Игра в обучении изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
Игра в обучении изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста
- Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
- Педагогическая теория Макаренко
- Метод проектов в обучении английскому языку
- Учебник как средство организации самостоятельной работы школьников
- Профилактика внутришкольных конфликтов
- Методика обучения использования французского условного наклонения
- Развитие силовых способностей слабослышащих юношей 9 класса на уроках физической культуры
Современные технологии развития личности учащегося на занятиях ИЗО включают организацию образовательного пространства художественными средствами, создание эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, психологическую поддержку, диалогичность общения учителя с учениками, ценностное отношение к личностному опыту учащегося в изобразительной деятельности и др.
Игра – это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них – это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.
Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО
Дети любят рисовать, но творчество (в том числе и детское) должно опираться на знание предмета. Поэтому главная задача, которую нужно поставить перед собой учителю ИЗО, это научить детей основам рисунка и живописи. Конечно, практика должна быть дополнена и подкреплена теорией, историей искусства с показом репродукций и т.д. Но главное все же, чтобы на уроке изобразительного искусства ученики осознанно рисовали. А этот процесс ни в коем случае нельзя пускать на самотек; если дети привыкнут делать грубые ошибки, сложно будет их потом переучивать. Ребенок фантазирует, но без "графической грамоты" ему сложно воплотить свои замыслы на листе. Да и просто работа с натуры без предварительной подготовки становится для учеников обычным срисовыванием. Еще Гете утверждал, что одно поверхностное наблюдение природы не дает художнику возможности понять ее. [13]
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе и т.д. Необходимо сначала дать детям крепкую основу, а потом уже ставить несложные натюрморты, предлагать темы для иллюстрирования, ходить на пленэр и т.д.
А.П.Сапожников считал, что лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. Вначале ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. "Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры, каковыми являются треугольники, четырехугольники и тому подобные, – указал Сапожников, – нет животного, птицы, насекомого, цветка, растения, формы которых в общем не могли бы быть окованы сказанными фигурами". [14]
Геометральный метод незаслуженно забыт, а начинающему рисовальщику он крайне необходим. Геометральный метод рисования – не только механическое упражнение руки, но и гимнастика для ума, причем упражняется наблюдательность, развивается общее чувство формы, фантазия. Последовательность обучения рисунку должна быть такой: сначала изображение простейших геометрических фигур, затем – формы параллелепипеда, цилиндра конуса, криволинейных форм предметов. Постепенно подводят ученика к рисованию более сложных объектов изображения. Каждая задача обуславливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней. [13]
Нельзя сразу ставить перед учениками многоплановые задачи. Вначале пусть научатся проводить от руки ровные линии, рисовать плоские фигуры (квадрат, треугольник, ромб и т.д.). В геометральном методе именно с этого начинается обучение рисунку. Но результатом деятельности детей должны быть не просто абстрактные фигуры, а объекты окружающего мира. Чтобы изобразить зайца геометральным методом: сначала намечаются простые линии одинакового размера. Потом изображается основная фигура. Остальные детали рисунка (голова, уши, лапки и т.д.) находятся делением базовых линий на две одинаковые части и т.д. Таким способом можно рисовать животных, технику, мультипликационных персонажей, архитектуру, натюрморты, пейзажи, портреты и др. [15]
Немногие школы оснащены наглядными пособиями по ИЗО, но это не беда – в любом классе есть доска и мел. Всякий учитель рисования, который хоть раз пытался объяснить на доске по этапам построение рисунка, знает, как ученикам сложно компоновать "на глаз", определять пропорции основных элементов изображения. Применение геометрального метода изображения даёт большие преимущества и здесь. Учителю легко рисовать простые фигуры и объяснять их построение на доске. Однако, для успешного усвоения этого метода он должен научить детей соизмерять пропорции изображаемого карандашом. Самому учителю лучше производить измерения на доске указкой (желательно выдвижной), это необходимо для правильного рисования простых фигур. Каждый этап нужно пояснять и ждать, пока дети нарисуют в альбомах.
