Формирование гуманистического сознания у учащихся

Формирование гуманистического сознания у учащихся.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и принципы гуманизации общества

Гуманистически ориентированный учебный процесс предполагает новые цели образования, в которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и индивидуальность ученика и, одновременно, обеспечение самореализации учителя; новое содержание образования, в котором ведущую роль играет общечеловеческий ценностный аспект, а не обезличенная информация о внешнем мире; иной по сравнению с традиционным характер общения в системе "учитель-учитель", "учитель-ученик", "ученик-ученик", атмосфера взаимного доверия, творческое взаимодействие, диалог, стимулирующие самореализацию учителя и ученика; в процессуально-методическом аспекте – выбор учителями и учащимися форм и методов обучения, предполагающих активное включение в структуру деятельности учения процессов саморазвития.

Несомненно, гуманизация образования обусловливает расширение источников постановки педагогической цели. Традиционно рассматривались два источника целеполагания: социум и ребенок, потребности его развития. В сущности, между ними нет противоречия, хотя их абсолютизация приводила к известным в педагогике теориям "свободного" и "авторитарного" воспитания. Среди источников целей воспитания и образования, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводилась роль исполнителя "проектов" и "технологий". Однако педагогическая деятельность – одна из немногих, в которой личность учителя не только опосредует, но и определяет цель и содержание процесса.

Необходимо отметить, что в соответствии с гуманистической парадигмой общественно-обусловленные цели образования должны состоять в создании условий для максимально полного освоения личностью материальной и духовной культур, обеспечивающего его благоприятную социальную адаптацию и просоциальную активность. Объективно обусловленные цели образования репрезентируются на уровне субъекта через реализацию индивидуально детерминированных потребностей. Субъектно-обусловленные цели образования должны быть направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей личности. Потребности субъекта находят свое отражение и максимальное воплощение в том случае, если он имеет возможность удовлетворить их в таких формах активности, которые в максимальной степени соответствуют стилям его индивидуальности: стилю понимания, стилю самоактуализации, стилю межличностных отношений. Отсутствие возможностей к проявлению психической активности в русле характерного для субъекта стиля индивидуальности приводит к напряженности потребностей и осознаваемой неудовлетворенности.

Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей; новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса; систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями; демократический стиль педагогического и профессионального общения; включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.

Принципы гуманизации процесса обучения следующие:

- познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого;

- познания ребенком себя как человека;

- совпадения интересов ребенка с общечеловеческими интересами;

- недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления;

- предоставления ребенку в педагогическом процессе необходимогољ общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;

- очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;

- определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса.

Крайне важно в процессе обучения придерживаться таких гуманистических позиций, которые позволяют раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, сформировать у него наиболее высокий уровень познавательной потребности, не дать развиться чувству неприятия учения и школы.

Ш.А. Амонашвили и другие предлагают в процессе обучения придерживаться определенных гуманистических позиций, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися, между самими учащимися. Это, прежде всего, управление обучением и всей школьной жизнью ребенка с позиции его потребностей и интересов. Содержание обучения и воспитания, то есть база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. При таком подходе целеполагание и подбор средств будут строиться с максимальным учетом особенностей познавательной сферы учеников. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать, в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к нему. Воспринимать естественные неудачи школьника как его неспособность и реагировать на это осуждающе – негуманно по отношению к личности ребенка.

Сотрудничество учителя со школьниками в процессе обучения предполагает объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, при этом школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью. Это предполагает этичное отношение к школьнику, уважение его достоинства, поддержку его точки зрения и суждений, что создает атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, формирует у школьников этические нормы, нравственное поведение в обществе.

Гуманистически ориентированный педагог

Гуманистически ориентированному учителю необходимо обладать позитивным отношением к ученику: он принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных его качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности ребенка; открытость учителя противопоставлена формальному ролевому поведению, не допускающему проявления эмоций и чувств помимо этой ролевой установки и выполняемых им функций предметника; эмпатическое понимание предполагает, что учитель оценивает ученика не столько с позиций социально-нормативных требований, сколько исходя из собственных оценок и ценностей учащегося.

При таком подходе целью процесса обучения должно являться самовоспитание ребенком в себе личности. Научные знания в таком случае выступают как средство достижения этой цели.

Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В то же время необходимо иметь в виду, что, если в рамках одной образовательной системы технологии могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, то модель обучения, определяющая общую концепцию работы учебно-воспитательного учреждения, должна быть единой. Однако ее выбор представляет в настоящее время для руководителей учебно-воспитательных учреждений большую сложность.

При этом необходимо учитывать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований. Л.А. Байкова и другие исследователи выделяют следующие:

- безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

- осознание права личности быть не похожей на других;

- предоставление права на свободу выбора;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;

- учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, сформированность положительной Я-концепции, активность).

