Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения новых образовательных стандартов.

Статьи по теме
Искать по теме

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

1. Личность и здоровье

Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский.

В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения.Поскольку важнейшей составляющей культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни являются систематические занятия физической культурой и спортом, в ряде исследований они рассматриваются как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека (В.В. Белорусов, Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает, что целостный подход к понятию "здоровье" ведет к осознанию необходимости существенных изменений в школьной жизни, начиная от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.

В настоящее время областью экспериментальной работы является культура здоровья и здорового безопасного образа жизни школьников, условия ее формирования. Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности. Необходимо интегрировать усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его пределах. Речь идет о создании своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач воспитания у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.

Как показывает анализ литературы, социализация личности – двоякий процесс. С одной стороны, его можно организовать посредством воздействия на окружающую среду и систему отношений между людьми, а с другой – это стихийный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с личностью.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами, именно их под их воздействием формируется культура здорового и безопасного образа жизни. Чёткое распределение основных факторов социализации в три группы и характеристики их в научно-педагогической литературе даны А.В. Мудриком.

Первая группа – макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство, Именно они определяют то, что "дитя человеческое" в разных уголках земного шара растёт и развивается по некоторым общим законам.

Вторая группа факторов социализации – мезофакторы, включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия.

Третья группа факторов – микрофакторы, к ним относится всё то, что влияет на конкретных людей, с ними взаимодействующих, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Из мезофакторов необходимо отметить роль места проживания формирующей личности как важнейший фактор её социализации.

В процессе воспитания "в широком смысле слова" происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого процесса. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Характерной особенностью современной России является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. С переходом Российского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать здоровый и безопасный образ жизни.

Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте. Это предполагает, прежде всего, целенаправленную деятельность общеобразовательного учреждения, адекватные цели формирования конкурентоспособности и реализуемые в нем содержание обучения и воспитания, образовательные технологии и т. д.

В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет специального исследования теории и практики воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между потребностями социума в поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей и здоровьетворящей образовательной практики в школе; функциональными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике здоровьесберегающие и здоровьетворящие образовательные технологии.

2. Принципы формирования культуры здорового образа жизни

Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;

-принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка

-принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);

- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);

- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;

- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.

- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве;

Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

3. Социально-педагогическая работа

Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий: всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, а также гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – психологов, социальных педагогов.

Существует несколько групп критериев успешной социализации, позволяющих оценить эффективность социально – педагогической деятельности образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным Л.Е. Никитиной. Основные из них, имеющих отношение к участию школы в процессе социализации детей, следующие:

- критерии здоровья;

- критерии психологического комфорта;

- критерии обучения;

- критерии развития;

- критерии воспитания;

- критерии социальной устойчивости.

Воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления. Основным назначением диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, в семье, "ребёнок-педагог". Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.

Современная социальная педагогика трактует социум как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.

В последние годы наблюдается значительное усиление внимания к проблемам семьи, её воспитательного потенциала, поиску путей активного сотрудничества школы и семьи. Это естественно и закономерно: семья – наименьшая ячейка общества, в ней, как в капле воды, отражаются его проблемы, тенденции развития. Напряжённый режим жизни, особенно в условиях города, воздействия многочисленных стрессовых факторов, рост тревоги, агрессивности людей, подчас ломка традиционного жизненного уклада – всё это отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, культуры здоровья, выбора им образа жизни, на степень включённости родителей в социально – педагогическую среду. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.

Выводы

Семью необходимо педагогизировать с целью повышения её влияния на социализацию личности ребёнка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Одной из основных задач является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка. Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на -ребенка в процессе формирования личности влияют:

природа и родной язык;

общение в семье, в школе, окружающая среда;

его деятельность;

средства массовой информации, искусство, литература;

образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через социализации личности подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

2. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студ. подготовительных учеб.-тренировочных групп учреждений, беспечивающих получение высш. образования / Р.И. Купчинов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

3. Лотоненко, А.В.. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. – М.: "Физкультура, образование и наука", 1996. – 317 с.

4. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с.

5. Скрипко, А.Д. Технологии физического воспитания / А.Д. Скрипко. – Минск: ИСЗ, 2003. – 284 с.

6. Тексты лекций по курсу "Физическое воспитание" / В.А. Коледа, В.А. Медведев, В.З. Марченко. Часть 1. – МПГУ, 2009– 56 с.

7. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин–тов по спец. 03.03 "Физ. культура" // Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.

8. Физическая культура студента: учебник / М.Я. Виленский [и др.]; под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2002. – 448 с.

9. Физическая культура: типовая учебная программа для высших учебных заведений / сост.: В.А. Коледа [и др.]. – Минск: РИВШ БГУ, 2008. – 49 с.

10. Физическая культура: курс лекций / В.А. Коледа [и др.]; под общ. ред. В.М. Киселева. – Минск: БГУ, 2007. – 195 с.