Бизнес-план санатория

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория.

Статьи по теме
Искать по теме

Краткое описание санатория

Адрес: 453079, Республика Башкортостан, Гафурийский район, санаторий "Красноусольск". В 142 км к юго-востоку от г. Уфы, в 36 км от станции "Белое Озеро" Куйбышевской ж/д.

Путь следования: рейсовым автобусом с южного автовокзала г. Уфы (ул. Р. Зорге, тел. в Уфе 240608) ежедневно в 8.15 час, 12.25 час, 16.15 час. Время в пути 3.20 час. или электропоездом до станции "Белое озеро" Южно-Уральской железной дороги, далее автобусом 36 км

Таблица 1

Основные показатели деятельности санатория

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Санаторий осуществляет свою деятельность на основе соответствующих лицензий и сертификатов:

Сертификаты

1. Медицинская деятельность 001751

2. Общественное питание (столовая №1, столовые корпусов №№5, 6, 7) 0527828-0527831

3. Деятельность мини-пекарни (серийный выпуск макаронных, булочных и сдобных хлебобулочных изделий) 0233110, 5526135, 5526136

Лицензии

1. Медицинская деятельность Д 094450, Г 744769

2. Фармацевтическая деятельность Д 094390

3. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Д 094391, Д 094392

4. Розничная торговля В 606871

5. Добыча подземных минеральных вод для лечебно-питьевых целей на Красноусольском месторождении УФА 00638 МЭ

Санаторий "Красноусольск" – это ведущая здравница санаторно-курортной системы Республики Башкортостан, расположенная в 15 км от районного центра п. Красноусольский Гафурийского района. Именно здесь в долине реки Усолка, опоясанной лесным массивом Уральских гор выходят на поверхность минеральные источники типа Ессентуков, Краинки, Мацесты, находится уникальное грязевое озеро. Целебные свойства Красноусольских источников и грязей стали основополагающими лечебными факторами санатория:

- лечебная грязь – Озеро Сирямь-Туба

- минеральная вода – сероводородные хлоридные натриевые рассолы скважин, хлоридные натриевые воды скважин, хлоридно-натриевые рассолы скважин

- минеральная вода – источник "Красноусольск"

Санаторий специализируется на лечении заболеваний органов пищеварения, почек, кожи, нервной системы, опорно-двигательной системы, нарушения обмена веществ, гинекологических и урологических заболеваний.

Сегодня санаторий представляет собой современный курортный комплекс, круглогодичного функционирования. Коечная мощность – 500 мест. Это 8 спальных корпусов современного дизайна с одно и двухместными номерами, люксами. В номерах имеются все удобства – спутниковое телевидение, радио, телефон, холодильник, ванная комната. В корпусах бары, бассейны с сауной, игровые комнаты, тренажерные залы, столовые – "шведские столы".

Курортная инфраструктура

1. Водолечебница, 22 ванны – лечебные процедуры

2. Грязелечебница, 12 грязеразводных ванн, 3 трехкамерных и 1 четырехкамерных сегментарных грязевых ванн –

3. Лечебно-оздоровительный комплекс – бассейн с сауной, тренажерный зал, солярий, спортзал

4. Кабинеты диагностики – клинико-биохимические, ультразвуковые исследования, функциональные исследования сердца, консультации узких специалистов по профилю заболеваний

5. Питьевой бювет- питье минеральных вод, соляно-микроклиматическая камера, ингаляторий

6. Центр досуга – бильярд, боулинг, комната игровых автоматов (в т.ч. компьютерных) и художественная галерея, киноконцертный и танцевальный залы, музей и библиотека

7. Столовые (столовая №1, столовые корпусов №№5, 6, 7) – питание

На территории санатория к услугам отдыхающих работают бары, ресторан, парикмахерская, маникюрный кабинет, стоянка для автомашин, прачечная, тир, баня, прокат, интернет-кафе, а также косметологический кабинет, кабинет аппаратной косметологии, центр пластической хирургии, стоматология, тренажерные залы.

В настоящее время курорт "Красноусольск" занимает лидирующие позиции на рынке курортологии Республики и позиционирует себя как поставщик комплексных санаторно-курортных услуг самого высокого качества.

Основные направления деятельности:

организация санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-профилактической и специализированной медицинской помощи;

оказание диагностических услуг;

организация общественного питания;

анализ результатов санаторного лечения;

изучение свойств источников минеральных вод и грязи для дальнейшего использования их в лечебных целях;

осуществление снабженческо-сбытовой деятельности, транспортных услуг;

предоставление коммунальных услуг населению и юридическим лицам;

торговая деятельность;

и другие.

Главная цель – это лечение профильных заболеваний и поддержание здоровья населения, поэтому "Красноусольск" – прежде всего мощная медицинская база, хорошо организованная и оснащенная современным медицинским оборудованием. В арсенале санатория более 100 видов медицинских услуг, в том числе:

Диагностическая база: ЭКГ, функциональная, ультразвуковая диагностика, клинико-биохимическая лаборатория.

Лечебная база: ванное отделение (естественные хлоридно-натриевые и сероводородные минеральные ванны), грязелечение (грязевые ванны, 3-х- и 4-хкамерные сегментарные ванны, аппликации), электрогрязелечение, лечебный массаж, кишечные промывания, водолечение (подводный душ-массаж, лечебные души, дорожка Кнейппа, подводное вытяжение позвоночника), УЗТ-терапия, УВЧ-терапия, светолечение, индуктотермия, электросон, электросветолечение, иглорефлексотерапия, гирудотерапия, ингаляторий, спелеокамера, гинекологическое отделение, стоматология, косметология.

Узкие специалисты: проктолог, гастроэнтеролог, уролог, гинеколог, невропатолог, стоматолог.

В санатории успешно функционирует единственный в санаторно-курортной системе республики Центр пластической хирургии, открытый в 2002 году на базе корпуса №7, оснащенный итальянским и немецким медицинским оборудованием, а с 2003 г. – кабинет аппаратной косметологии с немецким оборудованием.