Хотелось бы отметить, что перечисленное обозначает лишь некоторые пути реализации идеи гуманизации образования в формировании нового педагогического мышления. Рассматриваемая проблема включает целый комплекс задач формирования духовных ценностей человека, что может рассматриваться как дальнейшая перспектива исследования гуманизации образования. Эта перспектива включает в себя: разработку концептуальных основ, методологии, теории, технологии программного обеспечения гуманизации образования (разработку учебных программ, учебных планов, учебников); систематизацию имеющихся подходов к разработке проблемы.

Формирование гуманистического сознания у учащихся. Воспитание гражданственности

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – основополагающий принцип государственной политики в области образования, закреплённый в Законе Российской Федерации "Об образовании". Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в сознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…" – знаменитая формула Н.А. Некрасова как нельзя лучше передаёт социальную значимость этого качества для каждого из нас и общества в целом. Именно оно, прежде всего, подтверждается паспортом гражданина России, школьным аттестатом зрелости, вручаемым выпускникам российских школ.

Наша программа воспитания включает в себя такой компонент, как воспитание россиянина, гражданина и патриота, что должно способствовать возрождению общественного тонуса, сплочению общества.

Целью воспитания учащихся в нашем лицее мы ставим формирование гуманистических и при этом социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения.

Ребят, которые учатся в лицее принято называть мотивированными. Образование для них является социально-значимой ценностью, а цель поступления в лицей они определяют, как желание получить глубокие знания для продолжения обучения в вузе. Лицей для таких ребят становится интеллектуальной питательной средой общения, адекватным их внутренним потребностям и целям. Логично, что именно совершенствование этой среды является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашего лицея.

Мы смотрим на нашего будущего выпускника, прежде всего, как на целостную личность с его духовностью, универсальностью, творческим началом

Исходя из этого, важнейшую для себя задачу гуманистического воспитания лицей видит в формировании у подростков общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, культивирования интеллигентности как высокой меры воспитанности. "Возродим лучшие традиции российской интеллигенции!" – девиз коллектива лицея.

Следующим фактором, обуславливающим целенаправленную организацию внеурочной воспитательной работы, является создание условий, укрепление материальной базы для проведения воспитательной работы. В лицее есть 4 пианино, 5 музыкальных центров, синтезатор, телевизоры и видеомагнитофоны. В лицее хорошая библиотека и читальный зал, комната отдыха и творческой активности учащихся. Требуют хорошего оборудования актовый и спортивный залы.

Для появления благоприятной воспитательной среды большое значение имеет создание соответствующего воспитательным целям микроклимата в лицее. С этой точки зрения в лицее нет ничего малозначительного, несущественного. На общее развитие подростка оказывает влияние не только связь лицея с другими учебными заведениями – МИФИ, лицеями Москвы, не только традиции, которые сформировались за время существования лицея, но и общая система межличностных отношений учащихся между собой и не в последнюю очередь взаимоотношения в педагогическом коллективе. Лицей работает в режиме продленного дня, ребята уходят домой в 18 часов, а иногда и позже. В этом смысле даже то, как организовано горячее питание учащихся, оказывается небезразличным к общему климату в лицее. Воспитание красотой тоже играет огромную роль в становлении личности подростка. Школьные помещения, столовая, интерьеры, порядок хранения и расположения оборудования лицея также являются факторами воспитания и развития. Все это в сознании подростка, интегрируясь, создает определенное отношение к миру и деятельности человека, отношение к труду и творчеству, к общению.

В результате большой и содержательной работы в лицее отсутствуют факты правонарушений среди учащихся на протяжении всех лет его существования.

Педагогический коллектив представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к постоянному творчеству. На заседаниях методического объединения классных руководителей рассматриваются вопросы диагностики, комплексного подхода к развитию личности, обсуждаются результаты внеклассных мероприятий, обобщается опыт работы лучших классных руководителей. Много внимания уделяется работе с молодыми классными руководителями по оказанию методической помощи в сплочении ученического коллектива, подготовке коллективных творческих дел, работе с родителями и т.д.

Родители играют существенную роль в жизни лицея. Родительский комитет активно помогает решать все наши проблемы. Родители являются членами Совета лицея, родительского комитета, родительского актива по подготовке к выпускному вечеру. Они участвуют почти во всех наших мероприятиях.