Несложно любого ученика научить проводить от руки ровные линии, да и пропорционирование (измерение карандашом) детям дается легко. Построение рисунка таким методом настолько просто, что учителю лишь иногда нужно проходить по рядам, контролируя процесс. Увидев ошибку в рисунке ученика, преподаватель показывает, что сделано неверно, а ребенок уже сам исправляет свою работу. Такой метод обучения организует детей, и любой рисунок выполняется за урок (40 минут). Идя поэтапно от простых фигур, используя метод пропорционирования, учащиеся в подавляющем большинстве справляются с заданиями и делают их с высоким уровнем заинтересованности. Детям радостно видеть, что рисунок удался, и они иногда на этом же уроке начинают работать в цвете. Даже на первых занятиях ученики уже могут проявить себя творчески (к примеру, раскрасить того же зайца, как захотят). Построение рисунка на доске – это активный метод преподавания. Экспериментально опробовав его на уроках в средней общеобразовательной школе, мы убедились, как ценен такой подход в обучении. В помощь учителям было издано учебное пособие, которое сейчас с успехом используется во многих школах края.
В настоящее время появилось много хороших книг поэтапного рисования отечественных и зарубежных авторов (Григорий Мацыгин, Ли Эймис, Дуг Дюбоск, Вендом Блейк и др.). Это живая методическая литература. Брошюры можно разрезать, сделать ксерокопии и раздать детям на уроке эти листы для самостоятельной работы. Преимуществом пошагового метода является индивидуальный подход. В начале урока учитель показывает разные карточки, дети поднимают руку, когда видят рисунок, который хотели бы нарисовать, и получают пошаговую инструкцию. Так что все ученики довольны и рисуют то, что им нравится: к примеру, мальчики – технику, девочки – мультипликационных персонажей. Начинать надо с простых инструкций (книги Г. Мацыгина "Рисование, первые шаги"), с каждым новым уроком усложняя задания (к примеру, брошюры Ли Эймиса) и т.д. Для преподавателя это пассивный метод. Учитель, в соответствии с ним, помогает лишь тем, кто не справляется. [11]
Следя за тем, как ученики рисуют с карточек-заданий, мы убедились, что знания и навыки, приобретенные в процессе пояснений учителем на доске, они используют и здесь: соотносят размер одного элемента по отношению к другому и т.д. Стоит обратить внимание на то, что наилучшие результаты дает именно сочетание и поочередность этих двух методов: геометрального и пошагового. Они дополняют друг друга в единой системе.
У учителя есть соблазн пользоваться каким-то одним методом, но это неверный путь. Нельзя повторяться. Нужно с каждым уроком давать ученикам что-то новое, каждый раз усложняя задачи, для этого нужны разные подходы. Кстати, только так можно заслужить авторитет и уважение детей.
Помимо поэтапных инструкций (карточек), в обучении нужно использовать и законченные рисунки – не содержащие пояснений, т.е., где нет этапов, указаний, с чего надо начинать рисунок и т.д. Ученики должны догадаться сами, как нарисовать понравившуюся картинку. Копировальный метод следует применять только после геометрального и поэтапного рисования. Иначе учебное задание превратится в бесполезное, и даже вредное, срисовывание, когда ученик пытается повторить контуры рисунка с мельчайшими подробностями и теряет общую форму изображаемого объекта. Если ученики уже приобрели какой-то опыт в использовании вышеназванных методов изображения на доске и в самостоятельной работе, то можно использовать и копировальный метод с образцов. Где учитель может достать эти самые образцы? Самые дешевые книжки по рисованию – это детские раскраски, их можно разрезать по страницам и использовать как раздаточный материал на уроке. Еще можно распечатать картинки из компьютерных меню и т.д. Для начала рекомендуется использовать простые рисунки без сложных перспективных положений.