Среди клиентов санатория на национальном рынке крупнейшие организации республики (ОАО Сода, Каустик, Каучук, Газ-Сервис, Башкирэнерго, Салаватнефтеоргсинтез, Башинформсвязь), крупные банки (ОАО УралСиб, Социнвестбанк, Сбербанк), государственные учреждения (администрации городов и районов, Министерства, Фонд социального страхования РБ и другие органы государственной законодательной, исполнительной и судебной власти), коммерческие организации (туристические агентства Агидель, Крекс). На рынке России – это филиалы страховой компании РОСНО и УРАЛ в городах Оренбург, Ижевск; ОАО Военно-страховая компания г. Москва, ОАО СК Лукойл г. Москва, ОАО СОГАЗ г. Тюмень, ООО Росгосстрах Татарстан, ОАО РЕСО-Гарантия г. Оренбург, ЗАО СК Чулпан г. Альметьевск.

Стратегия развития предприятия:

развитие материально-технической базы, реконструкция и модернизация действующих мощностей и производств;

повышение качества конкурентно-способных услуг;

сохранение позиций лидирующего санаторно-курортного предприятия Республики Башкортостан и дальнейшее активное интегрирование на общероссийский рынок;

сохранение, развитие и рациональное использование природных лечебных ресурсов;

совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов санатория;

развитие лечебной, научно-исследовательской и методической деятельности;

разработка маркетинговой, рекламно-информационной политики, обеспечивающей продвижение санаторно-оздоровительных услуг на местном и национальном рынке.

Уровень качества санаторно-курортной деятельности

Особое внимание в санатории уделяется качеству оказываемых санаторно-курортных услуг. Специфика нашей деятельности такова, что вся она проходит в постоянном общении с клиентами или их группами. Поэтому вопрос о качестве весьма не прост, ведь удовлетворенность клиентов полностью основана на личностных, объективных и субъективных оценках каждого из отдыхающих. Такие простые слова "хорошо отдохнул", "эффективное лечение", "полноценный отдых", "мне понравилось", "мы приедем еще раз" – результат нашей работы, показатель качества обслуживания. Непрерывная деятельность в области качества позволила добиться санаторию "Красноусольск" доверия клиентов, уверенности в успешном развитии предприятия, общественного признания на национальном уровне.

Одним из показателей высокого уровня качества санаторной деятельности являются положительные отзывы наших отдыхающих, которые мы видим не только в книгах отзывов и предложений, но и на страницах республиканских газет ("Башкортостан", "Республика Башкортостан"), районных газет ("Звезда", "Табын"), журналах, по башкирскому телевидению.

Цель проекта

Исследование рынка санаторно-курортных услуг в республике Башкортостан и обоснование строительства пансионата на курорте "Красноусольск"

Основные показатели работы здравниц санаторно-курортной системы РБ

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Концепция проекта

Создаваемый пансионат будет расположен в 15 км от районного центра п. Красноусольский Гафурийского района, вблизи с санаторием "Красноусольск". Предполагается хорошее расположение здания, отсутствие рядом объектов, которые могут негативно влиять на его имидж. Пансионат будет иметь большую охраняемую территорию.

Основные характеристики пансионата:

Номерной фонд пансионата: пятиэтажный кирпичный корпус.

К услугам гостей пансионата будет предоставлена большая сауна: бассейн, комната отдыха, каминный зал, турецкая баня, бильярд. Столовая в отдельно стоящем двухэтажном здании. На 2-ом этаже: 2 зала (столовая и бар с телевизором, музыкальным центром), на первом – настольный теннис, киноконцертный зал.

Основные характеристики проекта:

Строительство пансионата с "нуля"

Сумма инвестиций в проект составляет 21000 тыс. долл.

Для решения поставленной задачи требуется привлечение кредитных ресурсов в размере 3 000 тыс. долларов США.

Окупаемость проекта составляет 6,3 года.

Описание предприятия-застройщика

Название компании: Общество с ограниченной ответственностью ООО "Мегатэк-Строй", дата регистрации 22 апреля 2004 г.

Юридический адрес компании: 450096, РБ, г.Уфа, ул. Лесотехникума 32/1, а/я – 100

Почтовый адрес компании: 450096, РБ, г.Уфа, ул. Лесотехникума 32/1, а/я – 100.

Лицензии: в 2005 года Обществом получена лицензия Д №587123 от 11.07.2005 на разрешение ведения строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, выданная Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Срок действия до 11.07.2010 г.

Общество имеет зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке товарные знаки:

1. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 314430.

2. Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) № 314431.

Генеральным директором Общества с 22 апреля 2004 года является Тарасов Сергей Викторович Год рождения: 1973

Сведения об образовании: высшее юридическое. Окончил в 1995 году Военный Университет по специальности "юриспруденция".

Коллегиальный исполнительный орган не формировался.

Направления деятельности:

Приоритетными направлениями общества являются:

1. Формирование бизнес-идей по созданию объектов жилой и коммерческой недвижимости;

2. Формирование концепции проекта, включая позиционирование недвижимости, анализ и оценку имеющихся обременении, правовых ограничений по реализации проекта, системный анализ рисков проекта и выбор его экономически эффективного варианта; представление интересов клиента при проведении согласований проекта в муниципальных и надзорных органах;

3. Управление реализацией проектов, включая выполнение функций заказчика, в т.ч.:

- оценка привлекательности инвестиций в конкретные активы недвижимости и разработка оптимального бизнес-плана;

- формирование эффективного проекта на основе активов недвижимости, ориентированного на конкретные клиентские группы;

- повышение капитализации участка за счет формирования комплекса проектной документации и его инженерного обустройства;

- организация и проведение тендеров, проведение переговоров с проектными и подрядными организациями; управление строительно-монтажными работами, включая контроль их качества;

- ввод объектов в эксплуатацию.

4. Юридическое сопровождение проектов, включая оформление исходно-разрешительной и иной документации в процессе реализации проекта.

Основными стратегическими направлениями деятельности ООО "Мегатэк-Строй" являются:

1. Девелопмепт:

1.1. Реализация существующих проектов ООО "Мегатэк-Строй"

В 2008 году ООО "Мегатэк-Строй" приступило к строительству в столице Башкирии гостиничного комплекса класса "три звезды". Инвестиции в проект должны превысить 25 млн. долларов США. Площадь комплекса составит 14,5 тыс. кв. метров. Его строительство планируется завершить в 2009 году. В девятиэтажном здании отеля разместятся 210 комфортабельных номеров, ресторан-бар, фитнес-центр, двухуровневая подземная стоянка, офисы и магазины. Идея строительства гостиничного комплекса принадлежит известной шведской сети отелей Rezidor SAS. Отель в Уфе должен стать одним из самых крупных отелей Rezidor SAS в России.