Из анкеты мамы выпускника: "… Жизнь нас приучает к тому, что мы скупы на добрые слова. Даже на заслуженно добрые. Но сколь много слов я бы ни сказала, всё будет мало: в этом хорошем доме есть всё – и учёба умственная, и учёба жизненная, и жизнь разума, и жизнь души, потому что здесь есть люди, на которых жизнь держится. Поэтому и надеюсь, что Россия наша не пропадёт, потому что выпускают отсюда уже людей, да, людей, которые способны стать не только специалистами, но Гражданами. Мой сын лицей закончил. И я закончила его вместе с ним – не потому, что была вынуждена учиться вместе с ним, а потому, что мне хотелось бывать здесь, хотелось вдохнуть этого воздуха добра, разума, сердечности, спокойной уверенности в правоте жизни…"

Проблемы нравственного воспитания школьника

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности.

Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание – искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, – включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с уверенностью сказать, на сколько велико значение этой проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления младших школьников.

Проект программы по формированию гуманистического мировоззрения и воспитания у школьников модели сострадания

Цели:

1. Воспитать Гражданина Мира.

2. Воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, село, край, Россию; человека культуры и нравственности.

3. Сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

Задачи:

1. Воспитание любви к школе, селу, краю, Отечеству.

2. Сформировать представление об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах, принятых в мире в качестве идеала.

3. Создать условия для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов как ценностей.

4. Развивать чувства гуманности, сострадания, уважения человеческого достоинства.

5. Формировать чувство ответственности за свои поступки.

Принципы:

1. Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка.

2. Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю.

3. Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.

4. Принцип завершённости в обучении и воспитании.

5. Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач.

6. Принцип включения родителей в педагогический процесс.

Особое внимание школа будет уделять формированию гуманистического мировоззрения и воспитанию у школьников модели деятельного сострадания.

Что такое международное гуманитарное право?

В 1899 и 1907 гг. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 году – Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Особенности и значение международного гуманитарного права.

- продолжение гуманистической традиции, которая наиболее полно воплотилась в международной хартии прав человека. Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы;

- международное гуманитарное право не может исключать войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной;

- наряду нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

Как и любые законы, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда. Но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а так же даёт возможность осудить тех, кто их нарушает. К тому же международное гуманитарное право содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил, в их числе – возмещение убытков той стороной вооружённого конфликта, которое нарушило установленные правила. Участники Женевских конвенций 1949 года обязались обеспечить уголовное наказание для лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, включающие преднамеренные убийства, пытки, причинения чрезмерных страданий и серьёзного увечья и некоторые другие формы не гуманного обращения. Международное право содержит понятие "военные преступления", которые включают в себя применение запрещённых международными соглашениями средств и методов войны: бессмысленное разрушение городов и других населённых пунктов; уничтожение культурных ценностей; жестокое обращение с военнопленными, ранеными и больными, а так же с мирным населением; угон в рабство; взятие заложников, грабежи т.п. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении военных преступлений, регламентируются специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о международном сотрудничестве в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества.

Международное гуманитарное право является юридической базой деятельности Международное комитета Красного Креста, который в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.

В 1860 г. Возникает организация, которая в последствии стала называться Международным комитетом Красного Креста.

Движения Красного Креста в своей деятельности руководствуется семью основополагающими принципами.

Гуманность

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность

Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

Нейтральность

Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооружённых конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.

Независимость

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлениям к получению выгоды.

Единство

В стране может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность

Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Российское общество Красного Креста.

В России традиции оказания помощи раненым и больным уходят в глубь веков. Международное движение Красного Креста осуществляет свою гуманитарную миссию в интересах всего человечества, и успех этой миссии зависит от сплочённости составляющих его национальных обществ 170 стран мира, одним их которых является Российский Красный Крест.

Служба милосердия – медицинское и социально-бытовое обслуживание инвалидов, одиноких престарелых граждан; шефская помощь детским домам и приютам; подготовка к стихийным бедствиям и оказание экстренной гуманитарной помощи жертвам аварий, катастроф и вооружённых конфликтов; розыск пропавших безвести во время стихийных бедствий и войн; оказание помощи учреждениям здравоохранения в борьбе с эпидемиями и приобретение медицинского оборудования и лекарств; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам; распространение международного гуманитарного права – вот не полный перечень тех дел, которыми занимается сегодня Общество Красного Креста, представляя собой существенное дополнение к работе государственных структур, таких как Министерство Здравоохранения, МЧС, Министерство социального развития и др.

Пути реализации программы:

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Задачи воспитания

- умение быть самим собой;

- осознание своего "я";

- желание учиться;

- осознание цели в жизни;

- искусство общения со сверстниками;

- внутренние потребности к самовоспитанию

- умение ставить цели и достигать их;

- умение верить в собственные силы;

- становление самостоятельной практичной личности;

- подготовка к семейной жизни

Классные часы

Доброта и доброжелательность.

Поспешайте делать добро.

О настоящем и поддельном.

Учимся общаться.

Помоги понять себя.

Как устроен наш мир.

Ты живёшь среди людей.

Секретные советы мальчикам и девочкам.

Мои права и обязанности.