Чтобы переход от поэтапного рисования к копировальному был более понятным и плавным для учеников, рекомендуется на раздаточном материале (на карточках) цветным карандашом наметить общие формы (позже можно обходиться без этих подсказок).
Рисуя с образца, ученику нужно увидеть в многообразии деталей картинки общие формы и рисовать осознанно. Учитель должен наблюдать за процессом и не допускать попытки срисовывания, объясняя ученикам смысл задания. В этом объяснении хорошо проводить аналогию с лепкой, где тоже нужно начинать с общей формы. Копировальный метод подводит ученика к самостоятельному рисованию. После таких заданий дети могут сами исполнять рисунки с понравившихся картинок или фотографий.
Следующим, более сложным этапом обучения, является рисование с натуры и тематическое рисование. [12]Мы убеждены, что всякий ребенок может научиться рисовать дерево, строить от простых линий кувшин, знать о пропорциях человеческого лица и т.д. – и это будет основой для дальнейшего творчества. Зная эти правила, ребенок сможет осознанно нарисовать любое дерево, построить любой кувшин и нарисовать своего соседа по парте. А умение рисовать пригодится в любой профессии.
Роль игры в обучении младших школьников
Игра является сильнейшим средством социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействияих на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. [8]
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
– как элемент более общей технологии;
– в качестве урока или его части;
– как технология внеклассной работы. [10]
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве ее средства;
– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.[10]
Теперь необходимо выделить наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое "поле самовыражения".
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. [7]
Важно помнить о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр.
1.Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся (в творческих играх).
2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление – красочным и разнообразным.
3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.
4. Игра должна строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
В отличие от традиционных деловых и учебно-имитационных игр, применяющихся в обучении взрослых и детей, игры по предмету изобразительное искусство должны иметь художественно-образное начало и сочетать в себе как минимум два вида деятельности: психолого-педагогическую и художественно-эстетическую.
Важно, чтобы игра не потеряла свой начальный смысл и не превратилась в дополнительную контрольно-проверочную работу. Для этого она обязательно должна начинаться с "включения" эмоций, переживания, провоцирующих интерес к предстоящей деятельности. Средствами такого эмоционального погружения в тему, могут быть художественные различные стимулы такие как: эмоциональные провокации, примеры из жизни, театрализованное действие, поисковые творческие задания, фрагменты произведений искусств, их взаимодействие.
Особенности игровых методов на уроках ИЗО в младших классах
Игра – один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте. Чем привлекает игра? Особым эмоциональным состоянием (игровым). Это состояние представляет собой ожидание и сам процесс удовольствия от умственной активности, проявляемою в свободной творческой атмосфере игровой дисциплины, юмора или соревнования.
А потому новая воспитательная технология учитывает особенности детской психологии: стремление к деятельности, игровым формам занятий, основанным на их интересе и потребности.
Уроки изобразительного искусства наиболее удачны для проведения игр. Это соответствует и возрастным особенностям учащихся и их увлечениям. В игре часто раскрывается индивидуальные особенности ученика, которые на традиционных уроках спрятаны глубоко в душе ребенка.
Включение игры в процесс уроков ИЗО, строящихся по законам искусства, так и в воспитательную работу с опорой на данный учебный предмет, вполне оправдано и эстетически и педагогически.[7]
Преподавателю изобразительного искусства часто приходится думать над тем, как сделать уроки увлекательными, как приучить детей заглядывать в словари и специальную литературу. Один из более эффективных способов добиться этого – интеллектуальные игры. Сейчас на ТВ много популярных и интересных игр, идеи которых можно использовать при изучении ИЗО.
Педагог, проводящий игру на уроке изобразительной деятельности, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.
Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход. При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.
Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Педагог может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений "преподватель – ученик". Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция преподавателя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.