1.2. Поиск и вхождение в новые девелоперские проекты.

В ближайших планах компании – выход на рынок загородной недвижимости. В 2009 году уже начались подготовительные работы по возведению малоэтажного жилого комплекса под Уфой в поселке Михайловка. В строительстве поселка применяются самые современные строительные технологии, а инфраструктура отвечает самым высоким требованиям.

2. Управление проектами и строительством:

Профильной деятельностью Общества на ближайшее время остается строительство объектов недвижимости различного целевого назначения. Планируется дальнейшее наращивание влияния Общества на рынке коммерческой недвижимости, укрепление позиций на рынке жилья под Уфой, с постепенным выходом на рынки иных регионов.

Обществом планируется также выход на рынок индивидуального жилищного строительства.

Партнеры ООО "Мегатэк-Строй"

Общество сотрудничает с ведущими подрядными и проектными организациями, выступающими гарантом качества возводимых домов и выполнения обязательств перед покупателями. Стратегическим партнером Общества выступает известная строительная Компания "РосЕвроДевелопмент". Общество также тесно сотрудничает с крупными агентствами недвижимости: ООО "Эксперт", ООО "Уфа-Риэлти".

С целью увеличения объемов реализации квадратных метров за счет ипотечных программ ООО "Мегатэк-Строй" тесно сотрудничает со Сбербанком России.

Описание продукта

Пятиэтажный кирпичный корпус пансионата расположен в 15 км от районного центра п. Красноусольский Гафурийского района. В отдельно стоящем двухэтажном здании расположена столовая.

Номерной фонд – 290 номеров:

1-местные 1-комнатные стандартные номера (1 доп. место) санузел совмещенный: туалет, умывальник, душ, телевизор, холодильник, кондиционер.

2-местные 1-комнатные повышенной комфортности номера (1 доп. место) санузел совмещенный: туалет, умывальник, душ, телевизор, холодильник, кондиционер, телефон, балкон.

2-комнатные номера (1 доп. место) санузел совмещенный туалет, умывальник, душ, телевизор, холодильник, кондиционер, телефон, балкон.

Строительство начнется во II ом квартале 2009 года, срок сдачи пансионата – в III ем квартале 2010 г.

Анализ рынка

Эффективность и привлекательность курортного лечения в здравницах Башкортостана прежде всего обусловлена уникальными природными лечебными факторами, и развитой материально-технической базой санаториев.

На примере известных здравниц – Янган-Тау, Зеленая Роща, Юматово, Яктыкуль и Красноусольска можно видеть, что материальные вложения в развитие санаториев социально и экономически обоснованы. Рыночная доля этих курортов в республиканском санаторно-курортном рынке самая высокая. Сегодня эти санатории -градообразующие для поселков, крупные налогоплательщики, обеспечивают работой население районов, экономически самостоятельны и могут направить собственные средства на свое дальнейшее развитие.

Программы развития каждого санатория рассчитаны на сохранение стабильных темпов роста, которые характеризуются ростом и финансово-экономических показателей.

Строительство и открытие новых санаториев для республики Башкортостан стало традиционным, а строительство новых корпусов, лечебно-диагностических комплексов, центров развлечения, горнолыжных трасс в действующих санаториях идет постоянно.

Материально-техническое оснащение и наличие природных лечебных ресурсов позволили изменить статус некоторых домов отдыха, превратив их в санаторий.

Кроме того, в республике функционирует широкая сеть детских санаторных учреждений: 21 детских санаторий на 3000 коек и 100 детских оздоровительно-воспитательных организации различной ведомственной принадлежности. Только за последние 3 года прошли реконструкции и построены 3 детских санатория. В материальную базу детских санаториев вкладывается солидные бюджетные средства. В летние и каникулярные периоды ежегодно из бюджета республики выделяются значительные целевые средства для оздоровления детей.

Помимо государственных унитарных предприятий – санаториев, в республике существуют и активно функционируют более 40 санаториев-профилакториев ведомственного характера. При этом они объединены в Центры реабилитации и восстановительного лечения. Санатории-профилактории республики при приоритете оздоровления в них работников предприятий, обеспечивают реабилитацию большинства пострадавших от несчастных случаев, профессиональных заболеваний, работников бюджетной сферы – учителей, врачей, студенческой молодежи. Для профилакториев Башкортостана в этих целях характерно широкое использование природных лечебных факторов, добываемых у них же.

Сегодня в оздоровлении населения высока роль передовых курортных технологии, научно-обоснованных современных методов курортного лечения. В республике создана единая система планирования и организации научных исследований, подготовки кадров для санаторно-курортной системы. Большой вклад вносит организованный по Указу Президента Научно-исследовательский институт восстановительной медицины и курортологии при медицинском университете.

Результаты исследований получили отражение в программах развития санаториев, в том числе новых, в оздоровительных и лечебных программах, в республиканской целевой программе по развитию кумысоделия и кумысолечения, актуального для республики Башкортостан, по оздоровлению подростков призывного возраста, с открытием первого в России отделения в санаторий Юматово.

Важным аспектом развития курортной сферы Башкортостана являются высококвалифицированные медицинские кадры в санаториях, подготовка которых организована в медицинском университете по программам высшего образования. Большинство врачей санаториев в настоящее время имеют сертификаты специалиста, в том числе по новой специальности – врача восстановительной медицины. В подготовке кадров значимость базовых санаториев высока, особенно организованных учебно-методических комплексов с возможностью повышения квалификации кадров всех уровней санаторно-курортного обслуживания.

В рамках развития системы охраны здоровья здоровых, работающих, профилактики заболеваний, влияния на факторы риска, особое внимание уделяется созданию на базе санаториев современных Центров и Школ Здоровья – не только для отдыхающих, но и для жителей близлежащих городов и районов. Для этого разработаны краткосрочные научно- обоснованные профилактические и оздоровительные программы.

Политика охраны здоровья населения нашло свое отражение в целевой республиканской Президентской программе "Питьевые и минеральные воды Башкортостана", направленной на обеспечение населения качественной питьевой водой и расширение доступа к лечебным минеральным водам каждого жителя. Бутилирование минеральной воды осуществляют сами санатории.

