борис, Прудников Анатолий Конституционное право России – М.: Юнити-Дана, 2013