Организуя сюжетные игры на уроке изобразительного искуства, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей. [15]
К числу основные функции игровой позиции педагога при обучении изобразительной деятельности относится следующее:
1. гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
2. повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
3. экономия нервных затрат педагогов и школьников;
4. обеспечение гибкого поведения учителя. [14]
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что "в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя".
Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки. [6]
Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.
В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.
Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу. [4]
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:
– внимание;
– развивающие глазомер;
– тренирующие наблюдательность;
– развивающие творческие способности;
– воздействующие на эмоции и чувства;
– раскрывающие личностные возможности ребенка.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания в процессе обучения изобразительной деятельности, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов. Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
План конспект урока ИЗО в 3 классе средней общеобразовательной школы
План-конспект урока ИЗО с использованием игровых методик. Урок рассчитан на учащихся третьего класса общеобразовательной школы. Тема урока: "Рисование по представлению. Весенний луг"
Цель урока: совершенствовать навыки выполнения рисунка в нетрадиционном формате.
Задачи урока:
1. закреплять навыки соотнесения изображения с форматом листа бумаги, использования альтернативных способов рисования для передачи замысла, совершенствовать навыки передачи эмоционального содержания образа цветом;
2. развивать зрительную память, цветовое восприятие; воспитывать чувство сопричастности при создании коллективной композиции.
Оборудование и материалы: разноцветные листочки бумаги для игры, картонная коробочка, бумага для рисования, акварельные краски, кисти, фломастеры, ножницы, цветная проволока (кусочки по 10 – 12 см), открытки с изображением луговых цветов, клей ПВА
Ход урока
Приветствие
Формулировка целей и задач урока.
В начале урока ученикам предлагается небольшая художественная разминка в виде игры "Цветные ассоциации".
К уроку учитель заготавливает разноцветные квадратные листочки бумаги и помещает их цветной стороной вниз внутрь картонной коробочки. Перед началом игры учитель сообщает тему "Весенний луг" и предлагает каждому ученику, вытянув из коробочки один листочек бумаги, высказать свои ассоциации с данным цветом.
Например, ученик вытянул листочек голубого цвета и всем сообщает, что это небо; листочек коричневого цвета – земля и т.д. Учитель также является участником игры. Для себя листочек он специально положил на дно коробки. Когда до него доходит очередь, он достает разноцветный листок бумаги и предлагает свою версию ассоциаций – луг. Педагог просит учеников высказать свои ассоциации с этим удивительно разноцветным листочком. Ребята могут предложить различные варианты: радуга, цветы, бабочка и т.д. Учитель соглашается с этими вариантами и предлагает посмотреть ребятам, как из этого кусочка бумаги может получиться замечательная бабочка. Педагог легким движением складывает пополам листик бумаги и вырезает бабочку.
Используя изображение учитель выстраивает беседу о природе родного края, об особенностях весенней природы, о бабочках.
На практической части урока учитель предлагает детям поработать в парах (или в группах по 4 – 6 человек) над созданием летнего луга. Каждая группа ребят будет создавать одну композицию. Творческий процесс можно разделить на несколько этапов:
Изображение летнего неба (фон).
Создание разноцветных мотыльков.
Закрепление мотыльков на проволоке.
Закрепление мотыльков с проволокой на фоне.
Вырезание луговых цветов из открыток.
Закрепление цветов на фоне.
Объединение индивидуальных работ в коллективный фриз.
Ребята между собой распределяют обязанности. Пока одни ученики на вертикально расположенном листе изображают акварельными красками летнее небо, другие внимательно слушают информацию о технологии создания луговых бабочек способом монотипии, третьи вырезают цветы, четвертые создают пружинки-держатели для бабочек.