Важным направлением на современном этапе является развитие въездного туризма в республику, организация лечебно-оздоровительных туров для населения из других регионов, для ближнего и дальнего зарубежья. Развитие санаторно-курортной индустрии в Республике Башкортостан вызывает огромный интерес и способствует развитию въездного туризма.

Заполняемость санаториев высокая, особенно в летний период.

В настоящее Правительство Республики Башкортостан к числу приоритетных относит:

- проблемы привлечения инвестиции для дальнейшего решения задач курортной отрасли;

- привлечение средств добровольного и обязательного медицинского страхования на профилактику и реабилитацию больных в санаториях;

- участие санаторно-курортной системы РБ в реализации Федеральных целевых программ;

- поддержка деятельности НИИ восстановительной медицины и курортологии БГМУ в рамках сотрудничества с Российским научным Центром восстановительной медицины и курортологии;

- создание регионального санаторно-курортного Центра восстановительной медицины;

- дальнейшее улучшение материально-технической базы санаториев.

- повышение эффективности и объемов санаторно-курортной помощи.

Укрепление материальной базы санаториев, их оснащенности, рост спроса на лечение в здравницах Башкортостана и рост количества оздоровленных свидетельствуют, что санаторно-курортная система республики развивается. Можно считать, что санаторно-курортная система РБ превращается в высокодоходный сектор экономики, выполняющий социальную задачу по оздоровлению населения, развитию и сохранению уникальных природных лечебных ресурсов Республики Башкортостан.

План маркетинга

Ценовая стратегия является одним из инструментов обеспечения реализации продуктово – рыночной стратегии и достижения плановых показателей деятельности компании.

Постоянные задачи:

- поддержание конкурентного отношения "цена – качество";

- стимулирование спроса;

- увеличение денежной составляющей в оплате;

- компенсация негативного действия инфляции;

- получение плановых объемов дохода и прибыли.

Формирование ценовой политики компании происходит на стадии выпуска на рынок нового товара, новых услуг с учетом установившихся цен на услуги, реализуемые относительно продолжительное время.

ООО "Мегатэк-Строй" применяет метод установления цен, исходя из цен на рынке. В этом случае именно рынок определяет границы колебаний цены, которая может быть установлена предприятием. Причем, колебания в большую или меньшую сторону, внутри этих границ зависят от:

а) цены, которую потребитель готов заплатить, что зависит от психологической оценки покупателя или его оценки "ценности обмена";

б) конкретных характеристик товара;

в) цен на товары конкурентов.

Средняя цена стоимости проживания, питания и лечения с человека в сутки в одноместном номере составляет 2400 руб., в двухместном – 2200 руб.

Исходя из этих данных, а также, учитывая весь комплекс услуг, предоставляемых проживающим, рассчитана стоимость проживания в пансионате (таблица 2).

Таблица 2.

Стоимость проживания в пансионате с человека в сутки, руб.

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Дополнительное место:

Дети до 3 лет размещаются бесплатно без предоставления отдельного места.

Детям в возрасте от 3 до 12 лет – 80% от стоимости путевки.

Определив наилучший и наиболее эффективный вариант использования объекта недвижимости, необходимо остановиться на вопросах продвижения объекта недвижимости на рынок, то есть на стратегии маркетинга.

Данный этап предполагает выход управляющей компании на рынок недвижимости с предложением услуг аренды управляемого объекта. В рамках данного этапа деятельности управляющая компания за свой счет разрабатывает стратегию маркетинга, проводит соответствующую рекламную кампанию.

Стратегия маркетинга включает в себя подходы к управлению недвижимостью и инициативы, которые использует компания для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления своей позиции на рынке. В основе стратегии маркетинга лежит конкурентное преимущество объекта недвижимости, то есть такие качества, которые являются исключительной чертой объекта и отсутствуют у конкурирующих объектов.

Основные отличительные преимущества пансионата: расположение объекта, его внешний вид, состояние прилегающей территории, размеры и отделка помещений, перечень дополнительно оказываемых услуг, профессионализм персонала управляющей компании. Отличительной особенностью пансионата являются чистота и уют в комнатах (горничные убирают комнаты ежедневно) и во всем здании, номера со всеми удобствами – санузел, душ, холодильник, балкон. Благодаря автономной системе водоснабжения горячая и холодная вода подаются круглосуточно. На каждом этаже есть уголок отдыха с мягкой мебелью, телевизором и видеомагнитофоном. В пансионате собственная коллекция видеофильмов. Несмотря на максимально приближенные к природе условия, в пансионате при необходимости можно воспользоваться междугородним телефоном, WiFi доступом в Интернет, электронной почтой..

Проведение грамотной рекламной компании призвано вывести пансионат на рынок и в дальнейшем продвигать его услуги.

Порядок проведения рекламной кампании:

- на первом этапе производится разработка фирменного стиля и дизайна пансионата;

- с началом строительства пансионата рекламное агентство и управляющая компания начинают проводить рекламную кампанию в СМИ, различные PR-акции;

- после открытия постоянно продолжается ведение поддерживающей рекламной кампании меньшей интенсивности и стоимостью.

Цель – привлечение отдыхающих. Рекламная деятельность, направленная на потенциальных клиентов – с начала строительства пансионата, продолжительность рекламной кампании – 18 месяцев. Снижение интенсивности рекламы, направленной на привлечение отдыхающих, предполагается после открытия пансионата.

Необходимо как можно чаще упоминать о новом строительстве в различных СМИ, давать интервью и как можно больше "раскрывать" информацию о услугах, оказываемых пансионатом.

После открытия пансионата предполагается поддерживать уровень заполняемости на стабильно высоком уровне при конкурентоспособных ценах на проживание и лечение, что будет достигаться качеством работы управляющей компании.

В основе рекламной компании будет общение со СМИ, а также специальные PR-акции. Общение со СМИ включает в себя такие информационные источники, как газеты, журналы, телевидение, радио. PR-акции включают в себя интервью, специальные мероприятия по привлечению интереса к пансионату, распространения информации о нем. Цель – постоянное упоминание о пансионате, реклама всех его положительных сторон, общественный резонанс.

Таким образом, предполагается:

1. Организация и проведение нескольких интервью с представителями ведущих общественных СМИ.

2. Размещение информационных статьей в общественных СМИ.