Цена жизни.

Быть воспитанным – это…

Этика и этикет.

Об умении думать, о других.

До дружбы надо дорасти.

Добру откроется сердце.

Правила вежливого человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Основы порядочности.

Культура способ организации жизни.

Жизнь-смерть.

Я и мой ближний (девиз жизни).

Уважение в общении.

Семья как школа любви.

Разрешение конфликтов.

Эмоции в нашей жизни.

Вызов, брошенный жизнью.

Стратегия принятия решений.

Жизнь человеческая наивысшая ценность.

Через гуманизм к миру.

Общешкольные воспитательные мероприятия

Уроки гражданственности.

Сбор гуманитарной помощи для оказания помощи солдатам срочной службы, находящихся на лечении в госпитале г.Краснодара.

Организация работы тимуровского отряда детской организации школы.

Создание отряда "Помощь здоровью".

Работа школьного музея им.Кривоноса А.В.

Экскурсия в музей. Знакомство с историей музея.

Организация поездки на места боевой славы с.Свободного "Русская балка".

Встреча с ветеранами труда, войны. Возложение цветов к памятнику "Часовня".

День траура в память погибших в Беслане. Беседа.

Обсуждение газетного материала боль Беслана.

Беседа "Терроризму – нет!"

Изготовление подарков для поздравления ветеранов труда, войны, одиноких и престарелых граждан.

Поздравления на дому ветеранов труда, войны, одиноких и престарелых граждан.

Организация праздника для пожилых людей с художественной программой.

День согласия и примирения. Беседа.

Урок-диспут "Родина, честь, долг, гордость".

Ода Матери. Праздник, посвящённый Дню Матери.

Изготовление памятных подарков для инвалидов, проживающих на территории села Свободного.

День инвалида. Литературно-музыкальная композиция.

Оказание помощи детям-инвалидам в организации досуга.

Праздник для пожилых людей "Низко в ноги кланяюсь".

Славные сыны Отечества – мои земляки. Патриотический час.

"Награда нашла героя". Торжественное вручение награды Терновому А.Н.

"Далёкая и близкая старина", литературно-музыкальная композиция, посвящённая 150-летию образования села Свободное.

Память о земляках, сбор и оформление материалов.

Судьбы народные – судьбы людские.

Сегодня память в душу нам стучит.

Учебная деятельность.

Выставка рисунков "Наш мир – игра"

Круглый стол.

Выводы

Гуманистически ориентированное образование не может готовить человека лишь к выполнению каких-либо социальных или профессиональных функций, не учитывая интересов и потребностей самого человека. Как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации гуманизация образования, являясь ключевым элементом нового педагогического мышления, требующего пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции, предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым. В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является не <воспроизведение> готовых знаний, понятий, приемов и навыков, а развитие неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности. Иначе говоря, в педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает не что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которой становится в том числе и познавательная активность детей.

Однако современная образовательная практика свидетельствует, что монолог педагога в процессе обучения по-прежнему имеет довлеющее значение (Е.В. Бондаревская, Е.Б. Быстрай, Л.А. Подымова, В.А. Сластенин, А.В. Сиволапов, Л.С. Шайдурова и др.). Это происходит, на наш взгляд, потому, что многие учителя оказываются неподготовленными к переориентации с репродуктивных функций на продуктивные, творческие, испытывая большие сложности в организации занятий, адекватных субъект-субъектным отношениям. Действительно, традиционное обучение в известной степени нивелировало функцию личностного воздействия, поскольку тяготело к использованию обезличенной учебной технологии, связанной с передачей информации, тренингом. Зарождение личностно-гуманистических технологий в обучении происходит, когда совместная деятельность ученика и учителя переходит на уровень эмпатийности, взаимного принятия и обмена ценностями, что обеспечивается соответствующим содержанием и методами обучения. Для реализации гуманистической направленности обучения отнюдь не достаточно лишь этических установок учителя. Учителю необходимо овладеть также и технологиями обучения, предполагающими активное включение деятельности ученика в структуру процессов саморазвития.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 2002. 560 с.

2. Ан С.А. Воспитание: опыт, проблемы, опыт. М., Лидер, 2003

3. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. 2004. С. 2-11.

4. Бойко Н.А. Воспитание в современной школе // Классный руководитель, 2001, № 6.

5. Горлачев В.П. Воспитание нравственности //Педагог, 2001, № 5

6. Жданов П.В. Воспитание школьников // Педагог, 2004, № 12

7. Красненко О.Н. Гуманистическое воспитание в современной школе. М., Просвещение, 2004

8. Одинцов П.К. Методы воспитания // Педагог, 2001, № 11.

9. Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 2004. С. 8-18.

10. Ушакова Е.В. Нравственное воспитание в начальных классах // Педагог, 2003, № 4.