Для создания изображения бабочки нужно взять 1/8 часть листа бумаги формата А-4. Предложенный формат бумаги ребята складывают пополам. На полученной заготовке прорисовывают половинчатое изображение бабочки (форму бабочки создают самостоятельно или по шаблону, предложенному учителем) и вырезают его. Для того чтобы изображение на крылышках бабочек было совершенно одинаковым, рекомендуется использовать технику изображения – монотипию. Раскрыв сложенную заготовку, ее смачивают водой и наносят акварельными красками рисунок только на одну часть развернутого изображения. Работать нужно быстро, чтобы вода не успела высохнуть. Когда рисунок создан, изображение бабочки вновь складывается пополам и прижимается рукой, чтобы рисунок, созданный на одной стороне заготовки, отпечатался и на другой. Раскрыв сложенную заготовку, обнаруживаем совершенно одинаковый узор на одном и на другом крылышке. Когда бабочка просохнет, тонкой кистью можно будет нанести дополнительный узор на крылышки (точечки, кружочки и т.д.), четко прорисовать туловище и усики.
Для создания пружинки необходимо концы проволоки (10-12 см) с двух сторон закрутить в виде улитки, а для того чтобы бабочки легко покачивались над цветочками, необходимо саму проволоку изогнуть зигзагообразно, создав пружинку.
Выслушав внимательно учителя, ученики приступают к выполнению указаний и по аналогии создают еще несколько бабочек.
В это время другие участники группы вырезают из открыток цветы, создают фон, формируют проволочные пружинки.
Следующим этапом работы является совместное взаимодействие по формированию композиции. Участники группы закрепляют бабочек на пружинках: прикрепляют один конец цветной проволочки к изнаночной стороне бабочек, к брюшку, наклеив сверху проволоки кусочек бумаги, а второй конец пружинки таким же образом закрепляют на фоне в нижней части листа.
Когда все бабочки прикреплены, в нижней части фона ученики размещают луговую растительность, прикрывая при этом места закрепления проволоки. Вырезанные из открыток цветочки приклеиваются на поверхность листа бумаги точечно, что дает возможность лепесткам быть свободными и создает впечатление пышности и объемности изображения.
В конце урока ребята вместе с учителем соединяют работы в одну общую – фриз.
Юные художники рассматривают созданное произведение, высказывают свои впечатления о проделанной работе и отвечают на вопросы учителя:
Какие чувства вызывает данная композиция?
Есть ли созвучие зрительного образа и душевного восприятия?
А затем вместе с учителем играют в "Ассоциации" на тему: "Мое настроение".
На завершающем этапе урока учитель формулирует выводы и выставляет оценки учащимся
Выводы
Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания. В педагогической науке рассматривается следующая целевая ориентация игр:
1. Дидактические игры. Они направлены на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
2. Воспитывающие игры. Их цель воспитание самостоятельности, воли, а так же формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
3. Развивающие игры. Их задачи развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение и развитие мотивации учебной деятельности.
4. Социализирующие игры нужны для приобщения детей к нормам и ценностям общества. Кроме того, их цель адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, самореализация, обучение общению и психотерапия.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Литература
1. Белова О.А. Некоторые психофизиологические особенности в развитии детей в начальной школе // Современные проблемы науки и образования № 5, 2006. с.23-26
2. Воронин П.Г. Педагогика – М.: Лидер, 2011
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
4. Иванковский О.С. Уроки ИЗО и МХК // Начальная школа, 2005 № 6 – С.77-79
5. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Шилова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
6. Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов-на-Дону.: Феникс 2009.
7. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008
8. Панина ТХ. Современные способы активизации обучения / Под ред. Т. С. Паниной. – М.: Издательский центр "Академия", 2008.
9. Педагогика / Под редакцией Ю. К. Бабанского. – М.:Просвещение, 2013.
10. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии – М.: Проспект, 2009
11. Психология. Немов Р.С. Общие основы психологии. 0 М.: Инфра-М, 2011
12. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Просвещение, 2009
13. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства – М.: Издательский центр "Академия", 2012.
14. Суровская В.Д. Преподавание изобразительного искусства в школе //Начальная школа 2003 № 8 – С.44-51
15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2009.