3. Распространение информационных материалов (информационные листовки, ценовые бюллетени).

4. Распространение информационных материалы на Веб-сайте.

5. Организация нескольких личных интервью представителей СМИ с представителями пансионата.

Важной составляющей реализации маркетинговой стратегии и одновременно одной из задач стратегии воздействия (коммуникационной стратегии) компании является формирование и поддержание положительного имиджа компании.

Развитие связей с общественностью предполагает, прежде всего сопоставление деловой активности компании с различными интересами и типовыми ожиданиями по отношению к ней контактных аудиторий, представляющих общество. Для этого предусматривается дифференцировать образ компании и характер усилий по его формированию у населения, деловых партнеров, представителей органов государственной власти, а также положительному восприятию деятельности компании ее сотрудниками.

Необходимо также установление обратной связи, для чего целесообразно предусмотреть ежегодный анализ и оценку деятельности компании по результатам изучения откликов и выявления характера отношения респондентов внешней и внутренней среды к компании, ее деятельности, и услугам.

Стратегия коммуникаций предусматривает создание и распространение печатных рекламно-информационных материалов. Практикуемые и планируемые на будущее виды изданий: проспекты, листовки, плакаты постеры.

Рекламная информационная деятельность в Интернете преследует цели:

- поддержка имиджа инновационной компании,

- реклама услуг.

Интернет предоставляет новые возможности рекламы услуг, которые были невозможны при старых технологиях. Стоимость рекламы в сети существенно ниже стоимости рекламы в СМИ или, например, при изготовлении щитов. Поэтому в 2009 г. необходимо использовать максимум возможностей по рекламе в Интернете, включая:

- прямую рекламу на сайте;

- баннерную рекламу услуг, марки и сайта.

Реклама в печатных изданиях будет осуществляться путем размещения рекламных объявлений; модулей, статей и других публикаций информационного и обзорно – рекламного характера. Будет проводиться работа по размещению информации о компании и услугах в телефонных справочниках, бизнес – каталогах.

Наружная реклама будет представлена: рекламными щитами, транспарантами, световыми вывесками, фирменными вывесками.

Ниже представлен рекламный бюджет и Ежемесячные расходы ООО "Мегатэк-Строй" на рекламу и продвижение услуг:

Размещение баннера на сайте pressa.ru 9000

Реклама в прессе 10200

Реклама в информационных каталогах 6000

Печатные рекламно-информационные материалы 6000

Наружная реклама 10000

Услуги агентств недвижимости 18000

Итого 59200

Таким образом, ежемесячные затраты ООО "Мегатэк-Строй" на продвижение услуг и рекламу составят 59200 руб., а общие – 59200 х 18 = 1065600 руб. что составляет 40 тыс. долл.

Инвестиционный план

Этапы строительства пансионата:

Проектные работы Апрель 2009 г.

Нулевой цикл Май 2009

Каркас Апрель 2010

Прокладка коммуникаций Июнь 2010

Отделочные работы Август 2010

Благоустройство территории Сентябрь 2010

Общая сметная стоимость инвестиционного проекта оценивается в сумме 21 млн. долларов США. Далее: представлен постатейный перечень инвестиционных затрат:

Проектные работы 300

Строительные работы 13860

Прокладка коммуникаций, благоустройство территории 1600

Приобретение мебели, офисного и медицинского оборудования 2700

Оборотные средства 2000

Реклама 40

Прочие затраты 500

Итого 21000

Источники финансирования инвестиционного проекта. Первоначальный капитал, необходимый для строительства пансионата может быть собственным и заемным. К заемным источникам финансирования относятся ссуды, кредиты, частные инвестиции и др., собственные средства формируются за счет взносов учредителей, чистой прибыли предприятия.

Большая часть проектов реализуется за счет комбинированного финансирования.

Потребность в финансовых средствах по инвестиционному проекту составляет 21000 тыс. долл., в т.ч. потребность в заемных средствах составляет 3000 тыс.долл. Финансирование проекта предполагается осуществлять за счет долгосрочного кредита в валюте под 15% годовых.

Условия предоставления заемных средств представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Источники финансовых средств

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Схема погашения кредита приведена в табл.4.

Таблица 4.

Динамика погашения кредита

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Операционный план

ООО "Мегатэк-Строй" для эксплуатации пансионата воспользуется услугами управляющей компании (Санаторий "Красноуольск"). Задача управляющей компании – осуществлять поиск и размещение отдыхающих.

Величина вознаграждения управляющей компании зависит от уровня заполненности объекта, находящегося в ее управлении. Оптимальной представляется величина вознаграждения управляющей компании в размере 10 процентов от действительного валового дохода.

При эксплуатации пансионата возникают операционные издержки.

Операционные издержки – периодические затраты, необходимые для содержания недвижимости и поддержания возможности производить действительный валовой доход.

Электроэнергия

Общее потребление электроэнергии по пансионату планируется на уровне 92,5 тыс. кВт в месяц. Стоимость одного кВт/ч составляет 1,30 руб., что эквивалентно 0.045 USD за кВт/ч. Годовые затраты на электроэнергию составят 49,95 тыс. долл.

Теплоснабжение

Стоимость одной Гкал планируется установить на уровне 497,02 руб., что эквивалентно 17,14 USD за Гкал. Совокупное потребление тепла по пансионату оценивается в 420,5 Гкал в месяц (283 Гкал – на отопление, 137,5 Гкал – на горячее водоснабжение). Годовые затраты на теплоснабжение составят 86,5 тыс. долл.

Водоснабжение и канализация

Расчет издержек на водоснабжение и канализацию проводился на основе действующих тарифов: стоимость одного куб. м подаваемой холодной воды составляет 37,04 руб., что эквивалентно 1.28 USD за куб. м, стоимость одного куб. м сбрасываемых вод – 16,70 руб. или 0.58 USD за куб. м.стоимость одного куб. горячей воды – 111,12 руб. или 3,84 USD за куб. м.

Расход холодной воды планируется на уровне 17 куб. м в сутки, горячей – 23. Количество стоков планируется 40 куб. м в сутки. Общий расход составит в год 68,8 тыс. долл.

Связь

Проектом предполагается заключение договора партнерства с компанией МТС на проведение оптико-волоконной связи в пансионат. Затраты на связь – 100 USD в месяц.

Дератизация и дезинфекция

Затраты на дератизацию и дезинфекцию одного кв. м общей площади составят 12 рублей в год.

Уборка и мытье окон

Мытье окон следует проводить два раза в год, в апреле и сентябре. Услуги по мытью окон и стеклянных покрытий оказывают такие фирмы, как "Top Service Cleaning", "Эльбрус". Стоимость мытья 1 кв. м составляет от 0,5 до 0,8 USD, в зависимости от сезона и высоты расположения окон. Таим образом, затраты на мытье окон составят 0,25 тыс. USD в год.

Заработная плата персонала

Зарплата персонала рассчитана на основе аналогичных ставок в подобных пансионатах. Эти расходы принимает на себя управляющая компания.

Расходные материалы и инвентарь

В процессе эксплуатации потребуются расходы на замену спецодежды для обслуживающего персонала, рабочего инвентаря, инструментов, текущего ремонта и замены электрооборудования, моющих средств, затраты на стирку спецодежды, затраты на расходные материалы управляющей компании и др.

Поскольку номенклатура инвентаря и материалов очень большая, то затраты определяются условно в размере 0,5% от всех операционных затрат.

Обеспечение системы безопасности объекта недвижимости

В процессе подготовки объекта недвижимости к коммерческому использованию управляющая компания должна организовать систему безопасности объекта, которая обеспечивает:

- безопасность отдыхающих и персонала;

- сохранность имущества отдыхающих и собственника;

- экономическую безопасность.

При приеме объекта недвижимости в управление управляющая компания осуществляет предварительную фиксацию наличия и функционирования систем безопасности объекта, их достаточности и адекватности известным системным и несистемным рискам, а также экономической целесообразности систем безопасности. При изучении системы безопасности анализируется состояние обучения и инструктаж клиентов и персонала; организация охраны; надежность инженерно-технических систем; вопросы страхования.

Пожарная безопасность

В сфере обеспечения пожарной безопасности управляющая компания должна:

- разработать план действий на случай пожара;

- оборудовать здание противопожарной сигнализацией и оборудованием;

- обучить персонал и отдыхающих правилам действий в случае обнаружения очага возгорания;

- следить за состоянием противопожарного оборудования.

Сметой, предоставленной ООО "Мегатэк-Строй", предусмотрена установка системы противопожарной сигнализации и средств пожаротушения. Составными частями являются: охранно-пожарные датчики (тепловые, дымовые), контрольные панели, устройства пожарного оповещения.

Для номеров рекомендуется устанавливать тепловой пожарный извещатель.

Затраты на обслуживание системы планируются в размере 450 USD в месяц.

Охрана

В сфере обеспечения охраны объекта управляющая компания должна:

- изучить системы и приборы обеспечения безопасности;

- выбрать оптимальную систему охраны;

- осуществлять постоянный инструктаж охраны и контроль над ней.

Охрана должна быть хорошо защищена и специально обучена. Охранникам необходимо хорошо знать планировку помещений, а также всегда иметь под рукой список телефонных номеров персонала по управлению и техническому обслуживанию, все телефоны аварийных служб.

Оптимальным вариантом для обеспечения безопасности будет обращение к услугам Вневедомственной охраны.

Следует отметить важную, при заключении договора на обслуживание, деталь: служба безопасности не должна нести ответственности за материальные ценности. Все помещения пансионата должны закрываться и пломбироваться (при необходимости). Служба безопасности несет ответственность за сохранность пломб, замков и защитных устройств (жалюзи, сетки и др.). Незакрытые помещения отдыхающих и их имущество не попадают под ответственность охраны.

Для службы безопасности необходимо выделить дежурную комнату, где должен быть установлен пульт пожарной и охранной сигнализации.

Затраты на охрану составят 59 тыс. USD в год.

Сбор и вывоз отходов и мусора, уборка снега

На объектах недвижимости должны быть также созданы необходимые условия для сбора отходов и работы спецавтотранспорта.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", на территории должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от объектов недвижимости на расстояние не менее 20 м и не более 100 м.

Затраты в год на сбор и вывоз отходов и мусора, уборку снега составят 3 тыс. USD.

Налог на имущество

Налог на имущество будет взиматься в размере 2,2% от остаточной стоимости основных фондов. Остаточная стоимость определялась исходя из действительного срока службы и величины амортизационных отчислений.

Амортизация

На основании "Единых норм амортизационных отчислений", принято 4,0% от балансовой стоимости в год.

Прочие расходы

В категорию прочих расходов вошли расходы, не учтенные выше и непредвиденные расходы. Их величина принималась в размере 4 % от общей суммы издержек.

Смета затрат на эксплуатацию и обслуживание пансионата представлена:

Электроэнергия 49950

Теплоснабжение 86500

Водоснабжение и канализация 68800

Связь 1200

Дератизация и дезинфекция 4500

Уборка и мытье окон 250

Вознаграждение управляющей компании 200270

Пожарная безопасность 5400

Охрана 59000

Сбор и вывоз отходов и мусора, уборка снега 3000

Налог на имущество 350000

Амортизация 638400

Расходные материалы и инвентарь 7336

Прочие расходы 58691

Итого 1533297

Управление и персонал

В управляющей компании работают 47 человек – люди квалифицированные и высокопрофессиональные. Понимая, что знание – это развитие и прогресс, сотрудники компании регулярно участвуют в курсах повышении квалификации, различных семинарах и учебных программах.

Профессиональный уровень персонала Управляющей компании засвидетельствован не только достижениями явными, но и многочисленными благодарственными письмами, почетными грамотами и наградами. В целом же в коллективе Управляющей компании работают 33 человека с высшим образованием и 14 человека со средне-специальным. По возрастным критериям возраст работников варьируется от 22 до 60 лет, преобладающее большинство работников в рамках 25 – 45 лет, что говорит о том, что коллектив компании молод, активен и готов к свершениям.

Организационная структура управляющей компании представлена на рисунке 1.

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Рисунок 1. Структурная схема управляющей компании.

Персонал компании.- это ключевой фактор успеха. Основными действиями в данном направлении являются: подбор и подготовка ключевых фигур, формирование команды специалистов, обеспечивающих эффективную работу компании, развитие с использованием современных инструментов маркетинговых исследований, бюджетирования, управления проектами с мотивацией на повышение доходности бизнеса, что реализуется условиями контракта.

С целью дальнейшего повышения качества выполняемых работ руководство компании планирует мероприятия по работе с персоналом:

- широкое привлечение собственного кадрового потенциала, местного кадрового потенциала;

- выдвижение талантливой молодежи;

- руководящий состав предполагается отбирать из числа менеджеров, имеющих опыт работы в данной области и знающих специфику местных условий;

- повышение квалификации и обеспечение уровня и качества управления, отвечающих мировым стандартам, проводить через обучение руководящего состава и ведущих специалистов в крупных учебных центрах страны.

Совершенствование управления направлено на:

- обеспечение эффективного и финансового и проектного управления, прогнозирование финансово-экономических результатов деятельности;

- организацию постоянного мониторинга выполняемой работы, анализ ее качества и достижение поставленный целей;

- мотивацию персонала на достижение поставленных целей, задач и развитие компании.

Успешное развитие управления достигается за счет инвестиций в развитие персонала и обучение, материально-техническое обеспечение.

Финансовый план

Чистые денежные потоки определяются как прибыль (после уплаты налогов) плюс амортизация и другие неденежные затраты, такие как отсроченные платежи минус любые добавления к оборотному капиталу в течение изучаемого периода времени. Расчет чистых денежных потоков представлен в таблице 5.

Таблица 5.

Поток реальных денег

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Чистая текущая стоимость данного проекта равна сумме чистых дисконтированных потоков и составляет:

NPV= 519,4 + 261,3 + 873,2+1508,8 + 2185,1 = 5347,8 тыс. долл.

Необходимым критерием принятия инвестиционного решения является положительное сальдо накопленных реальных денег (сальдо трех потоков) в любом временном интервале, где ООО "Мегатэк-Строй" осуществляет затраты или получает доходы. В рассматриваемом проекте это условие соблюдается. Кроме того, ни в одном временном интервале не возникает потребность в дополнительных средствах. Предварительный анализ структуры потока реальных денег показывает, что проект в целом является экономически привлекательным, поскольку обеспечивает получение доходов, превышающих инвестиции в проект.

Рассчитаем среднегодовую прибыль (Р).

Данные о чистой прибыли от операционной деятельности приведены в табл. 6.

Таблица 6.

Определение ROI

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Рг = (382,9 + 877,8 + 1611,3 + 2545,6 + 3743,3): 5 = 1832,2 (тыс. долл.).

Инвестиционные затраты составляют 21000 тыс. долл., соответственно простая норма прибыли равна

ROI = 1832, 2: 21000 = 8,7 {%).

Определение периода окупаемости. Для определения точного периода окупаемости необходимо следующее.

1. Рассчитать кумулятивный (накопленный) поток реальных денежных средств, поскольку в используемом проекте возникающие денежные потоки не равны по годам (табл. 7).

Таблица 7.

Кумулятивный поток (тыс. руб.)

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

2. Определить, на каком году жизни кумулятивный поток денежных средств принимает положительное значение (в данном случае это 7-й год).

3. Найти часть суммы инвестиций, не покрытой денежными поступлениями, в период, предшествующий году, определенному на предыдущем шаге (она составляет 2723,2 тыс. долл.).

4. Разделить этот непокрытый остаток суммы инвестиций на величину денежных поступлений в периоде, в котором кумулятивный поток принимает положительное значение (в данном случае 2723,2 тыс. долл. составляют 0,3 от суммы денежных поступлений в 6-м году, равной 8647,2 тыс. долл.). Полученный результат характеризует ту долю данного периода, которая в сумме с предыдущими целыми периодами и образует общую величину срока окупаемости. Так, в данном случае период окупаемости 6,3 года (6 + 0,3).

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Оценка риска

Риск инвестиционного проекта определяется как вероятность его убыточной реализации. Вместе с тем, даже получение некоторой прибыли может не соответствовать тому уровню рентабельности, который приемлем инвестору. Необходимая норма прибыли на вложенный капитал включает безрисковую ставку и рисковую премию. Безрисковая ставка определяется как прибыль, которую можно получить в единицу времени на единицу вложенного капитала с вероятностью уменьшения, близкой к нулю.

Управление рисками – это комплекс мероприятий, включающий идентификацию, анализ, снижение и мониторинг рисков с целью снижения отклонения фактических показателей реализации инвестиций от их за планированных значений.

В число рисков при инвестировании в недвижимость обычно включаются: технические, риски участников проекта, строительно-эксплуатационные, маркетинговые, финансовые, политические, юридические, экологические, военные, специфические, риски обстоятельств непреодолимой силы и др.

В процессе анализа каждого из видов рисков можно выделить три направления: во-первых, выявление истоков, причин возникновения данного типа риска, во-вторых, изучение негативных последствий, вызванных возможной реализацией данного риска, и, наконец, в-третьих, выбор конкретных мероприятий, позволяющих минимизировать рассматриваемый риск.

Анализ уместности затрат (риски инвестиций относительно затрат) ориентированный на выявление социальных зон риска, предполагает, что перерасход средств может быть вызван одним или несколькими следующими факторами:

- изначальная недооценка стоимости проекта в целом или его отдельных фаз и составляющих;

- изменение границ инвестирования, обусловленное непредвиденными обстоятельствами;

- увеличение стоимости проекта по сравнению с первоначальной вследствие инфляции или изменения налогового законодательства.

В процессе экспертизы концепции пансионата выявились проблемы, снижающие рыночный потенциал проекта и осложняющие его ликвидность. В основном они могут анализироваться по модели GETS (Government, Economy, Technology, Society). Т.е. эти риски (преимущественно – внешние), называемые систематическими или неуправляемыми, анализируются в рамках подсистем:

1. Политические, административно-правовые, бюджетные, нормативные, налоговые;

2. Экономические, финансовые, кредитные;

3. Технологические (стоимость строительных материалов и работ, новые материалы и технологии, специфика строительства современных санаторно-курортных комплексов);

4. Общественные требования и ожидания, потребительское поведение, стандарты спроса, изменение предпочтений.

Согласно проведенному анализу, риски первой группы для данного проекта имеют "фоновый" характер – они не превышают обычные региональные риски данного сегмента рынка. К важнейшим факторам, влияющим на финансово-экономический и социальный успех проекта, относится, во-первых, риск недостаточной активности административных органов по развитию территорий. Во-вторых – риск недостаточно последовательной политики поддержки инвестиций, возможные проблемы в политике налогообложения.

Риски второй группы носят общий для данного сегмента рынка характер, за исключением масштабов и кредитной составляющей. Проект связан с необходимым на первом этапе кредитованием в объемах, значительно превышающих типичные объемы для рынка торговой недвижимости. Эти риски зависят от макроэкономических показателей, кредитного рейтинга девелопера, конкурентоспособности условий кредита, параметров кредитной линии, стратегии возврата заемного капитала. Общие риски узкого сегмента рынка крупных комплексов включают и нарушение баланса спроса-предложения на рынке – при очевидной конкуренции со стороны и аналогичных проектов, и других сегментов рынка недвижимости.

Особенностью рисков третьей группы является специфика ценообразования и импортозамещения в строительстве и особенности формирования, структурирования и обеспечения логистики крупных комплексов. Рост рублевой себестоимости строительства может обогнать долларовый эквивалент расчета его текущей долларовой стоимости, а стоимость импортных материалов (прежде всего отделочных) может, при неблагоприятном росте курса доллара и неадекватности отечественных заменителей, превысить расчетные показатели. Существует и риск невыполнения работ или срыва сроков подрядчиками. Все этапы реализации Проекта увязаны по срокам и объемам, сбой на любом из них ставит под сомнение все последующие. Этот риск уменьшается проведением тендера, установлением в конкурсной документации высоких квалификационных требований к подрядчику, что допускает к участию в конкурсе только надежные фирмы (или консорциумы), устойчиво работающие на рынке.

Наконец, риском четвертой группы можно считать вероятность того, что произойдёт переориентация спроса на развлекательные услуги.

Управление рисками

Процесс управления инвестиционным проектом в современных условиях требует отношения к риску не как к статичному, неизменному параметру, а как к параметру, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие, отсюда следует вывод о необходимости выявления управляемых (частично управляемых) рисковых факторов и влияния на них.

Управлять риском – значит предпринимать действия, направленные на поддержание такого его уровня, который соответствует стоящим в данный момент целям управления. Естественно, у каждого инвестора свои требования к уровню риска, которые зависят от состояния рынка, выбранной стратегии (агрессивная, осторожная и др.). Со временем инвестор может ослабить требования к риску (например, если не удается получить достаточную прибыль) или, наоборот, повысить их.

Далее рассматриваются воздействующие на Проект различные виды рисков и предлагаются некоторые пути их снижения.

В таблице 8 представлено описание объективных рисков Проекта.

Таблица 8.

Описание объективных рисков Проекта

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

В таблице 9 представлено описание субъективных рисков Проекта.

Таблица 9.

Описание субъективных рисков Проекта

Бизнес-план создания нового предприятия на примере санатория

Перечень присущих Проекту рисков может быть дополнен приблизительной оценкой суммарного риска реализации Проекта на разных его стадиях.

На стадии организационно-технических мероприятий, привлечении стратегических партнеров и финансирования – риск максимален. Основные позиции риска: неадекватность архитектурно-планировочных решений комплекса; проблемы мобилизации необходимых финансовых ресурсов; затягивание сроков (проектирования, согласительной документации, строительства); появление конкурентоспособных объектов в непосредственном окружении.

На стадии строительства – средний риск. Основные позиции риска: ошибки в выборе объемно-планировочных решений; качество, стоимость и сроки работ; неверный выбор маркетинговой и ценовой политики; выход на рынок конкурентного проекта.

На стадии реализации – средний риск. Риски возврата заемных средств из-за возможного неблагоприятного сценария количества отдыхающих.

Управлению подлежат только субъективные риски. Объективные риски, обусловленные общеполитической и общеэкономической неопределенностью, непосредственному управлению не подлежат, но должны минимизироваться за счет превентивных мероприятий и поддержания работоспособного механизма выявления, контроля и зашиты от рисков.

Выводы

В результате оценки бизнес-плана можно сделать выводы:

- ООО "Мегатэк-Строй" может быть получена положительная чистая современная стоимость будущих денежных потоков, относящихся к строительству пансионата в размере 5347,8 тыс. долл. Норма прибыли составляет ROI = 8,7%, что говорит о привлекательности проекта. Период окупаемости проекта равен 6,3 года. Следовательно, "Мегатэк-Строй" может вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

-. Исследования деятельности санаторно-курортных учреждений Республики Башкортостан за 5-летний период (2003-2008 гг.) показало увеличение охвата пациентов на 28% санаторно-курортным лечением, ресурсного обеспечения здравниц на 30%, в то время как увеличение коечного фонда за тот же временной отрезок составило всего 8,4%; что в свою очередь доказывает – " увеличение номерного фонда ведет к увеличению числа отдыхающих (гостей, пациентов) и … увеличение прибыли ".

Список используемой литературы

1. Зайцев Н.Л. Экономика предприятия: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001

2. Захарченко В.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – Одесса:, 2002г

3. Тарасова Н.В., Ларионова И.А., Алексахин А.В. Организации и планирование производства. Методические указания. М.:изд.МИСиС 2001г.

4. Петрович И.М. Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика предприятия. – М., 2000.

5. Промышленная логистика. Логистико-ориентированное управление организационно-экономической устойчивостью предприятий в рыночной среде/И. Н. Омельченко, А.А. Колобов, А.Ю. Ермаков, А.В. Киреев; Под ред. А.А. Колобова. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003г.

6. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Теория анализа хозяйственной деятельности /Под общ. ред. В.В. Осмоловского. – Мн.: Выш. шк., 2000.

8. Финансовый менеджмент: теория и практика /Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2000.

9. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов. Под ред. Руденко А.И. – Минск, 2004г.

10. Овсийчук М.Ф. Управление денежными средствами предприятия// Аудитор. – 1996. – №5. – с. 37-42.

11. Бухгалтерский учет. Практическое пособие для бухгалтеров кооперативов, предприятий общественных организаций, совместных предприятий / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Н. С. Смородинова. – М., 2001.

12. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. – М., 2004.

13. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М., 2004.

14. Управление персоналом организации: Учебник / Под редакцией А.Я. Кибанова. – М., 2001.

15. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий. Учебное пособие. – М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002.

16. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ООО "ТК Велби", 2002..